СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 10 класс ФГОС.

Е.М. Домогацких,Е.Л. Введенских,А.А. Плешаков ООО "Русккой слово-учебник"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс ФГОС»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 2

городского округа Домодедово



УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ДСОШ №2

__________ /Редькина Н.П./

«31» августа 2018 г.

Приказ № 02-333 от 31.08.2018г.


МП









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ГЕОГРАФИЯ


/базовый уровень/


10 «А» «Б» классы











Учитель: Вдовина О.В., учитель географии





2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы из Сборника нормативно – правовых документов и методических материалов, География. Естествознание. М. Вентана - Граф, 2007 г. Базовый уровень.

Программа ориентирована на использование учебника для 10 класса Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П. «Просвещение», 2015-2018г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Базовый уровень предусматривает изучение географии в 10-11 классах по одному часу в неделю (68 часов) в течение двух лет.

Курс «география» на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей. Закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства. Об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве. Проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Рабочая программа предполагает гибкое использование учебного материала. В программу внесены следующие изменения: тема «Политическая карта мира» дается в начале года , «Россия в современном мире» внесена в программу из курса 11 класса.

Актуальность программы обусловлена тем, что она соответствует миссии, целям и особенностям МАОУ ДСОШ №2.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что в рамках изучения географии есть возможность создать условия для формирования ключевых компетентностей. Программа обеспечивает современное качество образования по географии на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы среднего общего образования.

Целями изучения географии являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Цель курса 10-11 классов: сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Задачи:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС).

Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в иссле­довании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики терри­тории. Аэрокосмические методы географических исследований. Ме­тод моделирования. Геоинформационные системы.

Раздел I. Современная политическая карта мира (5 часов).

Основные этапы формирования политической карты мира. Об­щее количество стран современного мира и их типология. Основные критерии выделения различных типов стран.

Государственный строй, основные формы правления и админист­ративно-территориального устройства стран мира. Многообразие стран современного мира. Политическая география. Геополитика и международные отношения.

Раздел II. Природа и человек в современном мире (7 часов).

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы:

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел III. Население мира (6 часов).

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Раздел IV. География мирового хозяйства (12 часов).

НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии. Научно-техническая революция. Понятие об НТР. Составные части НТР. Эволюционный и революционный путь развития. Современный этап и перспективы НТР. Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы формирования мирового хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйст­ва, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международные экономические отношения, их основные формы и значение для раз­вития национальных хозяйств.

Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии. Природ­но-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хо­зяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности разме­щения добывающей промышленности. Обрабатывающая промыш­ленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Промышленность и окружающая среда. Структура и география мирового сельского хозяй­ства. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Структура и география мирового транспорта. Мировая транспорт­ная система. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуника­ционная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда. География международного туризма.

Раздел V. Россия в современном мире (2 часа).

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международно-финансовых и политических отношений. О международной специализации России. Особенности географии экономических, политических, культурных связей России со странами мира. У России в политических и экономических объединениях и группировках. Определение основных направлений развития внешнеэкономических связей России.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


уроков


наименования разделов и тем

плановые сроки прохождения

скорректированные сроки прохождения

А

Б

1.

Введение. Положение географии в системе наук. Источники географической информации. Современные методы географических исследований.

03.09.-7.09



2.

Современная политическая карта мира и ее формирование

10.09.-14.09



3.

Количество и группировка стран. Типология стран мира.

17.09.-21.09



4.

Государственный строй стран мира. Формы правления и административно – территориального устройства.

24.09-28.09



5.

Геополитика и международные отношения. П/Р . №1. «Характеристика экономико-географического положения страны».

01.10-05.10



6.

Зачёт «Политическая карта мира».

08.10-12.10



7.

Взаимодействие общества и природы.

15.10-19.10



8.

Оценка мировых природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. П/Р №2. « Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)».

22.10-26.10



9.

Минеральные ресурсы. Ресурсный потенциал разных территорий.

06.11-09.11



10.

Земельные и водные ресурсы мира.

12.11-16.11



11.

Биологические ресурсы и ресурсы Мирового океана.

19.11-23.11



12.

Климатические, космические и рекреационные ресурсы мира.

26.11-30.11



13.

Загрязнение и охрана окружающей среды. Рациональное и нерациональное природопользование.

03.12-07.12



14.

Численность и воспроизводство населения мира.

10.12-14.12



15.

Качество населения как новое комплексное понятие.

17.12-21.12



16.

Состав и структура населения.

П/Р . №3. «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира».

24.12-28.12



17.

Размещение и миграции населения мира.

11.01, 14.01-18.01



18.

Городское и сельское население мира. Урбанизация.

21.01-25.01



19.

Зачёт по теме «Население мира»

28.01-01.02



20.

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.

04.02-08.02



21.

НТР и Мировое хозяйство.

11.02-15.02



22.

Международное географическое разделение труда

18.02-22.02



23.

География промышленности.

25.02-01.03



24.

Топливно – энергетическая промышленность.

04.03-08.03



25.

Горнодобывающая промышленность мира.

11.03-15.03



26.

Металлургия и машиностроение мира. П/Р №4. «Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, химической, машиностроительной, отраслей промышленности мира (по выбору).

18.03-22.03



27.

Химическая , лесная и текстильная промышленности. П/Р «Определение стран – экспортеров основных видов промышленной продукции, видов сырья».

01.04-05.04



28.

География сельского хозяйства и рыболовства. П/Р «Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции».

08.04-12.04



29.

География транспорта мира.

15.04-19.04



30.

Всемирные экономические отношения. Международная торговля.

П/Р «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира».

22.04-26.04



31.

Обобщение по теме «География мирового хозяйства».

29.04-03.05



32.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; отрасли специализации.

П/Р «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции»

06.05-10.05



33.


Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и СНГ.

13.05-17.05



34.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; отрасли специализации.

П/Р «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции»

20.05-24.05






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен

знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять Ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

ЛИТЕРАТУРА


Учебник Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.

Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2015-2016 г.

Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт,

Дополнительная литература

1. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты.

2. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

4. География. Уроки с использованием информационных технологий. 10-11классы. Волгоград.2009.

5. География ЕГЭ. А.Б. Эртель. Легион.2008.

6. Тесты. География. 10 класс. Г.Н.Элькин. Санкт-Петербург. 2005.

7. Экологическая книга для чтения. Современные тетради. М:2008.

8. География в литературных произведениях. М.:Дрофа.2005.

9. География 6-10 классы. Уроки исследования, дискуссии, пресс-конференции. Волгоград «Учитель» 2010.

10. Региональная экология. Домодедовский район. М.2000.

11. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии. Н.Л.Галеева, Н.Л. Мельничук. М.2006.

12.Школьные олимпиады. География. В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. М.: Айрис-пресс.

13. Тематические игры по географии. И.В. Метрофанов. М.: Сфера.2002.

14. География: от урока к экзамену. Сборник задач. М.: Прсвещение.1999.

15.Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира.




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

естественно-научного цикла №1

«31» августа 2018 г.

_____________/ Омельянчук Т.Е../


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________ /Т.В. Попова/

«31» августа 2018 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!