Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
английского языка № 25»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МАОУ СОШ № 25
___________ (Плечева Ю.В.) ___________ (Штинова Г.А.)
«_____»___________ 2016 г. «_____» ____________ 2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основного общего образования
по курсу физики для 10 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель программы:
Мифтахов В.Ю.
учитель высшей категории
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №____ от «____» __________2016 г.
Руководитель МО______________ (_____________)
Златоустовский городской округ
2016 год
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка 3
Содержание программы учебного курса 8
Тематическое планирование 11
Требования к уровню подготовки учащихся. 22
Характеристика контрольно-измерительных материалов 23
Учебно – методическое обеспечение 24
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов:
I. Нормативные документы (общие, для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. N 30067)».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
8. Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 г.№ 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
11. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2012 г. N 23251).
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 N 515-ЗО (ред. от 28.08.2014) "Об образовании в Челябинской области" (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год»
4. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.
Методические рекомендации
1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news.
II. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию
Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г.
№ 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г.
№ 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014
№ 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
2. Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
Методические материалы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.
4. Примерные программы по предмету «Физика»
Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г. «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г.»
2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г. «О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012 г.».
3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 03-02/7233 от 17 сентября 2014 г «О направлении информации по вопросам разработки и утверждения образовательных программ в общеобразовательных организациях».
4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889 «О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году».
5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 09.04.2015 г. № 03-02/2789 «О проведении мониторинга в 2015 году оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области».
6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 03-02/1464 от 02 марта 2015 г. «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».
7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г. «Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования».
Методические рекомендации
1. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
2. Адаптированная образовательная программа образовательной организации: методические рекомендации по разработке / М. И. Солодкова, Ю. Ю. Баранова, А. В. Ильина, Н. Ю. Кийкова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 312 с.
Общая характеристика учебного предмета
Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физике на ступени основного общего образования отводится не менее 138 ч из расчета 2 ч в неделю.
Выбор учебников и пособий осуществлен в соответствии с приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год». В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Электронная форма учебника соответствует печатной форме по структуре, содержанию, художественному оформлению и содержит педагогически целесообразное количество мультимедийных элементов для усвоения материала учебника (галерея изображений, аудио-фрагменты видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и др.), средства контроля или самоконтроля.
С 1 сентября 2015 г. образовательные учреждения получают право выбора использования в образовательной деятельности печатной или электронной формы учебников, включенных в федеральный перечень
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;
овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;
формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;
овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Познавательная деятельность:
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения; измерения; эксперимента; моделирования;
-формирование умений различать факты; гипотезы; причины; следствия; доказательства; законы; теории;
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно – коммуникативная деятельность:
-владение монологической и диалогической речью; развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование различных источников информации.
Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение предвидеть возможные результаты своих действий; -организация учебной деятельности: постановка цели; планирование; определение оптимального соотношения цели и средств.
Основное содержание
1. Введение. Основные особенности
физического метода исследования (2 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент – гипотеза – модель – (выводы-следствия с учетом границ модели) – критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.
2. Механика (24 ч)
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус – вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Фронтальные лабораторные работы
Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
Изучение закона сохранения механической энергии.
3. Молекулярная физика. Термодинамика (20 ч)
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое обоснование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатели внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
Фронтальные лабораторные работы
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.
Измерение модуля упругости резины.
4. Электродинамика (22 ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p – n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Определение заряда электрона.
Поурочно-тематическое планирование
10 класс (2 часа в неделю, 70 часов)
Тема 1. Механика (24 часа)
Кинематика (11 часов)
Дата | № урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Практика | Вид контроля | Д/з |
| 1 | Инструктаж по ТБ. Повторение материала за 9 класс | К | Границы применимости физических законов. Современная картина мира. Использование физических знаний и методов. | Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, взаимодействие; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики. Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий. | Демонстрации: Механические электрические, магнитные, тепловые, световые и звуковые явления | CП | Введение § 1,2. |
| 2 | Контрольная работа № 1 "Нулевой срез". | ПКЗУ | | Уметь применять полученные знания при решении задач. | | КР | |
| 3 | Механическое движение, виды движений, его характеристики. | К | Основная задача механики. Кинематика. Система отсчёта. Механическое движение, его виды и относительность. | Знать различные виды механического движения; знать/понимать смысл понятия «система отсчета», путь, перемещение. | Демонстрации: зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета. | ФО | §3-6 |
| 4 | Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач. | ОНМ | Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Путь, перемещение, координата при равномерном движении. | Знать физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения. | ФД | §7,8, упр.1 (1-3). |
| 5 | Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач. | СЗУН | Графики зависимости скорости, перемещения и координаты от времени при равномерном движении. Связь между величинами. | Уметь строить и читать графики равномерного прямолинейного движения. | | ФО | §8,упр.1 (4). |
| 6 | Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. | ОНМ | Мгновенная скорость. Средняя скорость. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. | Знать физический смысл понятия скорости; средней скорости, мгновенной скорости. Знать/понимать закон сложения скоростей. Уметь использовать закон сложения скоростей при решении задач. | | Т | §9,10, упр.2 (1-3). |
| 7 | Прямолинейное равноускоренное движение. | ОНМ | Ускорение, единицы измерения. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении. | Знать уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равнопеременном движении. Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости от времени, уметь составлять уравнения по приведенным графикам. | | ВП | §13-15. |
| 8 | Решение задач на движение с постоянным ускорением. | ЗИМ | Ускорение. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям. | | СР | §12-14, §16, упр.3 (1,3). |
| 9 | Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка. | СЗУН | Движение тел. Абсолютно твердое тело. Поступательное движение тел. Материальная точка. | Знать/понимать смысл физических понятий: механическое движение, материальная точка, поступательное движение. | ФО | §20,21. |
| 10 | Решение задач по теме «Кинематика». | ПЗУ | | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям. | | ФО | Задачи по тетради. |
| 11 | Контрольная работа № 2 "Кинематика". | ПКЗУ | | Уметь применять полученные знания при решении задач. | | КР | §3-14, 20, 21 (повт.) |
Динамика (8 часов)
| 12 | Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. | ОНМ | Что изучает динамика. Взаимодействие тел. История открытия I закона Ньютона. Закон инерции. Выбор системы отсчёта. Инерциальная система отсчета. | Знать/понимать смысл понятий «инерциальная и неинерциальная система отсчета». Знать/понимать смысл I закона Ньютона, границы его применимости: уметь применять I закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике. | Демонстрации: явление инерции, инертность тел, сравнение масс взаимодействующих тел, второй закон Ньютона, измерение сил, сложение сил, взаимодействие тел. | ВП | §22 |
| 13 | Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач. | К | Взаимодействие. Сила. Принцип суперпозиции сил. Три вида сил в механике. Динамометр. Измерение сил. Инерция. Сложение сил. | Знать / понимать смысл понятий «взаимодействие», «инертность», «инерция». Знать / понимать смысл величин «сила», «ускорение». Уметь иллюстрировать точки приложения сил, их направление. | Демонстрации: сравнение масс взаимодействующих тел, измерение сил, сложение сил, взаимодействие тел. | УО, ФО | §23, 27, 29 |
| 14 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | К | Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. II закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Примеры применения II закона Ньютона. III закон Ньютона. Свойства тел, связанных третьим законом. Примеры проявления III закона в природе. | Знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов. Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона. | УО, ФО | §24-26. Упр.6 (2,3) |
| 15 | Л.р. №1. «Изучение движения тела по окружности. Принцип относительности Галилея. | ОНМ | Принцип причинности в механике. Принцип относительности. | Уметь описывать и объяснять движение тела по окружности. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку 2 закона Ньютона. Работать с оборудованием и уметь измерять. Знать/понимать смысл принципа относительности Галилея. | Лабораторное оборудование по инструкции в учебнике | ФО, ЛР | §28. |
| 16 | Явление тяготения. Гравитационные силы. | К | Силы в природе. Принцип дальнодействия. Силы в механике. Сила всемирного тяготения. | Знать/понимать смысл понятий «гравитационные силы», «всемирное тяготение», «сила тяжести»; смысл величины «ускорение свободного падения». Уметь объяснять природу взаимодействия. | | ФО | §30. |
| 17 | Закон всемирного тяготения. | К | Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения, его зависимость от географической широты. | Знать историю открытия закона всемирного тяготения. Знать/понимать смысл величин «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения». Знать/ понимать формулу для вычисления ускорения свободного падения на разных планетах и на разной высоте над поверхностью планеты. | Демонстрации: невесомость и перегрузка. | ВП | §31, упр.7 (1). |
| 18 | Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. | К | Сила тяжести и ускорение свободного падения. Как может двигаться тело, если на него действует только сила тяжести? Движение по окружности. Первая и вторая космические скорости. Все тела. Чем отличается вес от силы тяжести? Невесомость. Перегрузки. | Знать / понимать смысл физической величины «сила тяжести». Знать / понимать смысл физической величины «вес тела» и физических явлений невесомости и перегрузок. | Т | §32,33. |
| 19 | Силы упругости. Силы трения. | СЗУН | Электромагнитная природа сил упругости и трения. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Трение покоя, трение движения. Коэффициент трения. | Знать/понимать смысл понятий «упругость», «деформация», «трение»; смысл величин «жесткость», «коэффициент трения»; закон Гука, законы трения. Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра, уметь опытным путем определять жесткость пружин и коэффициент трения. | Демонстрации: зависимость силы упругости от деформации, силы трения. | УО | §34-38. |
Законы сохранения в механике (7 часов)
| 20 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. | ОНМ | Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса. | Знать/понимать смысл величин «импульс тела», «импульс силы», закона сохранения импульса; Уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения. вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность. | | УО | §39-40, упр.8 (1-2). |
| 21 | Реактивное движение. Решение задач (закон сохранения импульса). | СЗУН | Реактивное движение. Принцип действия ракеты. Освоение космоса. Решение задач. | Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике. | Демонстрации: реактивное движение. | Т | §41-42, упр.8 (3-7). |
| 22 | Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая. | К | Что такое механическая работа? Работа силы, направленной вдоль перемещения и под углом к перемещению тела. Мощность. Выражение мощности через силу и скорость. | Знать/понимать смысл физических величин «работа», «механическая энергия». Уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела. | Демонстрации: изменение энергии тел при совершении работы. | УО | §43-46, 49 упр.9 (2,3,7). |
| 23 | Закон сохранения энергии в механике. | К | Связь между работой и энергией, потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии. | Знать/понимать смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии. Знать границы применимости закона сохранения энергии. | Демонстрации: переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно | СР | §50, упр.9 (5) |
| 24 | Л.р. №2. «Изучение закона сохранения механической энергии» | ПЗУ | Изучение закона сохранения механической энергии | Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии. Работать с оборудованием и уметь измерять. | Лабораторное оборудование по инструкции в учебнике | ФО, ЛР | Задачи по тетради. |
| 25 | Обобщающее занятие. Решение задач. | ОСЗ | Законы сохранения в механике. | Знать/понимать смысл законов динамики, всемирного тяготения, законов сохранения. Знать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие механики, уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ. | | Т | Задачи по тетради. |
| 26 | Контрольная работа № 3. "Динамика. Законы сохранения в механике" | ПКЗУ | Законы сохранения. | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | | КР | §22-50 (повт.) |
Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика (20 часов) Основы молекулярно-кинетической теории (6 часов)
| 27 | Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Эксперимент доказательство основных положений МКТ. Броуновское движение. | К | Основные положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Основная задача МКТ. | Знать/понимать смысл понятий «вещество», «атом», «молекула», «диффузия», «межмолекулярные силы». Знать/понимать основные положения МКТ и их опытное обоснование; уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества. | Демонстрации: механическая модель броуновского движения. | СП | §56,58. |
| 28 | Масса молекул. Количество вещества. | ОНМ | Оценка размеров молекул, количество вещества, относительная молекулярная масса, молярная масса, число Авогадро. | Знать/понимать смысл величин, характеризующих молекулы. | | ФО | §57, упр.11 (1-3). |
| 29 | Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы. | ПЗУ | Броуновское движение. | Уметь решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы. | | СР | Упр.11 (4-7). |
| 30 | Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. | К | Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. | Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. Уметь объяснять свойства газов, жидкостей, твердых тел на основе их молекулярного строения. | | ФО | §59,60. |
| 31 | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. | ОНМ | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Связь давления со средней кинетической энергией молекул. | Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ. Уметь объяснять зависимость давления газа от массы, концентрации и скорости движения молекул. Знать/понимать смысл понятия «давление газа»; его зависимость от микропараметров. | | Тест | §61-63, упр.11 (9-10). |
| 32 | Решение задач. | ПЗУ | Тепловое движение молекул. | Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами. | | СР | Упр.11 (8,9) |
Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа)
| 33 | Температура. Тепловое равновесие. Определение температуры. | К | Теплопередача. Температура и тепловое равновесие, измерение температуры, термометры. | Знать/понимать смысл понятий «температура», «абсолютная температура». Уметь объяснять устройство и принцип действия термометров. | | ВП | §64, 65, упр.11 (1,2). |
| 34 | Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул. | ОНМ | Абсолютная температура, абсолютная температурная шкала. Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина. Средняя кинетическая энергия движения молекул. | Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана. Знать/понимать связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре. | Т | §66, упр.12 (1,3). |
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (2 часа)
| 35 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | ОНМ | Уравнение состояния газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Закон Авогадро. Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический. | Знать уравнение состояния идеального газа. Знать/понимать зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа. Знать/понимать смысл законов Бойля – Мариотта, Гей-Люссака и Шарля. | Демонстрации: изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме, изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении, изменение объема газа с изменением давления. | СП | §68, 69 |
| 36 | Л.р. №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». | СЗУН | Уравнение Менделеева – Клапейрона. Изобарный процесс. | Знать уравнение состояния идеального газа. Знать/понимать смысл закона Гей-Люссака. Уметь выполнять прямые измерения длины, температуры, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей. | Лабораторное оборудование по инструкции в учебнике | ФО, ЛР. | упр.13 (10,11, 13). |
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (3 часа)
| 37 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей. | К | Агрегатные состояния и фазовые переходы. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. | Знать/понимать смысл понятий «кипение», «испарение», «парообразование», «насыщенный пар». Уметь описывать и объяснять процессы испарения, кипения и конденсации. Уметь объяснять зависимость температуры кипения от давления. | Демонстрации: кипение воды при пониженном давлении. | ФО | §70, 71. |
| 38 | Влажность воздуха и ее измерение. | ОНМ | Парциальное давление. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Зависимость влажности от температуры, способы определения влажности. | Знать/понимать смысл понятий «относительная влажность», «парциальное давление». Уметь измерять относительную влажность воздуха. Знать/понимать устройство и принцип действия гигрометра и психрометра. | Демонстрации: психрометр и гигрометр | УО, ФО | §72, упр.14 (6-7). |
| 39 | Кристаллические и аморфные тела. | ОНМ | Кристаллические тела. Анизотропия. Аморфные тела. Плавление и отвердевание. | Знать/понимать свойства кристаллических и аморфных тел. Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел. | Демонстрации: кристаллические и аморфные тела, модели кристаллических решеток | Тест | §73-74. |
Основы термодинамики (7 часов) |
| 40 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике | ОНМ | Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа. Вычисление Работы при изобарном процессе. Геометрическое толкование работы | Знать/понимать смысл величины «внутренняя энергия», смысл понятий «термодинамическая система». Знать формулу для вычисления внутренней энергии. Уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии. Знать графический способ вычисления работы газа. | | ФО, СП | §75, 76, упр.15 (2-3). |
| 41 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | К | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | Знать/понимать смысл понятий «количество теплоты», «удельная теплоемкость». | | ФО | §77, упр.15 (1,13). | |
| 42 | Первый закон термодинамики. Решение задач. | К | Закон сохранения энергии, первый закон термодинамики. | Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа. Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов. | | Тест | §78, упр.15 (4). | |
| 43 | Необратимость процессов в природе. Решение задач. | К | Примеры необратимых процессов. Понятие необратимого процесса. Второй закон т/д. Границы применимости второго закона т/д. | Знать/понимать смысл понятий «обратимые и необратимые процессы»; смысл второго закона термодинамики. Уметь приводить примеры действия второго закона термодинамики. | | ФО, СР | §80. | |
| 44 | Принцип действия и КПД тепловых двигателей. | ОНМ | Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД теплового двигателя. Максимальное значение КПД тепловых двигателей. | Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД. Знать/понимать основные виды тепловых двигателей: ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель. | Демонстрации: модели тепловых двигателей | ФО | §82, упр.15 (15-16). | |
| 45 | Повторительно-обобщающий урок по темам «Молекулярная физика. Термодинамика». | ОСЗ | | Знать / понимать основные положения МКТ, уметь объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе представлений о строении вещества. Знать и уметь использовать при решении задач законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, уравнение состояния идеального газа. Знать/понимать первый и второй законы термодинамики; уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменение внутренней энергии, КПД тепловых двигателей, относительную влажность воздуха. | | Тест. | № 624, 631, 632 | |
| 46 | Контрольная работа № 4. «Молекулярная физика. Основы термодинамики». | ПКЗУ | | | КР | §56-82 (повт.) | |
Тема 3. Основы электродинамики (22 часа)
Электростатика (8 часов)
| 47 | Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы. | К | Электродинамика. Электростатика. Электрический заряд, два знака зарядов. Элементарный заряд. Электризация тел и ее применение в технике. | Знать/понимать смысл физических величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»; Уметь объяснять процесс электризации тел. | Демонстрации: электрометр | ФО | §83-85 |
| 48 | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | ОЗН | Замкнутая система. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона – основной закон электростатики. Единица электрического заряда. | Знать смысл закона сохранения заряда. Знать/понимать физический смысл закона Кулона и границы его применимости, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия. | | Т | §86-88 |
| 49 | Решение задач по теме «Закон сохранения электрического заряда и закон Кулона» | ПЗУ | Решение задач с применением закона Кулона, принципа суперпозиции, закона сохранения электрического зар. | Знать и уметь применять при решении задач закон сохранения электрического заряда, закон Кулона. | | СР | Упр.16 (1-5). |
| 50 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач. | ОЗН | Электрическое поле. Основные свойства электрического поля. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | Знать/ понимать смысл понятий: «материя», «вещество», «поле». Знать/понимать смысл величины «напряженность», уметь определять величину и направление напряженности электрического поля точечного заряда. Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета напряженности. | | ПР | §90-91. |
| 51 | Силовые линии электрического поля. Решение задач. | ПЗУ | Силовые линии электрического поля. Однородное поле. Поле заряженного шара. | Знать смысл понятия напряжённости силовых линий электрического поля. Уметь применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач. | | УО, ФО | §92 |
| 52 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением | ОЗМ | Работа при перемещении заряда в однородном электростатическом поле. Потенциальная энергия поля. Потенциал поля. Потенциал. Эквипотенциальная поверхность. Разность потенциалов. Связь между U и Δφ. | Знать физический смысл энергетической характеристики электростатического поля, физических величин «потенциал», «работа электрического поля» Уметь вычислять работу поля и потенциал поля точечного заряда. | Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. | ФО | §96-98 упр.17 (1-3,6). |
| 53 | Электроёмкость. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды. | ОЗМ | Электрическая емкость проводника. Конденсатор. Виды конденсаторов. Емкость плоского конденсатора. Энергия конденсатора. Применение конденсаторов | Знать/понимать смысл величины «электрическая емкость». Уметь вычислять емкость плоского конденсатора. | Демонстрации: Конденсаторы, энергия заряженного конденсатора. | ФО | §99-101 |
| 54 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Электростатика». Самостоятельная работа | ОСЗ | Закон Кулона. Напряжённость, потенциал. Конденсаторы. Электроёмкость. | Знать основные понятия темы «Электростатика» и уметь решать задачи по данной теме. | | УО, CР | §§83-101 (повт.) |
Законы постоянного тока (8 часов)
| 55 | Электрический ток. Условия, необходимые для его существования. | К | Электрический ток. Условия существования электрического тока. Сила тока. Действие тока. | Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источник тока». Знать условия существования электрического тока; знать/понимать смысл величин «сила тока», «напряжение». | | Тест. | §102-103, упр.19 (1). |
| 56 | Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | К | Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Единица сопротивления, удельное сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. | Знать/понимать смысл за-кона Ома для участка цепи, уметь определять сопротивление проводников. Знать формулу зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества, из которого он изготовлен. Знать закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников. | | УО, ФО | §104, 105, упр.19 (2-3). |
| 57 | Л.р. №5: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | СЗУН | Закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников. | Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников. | Лабораторное оборудование по инструкции в учебнике | ФО, ЛР | §104, 105, задачи по тетради |
| 58 | Работа и мощность постоянного тока. | ОЗН | Работа тока. Закон Джоуля – Ленца. Мощность тока. | Знать/понимать смысл понятий «мощность тока», «работа тока». Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока. | | Тест | §106, упр.19 (4). |
| 59 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | К | Источник тока. Сторонние силы. Природа сторонних сил. ЭДС. Закон Ома для полной цепи. | Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи. | | СП | §107,108, упр.19 (6-8) |
| 60 | Л.р. №4. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | СЗУН | | Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, Знать формулировку закона Ома для полной цепи, планировать эксперимент и выполнять измерения и вычисления. | Лабораторное оборудование по инструкции в учебнике | ФО, ЛР | упр.19 (5,9,10). |
| 61 | Решение задач (законы постоянного тока). | ПЗУ | Расчет электрических цепей. | Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока. | | ФО | Задачи по тетради |
| 62 | Контрольная работа № 5. "Законы постоянного тока». | ПКЗУ | | Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока при параллельном и последовательном соединении проводников. | | КР | §102-108 (повт.) |
Электрический ток в различных средах (6 часов)
| 63 | Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводи-мость. | К | Проводники электрического тока. Природа электрического тока в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость. | Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать/ понимать основы электронной теории, уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры. Знать /понимать значение сверхпроводников в современных технологиях. | Демонстрации: электроизмерительные приборы, зависимость удельного сопротивления металлов от температуры. | ФО | §109-112. |
| 64 | Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. | ОНМ | Полупроводники, их строение. Электронная и дырочная проводимость. | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в полупроводниках. | Демонстрации Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения. | УО, ФО | §113, 114. |
| 65 | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. | ОНМ | Термоэлектронная эмиссия. Односторонняя проводимость. Диод. Электронно-лучевая трубка. | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в вакууме. | | ФО | §117, 118. |
| 66 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | ОНМ | Растворы и расплавы электролитов. Электролиз. Закон Фарадея. | Знать /понимать законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение. | Демонстрации: Явление электролиза | Проект. | §119-120, упр.19 (6-8), |
| 67 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. | ОНМ | Электрический разряд в газе. Ионизация газа. Проводимость газов. Несамостоятельный разряд. Виды самостоятельного электрического разряда. | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в газах. | Демонстрации Термоэлектронная эмиссия. Электронно-лучевая трубка. Электрич разряд в газе. Люминесцентная лампа. | ФО | §121-122. |
| 68 | Самостоятельная работа «Электрический ток в различных средах» | ПКЗУ | | Уметь решать задачи с применением теоретических знаний по всей теме | | СР | §§109-122 (повт.) |
резерв (2 часа) |
Условные обозначения (сокращения):
ОНМ – ознакомление с новым материалом
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
ПЗУ – применение знаний и умений
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
К – комбинированный урок
УО – устный опрос
ФО – фронтальный опрос
ФД – физический диктант
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
СР – самостоятельная работа
Т – тест
РК – работа по карточкам
КР – контрольная работа
ПДЗ – проверка домашнего задания
ФД – физический диктант
Тематическое планирование
РАЗДЕЛЫ КУРСА ФИЗИКИ 10 КЛАСС | Кол-во часов | Контр. работы | Лаборат. работы |
Механика | 26 | | |
Кинематика | 11 | 1, 2 | |
Динамика | 8 | | 1 |
Законы сохранения в механике | 7 | 3 | 2 |
Молекулярная физика. Тепловые явления | 20 | | |
Основы молекулярно-кинетической теории | 6 | | |
Температура. Энергия теплового движения молекул | 2 | | |
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы | 2 | | 3 |
Взаимные превращения жидкостей и газов | 3 | | |
Основы термодинамики | 7 | 4 | |
Основы электродинамики | 22 | | |
Электростатика | 8 | | |
Законы постоянного тока | 8 | 5 | 4, 5 |
Электрический ток в различных средах | 6 | | |
Резерв | 2 | | |
Всего часов за 10 класс | 70 | 5 | 5 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца; прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В своей работе я использую следующие контрольно – измерительные материалы:
А.Е. Марон Физика 10: учебно-методическое пособие/ 6 – е изд. – М.: Дрофа, 2008г.
Пособие охватывает основное содержание учебников физики и включают тренировочные задания, тесты для контроля, самостоятельные работы, контрольные работы, примеры решения типовых задач. Комплект предусматривает организацию всех основных этапов учебно- познавательной деятельности школьников: применение и актуализация знаний, самоконтроль качества усвоения материала, использование алгоритмов решения задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ.
Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 10 класс-М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2000г. Дидактические материалы предназначены для организации самостоятельной работы учащихся и контроля за знаниями и умениями при обучении физике в 10-11 классах. Они составлены с учетом особенностей параллельно функционирующих в школе учебников физики. Самостоятельные работы даны в нескольких вариантах. Каждая работа используется в ходе изучения того материала, который предусматривает формирование соответствующего уровня. Некоторые работы носят повторительный характер и направлены на восстановление навыков, сформированных в предшествующие годы. Каждая самостоятельная содержит задания разного уровня сложности, что дает широкие возможности для организации дифференцированной работы на уроке. Контрольные работы предназначены для текущей и итоговой проверки знаний школьников. Каждая работа включает в себя как задания, соответствующие обязательному уровню, так и задания более продвинутого уровня.
Л.М. Монастырский, А.С. Богатин. Физика 10 класс. Подготовка к итоговой аттестации.2009: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: легион, 2008г. Предлагаемое пособие предложено для подготовки к итоговой аттестации в новой форме. Данное пособие представляет собой сборник тестовых заданий для подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по физике учащихся 9 классов. Оно содержит 10 вариантов тестовых заданий, составленных в полном соответствии
КИМ по физике для 10 классов соответствуют программе и методическим рекомендациям автора используемой программы А.В. Перышкин. КИМ используются для организации текущего, тематического и итогового контроля образовательных достижений учащихся.
Формы текущего контроля:
Практические и лабораторные работы
Интерактивное тестирование
Самостоятельные работы
Формы тематического контроля:
Тестирование по опросному листу
Контрольная работа
Разноуровневая практическая работа
Формы итогового контроля:
Учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Для обучения учащихся основной школы основам физических знаний необходима постоянная опора процесса обучения на демонстрационный физический эксперимент, выполняемый учителем и воспринимаемый одновременно всеми учащимися класса, а также на лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому физический кабинет оснащён полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы (80% оборудования устаревшее).
Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование как стрелочных электроизмерительных приборов, так и цифровых средств измерений.
Лабораторное оборудование должно храниться в шкафах вдоль задней или боковой стены кабинета с тем, чтобы был обеспечен прямой доступ учащихся к этому оборудованию в любой момент времени. Демонстрационное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате.
Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике позволяет:
формировать общеучебное умение подбирать учащимися необходимое оборудование для самостоятельного исследования;
проводить экспериментальные работы на любом этапе урока;
уменьшать трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.
Кабинет физики снабжён электричеством и водой в соответствии с правилами техники безопасности. К закреплённым лабораторным столам подводится переменное напряжение 36 В от щита комплекта электроснабжения.
К демонстрационному столу подведено напряжение 42 В и 220 В. Одно полотно доски в кабинете должно быть стальным.
В кабинете физики имеется:
противопожарный инвентарь;
аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;
инструкцию по правилам безопасности для обучающихся;
журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
Кроме демонстрационного и лабораторного оборудования, кабинет физики оснащён:
комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиапроектором и интерактивной доской;
учебно-методической, справочной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами и т.п.);
картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ учащихся, проведения контрольных работ;
портретами выдающихся физиков
кабинет физики должен быть оснащён комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики.
Учебно – методическое обеспечение предмета:
Литература для учителя.
Реквизиты программы: Базисный учебный план, Федеральный государственный стандарт, авторская программа по физике Г.Я. Мякишева. Базовый уровень.
УМК обучающего:
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10класс.-М.: Просвещение, 2011.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс.-М.:Дрофа,2009.
УМК учителя:
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев Физика-10, Просвещение 2011.
А.П. Рымкевич, Задачник. 10-11 класс, Дрофа 2009
Г.Н. Степанова Сборник задач по физике: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
Е.А. Марон, А.Е. Марон. Дидактические материалы 10 класс.
“Дрофа” 2009
Е.А. Марон, А.Е. Марон. Контрольные работы по физике Просвещение 2011
Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин. – 3-е изд., пересмотренное. – М.: Дрофа, 2010.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/ Составитель В.А. Коровин. – 2-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2012
Журнал «Физика в школе»
Газеты «1 сентября» приложение Физика.
Перечень ЦОРов, используемых в образовательном процессе
Открытая физика
Физика 7 – 11 кл.
Физика 7 – 11: наглядные пособия
Физика 7 – 11: практикум
Пинский А.А. Физика и астрономия
Информационные ресурсы Интернет
Интерактивная линия (http://www.intline.ru),
Информ-система (http://www.informsystema.ru),
МедиаХауз (http://www.mediahouse.ru),
Молодой Петербург (http://www.shkoloved.sekreta.net),
Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (http://www.mmt-dl.ru),
Просвещение-МЕДИА (http://www.pmedia.ru),
ГиперМетод (http://www.learnware.ru),
Челябинский государственный педагогический университет (http://www.cspu.ru)
Физикон (http://www.physicon.ru),
Республиканский мультимедиа центр (http://www.rnmc.ru),
Российский новый университет (http://rosnou.ru),
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
9