СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС, 2 часа Перышкин

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

английского языка № 25»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор МАОУ СОШ № 25

___________ (Плечева Ю.В.) ___________ (Штинова Г.А.)

«_____»___________ 2016 г. «_____» ___________ 2016 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по курсу физики для 8 класса

на 2016 - 2017 учебный год





Составитель программы:

Мифтахов В.Ю.

учитель высшей категории









Рассмотрено на заседании МО

Протокол №____ от «____» __________ 2016 г.

Руководитель МО______________ (____________)













Златоустовский городской округ

2016 год


Содержание рабочей программы


Пояснительная записка 3

Содержание программы учебного курса 8

Тематическое планирование 11

Требования к уровню подготовки учащихся. 27

Характеристика контрольно-измерительных материалов 28

Учебно – методическое обеспечение 29


Пояснительная записка


Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:

I. Нормативные документы (общие, для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. N 30067)».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

8. Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 г.№ 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».

11. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2012 г. N 23251).

12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».


Региональный уровень

1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 N 515-ЗО (ред. от 28.08.2014) "Об образовании в Челябинской области" (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год»

4. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.


Методические рекомендации

1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news.




II. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию

Федерального компонента государственного образовательного стандарта

Федеральный уровень

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г.
№ 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г.
№ 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».


Региональный уровень

1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014
№ 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

2. Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».


Методические материалы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.

4. Примерные программы по предмету «Физика»


Региональный уровень

1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г. «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г.»

2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г. «О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012 г.».

3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 03-02/7233 от 17 сентября 2014 г «О направлении информации по вопросам разработки и утверждения образовательных программ в общеобразовательных организациях».

4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889 «О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году».

5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 09.04.2015 г. № 03-02/2789 «О проведении мониторинга в 2015 году оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области».

6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 03-02/1464 от 02 марта 2015 г. «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».

7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г. «Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования».


Методические рекомендации

1. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

2. Адаптированная образовательная программа образовательной организации: методические рекомендации по разработке / М. И. Солодкова, Ю. Ю. Баранова, А. В. Ильина, Н. Ю. Кийкова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 312 с.


Общая характеристика учебного предмета

Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физике на ступени основного общего образования отводится не менее 204 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс, 35 учебные недели в год согласно Уставу школы.

Выбор учебников и пособий осуществлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N1047 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 18 октября 2013 N30213) в 2015 году не будет осуществляться формирование нового федерального перечня учебников.

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых и допущенных к использованию в образовательной деятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. N253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») является действующим. В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Учебник Перышкин А.В. Физика 8 класс Дрофа 2007 г.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;

  • овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;

  • формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;

  • овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Познавательная деятельность:

-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения; измерения; эксперимента; моделирования;

-формирование умений различать факты; гипотезы; причины; следствия; доказательства; законы; теории;

-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно – коммуникативная деятельность:

-владение монологической и диалогической речью; развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-использование различных источников информации.

Рефлексивная деятельность: -владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение предвидеть возможные результаты своих действий; -организация учебной деятельности: постановка цели; планирование; определение оптимального соотношения цели и средств.

Основное содержание (70 часов)

Тепловые явления (21 час)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

Электрические и магнитные явления (36 час)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

Электрический разряд в газах.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Изучение электрических свойств жидкостей.

Изготовление гальванического элемента.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.

Световые явления (11 часов)

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Демонстрации

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Наблюдение явления дисперсии света.


Резерв учебного времени для обобщения материала в конце учебного года (2 часа)

График прохождения материала 8 класс

Четв

Пример.

сроки

Содержание программы

Кол.

часов

№ лабораторные работы

Контрольные

работы

I

5.09-15.10

12-17.09



26-30.09



3-8.10


10-15.10


17-29.10


1.Тепловые явления.










2.Изменение агрегатных состояний вещества

12












9(6)


№1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

№2 «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела»





1 «Нулевой срез»


II

7-30.11



7-12.11



28-30.11


1-30.12

2.Изменение агрегатных состояний вещества.






3.Электрические явления.

9(3)









29(9)










2 «Тепловые явления Агрегатные состояния вещества»


III

16.01-17.03


16-21.01



23-28.01


1.02-4.02






27.-29.02

12-17.03

19-24.03


3. Электрические явления














4.Электромагнитные явления

29(20)
















7(2)



№3 «Сборка эл. цепи и измерение силы тока»

№4 «Измерение напряжения»

№5 «Регулирование силы тока реостатом»

№6 «Исследование зависимости силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»



№7 «Измерение работы и мощности»


№8 «Сборка электромагнита»















3 «Электрический ток. Работа и мощность тока»

IV

2-21.04


2-7.04


16-21.04

23.04-31.05

23-28.04


1.05-5.05



7-12.05


21-30.05

4.Электромагнитные явления




5.Световые явления.









7(5)





13






№9 «Изучение электрического двигателя»




№10 «Измерение фокусного расстояния соб. линзы. Получение изображения при помощи линзы»













4 «Электромагнитные явления. Световые явления»

Итого: 5 тем

70

10

4


Тематическое планирование Физика 8 класс, 2 часа в неделю, всего 70 часов.


урока

Тема урока

Дата

Основной материал. Практические умения и навыки

Межпредметные связи

Виды контроля и закрепления. Рекомендации.

Домашнее задание

Тема №1. Тепловые явления. – 12 часов.

1/1

Инструктаж по технике безопасности. Повторение курса физики за 7 кл.


Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Вводный инструктаж по охране труда и ТБ.

Понятие механического движения, траектории, путь, скорость (физика 7).

Д: Движение камня подброшенного вверх.

В: фронтальный опрос.

Повторение курса физики за 7

2/2

Решение задач


Развитие практических умений и навыков по решению задач

Решение системы линейных уравнений (математика)

К: [ Л ] № 853, 856, 869, 873, 875, 882

Повторение курса физики за 7

3/3

Контрольная работа №1 нулевой срез


Проверка умений и навыков по решению задач.


К: дифференцированные задачи по сборнику [Л]


4/4

Тепловое движение. Температура.


Особенности движения молекул, связь м/у температурой тела и скоростью движения его молекул. Тепловое движение как особый вид движения. Измерение температуры. Термометры. Превращение энергии в механических процессах ( на примере падающего тела).

Различные температуры в природе и технике (география, биология) Нагревание тел при механической обработке

(технология)

Д: Колебания нитяного и пружинного маятников. Падение стального шарика на стальную плиту.

З: Чтение § 1, ответы на вопросы.

Д: изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

К: Качественные задачи

§ 1,

р.к. Тепловое движение. Температура.

Тепловое движение - необходимое условие существования жизни. Температура окружающей среды, ее изменение в определенных пределах. Термометры – рассказ учителя – 20 '

р.к. Способы изменения внутренней энергии.

Источники тепла. Антропогенный источник тепла, как фактор нарушения природного баланса –

рассказ учителя – 20 '

5/5

Внутренняя энергия


Теплопроводность как один из видов теплопередачи. Различие теплопроводности различных веществ. Конвенция в жидкостях и газах. Объяснение конвенции. Передача энергии излучением: особенности этого вида излучения.

Понятие архимедовой силы.

(физика, 7 класс)

Д: Теплопроводность металлов. Конвенция в жидкостях и газах.

К: решение качественных задач.

§2,

упр. № 2

р.к. Конвенция.

Образование конвекционных потоков в промышленных зонах. Механизм рассеивания выбросов на территории Челябинской области – сообщения учащихся – 10 '

6/6

Способы изменения внутренней энергии тела. Излучение. Сравнение видов теплопередачи. Примеры в природе и технике


Передача энергии излучением: особенности этого вида излучения.

Сравнение всех видов теплопередачи, возможность их осуществления в газах, жидкостях, твердых телах. Образование ветра. …… отопление и охлаждение жилых помещений. Теплопередача и расширение. Термос.

Излучение солнца и тепло (география) Бризы морские (география)

Д: теплопередача путем излучения.

К: решение качественных задач.

З: заполнение сравнительной таблицы.

§ 3,


р.к. Излучение.

«Парниковый» эффект в Челябинской области и возможные последствия его усиления – рассказ учителя – 10 '

р.к. Сравнение видов теплопередач.

Примеры теплопередачи в природе в Челябинской области и на промышленных предприятиях области ( в быту) – сообщения учащихся – 20 '

7/7

Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвенция. вещества.


Количество теплоты. Единица количества теплоты – 1 Дж. Зависимость Q от m, Δ t. Удельная теплоемкость вещества, ее единица 1 Дж/кгс. Ее физический смысл. Развитие умений и навыков работы со справочной литературой.

Удельная теплоемкость веществ (география)

Д: сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

З: фронтальный опрос. З: работа с таблицей №1.

§ 4, 5, 6

8/8

Количество теплоты. Удельная теплоемкость


Инструктаж по технике безопасности. Устройство и применение колориметра. Развитие умений и навыков по работе с физическими приборами.


Оборудование для лабораторной работы.

К: самостоятельная работа по теории.

§ 7, 8

9/9

Решение задач по теме «Количество теплоты»


Развитие умений и навыков по решению задач на формулу

Q= mc(t2 – t1).

Развитие умений и навыков по работе с физическими приборами.


Оборудование для лабораторной работы.

§ 9, № 817 (а,б)

[ Л]

10/10

Горение топлива


Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Расчет количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива Q=qm

Химические реакции (химия)

К: решение задач № 830, 831, 836.

§ 10, упр 5

р.к. Горение топлива.

Прогнозирование тепловых процессов с целью предотвращения антропогенных катастроф – рефераты учащихся в течение II четверти. Сравнение ценности и экологической безвредности различных видов топлива – рассказ учителя – 10 '

11/11

Закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах.



Превращение энергии в механических процессах. Сущность закона сохранения и превращения энергии в тепловых процессах. Необратимость.

Превращение механической энергии (физика, 7 класс) Решение системы линейных уравнений (математика)

К: фронтальный опрос. К: решение задач № 811 (а,б), [ Л ] 812, 814, 817 (в), 818.


§ 11, 12

упр. №6

12/12

Лабораторная работа №1. «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры»


Проверка умений и навыков по решению задач.


К:дифференцированные задачи по сборнику [Л]


Тема №2. Изменение агрегатных состояний вещества. – 9 часов.

1/13

Плавление и отвердевание тел. Удельная теплота плавления.


Агрегатные состояния вещества. Свойства тел в различных состояниях вещества. Плавление и отвердевание. Температура плавления и отвердевания. Графическое представление процессов.


К: решение упр..№ 6

Д: явления плавления и кристаллизации.

§ 13, 14

р.к. Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и отвердевание.

Использование агрегатных превращений в быту. Экологические аспекты литейного производства – решение качественных задач – 10 '

2/14

Лабораторная работа № 2 «Определении С твердого тела».


Объяснение процесса плавления и отвердевания с точки зрения мкт. Удельная теплота плавления. Физический смысл величины. Q = m λ, Q = - m λ


К: упр.№8.

Фронтальный опрос

§ 15

3/15

Испарение и конденсация. Влажность воздуха. Способы её определения.


Развитие практических умений и навыков по решению задач на формулы Q= mc(t2 – t1), Q = m λ, Q=qm. Чтение графиков.


К: [ Л ] № 853, 856, 869, 873, 875, 882

§ 16, 17 [ Л ] № 880, 881, 874

4/16

Решение задач по теме «Плавление и отвердевание»


Процессы испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации пара. Насыщенный и ненасыщенный пар. От каких факторов зависит скорость испарения.

Понятие относительной влажности воздуха. Психрометр, гигрометр. Их виды. Значение влажности для различных производств. Точка росы.

Круговорот воды в природе (география)

К: упр.№9.

Д: явление испарения

Д: измерение влажности гигрометром и психрометром.

К: упр.№ 10

§ 16, 17 - повт, упр 9

р.к. Испарение и конденсация.

Образование кислотных дождей в Челябинской области – сообщения учащихся – 10 '

р.к. Влажность воздуха. Взаимные превращения жидкостей и газов на производственном материале Челябинской области –

сообщения учащихся – 10 '

5/17

Кипение. Удельная теплота парообразования.



Решение качественных задач на определение влажности воздуха по таблице плотности насыщенных паров при разной температуре.

Развитие практических умений и навыков работы с физическими приборами.


Оборудование для лабораторной работы.

К: решение задач № 886, 887, 888, 889, 890, 891

§ 19, 20

6/18

Решение задач на определение влажности воздуха.

Практическая работа «Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра».


Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении. Удельная теплота парообразования. Работа с таблицей №6

К: фронтальный опрос.

Д: Наблюдение за кипением воды, а также за постоянством температуры во время кипения.


7/19

Работа газа и пара при расширении. ДВС.


Развитие умений и навыков при решение задач. Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Четырехтактный ДВС. Применение ДВС


К: решение задач № 902, 903, 905, 908

§ 21, 22. № 907, 906, 910

8/20

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.


Устройство и принцип действия паровой турбины, ее применение. Превращения тепловой энергии в механическую КДП тепловой машины. Объяснение устройства и принципа действия холодильника, реактивного двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Экологическая проблема (биология)

Д: Действующая модель паровой турбины.

К: [ Л ] № 927, 929, 930

§ 23, 24

р.к. Работа газа при расширении.

Тепловые двигатели и окружающая среда – сообщения учащихся – 10 '

9/21

Контрольная работа №2 по теме «Тепловые явления и агрегатные состояния вещества»


Контроль основных умений и навыков по решению задач по теме «Агрегатные состояния вещества».


дифференцированные задачи по сборнику задач


Тема №3. Электрические явления – 29 часов.

1/22

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники и непроводники


Электризация тел при соприкосновении. Электрический заряд. Существование двух видов электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел. Устройство электроскопа. Проводники, диэлектрики и полупроводники электричества. Их практическое применение


Д: Электризация тел при трении. Два рода электрических зарядов.

К: [ Л ] № 934, 936, 938, 940, 942.

Д: Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы.

К: [ Л ]№ 949, 950, 953

§ 25, 26. § 27

2/23

Электрическое поле.


Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как особый вид материи. Действие электрического поля на электрические заряды. Модуль и направление электрических сил.

Фронтальный эксперимент: «Наблюдение электрического взаимодействия тел»


Д: Электризация через влияние.

§ 28,

3/24

Закон сохранения электрического заряда.


Электрический заряд единица заряда – Кулон. Дискретность электрического заряда. Электрон.


Д: Делимость электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда.

К: № 966, 969, 971, 973, 974

§ 29

р.к. Электризация тел.

Влияние статического электричества на биологические объекты. Борьба с электризацией в жилых помещения –

рассказ учителя - 10'

4/25

Строение атома.


Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Строение атомов водорода, гелия, лития.

строение атома (химия)

Д: Строение атома

( таблица).

К: [ Л ] № 979, 980, 981, 984, 985.

§ 30, упр. № 11

5/26

Объяснение электрических явлений.


Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому.


Д: Притяжение к заряженной палочке листочков султана.

К: фронтальный опрос.

§ 31 упр. № 12

6/27

Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.


Электрический ток. Направление тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Превращение энергии в гальваническом элементе. Применение аккумуляторов.

Химические реакции (химия)

Д: Источники постоянного тока.

К: самостоятельная работа по теории

§ 32

р.к. Электрический ток. Источники тока.

Природные токи и возможность их использования в медицине, на производстве – сообщения учащихся - 20'

7/28

Электрическая цепь. Электрический ток в металлах, полупроводниках, электролитах, газах.


Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения. Повторение сведений о структуре металла. Свободные электроны. Природа электрического тока в металлах, полупроводниках, электролитах, газах. Полупроводниковые приборы.


Д: Составление электрической цепи.

Д: электрический ток в электролитах. Электролиз. Электрический ток в полупроводниках, Электрический разряд в газах.

К: № 1007, 1009, 1011, 1014.

§ 33, 34 упр. №13

8/29

Действия электрического тока. Направление тока.


Действия тока: тепловое, химическое, магнитное. Направление тока.


Д: Тепловое, химическое, магнитное действие.

К: фронтальный опрос.

§ 35, 36

р.к. Действия электрического тока.

Физиологическое действие электрического тока- рассказ учителя – 10 '

9/30

Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока.


Сила тока. Правило нахождения силы тока. Явление магнитного взаимодействия двух проводников с током: единица силы тока – ампер (1А). Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы


Д: Амперметр. Измерение силы тока с его помощью.

К: упр. 14, упр. 15

§ 37, 38 упр. № 14, 15

10/31

Электрическое напряжение. Измерение напряжения.


Напряжение. Единица напряжения – вольт (1В). Вольтметр. Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения


Д: Вольтметр. Измерение напряжения.

К: упр.16

§ 39, 40, 41 упр. № 16

р.к. Электрическое напряжение.

Различные напряжения, используемые на производствах Челябинской области – сообщения учащихся – 5 '

11/32

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление.






12/33

Закон Ома для участка цепи.


Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления. Закон Ома


Д: Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи

К: [ Л ]

§ 44, упр. № 19

13/34

Удельное сопротивление. Расчет сопротивления проводника.


Формула для нахождения сопротивления (Ом). Удельное сопротивление проводника


Д: Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

§ 45, 46, упр. № 20

14/35

Лабораторная работа № 3 Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее отдельных участках.


Развитие практических умений и навыков работы с электроизмерительными приборами, сборка электрической цепи.


Оборудование для лабораторной работы.


Повторить

§ 33 – 41

р.к. Электрические сопротивления.

Использование материалов с различным удельным сопротивлением на производствах города – рассказ учителя - 5'

15/36

Лабораторная работа № 4 Измерение напряжения на отдельных участках. Электрическое сопротивление.


Зависимость силы тока от напряжения. Зависимость силы тока от природы проводника.


Реостат и магазин сопротивлений.

§ 42, 43, 45

16/37

Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом»


Развитие практических умений и навыков работы с физическими приборами.


Оборудование для лабораторной работы


17/38

Лабораторная работа № 6, «Измерение сопротивления проводника»


Развитие практических умений и навыков работы с физическими приборами.


Оборудование для лабораторной работы.



18/39

Лабораторная работа № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока».


Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами.


Оборудование для лабораторной работы.

К: самостоятельная работа по теории.


19/40

Реостаты. Расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения.


Реостаты; их виды. Развитие практических умений и навыков по решению задач на формулы , , ,


К: решение задач [Л]

§ 47,

упр.20

20/41

Последовательное соединение проводников.


Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока в последовательно соединенных участках цепи, напряжение на них.


Д: Последовательное соединение проводников. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках цепи

Упр.22

§48

р.к. Последовательное соединение проводников.

Применение этого вида соединения проводников на предприятиях райцентра – рассказ учителя - 5'

21/42

Параллельное соединение проводников.


Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Напряжение и сила тока в цепи с параллельным соединением.


Д: параллельное соединение проводников.

К: упр23

§ 49

р.к. Параллельное соединение проводников.

Применение этого вида соединения проводников на предприятиях райцентра – рассказ учителя - 5'

22/43

Решение задач по теме «Соединение проводников»


Развитие практических умений и навыков по решению задач на последовательное и параллельное соединение проводников.


Д: [ Л ]

Упр22,

23 ( 1 – 4)

23/44

Самостоятельная работа по теме «Электрический ток»


Контроль основных умений и навыков по решению задач

Интеллигентный



24/45

Работа и мощность электрического тока.


Работа тока. Формула для ее расчета. Мощность тока. Мощность некоторых источников и потребителей тока. Счетчик электрической энергии.


Д: Измерение мощности плитки.

К: упр.26

§ 50, 51, 52

р.к. Работа и мощность тока.

Мощность источников электрического тока используемых в промышленности райцентра и в быту –

сообщения учащихся – 10 '

25/46

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.


Расчет количества теплоты выделяющейся в проводнике при работе электрического тока. Практическое определение КПД установки с электрическим нагревателем.


Д: Нагревание током проводника.

К: [ Л ]

§ 53

упр.27

р.к. Нагревание проводников.

Способ повышения КПД установок с электрическими нагревателями, используемые на предприятиях Челябинской области –

Рассказ учителя – 5 '

26/47

Лампа накаливания. Короткое замыкание.


Устройство и история создания лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Причины перегрузки цепи и короткое замыкание. Предохранители.

Устройство лампы накаливания (труд)


§ 54, 55

р.к. Лампа накаливания.

Использование ламп накаливания на предприятиях и в быту. Способы борьбы с коротким замыканием –

сообщения учащихся – 5 '

27/48

Решение задач по теме «Работа и мощность тока»


Развитие умений и навыков по решению задач на расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.


К: [ Л]

Упр24 (1-3)

Упр25 (1-3)

28/49

Урок – повторения по теме «Работа и мощность тока»


Повторить основные понятия и формулы темы «Работа и мощность тока»


Решение задач и выполнение упражнений

Повторить основные формулы.

29/50

Контрольная работа №3 по теме «Работа и мощность тока».


Контроль основных умений и навыков по решению задач


дифференцированные задания по сборнику задач


Тема №4. Электромагнитные явления – 7 часов.

1/51

Магнитное поле прямого тока.


Опыт Эрстеда. Магнитное поле и его свойство. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.


Д: Опыт Эрстеда

К: [ Л]

§ 56, 57

2/52

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.


Магнитные линии магнитного поля катушки с током. Усиление действия магнитного поля с током железным сердечником. Электромагниты. Использование электромагнитов в промышленности. Устройство и действие эм реле.


Д: Магнитное поле тока Электромагнит.

К: упр.28

§ 58

зад.№ 9

стр.130

р.к. Электромагниты.

Применение электромагнитов на предприятиях райцентра – рассказ учителя – 5 '

3/53

Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»


Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами.


Оборудование для лабораторной работы.


Повторить

§ 56 - 58

4/54

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.


Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле земли. Влияние геомагнитных процессов на нашу жизнь.

Ориентация по компасу (география)

Д: Постоянный магнитный компас.

§ 59, 60

р.к. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Магнетизм в природе Челябинской области – сообщения учащихся - 5 '

Антропогенные магнитные явления. Использование магнитов на территории Челябинской области -рассказ учителя - 5'

5/55

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.


Действие силы на проводник с током, находящийся в магнитном поле. Изменение направлений этой силы при изменении направления тока. Вращение рамки с током в магнитном поле. Принцип работы электродвигателя, динамика, микрофона. Электромагнитное реле. Л.р. №11 «Изучение работы электрического двигателя»

Применение электро двигателя (труд)

Д: Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя.

К: задание №11,

стр. 146.

§ 61

р.к. Электродвигатель.

Использование электродвигателей на производствах Челябинской области – сообщения учащихся – 5 '

6/56

Урок повторения.


Повторение основных понятий и величин темы «Магнитные явления».


К: [Л]

Повторить

§ 56 - 61

7/57

Самостоятельная работа по теме «Магнитные явления»


Проверить усвоение материала по теме «Электромагнитные явления»


дифференцированные задания по сборнику задач


Тема № 3 Световые явления – 13 часов.

1/58

Источники света. Прямолинейное распространение света.


Оптические явления. Свет важнейший фактор жизни на Земле. Источники света. Понятие луча и пучка света. Образование тени. Затмения, как пример образования тени и полутени. Закон прямолинейного распространения света.

Затмения (астрономия)

Д: Источники света. Прямолинейное распространение света.

§ 62

упр.29

р.к. Источники света. Распространение света.

Явление затмений в Челябинской области – сообщения учащихся – 5 '

2/59

Отражение света. Законы отражения света.


Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу двух сред. Отражение света. Законы отражения света.


Д: Закон отражения света

К: упр30

§ 63

р.к. Отражение света.

Применение отражения света в быту – рассказ учителя – 3 '

3/60

Плоское зеркало.

Практическая работа «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».


Построение изображения в плоском зеркале. Лени …. Изображение предмета. Зеркальное и рассеянное отражение света.

Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами


Д:. Построение изображений в плоском зеркале.

Оборудование для лабораторной работы.


§ 64

4/61

Преломление света.

Практическая работа. «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».


Явление преломления света. Угол падения и преломления луча. Основные закономерности преломления света.

Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами


Д: Преломление света

Оборудование для лабораторной работы.


§ 65

упр. 31, 32

р.к. Преломление света.

Применение преломления света в быту – рассказ учителя – 2 '

5/62

Линзы.


Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Построение изображений даваемых линзой. Оптическая сила линзы.


Д: Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе.

§ 66, 67

р.к. Линзы.

Оптические приборы в медицине и технике Челябинской области – сообщения учащихся – 5 '

6/63

Лабораторная работа № 10 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.»


Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами


Оборудование для лабораторной работы.

К: упр. 33, 34

Повторить

§ 62 - 64

7/64

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.


Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость. Лупа. Проекционный аппарат.


Д: принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Модель глаза


8/65

Решение задач


Развитие умений и навыков по решению задач.


Решение качественных
и количественных задач.

Стр. 169,

№ 7, 8, 9.

р.к. Отражение и преломление света.

Солнечный свет в явлениях природы

9/66

Урок повторения


Повторение основного материала по теме «Световые явления»


К: [ Л]

Подгото-

виться к к/р

10/67

Контрольная работа №4 по теме «Магнитные и световые явления»


Проверить усвоение материала по теме «Оптические явления»


дифференцированные задания по сборнику задач


11/68

Урок повторения


Повторение основного материала за курс 8 класса


Решение качественных
и количественных задач.


12-13/ 69-70

Резерв


Повторение основного материала за курс 8 класса





Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Для обучения учащихся основной школы основам физических знаний необходима постоянная опора процесса обучения на демонстрационный физический эксперимент, выполняемый учителем и воспринимаемый одновременно всеми учащимися класса, а также на лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому физический кабинет оснащён полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы (80% оборудования устаревшее).

Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование как стрелочных электроизмерительных приборов, так и цифровых средств измерений.

Лабораторное оборудование должно храниться в шкафах вдоль задней или боковой стены кабинета с тем, чтобы был обеспечен прямой доступ учащихся к этому оборудованию в любой момент времени. Демонстрационное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате.

Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике позволяет:

  • формировать общеучебное умение подбирать учащимися необходимое оборудование для самостоятельного исследования;

  • проводить экспериментальные работы на любом этапе урока;

  • уменьшать трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.

Кабинет физики снабжён электричеством и водой в соответствии с правилами техники безопасности. К закреплённым лабораторным столам подводится переменное напряжение 36 В от щита комплекта электроснабжения.

К демонстрационному столу подведено напряжение 42 В и 220 В. Одно полотно доски в кабинете должно быть стальным.

В кабинете физики имеется:

  • противопожарный инвентарь;

  • аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;

  • инструкцию по правилам безопасности для обучающихся;

  • журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

Кроме демонстрационного и лабораторного оборудования, кабинет физики оснащён:

  • комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа проектором и интерактивной доской;

  • учебно-методической, справочной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами и т.п.);

  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ учащихся, проведения контрольных работ;

  • портретами выдающихся физиков

  • кабинет физики должен быть оснащён комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца; прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: плавание тел, механические колебания и волны, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.


Характеристика контрольно-измерительных материалов

В своей работе я использую следующие контрольно – измерительные материалы:

  1. А.Е. Марон Физика 8: учебно-методическое пособие/ 6 – е изд. – М.: Дрофа, 2008г.
    Пособие охватывает основное содержание учебников физики и включают тренировочные задания, тесты для контроля, самостоятельные работы, контрольные работы, примеры решения типовых задач. Комплект предусматривает организацию всех основных этапов учебно- познавательной деятельности школьников: применение и актуализация знаний, самоконтроль качества усвоения материала, использование алгоритмов решения задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ.

  2. Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 8 класс-М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2000г. Дидактические материалы предназначены для организации самостоятельной работы учащихся и контроля за знаниями и умениями при обучении физике в 7-9 классах. Они составлены с учетом особенностей параллельно функционирующих в школе учебников физики. Самостоятельные работы даны в нескольких вариантах. Каждая работа используется в ходе изучения того материала, который предусматривает формирование соответствующего уровня. Некоторые работы носят повторительный характер и направлены на восстановление навыков, сформированных в предшествующие годы. Каждая самостоятельная содержит задания разного уровня сложности, что дает широкие возможности для организации дифференцированной работы на уроке. Контрольные работы предназначены для текущей и итоговой проверки знаний школьников. Каждая работа включает в себя как задания, соответствующие обязательному уровню, так и задания более продвинутого уровня.

  3. Л.М. Монастырский, А.С. Богатин. Физика.9класс. Подготовка к итоговой аттестации.2009: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: легион, 2008г. Предлагаемое пособие предложено для подготовки к итоговой аттестации в новой форме. Данное пособие представляет собой сборник тестовых заданий для подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по физике учащихся 9 классов. Оно содержит 10 вариантов тестовых заданий, составленных в полном соответствии.


КИМ по физике для 8 классов соответствуют программе и методическими рекомендациями автора используемой программы А.В. Перышкин. КИМ используются для организации текущего, тематического и итогового контроля образовательных достижений учащихся.

Формы текущего контроля:

  • Практические и лабораторные работы

  • Интерактивное тестирование

  • Самостоятельные работы

Формы тематического контроля:

  • Тестирование по опросному листу

  • Контрольная работа

  • Разноуровневая практическая работа

Формы итогового контроля:

  • Контрольная работа

  • Интерактивное тестирование


Учебно – методическое обеспечение предмета:


Литература для учителя.

1. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин. – 3-е изд., пересмотренное. – М.: Дрофа, 2010.

2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/ Составитель В.А.Коровин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2012

3. Н.А. Родина, Е.М. Гутник. Самостоятельная работа учащихся по физике 7 – 9 классах средней школы. – М. Просвещение 1994

4. Журнал «Физика в школе»

5. Газеты «1 сентября» приложение Физика.


Литература для учеников.

  1. Физика: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкина – М.: Дрофа, 2008.

  2. Перышкин А.В.. Сборник задач по физике 7-9 класс/ пособие для общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2011г.

  3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс/ пособие для общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2005г.


Перечень ЦОРов, используемых в образовательном процессе

  1. Открытая физика

  2. Физика 7 – 11 кл.

  3. Физика 7 – 11: наглядные пособия

  4. Физика 7 – 11: практикум

  5. Пинский А.А. Физика и астрономия 8 класс


Информационные ресурсы Интернет

  1. Интерактивная линия (http://www.intline.ru),

  2. Информ-система (http://www.informsystema.ru),

  3. МедиаХауз (http://www.mediahouse.ru),

  4. Молодой Петербург (http://www.shkoloved.sekreta.net),

  5. Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (http://www.mmt-dl.ru),

  6. Просвещение-МЕДИА (http://www.pmedia.ru),

  7. Республиканский мультимедиа центр (http://www.rnmc.ru),

  8. Российский новый университет (http://rosnou.ru),

  9. Физикон (http://www.physicon.ru),

  10. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  11. Челябинский государственный педагогический университет (http://www.cspu.ru)

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!