Частное общеобразовательное учреждение
"Школа-интернат №21 среднего общего образования
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Рассмотрено и одобрено
на заседании МО №___
«___»________ 20___ г.
Руководитель МО
И.С.Кузнецова_____
Согласовано_______
«___» ______ 20___ г.
Зам. директора по УВР
Н.И.Ленгардт
Утверждаю. ________
Приказ №____
от «____» ______ 20___ г.
Директор школы-интерната №21
Н.Г. Воскобойников
Информатика
Рабочая программа учебного курса
для 11 класса (профильный уровень, 102 часа)
на _______ учебный год
Составитель:
Каргапольцева О.Н.,
учитель информатики
Танхой
_____ год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 11 классов, составленной автором учебника Семакиным И.Г, содержание которой соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса, так как данная программа учитывает сотрудничество с Иркутским государственным университетом путей сообщения и основывается на рабочей программе по дисциплине Информатика (для 10 и 11 лицейских классов), составленной доцентом кафедры ВТ и ПМ, кандидатом физико-математических наук Белинской С.И.
Курс рассчитан на изучение в 11 классе технического профиля обучения в течение 34 учебных недель в году общим объемом 102 учебных часа (из расчета 3 часа в неделю).
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.).
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.
Учебно-методический комплект:
Учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 11классов Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Бином, 2016
Компьютерный практикум «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Бином, 2016
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение практических занятий, обобщающих уроков, лабораторных уроков). Программой предполагается проведение практикумов - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума - познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ.
Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.
Формы организации учебного процесса
Для оценки результатов учебной деятельности учащихся используется текущий контроль.
Текущий контроль имеет целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала. Для его проведения отводится часть урока и проводится он в виде выполнения тестовых заданий в электронном или бумажном виде. Так же текущий контроль осуществляется в виде практических работ.
Критерии оценивания:
I. Низкий уровень (рецептивный)
Отсутствие ответа или отказ от ответа.
Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; отсутствие ситуативного интереса к предмету и стремления преодолевать учебные затруднения.
Узнавание объекта изучения, различение определений, структурных элементов знаний, слабое проявление волевых усилий и мотивации учения.
II. Удовлетворительный уровень (рецептивно- продуктивный)
Неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок; затруднение в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности.
Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т. п.
III.Средний уровень(репродуктивно-продуктивный)
Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в учении и достижении результата.
Полное воспроизведение программного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству.
IV. Достаточныйуровень (продуктивный)
Владение программным учебным материалом в том числе и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремлений к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии и т.п.
Владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определённого опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. д.
V.Высокий уровень(рецептивный)
Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции.
Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий
В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен
знать
логическую символику;
основные конструкции языка программирования;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
оперировать с информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и отбора необходимой информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией;
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
Тематическое планирование
Содержание дисциплины
I. Информационные системы
Понятие системы, информационной системы, базы данных (БД). Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание реляционной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Понятие геоинформационной системы.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; создание базы данных; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание многотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое система, информационная система;
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД);
что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять реляционную БД в среде СУБД.
II. Методы программирования
Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив, строка, множество. Способы описания и обработки массивов, строк. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Метод пошаговой детализации. Объектно-ориентированное программирование
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять программы обработки одномерных массивов, строк;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
III. Компьютерное моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Математические модели. Области применения компьютерного моделирования (моделирование физических процессов, моделирование в экономике, моделирование в биологии и т.д.). Имитационное моделирование.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей, реализация математических моделей в электронных таблицах, программирование математических моделей.
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
особенность математической модели
цели математического моделирования
принципы построения математических моделей
области применения математических моделей
что такое имитационное моделирование
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме;
строить простые математические модели;
использовать математическое моделирование для решения задач школьного курса.
IV. Информационная деятельность человека
Информационные революции. Информационное общество. Изменение структуры экономики и структуры труда. Преодоление информационного кризиса. Свобода доступа к информации и свобода ее распределения. Информационная культура. Опасности информационного общества. Особенности формирования информационного общества России. Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами.
Учащиеся должны знать:
события и процессы, определившие четыре информационных революции;
понятие информационного общества и стадии его формирования; понятие информационной культуры;
предпосылки и базовые положения перехода к информационному обществу в России;
понятие информационной безопасности и информационного неравенства;
правовые аспекты регулирования проблем, связанных с информацией и компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень учебно-методического обеспечения средств обучения
Основная литература
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2010.
Информатика. Углублённый уровень: практикум для 10-11 классов: в 2 ч., Ч. 1, 2013
Информатика. Углублённый уровень: практикум для 10-11 классов: в 2 ч., Ч. 2, 2013
Дополнительная литература
Программы и планирование: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / М.Н. Бородин, изд. Бином, М:2012.
Разработки по информатике: 10-11 классы» А.Х. Шелепаева, М.: 2014
Журнал «Информатика и образование»;
Еженедельное приложение газете «Первое сентября» - «Информатика»;
«Поурочные разработки по информатике: 10-11 классы. М:ВАКО, 2014
http://webpractice.cm.ru/ Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ
Средства ИКТ, необходимые для реализации программы:
Оборудование и приборы
Интерактивная доска.
Звуковые колонки.
Компьютер ученика (моноблок, клавиатура, мышь, наушники).
Принтер, сканер
Программные средства
Операционная система – Windows.
Файловый менеджер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Система программирования Pascal.
Браузер
Тематическое планирование занятий в 11 классе
№ | Содержание |
| Структура курса. Правила техники безопасности. Инструктаж |
| Что такое система |
| Модели систем. Практическая работа 14.1 |
| Что такое информационная система |
| Инфологическая модель предметной области. Практическая работа 14.2 |
| Обобщение и систематизация знаний темы "Основы системного подхода" |
| Реляционные базы данных и СУБД |
| Проектирование реляционной модели данных. Практическая работа 15.1 |
| Создание базы данных. Практическая работа 15.2 |
| Простые запросы к базе данных. Практическая работа 15.3 |
| Сложные запросы к базе данных. Практические работы 15.4, 15.5 |
| Обобщение и систематизация знаний темы "Реляционные базы данных" |
| Массивы. Описание массивов |
| Действия над массивом как единым целым |
| Ввод и вывод массивов |
| Заполнение массива |
| Поиск в массиве |
| Сортировка массива. Практическая работа 16.5 |
| Метод последовательной детализации |
| Обобщение и систематизация знаний темы "Массивы" |
| Символьный тип данных |
| Принцип последовательного кодирования алфавитов |
| Строки символов. Практическая работа 16.6 |
| Функции и процедуры |
| Примеры программ обработки строк |
| Комбинированный тип данных |
| Программирование обработки записей. Практическая работа 16.7 |
| Обобщение и систематизация знаний темы "Строки символов" |
| Рекурсивные подпрограммы. Частично рекурсивная функция |
| Рекурсивные подпрограммы-функции и процедуры |
| Задача о Ханойской башне |
| Алгоритм быстрой сортировки |
| Рекурсивные методы программирования. Практическая работа 16.8 |
| Обобщение и систематизация знаний темы "Рекурсивные методы программирования" |
| Базовые понятия объектно-ориентированного программирования |
| Система программирования Delphi |
| Среда системы программирования Delphi. Проект. Форма |
| Среда системы программирования Delphi. Элементы управления |
| Методы - процедуры обработки событий. Практическая работа 16.9 |
| Этапы программирования на Delphi |
| Создание оконного приложения |
| Реализация обработки событий. Практическая работа 16.10 |
| Программирование метода статистических испытаний |
| Построение графика функции. Практическая работа 16.11 |
| Обобщение и систематизация знаний темы "Объектно-ориентированное программирование" |
| Моделирование и его разновидности |
| Процесс разработки математической модели |
| Математическое моделирование и компьютеры |
| Математическая модель свободного падения тела |
| Свободное падение с учетом сопротивления среды |
| Компьютерное моделирование свободного падения. Практическая работа 17.1 |
| Математическая модель задачи баллистики |
| Численный расчет баллистической траектории. Практическая работа 17.2 |
| Расчет стрельбы по цели в пустоте. Практическая работа 17.3 |
| Расчет стрельбы по цели в атмосфере. Практическая работа 17.3 |
| Обобщение и систематизация знаний темы "Моделирование движения" |
| Задача теплопроводности |
| Численная модель решения задачи теплопроводности |
| Вычислительные эксперименты в электронной таблице по расчёту распределения температуры |
| Программирование решения задач теплопроводности |
| Программирование построения изолиний |
| Вычислительные эксперименты с построением изотерм. Практическая работа 17.4 |
| Обобщение и систематизация знаний темы "Моделирование распределения температуры" |
| Задача об использовании сырья. Практическая работа 17.5 |
| Транспортная задача. Практическая работа 17.6 |
| Задачи теории расписаний. Практическая работа 17.7 |
| Задачи теории игр. Практическая работа 17.8 |
| Пример математического моделирования для экологической системы. Практическая работа 17.9 |
| Методика имитационного моделирования |
| Математический аппарат имитационного моделирования |
| Генерация случайных чисел с заданным законом распределения |
| Постановка и моделирование задачи массового обслуживания |
| Расчёт распределения вероятности времени ожидания в очереди |
| Обобщение и систематизация знаний темы "Компьютерное моделирование" |
| Назначение и состав локальных сетей |
| Классы и топологии локальных сетей |
| О профессиях: администратор локальной сети |
| История и классификация глобальных сетей |
| Структура Интернета. Сетевая модель |
| Основные службы Интернета. Практические работы 12.1, 12.2 |
| Поиск информации в Интернете и скачивание файлов. Практические работы 12.3, 12.4 |
| Работа с электронной почтой. Практическая работа 12.5, 12,6 |
| Способы создания сайтов. Понятие о языке HTML |
| Оформление и разработка сайта. Практическая работа 13.1 |
| О профессиях: Web-дизайнер и другие профессии |
| Создание гиперссылок и таблиц. Браузеры. Практические работы 13.2, 13.3 |
| Разработка простейшего сайта на языке HTML. Практическая работа 13.4 |
| Разработка сайта на языке HTML с использованием таблиц и списков. Практическая работа 13.5 |
| Разработка сайта на языке HTML с использованием графики. Практическая работа 13.6 |
| Разработка сайта с применением основных принципов web-дизайна. Практическая работа 13.7 |
| Обобщение и систематизация знаний темы "Компьютерные телекоммуникации" |
| Профессии и подготовка специалистов в области ИТ |
| Информационная деятельность человека в историческом аспекте |
| Информационное общество |
| Информационные ресурсы общества |
| Информационное право и информационная безопасность |
| Обобщение и систематизация знаний по теме "Основы социальной информатики" |
| Компьютер как инструмент информационной деятельности |
| Обеспечение работоспособности компьютера |
| Информатизация управления проектной деятельностью |
| Информатизация в образовании |
| Обобщение и систематизация знаний темы "Информационная деятельность человека" |