СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа села Байгильды

муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан




Рассмотрено Утверждаю

Руководитель ШМО Директор школы:

______ З.А.Гильмутдинова _______Н.А.Рашитова

Протокол №1 от 29.08.2019 года Приказ № 71 от 31.08.2019 года






Рабочая программа по истории

для основного общего образования

на 2019-2024 учебные годы

Разработана на основе авторской программы по всеобщей истории для предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2017 и авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова  6-9 классы (основная школа) общеобразовательных организаций. Авторы: АА.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. М.: «Просвещение», 2017.





Составитель рабочей программы:

учитель истории

Баязитова Анжелика Васильевна





1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

12) усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества;

13) приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.



Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.





История Древнего мира (5 класс)

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIIIXV вв.) (6 класс)

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (79 класс)

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

2.Содержание  учебного  курса «История».

Всеобщая история. История России.

5 класс

Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. 

Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.  

Счет лет в истории. Историческая хронологияИзмерение времени по годам. 

Древний  Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. 

Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи  и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». 

Индия и Китай в древности.  Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. 

Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. 

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в  Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. 

Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле.

Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток.  В Александрии Египетской. 

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим.  Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. 

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.  Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. 

Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. 

Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители.

Разгром Рима  германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.

6 класс

Введение. Живое Средневековье.

 Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. 

Византийская империя  и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.

Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. 

Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века.

 Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. 

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)  Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. 

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.  

Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. 

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

7 класс

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. 

Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.


8 класс

Введение.

Мир в на рубеже XVII-XVIII вв.  Европейское общество в раннее  в начале XVIII в.

Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. 

Страны Востока в XVIII вв.  Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. 

Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

9 класс

Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному.

Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.

 Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. 

Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика.  Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. 

Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. 

Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. 

Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.   Политическое развитие в начале XX в.

История России.

6 класс

Введение. Наша Родина Россия. 

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России.  Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. 

Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. 

Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. 

Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. 

Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.

7 класс

Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.  Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в.  Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. 

Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

8 класс

Введение. У истоков российской модернизации. 

Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. 

Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. 

Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика  Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. 

Россия при Павле I.   Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. 

Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

9 класс

Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя  политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во  внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое  развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.

Россия во второй четверти XIX в.  Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.  Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война1853-1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. 

Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г  Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.  Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. 

Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. 

Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.

В соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования обязательный учебный предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в 5-9 классах в объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5-8 классах - по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю. Структурно учебный предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.


Классы

Всеобщая история


История России


5

История Древнего мира

(68 часов)

Нет

6

Всеобщая история VI-XV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий.

(28 часов)

История России VIII- XV вв. До создания единого Русского централизованного государства (РЦГ), до конца правления Ивана III (1505)

(40 часов)

7

Всеобщая история XVI-XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии парламентаризму.

(28часов)

История России XVI-XVII вв. От начала правления Василия III (1505) до начала правления Петра 1

(40часов)

8

Всеобщая история XVIII в. Эпоха Просвещения Эпоха промышленного переворота Первые буржуазные революции Великая французская революция

(28 часов)

История России XVIII в. От начала правления Петра I до конца правления Павла 1 (1801)


(40 часов)

9

Всеобщая история XIX в. Становление буржуазного общества (28 часов).

История России • 1914 – до начала XX1 в.

(74 часа)








3. Тематическое  планирование

5 класс Всеобщая история. История Древнего мира. 68 ч


п\п

Темы

Кол-во часов

Примечание

1

Вводное занятие. Что изучает история

1


2

Древнейшие люди

1


3

Родовые общины охотников и собирателей

1


4

Возникновение искусства и религиозных верований

1


5

Возникновение земледелия и скотоводства

1


6

Появление неравенства и знати

1


7

Повторительно-обобщающий урок. Значение эпохи первобытности для человечества

1


8

Историческая хронология

1


9

Государство на берегах Нила

1


10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1


11

Жизнь египетского вельможи

1


12

Военные походы фараонов

1


13

Религия древних египтян

1


14

Искусство Древнего Египта

1


15

Письменность и знания древних египтян

1


16

Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян

1


17

Древнее Двуречье.

1


18

Вавилонский царь Хаммурапи  и его законы.

1


19

Финикийские мореплаватели

1


20

Библейские сказания.

1


21

Древнееврейское царство.

1


22

Ассирийская держава.

1


23

Персидская держава «царя царей».

1


24

Природа и люди Древней Индии.

1


25

Индийские касты.

1


26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1


27

Первый властелин единого Китая.

1


28

Повторительно-обобщающий урок. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

1


29

Греки и критяне.

1


30

Микены и Троя.

1


31

Поэма Гомера «Илиада».

1


32

Поэма Гомера «Одиссея».

1


33

Религия древних греков.

1


34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1


35

Зарождение демократии в  Афинах.

1


36

Древняя Спарта.

1


37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1


38

Олимпийские игры в древности.

1


39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1


40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1


41

В гаванях афинского порта Пирей.

1


42

В городе богини Афины.

1


43

В афинских школах и гимнасиях.

1


44

В афинском театре.

1


45

Афинская демократия при Перикле.

1


46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1


47

Поход Александра Македонского на Восток.

1


48

В Александрии Египетской.

1


49

Повторительно-обобщающий урок. Вклад древних эллинов в мировую культуру.

1


50

Древний Рим.

1


51

Завоевание Римом Италии.

1


52

Устройство Римской республики.

1


53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1


54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1


55

Рабство в Древнем Риме.

1


56

Земельный закон братьев Гракхов.

1


57

Восстание Спартака.

1


58

Единовластие Цезаря.

1


59

Установление империи.

1


60

Соседи Римской империи.

1


61

В Риме при императоре Нероне.

1


62

Первые христиане и их учение.

1


63

Расцвет Римской империи во II в. н.э.

1


64

Вечный город и его жители.

1


65

Римская империя при Константине.

1


66

Взятие Рима варварами.

1


67

Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима.

2


68

Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима.

1



6 класс.  Всеобщая история. 28 ч

п\п

Темы

Кол-во часов

Примеча-ние

1

Введение. Живое Средневековье.

1


2

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

1


3

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1


4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1


5

Англия в раннее Средневековье.

1


6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1


7

Образование славянских государств.

1


8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.



9

Средневековая деревня и ее обитатели.

1


10

В рыцарском замке.

1


11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

1


12

Торговля в Средние века.

1


13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1


14

Крестовые походы.

1


15

Как происходило объединение Франции.

1


16

Что англичане считают началом своих свобод.

1


17

Столетняя война.

1


18

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.

1


19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1


20

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

1


21

Гуситское движение в Чехии.

1


22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1


23

Образование и философия. Средневековая литература.

1


24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1


25

Научные открытия и изобретения.

1


26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1


27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1


28

Повторительно-обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества».

1



6 класс  История России 40 ч


п\п

Темы

Кол-во часов

Примеча-ние

1

Наша Родина Россия.

1


2

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

1


3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

1


4

Образование первых государств.

1


5

Восточные славяне и их соседи.

1


6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности».

1


7

Первые известия о Руси.

1


8-9

Становление Древнерусского государства.

2


10

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1


11

Русское государство при Ярославе Мудром.

1


12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1


13

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1


14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

1


15

Повседневная жизнь населения.

1


16

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II.

1


17

История и культура родного края в древности.

1


18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси.

1


19

Владимиро-Суздальское княжество.

1


20

Новгородская республика.

1


21

Южные и юго-западные русские княжества.

1


22

Повторительно-обобщающий урок по теме III.

1


23

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

1


24

Батыево нашествие на Русь.

1


25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

1


26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.

1


27

Литовское государство и Русь.

1


28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.

1


29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1


30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

1


31

Родной край в истории и культуре Руси.

1


32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

1


32

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1


33

Московское княжество в первой половине XV в.

1


34

Распад Золотой Орды и его последствия.

1


35

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1


36

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

1


37

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1


39

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

1


40

История и культура родного края.

1










7 класс. Всеобщая история 28 ч

п\п

Темы

Кол-во часов

Примечание

1

Введение. От Средневековья к Новому времени.


1


2

Технические открытия и выход к Мировому океану.


1


3-4

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.


2


5

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе.


1


6-7

Дух предпринимательства преобразует экономику.


2


8

Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь

1


9

Великие гуманисты Европы.


1


10

Мир художественной культуры Возрождения.


1


11

Рождение новой европейской науки.


1


12-13

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

2


14-15

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

2


16

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.

1


17-18

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

2


19

Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени».


1


20-22

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.  

3


23-25

Парламент против короля. Революция  в Англии. Путь к парламентской  монархии.  

3


26-27

Международные отношения в XVI –  XVIII вв.  

2


28

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. XVI-XVII вв».

1



7 класс  История России 40ч.


п\п

Темы

Кол-во часов

Примечание

1

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.


1


2

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.


1


3

Формирование единых государств в Европе и России.


1


4

Российское государство в первой трети XVI в.


1


5-6

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Начала правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

2


7

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

1


8-9

Внешняя политика России во второй половине XVI в.


2


10-11

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Народы России во второй половине XVI в.

2


12-13

Опричнина.

2


14

Россия в конце XVI в.


1


15-16

Церковь и государство в XVI в.

2


17-18

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

2


19-20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

2


21

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

1


22-23

Смута в Российском государстве.

2


24

Окончание Смутного времени.


1


25

Экономическое развитие России в XVII в.


1


26

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

1



27

Изменения в социальной структуре российского общества.


1


28

Народные движения в XVII в.


1


29

Россия в системе международных отношений.


1


30

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России.

1


31

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.

1


32

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.


1


33-34

Культура народов России в XVII в.

2


35-36

Народы России в XVII в.

2


37-38

Повторительно-обобщающие уроки по теме: «Смутное время», «Россия при первых Романовых».

2


39-40

Итоговое повторение «Россия  в 16-17 вв.»

2



8 класс Всеобщая история. 28 ч


п\п

Темы

Кол-во часов

Примечание

1

Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв.

1



2

Европейское общество в раннее  в начале XVIII в.


1


3-

4

Великие просветители Европы.

2


5-

6

Мир художественной культуры Просвещения.

2


7-

8

На пути к индустриальной эре.

2


9-10

Промышленный переворот в Англии.

2


11-12

Английские колонии в Северной Америке.

2


13-14

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.

2


15

Франция в XVIII в.


1


16

Причины и начало Великой французской революции.


1


17

Великая французская революция. От монархии к республике.


1


18-19

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

2


20

Обобщающее занятие «Эпоха Просвещения. Время преобразований».


1


21-

22

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

2


23

Международные отношения  в XVIII в.


1


24

Европейские конфликты и дипломатия.


1


25

Мир на рубеже XVIII–XIX вв.


1


26

От традиционного общества к обществу индустриальному.


1


27-28

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 18 вв.»

2



8 класс История России 40 ч


п\п

Темы

Кол-во часов

Примечание

1

У истоков российской модернизации.


1


2

Россия и Европа в конце XVII в.


1


3

Предпосылки Петровских реформ.


1


4

Начало правления Петра I.


1


5

Великая Северная война 1700—1721 гг.


1


6

Реформы управления Петра I.


1


7

Экономическая политика Петра I.


1


8

Российское общество в Петровскую эпоху.


1


9

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий .


1


10

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.


1


11

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.


1


12

Повседневная жизнь и быт при Петре I.


1


13

Значение петровских преобразований в истории страны.


1


14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I».

1


15-16

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762).

2


17

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.


1


18

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.


1


19

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.


1


20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I».

1


21

Россия в системе международных отношений.


1


22

Внутренняя политика Екатерины II.


1


23

Экономическое развитие России при Екатерине II.


1


24

Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.


1


25

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва.


1


26

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II.


1


27

Внешняя политика Екатерины II.

1


28

Начало освоения Новороссии и Крыма.


1


29

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II».

1


30

Внутренняя политика Павла I.


1


31

Внешняя политика Павла I.


1


32

Общественная мысль, публицистика, литература.


1


33

Образование в России в XVIII в.


1


34

Российская наука и техника в XVIII в.


1


35

Русская архитектура XVIII в.


1


36

Живопись и скульптура.


1


37

Музыкальное и театральное искусство.


1


38

Народы России в XVIII в.


1


39

Перемены в повседневной жизни российских сословий.


1


40

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в»

1


9 класс Всеобщая история 28 ч

п\п

Темы

Кол-во часов

Примечания


Европа и мир в первой половине XIX века

16


1

От традиционного общества к обществу индустриальному.


1


2

Индустриальная революция: достижения и проблемы.


1


3

Индустриальная революция: новые проблемы и новые ценности.


1


4

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.


1


5

Наука: создание научной картины мира.


1


6

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира.

1


7

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.

1


8

Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

1


9

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.


1


10

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису.

1


11

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.

1


12

Германия: на пути к единству.

1


13

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

1


14

Повторение и обобщение по теме: «Строительство новой Европы».


1



Европа и мир в конце XIX века

12


15

Германская империя: борьба за «место под солнцем».

1


16

Великобритания: конец Викторианской эпохи.


1


17

Франция: Третья республика.


1


18

Италия: время реформ и колониальных захватов.


1


19

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.


1


20

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.


1


21

США: империализм и вступление в мировую политику.


1


22

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.


1


23

Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам

1


24

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.

1


25

Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий.

1


26

Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.

1


27

Политическое развитие в начале XX в.

1


28

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 1800—1900».

1

1




9 класс История России 74 ч


п\п

Темы

Кол-во часов

Примечания


Российская империя в XIX – начале XX вв.



1

Введение.

1



Тема 1. Россия в эпоху правления Александра I.

14


2

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.


1


3-4

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского


2


5

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.


1


6-7

Отечественная война 1812 г. Работа по информационно –творческому проекту «Отечественная война 1812 г.» (консультации, корректировка)

2


8-9

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.

2


10

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

1


11

Национальная политика Александра I


1


12

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.


1


13

Социально-экономическое развитие нашего края в первой четверти XIX в.


1


14

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов


1


15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Александр I в оценках современников и историков».

1



Тема 2. Правление Николая I.

13


16

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

1


17

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

1


18

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

1


19

Общественное движение при Николае I.

1


20-21

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.

2


22-23

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.

2


24

Крымская война 1853—1856 гг.


1


25-27

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

3


28

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»

1



Тема 3. Россия в правление Александра I.

12


29

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.


1


30

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.


1


31-32

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.

2


33

Наш край в годы реформ 1860-1870 гг.


1


34

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.


1


35-36

Общественное движение при Александре II и политика правительства.

2


37

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе.

1


38-39

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

2


40

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в правление Александра

1



Тема 4. Россия в правлении Александра III.

Социально-экономическое развитие страны в конце XIX— начале XX вв.

14


41

Александр III: особенности внутренней политики


1


42-43

Перемены в экономике и социальном строе

2


44-45

Общественное движение при Александре III

2


46

Национальная и религиозная политика Александра III


1


47-48

Внешняя политика Александра III.

2


49-50

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

2


51-52

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

2


53-54

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в правление Александра III».

2



Тема 5. Кризис империи в начале XX в.

20


55

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.

1


56-57

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

2


58

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

1


59-60

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

2


61-62

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

2


63-64

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

2


65-66

Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

2


68-69

Серебряный век русской культуры

2


70-71

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во II половине XIX века».

2


72-74

Защита проектов «Личности в истории России начала XX века».

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX-XX вв»

2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!