Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Любовшанская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Принято Утверждаю
на заседании ШМО Зам.директора на заседании Директор ОУ
и рекомендовано по УВР педсовета ______________
к утверждению Подвойская В.А. Протокол №_ Куча О.П..
Протокол №___ ____________ от «__»____2022 г Приказ №___
от «___»____2022 г от «__»____2022 г
Рабочая программа
по геометрии
для 10 класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Тарико Таисия Григорьевна
учитель первой квалификационной категории
2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования:
личностные:
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6. Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
10) принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности); 3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
учащиеся научатся:
-владеть геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений;
-самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новых классах фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям;
-исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах;
-решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач;
-уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения;
-оперировать на базовом уровне понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей;
-иметь представление о скрещивающихся прямых в пространстве и уметь находить угол и расстояние между ними;
-применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве при решении задач;
-уметь применять параллельное проектирование для изображения фигур;
-уметь применять перпендикулярности прямой и плоскости при решении задач;
-владеть понятиями ортогональное проектирование, наклонные и их проекции, уметь применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач;
-владеть понятиями расстояние между фигурами в пространстве, общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых и уметь применять их при решении задач;
-владеть понятием угол между прямой и плоскостью и уметь применять его при решении задач;
-владеть понятиями двугранный угол, угол между плоскостями, перпендикулярные плоскости и уметь применять их при решении задач;
-владеть понятиями призма, параллелепипед и применять свойства параллелепипеда при решении задач;
-владеть понятием прямоугольный параллелепипед и применять его при решении задач;
-владеть понятиями пирамида, виды пирамид, элементы правильной пирамиды и уметь применять их при решении задач;
-иметь представление о теореме Эйлера, правильных многогранниках;
-владеть понятием площади поверхностей многогранников и уметь применять его при решении задач;
-владеть понятиями тела вращения (цилиндр, конус, шар и сфера), их сечения и уметь применять их при решении задач;
-владеть понятиями касательные прямые и плоскости и уметь применять из при решении задач;
-иметь представления о вписанных и описанных сферах и уметь применять их при решении задач;
-владеть понятиями объем, объемы многогранников, тел вращения и применять их при решении задач;
-иметь представление о развертке цилиндра и конуса, площади поверхности цилиндра и конуса, уметь применять их при решении задач;
-иметь представление о площади сферы и уметь применять его при решении задач;
-уметь решать задачи на комбинации многогранников и тел вращения;
-иметь представление о подобии в пространстве и уметь решать задачи на отношение объемов и площадей поверхностей подобных фигур.
-распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб);
-изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертежных инструментов;
-делать (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу;
-извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках;
-применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур;
-находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул;
-распознавать основные виды тел вращения (конус, цилиндр, сфера и шар);
-находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с применением формул.
-оперировать на базовом уровне понятием, декартовы координаты в пространстве;
-владеть понятиями векторы и их координаты;
-уметь выполнять операции над векторами;
-использовать скалярное произведение векторов при решении задач;
- применять уравнение плоскости, формулу расстояния между точками,
-уравнение сферы при решении задач;
-применять векторы и метод координат в пространстве при решении задач;
-находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда;
-находить сумму векторов и произведение вектора на число.
-описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
-знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей;
-понимать роль математики в развитии России
-применять известные методы при решении стандартных математических задач;
-замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности;
-приводить примеры математических закономерностей в природе, в том числе характеризующих красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства владеть понятиями стереометрии: призма, параллелепипед, пирамида, тетраэдр;
-иметь представления об аксиомах стереометрии и следствиях из них и уметь применять их при решении задач;
-уметь строить сечения многогранников с использованием различных методов, в том числе и метода следов;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
-использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний
-находить расстояние между двумя точками, сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам;
-задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат;
-решать простейшие задачи введением векторного базиса
-представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
-понимать роль математики в развитии России;
-использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение;
-применять основные методы решения математических задач;
-на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства;
-применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
2. Содержание учебного предмета, курса
Повторение курса геометрии 9 класса (2 часов)
Аксиомы стереометрии и их следствия (5 часа).
Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом
Параллельность прямых и плоскостей (19 часов)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Скрещивающиеся прямые. Угол с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. Параллельные плоскости. Признак параллельности плоскостей. Свойств параллельных плоскостей. Тетраэдр, параллелепипед.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 часов)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Прямоугольный параллелепипед
Многогранники (12 часов)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники и их свойства.
Векторы в пространстве (7часов).
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитанием векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Итоговое повторение курса геометрии (5 часов).
Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей. Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью. Векторы в пространстве.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Практическая часть (в соответствии со спецификой предмета, курса) |
1 | Повторение курса геометрии 9 класса | 2 | | |
2 | Аксиомы стереометрии и их следствия | 5 | | |
3 | Параллельность прямых и плоскостей | 19 | 2 | |
4 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 20 | 1 | 1 (зачет) |
5 | Многогранники | 12 | 1 | |
6 | Векторы в пространстве | 7 | 1 | 1 (зачет) |
7 | Итоговое повторение курса геометрии | 5 | 1 | |
| Итого | 70 | 6 | 2 |