Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Донской СОШ
Приказ от 31.08.2016 №194
_____________ С.А. Гордиенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по платным дополнительным
образовательным услугам
Русский язык («Синтаксис и пунктуация»)
10-11 класс
на 2016-2017 учебный год
Учитель Петренко Лиана Эстатьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа курса « Синтаксис и пунктуация» для 10-11 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28 п. 6);
областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);
приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);
приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.03.2016 № 199 «О признании организаций областными инновационными площадками и о прекращении деятельности областных инновационных площадок»;
письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 № 271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016 -2017 учебный год»;
приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 04.12.2013 №433 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательные учреждения Зерноградского района в 2014-2015 учебном году»;
приказ управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 26.04.2016 № 237 «О формировании недельных учебных планов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Зерноградского района на 2016-2017 учебный год»;
приказ МБОУ Донской СОШ от 14.06.2016 № 144 «Об утверждении учебного плана на 2016-2017 учебный год»;
Устав МБОУ Донской СОШ (утверждён приказом управления образования Администрации Зерноградского района от 11.06.2015 №266);
письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку по разделам « Синтаксис» и «Пунктуация» , необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
развивать пунктуационную грамотность;
формировать устойчивые навыки нормативной речи;
совершенствовать речевую деятельность учащихся.
подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);
оказание психологической поддержки старшеклассникам в подготовке к экзамену в новой форме.
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков.
Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы
Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: выполняют тестовые задания и др.
Итоговый контроль в конце обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2016-2017 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по элективному курсу составило 70часов.
3. Планируемые результаты освоения элективного курса
Ученики должны иметь представление
знать
сведения о языке по темам : « Синтаксис и пунктуация», соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку ;
содержание заданий ЕГЭ по темам : « Синтаксис и пунктуация»,
уметь
4. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Введение: нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов.
Единый государственный экзамен как форма итогового контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа А . Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.
Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ.
I.Синтаксис и пунктуация
Словосочетание. Виды и способы связи в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание). Свободные и несвободные , простые и сложные словосочетания. .
Грамматическая основа предложения . Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование подлежащего и сказуемого.Нормы управления и согласования.
3.Простое односоставное предложение.
Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное. Трудные случаи: нахождение в сложных предложениях односоставных и неполных предложений. Неполные предложения .Отличие неполных предложений от односоставных.
Задания в формате ЕГЭ.
4. Принципы и функции пунктуации.
Смысловая роль знаков препинания. Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И. Задания в формате ЕГЭ .
Знаки препинания.
Знаки препинания в предложениях с обособлением (причастным и деепричастным оборотами , приложениями и т.д. ). Задание 16 в формате ЕГЭ. Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастным оборотом. Задание 7 в формате ЕГЭ.
Присоединительные и уточняющие члены предложения .
Знаки препинания в предложениях с вводными словами , вставными конструкциями и обращениями. Задания в формате ЕГЭ. Задание 17 формате ЕГЭ. Трудные случаи: разграничение вводных слов и омонимичных членов предложения.
Предложения с междометиями и словами ДА , НЕТ .
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при очп .Однородные и неоднородные определения . . Задание 15 формате ЕГЭ
Трудные случаи пунктуации.
Тире в простом предложении. Двоеточие в предложении с однородными членами.
Изобразительно-выразительные средства языка
Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте синтаксические фигуры речи). Задания в формате ЕГЭ
Работа с текстом.
Выявление средств выразительности. Задание 24 в формате ЕГЭ
Проверочные работы по изучаемым темам .
Виды сложных предложений .
Сложносочинённые предложения
Сложноподчиненные предложения .Виды придаточных предложений : изъяснительные , определительные , обстоятельственные .
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными . (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). Задания в формате ЕГЭ.
Бессоюзные предложения
Замена придаточной части С П П.
Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Предложения с прямой речью. Цитирование.
Способы оформления чужой речи. Авторское употребление знаков препинания. Стилистические синонимы. Виды цитирования. Предложения с косвенной речью. Задания в формате ЕГЭ.
Нормы синтаксиса (выбор формы сказуемого, согласование определений и приложений, нормы управления, очп, причастный и деепричастный оборот,
ошибки в построении СП). ЗаданиЕ 7 в формате ЕГЭ
II. Знаки препинания.
Трудные случаи пунктуации.
Тире в простом и сложном предложении. Двоеточие и точка с запятой в бессоюзном предложении.
Трудные случаи пунктуации.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: правильно определять грамматические основы предложений и границы между частями в сложном предложении, помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложения, так и части сложносочиненного предложения и придаточные в сложноподчиненном предложении. Задания 18-19 в формате ЕГЭ 2017.
Обобщение изученного. Контрольные и проверочные работы.
5.Тематическое планирование
№ | Разделы курса, темы | Кол-во часов |
1 | 1.Введение | |
| Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов . Знакомство с последней демоверсией . Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 |
2 | 2.Словосочетание | 7 |
| Синтаксисическая связь . Словосочатания и их свойства Виды подчинительной связи. Согласование Управление. Глагольное и именное управлени Примыкание Главные члены предложения | |
3 | 3.Грамматическая основа | 7 |
Подлежащее Типы сказуемого .Простое глагольное сказуемое . Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое Практикум по теме: «Сказуемое» Тире между подлежащим и сказуемым | |
4 | 4.Простое предложение. Простое осложнённое предложение | 23 |
| Односоставные и неполные предложения Типы односоставных предложений :определённо-личные Неопределённо-личные Типы односоставных предложений : обобщённо-личные ,безличные Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения . Обобщающие слова при однородных членах предложения Практикум по теме:«Односоставные предложения и однородные члены предложения». Обособленные члены предложения . Обособленные определения. Обособленные приложения . Обособленные обстоятельства Обособленные дополнения Уточняющие члены предложения Практикум по теме:« Обособленные члены предложения». Тест по теме:« Обособленные члены предложения». Вводные слова и вводные предложения Обращения. Пунктуация в предложениях со сравнительными оборотами . Контроль знаний в формате ЕГЭ Анализ контрольной работы Коррекция знаний по теме : «Синтаксис простого предложения» Нормы синтаксиса(выбор формы сказуемого, согласование определений и приложений, нормы управления, очп, причастный и деепричастный оборот) | |
5 | 5.Сложное предложение | 19 |
6. 7. 8. | Сложносочинённое предложение Нормы синтаксиса(ошибки в построении ССП) Проверочная работа по теме: «Сложносочинённые предложения» Типы придаточных в сложноподчинённом предложениии Синонимия синтаксических конструкций. Нормы синтаксиса(ошибки в построении СПП) Сложноподчинённые предложение с несколькими придаточными. СПП с соподчинением придаточных. СПП с однородным подчинением . СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных . Проверочная работа по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» Практикум. Пунктуационный разбор текста Бессоюзное сложное предложение. Запятая ,точка с запятой в бессоюзном сложном предложении Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении Практикум по теме: « Пунктуация в бессоюзном сложном предложении» Сложные предложения с разными видами связи Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи . Практикум по теме: « Сложные предложения с разными видами связи» Использование СПП в разных стилях речи» Пунктуационный анализ текста Проверочная работа по теме: « Сложное предложение» 6.Изобразительно-выразительные средства языка. Фигуры речи: синтаксический параллелизм инверсия, риторический вопрос ,риторическое восклицание ; выразительные средства синтаксиса. 7.Прямая речь.Цитирование. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Авторские знаки препинания. Предложения с косвенной речью.Синтаксическая синонимия. 8.Повторение и обобщение. Обобщение и повторение изученного в курсе 10-11 классов Итоговый контроль в формате ЕГЭ. Анализ ошибок, допущенных в итоговой работе. Работа над ошибками | 3 2 8 |
| Итого | 70 |
6. Календарно - тематическое планирование элективного курса
№ п/п | Дата план | Дата факт | Раздел , тема, урок | Количество часов | Вид контроля |
1.Введение |
1 | 03.09 | | Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов . Знакомство с последней демоверсией . Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 | |
2.Словосочетание |
2 | 03.09 | | Синтаксисическая связь . Словосочатания и их свойства | 1 | |
3 | 10.09 | | Виды подчинительной связи. | 1 | |
4 | 10.09 | | Согласование | 1 | |
5 | 17.09 | | Управление, | 1 | |
6 | 17.09 | | Управление . Глагольное и именное управление | 1 | |
7 | 24.09 | | Примыкание | 1 | |
8 | 24.09 | | Примыкание | 1 | |
3.Грамматическая основа |
9 | 1.10 | | Главные члены предложения | 1 | |
10 | 1.10 | | Подлежащее | 1 | |
11 | 8.10 | | Типы сказуемого .Простое глагольное сказуемое . | 1 | |
12 | 8.10 | | Составное глагольное сказуемое | 1 | |
13 | 15.10 | | Составное именное сказуемое | 1 | |
14 | 15.10 | | Практикум по теме: «Сказуемое» | 1 | |
15 | 22.10 | | Тире между подлежащим и сказуемым. Тест | 1 | Тест |
4.Простое предложение. Простое осложнённое предложение |
16 | 22.10 | | Односоставные и неполные предложения | 1 | |
17 | 29.10 | | Типы односоставных предложений :определённо-личные Неопределённо-личные | 1 | |
|
18 | 29.10 | | Типы односоставных предложений : обобщённо-личные ,безличные | | |
19 | 12.11 | | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения . | 1 | |
20 | 12.11 | | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | |
21 | 19.11 | | Практикум по теме:«Односоставные предложения и однородные члены предложения». Тест | 1 | Тест |
22 | 19.11 | | Обособленные члены предложения . | 1 | |
23 | 26.11 | | Обособленные определений. | 1 | |
24 | 26.11 | | Обособленные определений. Тест. | 1 | Тест |
25 | 3.12 | | Обособленные приложения . | 1 | |
26 | 3.12 | | Обособленные обстоятельства | 1 | |
27 | 10.12 | | Обособленные дополнения | 1 | |
28 | 10.12 | | Уточняющие члены предложения | 1 | |
29 | 17.12 | | Практикум по теме:« Обособленные члены предложения». | 1 | |
30 | 17.12 | | Тест по теме:« Обособленные члены предложения». | 1 | Тест по теме:« Обособленные члены предложения». |
31 | 24.12 | | Вводные слова и вводные предложения | 1 | |
32 | 24.12 | | Обращения. Пунктуация в предложениях со сравнительными оборотами . | 1 | |
33 | 14.01 | | Контроль знаний в формате ЕГЭ | 1 | Контроль знаний в формате ЕГЭ |
34 | 14.01 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
35 | 21.01 | | Нормы синтаксиса(выбор формы сказуемого, согласование определений и приложений) | 1 | |
36 | 21.01 | | Нормы синтаксиса(выбор формы сказуемого, согласование определений и приложений) | 1 | |
37 | 28.01 | | Нормы управления, очп, причастный и деепричастный оборот. | 1 | |
38 | 28.01 | | Нормы управления, очп, причастный и деепричастный оборот. | 1 | |
| | | Сложное предложение | | |
39 | 4.02 | | Сложносочинённое предложение Нормы синтаксиса(ошибки в построении ССП) | 1 | |
40 | 4.02 | | Проверочная работа по теме: «Сложносочинённые предложения» | 1 | Проверочная работа по теме: «Сложносочинённые предложения» |
41 42 | 11.02 11.02 | | Типы придаточных в сложноподчинённом предложении. Синонимия синтаксических конструкций. Нормы синтаксиса(ошибки в построении СПП) | 1 1 | |
43 44 45 | 18.02 18.02 25.02 | | Сложноподчинённые предложение с несколькими придаточными. СПП с соподчинением придаточных. СПП с однородным подчинением . СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных . | 1 1 1 1 | |
46 | 25.02 | | Проверочная работа по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» | 1 | Проверочная работа по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» |
47 | 4.03 | | Практикум. Пунктуационный разбор текста | 1 | |
48 49 | 4.03 11.03 | | Бессоюзное сложное предложение. Запятая ,точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 1 | |
50 51 | 11.03 18.03 | | Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении Практикум по теме : « Пунктуация в бессоюзном сложном предложении» | 1 1 | |
52 53 54 | 18.03 25.03 25.03 | | Сложные предложения с разными видами связи Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи . Практикум по теме : « Сложные предложения с разными видами связи» Использование СПП в разных стилях речи» | 1 1 1 | |
55 | 8.04 | | Пунктуационный анализ текста | 1 | |
56 | 8.04 | | Проверочная работа по теме :« Сложное предложение» | 1 | Проверочная работа по теме : « Сложное предложение» |
57 | 15.04 | | Работа над ошибками. | 1 | |
5.Изобразительно-выразительные средства языка . |
58 59 60 | 15.04 22.04 22.04 | | Фигуры речи: синтаксический параллелизм инверсия . Фигуры речи: риторический вопрос ,риторическое восклицание ; риторическое обращение . Выразительные средства синтаксиса . | 1 1 1 | |
6.Прямая речь.цитирование. |
61 62 | 29.04 29.04 | | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Авторские знаки препинания. Цитирование . Предложения с косвенной речью. Синтаксическая синонимия . | 1 1 | |
7.Повторение и обобщение |
64 65 | 6.05 6.05 | | Обобщение и повторение изученного в курсе «Синтаксис и пунктуация» | 2 | |
65 66 | 13.05 13.05 | | Итоговый контроль в формате ЕГЭ. | 2 | Итоговый контроль в формате ЕГЭ. |
67 | 20.05 | | Анализ ошибок, допущенных в итоговой работе. Работа над ошибками | 1 | |
68 | 20.05 | | Коррекция знаний по курсу «Синтаксис» и «Пунктуация» | 1 | |
69 | 27.05 | | Коррекция знаний по курсу «Синтаксис» и «Пунктуация» | 1 | |
70 | 27.05 | | Коррекция знаний по курсу «Синтаксис» и «Пунктуация» | 1 | |
7.Информационно-методическое обеспечение
1.Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2017. В 2-х Книгах Ростов-на-Дону:Народное образование,2016
2.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2003;
3.Н.А.Сенина. Подготовка к ЕГЭ -2012 . «Легион», 2012 Ростов-на-Дону.
4.И.П.Цыбулько .ЕГЭ 2014 .Актив-тренинг.
5.Греков В.Ф., Крючков С.Е.,Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: «Просвещение» ,2007 ;
6.А.И.Власенков , Л.М.Рыбченкова . Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи . М. ,«Просвещение»,2006
7.Е.В.Горянская. Русский язык : Пособие для поступающих в РГЭУ ,- Ростов-на-Дону , 2010
Интернет ресурсы : тесты , электронные таблицы
«Согласовано»
Протокол заседания
Методического совета МБОУ Донской СОШ
От 30.08.2016 года №1
Руководитель МС
-------------------Тарасенко И. А.
« Согласовано»
Заместитель директора по УВР
--------------------Тарасенко И. А.
30. 08.2016 года