СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по естествознанию. 10 класс. Социально-экономический профиль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по естествознанию для 10-го класса социально-экономического профиля.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по естествознанию. 10 класс. Социально-экономический профиль.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БРЯНСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №66», г. Брянска

«Согласовано»

Руководитель ШМО МБОУ СОШ №66

__________ /С.А. Бокарева/

Протокол №1

от «28» августа 2020

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ №66

__________C.П. Кошарная

Протокол №1

от «28» августа 2020

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №66


___________Л.А. Щепецкий

Приказ №134

от «28» августа 2020










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

10-11 КЛАСС

2020 - 2011


Программа составлена на основе:

1. Федерального образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

2. Рабочей программы по естествознанию 10-11 класс Линия УМК Титова ФГОС



Срок освоения - _______________

Общее количество часов (основное общее образование)- 210 часов


Составитель Тришкин Б.В.



Пояснительная записка


1. Рабочая программа разработана Рабочая программа для 10 – 11 классов составлена на основе рабочей программы по естествознанию 10-11 класс Линия УМК Титова ФГОС, стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень).

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

2. Количество часов по учебному плану: 210 из них в десятом классе 105, в 11 классе 105.

3. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

С.А. Титов, И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, Естествознание (базовый уровень) 10 класс – серия Вертикаль «Дрофа» - 2020 г.

С.А. Титов, И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, Естествознание (базовый уровень) 11 класс – серия Вертикаль «Дрофа» - 2020 г.

4. Цели и задачи изучения естествознания в 10-11 классе подразумевают решение главных целей среднего (полного) образования:

- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

- приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Задачи изучения естествознания на ступени среднего (полного) общего образования следующие:

- формирование системы биологических, химических и физических знаний как компонентов естественнонаучной картины мира;

- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

- выработку понимания общественной потребности в развитии естествознания, а также формирование отношения к естествознанию как возможной области будущей практической деятельности.

5. Планируемый уровень подготовки выпускников

Деятельность образовательной организации общего образования в обучении естествознания в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- реализации этических установок по отношению к научным открытиям, исследованиям и их результатам;

- признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

- сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области естествознания в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья, окружающей среды и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по естествознанию являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, генерировать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение работать с разными источниками биологической, химической и физической информации: находить биологическую, химическую и физическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, специализированных словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение самостоятельно находить новые для себя естественнонаучные знания, используя для этого доступные источники информации, интерпретировать естественнонаучную информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой и неживой природе, здоровью своему и окружающих;

- развитие коммуникативной компетентности при помощи средств устной и письменной коммуникации, уважение иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по естествознанию на базовом уровне являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- характеристика содержания естественнонаучных теорий (теория относительности, квантовая механика, теория химического строения, клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина и другие); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя и И. Ньютона, закономерностей изменчивости; понятия корпускулярно-волнового дуализма объектов, атомарного и субатомарного строения молекул, вклада выдающихся ученых в развитие естественных наук;

- выделение существенных физико-химических (субатомарный, атомарный, молекулярный) и биологических (клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный) уровней строения вещества;

- объяснение роли естествознания в формировании научного мировоззрения; вклада биологических, физических и химических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния радиации, химических веществ, алкоголя, никотина, наркотических веществ на человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов (как биотических, так и абиотических) на организмы; основных этапов формирования Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля, причин эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

- приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;

- применение методов естественных наук (наблюдение, эксперимент, измерение) для проведения исследований и объяснения полученных результатов;

- умение пользоваться естественнонаучной терминологией и символикой;

- решение элементарных биологических, физических и химических задач.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- анализ и оценка различных гипотез формирования и строения Вселенной, Солнечной системы, Земли, сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных физико-химических и биологических процессов, экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической, физической и химической информации, получаемой из разных источников;

- оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома, атомная энергетика) и определение возможных положительных и отрицательных последствий от их применения;

- анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

- овладение умениями и навыками постановки естественнонаучных экспериментов и объяснения их результатов.

4. В сфере физической деятельности:

- обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде, меры защиты от радиации, правила взаимодействия с бытовой химией, персональные действия по охране окружающей среды;

- соблюдение правил техники безопасности при работе в кабинете естествознания (физики, химии, биологии);

- оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами, электрическим током и лабораторным оборудованием.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.

6. Содержание программы


10 класс

(105 ч, 3 ч в неделю, из них 6 ч — резервное время)

Раздел 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (14 ч)

Возникновение познания. Античная натурфилософия. Философы Древней Греции. Аристотель как основатель натурфилософии. Наука и техника в поздней Античности. Архимед, его работы, изобретения, закон Архимеда. Герон Александрийский. От натурфилософии к науке. Эпоха Средневековья в Европе и в странах Передней и Средней Азии, работа Авиценны. Первые университеты Европы. Эпоха Возрождения. Леонардо да Винчи. Работы Галилео Галилея.

Абстракция и идеализация. Наблюдение и эксперимент. Измерение, единицы измерения. Измерения в гуманитарных науках. Представления экспериментальных данных и математическая обработка. Математическое моделирование.

Научный метод. Индукция и дедукция. Гипотезы и теории. Научные революции. Естествознание и другие способы человеческого познания. Соотношение естествознания и обществознания. Искусство как способ познания мира. Наука и религия. Псевдонаука.

Раздел 2. МИР, КОТОРЫЙ МЫ ОЩУЩАЕМ (33 ч)

Пространство, время, материя. Триединая картина мира. Расстояние и длительность. Пространство и расстояние. Системы координат. Свойства пространства.

Время и длительность. Измерение времени. Часы: от солнечных до квантовых. Единицы времени. Движение — взаимодействие пространства и времени. Равноускоренное и равномерное движение. Скорость, вектор скорости. Относительное движение. Принцип относительности движения Г. Галилея. Инерциальная система. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Третий закон Ньютона. Импульс и его сохранение. Реактивное движение. Вращательное движение. Периодическое движение. Вращение и колебание. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Волны: продольные и поперечные. Звук как пример механических колебаний. Тоны и обертоны. Звуки и музыка.

Электростатическое взаимодействие. История изучения электричества. Закон Кулона. Физические поля. Фундаментальные взаимодействия. Движение электрических зарядов. Электромагнитное поле. История открытия магнетизма. Магнитное поле. Магнетики. Электромагнитные волны.

Виды электромагнитных волн. Общие свойства волн. Интерференция, дифракция. Эффект Доплера. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Трение и сопротивление среды. Законы сохранения в природе.

Раздел 3. ОБЪЕКТЫ И ЗАКОНЫ МИКРОМИРА (14 ч)

Микро-, макро- и мегамиры. История создания микроскопа и телескопа. Атомы, история изучения: от Демокрита до Томсона. Открытие радиоактивности и модель атома Резерфорда. Радиоактивность.

Свет. Корпускулярная теория света. Волновая теория света. Интерференция. Поляризация. Фотоэффект. Спектры излучения и поглощения. Спектральный анализ. Атомная модель Бора. Основные понятия квантовой физики. Корпускулярно-волновой дуализм. Принцип дополнительности. Современные представления о строении атома. Строение ядра. Изотопы. Сильное и слабое взаимодействие. Ядерный распад и элементарные частицы. Альфа-распад, бета-распад, гамма-распад. Античастицы и антивещество.

Раздел 4. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ВЕЩЕСТВА (16 ч)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Свойства химических элементов. Орбитали, энергетические уровни, подуровни. Окисление, восстановление. Анионы, катионы. Электролиты.

Валентность. Химическая связь: ионная, ковалентная, металлическая, водородная. Полярность молекул, диполь.

Химические реакции. Схемы и уравнения реакций. Типы химических реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена. Скорость и энергия химических реакций. Закон действующих масс. Константа скорости реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Правило Вант-Гоффа. Температурный коэффициент. Энергия активации. Катализаторы. Ингибиторы. Экзо- и эндотермические реакции. Цепная реакция.

Вещества органические и неорганические. Простые неорганические вещества: металлы, неметаллы, благородные газы. Сложные неорганические вещества: кислоты и основания. Соли и их применение. Электролиз. Гальванопластика.

Строение и свойства органических веществ. Построение структурных формул. Углеводороды. Эмпирические и структурные формулы. Изомеры, изомерия. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Углеводы. Спирты. Органические кислоты. Аминокислоты. Циклические органические соединения: бензол, фенол, анилин, бензойная кислота, нафталин и др. Гомоциклические и гетероциклические соединения.

Высокомолекулярные соединения. Гомополимеры и гетерополимеры. Получение и использование синтетических полимеров.

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК): особенности строения, функции. Комплементарность. Полисахариды: особенности строения, функции. Дисахариды, моносахариды. Крахмал, гликоген, целлюлоза. Белки: особенности строения, функции. Пептидная связь. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка. Денатурация, ренатурация. Липиды: особенности строения, функции. Холестерин, фосфолипиды.

Раздел 5. ЗЕМЛЯ И ВСЕЛЕННАЯ (12 ч)

Звездное небо. Зенит, полюс мира, меридиан, ось мира, созвездия, эклиптика. Телескоп Галилея. Радиотелескоп. Космические лучи. Единицы измерения Вселенной.

Геоцентрическая модель Солнечной системы. Гелиоцентрическая теория Н. Коперника. Современные представления о движении Земли. Строение Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Землетрясения, извержения вулканов.

Строение Солнечной системы. Планеты Солнечной системы. Пояс астероидов. Пояс Койпера. Кометы. Метеоры и метеориты.

Спектральный анализ — основа исследования химического состава звезд. Характеристики и эволюция звезд (гиганты, карлики, нейтронные звезды, черные дыры). Пульсары, квазары, сверхновые. Галактики. Наша Галактика — Млечный Путь. Метагалактика.

Возникновение и эволюция Вселенной. Расширение Вселенной. Гипотеза Большого взрыва. Антропный принцип: сильный или слабый. Возникновение галактик, Солнечной системы и Земли. Скорость света. Измерение скорости света. Опыты Майкельсона и Морли.

Основы теории относительности. Относительность одновременности. Относительность времени. Относительность расстояния. Относительность массы.

Раздел 6. СИСТЕМЫ И ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ (10 ч)

Хаос и закономерность. Детерминизм. Статистические закономерности. Симметрия: радиальная и двусторонняя. Оптические изо-

меры. Системы и системный подход. Редукционизм и холизм. Теория систем. Внешние и внутренние системы. Кибернетика — наука о принципах управления. Методы исследования систем. Графы: полные, пустые, организованные. Типы обратных связей. Черный ящик.

Вероятность. Условная вероятность и случайные процессы. Статистические методы в естественных и гуманитарных науках.

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (6 ч)

11 КЛАСС

(105 ч, 3 ч в неделю, из них 4 ч — резервное время)

Раздел 1. ПОРЯДОК И САМООРГАНИЗАЦИЯ В ПРИРОДЕ (20 ч)

Порядок и беспорядок в строении веществ. Агрегатные состояния. Твердые тела. Жидкости. Газы. Плазма.

Теплота и температура. Плавление, испарение, кипение. Теплота плавления. Теплота парообразования.

Идеальный газ. Законы идеального газа: Бойля–Мариотта, Гей-Люссака, Шарля. Давление. Флуктуации. Изотермическое сжатие. Изобарическое расширение. Изобарическое сжатие. Закон состояния идеального газа.

Энергия и работа. Вода как источник энергии. Ветер как источник энергии. Энергия, запасенная в органических веществах. Энергия свободная и связанная.

Теплота и работа. Принцип работы тепловых машин. История создания термодинамики. Законы термодинамики. КПД. Вечные двигатели первого и второго рода. Энтропия. Тепловая смерть Вселенной. Статистическая физика. Энтропия и вероятность. Информация. Информация, вероятность и энтропия. Свойства информации и двоичная система счисления. Ценность и избыточность информации.

Самоорганизующиеся системы. Ячейки Бенара. Диссипативные структуры. Лазеры как неравновесные самоорганизующиеся системы. Принцип работы лазера. Применение лазеров. Синергетика — наука о самоорганизации. Параметр порядка. Области применения синергетики. Точка бифуркации.

Раздел 2. СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВЫХ СИСТЕМ. МОЛЕКУЛЫ И КЛЕТКИ (13 ч)

Жизнь, свойства жизни. Питание: гетеротрофные и автотрофные организмы. Дыхание: внешнее и клеточное дыхание. Выделение. Размножение. Наследственность и изменчивость. Рост и развитие. Подвижность. Раздражимость.

Клетка — элементарная единица жизни. Открытие и изучение клетки. Клеточная теория. Многообразие клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Эукариотические клетки. Плазматическая мембрана: строение, функции. Ядро: оболочка, ядрышко, хроматин. Хромосомы.

Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом. Цитоплазма. Органоиды: мембранные и немембранные. Прокариотические клетки. Строение, многообразие. Бактерии: аэробы и анаэробы, сапрофиты и паразиты, азотфиксирующие. Вирусы. Вирусные заболевания. ВИЧ.

Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Пластический обмен. Фотосинтез: световая и темновая фазы. Хемосинтез. Генетический код. Биосинтез белка: транскрипция, трансляция.

Деление клетки. Митоз, фазы митоза. Размножение организмов. Бесполое размножение: деление, спорообразование, вегетативное размножение. Половое размножение: образование половые клеток. Мейоз, фазы мейоза.

Раздел 3. СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВЫХ СИСТЕМ. ОРГАНИЗМЫ (15 ч)

Система живой природы. Систематика. Работы Карла Линнея.

Царство Грибы. Грибы: особенности строения, распространение и значение.

Систематика и жизнедеятельность растений. Особенности строения, распространение и значение. Водоросли. Отдел Моховидные. Высшие споровые растения. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные.

Систематика и особенности строения беспозвоночных животных. Простейшие. Губки и кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.

Систематика и особенности строения позвоночных животных. Круглоротые. Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.

Размножение и развитие у растений. Половое размножение. Чередование поколений. Оплодотворение. Семя. Размножение и развитие у животных. Оплодотворение.

Онтогенез: эмбриональный период, постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие.

Основные законы наследственности. Гибридологический метод Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Хромосомная теория наследственности. Работа Т. Х. Моргана. Нарушение сцепления. Половые хромосомы.

Изменчивость: модификационная (ненаследственная), генотипическая (наследственная) — комбинативная и мутационная. Мутагенные факторы.

Тема 4. СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВЫХ СИСТЕМ. ПОПУЛЯЦИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (8 ч)

Экология. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Действие экологических факторов. Лимитирующие факторы. Диапазон устойчивости, биологический оптимум.

Популяция. Основные характеристики популяции: плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура. Периодические изменения численности популяции. Экосистема. Биогеоценоз. Структура экосистемы: видовая, пространственная (ярусность), трофическая. Трофическая структура экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи: пастбищные, детритные. Экологические пирамиды. Взаимоотношения популяций в экосистеме: нейтральные, полезно-нейтральные, взаимополезные, вредно-полезные, взаимовредные.

Устойчивость и смена сообществ. Сукцессии: первичные и вторичные. Биосфера: состав и строение. Атмосфера, гидросфера, литосфера. Вещество биосферы: живое, биогенное, косное, биокосное. Роль живого вещества в биосфере.

Тема 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (13 ч)

История представлений о зарождении жизни. Виталисты и физикалисты. Креационизм. Абиогенез. Опыты Реди, Спалланцани, Пастера. Теория стационарного состояния. Теория панспермии. Теория биохимической эволюции (Опарина — Холдейна). Опыт С. Миллера. Первые эволюционные теории. Теория Ж. Б. Ламарка. Работы Ж. Кювье.

Дарвинизм. Дивергенция и искусственный отбор. Естественный отбор и борьба за существование. Развитие дарвинизма. Синтетическая теория эволюции.

Микроэволюция. Формы отбора: стабилизирующий, движущий, расщепляющий. Дрейф генов. Изоляция. Доказательства эволюции. Типы эволюционных изменений и направления эволюции.

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Работа Н. Я. Данилевского. Теория номогенеза.

Геохронологическая шкала. Эры, периоды: развитие жизни. Архейская и протерозойская эры. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Биологический прогресс и регресс. Кайнозойская эра.

Тема 6. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (15 ч)

Человек как живой организм. Положение человека в системе живых организмов. Сходство человека с другими представителями животного мира. Сходство и различия человека и других приматов. Существование человека и законы термодинамики.

Этапы эволюции человека. Дриопитеки. Австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандертальцы. Кроманьонцы. Происхождение и расселение современного человека. Гипотезы полицентризма и моноцентризма.

Палео геномика. Расселение человека по планете. Расы. Большие расы: европеоидная, монголоидная, австрало-негроидная. Происхождение рас.

Развитие и старение человека. Особенности онтогенеза человека. Границы возрастных периодов человека. Рост и развитие. Старение организма.

Инфекционные заболевания. Вирулентность. Инкубационный период. Входные ворота инфекции. Классификации инфекционных заболеваний. Инфекции, передающиеся половым путем. Протозойные инфекции. Эпидемии: чума, холера, оспа. Борьба с инфекционными заболеваниями. Паразитарные заболевания, их особенности. Паразиты человека.

Сердечно-сосудистые заболевания. Сердечно-сосудистая система и давление крови. Гипотония и гипертония. Стенокардия и инфаркт. Инсульт. Онкологические заболевания.

Нервные заболевания. Психические заболевания. Лекарственные средства. Антибиотики. Сульфаниламидные препараты. Нейролептики. Транквилизаторы. Анальгетики. Наркотическая зависимость. Яды, токсины, противоядия. Механизмы действия ядов. Ядовитые растения. Ядовитые грибы. Ядовитые животные. Противоядия, анатоксины и сыворотки.

Генетика человека и наследственные заболевания. Методы генетики человека. Наследственные заболевания: генные болезни, хромосомные болезни. Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

Тема 7. НООСФЕРА И ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА (16 ч)

Ноосфера как сфера разума. Ранние этапы развития человечества. Неолитическая революция. Селекция. Возникновение селекции. Искусственный отбор и гибридизация. Домашние животные и их дикие предки. Отдаленная гибридизация. Неродственная гибридизация. Полиплоидия.

Искусственный мутагенез. Биотехнология. Генная инженерия. Генетически модифицированные организмы. Клеточная инженерия. Клонирование. Этические аспекты развития биотехнологии. Биоэтика.

Ноосфера и перемещение в пространстве. Первые повозки и дороги. Энергия мышц и ветра. Изобретение парохода.

Первые паровозы. Двигатель внутреннего сгорания. Первые автомобили. Человек уходит в небо. Аэростаты и дирижабли. Первые самолеты. Теория подъемной силы крыла. За пределами земного тяготения. К. Э. Циолковский и его последователи. Создание спутников. Человек в космосе. Как сохранить изображение. Появление и фиксирование. Появление цвета в фотографии. Цифровая фотография. Создание движущегося изображения. Рождение кинематографа. Принцип создания изображения. Звуковое кино. Цветное кино. Цифровое кино.

От арифмометра к персональному компьютеру. От вычислительной машины к искусственному интеллекту. Что такое интеллект. История создания искусственного интеллекта.

Шахматы и компьютер. Наночастицы и перспективы нанотехнологий. История появления нанотехнологии. Уникальные свойства наноматериалов. Достижения нанотехнологий. Взаимодействие ноосферы и биосферы. Начало антропогенного воздействия на биосферу. Агроценозы и их роль в развитии биосферы. Освоение новых территорий. Основные экологические проблемы современности. Динамика численности населения Земли. Экстенсивные методы развития сельского хозяйства. Интенсивные методы развития сельского хозяйства. Парниковый эффект. Экологические катастрофы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НООСФЕРЫ (1 ч)

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (4 ч)


7. Календарно-тематическое планирование

С учетом выходных и праздничных дней программа разработана на 105 часов

п.п.

Разделы программы

Количество часов

1

Раздел 1. Возникновение и развитие естествознания

14

2

Раздел 2. Мир, который мы ощущаем

33

3

Раздел 3. Объекты и законы микромира

14

4

Раздел 4. Химические элементы и вещества

16

5

Раздел 5. Земля и вселенная

12

6

Раздел 6. Системы и их исследования

10


Резерв

6


ИТОГО

105



Поурочное планирование 10-й класс

урока

Тема урока

Дата проведения


Раздел 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (14 ч)


1

Возникновение познания.

01.09.20

2

Античная натурфилософия.

02.09.20

3

Наука и техника в поздней Античности.

02.09.20

4

От натурфилософии к науке.

08.09.20

5

Рождение науки

09.09.20

6

Наблюдение и эксперимент

09.09.20

7

Измерение

15.09.20

8

Представления экспериментальных данных и математическая обработка.

16.09.20

9

Представления экспериментальных данных и математическая обработка.

16.09.20

10

Математическое моделирование.

22.09.20

11

Математическое моделирование.

23.09.20

12

Научный метод. Гипотезы и теории.

23.09.20

13

Научный метод. Гипотезы и теории.

29.09.20

14

Естествознание и другие методы научного познания

30.09.20


Раздел 2. МИР, КОТОРЫЙ МЫ ОЩУЩАЕМ (33 ч)


15

Пространство. Время. Материя. Пространство и расстояние.

30.09.20

16

Пространство. Время. Материя. Пространство и расстояние.

06.10.20

17

Время и длительность. Измерение времени. Часы.

07.10.20

18

Время и длительность. Измерение времени. Часы.

07.10.20

19

Движение – взаимодействие пространства и времени. Относительное движение.

13.10.20

20

Движение – взаимодействие пространства и времени. Относительное движение.

14.10.20

21

Движение – взаимодействие пространства и времени. Относительное движение.

14.10.20

22

Сила, масса, ускорение.

20.10.20

23

Сила, масса, ускорение.

21.10.20

24

Сила, масса, ускорение.

21.10.20

25

Сила, масса, ускорение.

03.11.20

26

Криволинейное вращательное движение

10.11.20

27

Периодическое движение. Вращение. Колебание.

11.11.20

28

Периодическое движение. Вращение. Колебание.

11.11.20

29

Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

17.11.20

30

Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

18.11.20

31

Волны

18.11.20

32

Волны

24.11.20

33

Звук

25.11.20

34

Электростатическое взаимодействие

25.11.20

35

Физические поля.

01.12.20

36

Движение электрических зарядов

02.12.20

37

Электромагнитное поле

02.12.20

38

Электромагнитное поле

08.12.20

39

Электромагнитные волны

09.12.20

40

Виды электромагнитных волн

09.12.20

41

Виды электромагнитных волн

15.12.20

42

Общие свойства волн

16.12.20

43

Потенциальная энергия. Кинетическая энергия.

16.12.20

44

Потенциальная энергия. Кинетическая энергия.

22.12.20

45

Потенциальная энергия. Кинетическая энергия.

23.12.20

46

Трение и сопротивление среды.

23.12.20

47

Законы сохранения в природе

29.12.20

48

Итоговая контрольная по разделу

12.01.20


Раздел 3. ОБЪЕКТЫ И ЗАКОНЫ МИКРОМИРА (14 ч)


49

Миры о которых мы знаем

13.01.20

50

Атомы: история обучения от Демокрита до Томсона

13.01.20

51

Открытие радиоактивности. Модель атома Резерфорда.

19.01.20

52

Свет

20.01.21

53

Свет

20.01.21

54

Фотоэффект

26.01.21

55

Спектры излучения и поглощения.

27.01.21

56

Спектры излучения и поглощения.

27.01.21

57

Атомная модель Бора

02.02.21

58

Основные понятия квантовой физики

03.02.21

59

Основные понятия квантовой физики

03.02.21

60

Современные представления о строении атома

09.02.21

61

Современные представления о строении атома

10.02.21

62

Ядерный распад и элементарные частицы

10.02.21

63

Итоговая контрольная по разделу

16.02.21


Раздел 4. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ВЕЩЕСТВА (16 ч)


64

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

17.02.21

65

Строение атома и свойства химических элементов.

17.02.21

66

Строение атома и свойства химических элементов.

24.02.21

67

Валентность. Химическая связь.

24.02.21

68

Химические реакции.

02.03.21

69

Химические реакции.

03.03.21

70

Скорость и энергия химических реакций

03.03.21

71

Строения и свойства неорганических веществ. Кислоты и основания.

09.03.20

72

Соли и их применение.

10.03.20

73

Строение и свойства органических веществ.

10.03.20

74

Циклические органические соединения.

16.03.20

75

Высокомолекулярные соединения

17.03.20

76

Высокомолекулярные соединения

17.03.20

77

Соединения, необходимые для существования жизни: нуклеиновые кислоты, полисахариды. Белки. Липиды.

30.03.20

78

Соединения, необходимые для существования жизни: нуклеиновые кислоты, полисахариды. Белки. Липиды.

31.03.20

79

Соединения, необходимые для существования жизни: нуклеиновые кислоты, полисахариды. Белки. Липиды.

31.03.20

80

Итоговая контрольная по разделу

06.04.20


Раздел 5. ЗЕМЛЯ И ВСЕЛЕННАЯ (12 ч)

07.04.20

81

Как и что мы видим во Вселенной

07.04.20

82

Как и что мы видим во Вселенной

10.04.20

83

Как исследуют вселенную

13.04.20

84

Земля и ее вращение

14.04.20

85

Земля и ее строение

14.04.20

86

Солнечная система

17.04.20

87

Солнечная система

20.04.20

88

Звезды, галактики, метагалактика

21.04.20

89

Звезды, галактики, метагалактика

21.04.20

90

Возникновение и эволюция Вселенной

24.04.20

91

Скорость света.

27.04.20

92

Основы теории относительности

28.04.20


Раздел 6. СИСТЕМЫ И ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ (10 ч)


93

Хаос и закономерность

28.04.20

94

Симметрия

04.05.20

95

Системы и системный подход

05.05.20

96

Системы и системный подход

05.05.20

97

Методы исследования систем

12.05.20

98

Вероятность

12.05.20

99

Вероятность

15.05.20

100

Условная вероятность и случайные процессы

18.05.20

101

Условная вероятность и случайные процессы

19.05.20

102

Статистические методы в естественно научных и гуманитарных науках

19.05.20

103

Статистические методы в естественно научных и гуманитарных науках

25.05.20

104

Итоговая контрольная по разделу

26.05.20

105

Обобщение пройденного

26.05.20




Календарно-тематическое планирование 11-й класс

С учетом выходных и праздничных дней программа разработана на 105 часов

п.п.

Разделы программы

Количество часов

1

Раздел 1. Порядок и самоорганизация в природе (20 ч)

20

2

Раздел 2. Строение и деятельность живых систем. Молекулы и клетки (13 ч)

13

3

Раздел 3. Строение и деятельность живых систем. Организмы (15 ч)

4

4

Тема 4. Строение и деятельность живых систем. Популяции и экологические системы (8 ч)

8

5

Тема 5. Происхождение и развитие жизни на земле (13 ч)

13

6

Тема 6. Человек в системе естествознания (15 ч)

15

7

Тема 7. Ноосфера и технические достижения человека

16

8

Заключение: перспективы развития ноосферы

1


Резерв

4


Итого

105



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!