РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
на 2022- 2023 учебный год
8 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета «география»
Личностные:
-обучения географии России является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
ПредметныеУУД:
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Ученик научится:
Объяснять существенные признаки понятий: роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем. Влияния географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России,образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых, образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.
Использовать понятия для решения учебных задач: определять географическое положение объектов, разницу в поясном времени, погоду по синоптической карте, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах.
Приводить примеры: географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов, причины географических явлений на основе применения понятий, геологическое летоисчесления, циклон, антициклон, солнечная радиация.
III. Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (7ч)
Что изучает география России.Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые(6ч)
Тема 1: Геологическая история геологическое строение территории России.
В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.
Тема 2: Россия на карте часовых поясов
Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.
Тема 3: Географическое положение России
Какие типы географического положения существуют.
II . Россия на карте мира. Географическое положение и административное устройство России.(10 ч)
Тема 5: Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.
В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.
Тема 6: Как формировалась государственная территория России.
Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.
Тема 7: Этапы и методы географического изучения территории.
Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIXв. Что исследовали в XXв. Какие методы использовались для географического изучения России.
Тема 8: Особенности административно-территориального устройства России.
Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.
Практические работы:
Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.
Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады.
Анализ административно-территориального деления России.
Климат и климатические ресурсы (6 ч)
Тема 1: от чего зависит климат России.
Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс.
Тема 2: Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.
Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.
Тема 3: закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.
Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.
Тема 4: Типы климатов России.
Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса.
Тема 5:климатические ресурсы.
Тема 6: Климат и человек.
Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.
Практические работы.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Внутренние воды и водные ресурсы (4ч)
Тема 1: Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.
Тема 2: Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Тема 3: Внутренние воды.
Особенности внутренних вод нашего края. Реки, озера.
Тема 4: Водные ресурсы и человек.
Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.
Практические работы:
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей её хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Почва и почвенные ресурсы (4 Ч)
Тема 1: Образование почв и их разнообразие.
Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.
Тема 2: Закономерности распространения почв.
Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.
Тема 3: Почвенные ресурсы России.
Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы Воронежской области.
Практические работы:
Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (4ч)
Тема 1: Растительный и животный мир России.
Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Тема 2: Растительный и животный мир.
Разнообразие растительного и животного мира нашей области.
Тема 3: Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.
Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.
Практические работы:
Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Природное районирование (7 ч)
Тема 1: Разнообразие природных комплексов.
Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование.
Тема 2: Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.
Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.
Тема 3: Арктические пустыни, тундра и лесотундра.
Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.
Тема 4: Леса.
Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.
Тема 5: Лесостепи, степи и полупустыни. Природные зоны .
Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.
Тема 6: Высотная поясность.
Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.
Тема 7: Особо охраняемые природные территории.
Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить её устойчивое развитие.
Раздел III. Крупные комплексы России (9 ч)
Тема : Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы. П/р: Работа с контурными картама, указать формы рельефа
Тема 2. Природные комплексы Русской равнины. Познакомить с памятниками природы.
Тема3: Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.
Тема 4: Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России. Познакомить с высочайшими точками Кавказа. Геологическое строение высочайших гор России.
Тема 5: Природные комплексы Северного Кавказа. Познакомить с природными комплексами, растениями и животными Северного Кавказа.
Тема 6 -7: Урал – Каменный пояс земли Русской. Познакомить с самыми низками горами России. Строение гор и их расположение на территории России. Своеобразие природы Урала. Сравнительная характеристика зон Урала.
Тема 8-14: Познакомить с Западносибирской низменностью, природными ресурсами и проблемами их освоение. Особенностями природы Восточной Сибири, состав территории, история освоения.
Тема 15-18: Дальний Восток Познакомить с составом территории, природные комплексы Дальнего Востока. Практическая работа «Природные комплексы России».
Тема 19-28: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИНЯТЬ ОБОЗНАЧЕНИЯ
КР | Контрольная работа |
ТС | Тестирование |
КГД | Географический диктант |
ПР | Практическая работа |
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Вид контроля |
КР | ТС | ГД | ПР |
1 | Введение | 6 | 1 | - | 2 | 3 |
2 | Рельеф, геологическое строение | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Климат России | 6 | 1 | - | - | 2 |
4 | Внутренние воды и водные ресурсы | 4 | 1 | - | 1 | 1 |
5 | Почвы и почвенные ресурсы | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Растительный и животный мир | 4 | 1 | - | - | 1 |
7 | Природные комплексы России | 7 | 1 | - | - | 3 |
8 | Крупные комплексы России | 30 | 5 | 3 | 2 | 6 |
| | | | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
(промежуточная аттестация)
№ | | |
1 | | Итоговый урок по теме: Введение |
2 | | Итоговый урок по теме: Рельеф, геологическое строение |
3 | | Обобщающий урок по теме: Климат |
4 | | Итоговый урок по теме: Внутренние воды и водные ресурсы |
5 | | Итоговый урок: Почвы |
6 | | Итоговое обобщение по теме: Растительный и животный мир |
7 | | Обобщение знаний по теме: Природные комплексы России |
8 | | Обобщающее повторение по теме Человек и природа |
9 | | Обобщающее повторение по курсу 8 класса |
10 | | Итоговая контрольная работа за 8 класс |
IV. Тематическое планирование
№ урока п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов, отводимых на изучение темы |
1 | Введение. Что изучает география России | 1 |
| Раздел I. Россия на карте мира. Географическое положение и административное устройство России. | 10 ч |
2 | Границы России. | 1 |
3 | Россия на карте часовых поясов. | 1 |
4 | Практическая работа № 1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов. | 1 |
5 | Географическое положение России | 1 |
6 | Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. | 1 |
7 | Практическая работа № 2. Характеристика географического положения России, США и Канады | 1 |
8 | Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | 1 |
9 | Как формировалась государственная территория России. Этапы и методы географического изучения территории. | 1 |
10 | Особенности административно-территориального устройства России. Практическая работа № 3.Анализ административно-территориального деления России. Воронежская область на карте России. ФГП и ЭГП Воронежской области. | 1 |
11 | Контрольная работа по теме «Географическое положение России» | 1 |
| Раздел II. Природа России | 31 ч |
| Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 5ч |
12 | Геологическая история и геологическое строение территории России. | 1 |
13 | Рельеф России. Практическая работа № 4.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. | 1 |
14 | Как и почему изменяется рельеф России. | 1 |
15 | Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера. | 1 |
16 | Проверочный тест по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» | 1 |
| Климат и климатические ресурсы | 7ч |
17 | Факторы, определяющие особенности климата России. | 1 |
18 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | 1 |
19 | Практическая работа № 5.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. | 1 |
20 | Сезонность климата. Типы климатов России. | 1 |
21 | Климат Воронежской области. | 1 |
22 | Климат и человек. Практическая работа № 6.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) | 1 |
| Внутренние воды и водные ресурсы | 5 ч |
23 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 1 |
24 | Практическая работа № 7.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. | 1 |
25 | Внутренние воды Воронежской области. | 1 |
26 | Озера и болота. Подземные воды. Ледники.Многолетняя мерзлота. Практическая работа №8.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. | 1 |
27 | Водные ресурсы и человек. Практическая работа № 9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования | 1 |
28 | Итоговая контрольная работа за 1п/г | 1 |
| Почва и почвенные ресурсы | 4 ч |
29 | Образование почв и их разнообразие. | |
30 | Закономерности распространения почв. Почвы Воронежской области. | 1 |
31 | Почвенные ресурсы России. Практическая работа № 10. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности. | 1 |
32 | Обобщение знаний « Водные и почвенные ресурсы» | 1 |
| Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 3 ч |
33 | Растительный и животный мир России. | |
34 | Растительный и животный мир Воронежской области. Охрана природы. | 1 |
35 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Проверочный тест. | 1 |
| Природное районирование | 8 ч |
36 | Разнообразие природных комплексов. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные. | 1 |
37 | Природно-хозяйственные зоны России. | 1 |
38 | Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | 1 |
39 | Леса. | 1 |
40 | Лесостепи, степи и полупустыни. Природные зоны Воронежской области. | 1 |
41 | Высотная поясность. | 1 |
42 | Особо охраняемые природные территории. | 1 |
43 | Контрольная работа по теме «Природное районирование» | 1 |
| Раздел III. Население России | 9 ч |
44 | Численность населения России. | 1 |
45-46 | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Практическая работа № 11.Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. | 2 |
47 | Народы, языки и религии. | 1 |
48 | Городское и сельское население. | 1 |
49 | Размещение населения России. | 1 |
50 | Миграции населения в России. Практич.работа 12.Характеристика особенностей миграционного движения населения России. | 1 |
51 | Люди и труд. Население Воронежской области. | 1 |
52 | Контрольная работа по теме «Население России» | 1 |
| Раздел IV. Хозяйство России | 16 ч |
53 | Что такое хозяйство страны? | 1 |
54 | Как география изучает хозяйство. Практическая работа № 13. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России. | 1 |
| Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу | |
55 | Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы | 1 |
56-57 | Природно-ресурсный капитал России. Практич.работа 14. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. | 2 |
58 | Сельское хозяйство. | 1 |
59 | Растениеводство. | 1 |
60 | Животноводство. | 1 |
61 | Лесное хозяйство. | 1 |
62 | Охота и рыбное хозяйство. | 1 |
63 | Проверочный тест по теме «Хозяйство России» | 1 |
64 | Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 |
65 | Итоговая контрольная работа за год | 1 |
66 | Анализ контрольной работы | 1 |
67-68 | Обобщение и систематизация знаний | 2 |
| Итого | 68 ч |
Лист корректировки рабочей программы
№ занятия по тематическому планированию | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки |
Тема занятия | Количество часов | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Тематическое планирование по географии 8 класс
№ урока п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Дата |
1 | Введение. Что изучает география России | 1 | |
| Раздел I. Россия на карте мира. Географическое положение и административное устройство России. | 10 ч | |
2 | Границы России. | 1 | |
3 | Россия на карте часовых поясов. | 1 | |
4 | Практическая работа № 1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов. | 1 | |
5 | Географическое положение России | 1 | |
6 | Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. | | |
7 | Практическая работа № 2. Характеристика географического положения России, США и Канады | 1 | |
8 | Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | 1 | |
9 | Как формировалась государственная территория России. Этапы и методы географического изучения территории. | 1 | |
10 | Особенности административно-территориального устройства России. Практическая работа № 3.Анализ административно-территориального деления России. Воронежская область на карте России. ФГП и ЭГП Воронежской области. | 1 | |
11 | Контрольная работа по теме «Географическое положение России» | 1 | |
| Раздел II. Природа России | 31 ч | |
| Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 5ч | |
12 | Геологическая история и геологическое строение территории России. | 1 | |
13 | Рельеф России. Практическая работа № 4.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. | 1 | |
14 | Как и почему изменяется рельеф России. | 1 | |
15 | Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера. | 1 | |
16 | Проверочный тест по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» | 1 | |
| Климат и климатические ресурсы | 7ч | |
17 | Факторы, определяющие особенности климата России. | 1 | |
18 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | 1 | |
19 | Практическая работа № 5.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. | 1 | |
20 | Сезонность климата. Типы климатов России. | 1 | |
21 | Климат Воронежской области. | 1 | |
22 | Климат и человек. Практическая работа № 6.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) | 1 | |
| Внутренние воды и водные ресурсы | 5 ч | |
23 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 1 | |
24 | Практическая работа № 7.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. | 1 | |
25 | Внутренние воды Воронежской области. | 1 | |
26 | Озера и болота. Подземные воды. Ледники.Многолетняя мерзлота. Практическая работа №8.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. | 1 | |
27 | Водные ресурсы и человек. Практическая работа № 9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования | 1 | |
28 | Итоговая контрольная работа за 1п/г | 1 | |
| Почва и почвенные ресурсы | 4 ч | |
29 | Образование почв и их разнообразие. | | |
30 | Закономерности распространения почв. Почвы Воронежской области. | 1 | |
31 | Почвенные ресурсы России. Практическая работа № 10. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности. | 1 | |
32 | Контрольная работа по теме « Водные и почвенные ресурсы» | 1 | |
| Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 3 ч | |
33 | Растительный и животный мир России. | | |
34 | Растительный и животный мир Воронежской области. Охрана природы. | 1 | |
35 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Проверочный тест. | 1 | |
| Природное районирование | 8 ч | |
36 | Разнообразие природных комплексов. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные. | 1 | |
37 | Природно-хозяйственные зоны России. | 1 | |
38 | Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | 1 | |
39 | Леса. | 1 | |
40 | Лесостепи, степи и полупустыни. Природные зоны Воронежской области. | 1 | |
41 | Высотная поясность. | 1 | |
42 | Особо охраняемые природные территории. | 1 | |
43 | Контрольная работа по теме «Природное районирование» | 1 | |
| Раздел III. Население России | 9 ч | |
44 | Численность населения России. | 1 | |
45-46 | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Практическая работа № 11.Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. | 2 | |
47 | Народы, языки и религии. | 1 | |
48 | Городское и сельское население. | 1 | |
49 | Размещение населения России. | 1 | |
50 | Миграции населения в России. Практич.работа 12.Характеристика особенностей миграционного движения населения России. | 1 | |
51 | Люди и труд. Население Воронежской области. | 1 | |
52 | Контрольная работа по теме «Население России» | 1 | |
| Раздел IV. Хозяйство России | 16 ч | |
53 | Что такое хозяйство страны? | 1 | |
54 | Как география изучает хозяйство. Практическая работа № 13. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России. | 1 | |
| Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу | | |
55 | Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы | 1 | |
56-57 | Природно-ресурсный капитал России. Практич.работа 14. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. | 2 | |
58 | Сельское хозяйство. | 1 | |
59 | Растениеводство. | 1 | |
60 | Животноводство. | 1 | |
61 | Лесное хозяйство. | 1 | |
62 | Охота и рыбное хозяйство. | 1 | |
63 | Проверочный тест по теме «Хозяйство России» | 1 | |
64 | Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 | |
65 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | |
66 | Анализ контрольной работы | 1 | |
67-68 | Обобщение и систематизация знаний | 2 | |
| Итого | 68 ч | |