СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по факультативу

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативу»

Пояснительная записка


Название курса:

«Подготовка к ОГЭ» (математика)

8 класс.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Рабочая программа курса рассчитана на один год обучения: 1 час в неделю в 8 классе (34 ч в год). Программа курса разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике. Программа предназначена для работы с учащимися 8 класса с целью повышения эффективности обучения их математике, предусматривает подготовку их к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует по тематическому содержанию программе по математике для 5- 9 классов общеобразовательных школ и федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по математике; реализует принцип дополнения изучаемого материала на уроках алгебры и геометрии и системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и умениях учащихся основного курса математики 8 класса, что способствует расширению и углублению базового общеобразовательного курса алгебры и геометрии.

Курс «Подготовка к ОГЭ» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного курса – дополнительная подготовка учащихся 8 класса к государственной итоговой аттестации. Программа соответствует перечню контролируемых вопросов в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ.

Программа ориентирована на учащихся 8 класса , которым интересна как сама математика, так и процесс познания нового и для учащихся у кого есть пробелы в знаниях из курса математики за 5-7 классы.

Цели курса:

  • повышение интереса к предмету;

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи факультатива:

  • развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.

  • формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.

  • формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.

  • освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;

  • уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач;

  • устной прикидки и оценки результата вычис­лений; проверки результата вычисления с ис­пользованием различных приемов;

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальны­ми свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

  • развивать читательскую грамотность учащихся.


Содержание курса


Действительные числа

Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения. Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. Пропорции. Решение задач на пропорции. Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.

Уравнения с одной переменной

Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Комбинаторика. Описательная статистика

Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов. Комбинаторное правило умножения

Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.

Буквенные выражения. Многочлены

Преобразование буквенных выражений. Деление многочлена на многочлен «уголком». Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

Уравнения с двумя переменными

Уравнения второй степени. Правила решений уравнений. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.


Планируемые результаты:


Личностным результатом изучения предмета яв­ляется формирование следующих умений и качеств:

  • развитие умений ясно, точно и грамотно изла­гать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  • креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении ма­тематических задач;

  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

  • выстраивать конструкции (устные и пись­менные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргу­ментацию, выполнять перевод текстов с обы­денного языка на математический и обратно;

  • стремление к самоконтролю процесса и ре­зультата деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассу­ждений, способов решения задач, рассматри­ваемых проблем.


Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • сверять, работая по плану, свои действия с це­лью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • совершенствовать в диалоге с учителем само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

  • использовать компьютерные и коммуника­ционные технологии для достижения своих целей;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффектив­ных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, тео­рии);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные:

-выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;

-выполнять сравнение и упорядочивание чисел на координатной прямой;

-уметь находить отношения между величинами, решать задачи на пропорции;

- решать основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел;

- с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения;

-использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении уравнений;

- решать простейшие линейные уравнения с параметрами;

- решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения;

-решать комбинаторные задачи перебором вариантов и с помощью графов;

-применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций;

-распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления;

- находить среднее арифметическое, моду, медиану, наибольшее и наименьшее значение числовых наборов;

-выполнять преобразования буквенных выражений;

- научить деление многочлена на многочлен «уголком»;

- возводить двучлен в степень;

- решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки и сложения.

Методическая литература:


  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра(ФГОС) Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018 г.

  2. Погорелов А.В. Геометрия (ФГОС): Просвещение, 2018 г

  3. Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 1990г.

  4. А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г

  5. А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Сайт ФИПИ http://www fipi.ru,

Сайт А. Ларина http://www alexlarin.net,

Открытый банк заданий http://www mathege.ru и др.

Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина http://www.mathnet.spb.ru

Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/collection/matematika



























Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Планируемый результат и уровень усвоения

Предметные умения

Метапредметные (УУД)

Действительные числа

1

Числовые выражения

Совершенство­вать навыки нахо­ждения значения выражений, со­держащих знаки «+» и «-»(при решении текстовых задач)

(К): уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения за­дачи. (Р): формировать целевые установ­ки учебной деятельности, выстраивать алго­ритм действий. (П): уметь выделять существен­ную информацию из текстов разных видов

2

Сравнение числовых выражений

Совершенствовать навыки нахожде­ния значений чис­ловых выражений и их сравнение (при необходимости округлений) (при решении текстовых задач)

(К): развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. (Р): обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполне­ния работы. (П): уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

3

Пропорции

Совершенствовать навыки решения задач с помощью пропорций

(К): формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы. (Р): формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе со­отнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. (П): выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения

4

Проценты

Совершенствовать навыки решения задач на проценты

(К): формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы. (Р): удерживать цель деятельности до получения ее результата. (П): уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

Уравнения с одной переменной

5

Уравнения с одной переменной

Совершенствовать навык решения уравнений, в ко­торых применя­ется раскрытие скобок и приве­дение подобных слагаемых

(К): развивать умение обме­ниваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных ре­шений. (Р): определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. (П): владеть общим приемом ре­шения учебных задач

6

Решение линейных уравнений с модулем

Познакомиться с основными приемами реше­ния линейных уравнений с модулем и на­учиться приме­нять их

(К): слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть гото­вым изменить свою. (Р): формировать целевые уста­новки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). (П): уметь осуществлять срав­нение и классификацию по заданным крите­риям

7

Решение линейных уравнений с параметрами

Познакомиться с основными приемами реше­ния линейных уравнений с параметрами и на­учиться приме­нять их.

(К): формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы. (Р): удерживать цель деятельности до получения ее результата. (П): уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

8

Решение текстовых задач

Систематизиро­вать знания и уме­ния учащихся по теме «Решение текстовых задач» (по категориям)

(К): организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. (Р): определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности. (П): уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

Комбинаторика. Описательная статистика

9-10

Решение комбинаторных задач перебором вариантов

Познакомить с приемом решения комбинаторных задач перебором вариантов

(К): уметь выслушивать мне­ние членов команды, не перебивая, прини­мать коллективное решение. (Р): определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. (П): учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов

11-12

Решение комбинаторных задач с помощью графов

Познакомить с приемом решения комбинаторных задач с помощью графов

(К): формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы. (Р): оценивать весомость приводи­мых доказательств и рассуждений. (П): строить логические цепочки рассуждений

13-14

Комбинаторное правило умножения

Совершенствовать навыки решения задач на подсчет и сравнение .

(К): способствовать формиро­ванию научного мировоззрения учащихся. (Р): осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. (П): уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

15

Перестановки. Факториал

Совершенствовать вычислительную культуру учащихся

(К): формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме. (Р): осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. (П): произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

16

Статистические характеристики набора данных

Повторить основные статистические характеристики, научиться сравнивать и ана­лизировать информацию, представленную в различном виде

(К): воспринимать текст с уче­том поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ре­шения, обсуждать полученный результат. (Р): искать и выделять необходи­мую информацию.

(П): применять таблицы, схемы, модели для получения информации

Буквенные выражения. Многочлены

17

Преобразование буквенных выражений

Совершенствовать навыки раскрытия скобок, научиться применять их при решении уравне­ний и упрощении буквенных выра­жений

(К): уметь точно и грамотно выражать свои мысли при обсуждении изучае­мого материала. (Р): определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. (П): воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

18

Деление многочлена на многочлен

Познакомиться с основными приемами деления многочлена на многочлен и на­учиться приме­нять их (деление уголком)

(К): воспринимать текст с уче­том поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ре­шения, обсуждать полученный результат. (Р): формировать целевые уста­новки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). (П): уметь выделять существен­ную информацию из текстов разных видов

19

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

Познакомиться с основными приемами возведения двучлена в степень и на­учиться приме­нять их

(К): уметь с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации. (Р): удерживать цель деятельности до получения ее результата. (П): уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу­щественных признаков

Уравнения с двумя переменными

20

Квадратные уравнения

Решать квадратные уравнения методом выделения квадрата двучлена.

(К): воспринимать текст с уче­том поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ре­шения, обсуждать полученный результат. (Р): оценивать весомость приводи­мых доказательств и рассуждений. (П): уметь осуществлять срав­нение и классификацию по заданным крите­риям

21

Квадратные уравнения

Теорема Виета

К): воспринимать текст с уче­том поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ре­шения, обсуждать полученный результат. (Р): оценивать весомость приводи­мых доказательств и рассуждений. (П): уметь осуществлять срав­нение и классификацию по заданным крите­риям

22

Системы линейных уравнений с двумя переменными

Познакомиться с основными приемами реше­ния систем линейных уравнений с двумя переменными и на­учиться приме­нять их

(К): слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть гото­вым изменить свою. (Р): формировать целевые уста­новки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

(П): уметь осуществлять срав­нение и классификацию по заданным крите­риям

23

КИМ ОГЭ 2021

Познакомиться с форматом КИМ по математике

Решение задания 1 -5

К): воспринимать текст с уче­том поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ре­шения, обсуждать полученный результат. (Р): оценивать весомость приводи­мых доказательств и рассуждений. (П): уметь осуществлять срав­нение и классификацию по заданным крите­риям

24-25

КИМ ОГЭ 2021

Решение задания 6,9

К): уметь с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.(Р): удерживать цель деятельности до получения ее результата. (П): уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу­щественных признаков

26-27

КИМ ОГЭ 2021

Решение задания 11,13-15

воспринимать текст с уче­том поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ре­шения, обсуждать полученный результат. (Р): формировать целевые уста­новки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). (П): уметь выделять существен­ную информацию из текстов разных видов

28-29

Диагностические работы в формате ОГЭ

Решение заданий

(К): формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы. (Р): удерживать цель деятельности до получения ее результата. (П): уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

30

Анализ работ

Разбор ошибок учащихся

(К): уметь выслушивать мне­ние членов команды, не перебивая, прини­мать коллективное решение. (Р): определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. (П): учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов

31

Диагностические работы в формате ОГЭ

Повторить основные разделы курса

К): уметь с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

(Р): удерживать цель деятельности до получения ее результата. (П): уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу­щественных признаков

32

Повторение материала

Повторить основные разделы курса (теория)

(К): слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть гото­вым изменить свою. (Р): формировать целевые уста­новки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

(П): уметь осуществлять срав­нение и классификацию по заданным крите­риям

33

Тестовая работа в формате ВПР

Научиться при­менять приобре­тенные знания, умения, навыки в конкретной дея­тельности

(К): управлять своим поведе­нием (контроль, самокоррекция, оценка сво­его действия).

(Р): формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому уси­лию в преодолении препятствий. (П): произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

34

Итоговое занятие

Научиться при­менять приобре­тенные знания, умения, навыки в конкретной дея­тельности

(К): управлять своим поведе­нием (контроль, самокоррекция, оценка сво­его действия).

(Р): формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому уси­лию в преодолении препятствий. (П): произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!