________ Игумнова Г.А.
Рыжакова Л.И.
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;
усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
различать изученные виды и жанры искусств;
описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
классифицировать изученные объекты и явления культуры;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.
представлять систему общечеловеческих ценностей;
осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;
уважать культуру другого народа, осваивать духовно - нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;
определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий по теме) |
I. | Искусство в жизни современного человека (3 часа) |
1 | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека | Формировать обобщённое представление об образной природе, основных средствах художественной выразительности различных видов искусства; постигать многообразие явлений искусства и жизни. Размышлять о специфике воплощения содержания и особенностях форм произведений разных видов искусства. Углублять знания о роли художественного образа в искусстве, о специфике художественного языка и полифункциональности искусства. Объяснять взаимосвязь науки и искусства; углублять первоначальные понятия о различии научных и художественных знаний, способов научной и художественной деятельности. |
2 | Художественный образ – стиль – язык |
3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное |
II. | Искусство открывает новые грани мира (8 часов) |
4 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы | Понимать эстетическую и познавательную функцию искусства; развивать способность наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в урочной и внеурочной деятельности, устанавливать ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности. Расширять представления о жанре портрета в искусстве; осмысление его выразительных и изобразительных функций в разные эпохи; изучение исторической эволюции жанра. Формировать навыки интерпретации портретов различных эпох и стилей на основе имеющегося художественного опыта, знаний, приобретённых в процессе изучения темы. Анализировать содержание творчества В.-А. Моцарта, его духовной основы. Расширять кругозор в процессе знакомства с образами композитора в разных видах искусства, раскрывающих его творчество. |
5 | Пейзаж в живописи, музыке, литературе. Зримая музыка |
6 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета |
7 | Портрет в искусстве России |
8 | Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея |
9 | Музыкальный портрет |
10 | Исторический портрет. Александр Невский |
11 | Музыкальный портрет. Портрет композитора в литературе и кино |
III. | Искусство как универсальный способ общения (11 часов) |
12 | Мир в зеркале искусства | Анализировать эмоциональную составляющую искусства, его коммуникативную функцию, её значение для освоения окружающего мира, осмысления объективных явлений через их субъективное восприятие художником. Устанавливать диалогические взаимоотношения с творцами художественных произведений; через осмысление объединяющей роли искусства; понимать возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства. Осознавать роль музеев в сохранении и пропаганде мировых культурных традиций. Рассматривать и оценивать способы художественной коммуникации, их лаконичности и ёмкости; анализировать диалог искусств как форму обращения творца произведения искусства к современникам и потомкам. Познакомиться со знаками и символами, используемыми в разных видах искусства. Актуализировать имеющиеся представления о таких жанрах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая сцена; закрепление знаний учащихся о знаках-интонациях в музыкальном искусстве. |
13 | Роль искусства в сближении народов |
14 | Искусство художественного перевода |
15 | Искусство – проводник духовной энергии |
16 | Как происходит передача сообщения в искусстве |
17 | Знаки и символы искусства |
18 | Художественные послания предков |
19 | Разговор с современником |
20 | Символы в жизни и искусстве |
21 | Звучащий цвет и зримый звук |
22 | Музыкально-поэтическая символика огня |
IV. | Красота в искусстве и жизни (9часов) |
23 | Что есть красота? | Постигать красоту как эстетическое явление в природе, в человеческих отношениях, в искусстве, во внешнем облике и внутреннем мире человека. Развивать чувство прекрасного при восприятии религиозного искусства (духовные стихи, молитвы, иконы, алтари); изучать символики церковных сооружений; любоваться красотой архитектуры. Анализировать идеалы красоты людей разных эпох; подбирать музыкальные ассоциации к изображениям людей в скульптуре, живописи. Выявлять жизненные основы искусства, соотношения красоты и пользы в художественных произведениях в разные исторические периоды усвоение основных понятий учебной темы. Знакомиться с произведениями искусства, запечатлевшими образы войны, смерти, зла, трагические жизненные ситуации; понимать их познавательный, социальный и воспитательный аспект для будущих поколений. |
24 | Откровенье вечной красоты |
25 | Застывшая музыка |
26-27 | Есть ли у красоты свои законы |
28 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту |
29 | Великий дар творчества: радость и красота созидания |
30 | Как соотносятся красота и польза |
31 | Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве |
V. | Прекрасное пробуждает добро (1 ч) |
32 | Преобразующая сила искусства | Понимать и анализировать преобразующую силу искусства, его воздействие на мысли, чувства, поступки, поведение человека, его эстетические идеалы, художественный вкус. Объяснять терапевтическую функцию искусства, его влияние на процессы жизнедеятельности людей. Приобретать знания о том, как использовать здоровьесберегающий потенциал искусства в повседневной жизни. Участвовать в просветительской деятельности по передаче знаний об искусстве, его законах окружающим людям. |
VI. | Исследовательский проект (2 ч) |
33-34 | Презентация исследовательских проектов «Полна чудес могучая природа» | Систематизировать материал по различным линиям разработанной темы: обсуждать готовность материалов, их корректировка. Составить сценарий презентации проекта, провести репетиционную работу по исполнению музыкальных произведений, театрализаций, уточнить роли участников, родителей, объём текстов, проблемные вопросы, порядок проведения конкурсов и игр. Оценить качество мультимедийных презентаций, оформление зала, костюмов, определить состав жюри, для него составляются раздаточные материалы. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий по теме) |
I. Воздействующая сила искусства (8 часов) |
1-2 | Искусство и власть | Рассуждать о влиянии власти, государства на искусство; изучать материал учебника; анализировать художественные произведения разных эпох и стилей. Участвовать в обсуждении новых и уже известных явлений культуры и искусства, вырабатывать собственную точку зрения, фиксировать её в письменных и устных высказываниях. Самостоятельно определять цели и способы изучения новых художественных произведений. Развивать интерес к изучению религий мира, способность уважать чувства представителей разных религий. |
3-4 | Какими средствами воздействует искусство? |
5-6. | Храмовый синтез искусств |
7-8 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении |
II. Искусство предвосхищает будущее (7 часов) |
9 | Дар предвосхищения | Исследовать различные явления искусства, в которых их создатели предвидели научные открытия, анализировать фантастические проекты в области искусства и выявить их художественные достоинства. Осознавать значимость искусства для культурного прогресса человечества, важность научного и художественного поиска истины, пользы, приносимой как учёными, так и художниками; раскрытия творческого потенциала в любом виде человеческой деятельности для гармоничного развития культуры. Вырабатывать позитивное отношение к содержанию научных гипотез в произведениях искусства, осознавать их личностный смысл при решении учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем, обсуждать пути их решения. |
10 | Какие знания дает искусство? |
11 | Предсказание в искусстве |
12 | Художественное мышление в авангарде науки |
13-14 | Художник и ученый |
15 | Обобщающий урок по темам разделов: «Воздействующая сила искусства», «Искусство предвосхищает будущее» |
III. Дар созидания (15 часов) |
16 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды | Постижение первостепенной роли искусства в созидании окружающего человека мира, важности эстетической среды современного города (посёлка) для самоощущения человека. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, способности ценить красоту и оригинальность памятников архитектуры различных эпох, их неповторимость и значимость для культуры. Осознавать историческую, эстетическую и духовно-нравственную ценности культурной среды, рассматривать её с позиций красоты, комфорта, целостности и соразмерности частей. Развивать способность видеть прекрасное в окружающей действительности, поддерживать стремление сохранять и приумножать эстетические объекты в повседневной жизни. Искать и систематизировать необходимую информацию для выполнения художественно-творческих заданий. Постигать духовно-нравственный смысл отечественной киномузыки, вечных тем искусства и жизни, отражённых в ней. Понимать значение киномузыки для коммуникации людей разных поколений. Размышлять на тему «Человек в поисках нравственных смыслов жизни»; изучать возможности общения разных народов благодаря музыкантам и исполнителям из разных стран мира. |
17 | Архитектура исторического города |
18 | Архитектура современного города |
19-20 | Специфика изображений в полиграфии |
21 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества |
22 | Декоративно-прикладное искусство |
23-24 | Музыка в быту |
25 | Массовые, общедоступные искусства |
26 | Изобразительная природа кино |
27 | Музыка в кино |
28 | Особенности киномузыки |
29 | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов |
30 | Обобщающий урок по разделу «Дар созидания» |
IV. Искусство и открытие мира для себя (2 часа) |
31 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству | Рассуждать о вечных темах искусства и жизни в процессе познания научного и художественного творчества человека; поиск ответов на вопросы, волнующие людей разных эпох, стран, религий. Изучать коммуникативные функции искусства, воплощение данной функции в художественно-творческой, индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, выражение своего отношения к различным явлениям культуры и искусства в устной и письменной речи в процессе размышлений, дискуссий, споров. |
32 | Литературные страницы |
| |
V. | Исследовательский проект (2 часа) |
33-34 | Исследовательский проект | Подготовка исследовательского проекта «Пушкин — наше всё». |