РАЗДЕЛ 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая учебная программа по истории КБР в 8-9 классах составлена на основе следующих нормативных документов:
№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федерального государственного стандарта общего образования. Приказ РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089
Годового календарного графика работы МКОУ «Лицей № 1» г. п. Нарткала на 2023-2024 учебный год, на основе которого в классах устанавливается 35-х недельная продолжительность учебного года без учета государственной итоговой аттестации учащихся;
Учебного плана МКОУ «Лицей № 1» г. п. Нарткала на 2023- 2024 учебный год;
Положения о рабочей программе МКОУ «Лицей № 1» г. п. Нарткала;
Примерной программы основного общего образования по истории;
Регионального государственного стандарта общего образования по истории КБР;
Программа курса «История Кабардино-Балкарии» для 8-9 классов общеобразовательной школы. – Нальчик, 2014г.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение курса истории КБР в 9 классах отводится 34 часа из расчёта 1 часа в неделю.
В соответствии с учебным планом МКОУ «Лицей № 1» г. п. Нарткала на 2023-2024 учебный год на изучение истории КБР в 8 классах отводится 35 часа из расчёта 1 час в неделю.
Место учебного предмета в учебном плане:
Программа рассчитана на 69 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, в 8 классе – 35 учебных часа, в 9 классе – 34 часа, и предназначена для учащихся 8 – 9 классов на 2023 – 2024 учебный год.
Учебно-методический комплект.
1.Образовательный стандарт по региональной истории (История КБР).
2. Программа курса «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2005г.
3. М.Д.Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2008г
4. Карданова М.М., Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев А.Р. «Контрольно-проверочные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР», Нальчик, 2004г.
5. В.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004г.
6. М.Д.Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,2001г.
7. Карданова М.М. «Система поурочного планирования по истории КБР для 8 класса», Нальчик,2007г.
8. Карданова М.М., Раздайбеда А.А., Пастухов А.А. Контрольно-измерительные и тестовые задания по курсам истории». Нальчик,2008г.
9. Карданова М.М., Раздайбеда А.А., Пастухов А.А. Контрольно-измерительные и тестовые задания по курсам истории». Нальчик,2013г.
10. Карданова М.М., Раздайбеда А.А., Ф.В.Этуева Методическое пособие Материалы по курсу «История КБР» 8 класс. Нальчик 2015г.
РАЗДЕЛ 2.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения курса истории Кабардино-Балкарии в 8- 9 классах
выпускник научится:
по новейшей истории Кабарды и Балкарии:
периодизации новейшей истории Кабарды и Балкарии;
сравнивать изменения в характере труда и образе жизни жителей Кабардино-Балкарии в данный период;
объяснять причины, ход и последствия возникновения государственности у кабардинцев и балкарцев;
раскрывать основные этапы и тенденции политической истории Кабардино-Балкарии в эту эпоху, ее важнейшие события и видных деятелей;
анализировать информацию об участии жителей Кабардино-Балкарии в гражданской и Великой Отечественной войнах, вооруженных конфликтах новейшего времени;
раскрывать основные тенденции развития и достижения научной и культурной жизни Кабардино-Балкарии; выдающихся деятелей науки и культуры.
выпускник получит возможность научиться:
хронология:
называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;
составлять хронологические и синхронистические таблицы.
описание (реконструкция):
рассказывать (устно и письменно) об исторических событиях, их участниках;
составлять биографическую справку, характеристику деятельности личности.
анализ, объяснение:
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
классифицировать исторические события и явления: по указанному признаку и определяя основания самостоятельно;
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
версии, оценки:
излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
сравнивать налагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
высказывать суждение о подходах и критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
определять и аргументировать свое отношение к событиям и личностям в истории, их оценке в литературе.
работать с источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
использовать данные исторической карты для характеристики Кабардино-Балкарии;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
высказывать суждение о назначении, ценности источника;
характеризовать позиции, взгляды автора источника;
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1.Кабарда и Балкария вначале XXв. (3ч)
Русско японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1905-1917 гг.).Кабарда и Балкария в период Февральской революции.Просвещение, наука и литература.
Глава 2. Материальная культура и быт кабардинцев и балкарцев (2ч)
Материальная культура.Духовная культура. Общественный и семейный.
Глава 3. Кабарда и Балкария в1917-1927 гг. (3ч)
Кабарда и Балкария в период Октябрьской революции 1917 г.Кабарда и Балкария в годы Гражданской войны.Кабарда и Балкария в годы нэпа (1920 – 1927 гг.)
Глава 4. Материальное благосостояние и культурный уровень населения. (4ч)
Политические преобразования (1920-1941 гг.)
Промышленное строительство. Коллективизация сельского хозяйства.
Уровень жизни. Развитие народного образования. Наука, литература, искусство, печать и радио.Образование Кабардино-Балкарской АССР.
Глава 5. Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны (3ч)
Начало войны. Все для фронта, все для победы.
Кабардино-Балкария в период фашистской оккупации. Сыны Кабардино-Балкарии в боях за Родину.
Глава 6. Насильственное выселение балкарцев. Восстановление автономии балкарского народа (2ч)
Улучшение благосостояния народа в середине 50-60-х гг.
Глава 7. Кабардино-Балкария в 40-60-х гг. (2ч)
Восстановление народного хозяйства республики.
Развитие народного хозяйства. Улучшение благосостояния народа в середине 50-60-х гг.
Глава 8. Развитие народного хозяйства в 60-80-х гг. (3)
Социально-экономическое развитие с середины 60-х до начала 80-х гг.
Сельское хозяйство.Социально-экономическое и политическое развитие Кабардино-Балкарии в период перестройки (1985-1991гг.)
Глава 9. Развитие здравоохранения, туризма, спорта и культуры (1ч)
Развитие здравоохранения, туризма, альпинизма, физкультуры и спорта.
Развитие образования, науки и культуры.
Глава 10. Развитие Кабардино-Балкарии насовременном этапе (1991 – 2013) (5ч)Общественно – политическое развитие Кабардино – Балкарии в 1991 – 2005 гг.
Социально – экономическое развитие Кабардино – Балкарии в 1991 – 2005 гг.
Общественно – политическое и экономическое развитие в 2005 – 2013 гг.
Развитие здравоохранения, туризма и спорта в КБР в 1985 – 2010 гг.
Развитие образования, науки, культуры,СМИ Кабардино-Балкарии на современном этапе.
РАЗДЕЛ 4. Тематическое планирование по предмету «История КБР» в 8 кл.
№ темы | Название темы | Кол-во часов | Контрольно-проверочные работы |
Глава I | Наш край в древности | 6 | |
Глава II | Наш край в XIII-XVвв. | 4 | |
Глава III | Кабарда и Балкария в XVI-XVIII вв. | 3 | |
Глава IV | Политическое положение Кабарды и Балкарии в XVI-XVIII вв. | 7 | 1 |
Глава V | Кабарда и Балкария в первой половине XIX в. | 6 | |
Глава VI | Кабарда и Балкария в пореформенный период | 6 | 1 |
итого | 32 | 2 |
34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 кл.
№п/п | Название темы | Кол-во часов | Контрольные работы |
| Кабарда и Балкария в началеXX вв. | 3 | |
| Материальная культура и быт кабардинцев и балкарцев. | 4 | 1 |
| Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг. | 3 | |
| Материальное благосостояние и культурный уровень населения.Политические преобразования.(1920-1941 г.г). | 5 | 1 |
| Кабарда и Балкария в годы ВОВ. | 3 | |
| Насильственное выселение балкарцев. Восстановление автономии балкарского народа. | 2 | |
| Кабардино – Балкария в 40-60 –х гг. | 2 | |
| Развитие народного хозяйства в 60-80-х гг. | 4 | 1 |
| Развитие здравоохранения, туризма, спорта и культуры. | 1 | |
| Развитие Кабардино – Балкарии на современном этапе (1991 - 2013). | 7 | 1 |
| Итого: | 34 | 4 |
Календарно-тематическое планирование по истории КБР ( 8 класс)
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата |
| | | по плану | факт. |
| Раздел 1.Наш край в древности | 6 | 5.09 | |
1 | Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии | 1 | 12.09 | |
2 | Разложение первобытно-общинного строя и возникновение эпохи военной демократии | 1 | 19.09 | |
3 | Адыги в древности | 1 | 26.09 | |
4 | Адыги в средневековье. Формирование адыгской народности | 1 | 3.10 | |
5 | Племена Центрального Кавказа в IV-XII вв. | 1 | 10.10 | |
6 | Происхождение и ранняя этническая история балкарцев | 1 | 17.10 | |
| Раздел 2. Наш край в XIII-XV вв. | 5 | 24.10 | |
7 | Походы монголо-татар на Северный Кавказ. Династии мамлюков | 1 | 7.11 | |
8 | Нашествие Тимура | 1 | 14.11 | |
9 | Хозяйство местных жителей | 1 | 21.11 | |
10 | Социальная структура и политическое устройство Кабарды и Балкарки | 1 | 28.11 | |
11 | Повторительно-обобщающий урок. Тестирование. | 1 | 5.12 | |
| Раздел 3. Кабарда и Балкария в XVI-XVIII вв | 3 | | |
12 | Экономическое развитие | 1 | 12.12 | |
13 | Общественно-политический строй кабардинцев. Выступления крестьян. | 1 | 19.12 | |
14 | Политический строй и общественный быт балкарцев в XVI-XVIII ев | 1 | 26.12 | |
| Раздел 4. Политическое положение Кабарды и Балкарии XVI-XVIII вв | 8 | | |
15 | Русско-кабардинские отношения в XVI в. Темрюк Идаров | 1 | 16.01 | |
16 | Русско-кабардинские отношения в XVII в. | 1 | 23.01 | |
17 | Кабарда в системе международных отношений XVIII в | 1 | 30.01 | |
18 | Кабарда и русско-турецкие войны | 1 | 6.02 | |
19 | Начало колониальной политики царизма во второй половине XVIII в | 1 | 13.02 | |
20 | Русско-балкарские отношения | 1 | 20.02 | |
21 | Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с соседними народами | 1 | 27.02 | |
22 | Повторительно-обобщающий урок. Тестирование. | 1 | 6.03 | |
| Раздел 5. Кабарда и Балкария в XIX в. | 5 | | |
23 | Экономика. Социальная структура и политическое устройство в первой половине XIX в | 1 | 13.03 | |
24 | Создание системы административно-колониального управления. Борьба против колониального гнета | 1 | 20.03 | |
25 | Усиление народно-освободительной борьбы горцев Северного Кавказа | 1 | 3.04 | |
26 | Деятели русской культуры о нашем крае | 1 | 10.04 | |
27 | Историческая наука, литература. Зачатки школьного образования | 1 | 17.04 | |
| Раздел 6. Кабарда и Балкария в пореформенный период | 7 | | |
28 | Земельная и административно-судебная реформы 60-70-х гг. XIX в | 1 | 24.04 | |
29 | Развитие хозяйства Кабарды и Балкарии в пореформенный период | 1 | 8.05 | |
30 | Расслоение деревни. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | 15.05 | |
31 | Русское население | 1 | 22.05 | |
32 | Развитие культуры Кабарды и Балкарии в пореформенный период | 1 | 24.05 | |
33 | Контрольная работа №1 «Кабарда и Балкария с древнейших времен до конца 19 века» | 1 | 25.05 | |
34 | Итоговое повторение | 1 | 28.05 | |
35 | Резерв | 1 | 29.05 | |
РАЗДЕЛ 5.КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
История КБР 9 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту | по плану | по факту |
Глава 1.Кабарда и Балкария в начале 20 вв.(3часа) |
| Русско – японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя революциями(1907- 1917 гг.) | 1 | | 5.09 | |
| Кабарда и Балкария в период Февральской революции | 1 | | 12.09 | |
| Просвещение, наука и литература | 1 | | 19.09 | |
Глава 2. Материальная культура и быт кабардинцев и балкарцев. (4часа) |
| Материальная культура | 1 | | 26.09 | |
| Духовная культура. Общественный и семейный быт | 1 | | 3.10 | |
| Повторительно - обобщающий урок по главе: Материальная культура и быт кабардинцев и балкарцев. | 1 | | 10.10 | |
| Контрольно – проверочная работа по теме: Материальная и духовная культура кабардинцев и балкарцев. | 1 | | 17.10 | |
Глава 3.Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг. (3часа) |
| Кабарда и Балкария в период Октябрьской революции. | 1 | | 24.10 | |
| Кабарда и Балкария в годыГражданской войны. | 1 | | 7.11 | |
| Кабарда и Балкария в годы нэпа(1920-1927) | 1 | | 14.11 | |
Глава 4. Материальное благосостояние и культурный уровень населения. Политические преобразования(1920-1941 гг.). (5часа) |
| Промышленное строительство | 1 | | 21.11 | |
| Коллективизация сельскогохозяйства | 1 | | 28.11 | |
| Уровень жизни. Развитиенародного образования.Наука, литература, искусство, печать и радио. | 1 | | 5.12 | |
| Образование в Кабардино - Балкарской АССР. | 1 | | 12.12 | |
| Контрольно – проверочнаяработа по теме: Кабарда и Балкария с начала 20 века до 1941г. | 1 | | 19.12 | |
Глава 5. Кабардино – Балкария в годы ВОВ. (3часа) |
| Начало войны. Все для фронта. Все для победы. | 1 | | 26.12 | |
| Кабардино- Балкария в период фашистской оккупации. | 1 | | 16.01 | |
| Сыны Кабардино – Балкарии в боях за Родину. | 1 | | 23.01 | |
Глава 6. Насильственное выселение балкарцев. Восстановление автономии балкарского народа. (2часа) |
| Нарушение законности. Выселение балкарцев. | 1 | | 30.01 | |
| Жизнь и труд балкарцев в местах спецпоселения. Восстановление автономии балкарского народа. | 1 | | 6.02 | |
Глава 7. Кабардино – Балкария в 40-60-х гг. (2часа) |
| Нарушение законности. Выселение балкарцев. | 1 | | 13.02 | |
| Жизнь и труд балкарцев в местах спецпоселения. Восстановление автономии балкарского народа. | 1 | | 20.02 | |
Глава 8.Развитие народного хозяйствав 60-80-х гг. (4часа) |
| Социально- экономическое развитие с середины 60-х до начала 80-х гг. Промышленность. | 1 | | 27.02 | |
| Сельское хозяйство | 1 | | 6.03 | |
| Социально-экономическое и политическое развитие Кабардино – Балкарии в период перестройки (1985-1991 гг.) | 1 | | 13.03 | |
| Контрольная работа по теме: Развитие народного хозяйствав 40-80-е гг. | 1 | | 20.03 | |
Глава 9. Развитие здравоохранения, туризма, спорта и культуры. (1час) |
| Развитие здравоохранения, туризма, альпинизма, спорта и физкультуры. Развитие образования,науки и культуры | 1 | | 3.04 | |
Глава 10. Развитие Кабардино – Балкарии насовременном этапе (1991-2012). (7часов) |
| Общественно - политическое развитие Кабардино – Балкарии в 1991 -2005 гг. | 1 | | 10.04 | |
| Социально – экономическое развитие Кабардино – Балкарии в 1991 -2005 гг. | 1 | | 17.04 | |
| Общественно – политическое и экономическое развитие Кабардино – Балкарии в 2005 – 2013 гг. | 1 | | 24.04 | |
| Итоговая контрольная работа по теме: Кабардино-Балкария с 1941по настоящее время. | 1 | | 8.05 | |
| Развитие здравоохранения, туризма и спорта в КБР в 1985 – 20123 гг. | 1 | | 15.05 | |
| Развитие образования, науки и СМИ Кабардино – Балкарии насовременном этапе | 1 | | 22.05 | |
| Итоговое повторение | 1 | | 24.05 | |
| Итоговое повторение | | | 25.05 | |