СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Искусству

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Искусству»

Муниципальное образовательное учреждение

Шивиинская основная общеобразовательная школа



Утверждаю:

Директор

________ Игумнова Г.А.

№19 от «29» мая 2020







Рабочая программа

по искусству 8 – 9 класс

















Составила учитель:

Рыжакова Л.И.



2020




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся научатся

8 класс

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

  • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

  • описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

9 класс

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться

8 класс

  • представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

  • наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;

  • усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

  • различать изученные виды и жанры искусств;

  • описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

  • классифицировать изученные объекты и явления культуры;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.

9 класс

  • представлять систему общечеловеческих ценностей;

  • осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно - нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

  • формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

  • использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

  • развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

  • воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

  • понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;

  • определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.



СОДЕРЖАНИЕ

8 класс (34 часа)

Тема раздела

Кол-во часов

Искусство в жизни современного человека

3

Искусство открывает новые грани мира

8

Искусство как универсальный способ общения

11

Красота в искусстве и жизни

9

Прекрасное пробуждает доброе

1

Исследовательский проект

2


9 класс (34 часа)

Тема раздела

Кол-во часов

Воздействующая сила искусства

8

Искусство предвосхищает будущее

7

Дар созидания

15

Искусство и открытие мира для себя

2

Исследовательский проект

2



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс


№ п/п


Наименование разделов и тем


Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий по теме)

I.

Искусство в жизни современного человека (3 часа)

1

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека


Формировать обобщённое представление об образной природе, основных средствах художественной выразительности различных видов искусства; постигать многообразие явлений искусства и жизни.

Размышлять о специфике воплощения содержания и особенностях форм произведений разных видов искусства. Углублять знания о роли художественного образа в искусстве, о специфике художественного языка и полифункциональности искусства.

Объяснять взаимосвязь науки и искусства; углублять первоначальные понятия о различии научных и художественных знаний, способов научной и художественной деятельности.

2

Художественный образ – стиль – язык


3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

II.

Искусство открывает новые грани мира (8 часов)

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы

Понимать эстетическую и познавательную функцию искусства; развивать способность наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в урочной и внеурочной деятельности, устанавливать ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Расширять представления о жанре портрета в искусстве; осмысление его выразительных и изобразительных функций в разные эпохи; изучение исторической эволюции жанра.

Формировать навыки интерпретации портретов различных эпох и стилей на основе имеющегося художественного опыта, знаний, приобретённых в процессе изучения темы.

Анализировать содержание творчества В.-А. Моцарта, его духовной основы. Расширять кругозор в процессе знакомства с образами композитора в разных видах искусства, раскрывающих его творчество.

5

Пейзаж в живописи, музыке, литературе. Зримая музыка

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета

7

Портрет в искусстве России


8

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея

9

Музыкальный портрет

10

Исторический портрет. Александр Невский

11

Музыкальный портрет. Портрет композитора в литературе и кино

III.

Искусство как универсальный способ общения (11 часов)

12

Мир в зеркале искусства

Анализировать эмоциональную составляющую искусства, его коммуникативную функцию, её значение для освоения окружающего мира, осмысления объективных явлений через их субъективное восприятие художником.

Устанавливать диалогические взаимоотношения с творцами художественных произведений; через осмысление объединяющей роли искусства; понимать возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства.

Осознавать роль музеев в сохранении и пропаганде мировых культурных традиций.

Рассматривать и оценивать способы художественной коммуникации, их лаконичности и ёмкости; анализировать диалог искусств как форму обращения творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Познакомиться со знаками и символами, используемыми в разных видах искусства.

Актуализировать имеющиеся представления о таких жанрах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая сцена; закрепление знаний учащихся о знаках-интонациях в музыкальном искусстве.

13

Роль искусства в сближении народов

14

Искусство художественного перевода

15

Искусство – проводник духовной энергии

16

Как происходит передача сообщения в искусстве

17

Знаки и символы искусства


18

Художественные послания предков

19

Разговор с современником


20

Символы в жизни и искусстве


21

Звучащий цвет и зримый звук


22

Музыкально-поэтическая символика огня

IV.

Красота в искусстве и жизни (9часов)

23

Что есть красота?


Постигать красоту как эстетическое явление в природе, в человеческих отношениях, в искусстве, во внешнем облике и внутреннем мире человека.

Развивать чувство прекрасного при восприятии религиозного искусства (духовные стихи, молитвы, иконы, алтари); изучать символики церковных сооружений; любоваться красотой архитектуры.

Анализировать идеалы красоты людей разных эпох; подбирать музыкальные ассоциации к изображениям людей в скульптуре, живописи.

Выявлять жизненные основы искусства, соотношения красоты и пользы в художественных произведениях в разные исторические периоды усвоение основных понятий учебной темы.

Знакомиться с произведениями искусства, запечатлевшими образы войны, смерти, зла, трагические жизненные ситуации; понимать их познавательный, социальный и воспитательный аспект для будущих поколений.


24

Откровенье вечной красоты


25

Застывшая музыка


26-27

Есть ли у красоты свои законы

28

Всегда ли люди одинаково понимали красоту


29

Великий дар творчества: радость и красота созидания


30

Как соотносятся красота и польза


31

Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве

V.

Прекрасное пробуждает добро (1 ч)

32

Преобразующая сила искусства

Понимать и анализировать преобразующую силу искусства, его воздействие на мысли, чувства, поступки, поведение человека, его эстетические идеалы, художественный вкус.

Объяснять терапевтическую функцию искусства, его влияние на процессы жизнедеятельности людей.

Приобретать знания о том, как использовать здоровьесберегающий потенциал искусства в повседневной жизни.

Участвовать в просветительской деятельности по передаче знаний об искусстве, его законах окружающим людям.

VI.

Исследовательский проект (2 ч)

33-34

Презентация исследовательских проектов «Полна чудес могучая природа»

Систематизировать материал по различным линиям разработанной темы: обсуждать готовность материалов, их корректировка.

Составить сценарий презентации проекта, провести репетиционную работу по исполнению музыкальных произведений, театрализаций, уточнить роли участников, родителей, объём текстов, проблемные вопросы, порядок проведения конкурсов и игр.

Оценить качество мультимедийных презентаций, оформление зала, костюмов, определить состав жюри, для него составляются раздаточные материалы.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс


№ п/п


Наименование разделов и тем


Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий по теме)

I. Воздействующая сила искусства (8 часов)

1-2

Искусство и власть


Рассуждать о влиянии власти, государства на искусство; изучать материал учебника; анализировать художественные произведения разных эпох и стилей.

Участвовать в обсуждении новых и уже известных явлений культуры и искусства, вырабатывать собственную точку зрения, фиксировать её в письменных и устных высказываниях.

Самостоятельно определять цели и способы изучения новых художественных произведений.

Развивать интерес к изучению религий мира, способность уважать чувства представителей разных религий.

3-4

Какими средствами воздействует искусство?


5-6.

Храмовый синтез искусств


7-8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении




II. Искусство предвосхищает будущее (7 часов)

9

Дар предвосхищения

Исследовать различные явления искусства, в которых их создатели предвидели научные открытия, анализировать фантастические проекты в области искусства и выявить их художественные достоинства.

Осознавать значимость искусства для культурного прогресса человечества, важность научного и художественного поиска истины, пользы, приносимой как учёными, так и художниками; раскрытия творческого потенциала в любом виде человеческой деятельности для гармоничного развития культуры.

Вырабатывать позитивное отношение к содержанию научных гипотез в произведениях искусства, осознавать их личностный смысл при решении учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем, обсуждать пути их решения.

10

Какие знания дает искусство?

11

Предсказание в искусстве

12

Художественное мышление в авангарде науки

13-14

Художник и ученый

15

Обобщающий урок по темам разделов: «Воздействующая сила искусства», «Искусство предвосхищает будущее»





III. Дар созидания (15 часов)

16

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

Постижение первостепенной роли искусства в созидании окружающего человека мира, важности эстетической среды современного города (посёлка) для самоощущения человека.

Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, способности ценить красоту и оригинальность памятников архитектуры различных эпох, их неповторимость и значимость для культуры.

Осознавать историческую, эстетическую и духовно-нравственную ценности культурной среды, рассматривать её с позиций красоты, комфорта, целостности и соразмерности частей.

Развивать способность видеть прекрасное в окружающей действительности, поддерживать стремление сохранять и приумножать эстетические объекты в повседневной жизни.

Искать и систематизировать необходимую информацию для выполнения художественно-творческих заданий.

Постигать духовно-нравственный смысл отечественной киномузыки, вечных тем искусства и жизни, отражённых в ней.

Понимать значение киномузыки для коммуникации людей разных поколений.

Размышлять на тему «Человек в поисках нравственных смыслов жизни»; изучать возможности общения разных народов благодаря музыкантам и исполнителям из разных стран мира.

17

Архитектура исторического города

18

Архитектура современного города

19-20

Специфика изображений в полиграфии

21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

22

Декоративно-прикладное искусство

23-24

Музыка в быту

25

Массовые, общедоступные искусства

26

Изобразительная природа кино


27

Музыка в кино


28

Особенности киномузыки


29

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов


30

Обобщающий урок по разделу «Дар созидания»

IV. Искусство и открытие мира для себя (2 часа)

31

Вопрос себе как первый шаг к творчеству


Рассуждать о вечных темах искусства и жизни в процессе познания научного и художественного творчества человека; поиск ответов на вопросы, волнующие людей разных эпох, стран, религий.

Изучать коммуникативные функции искусства, воплощение данной функции в художественно-творческой, индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, выражение своего отношения к различным явлениям культуры и искусства в устной и письменной речи в процессе размышлений, дискуссий, споров.

32

Литературные страницы



V.

Исследовательский проект (2 часа)

33-34

Исследовательский проект  

Подготовка исследовательского проекта «Пушкин — наше всё».


~ 3 ~




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!