СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 5-9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории 5-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5-9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Гаврильская средняя общеобразовательная школа Павловского муниципального района Воронежской области



Рассмотрено на педагогическом Совете

протокол № 1от

« » 20 г.

Согласовано

зам. директора по УиНМР

_____________

Утверждаю:

директор МКОУ Гаврильской СОШ

_________________

Приказ № § от

« » 20 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2021-2022 учебный год





по истории

Уровень обучения (класс) основное общее 5-9 класс






















Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6 класс). Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и

значение.

История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (79 класс). Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени• используя историческую карту, характеризовать социально-

экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «История»


5 КЛАСС

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных

результатов.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных

версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально – этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко- географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

6 КЛАСС

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных

результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание

важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной

деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять

план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории 6 кл. включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и

роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении

человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,

расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности,

памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на

жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных

славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

7 КЛАСС

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие

умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории 8 кл. включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—

XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в

средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное

осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

8 КЛАСС

Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание

важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под

руководством учителя);

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);

• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания;

• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные

черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и

события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и

терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

9 КЛАСС

Личностные результаты изучения истории включают:

• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям

исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную

идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты изучения истории 9 кл. включают:

• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

• определение и использование основных исторических понятий периода;

• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

Содержание учебного курса «История»

История России. Всеобщая история.

Всеобщая история


5 класс

Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.

6 класс

Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

7 класс

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.

8 класс

Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

9 класс

Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.




История России.

6 класс

Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.

7 класс

Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

8 класс

Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

9 класс

Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.









Календарно-тематическое планирование История древнего мира 5 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Реализация воспитательного компонента модуля «Школьный урок»

Кол.

час.

Дата

план

факт

1

Введение.

Что изучает наука история.

Источники исторических знаний.

Осознание важности изучения истории

1ч.




Раздел I. Жизнь первобытных людей.


6 ч




Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

Осмысливание социально-нравственного опыта предшествующих поколений

3 ч



2

Древнейшие люди.

Историческая карта.


Осмысливание социально-нравственного опыта предшествующих поколений

1



3

Родовые общины охотников и собирателей.

Знать своих предков – знать историю.

1



4

Возникновение искусства и религии.

Археология – помощница истории.


Понимать культурное многообразие мира

1




Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

Осмысливание социально-нравственного опыта предшествующих поколений

2 ч



5

Возникновение земледелия и скотоводства.


1



6

Появление неравенства и знати.


1



7

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

Как работать с учебным материалом по истории.


1




Тема 3. Счёт лет в истории.

Выражение своего отношения к к роли истории в жизни человеческого общества

1ч.



8

Измерение времени по годам.


1




Раздел II. Древний Восток.


20ч.




Тема 4. Древний Египет.


8ч.



9

Государство на берегах Нила.


1



10

Как жили земледельцы и ремесленники.

Наука о народах и наука о прошлом.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

1



11

Жизнь египетского вельможи.


1



12

Военные походы фараонов.


1



13

Религия древних египтян.


1


.

14

Искусство древних египтян.


1



15

Письменность и знания древних египтян.


1



16

Повторение по теме «Древний Египет»

Географические названия - свидетели прошлого.


1




Тема 5. Западная Азия в древности


7ч.



17

Древнее Двуречье.


1



18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.


1



19

Финикийские мореплаватели


1



20

Библейские сказания.


1



21

Древнееврейское царство.


1



22

Ассирийская держава.


1



23

Персидская держава «царя царей».


1




Тема 6. Индия и Китай в древности


4 ч.



24

Природа и люди Древней Индии.


1



25

Индийские касты.


1



26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.


1



27

Первый властелин единого Китая.


1



28

Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру»





Раздел III. Древняя Греция.


21 ч




Тема 7. Древнейшая Греция.


5ч.



29

Греки и критяне.


1



30

Микены и Троя.


1



31

Поэма Гомера «Илиада».


1



32

Поэма Гомера «Одиссея».


1



33

Религия древних греков.


1




Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.




34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.


1



35

Зарождение демократии в Афинах.


1



36

Древняя Спарта.


1



37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.


1



38

Олимпийские игры в древности.


1



39

Победа греков над персами в Марафонской битве.


1



40

Нашествие персидских войск на Элладу.


1




Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.


5ч.



41

В гаванях афинского порта Пирей.


1



42

В городе богини Афины


1



43

В афинских школах и гимнасиях.


1



44

В театре Диониса.


1



45

Афинская демократия при Перикле.


1




Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.




46

Города Эллады подчиняются Македонии


1



47

Поход Александра Македонского на Восток


1



48

В Александрии Египетской.


1



49

Повторение по теме «Древняя Греция»





Раздел IV. Древний Рим.


18ч




Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.




50

Древнейший Рим.


1



51

Завоевание Римом Италии.


1



52

Устройство Римской республики.


1




Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.




53

Карфаген – преграда на пути к Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном.


1



54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.


1



55

Рабство в Древнем Риме.


1




Тема 13. Гражданские войны в Риме.




56

Земельный закон братьев Гракхов.


1



57

Восстание Спартака.


1



58

Единовластие Цезаря.


1



59

Установление империи.


1




Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.


5 ч.



60

Соседи Римской империи.


1



61

Рим при императоре Нероне.


1



62

Первые христиане и их учение.


1



63

Расцвет Римской империи во II в.


1



64

«Вечный город» во времена империи и его жители.


1




Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.


2ч.



65

Римская империя при Константине


1



66

Взятие Рима варварами.


1



67

Повторение по теме «Древний Рим»


1ч.



68

О прошлом рассказывают гербы.



1ч.



69

Знамя и флаг сопровождают историю.

Из истории гимнов.


1ч.



70

Итоговое повторение.



1ч.








Календарно-тематическое планирование 6 класс (28 ч. – всеобщая история)




Тема урока

Колич.

часов

Дата проведения

план.

факт.

1

Введение

Живое Средневековье

1




Раздел I. Раннее средневековье

11




Тема 1. Западная и Центральная Европа в VI- XI вв.

6



2

Древние германцы и Римская империя

1



3

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

1



4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1



5

Западная Европа в IX – XI вв.

1



6

Образование славянских государств

1



7

Повторительно-обобщающий урок

1




Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв.

2



8

Византия при Юстиниане

1



9

Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат.

1




Тема 3. Культура Раннего Средневековья

2



10-11

Культура Раннего Средневековья

2



12

Обобщающий урок по разделу I

«Раннее средневековье»

1




Раздел II. Расцвет Средневековья

15




Тема 4. Средневековое европейское общество

3



13

Крестьяне и феодалы

1



14-15

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2




Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв.

Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв.

9



16

Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.

1



17

Объединение Франции и Англии

1



18

Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания

1



19

Усиление королевской власти во Франции и Англии.

1



20-21

Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста. Гуситское движение в Чехии

2



22-23

Культура Западной Европы в XI – XV вв.

2



24

Повторительно-обобщающий урок

1




Тема 6. Восток, Африка и Америка в средние века

2



25

Османская империя. Китай в средние века. Индия в средние века.

1



26

Народы Америки и Африки в средние века

1



27-

28

Обобщающий урок по разделу II «Расцвет средневековья»

2







Календарно- тематическое планирование –История России 6 класс

(42 ч )

Темы, разделы





Дата

План

Факт

1

Введение. Наша Родина — Россия




Тема I Народы и государства на территории нашей страны в древности (5ч)



2

Древние люди и их стоянки на территории современной России



3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ре­месленники



4

Образование первых госу­дарств



5

Восточные славяне и их соседи





6

История заселения терри­тории родного края в древности и повторительно-обобщающий урок




Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч)



7

Первые известия о Руси



8

Становление Древне­русского государства



9

Становление Древне­русского государства



10

Правление князя Влади­мира. Крещение Руси



11

Русское государство при Ярославе Мудром





12

Русь при наследниках Яро­слава Мудрого. Владимир Мономах



13

Общественный строй и цер­ковная организация на Руси



14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси



15

Повседневная жизнь на­селения





16

Место и роль Руси в Ев­ропе. Повторительно-обобщающий урок



17

Урок истории и культу­ры

родного края в древности




Тема III. Русь в середине ХП — начале XIII в.(5 ч)



18

Политическая раздроблен­ность в Европе и на Руси



19

Владимиро-Суздальское княжество





20

Новгородская республика



21

Южные и юго-западные русские княжества





22

Повторительно-обобщающий урок



23

Монгольская империя и из­менение политической картины мира



24

Батыево нашествие на Русь



25

Северо-Западная Русь меж­ду Востоком и Западом



26

Золотая Орда: государ­ственный строй, население, эконо­мика и культура



27

Литовское государство и Русь



28

Усиление Московского кня­жества в Северо-Восточной Руси



29

Объединение русских зе­мель вокруг Москвы. Куликовская битва



30

Развитие культуры в

рус­ских землях во второй половине XIII - XIV в.



31

Родной край в истории и культуре Руси





32

Повторительно-обобщающий урок по теме




Тема V. Формирование единого Русского государства



33

Русские земли на полити­ческой карте Европы и мира в начале XV в.



34

Московское княжество в первой половине XVв





35

Распад Золотой Орды и его последствия



36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.



37

Русская православная цер­ковь в XV - н.XVI в.



38

Человек в Российском го­сударстве второй половины XV в.



39

Формирование культурно­го пространства единого Российского гос.



40

Повторительно-обобщающий урок по теме V «Формирование единого Русского государства»



41-42

Резерв








Календарно-тематическое планирование всеобщая история 7 класс- 28 час.

п/п

Наименование тем

Дата проведения

План

Факт

1.

Вводный урок: от Средневековья к Новому времени



2.

Технические открытия и выход к Мировому океану



3.

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия



4.

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе



5.

Дух предпринимательства преобразует экономику



6.

Европейское общество в раннее Новое время



7.

Повседневная жизнь



8.

Великие гуманисты Европы



9.

Мир художественной культуры Возрождения



10.

Мир художественной культуры Возрождения



11.

Рождение новой европейской науки



12.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства



13.

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация



14.

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях



15.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции



16

Повторение по главе «Мир в начале Нового времени»



17.

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций



18.

Парламент против короля. Революция в Англии



19.

Путь к парламентской монархии



20-21.

Международные отношения в XVI-XVII вв.



22

Первые революции Нового времени. Международные отношения.



23

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.



24

Государства Востока. Начало европейской колонизации.



25

Мир в первый период Нового времени.



26-28

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История Нового времени конец XV – XVII вв.»





Календарно-тематическое планирование 7 класс (42ч – история России.)

п/п урока

Раздел, тема

Кол-во
часов

День прохождения урока

1

3

4

по плану

по факту

История России (XVI – конец XVII века)

42



Тема I. Россия в XVI в.

22



1

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

1



2

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

1



3

Формирование единых государств в Европе и России

1



4

Российское государство в первой трети XVI в.

1



5

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

1



6

Начало правления Ивана IV

1



7

Реформы Избранной Рады

1



8

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

1



9

Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»

1



10

Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления

1



11

Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война

1



12

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

1



13

Народы России во второй половине XVI в.

1



14

Опричнина

1



15

Итоги царствования Ивана IV

1



16

Россия в конце XVI в.

1



17

Церковь и государство в XVI в.

1



18-19

Культура и народов России в XVI в.

2



20

Повседневная жизнь народов России в XVI в.

1



21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

1



22

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.»

1



Тема 2. Россия в XVII веке

19



23

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в.

1



24

Смута в Российском Государстве: причины, начало

1



25

Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами

1



26

Окончание Смутного времени

1



27

Экономическое развитие России в XVII в.

1



28

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

1



29

Изменения в социальной структуре российского общества

1



30

Народные движения в XVII в.

1



31

Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы

1



32

Россия в системе Международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем

1



33

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

1



34

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

1



35

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

1



36-37

Культура народов России в XVII в.

2



38

Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

1



39

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

1



40

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.»

1



41

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVII в.»

1



Итоговое повторение и обобщение

1



42

Защищаем проекты

1





Календарно-тематическое планирование 8 класс (28 ч – всеобщая история.)




№ п/п

Тема и тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

Факт

Гл.1 Рождение нового мира


1

«Европейское чудо»

1



2

Эпоха Просвещения

1



3

В поисках путей модернизации

1



4

Европа меняющаяся

1



5-6

Мир художественной культуры Просвещения. Урок изуче­ния нового мате­риала

2



7

Международные отношения в XVIII в.

1



8

Рождение нового мира. ПОУ

1



Гл. 2 Европа в век Просвещения


9

Англия на пути к индустриальной эре. Урок изуче­ния нового мате­риала

1



10

Франция в XVIII в.

1



11

Германские земли в XVIII в.

1



12

Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в.

1



13

Европа в век Просвещения. ПОУ

1



Гл.3 Эпоха Революций


14

Английские колонии в Северной Америке Комбинированный

1



15

Война за независимость. Создание США. Комбинированный

1



16-17

Французская революция. Комбинированный

2



18

Европа в годы Французской революции

1



19

Эпоха Революций ПОУ

1



Гл.4 Традиционные общества Востока.

Начало европейской колонизации



20

Османская империя. Персия

1



21

Индия

1



22

Китай

1



23

Япония

1



24

Колониальная политика европейских держав в XVIII в.

1



25

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. ПОУ

1



Итоговое обобщение знаний за курс

всеобщей истории XVIII века




26

Итоговое занятие по курсу всеобщей истории в XVIII веке.

1



27

У истоков российской модернизации.

1



28

Россия и Европа в конце XVII в.

1







Календарно-тематическое планирование 8 класс (40ч. – история России)


п/п урока

Раздел, тема

Кол-во
часов

День прохождения урока

1

3

4

по плану

по факту

История России (XVI – конец XVII века)

42



Эпоха Петра Великого

17



1

Россия и Европа в конце XVII в

1 час



2

Предпосылки Петровских реформ

1 час



3

Начало правления Петра I

1 час



4-6

Северная война 1700-1721 гг.

3 час



7-8

Реформы Петра I

2 час



9

Экономическая политика

Петра I

1 час



10

Российское общество в Петровскую эпоху

3 час



11

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий




12

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.




13

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.




14-15

Изменения в культуре и повседневной жизни.

3 час



16

Значение петровских преобразований в истории страны

1 час



17

ПОУ «Эпоха Петра Великого»

1 час



Эпоха Дворцовых переворотов

6


18-19

От Екатерины I до Анны Ионовны.

2 час



20-21

Окончание Дворцовых переворотов.

2 час



22

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1 час



23

ПОУ «Россия от начала XVIII до середины века»

1 час



Россия при Екатерине Великой

9



24

Вступление Екатерины II на престол. Начало просвещенного абсолютизма

1 час



25

Россия и Европа во второй половине XVIII века

1 час



26-28

Внутренняя политика Екатерины II

3 час



29

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

1 час



30-31

Внешняя политика Екатерины II, присоединение Крыма

2 час



32

ПОУ «Россия при Екатерине Великой»

1 час



Начало нового столетия

4



33-34

Внутренняя политика Павла I

2 час



35

Внешняя политика Павла I

1 час



36


ПОУ «Россия к началу XIX века»

1 час



Развитие Отечественной культуры

3



37

Общественная мысль в XVIII веке

1 час



38

Развитие архитектуры, скульптуры, живописи и литературы.

1 час



39

Повседневная жизнь в Российской Империи XVIII века.

1 час



Итоговое повторение и обобщение

3



40

Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVII в-XVIII в..»

1



41

Защищаем проекты

1



42

Резерв

1




9 класс (28 ч. Всеобщая история)


№ п/п

Тема и тип урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Введение: «Долгий» XIX век

1



2

Экономическое развитие в XIX – начале ХХ в.

1



3

Меняющееся общество

1



4

Политическое развитие мира в XIX — начале ХХ в.

1



5-6

«Великие идеологии»

2



7

Образование и наука

1



8-9

XIX век в зеркале художественных исканий

2



10

Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в.

1



11-12

Консульство и империя Наполеона Бонапарта

2



13

Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к империи

1



14

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

1



15

«От Альп до Сицилии»: объединение Италии

1



16

Германия в первой половине XIX в.

1



17

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в.

1



18

США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост

1



19

Страны Азии в XIX — начале ХХ в.

1



20

Африка в XIX — начале ХХ в.

1



21

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости

1



22

Англия до Первой мировой войны




23

Франция: Вторая империя и Третья республика




24

Германия на пути к европейскому лидерству




25

Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны




26

Италия: время реформ и колониальных захватов




27

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры»





28

Международные отношения в XIX — начале ХХ вв.

Основные итоги истории XIX — начала ХХ в. (повторительно-обобщающие уроки)







9 класс (40 ч. История России)


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема и тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Тема I. Россия в первой

четверти XIX в.

9 час.


.





1

Россия и мир на рубеже

XVIII—XIX вв.

1



2

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

1



3

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.

1



4

Отечественная война 1812 г.

1



5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.

1



6

Либеральные и охрани-

тельные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815- 1825 гг.

1



7

Национальная политика

Александра I

1



8

Социально-экономическое

развитие страны в первой четверти XIX в.

1



9

Общественное движение

при Александре I. Выступление декабристов

1



Тема II. Россия во второй

четверти XIX в.(8 ч)





10

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

1



11

Социально-экономическое

развитие страны во второй четверти XIX в.

1



12

Общественное движение

при Николае I

1



13

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1



14

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг.

1



15

Крымская война 1853-1856 гг.

1



16

Культурное пространство

империи в первой половине XIX в.

1



17

Повторительно-обобщающий урок по темам I и II

1



Тема III. Россия в эпоху

Великих реформ (7 ч)





18

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

1



19

Александр II: начало

правления. Крестьянская реформа1861 г.

1



20

Реформы 1860—1870-х гг.:

социальная и правовая модернизация

1



21

Социально-экономическое

развитие страны в пореформенный период

1



22

Общественное движение

при Александре II и политика правительства

1



23

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

1



24

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война1877—1878 гг.

1



Тема IV. Россия в

1880—1890-е гг. (7 ч)





25

Александр III: особенности внутренней политики

1



26

Перемены в экономике

и социальном строе

1



27

Общественное движение

при Александре III

1



28

Национальная и религиозная политика Александра III

1



29

Внешняя политика Александра III

1



30

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

1



31

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

1



Тема V. Россия в начале

XX в. (9 ч)





32

Россия и мир на рубеже

XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития

1



33

Социально-экономическое

развитие страны на рубеже XIX-XX вв.

1



34

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.

1



35

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война1904-1905 гг.

1



36

Первая российская революция и политические реформы1905—1907 гг.

1



37

Социально-экономические

реформы П. А. Столыпина

1



38

Политическое развитие

страны в 1907—1914 гг.

1



39

Серебряный век русской

культуры

1



40

Повторительно-обобщающий урок по темам III—V

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!