Программа соответствует учебнику «Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900».: М. Просвещение, 2019. «учебник История России в 2-х частях», 8 класс, для общеобразовательных учреждений / – Юдовская А.Я. Баранов П.А. Ванюшкина Л.М.; Арсентьев Н.М. Данилов А.А. Курукин. И.В. под редакцией А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2018.
В данной рабочей программе на изучение истории в 8 классе отводится 2 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недели – 68 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 8 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять их принадлежность к историческому периоду, этапу;
устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к историческим процессам и др.); составлять систематические таблицы, схемы.
3. Работа с исторической картой:
выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.
4. Работа с историческими источниками:
различать источники официального и личного происхождения, публицистические произведения (называть их основные виды, информационные особенности);
объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность;
извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в., их участниках;
составлять характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII в. на основе информации учебника и дополнительных материалов;
составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XVIII в.;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, аннотации).
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVIII в.; б) изменений, происшедших в XVIII в. в разных сферах жизни российского общества; в) промышленного переворота в европейских странах; г) абсолютизма как формы правления; д) идеологии Просвещения; е) революций XVIII в.; ж) внешней политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргументы, оценивать степень их убедительности);
различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать (объяснять), как сочетались в памятниках культуры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции, показывать на примерах;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе на региональном материале).
Содержание учебного предмета.
Вводный урок.
Глава 1. Становление индустриального общества
Индустриальные революции: достижения и проблемы. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек м изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. 19 век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство.
Глава 2. Строительство новой Европы
Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?». Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Глава 3. Страны Западной Европы в конце 19 в. Успехи и проблемы индустриального общества.
Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Глава 4. Две Америки.
США в 19 в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в 19 веке.: время перемен.
Глава 5. Традиционные общества в 19 в.: новый этап колониализма.
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: традиции против модернизации. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.
Глава 6. Международные отношения: обострение противоречий.
Международные отношения: дипломатия или войны?
Итоговое повторение
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место
России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане,
крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование
системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм.
Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна
Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров.
Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756-1763 гг. П. А.
Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II.
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России.
Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий
проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении
крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях.
Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский
(шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта.
Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Финансовая грамотность:
Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.
Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы.
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | От традиционного общества к обществу индустриальному | 1 |
Глава 1. Становление индустриального общества (6ч) |
2 | Индустриальные революции: достижения и проблемы | 1 |
3 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Финансовая грамотность: Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. | 1 |
4 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность | 1 |
5 | Наука: создание научной картины мира | 1 |
6 | 19 в. В зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира | 1 |
7 | Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство | 1 |
Глава 2. Строительство новой Европы (7ч) |
8 | Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | 1 |
9 | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. | 1 |
10 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. | 1 |
11 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. | 1 |
12 | Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?». | 1 |
13 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. | 1 |
14 | Проверочная работа по главе: «Строительство новой Европы» | 1 |
Глава 3. Страны Западной Европы в конце 19 в. Успехи и проблемы индустриального общества. (5ч.) |
15 | Германская империя: борьба за «место под солнцем». | 1 |
16 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 |
17 | Франция: Третья республика. Финансовая грамотность: Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. | 1 |
18 | Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. | 1 |
19 | Контрольная работа по главе: « Страны Западной Европы в конце 19 в. Успехи и проблемы индустриального общества» | 1 |
Глава 4. Две Америки. (3ч) |
20 | США в 19 в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. | 1 |
21 | США: империализм и вступление в мировую политику. | 1 |
22 | Латинская Америка в 19 веке.: время перемен. Финансовая грамотность: Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. | 1 |
Глава 5. Традиционные общества в 19 в.: новый этап колониализма. (2ч.) |
23 | Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: традиции против модернизации. | 1 |
24 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. | 1 |
Глава 6. Международные отношения: обострение противоречий. (1ч.) |
25 | Международные отношения: дипломатия или войны? | 1 |
26 | Итоговая контрольная работа по курсу: История Нового времени 1800-1900 | 1 |
История России (44 ч) |
27 | Введение. У истоков российской модернизации. (1ч) | 1 |
Глава 1. Россия в эпоху преобразований Петра I. (14ч) |
28 | Россия и Европа в конце 16в. | 1 |
29 | Предпосылки Петровских реформ | 1 |
30 | Начало правления Петра 1. | 1 |
31 | Великая Северная война 1700-1721 гг. | 1 |
32 | Реформы управления Петра 1. | 1 |
33 | Экономическая политика Петра 1 | 1 |
34 | Российское общество в Петровскую эпоху. | 1 |
35 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | 1 |
36 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | 1 |
37 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | 1 |
38 | Повседневная жизнь и быт при Петре 1. ОДНРК -Совершенствование человека в труде. | 1 |
39 | Значение петровских преобразований в истории страны | 1 |
40 | Контрольная работа по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра 1.» | 1 |
Глава -2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов. (6ч) |
41-42 | Эпоха дворцовых переворотов 1725-1762 гг. | 2 |
43 | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. | 1 |
44 | Внешняя политика 1725-1762 гг. | 1 |
45 | Национальная и религиозная политика | 1 |
46 | Контрольная работа по теме: Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов | 1 |
Глава -3. Российская империя при Екатерине II. (9ч) |
47 | Россия в системе международных отношений | 1 |
48 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 |
49 | Экономическое развитие России при Екатерине II | 1 |
50 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | 1 |
51 | Народные движения. Восстание Е.И.Пугачёва | 1 |
52 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. ОДНРК - История религий в России. | 1 |
53 | Внешняя политика Екатерины II | 1 |
54 | Освоение Новороссии и Крыма | 1 |
55 | Контрольная работа по теме: Российская империя при Екатерине II | 1 |
Глава -4. Российская империя при Павле I. (3ч) |
56 | Внутренняя политика Павла I | 1 |
57-58 | Внешняя политика Павла I | 2 |
Глава – 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (12ч) |
59 | Общественная мысль, публицистика, литература | 1 |
60 | Образование в России в XVIII | 1 |
61 | Российская наука и техника в XVIII | 1 |
62 | Русская архитектура XVIII в. | 1 |
63 | Живопись и скульптура | 1 |
64 | Музыкальное и театральное искусство. ОДНРК -Преобразующая сила искусства | 1 |
65 | Народы России в XVIII | 1 |
66 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | 1 |
67 | Итоговая контрольная работа по курсу: «История России» | 1 |
68 | Финансовая грамотность: Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи. | 1 |