Программа "Подвижные игры» является незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорѐнной в правилах. Особенность подвижных (спортивных игр) – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме. Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребѐнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.
Программа « Подвижные игры» включает в себя подвижные игры, пионербол, элементы баскетбола, ОФП.
Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детейпо спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности:
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированные подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Цель внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» – развивать физические качества учащихся 10 класса и совершенствовать двигательные, удовлетворить индивидуальные двигательные потребности.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Образовательные:
-сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
формировать правильную осанку;
обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
улучшать функциональное состояние организма;
повышать физическую и умственную работоспособность;
способствовать снижению заболеваемости.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Спортивные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрестиобучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности:
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Спортивные игры» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений, система контролирующихматериалов для оценки планируемых результатов освоенияпрограммы внеурочной деятельности:
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
В результате освоения обязательного минимума содержания программы ученики должны:
ЗНАТЬ:
- влияние физических упражнений на организм человека;
- способы закаливания организма и основные приѐмы самомассажа;
- особенности и способы движений и передвижений человека;
- терминологию разучиваемых упражнений;
- основы личной гигиены;
- причины травматизма на занятиях подвижными и спортивными играми и правила его предупреждения.
УМЕТЬ:
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных и спортивных играх;
-взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физкультурой на уроке и во внеурочных мероприятиях;
-соблюдать технику безопасности при выполнении физических упражнений;
-пользоваться современным спортивным инвентарѐм и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» предназначена для обучающихся 10 класса. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е 35 мин..
Данная программа является модульной и состоит из 3 автономных модулей, каждый из которых предполагает организацию определѐнного направления спортивно- оздоровительной деятельности школьников.
Модуль | Темы |
1. Спортивные игры Мини-футбол 3 часа | правила игры; - профилактика травматизма; - гигиена футболиста; - техника удара по мячу; - техника ведения мяча; - техника остановки и отбора мяча; - тактические комбинации; - пропаганда игры - проект «Мини-футбол в школу» |
Баскетбол 3 часа | - правила игры; - профилактика травматизма; - гигиена баскетболиста; - техника ведения мяча; - техника передачи мяча; - техника бросков мяча |
Волейбол 3 часа | - правила игры; - охрана здоровья и гигиена; - профилактика травматизма; - техника игры в волейбол ; - тактика игры в волейбол; - игровая практика |
2. Подвижные игры | подвижные игры, направленные на развитие основных физических качеств; - развитие игровой деятельности |
3. Общая физическая подготовка | развитие основных физических качеств |
Количество часов программы внеурочной деятельностии их место в учебном плане:
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часовых занятий в неделю.Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:
- ролевые игры;
- работа в группах;
- работа в парах сменного состава.
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся проводится тестирование.
Освоение и совершенствование техники двигательных действий будет осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей будут использоваться следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный, строго регламентированного упражнения и повторный.
Распределение учебного времени на виды программного материала.
Название раздела (модуля) | Количество часов (занятий) |
1 Спортивные игры | 11 |
- мини-футбол; | 3 |
- баскетбол; | 3 |
- волейбол | 6 |
2. Подвижные игры | 10 |
3. Общая физическая подготовка | 8 |
4. Организация и проведение спортивных мероприятий | 5 |
Всего: | 34 |
Распределение программного материала в учебных часах по четвертям
Раздел | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | всего |
1 Спортивные игры | | | | | 11 |
- мини-футбол; | | | | 3 | 3 |
- баскетбол; | | | 3 | | 3 |
- волейбол | | | | 6 | 5 |
2. Подвижные игры | 4 | 4 | 2 | | 10 |
3.Общая физическая подготовка | 4 | 2 | 2 | | 8 |
4. Организация и проведение спортивных мероприятий | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Всего: | 9 | 7 | 9 | 9 | 34 |
| | | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел программы | Тема | Дата проведения | | | | |
1 | Подвижные игры 4 часа | 1.Правила безопасности на занятиях подвижными играми. Игра "Лапта" | 1.09 | | | | | |
2 | | Общеразвивающие упражнения. Игра "Лапта" | 8.09 | | | | | |
3 | | Общеразвивающие упражнения. Прыжки на месте. Игра «Пионербол" | 15.09 | | | | | |
4 | | Игра "Пионербол" | 22.09 | | |
5 | Общая физическая подготовка 4 часа | Правила безопасности на занятиях общей физической подготовкой. Развитие скоростно-силовых способностей Развитие скоростных способностей . Эстафеты с бегом и прыжками. | 29.09 | |
6 | | Развитие скоростных способностей Эстафеты. | 6.10 | | |
7 | | Развитие выносливости Прыжки со скакалкой. | 13.10 | |
8 | | Общеразвивающие упражнения. Подтягивание и отжимания | 20.10 | |
9 | эстафеты | «Мы сильные, мы ловкие" | 3.11 | |
10 | Подвижные игры 4 часа | Правила безопасности на занятиях подвижными играми. Игра «Мини-футбол" | 10.11 | |
11 | | Общеразвивающие упражнения с предметами: с малым мячом. Игра «Волейбол» | 17.11 | |
12 | | Игры с прыжками с использованием скакалки | 24.11 | |
13 | | Общеразвивающие упражнения. Подвижная игра «Третий лишний" | 1.12 | |
14 | Общая физическая подготовка 2 часа | Правила безопасности на занятиях общей физической подготовкой. Развитие силовых способностей. Ползание по гимнастической скамейке. | 8.12 | | | | |
15 | | Развитие силовых способностей и гибкости. Лазание по гимнастической стенке | 15.12 | | | | |
16 | эстафеты | эстафеты | 22.12 | | | | |
17 | Баскетбол 3 ч | Правила безопасности на занятиях баскетболом. Специальные передвижения без мяча. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте | 29.12 | | | | |
18 | | Передача мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Бросок мяча в щит | 12.01 | | | | |
19 | | Бросок мяча в корзину. Тестирование силовых способностей: бросок баскетбольного мяча двумя руками из-за головы на дальность | 19.01 | | | | |
20 | Подвижные игры 2 ч | Двухсторонняя игра в баскетбол | 26.01 | | | | |
21 | | Развитие координационных способностей. Игра в волейбол | 2.02 | | | | |
22 | Общая физическая подготовка 2 ч | Лазание по канату | 9.02 | | | | |
23 | | Общеразвивающие упражнения. Бег с препятствиями | 16.02 | | | | |
24 | Подвижные игры | Турнир по волейболу | 2.03 | | | | |
25 | Подвижные игры | Турнир по баскетболу | 9.03 | | | | |
26 | Мини-футбол 3 часа | Правила безопасности на занятиях мини-футболом. Удар по неподвижному и катящему мячу | 16.03 | | | | |
27 | | Остановка мяча, ведение мяча Остановка мяча, ведение мяча | 23.03 | | | | |
28 | | Остановка мяча, ведение мяча | 6.04 | | | | |
29 | Волейбол 5 ч | Броски мяча из-за головы двумя руками в парах, тройках. Броски мяча в парах, в стенку, через сетку. | 13.04 | | | | |
30 | | Обучение подаче мяча, упражнения для рук. Передача в парах. Упражнения с набивным мячом. | 20.04 | | | | |
31 | | Подача мяча. Приём мяча после подачи на месте. Приём мяча после перемещения. Бег с остановками и изменением направления. | 27.04 | | | | |
32 | | Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища. Передача мяча через сетку с места. | 4.05 | | | | |
33 | | Игра в волейбол | 11.05 | | | | |
34 | | Игра в волейбол | 18.05 | | | | |