ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа
Рабочая программа по информатике (углубленный уровень) для 10–11 классов разработана в соответствии с нормативными документами и методическими материалами:
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"(с изменениями и дополнениями);
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
Авторской учебной программы по информатике для 10-11 классов (углубленный уровни)Информатика. 10–11 классы. Углубленный уровень:методическое пособие. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 80 с. : ил
Рабочая программа составлена с учетом:
Государственной программы РФ «Развитие образования» (утверждённая постановлением от 26 декабря 2017 г. № 1642);
Стратегии развития отрасли информационных технологий вРоссийской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года(утверждена распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. 2036-р);
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации(утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016года № 642);
Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28июля 2017 г. № 1632-р.
В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Указание учебно-методического комплекса
Завершенная предметная линия учебников «Информатика» для 10 - 11 классов (базовый уровень) включает в себя следующие учебники для старшей школы:
Семакин И. Г. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний
Семакин И. Г. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний
Семакин И. Г. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Л. В. Шестакова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний
Семакин И. Г. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Л. В. Шестакова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний
Общие цели изучения учебного предмета
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на углубленном уровне среднего общего образования – обеспечениедальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
В связи с этим изучение информатики в 10–11классах должно обеспечить:
сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления информатики;
сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;
сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;
сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы: 5–9 или 7–9 классов. На изучение информатики на углубленном уровне в 10–11 классах отводится 272 часа учебного времени (4 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по возможности меньшую среднюю длину сообщения при известной частоте символов, и кода, допускающего диагностику ошибок;
строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции, конъюнкции, правила де Моргана, связь импликации с дизъюнкцией);
строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице истинности; определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных высказываний; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать логические уравнения;
строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать выигрышную стратегию игры;
записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием; использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности признак делимости числа на основание системы счисления;
записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять знания о представлении чисел в памяти компьютера;
описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер (весовых матриц); решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов, в частности задачу построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа и определения количества различных путей между вершинами;
формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); понимать содержание тезиса Черча–Тьюринга;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы и размер используемой памяти при заданных исходных данных; асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от размера исходных данных); определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов;
анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях возможно получение указанных результатов;
создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с анализом элементарных функций (в том числе приближенных вычислений), записью чисел в позиционной системе счисления, делимостью целых чисел; линейной обработкой последовательностей и массивов чисел (в том числе алгоритмы сортировки), анализом строк, а также рекурсивные алгоритмы;
применять метод сохранения промежуточных результатов (метод динамического программирования) для создания полиномиальных (не переборных) алгоритмов решения различных задач; примеры: поиск минимального пути в ориентированном ациклическом графе, подсчет количества путей;
создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов;
применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья, очереди; применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами данных;
использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для изучения языке программирования;
использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными файлами; выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной задачи в полном объеме; реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип построения программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм;
применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты, описывать на формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектно-ориентированный подход для решения задач средней сложности на выбранном языке программирования;
выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде программирования; использовать при разработке программ стандартные библиотеки языка программирования и внешние библиотеки программ; создавать многокомпонентные программные продукты в среде программирования;
инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для решения учебных задач по выбранной специализации;
пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ, инструкции по их использованию и отчеты по выполненным проектным работам;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; анализировать соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию компьютера в соответствии с решаемыми задачами;
понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы современных операционных систем; знать виды и назначение системного программного обеспечения;
владеть принципами организации иерархических файловых систем и именования файлов; использовать шаблоны для описания группы файлов;
использовать на практике общие правила проведения исследовательского проекта (постановка задачи, выбор методов исследования, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета); планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм;
владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
использовать компьютерные сети для обмена данными при решении прикладных задач;
организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети);
понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети;
представлять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений (сайты, блоги и др.);
применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права);
проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче информации; определять пропускную способность и помехозащищенность канала связи, искажение информации при передаче по каналам связи, а также использовать алгоритмы сжатия данных (алгоритм LZW и др.);
использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов окружающего мира; использовать префиксные деревья и другие виды деревьев при решении алгоритмических задач, в том числе при анализе кодов;
использовать знания о методе «разделяй и властвуй»;
приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма;
использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и недостатки двух языков программирования;
создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;
использовать информационно-коммуникационные технологии при моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с выбранным профилем;
осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей;
проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и согласованности) исходных данных и валидацию (проверку достоверности) результатов натурных и компьютерных экспериментов;
использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в том числе – статистической обработки;
использовать методы машинного обучения при анализе данных; использовать представление о проблеме хранения и обработки больших данных;
создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и справочными системами с помощью веб-интерфейса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс – 136 часа
Введение. Информация и информационные процессы. Данные
Способы представления данных. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах и предназначенных для восприятия человеком.
Математические основы информатики
Дискретизация
Измерения и дискретизация. Частота и разрядность измерений. Универсальность дискретного представления информации.
Системы счисления
Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы счисления.
Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с заданным основанием. Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием.
Арифметические действия в позиционных системах счисления.
Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах счисления. Перевод смешанного числа в позиционную систему счисления с заданным основанием.
Тексты и кодирование. Передача данных
Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы.
Равномерные и неравномерные коды. Префиксные коды. Условие Фано. Обратное условие Фано. Алгоритмы декодирования при использовании префиксных кодов.
Сжатие данных. Учет частотности символов при выборе неравномерного кода. Оптимальное кодирование Хаффмана. Использование программ-архиваторов. Алгоритм LZW.
Дискретизация
Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись. Размер файла, полученного в результате записи звука.
Дискретное представление статической и динамической графической информации.
Сжатие данных при хранении графической и звуковой информации.
Тексты и кодирование. Передача данных
Передача данных. Источник, приемник, канал связи, сигнал, кодирующее и декодирующее устройства.
Пропускная способность и помехозащищенность канала связи. Кодирование сообщений в современных средствах передачи данных.
Искажение информации при передаче по каналам связи.Коды с возможностью обнаружения и исправления ошибок.
Способы защиты информации, передаваемой по каналам связи. Криптография (алгоритмы шифрования). Стеганография.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквиваленция». Логические функции.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Логические уравнения.
Построение логического выражения с данной таблицей истинности.Дизъюнктивная нормальная форма. Конъюнктивная нормальная форма.
Алгоритмы и элементы программирования
Элементы теории алгоритмов
Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга – пример абстрактной универсальной вычислительной модели. Тезис Чёрча–Тьюринга.
Другие универсальные вычислительные модели (пример:машина Поста). Универсальный алгоритм. Вычислимые и невычислимые функции. Проблема остановки и ее неразрешимость.
Абстрактные универсальные порождающие модели (пример: грамматики).
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Сложность алгоритма сортировки слиянием (MergeSort).
Примеры задач анализа алгоритмов: определение входных данных, при которых алгоритм дает указанный результат; определение результата алгоритма без его полного пошагового выполнения.
Доказательство правильности программ.
Математические основы информатики
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами).
Обход узлов дерева в глубину. Упорядоченные деревья (деревья, в которых упорядочены ребра, выходящие из одного узла).
Использование деревьев при решении алгоритмических задач (примеры: анализ работы рекурсивных алгоритмов, разбор арифметических и логических выражений). Бинарное дерево. Использование деревьев при хранении данных.
Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмы и структуры данных
Построение графика функции, заданной формулой, программой или таблицей значений.
Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном отрезке, например, методом деления отрезка пополам. Алгоритмы приближенного вычисления длин и площадей, в том числе: приближенное вычисление длины плоской кривой путем аппроксимации ее ломаной; приближенный подсчет методом трапеций площади под графиком функции, заданной формулой, программой или таблицей значений. Приближенное вычисление площади фигуры методом Монте-Карло. Построение траекторий, заданных разностными схемами. Решение задач оптимизации. Алгоритмы вычислительной геометрии. Вероятностные алгоритмы.
Сохранение и использование промежуточных результатов. Метод динамического программирования.
Представление о структурах данных.Примеры: списки, словари, деревья, очереди. Хэш-таблицы.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Логические элементы компьютеров. Построение схем из базовых логических элементов.
Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Выигрышные стратегии.
Математические основы информатики
Системы счисления
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера.Компьютерная арифметика.
Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных
Аппаратное и программное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Соответствие конфигурации компьютера решаемым задачам. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Классификация программного обеспечения. Многообразие операционных систем, их функции.Программное обеспечение мобильных устройств.
Модель информационной системы «клиент–сервер». Распределенные модели построения информационных систем. Использование облачных технологий обработки данных в крупных информационных системах.
Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения. Системное администрирование.
Тенденции развития компьютеров. Квантовые вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Технология проведения профилактических работ над средствами ИКТ: диагностика неисправностей.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Технологии создания текстовых документов. Вставка графических объектов, таблиц. Использование готовых шаблонов и создание собственных.
Средства поиска и замены. Системы проверки орфографии и грамматики. Нумерация страниц. Разработка гипертекстового документа: определение структуры документа, автоматическое формирование списка иллюстраций, сносок и цитат, списка используемой литературы и таблиц. Библиографическое описание документов. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста.
Средства создания и редактирования математических текстов.
Технические средства ввода текста. Распознавание текста. Распознавание устной речи.Компьютерная верстка текста. Настольно-издательские системы.
Работа с аудиовизуальными данными
Технические средства ввода графических изображений. Кадрирование изображений. Цветовые модели. Коррекция изображений. Работа с многослойными изображениями.
Работа с векторными графическими объектами. Группировка и трансформация объектов.
Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации.
Технологии цифрового моделирования и проектирования новых изделий. Системы автоматизированного проектирования. Разработка простейших чертежей деталей и узлов с использованием примитивов системы автоматизированного проектирования. Аддитивные технологии (3D-печать).
Электронные (динамические) таблицы
Технология обработки числовой информации. Ввод и редактирование данных. Автозаполнение. Форматирование ячеек. Стандартные функции. Виды ссылок в формулах. Фильтрация и сортировка данных в диапазоне или таблице. Коллективная работа с данными. Подключение к внешним данным и их импорт.
Решение вычислительных задач из различных предметных областей.
Компьютерные средства представления и анализа данных. Визуализация данных.
Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Проводные и беспроводные телекоммуникационные каналы.Сетевые протоколы. Принципы межсетевого взаимодействия. Сетевые операционные системы. Задачи системного администрирования компьютеров и компьютерных сетей.
Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система доменных имен.
Технология WWW. Браузеры.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Язык HTML. Динамические страницы.
Разработка веб-сайтов. Язык HTML, каскадные таблицы стилей (CSS). Динамический HTML. Размещение веб-сайтов.
Использование сценариев на языке Javascript. Формы. Понятие о серверных языках программирования.
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Облачные версии прикладных программных систем.
Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность, облачные технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность. Технологии «Интернета вещей». Развитие технологий распределенных вычислений.
11 класс – 136 часа
Введение. Информация и информационные процессы. Данные
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Информационное взаимодействие в системе, управление. Разомкнутые и замкнутые системы управления. Математическое и компьютерное моделирование систем управления.
Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных
Базы данных
Понятие и назначение базы данных (далее – БД). Классификация БД. Системы управления БД (СУБД). Таблицы. Запись и поле. Ключевое поле. Типы данных. Запрос. Типы запросов. Запросы с параметрами. Сортировка. Фильтрация. Вычисляемые поля.
Формы. Отчеты.
Многотабличные БД. Связи между таблицами. Нормализация.
Алгоритмы и элементы программирования
Языки программирования
Подробное знакомство с одним из универсальных процедурных языков программирования. Запись алгоритмических конструкций и структур данных в выбранном языке программирования. Обзор процедурных языков программирования.
Представление о синтаксисе и семантике языка программирования.
Понятие о непроцедурных языках программирования и парадигмах программирования. Изучение второго языка программирования.
Алгоритмы и структуры данных
Алгоритмы исследования элементарных функций, в частности – точного и приближенного решения квадратного уравнения с целыми и вещественными коэффициентами, определения экстремумов квадратичной функции на отрезке.
Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в позиционной системе счисления.
Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Алгоритм Евклида для определения НОД двух натуральных чисел.
Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел без использования дополнительной памяти, зависящей от длины последовательности (вычисление максимума, суммы; линейный поиск и т.п.). Обработка элементов последовательности, удовлетворяющих определенному условию (вычисление суммы заданных элементов, их максимума и т.п.).
Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка элементов данного одномерного массива в обратном порядке; циклический сдвиг элементов массива; заполнение двумерного числового массива по заданным правилам; поиск элемента в двумерном массиве; вычисление максимума и суммы элементов двумерного массива. Вставка и удаление элементов в массиве.
Сортировка одномерных массивов. Квадратичные алгоритмы сортировки (пример: сортировка пузырьком). Слияние двух отсортированных массивов в один без использования сортировки.
Алгоритмы анализа отсортированных массивов. Рекурсивная реализация сортировки массива на основе слияния двух его отсортированных фрагментов.
Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: подсчет количества появлений символа в строке; разбиение строки на слова по пробельным символам; поиск подстроки внутри данной строки; замена найденной подстроки на другую строку.
Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение натуральной и целой степени заданного ненулевого вещественного числа; вычисление факториалов; вычисление n-го элемента рекуррентной последовательности (например, последовательности Фибоначчи). Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. Возможность записи рекурсивных алгоритмов без явного использования рекурсии.
Языки программирования
Подпрограммы (процедуры, функции). Параметры подпрограмм. Рекурсивные процедуры и функции.
Логические переменные. Символьные и строковые переменные. Операции над строками.
Двумерные массивы (матрицы). Многомерные массивы.
Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы.
Разработка программ
Этапы решения задач на компьютере.
Структурное программирование. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх». Разработка программ, использующих подпрограммы.
Библиотеки подпрограмм и их использование.
Интегрированная среда разработки программы на выбранном языке программирования. Пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки программ.
Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и классы. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
Среды быстрой разработки программ. Графическое проектирование интерфейса пользователя. Использование модулей (компонентов) при разработке программ.
Математическое моделирование
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Проведение вычислительного эксперимента. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов компьютерного эксперимента.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Работа в информационном пространстве
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Проблема подлинности полученной информации. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура. Информационные пространства коллективного взаимодействия. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков, библиотечного и издательского дела и др.) и компьютерной эры (языки программирования).
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Компьютерные вирусы и вредоносные программы. Использование антивирусных средств.
Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Правовые нормы использования компьютерных программ и работы в Интернете. Законодательство РФ в области программного обеспечения.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных
Подготовка и выполнение исследовательского проекта
Технология выполнения исследовательского проекта: постановка задачи, выбор методов исследования, составление проекта и плана работ, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета. Верификация (проверка надежности и согласованности) исходных данных и валидация (проверка достоверности) результатов исследования.
Статистическая обработка данных. Обработка результатов эксперимента.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
10 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
Введение. Информация и информационные процессы. Данные | 4 |
| Способы представления данных. | 1 |
| Способы представления данных. | 1 |
| Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах и предназначенных для восприятия человеком. | 1 |
| Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах и предназначенных для восприятия человеком. | 1 |
Математические основы информатики | 38 |
Дискретизация | 3 |
5 | Измерения и дискретизация. | 1 |
6 | Частота и разрядность измерений. | 1 |
7 | Универсальность дискретного представления информации. | 1 |
Системы счисления | 6 |
8 | Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы счисления. | 1 |
8 | Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с заданным основанием. | 1 |
9 | Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием. | 1 |
10 | Арифметические действия в позиционных системах счисления. | 1 |
11 | Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах счисления. | 1 |
12 | Перевод смешанного числа в позиционную систему счисления с заданным основанием. | 1 |
Тексты и кодирование. Передача данных | 8 |
13 | Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы. | 1 |
14 | Равномерные и неравномерные коды. Префиксные коды. | 1 |
15 | Условие Фано. Обратное условие Фано. | 1 |
15 | Алгоритмы декодирования при использовании префиксных кодов. | 1 |
17 | Сжатие данных. Использование программ-архиваторов. | 1 |
18 | Учет частотности символов при выборе неравномерного кода. | 1 |
19 | Оптимальное кодирование Хаффмана. | 1 |
20 | Алгоритм LZW. | 1 |
Дискретизация | 5 |
21 | Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись. | 1 |
22 | Размер файла, полученного в результате записи звука. | 1 |
23 | Дискретное представление статической и динамической графической информации. | 1 |
24 | Дискретное представление статической и динамической графической информации. | 1 |
25 | Сжатие данных при хранении графической и звуковой информации. | 1 |
Тексты и кодирование. Передача данных | 7 |
26 | Передача данных. Источник, приемник, канал связи, сигнал, кодирующее и декодирующее устройства. | 1 |
27 | Пропускная способность и помехозащищенность канала связи. | 1 |
28 | Кодирование сообщений в современных средствах передачи данных. | 1 |
29 | Искажение информации при передаче по каналам связи. | 1 |
30 | Коды с возможностью обнаружения и исправления ошибок. | 1 |
31 | Способы защиты информации, передаваемой по каналам связи. | 1 |
32 | Криптография (алгоритмы шифрования). Стеганография. | 1 |
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики | 9 |
33 | Операции «импликация», «эквиваленция». | 1 |
34 | Логические функции. | 1 |
35 | Законы алгебры логики. | 1 |
36 | Эквивалентные преобразования логических выражений. | 1 |
37 | Эквивалентные преобразования логических выражений. | 1 |
38 | Логические уравнения. | 1 |
39 | Построение логического выражения с данной таблицей истинности. | 1 |
40 | Дизъюнктивная нормальная форма. | 1 |
41 | Конъюнктивная нормальная форма. | 1 |
Алгоритмы и элементы программирования | 5 |
Элементы теории алгоритмов | 5 |
42 | Машина Тьюринга – пример абстрактной универсальной вычислительной модели. Тезис Чёрча–Тьюринга. | 1 |
43 | Другие универсальные вычислительные модели (пример:машина Поста). | 1 |
44 | Вычислимые и невычислимые функции. Проблема остановки и ее неразрешимость. | 1 |
45 | Абстрактные универсальные порождающие модели (пример: грамматики). | 1 |
46 | Примеры задач анализа алгоритмов | 1 |
Математические основы информатики | 6 |
Дискретные объекты | 5 |
47 | Решение алгоритмических задач. | 1 |
48 | Обход узлов дерева в глубину | 1 |
49 | Использование деревьев при решении алгоритмических задач | 1 |
50 | Бинарное дерево. | 1 |
51 | Контрольная работа №1 «Математические основы информатики» | 1 |
Алгоритмы и элементы программирования | 14 |
Алгоритмы и структуры данных | 11 |
52 | Динамическое программирование | 1 |
53 | Динамическое программирование | 1 |
54 | Динамическое программирование | 1 |
55 | Динамическое программирование | 1 |
56 | Динамическое программирование | 1 |
57 | Динамическое программирование | 1 |
58 | Динамическое программирование | 1 |
59 | Представление о структуре данных. | 1 |
60 | Представление о структуре данных. | 1 |
61 | Представление о структуре данных. | 1 |
62 | Представление о структуре данных. | 1 |
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики | 3 |
63 | Логические элементы компьютеров. Построение схем из базовых логических элементов. | 1 |
64 | Дискретные игры двух игроков с полной информацией. | 1 |
65 | Выигрышные стратегии. | 1 |
Математические основы информатики | 3 |
Системы счисления | 3 |
66 | Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. | 1 |
67 | Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. | 1 |
68 | Компьютерная арифметика. | 1 |
Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных | 44 |
Аппаратное и программное обеспечение компьютера | 14 |
69 | Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональный компьютер. | 1 |
70 | Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. | 1 |
71 | Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. | 1 |
72 | Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. | 1 |
73 | Соответствие конфигурации компьютера решаемым задачам. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. | 1 |
74 | Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Классификация программного обеспечения. | 1 |
75 | Многообразие операционных систем, их функции.Программное обеспечение мобильных устройств. | 1 |
76 | Модель информационной системы «клиент–сервер». Распределенные модели построения информационных систем. | 1 |
77 | Использование облачных технологий обработки данных в крупных информационных системах. | 1 |
78 | Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения. Системное администрирование. | 1 |
79 | Тенденции развития компьютеров. Квантовые вычисления. | 1 |
80 | Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. | 1 |
81 | Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. | 1 |
82 | Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Технология проведения профилактических работ над средствами ИКТ: диагностика неисправностей. | 1 |
Подготовка текстов и демонстрационных материалов | 9 |
83 | Технологии создания текстовых документов. Вставка графических объектов, таблиц. | 1 |
84 | Технологии создания текстовых документов. Вставка графических объектов, таблиц. | 1 |
85 | Средства поиска и замены. Системы проверки орфографии и грамматики. Нумерация страниц. | 1 |
86 | Разработка гипертекстового документа: определение структуры документа, автоматическое формирование списка иллюстраций, сносок и цитат, списка используемой литературы и таблиц. | 1 |
87 | Библиографическое описание документов. | 1 |
88 | Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. | 1 |
89 | Средства создания и редактирования математических текстов. | 1 |
90 | Технические средства ввода текста. Распознавание текста. Распознавание устной речи. | 1 |
91 | Компьютерная верстка текста. Настольно-издательские системы. | 1 |
Работа с аудиовизуальными данными | 12 |
92 | Технические средства ввода графических изображений. Цветовые модели. | 1 |
93 | Кадрирование изображений. Коррекция изображений. | 1 |
94 | Работа с многослойными изображениями. | 1 |
95 | Работа с векторными графическими объектами. Группировка и трансформация объектов. | 1 |
96 | Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации. | 1 |
97 | Технологии цифрового моделирования и проектирования новых изделий. | 1 |
98 | Системы автоматизированного проектирования. | 1 |
99 | Разработка простейших чертежей деталей и узлов с использованием примитивов системы автоматизированного проектирования. | 1 |
100 | Разработка простейших чертежей деталей и узлов с использованием примитивов системы автоматизированного проектирования. | 1 |
101 | Разработка простейших чертежей деталей и узлов с использованием примитивов системы автоматизированного проектирования. | 1 |
102 | Аддитивные технологии (3D-печать). | 1 |
103 | Аддитивные технологии (3D-печать). | 1 |
Электронные (динамические) таблицы | 7 |
105 | Технология обработки числовой информации. Ввод и редактирование данных. Автозаполнение. Форматирование ячеек. | 1 |
106 | Стандартные функции. Виды ссылок в формулах. | 1 |
107 | Фильтрация и сортировка данных в диапазоне или таблице. | 1 |
108 | Коллективная работа с данными. Подключение к внешним данным и их импорт. | 1 |
109 | Решение вычислительных задач из различных предметных областей. | 1 |
110 | Решение вычислительных задач из различных предметных областей. | 1 |
111 | Компьютерные средства представления и анализа данных. Визуализация данных. | 1 |
112 - 113 | Контрольная работа №2 «Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных» | 2 |
Работа в информационном пространстве | 14 |
Компьютерные сети | 10 |
114 | Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Проводные и беспроводные телекоммуникационные каналы. | 1 |
115 | Сетевые протоколы. Принципы межсетевого взаимодействия. | 1 |
116 | Сетевые операционные системы. Задачи системного администрирования компьютеров и компьютерных сетей. | 1 |
117 | Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система доменных имен. | 1 |
118 | Технология WWW. Браузеры.Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. | 1 |
119 | Язык HTML. Динамические страницы. | 1 |
120 | Разработка веб-сайтов. Язык HTML, каскадные таблицы стилей (CSS). Динамический HTML. Размещение веб-сайтов. | 1 |
121 | Использование сценариев на языке Javascript. Формы. | 1 |
122 | Использование сценариев на языке Javascript. Формы. | 1 |
123 | Понятие о серверных языках программирования. | 1 |
124 | Понятие о серверных языках программирования. | 1 |
125 | Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. | 1 |
Деятельность в сети Интернет | 7 |
126 | Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. | 1 |
127 | Геолокационные сервисы реального времени интернет-торговля; бронирование билетов | 1 |
128 | Облачные версии прикладных программных систем. | 1 |
129 | Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность, облачные технологии. | 1 |
130 | Новые возможности и перспективы развития Интернета:социальные сервисы, доступность. | |
131 | Технологии «Интернета вещей». Развитие технологий распределенных вычислений. | 1 |
132 | Технологии «Интернета вещей». Развитие технологий распределенных вычислений. | 1 |
Повторение изученного материала | 4 |
133 | Повторение по теме «Информационно - коммуникативные технологии» | 1 |
134 | Повторение по теме «Информационно - коммуникативные технологии» | 1 |
135 | Повторение по теме «Информационно - коммуникативные технологии» | 1 |
136 | Итоговая контрольная работа | 1 |
| Итого | 136 |
11 класс – 136 часа
№ урока | Тема | Кол-во |
Введение. Информация и информационные процессы. Данные | 4 |
1 | Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. | 1 |
2 | Информационное взаимодействие в системе, управление. | 1 |
3 | Разомкнутые и замкнутые системы управления. | 1 |
4 | Математическое и компьютерное моделирование систем управления. | 1 |
Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных | 12 |
Базы данных | 10 |
5 | Понятие и назначение базы данных (далее – БД). Классификация БД. | 1 |
6 | Системы управления БД (СУБД). | 1 |
7 | Таблицы. Запись и поле. Ключевое поле. | 1 |
8 | Типы данных. | 1 |
9 | Запрос. Типы запросов. Запросы с параметрами. | 1 |
10 | Сортировка. Фильтрация. | 1 |
11 | Вычисляемые поля. | 1 |
12 | Формы. Отчеты. | 1 |
13 | Многотабличные БД. Связи между таблицами. Нормализация. | 1 |
14 | Многотабличные БД. Связи между таблицами. Нормализация. | 1 |
15-16 | Контрольная работа №1 «Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных» | 2 |
Алгоритмы и элементы программирования | 87 |
Языки программирования | 9 |
17 | Подробное знакомство с одним из универсальных процедурных языков программирования. | 1 |
18 | Запись алгоритмических конструкций и структур данных в выбранном языке программирования. | 1 |
19 | Запись алгоритмических конструкций и структур данных в выбранном языке программирования. | 1 |
20 | Запись алгоритмических конструкций и структур данных в выбранном языке программирования. | 1 |
21 | Обзор процедурных языков программирования. | 1 |
22 | Представление о синтаксисе и семантике языка программирования. | 1 |
23 | Понятие о непроцедурных языках программирования и парадигмах программирования. | 1 |
24 | Изучение второго языка программирования. | 1 |
25 | Изучение второго языка программирования. | 1 |
Алгоритмы и структуры данных | 29 |
26 | Алгоритмы исследования элементарных функций, в частности – точного и приближенного решения квадратного уравнения с целыми и вещественными коэффициентами, определения экстремумов квадратичной функции на отрезке. | 1 |
27 | Алгоритмы исследования элементарных функций, в частности – точного и приближенного решения квадратного уравнения с целыми и вещественными коэффициентами, определения экстремумов квадратичной функции на отрезке. | 1 |
28 | Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в позиционной системе счисления. | 1 |
29 | Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в позиционной системе счисления. | 1 |
30 | Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Алгоритм Евклида для определения НОД двух натуральных чисел. | 1 |
31 | Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Алгоритм Евклида для определения НОД двух натуральных чисел. | 1 |
32 | Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел без использования дополнительной памяти, зависящей от длины последовательности (вычисление максимума, суммы; линейный поиск и т.п.). | 1 |
33 | Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел без использования дополнительной памяти, зависящей от длины последовательности (вычисление максимума, суммы; линейный поиск и т.п.). | 1 |
34 | Обработка элементов последовательности, удовлетворяющих определенному условию (вычисление суммы заданных элементов, их максимума и т.п.). | 1 |
35 | Обработка элементов последовательности, удовлетворяющих определенному условию (вычисление суммы заданных элементов, их максимума и т.п.). | 1 |
36 | Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка элементов данного одномерного массива в обратном порядке. | 1 |
37 | Алгоритмы обработки массивов. Примеры: циклический сдвиг элементов массива. | 1 |
38 | Алгоритмы обработки массивов. Примеры: заполнение двумерного числового массива по заданным правилам. | 1 |
39 | Алгоритмы обработки массивов. Примеры: поиск элемента в двумерном массиве. | 1 |
40 | Алгоритмы обработки массивов. Примеры: вычисление максимума и суммы элементов двумерного массива. | 1 |
41 | Вставка и удаление элементов в массиве. | 1 |
42 | Сортировка одномерных массивов. Квадратичные алгоритмы сортировки (пример: сортировка пузырьком). | 1 |
43 | Слияние двух отсортированных массивов в один без использования сортировки. | 1 |
44 | Алгоритмы анализа отсортированных массивов. | 1 |
45 | Рекурсивная реализация сортировки массива на основе слияния двух его отсортированных фрагментов. | 1 |
46 | Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: подсчет количества появлений символа в строке. | 1 |
47 | Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: разбиение строки на слова по пробельным символам. | 1 |
48 | Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: поиск подстроки внутри данной строки. | 1 |
49 | Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: замена найденной подстроки на другую строку. | 1 |
50 | Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение натуральной и целой степени заданного ненулевого вещественного числа. | 1 |
51 | Рекурсивные алгоритмы, в частности:вычисление факториалов. | 1 |
52 | Рекурсивные алгоритмы, в частности:вычисление n-го элемента рекуррентной последовательности (например, последовательности Фибоначчи). | 1 |
53 | Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. | 1 |
54 | Возможность записи рекурсивных алгоритмов без явного использования рекурсии. | 1 |
Языки программирования | 12 |
55 | Подпрограммы (процедуры, функции). | 1 |
56 | Параметры подпрограмм. | 1 |
57 | Рекурсивные процедуры и функции. | 1 |
58 | Рекурсивные процедуры и функции. | 1 |
59 | Логические переменные. | 1 |
60 | Символьные и строковые переменные. | 1 |
61 | Операции над строками. | 1 |
62 | Двумерные массивы (матрицы). | 1 |
63 | Двумерные массивы (матрицы). | 1 |
64 | Многомерные массивы. | 1 |
65 | Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы. | 1 |
66 | Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы. | 1 |
Разработка программ | 16 |
67 | Этапы решения задач на компьютере. | 1 |
68 | Структурное программирование. | 1 |
69 | Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. | 1 |
70 | Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. | 1 |
71 | Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх». | 1 |
72 | Разработка программ, использующих подпрограммы. | 1 |
73 | Разработка программ, использующих подпрограммы. | 1 |
74 | Библиотеки подпрограмм и их использование. | 1 |
75 | Интегрированная среда разработки программы на выбранном языке программирования. | 1 |
76 | Пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки программ. | 1 |
77 | Понятие об объектно-ориентированном программировании. | 1 |
78 | Объекты и классы. | 1 |
79 | Инкапсуляция, наследование, полиморфизм. | 1 |
80 | Среды быстрой разработки программ. | 1 |
81 | Графическое проектирование интерфейса пользователя. | 1 |
82 | Использование модулей (компонентов) при разработке программ. | 1 |
Математическое моделирование | 19 |
83 | Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. | 1 |
84 | Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. | 1 |
85 | Проведение вычислительного эксперимента. | 1 |
86 | Проведение вычислительного эксперимента. | 1 |
87 | Анализ достоверности (правдоподобия) результатов компьютерного эксперимента. | 1 |
88 | Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. | 1 |
89 | Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). | 1 |
90 | Построение математических моделей для решения практических задач. | 1 |
91 | Построение математических моделей для решения практических задач. | 1 |
92 | Имитационное моделирование. | 1 |
93 | Моделирование систем массового обслуживания. | 1 |
94 | Использование дискретизации и численных методов в математическом моделировании непрерывных процессов. | 1 |
95 | Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. | 1 |
96 | Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. | 1 |
97 | Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. | 1 |
98 | Компьютерный (виртуальный) и материальный прототипы изделия. | 1 |
99 | Компьютерный (виртуальный) и материальный прототипы изделия. | 1 |
100 | Использование учебных систем автоматизированного проектирования. | 1 |
101 | Использование учебных систем автоматизированного проектирования. | 1 |
102-103 | Контрольная работа №2 «Алгоритмы и элементы программирования» | 2 |
Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных | 5 |
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение | 5 |
104 | Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. | 1 |
105 | Искусственный интеллект. | 1 |
106 | Анализ данных с применением методов машинного обучения. | 1 |
107 | Экспертные и рекомендательные системы. | 1 |
108 | Большие данные в природе и технике(геномные данные, результаты физических экспериментов, интернет-данные, в частности данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения. | 1 |
Работа в информационном пространстве | 16 |
Социальная информатика | 7 |
109 | Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. | 1 |
110 | Проблема подлинности полученной информации. | 1 |
111 | Государственные электронные сервисы и услуги. | 1 |
112 | Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. | 1 |
113 | Информационная культура. | 1 |
114 | Информационные пространства коллективного взаимодействия. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. | 1 |
115 | Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков, библиотечного и издательского дела и др.) и компьютерной эры (языки программирования). | 1 |
| Информационная безопасность | 8 |
116 | Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. | 1 |
117 | Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. | 1 |
118 | Компьютерные вирусы и вредоносные программы. Использование антивирусных средств. | 1 |
119 | Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. | 1 |
120 | Правовые нормы использования компьютерных программ и работы в Интернете. | 1 |
121 | Законодательство РФ в области программного обеспечения. | 1 |
122 | Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. | 1 |
123 | Правовое обеспечение информационной безопасности. | 1 |
124 | Контрольная работа №3 «Работа в информационном пространстве» | 1 |
Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных | 10 |
| Подготовка и выполнение исследовательского проекта | |
125 | Технология выполнения исследовательского проекта: постановка задачи, выбор методов исследования, составление проекта и плана работ, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета. | 1 |
126 | Технология выполнения исследовательского проекта: постановка задачи, выбор методов исследования, составление проекта и плана работ, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета. | 1 |
127 | Технология выполнения исследовательского проекта: постановка задачи, выбор методов исследования, составление проекта и плана работ, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета. | 1 |
128 | Технология выполнения исследовательского проекта: постановка задачи, выбор методов исследования, составление проекта и плана работ, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета. | 1 |
129 | Верификация (проверка надежности и согласованности) исходных данных и валидация (проверка достоверности) результатов исследования. | 1 |
130 | Верификация (проверка надежности и согласованности) исходных данных и валидация (проверка достоверности) результатов исследования. | 1 |
131 | Статистическая обработка данных. | 1 |
132 | Статистическая обработка данных. | 1 |
133 | Обработка результатов эксперимента. | 1 |
134 | Обработка результатов эксперимента. | 1 |
135-136 | Итоговая контрольная работа за курс информатики среднего общего образования | 2 |