муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Байгильды
муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Утверждаю
Руководитель ШМО Директор школы:
______ З.А.Гильмутдинова _______Н.А.Рашитова
Протокол №1 от 29.08.2019 года Приказ № 71 от 31.08.2019 года
Рабочая программа по истории
для основного общего образования
на 2019-2024 учебные годы
Разработана на основе авторской программы по всеобщей истории для предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2017 и авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова 6-9 классы (основная школа) общеобразовательных организаций. Авторы: АА.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. М.: «Просвещение», 2017.
Составитель рабочей программы:
учитель истории
Баязитова Анжелика Васильевна
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
12) усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества;
13) приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII–XV вв.) (6 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
2.Содержание учебного курса «История».
Всеобщая история. История России.
5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований.
Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.
Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам.
Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.
Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей».
Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая.
Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков.
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу.
Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле.
Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской.
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.
Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи.
Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители.
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
6 класс
Введение. Живое Средневековье.
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье.
Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.
Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века.
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.
Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
7 класс
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
8 класс
Введение.
Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в.
Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному.
Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.
Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.
Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий.
Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
История России.
6 класс
Введение. Наша Родина Россия.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи.
Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности.
Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.
Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси.
Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации.
Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны.
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма.
Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.
Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война1853-1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.
Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
В соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования обязательный учебный предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в 5-9 классах в объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5-8 классах - по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю. Структурно учебный предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.
Классы | Всеобщая история | История России |
5 | История Древнего мира (68 часов) | Нет |
6 | Всеобщая история VI-XV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий. (28 часов) | История России VIII- XV вв. До создания единого Русского централизованного государства (РЦГ), до конца правления Ивана III (1505) (40 часов) |
7 | Всеобщая история XVI-XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии парламентаризму. (28часов) | История России XVI-XVII вв. От начала правления Василия III (1505) до начала правления Петра 1 (40часов) |
8 | Всеобщая история XVIII в. Эпоха Просвещения Эпоха промышленного переворота Первые буржуазные революции Великая французская революция (28 часов) | История России XVIII в. От начала правления Петра I до конца правления Павла 1 (1801) (40 часов) |
9 | Всеобщая история XIX в. Становление буржуазного общества (28 часов). | История России • 1914 – до начала XX1 в. (74 часа) |
3. Тематическое планирование
5 класс Всеобщая история. История Древнего мира. 68 ч
№ п\п | Темы | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводное занятие. Что изучает история | 1 | |
2 | Древнейшие люди | 1 | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | |
7 | Повторительно-обобщающий урок. Значение эпохи первобытности для человечества | 1 | |
8 | Историческая хронология | 1 | |
9 | Государство на берегах Нила | 1 | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | |
12 | Военные походы фараонов | 1 | |
13 | Религия древних египтян | 1 | |
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | |
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | |
16 | Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян | 1 | |
17 | Древнее Двуречье. | 1 | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | |
20 | Библейские сказания. | 1 | |
21 | Древнееврейское царство. | 1 | |
22 | Ассирийская держава. | 1 | |
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | |
24 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | |
25 | Индийские касты. | 1 | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | |
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | |
28 | Повторительно-обобщающий урок. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | 1 | |
29 | Греки и критяне. | 1 | |
30 | Микены и Троя. | 1 | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | |
33 | Религия древних греков. | 1 | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | |
36 | Древняя Спарта. | 1 | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | |
38 | Олимпийские игры в древности. | 1 | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | |
42 | В городе богини Афины. | 1 | |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | |
44 | В афинском театре. | 1 | |
45 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | |
48 | В Александрии Египетской. | 1 | |
49 | Повторительно-обобщающий урок. Вклад древних эллинов в мировую культуру. | 1 | |
50 | Древний Рим. | 1 | |
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | |
52 | Устройство Римской республики. | 1 | |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | |
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье. | 1 | |
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | |
57 | Восстание Спартака. | 1 | |
58 | Единовластие Цезаря. | 1 | |
59 | Установление империи. | 1 | |
60 | Соседи Римской империи. | 1 | |
61 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | |
62 | Первые христиане и их учение. | 1 | |
63 | Расцвет Римской империи во II в. н.э. | 1 | |
64 | Вечный город и его жители. | 1 | |
65 | Римская империя при Константине. | 1 | |
66 | Взятие Рима варварами. | 1 | |
67 | Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима. | 2 | |
68 | Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима. | 1 | |
6 класс. Всеобщая история. 28 ч
№ п\п | Темы | Кол-во часов | Примеча-ние |
1 | Введение. Живое Средневековье. | 1 | |
2 | Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. | 1 | |
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | |
4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 | |
5 | Англия в раннее Средневековье. | 1 | |
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 1 | |
7 | Образование славянских государств. | 1 | |
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. | | |
9 | Средневековая деревня и ее обитатели. | 1 | |
10 | В рыцарском замке. | 1 | |
11 | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. | 1 | |
12 | Торговля в Средние века. | 1 | |
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | |
14 | Крестовые походы. | 1 | |
15 | Как происходило объединение Франции. | 1 | |
16 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | |
17 | Столетняя война. | 1 | |
18 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. | 1 | |
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | |
20 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. | 1 | |
21 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | |
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | |
23 | Образование и философия. Средневековая литература. | 1 | |
24 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | |
25 | Научные открытия и изобретения. | 1 | |
26 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | 1 | |
27 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | 1 | |
28 | Повторительно-обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества». | 1 | |
6 класс История России 40 ч
№ п\п | Темы | Кол-во часов | Примеча-ние |
1 | Наша Родина Россия. | 1 | |
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | |
4 | Образование первых государств. | 1 | |
5 | Восточные славяне и их соседи. | 1 | |
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». | 1 | |
7 | Первые известия о Руси. | 1 | |
8-9 | Становление Древнерусского государства. | 2 | |
10 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 1 | |
11 | Русское государство при Ярославе Мудром. | 1 | |
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | |
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | |
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. | 1 | |
15 | Повседневная жизнь населения. | 1 | |
16 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II. | 1 | |
17 | История и культура родного края в древности. | 1 | |
18 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси. | 1 | |
19 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | |
20 | Новгородская республика. | 1 | |
21 | Южные и юго-западные русские княжества. | 1 | |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме III. | 1 | |
23 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | 1 | |
24 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | |
25 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. | 1 | |
26 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. | 1 | |
27 | Литовское государство и Русь. | 1 | |
28 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. | 1 | |
29 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 1 | |
30 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. | 1 | |
31 | Родной край в истории и культуре Руси. | 1 | |
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» | 1 | |
32 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | |
33 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | |
34 | Распад Золотой Орды и его последствия. | 1 | |
35 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | |
36 | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | 1 | |
37 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1 | |
39 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | 1 | |
40 | История и культура родного края. | 1 | |
7 класс. Всеобщая история 28 ч
№ п\п | Темы | Кол-во часов | Примечание |
1 | Введение. От Средневековья к Новому времени. | 1 | |
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану. | 1 | |
3-4 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 2 | |
5 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. | 1 | |
6-7 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 2 | |
8 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь | 1 | |
9 | Великие гуманисты Европы. | 1 | |
10 | Мир художественной культуры Возрождения. | 1 | |
11 | Рождение новой европейской науки. | 1 | |
12-13 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | 2 | |
14-15 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 2 | |
16 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. | 1 | |
17-18 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | 2 | |
19 | Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени». | 1 | |
20-22 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. | 3 | |
23-25 | Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | 3 | |
26-27 | Международные отношения в XVI – XVIII вв. | 2 | |
28 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. XVI-XVII вв». | 1 | |
7 класс История России 40ч.
№ п\п | Темы | Кол-во часов | Примечание |
1 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. | 1 | |
2 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | |
3 | Формирование единых государств в Европе и России. | 1 | |
4 | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | |
5-6 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Начала правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | 2 | |
7 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 | |
8-9 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 2 | |
10-11 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Народы России во второй половине XVI в. | 2 | |
12-13 | Опричнина. | 2 | |
14 | Россия в конце XVI в. | 1 | |
15-16 | Церковь и государство в XVI в. | 2 | |
17-18 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 2 | |
19-20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | 2 | |
21 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. | 1 | |
22-23 | Смута в Российском государстве. | 2 | |
24 | Окончание Смутного времени. | 1 | |
25 | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | |
26 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. | 1 | |
27 | Изменения в социальной структуре российского общества. | 1 | |
28 | Народные движения в XVII в. | 1 | |
29 | Россия в системе международных отношений. | 1 | |
30 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. | 1 | |
31 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. | 1 | |
32 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | |
33-34 | Культура народов России в XVII в. | 2 | |
35-36 | Народы России в XVII в. | 2 | |
37-38 | Повторительно-обобщающие уроки по теме: «Смутное время», «Россия при первых Романовых». | 2 | |
39-40 | Итоговое повторение «Россия в 16-17 вв.» | 2 | |
8 класс Всеобщая история. 28 ч
№ п\п | Темы | Кол-во часов | Примечание |
1 | Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв. | 1 | |
2 | Европейское общество в раннее в начале XVIII в. | 1 | |
3- 4 | Великие просветители Европы. | 2 | |
5- 6 | Мир художественной культуры Просвещения. | 2 | |
7- 8 | На пути к индустриальной эре. | 2 | |
9-10 | Промышленный переворот в Англии. | 2 | |
11-12 | Английские колонии в Северной Америке. | 2 | |
13-14 | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. | 2 | |
15 | Франция в XVIII в. | 1 | |
16 | Причины и начало Великой французской революции. | 1 | |
17 | Великая французская революция. От монархии к республике. | 1 | |
18-19 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | 2 | |
20 | Обобщающее занятие «Эпоха Просвещения. Время преобразований». | 1 | |
21- 22 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 2 | |
23 | Международные отношения в XVIII в. | 1 | |
24 | Европейские конфликты и дипломатия. | 1 | |
25 | Мир на рубеже XVIII–XIX вв. | 1 | |
26 | От традиционного общества к обществу индустриальному. | 1 | |
27-28 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 18 вв.» | 2 | |
8 класс История России 40 ч
№ п\п | Темы | Кол-во часов | Примечание |
1 | У истоков российской модернизации. | 1 | |
2 | Россия и Европа в конце XVII в. | 1 | |
3 | Предпосылки Петровских реформ. | 1 | |
4 | Начало правления Петра I. | 1 | |
5 | Великая Северная война 1700—1721 гг. | 1 | |
6 | Реформы управления Петра I. | 1 | |
7 | Экономическая политика Петра I. | 1 | |
8 | Российское общество в Петровскую эпоху. | 1 | |
9 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий . | 1 | |
10 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | 1 | |
11 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. | 1 | |
12 | Повседневная жизнь и быт при Петре I. | 1 | |
13 | Значение петровских преобразований в истории страны. | 1 | |
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I». | 1 | |
15-16 | Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). | 2 | |
17 | Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. | 1 | |
18 | Внешняя политика России в 1725—1762 гг. | 1 | |
19 | Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. | 1 | |
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I». | 1 | |
21 | Россия в системе международных отношений. | 1 | |
22 | Внутренняя политика Екатерины II. | 1 | |
23 | Экономическое развитие России при Екатерине II. | 1 | |
24 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | 1 | |
25 | Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. | 1 | |
26 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. | 1 | |
27 | Внешняя политика Екатерины II. | 1 | |
28 | Начало освоения Новороссии и Крыма. | 1 | |
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II». | 1 | |
30 | Внутренняя политика Павла I. | 1 | |
31 | Внешняя политика Павла I. | 1 | |
32 | Общественная мысль, публицистика, литература. | 1 | |
33 | Образование в России в XVIII в. | 1 | |
34 | Российская наука и техника в XVIII в. | 1 | |
35 | Русская архитектура XVIII в. | 1 | |
36 | Живопись и скульптура. | 1 | |
37 | Музыкальное и театральное искусство. | 1 | |
38 | Народы России в XVIII в. | 1 | |
39 | Перемены в повседневной жизни российских сословий. | 1 | |
40 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в» | 1 | |
9 класс Всеобщая история 28 ч
№ п\п | Темы | Кол-во часов | Примечания |
| Европа и мир в первой половине XIX века | 16 | |
1 | От традиционного общества к обществу индустриальному. | 1 | |
2 | Индустриальная революция: достижения и проблемы. | 1 | |
3 | Индустриальная революция: новые проблемы и новые ценности. | 1 | |
4 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. | 1 | |
5 | Наука: создание научной картины мира. | 1 | |
6 | XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. | 1 | |
7 | Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. | 1 | |
8 | Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | 1 | |
9 | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. | 1 | |
10 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. | 1 | |
11 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. | 1 | |
12 | Германия: на пути к единству. | 1 | |
13 | «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. | 1 | |
14 | Повторение и обобщение по теме: «Строительство новой Европы». | 1 | |
| Европа и мир в конце XIX века | 12 | |
15 | Германская империя: борьба за «место под солнцем». | 1 | |
16 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 | |
17 | Франция: Третья республика. | 1 | |
18 | Италия: время реформ и колониальных захватов. | 1 | |
19 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. | 1 | |
20 | США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. | 1 | |
21 | США: империализм и вступление в мировую политику. | 1 | |
22 | Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. | 1 | |
23 | Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам | 1 | |
24 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. | 1 | |
25 | Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. | 1 | |
26 | Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. | 1 | |
27 | Политическое развитие в начале XX в. | 1 | |
28 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 1800—1900». | 1 | 1 |
9 класс История России 74 ч
№ п\п | Темы | Кол-во часов | Примечания |
| Российская империя в XIX – начале XX вв. | | |
1 | Введение. | 1 | |
| Тема 1. Россия в эпоху правления Александра I. | 14 | |
2 | Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. | 1 | |
3-4 | Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | 2 | |
5 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | 1 | |
6-7 | Отечественная война 1812 г. Работа по информационно –творческому проекту «Отечественная война 1812 г.» (консультации, корректировка) | 2 | |
8-9 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. | 2 | |
10 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. | 1 | |
11 | Национальная политика Александра I | 1 | |
12 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 | |
13 | Социально-экономическое развитие нашего края в первой четверти XIX в. | 1 | |
14 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | |
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Александр I в оценках современников и историков». | 1 | |
| Тема 2. Правление Николая I. | 13 | |
16 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. | 1 | |
17 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | |
18 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | |
19 | Общественное движение при Николае I. | 1 | |
20-21 | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. | 2 | |
22-23 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. | 2 | |
24 | Крымская война 1853—1856 гг. | 1 | |
25-27 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 3 | |
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.» | 1 | |
| Тема 3. Россия в правление Александра I. | 12 | |
29 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. | 1 | |
30 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | |
31-32 | Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. | 2 | |
33 | Наш край в годы реформ 1860-1870 гг. | 1 | |
34 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. | 1 | |
35-36 | Общественное движение при Александре II и политика правительства. | 2 | |
37 | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. | 1 | |
38-39 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | 2 | |
40 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в правление Александра | 1 | |
| Тема 4. Россия в правлении Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX— начале XX вв. | 14 | |
41 | Александр III: особенности внутренней политики | 1 | |
42-43 | Перемены в экономике и социальном строе | 2 | |
44-45 | Общественное движение при Александре III | 2 | |
46 | Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | |
47-48 | Внешняя политика Александра III. | 2 | |
49-50 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 2 | |
51-52 | Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | 2 | |
53-54 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в правление Александра III». | 2 | |
| Тема 5. Кризис империи в начале XX в. | 20 | |
55 | Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. | 1 | |
56-57 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. | 2 | |
58 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 1 | |
59-60 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. | 2 | |
61-62 | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. | 2 | |
63-64 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 2 | |
65-66 | Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | 2 | |
68-69 | Серебряный век русской культуры | 2 | |
70-71 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во II половине XIX века». | 2 | |
72-74 | Защита проектов «Личности в истории России начала XX века». Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX-XX вв» | 2 | |