Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Центр образования села Усть-Белая"
«Рассмотрено» На заседании МО школы ____________/Т.В. Яковлева/ «__» ____________ 2017 г. | «Согласовано» Зам. директора по УМР ___________/Л.Е. Игнатьева/ «__» ____________ 2017 г. | «Утверждено» Директор __________/А.В. Яковлев/ «__» ____________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов: 70 ч. – 2 часа в неделю
Разработчик программы:
учитель физики
Котляров В.А.
без кв. категории
пед. стаж 25 лет
2017 год
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Перышкин, А. В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. М. : Дрофа. 2017.
Перышкин, А. В. Сборник задач по физике: 79 кл.: К учебникам А. В. Перышкина и других "Физика. 7 класс", "Физика. 8 класс", "Физика. 9 класс" / А. В. Перышкин; Сост. Н. В. Филонович. М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ. 2014.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в 7 классе основной школы отводит 2 учебных часа в неделю, 70 часов в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В Примерной программе по физике для 79 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ
Физика и физические методы изучения природы
Физика наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Краткая история основных научных открытий. Наука и техника.
Механические явления.
Кинематика
Материальная точка как модель физического тела.
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь - скалярная величина. Скорость - векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила - векторная величина. Движение и силы. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Условия равновесия твердого тела.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Законы сохранения импульса и механической энергии.
Механические колебания и волны
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Возобновляемые источники энергии.
Строение и свойства вещества
Атомно-молекулярное строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ
понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии;
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС
№ | п/п | Тема урока | Примечание |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного Физика и физические методы изучения природы 5 ч года) |
1 | 1 | Физика - наука о природе | |
2 | 2 | Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. Лабораторная работа № 1 "Определение цены деления измерительного прибора" | |
3 | 3 | Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений Лабораторная работа № 2. "Измерение объема тела" | |
4 | 4 | Научные методы познания | |
5 | 5 | Физика и мир, в котором мы живем | |
Фаза постановки и решения системы учебных задач Первоначальные сведения о строении вещества 6 ч |
6 | 1 | Строение вещества. Молекулы | |
7 | 2 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | |
8 | 3 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | |
9 | 4 | Агрегатные состояния вещества | |
10 | 5 | Строение вещества | |
11 | 6 | Строение вещества | |
| Взаимодействие тел 21 ч |
12 | 1 | Механическое движение. Скорость | |
13 | 2 | Равномерное и неравномерное движение | |
14 | 3 | Расчет пути и времени движения | |
15 | 4 | Взаимодействие тел. Инерция. | |
16 | 5 | Масса тела | |
17 | 6 | Масса тела. Лабораторная работа № 3 "Измерение массы на рычажных весах" | |
18 | 7 | Плотность вещества. Лабораторная работа № 4 "Измерение объема тела" | I четверть |
19 | 8 | Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого тела" | |
20 | 9 | Расчет массы и объема тела по его плотности | |
21 | 10 | Сила. Сила тяжести | |
22 | 11 | Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Лабораторная работа №6 "Градуирование пружины" | |
23 | 12 | Равнодействующая сила | |
24 | 13 | Вес тела. Невесомость | |
25 | 14 | Сила трения. Трение покоя | |
26 | 15 | Движение и взаимодействие, Силы вокруг нас | |
27 | 16 | Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас | |
28 | 17 | Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас | |
29 | 18 | "Реальная физика" | |
30 | 19 | Движение и взаимодействие, Силы вокруг нас. | |
31 | 20 | Контрольная работа по теме "Взаимодействие тел" | |
32 | 21 | Работа над ошибками. Движение и взаимодействие. | II четверть |
| Давление твердых тел, жидкостей и газов 18 ч |
33 | 1 | Давление | |
34 | 2 | Давление твердых тел | |
35 | 3 | Давление газа | |
36 | 4 | Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля | |
37 | 5 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | |
38 | 6 | Сообщающиеся сосуды | |
39 | 7 | Вес воздуха. Атмосферное давление | |
40 | 8 | Измерение атмосферного давления. Барометры | |
41 | 9 | Измерение давления. Манометры | |
42 | 10 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина | |
43 | 11 | Архимедова сила. Л/р № 7 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" | |
44 | 12 | Плавание тел. Л/р № 8 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" | |
45 | 13 | Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" | |
46 | 14 | Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" | |
47 | 15 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | |
48 | 16 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | |
49 | 17 | Контрольная работа по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" | |
50 | 18 | Работа над ошибками. "На земле, под водой и в небе..." | |
| Работа и мощность. Энергия 13 ч |
51 | 1 | Механическая работа | |
52 | 2 | Мощность | III четверть |
53 | 3 | Простые механизмы. | |
54 | 4 | Момент силы. Рычаги. Л/р № 9 "Условия равновесия рычага" | |
55 | 5 | Блоки | |
56 | 6 | "Золотое правило" механики | |
57 | 7 | Коэффициент полезного действия. Л/р № 10 "Измерение КПД наклонной плоскости" | |
58 | 8 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | |
59 | 9 | Превращения энергии | |
60 | 10 | Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия". | |
61 | 11 | Работа и мощность. Энергия. | |
62 | 12 | Контрольная работа по теме "Работа и мощность. Энергия". | |
63 | 13 | Работа над ошибками. Физика и мир, в котором мы живем. | |
Рефлексивная фаза Обобщающее повторение 7 ч |
64 | 1 | Итоговое повторение. | |
65 | 2 | Итоговое обобщение. | |
66 | 3 | Итоговая контрольная работа | |
67 | 4 | Работа над ошибками. Физика и мир, в котором мы живем | |
68 | 5 | "На заре времен..." | |
69 | 6 | "От плуга до лазера…" | |
70 | 7 | Экскурсия. | |