Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Талловеровской СОШ
Приказ от «27» августа 2017№62
________ Переверзева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
на 2018-2019 учебный год
Уровень общего образования, класс – среднее (полное) общее образование, 10 класс
Количество часов - 1 час в неделю, всего – 34 часа
Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная
Программа разработана на основе: федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне,
программы среднего общего образования по географии (базовый уровень) «География мира»(10-11) сост. А.Г.Аркадьев, Э.Д.Днепров. Дрофа,2012г.
Учебник: Максаковский В.П. «Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира» - М.: Просвещение, 2016г.
I. Требования к уровню подготовки учащихся освоения учебного предмета
«География» 10 класс
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
II.Содержание учебного предмета
Введение (2 ч)
Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной экономической и социальной географии зарубежных стран.
Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.
Тема 1. Современная политическая карта мира (4 ч)
Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.
Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития.
Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. Основные части света.
Практические работы: № 1.Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся)№ 2. Составление систематизирующей таблицы “Государственный строй стран мира”.№3.Характеристика политико-географического положения страны.
Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 ч)
Географическая оболочка и ее границы, составные части и свойства географической оболочки. Этапы формирования географической оболочки. Обмен вещества и энергии в географической оболочке. Закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Природно-ресурсный потенциал мира. Понятие «географическая среда». Рост масштабов воздействия человека на географическую оболочку. Учения В. И. Вернадского и А. А. Григорьева. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.
Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.
Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.
География важнейших видов неминеральных ресурсов.
Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.
Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.
Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.
Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.
Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.
Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.
Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.
Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды.
Практическая работа:№4Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых.№5 Оценка обеспеченности разных регионов и
стран основными видами
природных ресурсов»
Тема 3. География населения мира (6 ч) Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика.
Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.
Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения.
Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.
Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.
Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распространение по территории мира.
Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты.
Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.
Население и окружающая среда. География и культура.
Практические работы: №6. Сравнение возрастно-половых пирамид стран с разными типами воспроизводства населения. №7. Работа с к/к, составление схемы «Основные языковые семьи».№8 Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира (к/к)
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 ч)
НТР: основные черта и составные части: наука, производство, техника и технология, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР.
Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика. Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР, АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС, ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.
Практические работы№9. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил (таблица).
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11ч)
География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности размещения добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и окружающая среда.
Структура и география мирового сельского хозяйства. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Структура и география мирового транспорта. Мировая транспортная система. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуникационная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда.
География международного туризма.
Международные экономические отношения, их основные формы и значение для развития национальных хозяйств
Практические работы:№10 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира (по выбору).
III.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Практические работы | Дата проведения |
план | факт |
| Введение. | 2 | | | |
1 | Положение географии в системе наук. Экономическая и социальная география мира | 1 | | 07.09 | |
2 | Основные способы и формы получения географической информации | | | 14.09 | |
| Тема 1. Современная политическая карта мира | 4 | | | |
3 | Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. |
1 | №1Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся) | 21.09 | |
4 | Государственный строй стран мира. | 1 | №2 Составление систематизирующей таблицы «государственный строй стран мира». | 28.09 | |
5 | Политическая география и геополитика. | 1 | №3. Характеристика политико-географического положения страны. | 05.10 | |
6 | Зачёт по теме «Политическая карта мира» | 1 | | 12.10 | |
| Тема 2. Природа и человек в современном мире |
6 | | | |
7 | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. | 1
| | 19.10 | |
8 | Природные ресурсы Земли, их виды | 1 | №4. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых. | 26.10. | |
9 | Земельные, водные и биологические ресурсы. | 1 | | 09.11 | |
10 | Ресурсы Мирового океана и другие виды природных ресурсов. | 1 | | 16.11 | |
11 | Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы. | 1 | | 23.11 | |
12
| «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов» | 1 | №5 « Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов» | 30.11 | |
| Тема 3. География населения мира | 6 | | | |
13 | Численность и динамика населения мира. Воспроизводство населения. | 1 | №6. Сравнение возрастно-половых пирамид стран с разными типами воспроизводства населения. | 07.12 | |
14 | Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Трудовые ресурсы. | 1 | | 14.12 | |
15 | Национальный и религиозный состав населения Земли. |
1 | №7. Работа с к/к, составление схемы «Основные языковые семьи». | 21.12 | |
16 | Размещение и миграции населения. | 1 | | 28.12 | |
17 | Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. | 1 | №8. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира (к/к) | 18.01 | |
18 | Обобщающее повторение по теме: География населения мира | 1 | | 25.01 | |
| Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 6
| |
| |
19 | НТР и мировое хозяйство. Научно-техническая революция | 1 | | 01.02 | |
20 | Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция | 1 | | 08.02 | |
21 | Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК) | 1 | | 15.02 | |
22 | Воздействие НТР на мировое хозяйство. | 1 | №9. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил (таблица). | 22.02 | |
23 | Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование | 1 | | 01.03 | |
24 | Обобщающее повторение по теме: НТР и мировое хозяйство | 1 | | 15.03 | |
| Тема5.География отраслей мирового хозяйства |
10 | | | |
25 | География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика. | 1 | №10 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира (по выбору). | 22.03 | |
26 | Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии | 1 | | 05.04 | |
27 | Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы | 1 | | 12.04 | |
28 | Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зеленая революция» | 1 | | 19.04 | |
29 | География транспорта. Мировая транспортная система | 1 | | 26.04 | |
30 | Внешние экономические связи | 1 | | 17.05 | |
31 | География мировых валютно-финансовых отношений | 1 | | 24.04 | |
32 | Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли | 1 | | 17.05 | |
33 | Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. |
1
| | 24.05 | |
34 | Обобщающее повторение по курсу географии 10 класса | 1 | | 31.05 | |
В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2018-2019 учебный год количество часов по географии в 10 классе составляет 1 час в неделю – 34 часа в год.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями в2019г произошло уплотнение учебного материала до 34 часов в год. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 34 часа.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Талловеровская СОШ от «27» августа 2018 г. №1 Никонова Н.Р. /________/ подпись руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Никонова Н.Р. /________/ подпись «27» августа 2018 года |