Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги»
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______________И.Ю. Титова
Приказ № …….. от «___»________ 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории для 8 класса
уровень базовый
срок реализации 1 год
Разработчик программы: Михеев Олег Николаевич,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА:
Педагогическим советом Зам.директора по УВР
МБОУ СОШ №1 МО «Барышский район» ____________Е.В. Филина
Протокол № ___от _____.2022 г. «……»___________2021 г.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
у обучающегося будут сформированы:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей страны;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
обучащийся получит возможность для формирования:
следования этическим нормам и правилам ведения диалога;
коммуникативной компетентности;
оценки своих достижений, а также достижений других;
опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Регулятивные УУД:
обучающийся научится:
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные УУД
обучающийся научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД
обучающийся научится:
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии.
обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В результате изучения учебного предмета «История» в 8 классе обучающиеся научатся:
объяснять исторические процессы, события во времени, применять основные хронологические понятия и термины (эра, тысячелетие, век);
устанавливать синхронистических связи истории Руси и стран Европы и Азии;
составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
использовать знания о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
понимать взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
давать оценку деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения учебного предмета «История» в 8 классе обучающиеся получат возможность научиться:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать.
использовать приёмы исторического анализа;
систематизировать информацию в ходе проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История России(40 часов).
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в.
Тема1. Россия в эпоху преобразований Петра 1. (13 часов)
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. .Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положе ние протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.
Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
Тема 2. Россия при Наследниках Петра I. Эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения
в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купече
ского банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—
1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Тема 3. Российская империя при Екатерине 2. (9ч)
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый
абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные
грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под
предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии,
Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России
в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война
за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния. России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Тема 4. Россия при Павле 1. (2ч)
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в 18в. (9ч)
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский корпус.). Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук.
Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Всеобщая история. (26 часов)
19 век.
Тема 1.Введение. (1ч)
Основное содержание истории 19 века. Европейская колонизация стран Азии, Африки и Америки. Накопление капиталов. Подъем светской литературы и искусства. Баланс сил в Европе. Революции конца 18 в. и крушение «старого порядка» в Европе.
Тема 2.Монархи и народы. (13ч)
Значение переворота 18-19 брюмера 1799г.оценка личности и деятельности Бонапарта. Консульство. Внутренняя политика и законодательство Бонапарта. Кодекс Наполеона. Установление империи. Начало промышленного переворота. Предпосылки гибели империи. Внешняя политика Франции. Наполеоновские войны. Европа под властью Наполеона. Поход Наполеона в Россию. Гибель империи.
Реставрация Бурбонов во Франции. Венский конгресс и его задачи. Создание Германского союза. Священный союз. Значение Венского конгресса. Венская система международных отношений.
Усиление реакции в Европе. Отпор реакции со стороны народов Европы. Либеральные и национальные революции. Либеральное движение.
Колониальное общество Латинской Америки. Освободительная война и образование независимых государств. Либеральные революции в Испании, Португалии, Италии. Борьба Священного Союза против революций. США и освободительная война в Латинской Америке. Доктрина Монро. Русско- турецкая война 1828-1829гг. Поражение Священного союза. Значение освободительных войн и либеральных революций.
Реформы как альтернатива революциям. Движение за реформы в Великобритании. Движение за реформы в Великобритании. Избирательная реформа 1832г. Создание Таможенного союза в Германии. Значение либеральных реформ. Раскол в либеральном движении.
Требования демократов : введение всеобщего избирательного права и представительного правления. Демократы и республиканское движение. Республиканские восстания во Франции. Чартистское движение в Великобритании. Народная хартия. Чартизм.
Союз реакции и либералов в борьбе с демократическим движением. Консервативная политика. Британские консерваторы. Июльская монархия во Франции. Консервативная политика в абсолютистских странах Европы. Эра Меттерниха в Австрии. Политический гнет.
Влияние политики на культурную жизнь Европы. Борьба художественных стилей. Ампир. Академическое искусство. Романтическое искусство.
Предпосылки промышленной революции. Крупная индустрия и сельское хозяйство. Аграрная революция как предпосылка промышленной революции в Великобритании. Латифундии в Латинской Америке. Фермерское хозяйство в США. Политика поощрения промышленности. Свобода торговли и протекционизм.
Развертывание технического переворота в промышленности. Промышленное производство машин. Механизация сельского хозяйства. Развитие фондового рынка, промышленного и коммерческого кредита. Новые формы оптовой и розничной торговли. Рождение индустриального общества. Последняя промышленная революция. Социальный вопрос. Причины обнищания рабочих. Демографический взрыв. Рост эмиграции. Урбанизация.
Споры о путях решения социального вопроса. Идея социальной революции. Деятельность
социалистов. Коммунисты. Возникновение марксизма. Зарождение рабочего движения.
Профессиональные союзы. Участие рабочих в политической борьбе
Предпосылки и начало революций, их задачи. Вторая республика во Франции. Июньское
восстание в Париже. Борьба за объединение Германии. Освободительная война в Венгрии.
Наступление контрреволюции в Германии. Поражение итальянских демократов. Итоги
революций.
Реакция и реформы. Реальная политика. Принцип национальностей Наполеона 3. Восточный кризис. Крушение Венской системы международных отношений. Крымская война. Парижский мир.
Тема 3. Становление современного общества на Западе и Востоке. (11ч)
Борьба за объединение Италии и Германии. Война за независимость Италии. Образование Итальянского королевства. Войны за объединение Германии. Бисмарк. Образование Северо - Германского союза.
«Революционеры на троне». Демократия по Бисмарку. Либеральные реформы в Италии. Преобразование Австрийской империи в Австро -Венгрию. Вторая империя во Франции. Либеральные и демократические реформы в правление Наполеона 3. Вторая парламентская реформа в Великобритании. Вопрос о рабовладении в США. Абсолюционистское движение. Авраам Линкольн. Гражданская война в США. Реконструкция Юга.
Великобритания - крупнейшая колониальная держава. «Опиумные войны». Расширение колониальной империи во Франции. Открытие Суэцкого канала.
Успехи и неудачи внешней политики Наполеона 3. Восстание в Польше. Сближение России и Пруссии. Франко германские противоречия. Франко- прусская война. Создание Германской империи. Дипломатический успех России. Франкфуртский мир.
Зрелость науки. Естественные науки и математика. История. Успехи в области образования. Новая техническая революция. Позитивизм.
Формирование нового образа жизни. Стилевое многообразие искусства 19 в. Массовые виды искусства. Фотография. Фонограф. Кинематограф. Эклектика и архитектура. Наука и художественная культура. Расцвет жанра романа. Реалистическая живопись. Импрессионисты. Живописцы. Постимпрессионисты.
Расширение избирательных прав. Борьба за женское равноправие. Массовые политические партии. Особенности политического устройства отдельных стран Европы и Америки.
«Великая депрессия конца 19 века. Экономический кризис и рабочее движение. Профсоюзы. Подъем социалистического движения и создание Второго интернационала. Течения в социалистическом движении. Усиление националистического движения. Третья республика во Франции. Парижская коммуна. Монархисты и республиканцы. Демократы и националисты.
Новое соотношение сил в Европе. Союз трех императоров. Восточный кризис и русско – турецкая война 1877-78 гг. Берлинский конгресс. Русско-австрийское соперничество.
Тройственный союз. Болгарский кризис. Русско - французский союз. Восстановление баланса сил. Вооруженный мир.
Цели колониальной политики. Переселенческие и туземные колонии. Колониальные интересы Великобритании. Русско - британские противоречия. Франко- британское соперничество. Колониальный раздел Африки. Обострение германо - британских противоречий. Попытки колониального раздела Китая. Внешняя экспансия США. Последствия колониализма для Азии и Африки.
Промышленная революция и страны Востока. Разбуженное общество. Танзимат в Османской империи. Освободительное движение в Индии. Начало обновления индийского общества. Восстание тайпинов в Китае. Политика самоусиления. Рестоврация Мэйдзи в Японии. Реформы по европейскому образцу.
Глубокие перемены в материальных и экономических условиях жизни. Новые массовые формы политической и профессиональной самоорганизации граждан. Развитие учреждений либеральной демократии. Раздел мира между европейскими странами. США и Японией.
Тема 4. Основные итоги истории 19 в. (1ч)
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов /программа под редакцией Чубарьяна, под редакцией Торкунова | Количество часов/рабочая программа |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Россия в эпоху преобразований Петра 1. | 13 | 13 |
3 | Россия при наследниках Петра 1: эпоха дворцовых переворотов. | 6 | 6 |
4 | Российская империя при Екатерине 2. | 9 | 9 |
5 | Россия при Павле 1. | 2 | 2 |
6 | Культурное пространство Российской империи в 18 в. | 9 | 9 |
7 | Введение. | 1 | 1 |
8 | Монархи и народы. | 13 | 13 |
9 | Становление современного общества на Западе и Востоке. | 11 | 11 |
10 | Основные итоги истории 19 в. | 1 | 1 |
11 | Резерв. | 4 | 4 |
| Итого: | 70 | 70 |
| Итого | 70 | 70 |
История. 8 класс. 2 часа в неделю . 70 часов.
Поурочно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Основные виды деятельности | Электронные (Цифровые)образовательные ресурсы | Воспитательный потенциал урока |
| Тема 1. Введение. | 1 | | | |
1. | У истоков российской модернизации. | 1 | Работа с учебником, проблемными заданиями. | http://fcior.edu.ru/about.page httD://school-collection.edu.ru/ http://window.edu.ru/ httD://virlib.eunnet.net/ httD://www.hist.msu.ru/ER/ http://www.lib.ru/ httD://window.edu.ru/window/li brarv?D rubr=2.1 http://www.megabook.ru/ http://online.multilex.ru/ http://his.1september.ru http://hist.rusolvmp.ru http://www.historia.ru http ://slovari.vandex.ru/dict/io http://www.historvru.com http://www.moscowkremlin.ru manovs.html htp://simvolika.rsl.ru http://www.1941-1945.ru httD://www.warheroes.ru httD://www.istrodina.com | выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках истории предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы; |
| Тема 2. Россия в эпоху преобразований Петра 1. | 13 | | http://fcior.edu.ru/about.page httD://school-collection.edu.ru/ http://window.edu.ru/ httD://virlib.eunnet.net/ httD://www.hist.msu.ru/ER/ http://www.lib.ru/ httD://window.edu.ru/window/li brarv?D rubr=2.1 http://www.megabook.ru/ http://online.multilex.ru/ http://his.1september.ru http://hist.rusolvmp.ru http://www.historia.ru http ://slovari.vandex.ru/dict/io http://www.historvru.com http://www.moscowkremlin.ru manovs.html htp://simvolika.rsl.ru http://www.1941-1945.ru httD://www.warheroes.ru httD://www.istrodina.com | - воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта деятельности народов нашей страны в период правления Петра I; - осознание значимости преобразований эпохи для дальнейшего развития страны, формирование собственной оценки реформ, их социально-экономических, политических, культурных последствий; - понимание значимости Северной войны для решения геополитических проблем России. максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета «История» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках истории предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам |
2. | Россия и Европа в конце 17 в. | 1 | Работа с учебником, картой, проблемными заданиями. | | |
3. | Предпосылки Петровских реформ. | 1 | Работа с учебником, таблицей, проблемными заданиями. | | |
4. | Начало правления Петра 1. | 1 | Работа с учебником, таблицей, проблемными заданиями. | | |
5. | Великая Северная война 1700 – 1721 гг. | 1 | Работа с учебником, таблицей, картой, проблемными заданиями. | | |
6. | Реформы управления Петра 1. | 1 | Работа с учебником, таблицей, проблемными заданиями. | | |
7. | Экономическая политика Петра 1. | 1 | Работа с учебником, таблицей, проблемными заданиями. | | |
8. | Российское общество в Петровскую эпоху. | 1 | Работа с учебником, таблицей, проблемными заданиями. | | |
9. | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. | 1 | Работа с учебником, таблицей, проблемными заданиями. | | |
10. | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | 1 | Работа с учебником, таблицей, проблемными заданиями. | | |
11. | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, таблицей, проблемными заданиями. | | |
12. | Повседневная жизнь и быт при Петре 1. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями. | | |
13. | Значение петровских преобразований в истории страны. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, таблицей, проблемными заданиями. | | |
14. | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра 1». | 1 | Тестирование. | | |
| Тема 3. Россия при наследниках Петра 1: эпоха дворцовых переворотов. | 6 | | http://fcior.edu.ru/about.page httD://school-collection.edu.ru/ http://window.edu.ru/ httD://virlib.eunnet.net/ httD://www.hist.msu.ru/ER/ http://www.lib.ru/ httD://window.edu.ru/window/li brarv?D rubr=2.1 http://www.megabook.ru/ http://online.multilex.ru/ http://his.1september.ru http://hist.rusolvmp.ru http://www.historia.ru http ://slovari.vandex.ru/dict/io http://www.historvru.com http://www.moscowkremlin.ru manovs.html htp://simvolika.rsl.ru http://www.1941-1945.ru httD://www.warheroes.ru httD://www.istrodina.com | максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета «История» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках истории предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам - воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта деятельности народов нашей страны в эпоху «дворцовых переворотов»; - осознание роли России как европейской державы на примере изучения ее участия в коалициях. |
15. – 16.. | Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762). | 2 | Работа с учебником, иллюстрациями, таблицей, проблемными заданиями. | | |
17. | Внутренняя политика и экономика России в 1725 – 1762 гг. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями таблицей, проблемными заданиями. | | |
18. | Внешняя политика России в 1725 – 1762 гг. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, таблицей, картой, проблемными заданиями. | | |
19. | Национальная и религиозная политика в 1725 - 1762 гг. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, таблицей, проблемными заданиями | | |
20. | Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра 1: эпоха дворцовых переворотов.» | 1 | Тестирование. | | |
| Тема 4. Российская империя при Екатерине 2. | 9 | | http://fcior.edu.ru/about.page httD://school-collection.edu.ru/ http://window.edu.ru/ httD://virlib.eunnet.net/ httD://www.hist.msu.ru/ER/ http://www.lib.ru/ httD://window.edu.ru/window/li brarv?D rubr=2.1 http://www.megabook.ru/ http://online.multilex.ru/ http://his.1september.ru http://hist.rusolvmp.ru http://www.historia.ru http ://slovari.vandex.ru/dict/io http://www.historvru.com http://www.moscowkremlin.ru manovs.html htp://simvolika.rsl.ru http://www.1941-1945.ru httD://www.warheroes.ru httD://www.istrodina.com | максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета «История» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках истории предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам- воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта деятельности народов нашей страны в эпоху «просвещенного абсолютизма, формирование собственной оценки реформ Екатерины II; - понимание значимости русско-турецких войн для решения геополитических проблем России, воспитание уважения к таланту полководцев эпохи; - воспитание уважения к гражданскому подвигу А. Радищева. |
21. | Россия в системе международных отношений. | 1 | Работа с учебником, проблемными заданиями. | | |
22. | Внутренняя политика Екатерины 2. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, таблицей, проблемными заданиями. | | |
23. | Экономическое развитие России при Екатерине 2. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, таблицей, проблемными заданиями. | | |
24. | Социальная структура российского общества второй половины 18 в. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, таблицей, проблемными заданиями. | | |
25. | Восстание под предводительством Е. И. Пугачева. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, картой, таблицей, проблемными заданиями. | | |
26. | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины 2. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, таблицей, проблемными заданиями | | |
27. | Внешняя политика Екатерины 2. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, картой, таблицей, проблемными заданиями. | | |
28. | Начало освоения Новороссии и Крыма. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, картой, таблицей, проблемными заданиями. | | |
29. | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Российская империя при Екатерине 2.» | 1 | Тестирование. | | |
| Тема 5. Россия при Павле 1. | 2 | | http://fcior.edu.ru/about.page httD://school-collection.edu.ru/ http://window.edu.ru/ httD://virlib.eunnet.net/ httD://www.hist.msu.ru/ER/ http://www.lib.ru/ httD://window.edu.ru/window/li brarv?D rubr=2.1 http://www.megabook.ru/ http://online.multilex.ru/ http://his.1september.ru http://hist.rusolvmp.ru http://www.historia.ru http ://slovari.vandex.ru/dict/io http://www.historvru.com http://www.moscowkremlin.ru manovs.html htp://simvolika.rsl.ru http://www.1941-1945.ru httD://www.warheroes.ru httD://www.istrodina.com | максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета «История» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках истории предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам |
30. | Внутренняя политика Павла 1 | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, таблицей, проблемными заданиями | | |
31. | Внешняя политика Павла 1 | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, картой, таблицей, проблемными заданиями. | | |
| Тема 6. Культурное пространство Российской империи в 18 в. | 9 | | http://fcior.edu.ru/about.page httD://school-collection.edu.ru/ http://window.edu.ru/ httD://virlib.eunnet.net/ httD://www.hist.msu.ru/ER/ http://www.lib.ru/ httD://window.edu.ru/window/li brarv?D rubr=2.1 http://www.megabook.ru/ http://online.multilex.ru/ http://his.1september.ru http://hist.rusolvmp.ru http://www.historia.ru http ://slovari.vandex.ru/dict/io http://www.historvru.com http://www.moscowkremlin.ru manovs.html htp://simvolika.rsl.ru http://www.1941-1945.ru httD://www.warheroes.ru httD://www.istrodina.com httD://art.1seDtember.ru httD://artclassic.edu.ru http://www.rusarh.ru http://www.artitalv.ru http://www.worldarthistory.com http://www. staratel. com http://www.arthistorv.ru http://sttp.ru http://artdic.ru http://www.renclassic.ru | максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета «История» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках истории предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам - развитие эстетического сознания через освоение культурного наследия народов России; - осознание значения вклада в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа, вклада русских ученых и деятелей искусства в общемировую культуру; - усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия. |
32. | Общественная мысль, публицистика, литература. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями. | | |
33. | Образование в России в 18 в. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями. | | |
34. | Российская наука и техника в 18 в. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями, таблицей. | | |
35. | Русская архитектура 18 в. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями, таблицей. | | |
36. | Живопись и скульптура. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями, таблицей. | | |
37. | Музыкальное и театральное искусство. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями, таблицей. | | |
38. | Народы России в 18 в. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями. | | |
39. | Перемены в повседневной жизни российских сословий. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями. | | |
40. | Повторительно – обобщающий урок по темам: «Россия при Павле 1. Культурное пространство Российской империи в 18 в.» | 1 | Тестирование. | | |
| Тема 7. Введение. | 1 | | | максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета «История» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках истории предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам |
41. | Мир к началу 19 в. | 1 | Определять место истории второго периода Нового времени на ленте времени, указывать его хронологические рамки. Высказывать суждения об итогах экономического развития европейской цивилизации в первый период Новой истории и его дальнейшем прогрессе в XIX в. Устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в различных отраслях хозяйства и выстраивать логическую цепочку. Выделять основные этапы промышленной революции, их отличительные черты. Раскрывать смысл, значение экономических понятий, употреблённых в учебном тексте. Рассказывать на конкретных примерах о достижениях в области транспортного сообщения, создания искусственных веществ, нового типа двигателей, новшеств в аграрном производстве. Систематизировать информацию о формах монополистических объединений на основе различных источников (учебный текст, документ, иллюстрация), представлять результат своей деятельности в форме схемы. | | - осознание значимости становление индустриального общества, развития идеологий, обосновывающих различные пути и способы развития общества; - воспитание уважения к историческому наследию народов Европы, идеям ученых, достижениям деятелей искусства |
| Тема 8. Монархи и народы. | 13 | | | максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета «История» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках истории предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам - формирование толерантного сознания и поведения в современном мире, уважения к культуре, образу жизни, религии других народов, понимание их выбора пути развития |
42. | Франция под властью Наполеона. Наполеоновская Франция и Европа. | 1 | Устанавливать последовательность и длительность событий наполеоновской эпохи во Франции, группировать (классифицировать) факты по различным признакам, составлять хронологическую таблицу. Называть характерные, существенные признаки внутренней политики Консульства и империи, высказывать суждения о значении Гражданского кодекса Наполеона. Анализировать карту военных кампаний Бонапарта с опорой на легенду, систематизировать информацию и наносить её на контурную карту. Составлять исторический портрет (характеристику) Наполеона Бонапарта, приводить оценки, изложенные в учебной литературе. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к этой исторической личности на основании поиска и анализа информации из нескольких источников. | | |
43. | Создание Венской системы международных отношений. | 1 | Разъяснять особенности взаимоотношений между европейскими державами, расстановку сил в Европе после 1814–1815 гг., выявлять факторы, влиявшие на характер международных отношений. Характеризовать территориальные решения Венского конгресса, систематизировать информацию и наносить её на контурную карту. Высказывать суждения о значении Венского конгресса для для развития отдельных государств Европы и европейской цивилизации в целом | | |
44. | Реакция и освободительные движения. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями. | | |
45. | Заря свободы над Новым и Старым Светом. Европейская реакция в борьбе с революциями. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями. | | |
46. | Либеральные реформы. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями, таблицей. | | |
47. | Зарождение демократического движения. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями. | | |
48. | Консервативная Европа. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями. | | |
49. | Искусство и политика. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями и проблемными заданиями. | | |
50. | Экономика и политика. | 1 | | | |
51. | Подъем крупной индустрии. Рождение индустриального общества. | 1 | Характеризовать промышленное развитие Англии в первой половине XIX в., устанавливать его связь с социальным положением отдельных групп населения Англии. Называть характерные, существенные признаки политического развития Англии в первой половине XIX в. Раскрывать смысл понятий «луддиты», «чартисты», «рабочая аристократия», высказывать суждения о характере и способах борьбы английских рабочих за свои права. Составлять план текста «Англия — «мастерская мира». | | |
52. | Социальные учения и социальные движения. | 1 | Работа с учебником и проблемными заданиями. | | |
53. | Революции 1848 – 1849 гг. | 1 | Характеризовать особенности социально-экономического развития Франции, проводить исследование: сопоставлять особенности английской и французской модернизации по предложенному алгоритму. Указывать хронологические рамки и периоды правящих режимов во Франции 1814–1870 гг. Разъяснять причины Июльской и Февральской революций. Описывать ход событий во Франции до последней трети XIX в., систематизировать информацию, составлять хронологическую и сравнительную таблицы, самостоятельно разрабатывая их структуру. Составлять исторический портрет (характеристику) Наполеона III, приводить оценки, изложенные в учебной литературе. Высказывать суждения об итогах, результатах и значении политических событий 1848 г. для истории Франции и всей ЕвропыХарактеризовать специфику национально-государственного устройства Австрийской империи, высказывать суждения о роли национального фактора в судьбе Австрийской империи в XIX в. Группировать (классифицировать) факты о революциях 1848 г. во Франции, Германии, Австрии и Венгрии по различным признакам, самостоятельно определяя линии сравнения, составлять таблицу «Революции 1848 г. в Европе», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Устанавливать последовательность и длительность ключевых событий в истории Австрии и Турции в XIX в. Анализировать карту Австрийской империи и Турции с опорой на легенду, сравнивать данные разных картографических источников о территориальных изменениях в составе двух империй, наносить информацию на контурную карту. Раскрывать понятие «восточный вопрос». Определять на основе анализа источников причины превращения Турции в полуколонию европейских государств | | |
54. | Крушение Венской системы. | 1 | Разъяснять особенности взаимоотношений между европейскими державами в XIX в., выявлять факторы, влиявшие на характер международных отношений. Раскрывать смысл понятий «Венская система», «европейский концерт», «восточный вопрос». Группировать (классифицировать) факты военных конфликтов, конференций и колониальных приобретений в XIX в. по различным признакам, составлять хронологическую таблицу «Международные отношения в XIX в.», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Анализировать карту Крымской войны и колониальных сфер влияния с опорой на легенду, наносить полученную информацию на контурную карту. Выявлять мотивы и цели участников Крымской войны, высказывать оценки этого события и его последствий в процессе коммуникации с одноклассниками, самостоятельно определяя критерии оценивания | | |
| Тема 9.Становление современного общества на Западе и Востоке. | 11 | | | максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета «История» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках истории предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам - формирование толерантного сознания и поведения в современном мире, уважения к культуре, образу жизни, религии других народов, понимание их выбора пути развития; - воспитание уважения к борьбе народов с колониализмом. |
55. | Объединение Италии и Германии. | 1 | . Указывать хронологические рамки и периоды процесса объединения Италии. Характеризовать особенности территориально-государственного устройства и развития Италии в первые десятилетия XIX в., выявлять факторы, препятствовавшие её модернизации. Раскрывать смысл, значение понятий «Рисорджименто», «карбонарий». Указывать хронологические рамки и периоды борьбы за объединение Италии, анализировать карту с опорой на легенду и наносить полученную информацию на контурную карту. Составлять исторические портреты (характеристики) итальянских патриотов-демократов (Мадзини, Гарибальди), графа Кавура, приводить оценки, изложенные в учебной литературе, определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к этим историческим личностям, целям и методам их деятельности. Анализировать карту германских государств и истории объединения Германии с опорой на легенду, наносить информацию на контурную карту. Высказывать суждения о факторах, способствовавших превращению Пруссии в экономического и политического лидера Германии. Указывать хронологические рамки и периоды борьбы за объединение Германии. Характеризовать взгляды буршей, малогерманцев и великогерманцев, определять в них общее и различия. Составлять исторический портрет (характеристику) О. Бисмарка на основе различных источников (текстовых, иллюстративных), готовить презентацию (сообщение). Группировать (классифицировать) факты социально-экономического развития и политического устройства Англии, Франции, Италии и Германии по различным признакам, самостоятельно определяя линии сравнения, составлять таблицу «Ведущие державы Европы до последней трети XIX в.», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления | | |
56. | Консервативные реформы. | 1 | | | |
57. | Колониальная политика европейских государств и США. | 1 | Группировать (классифицировать) факты об истории проникновения британцев в Индию, составлять хронологическую таблицу. Характеризовать колониальную политику британцев в Индии, высказывать суждения о значении владычества Англии для экономического и культурного развития индийских народов. Анализировать карту «Индия и Центральная Азия в XIX в.» с опорой на легенду, наносить полученные сведения на контурную карту. Систематизировать информацию о колониальном периоде индийской истории на основе различных источников (учебного текста, фотографий, карикатур, фрагментов художественных произведений, мемуаров), готовить презентацию (сообщение). Применять знания об эпохе колониального существования Индии и Центральной Азии для раскрытия причин и оценки сущности современного состояния этих территорий Характеризовать колониальную политику европейцев в Китае, выделять факторы, способствовавшие «открытию» Китая и его подчинению иноземному господству. Высказывать суждения о значении столкновения китайского общества с западным миром для социально-экономического и культурного развития Китая. Группировать факты об истории «открытия» и подчинения Китая, составлять хронологическую таблицу. Анализировать карту «Китай в XIX в.» с опорой на легенду, наносить полученные сведения на контурную карту. Систематизировать информацию о жизни китайского общества в XIX в. на основе различных источников (учебного текста, фотографий, фрагментов художественных произведений, документов), готовить презентацию (сообщение). | | |
58. | Завершение эпохи национальных войн. | 1 | Работа с учебником, картой. | | |
59. | Наука и общество. | 1 | Работа с учебником, таблицей. | | |
60. | Общество и искусство. | 1 | Работа с учебником и иллюстрациями. | | |
61. | Становление либеральной демократии. | 1 | Раскрывать смысл, значение понятий «либерализм», «консерватизм», «социализм», «анархизм», «марксизм», «ревизионизм», «национализм». Характеризовать предпосылки распространения новых идей в европейских странах, объяснять их связь с технической и экономической модернизацией и социальными изменениями в Европе. Проводить поиск и анализ идей и теорий мыслителей XIX в. в нескольких источниках (учебном тексте, фрагментах их сочинений), систематизировать информацию и составлять сравнительную. | | |
62. | Конфликтное общество. | 1 | Характеризовать причины демографических и социально-экономических изменений в Европе. Раскрывать значение понятий «пауперизм», «урбанизация», «забастовка», «профсоюз», рассказывать на конкретных примерах о путях формирования и положении рабочего класса. Определять на основе анализа источников и учебного текста характер взаимоотношений социальных групп европейского общества, их место в структуре власти. Группировать факты, описанные в учебном тексте, по различным признакам, составлять сравнительную таблицу «Социальная структура европейского общества XIX в.». Систематизировать информацию о положении и трансформации отдельных групп общества, готовить презентацию (сообщение). | | |
63. | Противостояние в Европе. | 1 | Разъяснять особенности взаимоотношений между европейскими державами в последней четверти XIX в., выявлять факторы, влиявшие на характер международных отношений. Характеризовать мотивы и цели европейских держав при проведении той или иной международной политики, высказывать их оценки, обосновывая критерии оценивания. Группировать (классифицировать) факты заключения военных союзов и проведения конференций по различным признакам, составлять хронологическую таблицу «Международные отношения в последней четверти XIX в.», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления | | |
64. | Борьба за колониальный раздел мира. | 1 | | | |
65. | Разбуженное общество Востока. | 1 | Характеризовать особенности экономического положения и политического устройства Японии к началу XIX в. Проводить исследование: сопоставлять пути экономического и социально-политического развития Японии и Китая после их «открытия» в XIX в. по предложенному алгоритму. Определять на основе анализа источников причины успеха политики модернизации Японии, высказывать прогнозы о направлении дальнейшего развития Японии | | |
| Тема 10. Основные итоги истории 19 в. | 1 | | | максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета «История» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках истории предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам |
66. | Особенности исторического развития в 19 в. | 1 | Характеризовать второй период Нового времени как время поступательного развития человеческого общества. Раскрывать значение культурных достижений различных народов и цивилизаций мира в XIX в. Выявлять преемственную связь эпохи XIX в. и современности. Применять знания об истории Нового времени для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. | | - формирование толерантного сознания и поведения в современном мире, уважения к культуре, образу жизни, религии других народов, понимание их выбора пути развития, осознание места России в мире |
67 – 70. | Резерв. | 4 | | | |