Рабочая программа
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
города Лениногорска Лениногорского муниципального района Республики Татарстан
Лойко Александры Леонидовны
учителя математики
первой квалификационной категории
по элективному курсу математики
«Избранные вопросы математики»
8 класс
Пояснительная записка
«Решение задач является наиболее
Характерной и специфической разновидностью
Свободного мышления»
Уильям Джеймс
Одной из целей обучения математике – научить учащихся решать задачи. Одно из средств повышения эффективности обучения математике – систематическое и целенаправленное формирование умений решать задачи.
Решение задач выступает и как цель и как средство обучения. Умение решать задач является одним из основных критериев уровня математического развития обучающихся. В ходе работы над задачами формируется творческое мышление.
Решение задач имеет большое практическое значение, так как оно является звеном связующим теорию с практикой, обучение с жизнью, трудом. Оно вырабатывает у учащихся умение применять математические знания в жизни.
Текстовые алгебраические задачи, иначе на составление уравнений, представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на вступительных экзаменах в вузах, централизованном тестировании, в контрольных измерительных материалах ЕГЭ.
Школьникам и абитуриентам разных вузов приходится распутывать замысловатые условия задач о встречах пешеходов и велосипедистов, автобусов и поездов, о перемешивании растворов спирта и кислоты, о сплавах меди, олова и цинка, о наполнении бассейнов, о нахождении процентного прироста и вычислении «сложных» процентов и т.д. Интерес к текстовым задачам вполне понятен. Решение этих задач связано с развитием логического мышления, сообразительности, а часто и непростыми преобразованиями, возникающими при решении полученных систем уравнений и неравенств.
Текстовые задачи вызывают трудности, как у школьников, так и у абитуриентов. Это происходит от недостаточного внимания, уделяемого такого рода задачам в школьном курсе математики. Данный курс – это попытка восполнить этот пробел.
Цель курса:
Формирование математической культуры решения задач.
Задачи:
Углубление и расширение полученных знаний на уроках.
Умение применять полученные знания для решения практических задач
Формирование навыков анализа связей между величинами.
Подготовка к обучению на профильном уровне.
Данный курс рассчитан на 25 часа. Курс позволяет познакомить учащихся с новыми методами решения задач, пополнить багаж своих знаний новыми идеями, а главное решать интересные задачи. Сложность излагаемого материала нарастает постепенно. Это позволяет привлечь сравнительно большое число учащихся, не всегда ориентированных на математику.
Изучение материала предлагается построить в виде лекции, практических занятий, семинаров. Для консультации привлекать учителей химии, экономики. На занятиях предполагается активный диалог с учащимися.
Школьники, изучившие данный материал, смогут применить его при решении конкурсных, прикладных задач, а также использовать в повседневной жизни в практических целях.
В результате учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Решение текстовых задач на сплавы и смеси; на проценты и вычисление процентного роста с использованием формул «сложных» процентов; на движение, совместную работу.
Овладение навыками и умениями для решения нестандартных задач;
Приобрести навыки рассуждения, наблюдательности, умения проводить аналогии, обобщать, обосновывать, анализировать, делать выводы.
Календарно – тематический план
№ | Тема занятий | Кол-во Часов | Тип занятия | Дата По плану | Дата По плану | Дата фактически | Дата фактически |
| Введение. Понятие задачи. Задачи на свойства чисел. | 2 | Лекция - беседа | 6.10, 13.10 | 9.10, 17.19 | | |
| Решение задач на равномерное прямолинейное движение. Решение задач на равноускоренное движение. | 3 | Лекция- беседа. Уроки – практикумы | 20.10, 27.10 10.11 | 23.10, 30.10, 13.11 | | |
| Решение задач на движение по реке | 4 | Лекция- беседа. Уроки – практикумы | 17.11, 24.11, 1.12, 8,12 | 20.11, 27.11, 4.12, 11.12 | | |
| Задачи на проценты, сложные проценты | 4 | Лекция- беседа. Уроки – практикумы | 15.12, 22.12, 15,01, 19.01 | 18.13, 25.12, 12.01, 22.01 | | |
| Промежуточный контроль | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | 26.01 | 29.01 | | |
| Определение понятий, необходимых для решения задач на смеси и сплавы. Решение задач, связанных с массовой (объёмной) концентрацией вещества. | 4 | Уроки – практикум. Отработка умений и навыков | 2.02, 9.02, 16.02, 23.02 | 5.02. 12.02, 19.02, 26.02 | | |
| Решение задач, связанных с определением процентного содержания вещества | 2 | Уроки – практикум. Отработка умений и навыков | 1.03, 8.03 | 4.03, 11.03, | | |
| Решение задач на работу и производительность | 4 | Уроки – практикум. Консультация учителя | 15.03, 5,04, 12.04,19.04 | 18.03, 1.04, 15.04, 22.04 | | |
| Итоговый контроль | 1 | Защита собственных проектов или рефератов | 26.04 | 29.04 | | |
Содержание программы
Часть 1 (14 часов) Разные задачи на составление уравнений
Задачи на движение. Понятия равномерного и равноускоренного двидения. Основные формулы, необходимые для решения задач на равномерное прямолинейное движение и равноускоренное движение. Задачи на движение по реке.
Задачи на свойства чисел.
Задачи на проценты, сложные проценты.
Часть 2 (11 часов) Задачи на смеси и сплавы, задачи на совместную работу.
Основные понятия, необходимые для решения задач: массовая (объёмная) концентрация вещества, процентное содержание вещества. Решение задач, связанных с определением массовой (объёмной) концентрацией вещества.
Решение задач, связанных с определением процентного содержание вещества.
Решение сложных задач на смеси и сплавы.
Задачи на работу, производительность.