СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС. 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

английского языка № 25»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор МАОУ СОШ № 25

___________ (Плечева Ю.В.) ___________ (Штинова Г.А.)

«_____»___________ 2016 г. «_____» ____________ 2016 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основного общего образования

по курсу физики для 10 класса

на 2016 - 2017 учебный год





Составитель программы:

Мифтахов В.Ю.

учитель высшей категории









Рассмотрено на заседании МО

Протокол №____ от «____» __________2016 г.

Руководитель МО______________ (_____________)










Златоустовский городской округ

2016 год

Содержание рабочей программы


Пояснительная записка 3

Содержание программы учебного курса 8

Тематическое планирование 11

Требования к уровню подготовки учащихся. 22

Характеристика контрольно-измерительных материалов 23

Учебно – методическое обеспечение 24


Пояснительная записка


Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов:

I. Нормативные документы (общие, для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. N 30067)».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

8. Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 г.№ 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».

11. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2012 г. N 23251).

12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

Региональный уровень

1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 N 515-ЗО (ред. от 28.08.2014) "Об образовании в Челябинской области" (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год»

4. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.

Методические рекомендации

1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news.

II. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию

Федерального компонента государственного образовательного стандарта

Федеральный уровень

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г.
№ 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г.
№ 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Региональный уровень

1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014
№ 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

2. Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».

Методические материалы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.

4. Примерные программы по предмету «Физика»

Региональный уровень

1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г. «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г.»

2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г. «О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012 г.».

3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 03-02/7233 от 17 сентября 2014 г «О направлении информации по вопросам разработки и утверждения образовательных программ в общеобразовательных организациях».

4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889 «О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году».

5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 09.04.2015 г. № 03-02/2789 «О проведении мониторинга в 2015 году оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области».

6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 03-02/1464 от 02 марта 2015 г. «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».

7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г. «Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования».

Методические рекомендации

1. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

2. Адаптированная образовательная программа образовательной организации: методические рекомендации по разработке / М. И. Солодкова, Ю. Ю. Баранова, А. В. Ильина, Н. Ю. Кийкова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 312 с.


Общая характеристика учебного предмета

Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физике на ступени основного общего образования отводится не менее 138 ч из расчета 2 ч в неделю.

Выбор учебников и пособий осуществлен в соответствии с приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год». В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Электронная форма учебника соответствует печатной форме по структуре, содержанию, художественному оформлению и содержит педагогически целесообразное количество мультимедийных элементов для усвоения материала учебника (галерея изображений, аудио-фрагменты видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и др.), средства контроля или самоконтроля.

С 1 сентября 2015 г. образовательные учреждения получают право выбора использования в образовательной деятельности печатной или электронной формы учебников, включенных в федеральный перечень

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;

  • овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;

  • формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;

  • овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Познавательная деятельность:

-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения; измерения; эксперимента; моделирования;

-формирование умений различать факты; гипотезы; причины; следствия; доказательства; законы; теории;

-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно – коммуникативная деятельность:

-владение монологической и диалогической речью; развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-использование различных источников информации.

Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение предвидеть возможные результаты своих действий; -организация учебной деятельности: постановка цели; планирование; определение оптимального соотношения цели и средств.


Основное содержание

1. Введение. Основные особенности

физического метода исследования (2 ч)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент – гипотеза – модель – (выводы-следствия с учетом границ модели) – критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.

2. Механика (24 ч)

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус – вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

  2. Изучение закона сохранения механической энергии.


3. Молекулярная физика. Термодинамика (20 ч)

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое обоснование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатели внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.


Фронтальные лабораторные работы

  1. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

  2. Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.

  3. Измерение модуля упругости резины.


4. Электродинамика (22 ч)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p – n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.

  2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  3. Определение заряда электрона.

Поурочно-тематическое планирование

10 класс (2 часа в неделю, 70 часов)

Тема 1. Механика (24 часа)


Кинематика (11 часов)

Дата

урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практика

Вид

контроля

Д/з


1

Инструктаж по ТБ. Повторение материала за 9 класс



К

Границы применимости физических законов. Современная картина мира. Использование физических знаний

и методов.

Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, взаимодействие; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики.

Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.

Демонстрации:

Механические электрические, магнитные, тепловые, световые и звуковые явления



Введение

§ 1,2.


2

Контрольная работа № 1 "Нулевой срез".

ПКЗУ


Уметь применять полученные знания при решении задач.


КР



3

Механическое движение, виды движений, его характеристики.


К

Основная задача механики. Кинематика. Система отсчёта. Механическое движение, его виды и относительность.

Знать различные виды механического движения; знать/понимать смысл понятия «система отсчета», путь, перемещение.

Демонстрации:

зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.

ФО


§3-6


4

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного

движения.

Решение задач.

ОНМ

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Путь, перемещение, координата при равномерном движении.

Знать физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения.

ФД


§7,8, упр.1 (1-3).


5

Графики прямолинейного равномерного движения.

Решение задач.

СЗУН

Графики зависимости скорости, перемещения и координаты от времени при равномерном движении. Связь между величинами.

Уметь строить и читать графики равномерного прямолинейного движения.


ФО

§8,упр.1 (4).


6

Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

ОНМ

Мгновенная скорость. Средняя скорость. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей.

Знать физический смысл понятия скорости; средней скорости, мгновенной скорости. Знать/понимать закон сложения скоростей. Уметь использовать закон сложения скоростей при решении задач.


Т

§9,10, упр.2 (1-3).


7

Прямолинейное равноускоренное движение.

ОНМ

Ускорение, единицы измерения. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.

Знать уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равнопеременном движении.

Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости от времени, уметь составлять уравнения по приведенным графикам.


ВП

§13-15.


8

Решение задач на движение с постоянным ускорением.

ЗИМ

Ускорение. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении.

Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.



СР

§12-14, §16, упр.3 (1,3).


9

Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка.

СЗУН

Движение тел. Абсолютно твердое тело. Поступательное движение тел. Материальная точка.

Знать/понимать смысл

физических понятий: механическое движение, материальная точка, поступательное движение.

ФО

§20,21.


10

Решение задач по теме «Кинематика».

ПЗУ


Уметь решать задачи на

определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.


ФО

Задачи

по тетради.


11

Контрольная работа № 2 "Кинематика".

ПКЗУ


Уметь применять полученные знания при решении задач.


КР

§3-14, 20, 21 (повт.)

Динамика (8 часов)


12

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

ОНМ

Что изучает динамика. Взаимодействие тел. История открытия I закона Ньютона. Закон инерции. Выбор системы отсчёта. Инерциальная система отсчета.

Знать/понимать смысл понятий «инерциальная и неинерциальная система отсчета». Знать/понимать смысл I закона Ньютона, границы его применимости: уметь применять I закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике.

Демонстрации:

явление инерции, инертность тел,

сравнение масс взаимодействующих тел, второй закон Ньютона, измерение сил, сложение сил, взаимодействие тел.

ВП

§22


13

Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач.

К

Взаимодействие. Сила. Принцип суперпозиции сил. Три вида сил в механике. Динамометр. Измерение сил. Инерция.

Сложение сил.

Знать / понимать смысл понятий «взаимодействие», «инертность», «инерция». Знать / понимать смысл величин «сила», «ускорение». Уметь иллюстрировать точки приложения сил, их направление.

Демонстрации:

сравнение масс взаимодействующих тел, измерение сил, сложение сил, взаимодействие тел.

УО, ФО

§23, 27, 29



14

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

К

Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. II закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Примеры применения II закона Ньютона. III закон Ньютона. Свойства тел, связанных третьим законом. Примеры проявления III закона в природе.

Знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов.

Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона.

УО, ФО

§24-26. Упр.6 (2,3)


15

Л.р. №1. «Изучение
движения тела по окружности. Принцип относительности Галилея.

ОНМ

Принцип причинности в механике. Принцип относительности.

Уметь описывать и объяснять движение тела по окружности. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку 2 закона Ньютона. Работать с оборудованием и уметь измерять.
Знать/понимать
смысл принципа относительности Галилея.

Лабораторное оборудование по инструкции в учебнике

ФО, ЛР

§28.


16

Явление тяготения. Гравитационные силы.

К

Силы в природе. Принцип дальнодействия. Силы в механике. Сила всемирного тяготения.

Знать/понимать смысл понятий «гравитационные силы», «всемирное тяготение», «сила тяжести»; смысл величины «ускорение свободного падения». Уметь объяснять природу взаимодействия.


ФО

§30.


17

Закон всемирного тяготения.

К

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения, его зависимость от географической широты.

Знать историю открытия закона всемирного тяготения.

Знать/понимать смысл величин «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения». Знать/ понимать формулу для вычисления ускорения свободного падения на разных планетах и на разной высоте над поверхностью планеты.













Демонстрации:

невесомость и перегрузка.

ВП

§31, упр.7 (1).


18

Первая космическая скорость.

Вес тела. Невесомость и перегрузки.

К

Сила тяжести и ускорение свободного падения. Как может двигаться тело, если на него действует только сила тяжести? Движение по окружности. Первая и вторая космические скорости. Все тела. Чем отличается вес от силы тяжести? Невесомость. Перегрузки.

Знать / понимать смысл физической величины «сила тяжести».

Знать / понимать смысл физической величины «вес тела» и физических явлений невесомости и перегрузок.

Т

§32,33.


19

Силы упругости. Силы трения.

СЗУН

Электромагнитная природа сил упругости и трения. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Трение покоя, трение движения. Коэффициент трения.

Знать/понимать смысл понятий «упругость», «деформация», «трение»; смысл величин «жесткость», «коэффициент трения»; закон Гука, законы трения.

Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра, уметь опытным путем определять жесткость

пружин и коэффициент трения.

Демонстрации:

зависимость силы упругости от деформации, силы трения.

УО

§34-38.

Законы сохранения в механике (7 часов)


20

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

ОНМ

Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса.

Знать/понимать смысл величин «импульс тела», «импульс силы», закона сохранения импульса;

Уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения.

вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность.



УО

§39-40,

упр.8

(1-2).


21

Реактивное движение. Решение задач (закон сохранения импульса).

СЗУН

Реактивное движение. Принцип действия ракеты. Освоение космоса. Решение задач.

Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса.

Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике.

Демонстрации:

реактивное движение.

Т

§41-42, упр.8

(3-7).


22

Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

К

Что такое механическая работа? Работа силы, направленной вдоль перемещения и под углом к перемещению тела. Мощность. Выражение мощности через силу и скорость.

Знать/понимать смысл физических величин «работа», «механическая энергия».

Уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела.

Демонстрации:

изменение энергии тел при совершении работы.

УО

§43-46, 49 упр.9 (2,3,7).


23


Закон сохранения энергии в механике.

К

Связь между работой и энергией, потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии.

Знать/понимать смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии.

Знать границы применимости закона сохранения энергии.

Демонстрации:

переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно

СР

§50, упр.9 (5)


24

Л.р. №2. «Изучение закона сохранения механической энергии»

ПЗУ

Изучение закона сохранения механической энергии

Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии. Работать с оборудованием и уметь измерять.

Лабораторное оборудование по инструкции в учебнике

ФО, ЛР

Задачи по тетради.



25

Обобщающее занятие. Решение задач.

ОСЗ

Законы сохранения в механике.

Знать/понимать смысл законов динамики, всемирного тяготения, законов сохранения. Знать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие механики, уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ.


Т

Задачи по тетради.


26

Контрольная работа № 3. "Динамика. Законы сохранения в механике"

ПКЗУ

Законы сохранения.

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.


КР

§22-50 (повт.)

Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика (20 часов) Основы молекулярно-кинетической теории (6 часов)


27

Строение

вещества.

Молекула. Основные положения МКТ. Эксперимент

доказательство основных

положений МКТ. Броуновское движение.

К

Основные

положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Основная задача МКТ.

Знать/понимать смысл понятий «вещество», «атом», «молекула», «диффузия», «межмолекулярные силы».

Знать/понимать основные положения МКТ и их опытное обоснование; уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества.

Демонстрации:

механическая модель броуновского движения.


СП

§56,58.


28

Масса молекул. Количество вещества.

ОНМ

Оценка размеров молекул, количество вещества, относительная молекулярная масса, молярная масса, число Авогадро.

Знать/понимать смысл величин, характеризующих молекулы.


ФО

§57, упр.11

(1-3).


29

Решение задач на расчет

величин, характеризующих молекулы.

ПЗУ

Броуновское движение.

Уметь решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы.


СР

Упр.11

(4-7).


30

Силы взаимодействия

молекул.

Строение твердых, жидких и газообразных тел.

К

Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Уметь объяснять свойства газов, жидкостей, твердых тел на основе их молекулярного строения.


ФО

§59,60.


31

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ.

ОНМ

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Связь давления со средней кинетической энергией молекул.

Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом.

Знать основное уравнение МКТ. Уметь объяснять зависимость давления газа от массы, концентрации и скорости движения молекул. Знать/понимать смысл понятия «давление газа»; его зависимость от микропараметров.


Тест

§61-63, упр.11

(9-10).


32

Решение задач.

ПЗУ

Тепловое движение молекул.

Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами.


СР

Упр.11 (8,9)

Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа)


33

Температура. Тепловое равновесие. Определение температуры.

К

Теплопередача. Температура и тепловое равновесие,

измерение температуры, термометры.

Знать/понимать смысл понятий «температура», «абсолютная температура».

Уметь объяснять устройство и принцип действия термометров.


ВП

§64, 65, упр.11 (1,2).


34

Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул.

ОНМ

Абсолютная температура, абсолютная температурная шкала. Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина. Средняя кинетическая энергия движения молекул.

Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана. Знать/понимать связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул.

Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре.

Т

§66, упр.12 (1,3).

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (2 часа)


35

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

ОНМ

Уравнение состояния газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Закон Авогадро.

Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический.

Знать уравнение состояния идеального газа.

Знать/понимать зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа.

Знать/понимать смысл законов Бойля – Мариотта, Гей-Люссака и Шарля.

Демонстрации:

изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме,

изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении,

изменение объема газа с изменением давления.

СП

§68, 69

36

Л.р. №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

СЗУН

Уравнение Менделеева –

Клапейрона. Изобарный процесс.

Знать уравнение

состояния идеального газа.

Знать/понимать смысл закона Гей-Люссака.

Уметь выполнять прямые измерения длины, температуры, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей.

Лабораторное оборудование по инструкции в учебнике

ФО, ЛР.

упр.13 (10,11,

13).

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (3 часа)


37

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей.

К

Агрегатные

состояния и фазовые переходы. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

Знать/понимать смысл понятий «кипение»,

«испарение», «парообразование», «насыщенный пар».

Уметь описывать и объяснять процессы испарения, кипения и конденсации. Уметь объяснять зависимость температуры кипения от давления.

Демонстрации:

кипение воды при пониженном давлении.


ФО

§70, 71.


38

Влажность воздуха и ее измерение.

ОНМ

Парциальное давление. Абсолютная и относительная влажность воздуха.

Зависимость влажности от температуры, способы определения влажности.

Знать/понимать смысл понятий «относительная влажность», «парциальное давление».

Уметь измерять относительную влажность воздуха.

Знать/понимать устройство и принцип действия гигрометра и психрометра.

Демонстрации:

психрометр и гигрометр

УО, ФО

§72, упр.14 (6-7).


39

Кристаллические и аморфные тела.

ОНМ

Кристаллические тела. Анизотропия. Аморфные тела. Плавление и отвердевание.

Знать/понимать свойства кристаллических и аморфных тел.

Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел.

Демонстрации:

кристаллические и аморфные тела,

модели кристаллических решеток

Тест

§73-74.

Основы термодинамики (7 часов)


40

Внутренняя энергия.

Работа в термодинамике

ОНМ

Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа. Вычисление Работы при изобарном процессе. Геометрическое толкование работы

Знать/понимать смысл величины «внутренняя энергия», смысл понятий «термодинамическая система». Знать формулу для вычисления внутренней энергии.

Уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии.

Знать графический способ вычисления работы газа.


ФО, СП

§75, 76,

упр.15

(2-3).


41

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

К

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Знать/понимать смысл понятий «количество теплоты», «удельная теплоемкость».


ФО

§77, упр.15 (1,13).



42

Первый закон термодинамики. Решение задач.

К

Закон сохранения энергии,

первый закон термодинамики.

Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа.

Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов.


Тест

§78, упр.15 (4).



43

Необратимость процессов в природе. Решение задач.

К

Примеры необратимых процессов. Понятие необратимого процесса. Второй закон т/д. Границы применимости второго закона т/д.

Знать/понимать смысл понятий «обратимые и необратимые процессы»; смысл второго закона термодинамики.

Уметь приводить примеры действия второго закона термодинамики.


ФО, СР

§80.



44

Принцип действия и КПД тепловых двигателей.

ОНМ

Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД теплового двигателя. Максимальное значение КПД тепловых двигателей.

Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД.

Знать/понимать основные виды тепловых двигателей: ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель.

Демонстрации:

модели тепловых двигателей

ФО

§82, упр.15 (15-16).



45

Повторительно-обобщающий урок по темам «Молекулярная физика. Термодинамика».

ОСЗ


Знать / понимать основные положения МКТ, уметь объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе представлений о строении вещества. Знать и уметь использовать при решении задач законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, уравнение состояния идеального газа.

Знать/понимать первый и второй законы термодинамики; уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменение внутренней энергии, КПД тепловых двигателей, относительную влажность воздуха.


Тест.

№ 624, 631, 632



46

Контрольная работа № 4. «Молекулярная физика. Основы термодинамики».

ПКЗУ



КР

§56-82 (повт.)


Тема 3. Основы электродинамики (22 часа)

Электростатика (8 часов)


47

Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы.

К

Электродинамика. Электростатика. Электрический заряд, два знака зарядов. Элементарный заряд. Электризация тел и ее применение в технике.

Знать/понимать смысл физических величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»;

Уметь объяснять процесс электризации тел.

Демонстрации:

электрометр

ФО

§83-85


48

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

ОЗН

Замкнутая система. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона – основной закон электростатики. Единица электрического заряда.

Знать смысл закона сохранения заряда.

Знать/понимать физический смысл закона Кулона и границы его применимости, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия.


Т

§86-88



49

Решение задач по теме «Закон сохранения электрического заряда и закон Кулона»

ПЗУ

Решение задач с применением закона Кулона, принципа суперпозиции, закона сохранения электрического зар.

Знать и уметь применять при решении задач закон сохранения электрического заряда, закон Кулона.


СР

Упр.16

(1-5).


50

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач.

ОЗН

Электрическое поле. Основные свойства электрического поля. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

Знать/ понимать смысл

понятий: «материя», «вещество», «поле». Знать/понимать смысл величины «напряженность», уметь определять величину и направление напряженности электрического поля точечного заряда.

Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета напряженности.


ПР

§90-91.


51

Силовые линии электрического поля. Решение задач.

ПЗУ

Силовые линии электрического поля. Однородное поле. Поле заряженного шара.

Знать смысл понятия напряжённости

силовых линий электрического поля. Уметь применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач.


УО, ФО

§92


52

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением

ОЗМ

Работа при перемещении заряда в однородном электростатическом поле. Потенциальная энергия поля. Потенциал поля. Потенциал. Эквипотенциальная поверхность. Разность потенциалов. Связь между U и Δφ.

Знать физический смысл энергетической характеристики электростатического поля, физических величин «потенциал», «работа электрического поля»

Уметь вычислять работу поля и потенциал поля точечного заряда.

Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

ФО

§96-98

упр.17

(1-3,6).


53

Электроёмкость. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды.

ОЗМ

Электрическая емкость проводника. Конденсатор. Виды конденсаторов. Емкость плоского конденсатора. Энергия конденсатора. Применение конденсаторов

Знать/понимать смысл величины «электрическая емкость».

Уметь вычислять емкость плоского конденсатора.

Демонстрации:

Конденсаторы,

энергия заряженного конденсатора.


ФО

§99-101


54

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электростатика». Самостоятельная работа

ОСЗ

Закон Кулона. Напряжённость, потенциал. Конденсаторы. Электроёмкость.

Знать основные понятия темы «Электростатика» и уметь решать задачи по данной теме.


УО,

§§83-101 (повт.)

Законы постоянного тока (8 часов)


55

Электрический ток. Условия, необходимые

для его существования.

К

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Сила тока. Действие тока.

Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источник тока».

Знать условия существования электрического тока; знать/понимать смысл величин «сила тока», «напряжение».


Тест.

§102-103, упр.19 (1).


56

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

К

Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Единица сопротивления, удельное сопротивление.

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Знать/понимать смысл за-кона Ома для участка цепи, уметь определять сопротивление проводников.

Знать формулу зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества, из которого он изготовлен.

Знать закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников.


УО, ФО

§104, 105, упр.19 (2-3).


57

Л.р. №5: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

СЗУН

Закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников.

Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.

Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников.

Лабораторное оборудование по инструкции в учебнике

ФО, ЛР

§104, 105, задачи по тетради


58

Работа и мощность постоянного тока.

ОЗН

Работа тока. Закон Джоуля – Ленца. Мощность тока.

Знать/понимать смысл понятий «мощность тока», «работа тока». Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока.


Тест

§106, упр.19 (4).


59

Электродвижущая сила.

Закон Ома для полной цепи.

К

Источник тока. Сторонние силы. Природа сторонних сил. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи.


СП

§107,108, упр.19

(6-8)


60

Л.р. №4. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

СЗУН


Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, Знать формулировку закона Ома для полной цепи, планировать эксперимент и выполнять измерения и вычисления.

Лабораторное оборудование по инструкции в учебнике

ФО, ЛР

упр.19 (5,9,10).


61

Решение задач (законы постоянного тока).

ПЗУ

Расчет электрических цепей.

Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока.


ФО

Задачи по тетради



62

Контрольная

работа № 5. "Законы постоянного тока».

ПКЗУ


Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока при параллельном и последовательном соединении проводников.


КР

§102-108 (повт.)

Электрический ток в различных средах (6 часов)


63

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводи-мость.

К

Проводники электрического тока. Природа электрического тока в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.

Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать/ понимать основы электронной теории, уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры.

Знать /понимать значение сверхпроводников в современных технологиях.

Демонстрации:

электроизмерительные приборы,

зависимость удельного сопротивления металлов от температуры.

ФО

§109-112.


64

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов.

ОНМ

Полупроводники, их строение. Электронная и дырочная проводимость.

Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в полупроводниках.

Демонстрации

Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения.

УО, ФО

§113, 114.


65

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

ОНМ

Термоэлектронная эмиссия. Односторонняя проводимость. Диод. Электронно-лучевая трубка.

Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в вакууме.


ФО

§117, 118.


66

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

ОНМ

Растворы и расплавы электролитов. Электролиз. Закон Фарадея.

Знать /понимать законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение.

Демонстрации:

Явление электролиза

Проект.

§119-120, упр.19

(6-8),


67

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.


ОНМ

Электрический разряд в газе. Ионизация газа. Проводимость газов. Несамостоятельный разряд. Виды самостоятельного электрического разряда.

Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в газах.

Демонстрации

Термоэлектронная эмиссия.

Электронно-лучевая трубка.

Электрич разряд в газе.

Люминесцентная лампа.

ФО

§121-122.


68

Самостоятельная работа «Электрический ток в различных средах»

ПКЗУ


Уметь решать задачи с применением теоретических знаний по всей теме


СР

§§109-122 (повт.)

резерв (2 часа)

Условные обозначения (сокращения):

  • ОНМ – ознакомление с новым материалом

  • ЗИМ – закрепление изученного материала

  • СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков

  • ПЗУ – применение знаний и умений

  • ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

  • ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений

  • К – комбинированный урок

  • УО – устный опрос

  • ФО – фронтальный опрос

  • ФД – физический диктант

  • СП – самопроверка

  • ВП – взаимопроверка

  • СР – самостоятельная работа

  • Т – тест

  • РК – работа по карточкам

  • КР – контрольная работа

  • ПДЗ – проверка домашнего задания

  • ФД – физический диктант

Тематическое планирование

РАЗДЕЛЫ КУРСА ФИЗИКИ 10 КЛАСС

Кол-во часов

Контр. работы

Лаборат. работы

Механика

26



Кинематика

11

1, 2


Динамика

8


1

Законы сохранения в механике

7

3

2

Молекулярная физика. Тепловые явления

20



Основы молекулярно-кинетической теории

6



Температура. Энергия теплового движения молекул

2



Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

2


3

Взаимные превращения жидкостей и газов

3



Основы термодинамики

7

4


Основы электродинамики

22



Электростатика

8



Законы постоянного тока

8

5

4, 5

Электрический ток в различных средах

6



Резерв

2



Всего часов за 10 класс

70

5

5






Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца; прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.




Характеристика контрольно-измерительных материалов

В своей работе я использую следующие контрольно – измерительные материалы:

  1. А.Е. Марон Физика 10: учебно-методическое пособие/ 6 – е изд. – М.: Дрофа, 2008г.
    Пособие охватывает основное содержание учебников физики и включают тренировочные задания, тесты для контроля, самостоятельные работы, контрольные работы, примеры решения типовых задач. Комплект предусматривает организацию всех основных этапов учебно- познавательной деятельности школьников: применение и актуализация знаний, самоконтроль качества усвоения материала, использование алгоритмов решения задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ.

  2. Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 10 класс-М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2000г. Дидактические материалы предназначены для организации самостоятельной работы учащихся и контроля за знаниями и умениями при обучении физике в 10-11 классах. Они составлены с учетом особенностей параллельно функционирующих в школе учебников физики. Самостоятельные работы даны в нескольких вариантах. Каждая работа используется в ходе изучения того материала, который предусматривает формирование соответствующего уровня. Некоторые работы носят повторительный характер и направлены на восстановление навыков, сформированных в предшествующие годы. Каждая самостоятельная содержит задания разного уровня сложности, что дает широкие возможности для организации дифференцированной работы на уроке. Контрольные работы предназначены для текущей и итоговой проверки знаний школьников. Каждая работа включает в себя как задания, соответствующие обязательному уровню, так и задания более продвинутого уровня.

  3. Л.М. Монастырский, А.С. Богатин. Физика 10 класс. Подготовка к итоговой аттестации.2009: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: легион, 2008г. Предлагаемое пособие предложено для подготовки к итоговой аттестации в новой форме. Данное пособие представляет собой сборник тестовых заданий для подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по физике учащихся 9 классов. Оно содержит 10 вариантов тестовых заданий, составленных в полном соответствии



КИМ по физике для 10 классов соответствуют программе и методическим рекомендациям автора используемой программы А.В. Перышкин. КИМ используются для организации текущего, тематического и итогового контроля образовательных достижений учащихся.

Формы текущего контроля:

  • Практические и лабораторные работы

  • Интерактивное тестирование

  • Самостоятельные работы

Формы тематического контроля:

  • Тестирование по опросному листу

  • Контрольная работа

  • Разноуровневая практическая работа

Формы итогового контроля:

  • Контрольная работа

  • Интерактивное тестирование

Учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Для обучения учащихся основной школы основам физических знаний необходима постоянная опора процесса обучения на демонстрационный физический эксперимент, выполняемый учителем и воспринимаемый одновременно всеми учащимися класса, а также на лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому физический кабинет оснащён полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы (80% оборудования устаревшее).

Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование как стрелочных электроизмерительных приборов, так и цифровых средств измерений.

Лабораторное оборудование должно храниться в шкафах вдоль задней или боковой стены кабинета с тем, чтобы был обеспечен прямой доступ учащихся к этому оборудованию в любой момент времени. Демонстрационное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате.

Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике позволяет:

  • формировать общеучебное умение подбирать учащимися необходимое оборудование для самостоятельного исследования;

  • проводить экспериментальные работы на любом этапе урока;

  • уменьшать трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.

Кабинет физики снабжён электричеством и водой в соответствии с правилами техники безопасности. К закреплённым лабораторным столам подводится переменное напряжение 36 В от щита комплекта электроснабжения.

К демонстрационному столу подведено напряжение 42 В и 220 В. Одно полотно доски в кабинете должно быть стальным.

В кабинете физики имеется:

  • противопожарный инвентарь;

  • аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;

  • инструкцию по правилам безопасности для обучающихся;

  • журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

Кроме демонстрационного и лабораторного оборудования, кабинет физики оснащён:

  • комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиапроектором и интерактивной доской;

  • учебно-методической, справочной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами и т.п.);

  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ учащихся, проведения контрольных работ;

  • портретами выдающихся физиков

  • кабинет физики должен быть оснащён комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики.

Учебно – методическое обеспечение предмета:

Литература для учителя.

Реквизиты программы: Базисный учебный план, Федеральный государственный стандарт, авторская программа по физике Г.Я. Мякишева. Базовый уровень.

УМК обучающего:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10класс.-М.: Просвещение, 2011.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс.-М.:Дрофа,2009.

УМК учителя:

  • Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев Физика-10, Просвещение 2011.

  • А.П. Рымкевич, Задачник. 10-11 класс, Дрофа 2009

  • Г.Н. Степанова Сборник задач по физике: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений

  • Е.А. Марон, А.Е. Марон. Дидактические материалы 10 класс.

  • “Дрофа” 2009

  • Е.А. Марон, А.Е. Марон. Контрольные работы по физике Просвещение 2011

  • Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин. – 3-е изд., пересмотренное. – М.: Дрофа, 2010.

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/ Составитель В.А. Коровин. – 2-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2012

  • Журнал «Физика в школе»

  • Газеты «1 сентября» приложение Физика.


Перечень ЦОРов, используемых в образовательном процессе

  1. Открытая физика

  2. Физика 7 – 11 кл.

  3. Физика 7 – 11: наглядные пособия

  4. Физика 7 – 11: практикум

  5. Пинский А.А. Физика и астрономия


Информационные ресурсы Интернет


  1. Интерактивная линия (http://www.intline.ru),

  2. Информ-система (http://www.informsystema.ru),

  3. МедиаХауз (http://www.mediahouse.ru),

  4. Молодой Петербург (http://www.shkoloved.sekreta.net),

  5. Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (http://www.mmt-dl.ru),

  6. Просвещение-МЕДИА (http://www.pmedia.ru),

  7. ГиперМетод (http://www.learnware.ru),

  8. Челябинский государственный педагогический университет (http://www.cspu.ru)

  9. Физикон (http://www.physicon.ru),

  10. Республиканский мультимедиа центр (http://www.rnmc.ru),

  11. Российский новый университет (http://rosnou.ru),

  12. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!