«Графический и средовой дизайн. Дизайнерские разработки» (34 ч) | | | |
Раздел 1. Графический дизайн и реклама (10 часов) | | | |
1-2 | Реклама. Плакат. Композиционное построение плаката | Актуальность искусства плаката. Психология восприятия плаката. Основы выразительности искусства плаката. Синтетическая природа и образно-информационная цельность. Классификация плаката по его тематической направленности. Рекламная идея плаката и его визуальный образ как этапы поиска дизайнерского решения композиции. Фотоизображения и графика в создании визуального образа плаката. Стилистика изображения и способы композиционного расположения элементов в пространстве плаката. | Задание: создать макет плаката (тематика плаката выбирается учащимся самостоятельно или определяется преподавателем). Материалы: бумага, графические материалы, фотовырезки, клей. Возможно выполнение работы на компьютере. | 2 | 03.09 10.09 | |
3. | «Дизайн книги. Элементы книги как объекта дизайна. Принципиальный макет книги» | История искусства книги. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги. Роль иллюстрации и шрифта в создании художественно-дизайнерского образа книги. | Задание: создать принципиальный макет книги. Первый вариант: создание макета из бумаги; второй вариант: разработка макета на компьютере (в том числе с использованием редакторских программ). Работа может быть как индивидуальной, так и коллективной. Материалы: цветная и белая бумага, вырезки из фотографий, ткань и пр., клей резиновый или «Момент- кристалл». | 1 | 17.09 | |
4-5 | «Графический дизайн на трёхмерных объектах. Упаковка товаров» | История развития упаковки. Упаковка товаров - активная часть маркетинга. Информационное и эстетическое значение упаковки. Композиционные элементы упаковки: изображение, шрифт, цвет, торговая марка и т. д. Разработка развёртки - важная часть воплощения композиционного замысла. | Задание: создать макет упаковки. Материалы: цветная и белая бумага, вырезки из журналов, ткань и пр.; возможен вариант выполнения работы на компьютере. | 2 | 24.09. 01.10. | |
6-7 | «Реклама в городе. Дизайн в наружной рекламе. Реклама на различных носителях» | Коммуникативная роль рекламы в современной общественной жизни. Направления и виды рекламной деятельности. Размещение рекламы, наружная реклама в городе. Реклама в интерьерах общественных зданий. | Задание: выполнить эскиз рекламы на транспорте (на корпусе грузовика, автобуса, троллейбуса и пр.). Материалы: материалы для коллажа, графические материалы (по выбору), бумага; возможно выполнение работы на компьютере. | 2 | 08.10. 15.10. | |
8 | «Сочетание текста и реального предмета в рекламе. Инсталляция. Витрина» | Использование объёмных элементов в плоскостных рекламных плакатах. Понятие инсталляции. Инсталляция как художественный приём в арт-дизайне. Применение инсталляции в рекламных плакатах и в оформлении витрин. Функции витрины как части магазина. Образование витринистики как дизайнерской специализации. | Задание: выполнить эскиз витрины Материалы: материалы для коллажа, графические материалы (по выбору), бумага; возможно выполнение работы на компьютере. | 1 | 22.10 | |
9-10 | Дизайн-проект «Макет витрины» | Открытые, полузакрытые и закрытые типы витрин. Определение концептуальной идеи оформления витрины. Выбор эмоционально-психологического фона, настроя, рекламного послания, обращённого к целевой аудитории. | Выполнение дизайн-проекта. Витрины товарные, сюжетные и акционные (распродажи, праздники и пр.). Элементы дизайнерского оформления витрины. Материалы: графические материалы (по выбору), бумага, ткани, геометрические формы-подставки и пр., ножницы, клей; возможен вариант выполнения работы на компьютере. | 2 | 29.10 12.11. | |
Раздел 2. Пространственное формообразование в дизайне. Композиция в объёме (6 часов) | | | |
11-12 | «От плоскостного изображения к объёму и пространству. «Драматургия» геометрии» | От плоскостного изображения - к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Пространственное взаимоотношение объёмов. Выстраивание сюжетной линии восприятия форм в пространстве как организация среды. Влияние архитектурной среды, которое испытывает человек, «негласная команда пространства». Силуэт как первооснова впечатления от объекта. Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве (создание объёмно-пространственных макетов). | Задания: 1) придумать, нарисовать, а затем сделать небольшие макеты двух-трёх разных по конфигурации домов, крыши которых сливаются при виде сверху в простой прямоугольник. Сделать подобные зарисовки возможной «расшифровки» произвольной (одной и той же) композиции из прямоугольников, кругов и линий (две-три штуки). Наиболее удачную зарисовку воплотить в пространственном макете; 2) создать ритмически сбалансированную композицию из цилиндров и вертикалей разной высоты и диаметра путём противопоставления сгущённости и разрежённости в их расположении; добиться динамического равновесия форм и пространства. Цилиндр можно сделать из полоски бумаги, а вертикаль - из палочки или трубочки. Для создания зрительного контраста в композицию может быть включён шар, соразмерный остальным элементам и пространству поля. Материалы: бумага, фломастер, ножницы, клей; задания можно выполнять на компьютере, осваивая 3D- программы. | 2 | 19.11 26.11 | |
13-14 | «Поверхность и фактура. Усложнение плоскости. Прикладные свойства бумаги в композиции рельефа» | Использование разными способами обработанной бумаги в эскизах, макетах, а также в рекламе и арт-дизайне. Некоторые техники обработки бумаги. Использование различных фактурных материалов в дизайн-проектах. | Задания: 1) выполнить рельеф из фактур бумаги и других материалов (в технике коллажа); 2) выполнить пейзаж (или натюрморт, портрет) в технике аппликации из рваной цветной бумаги и обрывков текстовых материалов (можно использовать старые газеты и журналы); 3) создать рельефные орнаменты (элементы орнамента) при помощи процарапывания и сгибания бумаги; 4) добиться фактурной поверхности при помощи бумажной полоски, приклеенной ребром; 5) создать тематическую композицию в технике коллажа с использованием различных приёмов работы с бумагой, а также разнофактурных материалов. Материалы: бумага, ножницы, клей. | 2 | 03.12 10.12 | |
15-16 | «Композиционная организация пространства. Ландшафт. Натурализм и метафора в макете» | Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Усложнение рельефа вертикальных элементов. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. Работа с потолочным пенопластом. Имитирующие материалы и материалы- метафоры. | Задания: 1) нарисовать на плотной бумаге несколько линий (плавных, ломанных, пересекающихся), затем при помощи разновеликих полос бумаги, приклеенных на ребро, «вырастить» ритмическую абстракцию или дом, пейзаж (по желанию); 2) создать объёмно-пространственный макет из двух-трёх объёмов (домов), стоящих на разноуровневых горизонтальных плоскостях (ступенях), и отдельных или пересекающихся вертикальных плоскостей (стен). Расположением и формой этих элементов добиться целостности и динамического равновесия всей композиции. В макет ввести два-три цвета (пастельных оттенков); 3) подобрать различные природные материалы и искусственные фактуры, которые в дальнейшем можно использовать при создании макета ландшафта. Материалы: бумага, потолочный пенопласт, макетный нож, ножницы, клей. | 2 | 17.12. 24.12 | |
Раздел 3. Дизайн городской среды (10 часов) | | | |
17-18 | «Архитектурный дизайн и его значение в эстетизации городской среды» | Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установлении связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Социальные и функциональные предпосылки организации среды. | Задание: сделать эскиз пешеходной зоны. Выполняется любым способом (рисунок, фотоколлаж, макет, компьютер). Вариант: подобрать достаточного размера фотографию улицы, затем, используя технику коллажа и графики, сделать эту улицу пешеходной, добавив уличную мебель, фонари, вазоны, павильоны, киоски ит. д.). Материалы: графические материалы (по выбору), бумага, вырезки из журналов, клей; возможен вариант выполнения работы на компьютере. | 2 | 14.01 21.01 | |
19-21 | «Садово-парковое проектирование. Ландшафтный дизайн» | Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Садово-парковое искусство. Ландшафтный дизайн. Элементы композиции садово- паркового дизайна (растения, оборудование, парковая скульптура ит. д.). Регулярные и пейзажные школы ландшафтного дизайна. Слияние в наши дни двух сфер деятельности - работы архитектора и дизайнера в одну - архитектурно-дизайнерское проектирование. Условные обозначения, применяемые в ландшафтном проекте. | Задания (на выбор): 1) сделать графический план всей территории небольшого городского или детского парка, сквера, а затем в любой технике (рисунок, фотоколлаж, макет, компьютер) выполнить эскиз основного фрагмента парка или сквера; 2) задание выполнить в той же последовательности, но сделать план и эскиз усадебного участка. Материалы: бумага, ножницы, клей (для макетирования); можно также выполнить работу на компьютере. | 3 | 28.01 04.02 11.02 | |
22-24 | «Дизайнерское решение экспозиционного пространства. Выставочные конструкции и экспонаты» | Дизайн выставочной среды. Организация композиционного единства и информационного комфорта крупной выставки. Роль организатора. Дизайн выставочного пространства: разработка оригинальной и удобной планировки, единого для всех участников выставки оформительского элемента, доминанты (основного визуального акцента) и т. д. Постоянные выставочные экспозиции и организация музейной экспозиции. Перевод языка фактологии всех музейных элементов на язык художественной образности. Музейный дизайн. Традиционная музейная экспозиция и новые типы музейных экспозиций. Диалог со зрителем. | Задания (на выбор): 1) выполнить эскиз основного фрагмента парка или сквера в нашем городе; 2) найти информацию наиболее интересных проектных решений дизайнеров для организации выставочной среды Материалы: бумага, ножницы, клей (для макетирования); можно также выполнить работу на компьютере. | 3 | 18.02 25.02 04.03. | |
25-26 | Дизайн-проект «Макет экспозиции выставки (музея)» | Выполнить эскиз выставочного или музейного пространства. Все макеты текстовых блоков вырезаются произвольно, но важно, чтобы их фон по возможности совпадал с фоном стенда или стены. Тема экспозиции - по выбору учащихся и учителя. | Задание: 1) сделать предварительный набросок карандашом или на компьютере; 2) выклеить макет одного из экспозиционных помещений музея или небольшой тематической выставки из плотной цветной бумаги и журнальных вырезок Материалы: графические материалы (по выбору), бумага, природные материалы; возможно выполнение работы на компьютере с помощью 3D-nporpамм | 2 | 11.03 01.04 | |
Раздел 4. Взаимное сочетание объёмов в композиции (8 часов) | | | |
27-28 | «Поиск гармонии между функцией и красотой в дизайне» | Прослеживание структур вещи или здания. Выявление простых объёмов, образующих вещь, агрегат или здание. Влияние взаимосочетаний объёмов на образный характер постройки или вещи. Баланс функциональности и художественной красоты. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. | Задания: 1) графическими материалами (чёрно-белыми или цветными) изобразить любой предмет в четырёх-пяти разных «эмоциональных» состояниях (по выбору: удивление, настороженность, замкнутость, агрессия, депрессия, восторг и т. д.) Сначала создать простой по форме предмет, а затем - более сложный (например, стул: грустный, весёлый, высокомерный, агрессивный и т. п.); 2) сделать аналитический рисунок геометрического «состава» любого предмета, взятого в виде фотографии; в рисунке показать, из каких геометрических форм состоит этот предмет; 3) выполнить из бумаги или потолочного пенопласта три макета конкретных или условных зданий, состоящих из различных объёмов, соединённых способом: а) примыкания; б) врезания или пронизывания; в) обтекания. Можно сделать один макет, совместив в нём все три способа. Материалы: бумага, потолочный пенопласт, макетный нож, ножницы, клей. | 2 | 08.04 15.04 | |
29-30 | «Учимся у природы. Бионика. Опыт формообразования и строительства в живой природе» | Бионика - прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы. Применение бионических принципов в дизайне и архитектуре. | Задание: сделать зарисовки с натуры или с любой фотографии, на которой запечатлены представители флоры или фауны (постараться применить их форму и конструкцию в проектном эскизе какого-либо дизайнерского объекта). Материалы: бумага, графические материалы, фломастер, ножницы, клей. | 2 | 22.04 29.04 | |
| | |
31-34 | Дизайн-проект «Рекламная или выставочная пространственная конструкция» | Выполнение проекта конструкции, сочетающей в себе и плоскости, несущие некую информацию, и объёмы, включённые в пространство конструкции. Рекламная конструкция перед входом в выставочный павильон (на земле, на крыше, над входом) или сооружение, находящееся внутри павильона и даже являющееся центром, доминантой всей экспозиции. | Работа может быть как индивидуальной, так и коллективной, включающей в себя ряд этапов: 1) поисковый этап; 2) сбор, обработка информации по выбранной тематике; 3) выбор технологии изготовления дизайн-проекта; 4) изготовление макета в материале; 5) коллективное обсуждение дизайн-проекта. Материалы: плотная цветная бумага (пастельных оттенков), пенокартон или пенопласт, фотоиллюстрации и т. д. | 4 | 06.05. 13.05 20.05 27.05 | |