Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Катынская средняя школа
Смоленского района, Смоленской области
Рассмотрено Руководитель МО ________/Степанькова С.А./ Протокол от ______№___ | Согласованно Заместитель директора по УВР ________/Гилькина Н.Л../ _______________________ | Утверждаю Директор МБОУ Катынская СШ ________/И.Д. Воробьева/ Приказ от ______№___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОНОМИКЕ
11 класс
Учитель экономики
Майоров Антон Владимирович
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) (Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений / Сост. Л.Н. Поташева. М.: Вита-Пресс, 2015);
авторской программы Королёва, Г. Э. Экономика. Рабочая программа. 10—11 классы: учебно-методическое пособие / Г. Э. Королёва. — М.: Вентана - Граф, 2019.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Королевой Г.Э, «Экономика. 10-11 классы». Учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова – 6-е издн., испр. и доп. М.: Вентана Граф, 2019.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Изучение экономики в старшей школе направлено на достижение следующих цели и задач:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Содержание предмета «Экономика» представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.
Основные содержательные линии:
• человек и фирма;
• человек и государство;
• экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание предмета обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета экономика являются - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета «Экономика» отражают:
Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития экономической науки и практики, осознание своего места в поликультурном мире;
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности экономического содержания;
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Готовность и способность к экономическому образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды.
Метапредметные результаты освоения предмета «Экономика» предусматривают:
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать рациональные стратегии в условиях ограниченности ресурсов;
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения экономических задач;
Готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию экономического содержания, получаемую из различных источников;
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
Умение определять назначение и функции различных социально-экономических институтов; Умение самостоятельно принимать эффективные решения;
Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
Владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные результаты освоения предмета «Экономика» на базовом уровне предусматривают:
Сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
Понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
Сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
Владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
Сформированность навыков проектной деятельности: умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
Умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
Способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
Понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получение и оценка экономической информации;
составление семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Содержание курса экономика
Введения (1 час)
Как мы будет изучать предмет экономика
Экономика и человек. Экономика фирмы (18 часа)
Что изучает экономика. Экономика: наука и хозяйство. Потребности и блага. Факторы производства. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Рациональное поведение людей в экономике. Альтернативная стоимость. Производственные возможности. Экономическая система. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Смешанная экономическая система. Спрос. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Предложение. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Нарушение рыночного равновесия. Конкуренция и её виды. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Формы организации бизнеса. Понятие предпринимательства. Индивидуальная деятельность. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Экономика фирмы. Финансовые показатели фирмы. Виды издержек фирмы. Средние издержки. Источники финансирования фирмы. Внутренние и внешние источники финансирования. Виды ценных бумаг. Надёжность и доходность ценных бумаг. Менеджмент. Основные принципы менеджмента. Экономические цели предприятия. Функции управления. Организационная структура управления предприятием. Маркетинг. Основные элементы маркетинга. Реклама: достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий. Рынок труда. Особенности рынка труда. Заработная плата. Производительность труда. Финансы семьи. Зачем нужно составлять семейный бюджет. Доходы семьи. Расходы семьи. Потребительский кредит. Неравномерность распределения доходов.
Государство и экономика (14 часа)
Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки. Экономический кругооборот. Валовой внутренний продукт (ВВП). Что включается в состав ВВП. Измерение ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Экономический рост. Содержание экономического роста. Факторы экономического роста. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов. Виды экономических циклов. Денежное обращение. Возникновение денег и виды денег. Функции денег. Ликвидность. Инфляция. Сущность инфляции. Виды и причины инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Банковская система в России. Коммерческие банки. Банк России. Монетарная политика Банка России. Другие финансовые организации. Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Финансы государства. Бюджетно-налоговая политика государства. Налоги. Функции налогов. Виды налогов. Системы налогообложения. Кривая Лаффера. Безработица. Занятые и безработные. Типы безработицы. Уровень безработицы. Международная торговля. Абсолютное и сравнительное преимущество. Современные тенденции развития мирового хозяйства. Валютный рынок. Государственная политика в области международной торговли.
Резерв учебного времени (1 час)
Тематическое планирование по экономике
11 класс
№ | Тема | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Введение | 1 | |
2 | Экономика и человек. Экономика фирмы | 18 | 1 |
3 | Государство и экономика | 14 | 1 |
4 | Резерв учебного времени | 1 | |
Итого | 34 | 2 |
3. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по экономике в 11 классе (учитель Майоров А.В.)
(34 часа, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения урока |
11 класс |
План | Факт |
1 | Введение | Стр. 7-9 | | |
Часть I Экономика и человек. Экономика фирмы (18 часов) |
2 | Что изучает экономика. Факторы производства. | §1 | | |
3 | Проблема выбора | §2 | | |
4 | Экономическая система. Типы экономических систем. | §3 | | |
5 | Спрос. Неценовые факторы спроса. | §4 | | |
6 | Предложение. Неценовые факторы предложения | §5 | | |
7 | Рыночное равновесие | §6 | | |
8 | Конкуренция и ее виды | §7 | | |
9 | Формы организации бизнеса | §8 | | |
10 | Акционерное общество. | §8 | | |
11 | Экономика фирмы. Виды издержек фирмы. | §9 | | |
12 | Источники финансирования фирмы | §10 | | |
13 | Менеджмент | §11 | | |
14 | Маркетинг | §12 | | |
15 | Создаем фирму | стр. 201-207 | | |
16 | Презентация бизнес–планов | презентация | | |
17 | Рынок труда | §13 | | |
18 | Семейный бюджет | §14 | | |
19 | Контрольная работа по теме «Экономика и человек. Экономические фирмы». | | | |
Часть II Государство и экономика (14 часов) |
20 | Предмет макроэкономики. Экономический кругооборот | §15 | | |
21 | Валовой внутренний продукт | §16 | | |
22 | Номинальный и реальный ВВП | §16 | | |
23 | Экономический рост. | §17 | | |
24 | Экономический цикл. | §18 | | |
25 | Денежное обращение | §19 | | |
26 | Инфляция. Социально-экономические последствия инфляции | §20 | | |
27 | Банковская система в России | §21 | | |
28 | Монетарная политика банка России | §21 | | |
29 | Роль государства в экономике | §22 | | |
30 | Налоги. Виды налогов | §23 | | |
31 | Занятость и безработица. Типы безработицы. | §24 | | |
32 | Международная торговля | §25 | | |
33 | Контрольная работа по теме «Государство и экономика» | | | |
Резерв учебного времени (1 час) |
34 | Резерв учебного времени | | | |