Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Гаврильская средняя общеобразовательная школа Павловского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на педагогическом Совете протокол № 1от « » 20 г. | Согласовано зам. директора по УиНМР _____________ | Утверждаю: директор МКОУ Гаврильской СОШ _________________ Приказ № § от « » 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021-2022 учебный год
по истории
Уровень обучения (класс) основное общее 5-9 класс
Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6 класс). Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и
значение.
История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс). Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени• используя историческую карту, характеризовать социально-
экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «История»
5 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных
версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально – этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко- географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
6 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять
план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории 6 кл. включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и
роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении
человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,
расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности,
памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на
жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных
славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
7 КЛАСС
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие
умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории 8 кл. включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—
XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное
осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
8 КЛАСС
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под
руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные
черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и
события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
9 КЛАСС
Личностные результаты изучения истории включают:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям
исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории 9 кл. включают:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Содержание учебного курса «История»
История России. Всеобщая история.
Всеобщая история
5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
6 класс
Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
7 класс
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
8 класс
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
История России.
6 класс
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
Календарно-тематическое планирование История древнего мира 5 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Реализация воспитательного компонента модуля «Школьный урок» | Кол. час. | Дата |
план | факт |
1 | Введение. Что изучает наука история. Источники исторических знаний. | Осознание важности изучения истории | 1ч. | | |
| Раздел I. Жизнь первобытных людей. | | 6 ч | | |
| Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. | Осмысливание социально-нравственного опыта предшествующих поколений | 3 ч | | |
2 | Древнейшие люди. Историческая карта. | Осмысливание социально-нравственного опыта предшествующих поколений | 1 | | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. Знать своих предков – знать историю. | | 1 | | |
4 | Возникновение искусства и религии. Археология – помощница истории. | Понимать культурное многообразие мира | 1 | | |
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | Осмысливание социально-нравственного опыта предшествующих поколений | 2 ч | | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | | 1 | | |
6 | Появление неравенства и знати. | | 1 | | |
7 | Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» Как работать с учебным материалом по истории. | | 1 | | |
| Тема 3. Счёт лет в истории. | Выражение своего отношения к к роли истории в жизни человеческого общества | 1ч. | | |
8 | Измерение времени по годам. | | 1 | | |
| Раздел II. Древний Восток. | | 20ч. | | |
| Тема 4. Древний Египет. | | 8ч. | | |
9 | Государство на берегах Нила. | | 1 | | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. Наука о народах и наука о прошлом. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | 1 | | |
11 | Жизнь египетского вельможи. | | 1 | | |
12 | Военные походы фараонов. | | 1 | | |
13 | Религия древних египтян. | | 1 | | . |
14 | Искусство древних египтян. | | 1 | | |
15 | Письменность и знания древних египтян. | | 1 | | |
16 | Повторение по теме «Древний Египет» Географические названия - свидетели прошлого. | | 1 | | |
| Тема 5. Западная Азия в древности | | 7ч. | | |
17 | Древнее Двуречье. | | 1 | | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | | 1 | | |
19 | Финикийские мореплаватели | | 1 | | |
20 | Библейские сказания. | | 1 | | |
21 | Древнееврейское царство. | | 1 | | |
22 | Ассирийская держава. | | 1 | | |
23 | Персидская держава «царя царей». | | 1 | | |
| Тема 6. Индия и Китай в древности | | 4 ч. | | |
24 | Природа и люди Древней Индии. | | 1 | | |
25 | Индийские касты. | | 1 | | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | | 1 | | |
27 | Первый властелин единого Китая. | | 1 | | |
28 | Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру» | | 1ч | | |
| Раздел III. Древняя Греция. | | 21 ч | | |
| Тема 7. Древнейшая Греция. | | 5ч. | | |
29 | Греки и критяне. | | 1 | | |
30 | Микены и Троя. | | 1 | | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | | 1 | | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | | 1 | | |
33 | Религия древних греков. | | 1 | | |
| Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | | 7ч | | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | | 1 | | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | | 1 | | |
36 | Древняя Спарта. | | 1 | | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | | 1 | | |
38 | Олимпийские игры в древности. | | 1 | | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | | 1 | | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | | 1 | | |
| Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | | 5ч. | | |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | | 1 | | |
42 | В городе богини Афины | | 1 | | |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | | 1 | | |
44 | В театре Диониса. | | 1 | | |
45 | Афинская демократия при Перикле. | | 1 | | |
| Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | | 3ч | | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | | 1 | | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | | 1 | | |
48 | В Александрии Египетской. | | 1 | | |
49 | Повторение по теме «Древняя Греция» | | 1ч | | |
| Раздел IV. Древний Рим. | | 18ч | | |
| Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | | 3ч | | |
50 | Древнейший Рим. | | 1 | | |
51 | Завоевание Римом Италии. | | 1 | | |
52 | Устройство Римской республики. | | 1 | | |
| Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | | 3ч | | |
53 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. | | 1 | | |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | | 1 | | |
55 | Рабство в Древнем Риме. | | 1 | | |
| Тема 13. Гражданские войны в Риме. | | 4ч | | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | | 1 | | |
57 | Восстание Спартака. | | 1 | | |
58 | Единовластие Цезаря. | | 1 | | |
59 | Установление империи. | | 1 | | |
| Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | | 5 ч. | | |
60 | Соседи Римской империи. | | 1 | | |
61 | Рим при императоре Нероне. | | 1 | | |
62 | Первые христиане и их учение. | | 1 | | |
63 | Расцвет Римской империи во II в. | | 1 | | |
64 | «Вечный город» во времена империи и его жители. | | 1 | | |
| Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | | 2ч. | | |
65 | Римская империя при Константине | | 1 | | |
66 | Взятие Рима варварами. | | 1 | | |
67 | Повторение по теме «Древний Рим» | | 1ч. | | |
68 | О прошлом рассказывают гербы. | | 1ч. | | |
69 | Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. | | 1ч. | | |
70 | Итоговое повторение. | | 1ч. | | |
Календарно-тематическое планирование 6 класс (28 ч. – всеобщая история)
№ | Тема урока | Колич. часов | Дата проведения |
план. | факт. |
1 | Введение Живое Средневековье | 1 | | |
| Раздел I. Раннее средневековье | 11 | | |
| Тема 1. Западная и Центральная Европа в VI- XI вв. | 6 | | |
2 | Древние германцы и Римская империя | 1 | | |
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. | 1 | | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | 1 | | |
5 | Западная Европа в IX – XI вв. | 1 | | |
6 | Образование славянских государств | 1 | | |
7 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | | |
| Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв. | 2 | | |
8 | Византия при Юстиниане | 1 | | |
9 | Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат. | 1 | | |
| Тема 3. Культура Раннего Средневековья | 2 | | |
10-11 | Культура Раннего Средневековья | 2 | | |
12 | Обобщающий урок по разделу I «Раннее средневековье» | 1 | | |
| Раздел II. Расцвет Средневековья | 15 | | |
| Тема 4. Средневековое европейское общество | 3 | | |
13 | Крестьяне и феодалы | 1 | | |
14-15 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 | | |
| Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв. | 9 | | |
16 | Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы. | 1 | | |
17 | Объединение Франции и Англии | 1 | | |
18 | Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания | 1 | | |
19 | Усиление королевской власти во Франции и Англии. | 1 | | |
20-21 | Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста. Гуситское движение в Чехии | 2 | | |
22-23 | Культура Западной Европы в XI – XV вв. | 2 | | |
24 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | | |
| Тема 6. Восток, Африка и Америка в средние века | 2 | | |
25 | Османская империя. Китай в средние века. Индия в средние века. | 1 | | |
26 | Народы Америки и Африки в средние века | 1 | | |
27- 28 | Обобщающий урок по разделу II «Расцвет средневековья» | 2 | | |
Календарно- тематическое планирование –История России 6 класс
(42 ч )
№ | Темы, разделы | Дата |
План | Факт |
1 | Введение. Наша Родина — Россия | | |
| Тема I Народы и государства на территории нашей страны в древности (5ч) | | |
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | | |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | | |
4 | Образование первых государств | | |
5 | Восточные славяне и их соседи | | |
6 | История заселения территории родного края в древности и повторительно-обобщающий урок | | |
| Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч) | | |
7 | Первые известия о Руси | | |
8 | Становление Древнерусского государства | | |
9 | Становление Древнерусского государства | | |
10 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | | |
11 | Русское государство при Ярославе Мудром | | |
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | | |
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси | | |
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | | |
15 | Повседневная жизнь населения | | |
16 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок | | |
17 | Урок истории и культуры родного края в древности | | |
| Тема III. Русь в середине ХП — начале XIII в.(5 ч) | | |
18 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | | |
19 | Владимиро-Суздальское княжество | | |
20 | Новгородская республика | | |
21 | Южные и юго-западные русские княжества | | |
22 | Повторительно-обобщающий урок | | |
23 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | | |
24 | Батыево нашествие на Русь | | |
25 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | | |
26 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | | |
27 | Литовское государство и Русь | | |
28 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | | |
29 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | | |
30 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV в. | | |
31 | Родной край в истории и культуре Руси | | |
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме | | |
| Тема V. Формирование единого Русского государства | | |
33 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | | |
34 | Московское княжество в первой половине XVв | | |
35 | Распад Золотой Орды и его последствия | | |
36 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | | |
37 | Русская православная церковь в XV - н.XVI в. | | |
38 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | | |
39 | Формирование культурного пространства единого Российского гос. | | |
40 | Повторительно-обобщающий урок по теме V «Формирование единого Русского государства» | | |
41-42 | Резерв | | |
| | |
Календарно-тематическое планирование всеобщая история 7 класс- 28 час.
№ п/п | Наименование тем | Дата проведения |
План | Факт |
1. | Вводный урок: от Средневековья к Новому времени | | |
2. | Технические открытия и выход к Мировому океану | | |
3. | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | | |
4. | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе | | |
5. | Дух предпринимательства преобразует экономику | | |
6. | Европейское общество в раннее Новое время | | |
7. | Повседневная жизнь | | |
8. | Великие гуманисты Европы | | |
9. | Мир художественной культуры Возрождения | | |
10. | Мир художественной культуры Возрождения | | |
11. | Рождение новой европейской науки | | |
12. | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | | |
13. | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | | |
14. | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | | |
15. | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | | |
16 | Повторение по главе «Мир в начале Нового времени» | | |
17. | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций | | |
18. | Парламент против короля. Революция в Англии | | |
19. | Путь к парламентской монархии | | |
20-21. | Международные отношения в XVI-XVII вв. | | |
22 | Первые революции Нового времени. Международные отношения. | | |
23 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | | |
24 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | | |
25 | Мир в первый период Нового времени. | | |
26-28 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «История Нового времени конец XV – XVII вв.» | | |
Календарно-тематическое планирование 7 класс (42ч – история России.)
№ п/п урока | Раздел, тема | Кол-во часов | День прохождения урока |
1 | 3 | 4 | по плану | по факту |
История России (XVI – конец XVII века) | 42 | | |
Тема I. Россия в XVI в. | 22 | | |
1 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 | | |
2 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | | |
3 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | | |
4 | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | | |
5 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | | |
6 | Начало правления Ивана IV | 1 | | |
7 | Реформы Избранной Рады | 1 | | |
8 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 | | |
9 | Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» | 1 | | |
10 | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления | 1 | | |
11 | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война | 1 | | |
12 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | | |
13 | Народы России во второй половине XVI в. | 1 | | |
14 | Опричнина | 1 | | |
15 | Итоги царствования Ивана IV | 1 | | |
16 | Россия в конце XVI в. | 1 | | |
17 | Церковь и государство в XVI в. | 1 | | |
18-19 | Культура и народов России в XVI в. | 2 | | |
20 | Повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 | | |
21 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | 1 | | |
22 | Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.» | 1 | | |
Тема 2. Россия в XVII веке | 19 | | |
23 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | 1 | | |
24 | Смута в Российском Государстве: причины, начало | 1 | | |
25 | Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами | 1 | | |
26 | Окончание Смутного времени | 1 | | |
27 | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | | |
28 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 | | |
29 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | | |
30 | Народные движения в XVII в. | 1 | | |
31 | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы | 1 | | |
32 | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем | 1 | | |
33 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | | |
34 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | | |
35 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | | |
36-37 | Культура народов России в XVII в. | 2 | | |
38 | Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 1 | | |
39 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | | |
40 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» | 1 | | |
41 | Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVII в.» | 1 | | |
Итоговое повторение и обобщение | 1 | | |
42 | Защищаем проекты | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 8 класс (28 ч – всеобщая история.)
№ п/п | Тема и тип урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | Факт |
Гл.1 Рождение нового мира | |
1 | «Европейское чудо» | 1 | | |
2 | Эпоха Просвещения | 1 | | |
3 | В поисках путей модернизации | 1 | | |
4 | Европа меняющаяся | 1 | | |
5-6 | Мир художественной культуры Просвещения. Урок изучения нового материала | 2 | | |
7 | Международные отношения в XVIII в. | 1 | | |
8 | Рождение нового мира. ПОУ | 1 | | |
Гл. 2 Европа в век Просвещения | |
9 | Англия на пути к индустриальной эре. Урок изучения нового материала | 1 | | |
10 | Франция в XVIII в. | 1 | | |
11 | Германские земли в XVIII в. | 1 | | |
12 | Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в. | 1 | | |
13 | Европа в век Просвещения. ПОУ | 1 | | |
Гл.3 Эпоха Революций | |
14 | Английские колонии в Северной Америке Комбинированный | 1 | | |
15 | Война за независимость. Создание США. Комбинированный | 1 | | |
16-17 | Французская революция. Комбинированный | 2 | | |
18 | Европа в годы Французской революции | 1 | | |
19 | Эпоха Революций ПОУ | 1 | | |
Гл.4 Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | |
20 | Османская империя. Персия | 1 | | |
21 | Индия | 1 | | |
22 | Китай | 1 | | |
23 | Япония | 1 | | |
24 | Колониальная политика европейских держав в XVIII в. | 1 | | |
25 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. ПОУ | 1 | | |
Итоговое обобщение знаний за курс всеобщей истории XVIII века | | |
26 | Итоговое занятие по курсу всеобщей истории в XVIII веке. | 1 | | |
27 | У истоков российской модернизации. | 1 | | |
28 | Россия и Европа в конце XVII в. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 8 класс (40ч. – история России)
№ п/п урока | Раздел, тема | Кол-во часов | День прохождения урока |
1 | 3 | 4 | по плану | по факту |
История России (XVI – конец XVII века) | 42 | | |
Эпоха Петра Великого | 17 | | |
1 | Россия и Европа в конце XVII в | 1 час | | |
2 | Предпосылки Петровских реформ | 1 час | | |
3 | Начало правления Петра I | 1 час | | |
4-6 | Северная война 1700-1721 гг. | 3 час | | |
7-8 | Реформы Петра I | 2 час | | |
9 | Экономическая политика Петра I | 1 час | | |
10 | Российское общество в Петровскую эпоху | 3 час | | |
11 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | | | |
12 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | | | |
13 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | | | |
14-15 | Изменения в культуре и повседневной жизни. | 3 час | | |
16 | Значение петровских преобразований в истории страны | 1 час | | |
17 | ПОУ «Эпоха Петра Великого» | 1 час | | |
Эпоха Дворцовых переворотов | 6 | |
18-19 | От Екатерины I до Анны Ионовны. | 2 час | | |
20-21 | Окончание Дворцовых переворотов. | 2 час | | |
22 | Внешняя политика России в 1725—1762 гг. | 1 час | | |
23 | ПОУ «Россия от начала XVIII до середины века» | 1 час | | |
Россия при Екатерине Великой | 9 | | |
24 | Вступление Екатерины II на престол. Начало просвещенного абсолютизма | 1 час | | |
25 | Россия и Европа во второй половине XVIII века | 1 час | | |
26-28 | Внутренняя политика Екатерины II | 3 час | | |
29 | Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва | 1 час | | |
30-31 | Внешняя политика Екатерины II, присоединение Крыма | 2 час | | |
32 | ПОУ «Россия при Екатерине Великой» | 1 час | | |
Начало нового столетия | 4 | | |
33-34 | Внутренняя политика Павла I | 2 час | | |
35 | Внешняя политика Павла I | 1 час | | |
36 | ПОУ «Россия к началу XIX века» | 1 час | | |
Развитие Отечественной культуры | 3 | | |
37 | Общественная мысль в XVIII веке | 1 час | | |
38 | Развитие архитектуры, скульптуры, живописи и литературы. | 1 час | | |
39 | Повседневная жизнь в Российской Империи XVIII века. | 1 час | | |
Итоговое повторение и обобщение | 3 | | |
40 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVII в-XVIII в..» | 1 | | |
41 | Защищаем проекты | 1 | | |
42 | Резерв | 1 | | |
9 класс (28 ч. Всеобщая история)
№ п/п | Тема и тип урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Введение: «Долгий» XIX век | 1 | | |
2 | Экономическое развитие в XIX – начале ХХ в. | 1 | | |
3 | Меняющееся общество | 1 | | |
4 | Политическое развитие мира в XIX — начале ХХ в. | 1 | | |
5-6 | «Великие идеологии» | 2 | | |
7 | Образование и наука | 1 | | |
8-9 | XIX век в зеркале художественных исканий | 2 | | |
10 | Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. | 1 | | |
11-12 | Консульство и империя Наполеона Бонапарта | 2 | | |
13 | Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к империи | 1 | | |
14 | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1 | | |
15 | «От Альп до Сицилии»: объединение Италии | 1 | | |
16 | Германия в первой половине XIX в. | 1 | | |
17 | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в. | 1 | | |
18 | США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост | 1 | | |
19 | Страны Азии в XIX — начале ХХ в. | 1 | | |
20 | Африка в XIX — начале ХХ в. | 1 | | |
21 | Латинская Америка: нелёгкий груз независимости | 1 | | |
22 | Англия до Первой мировой войны | | | |
23 | Франция: Вторая империя и Третья республика | | | |
24 | Германия на пути к европейскому лидерству | | | |
25 | Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны | | | |
26 | Италия: время реформ и колониальных захватов | | | |
27 | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | | | |
28 | Международные отношения в XIX — начале ХХ вв. Основные итоги истории XIX — начала ХХ в. (повторительно-обобщающие уроки) | | | |
9 класс (40 ч. История России)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема и тип урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Тема I. Россия в первой четверти XIX в. 9 час. | . | |
1 | Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. | 1 | | |
2 | Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | 1 | | |
3 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | 1 | | |
4 | Отечественная война 1812 г. | 1 | | |
5 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. | 1 | | |
6 | Либеральные и охрани- тельные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815- 1825 гг. | 1 | | |
7 | Национальная политика Александра I | 1 | | |
8 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 | | |
9 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | | |
Тема II. Россия во второй четверти XIX в.(8 ч) | | |
10 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1 | | |
11 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | | |
12 | Общественное движение при Николае I | 1 | | |
13 | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны | 1 | | |
14 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг. | 1 | | |
15 | Крымская война 1853-1856 гг. | 1 | | |
16 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 1 | | |
17 | Повторительно-обобщающий урок по темам I и II | 1 | | |
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (7 ч) | | |
18 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | | |
19 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа1861 г. | 1 | | |
20 | Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 | | |
21 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | | |
22 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 | | |
23 | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе | 1 | | |
24 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война1877—1878 гг. | 1 | | |
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (7 ч) | | |
25 | Александр III: особенности внутренней политики | 1 | | |
26 | Перемены в экономике и социальном строе | 1 | | |
27 | Общественное движение при Александре III | 1 | | |
28 | Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | | |
29 | Внешняя политика Александра III | 1 | | |
30 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 1 | | |
31 | Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | 1 | | |
Тема V. Россия в начале XX в. (9 ч) | | |
32 | Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития | 1 | | |
33 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв. | 1 | | |
34 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг. | 1 | | |
35 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война1904-1905 гг. | 1 | | |
36 | Первая российская революция и политические реформы1905—1907 гг. | 1 | | |
37 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 1 | | |
38 | Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | 1 | | |
39 | Серебряный век русской культуры | 1 | | |
40 | Повторительно-обобщающий урок по темам III—V | 1 | | |