СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по естествознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по естествознанию»

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия №1 г. Кемерово















Программа курса «Основы естествознания» для 6-х классов



























Кемерово

2007

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия №1 г. Кемерово















Программа курса «Основы естествознания» для 6-х классов








Автор-составитель:

Камбалина Вера Алексеевна

МОУ «Гимназия №1»

Г. Кемерово

Тел. 36-91-45















Кемерово

2007

Содержание


Стр

  1. Пояснительная записка…………………………………………….4

  2. Учебный план………………………………………………………….6

  3. Учебно-тематический план…………………………………………...7

  4. Содержание программы………………………………………………8

  5. Перечень ключевых терминов……………………………………….9

  6. Контрольные вопросы……………………………………………….10

  7. Литература для учащихся …………………………………………..11

  8. Литература для учителя …………………………………………...12

Пояснительная записка


Программа пропедевтического курса «Основы естествознания» для 6 классов рассчитана на 0,5 час в неделю.

Основная задача курса – формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира – Вселенной до микромира – молекул и атомов).

Этот курс построен, акцентируя внимание не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, относящиеся как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел живой и неживой природы, строение вещества, молекул и атомов; превращение одного вида энергии в другой.

В целях формирования представления о целостности мира информационные блоки дают возможность установить аналогии между объектами живой и неживой природы, сравнить их и сопоставить. Сделан необходимый акцент на роли человека в окружающем нас мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Особое внимание уделено внимание понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность жизни в биосфере, уникальность планеты).

Предложенное построение учебного материала создают условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частному»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для всего естествознания понятий; учет возрастных особенностей учащихся – их конкретно-образного мышления; внимание к возрастным и индивидуальным возможностям учеников – задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 6 класса организуется в последовательности, позволяющей сформировать представление о системности окружающего нас мира: гидросфера, литосфера, жизнь на Земле, движение в космосе, освоение человеком природы.

Этот курс посвящен изучению многообразия свойств природы. Изучение движения материи дидактически проводится, как и в 5 классе, по принципу системности – от движения во Вселенной до движения молекул и атомов.

Особо выделены (на уровне представлений) идеи эволюции живой природы. При изучении живой природы значительно усилены экологические аспекты, проблемы охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности.

С целью формирования умений проводить наблюдения в природе в каждом курсе предусмотрены опыты в лабораторных и домашних условиях.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 классов.

Учащиеся должны знать:

- положение о том, что в природе находится в движении: движение – форма существования материи;

- понятие «сила», ее характеристики, примеры сил в природе;

- понятия «вещество» и «тело»;

- определение, примеры и основные признаки химических реакций;

- взаимосвязи живых организмов;

- промеры движений в литосфере;

- причины изменения поверхности Земли;

- причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;

- Движение Земли.

Учащие должны уметь:

- сравнивать различные явления, делать выводы;

- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием;

- использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;

- выявлять взаимосвязи организмов и среды;

- составлять пищевые цепи;

- находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;

- объяснить причины изменения поверхности Земли;

- объяснить причины смены дня и ночи, времен года.





























Учебный план


№ раздела


Название раздела

Кол-во часов

1

1

Гидросфера

3

2

2

Литосфера

3

3

3

Явления и процессы в живой природе

8

4

4

Движение в космосе

1

5

5

Освоение человеком природы. Изменения в окружающей среде.

2


































Учебно-тематический план


№урока


Тема. Раздел

Кол-во часов

Гидросфера

3

1

1

Моря, океаны. Практическая работа №1. «Нанесение на контурную карту названий материков и океанов»

1

2

2

Изучение подводного мира


3

3

Ледники


Литосфера

3

1

4

Вулканы, землетрясения. Пр. работа №2 «Нанесение на карту мира зон сейсмической активности»

1

2

5

Рельеф равнин

1

3

6

Минералы и горные породы


Явления и процессы в живой природе

8

1

7

Отличие живого от неживого

1

2

8

Клетка. Пр. работа № 3 «Работа с микроскопом. Строение растительной клетки»

1

3

9

Теории возникновения жизни на Земле. Эволюция

1

4

10

Царства организмов. Бактерии, растения

1

5

11

Царства организмов. Животные, грибы

1

6

12

Бактерии и медицина

1

7

13

Разнообразие животных. Пр. работа №4 «Нанесение на карту мира ареалов распространения животных»

1

8

14

Экосистемы

1

Движение в космосе

1

1

15

Движение солнечной системы, планет, астероидов, комет

1

Освоение человеком природы. Изменения в окружающей среде

2

1

16

Сельское хозяйство, ремесла

1

2

17

Транспорт, связь. Пр. работа №5 «Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды нашего региона»

1








Содержание программы (6 класс)


Гидросфера (3ч)

Океаны. Моря. Течения, волны, приливы, отливы. Подводный мир. Ледники. Другие воды суши. Круговорот воды в природе.

Демонстрации схем круговорота воды в природе, физической карты мира, испарения воды.

Практическая работа №1 «Нанесение на контурную карту названий материков и океанов»

Литосфера (3ч)

Земля в разрезе. Вулканы. Землетрясения. Возникновения и разрушения гор. Равнины. Горные породы и минералы. Драгоценные и поделочные камни.

Демонстрация схем строения Земли в разрезе, вулканов, тектонических плит, образцов минералов, горных пород, камней.

Практическая работа №2 «Нанесение на карту мира зон сейсмической активности»

Явления и процессы в живой природе (8ч)

Отличие живого от неживого, признаки живого. Строение клетки. Эволюция, теории возникновения жизни на Земле. Возникновение нового вида. Царства организмов. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Бактерии и медицина. Одноклеточные микроорганизмы. Растительность разных поясов планеты. Разнообразие животных. Приспособление животных к среде обитания. Экосистемы. Человек и биосфера.

Демонстрация многообразия живых организмов, схемы строения клетки, одноклеточного организма (эвглены зеленой), образцов экосистем.

Практическая работа № 3 «Работа с микроскопом. Строение растительной клетки»

Практическая работа №4 «Нанесение на карту мира ареалов распространения животных»

Движение в космосе(1ч)

Движение солнечной системы, планет, астероидов, комет. Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Демонстрация карты звездного неба, глобуса

Освоение человеком природы. Изменения в окружающей среде (2ч)

Эволюция человека. Развитие сельского хозяйства. Ремесла. Наука. Связь, ее виды. Транспорт.

Демонстрация таблиц по экологии, иллюстраций использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.

Практическая работа №5 «Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды нашего региона»



Перечень ключевых терминов



  • Адаптация

  • Амфибии

  • Бактерии

  • Вирус

  • Волны

  • Вулканы

  • Выветривание

  • Горные породы

  • Горы

  • Естественный отбор

  • Животные

  • Землетрясения

  • Кишечнополостные

  • Клетка

  • Ледники

  • Литосферные плиты

  • Магма

  • Мембрана

  • Минералы

  • Млекопитающие

  • Море

  • Мутации

  • Океан

  • Органические вещества

  • Планктон

  • Плотность

  • Подводный мир

  • Подземные воды

  • Пустыни

  • Растения

  • Рельеф

  • Тайга

  • Течение

  • Тундра

  • Фотосинтез

  • Хромосома

  • Царство животных

  • Человек разумный

  • Эволюция

  • Ядро



Контрольные вопросы

    1. В каком виде и где встречается вода на нашей планете?

    2. Как измерить глубину океана?

    3. Какие морские течения вы знаете?

    4. Отчего возникают волны?

    5. Что является причиной отливов и приливов?

    6. Что отличает обитателей морских глубин?

    7. Что представляет собой айсберг?

    8. Как найти воду в лесах?

    9. Каковы составные части реки?

    10. Из каких слоев состоит Земля?

    11. В чем состоит теория литосферных плит?

    12. Сто такое Тихоокеанское огненное кольцо?

    13. Каковы причины землетрясения?

    14. Какие типы выветривания вы знаете?

    15. Как формируется рельеф?

    16. Какие минералы и горные породы вы знаете?

    17. Какие признаки отличают живое от неживого?

    18. Какие элементы входят в состав клетки?

    19. Что такое эволюция?

    20. Что такое естественный, искусственный отбор?

    21. Дайте краткую характеристику царству растений?

    22. Какова роль растений в биосфере?

    23. Как вы думаете к какому царству относится человек?

    24. Что такое бактерии?

    25. Что такое иммунитет, антибиотики?

    26. Где обитают одноклеточные животные и растения?

    27. Как растения приспосабливаются к недостатку влаги?

    28. Чем объяснить сходство арктических и жарких пустынь?

    29. Почему лягушки предпочитают жить в болотах?

    30. Почему человек не может освоить машущий полет?

    31. Что такое экосистема?

    32. Чем человек отличается от остальных животных?

    33. Какие вы знаете культурные растения, каких домашних животных?

    34. Какие современные виды транспорта вы знаете?

    35. Назовите самые современные виды связи?

    36. Какие типы электростанций вы знаете?





Литература для учащихся


  1. Бочкова О.А. стествознание: уч. для 6 кл общеобразоват. учраждений/ О.А. Бочкова.-М.: Просвещение,2007.-190с.: ил.

  2. Энциклопедия для детей. Георгафия.-М.: Аванта+,1999.

  3. Энциклопедия для детей. Техника.-М.: Аванта+,1999.

  4. Энциклопедия для детей. Биология.-М.: Аванта+,1999.

  5. Энциклопедия для детей. Геология.-М.: Аванта+,1999.

Литература для учителя


  1. Энциклопедия для детей. Биология.-М.: Аванта+,1999.

  2. Энциклопедия для детей. Геология.-М.: Аванта+,1999.

  3. Атомная энергия.-М.: Слово, 1995.- (Что есть что).

  4. Географические карты.-М.: Слово, 1995.- (Что есть что).

  5. Стихийные бедствия.-М.: Слово, 1995.- (Что есть что).

  6. Земля.-М.: Слово, 1995.- (Что есть что).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!