Пояснительная записка.
Учебная программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, Федерального Государственного Стандарта основного общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классов, рабочих программ по истории 6-9 классов к системе учебника Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова «История России. 9 класс» под редакцией академика РАН А.В. Торкунова (М.: Просвещение, 2016), программы к учебнику для общеобразовательных организаций О.С. Сорока–Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история». М., «Просвещение», 2017, учебного плана МКОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9» на 2020-2021 учебный год.
Цели обучения:
- образование, развитие и воспитание личности, повышение ее духовно-нравственной культуры; формирование способности к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;
- приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности;
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
-овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками и исторической информацией;овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной, практической деятельности, необходимых для исторического познания.
-освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
Задачи обучения:
Пояснительная записка.
Учебная программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, Федерального Государственного Стандарта основного общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классов, рабочих программ по истории 6-9 классов к системе учебника Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова «История России. 9 класс» под редакцией академика РАН А.В. Торкунова (М.: Просвещение, 2016), программы к учебнику для общеобразовательных организаций О.С. Сорока–Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история». М., «Просвещение», 2017, учебного плана МКОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9» на 2019-2020 учебный год.
Цели обучения:
- образование, развитие и воспитание личности, повышение ее духовно-нравственной культуры; формирование способности к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;
- приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности;
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
-овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками и исторической информацией;овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной, практической деятельности, необходимых для исторического познания.
-освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
Задачи обучения:
Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории выпускниками основной школы включают:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
- осознание выпускниками своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- выпускники научатся работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты
Предметные:
Выпускник научится:
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- анализировать исторические явления, процессы факты;
- связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- работать с исторической картой; оперировать историческими датами;
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
- определять последовательность и длительность важнейших событий истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры
- давать определения понятиям.
Содержание курса обучения.
Примерная программа в IX классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».В основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Курс истории на ступени основного общего образования является частью системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Программа предполагает использование следующих учебников:
«История России. 9 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;
О.С Сорока–Цюпа .«Всеобщая история. Новейшая история». М., «Просвещение», 2017.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История » относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю). Предмет «История» в 9 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Нового времени) 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.
Основное содержание курса История России 9 класс. 40 часов.
Российская империя в XIX — начале XX в.
Глава I. Россия в первой четверти XIX в.
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласныйкомитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М.Сперанский.Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. иприсоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и егорешения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венскогоконгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союзспасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря1825 г.
Глава II. Россия во второй четверти XIX в.
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политикав условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни:централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительствооб образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формированиепрофессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либеральногореформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа:
особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе.Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона
Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин,конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Началожелезнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города какадминистративные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политикав области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм,реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы.Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки итехники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русскогогеографического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культураповседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как частьевропейской культуры.
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российскойимперии. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам,иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления наокраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии иЗакавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия.
«Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности.Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от
свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайныхполитических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянскиереволюционеры. Культура и этика декабристов.Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формированиинезависимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология,славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русскогосоциализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскуюобщественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Глава III. Россия в эпоху Великих реформ.
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу.Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городскаяреформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правовогосознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны.Конституционный вопрос.Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. ПрисоединениеСредней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на ДальнемВостоке. Основание Хабаровска.
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и«контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественнойсамодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда иадминистрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическаямодернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитиепромышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов.Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение».Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальноймодернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности вРоссии. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры.Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост
образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова вформировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российскаякультура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и еевклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российскогоисторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература,живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне.
Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы
Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовоеположение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозноговозрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: междуучетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польскоевосстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействиенациональных культур и народов.
Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение
публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феноменинтеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение.
Рабочее движение. Женское движение.Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма идругих направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм.Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формыполитической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция.Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое обществопропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народнаяволя». Политический терроризм. РасГруппа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Глава IV. Кризис империи в начале ХХ века.
На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост.Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов.Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра.
Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировойэкспортер хлеба. Аграрный вопрос.Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формированиеновых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права.Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне.Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии.Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на ДальнемВостоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел.Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьбапрофессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическаястачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и ихлидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы).Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы.
Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступленийв 1906-1907 гг.Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу.Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы:итоги и уроки.
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин:программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований инарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции вГосударственной Думе.Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия впреддверии мировой катастрофы.
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности истиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура.Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождениероссийского кинематографа.Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованнымобществом и народом.Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русскойфилософской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Региональный компонент.
Наш регион в XIX в.
Основное содержание курса «Всеобщая история». 28 часов.
Глава I. «Мир в начале XX в.»
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг. Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии. Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно - политический кризис в Европе в 1939 г.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У.Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН
Глава II. «Мир во второй половине XX в.»
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления». Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Культурное наследие ХХ в.Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм. Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Учебно-методический комплект.
Список литературы:
Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века : справ, пособие / М. Н. Зуев. - М. : Дрофа, 2014.
Кириллов, В. В. История России. VI-XXI в. : справочник / В. В. Кириллов, Г. М. Кулагина. - М. : Эксмо-Пресс, 2014.
Пономарев М.В. Тесты по новейшей истории 9 класс (к учебнику Сороко-Цюпы О.С. и др.)
Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран (20-начало 21 века).
Сороко-Цюпа А. О., О. Ю. Стрелова Методические рекомендации для учителей к учебнику Всеобщая история:новейшая история
Сороко-Цюпа А. О., О. Ю. Стрелова. Программы общеобразовательных учтреждений Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI в.
Сороко-Цюпа О. С., А. О. Сороко-Цюпа Всеобщая история:новейшая история
Ушакова О. Д. Повелители России : Цари и императоры : справочник школьника / О. Д. Ушакова. - М.: Литера, 2012.
Чернова, М. П. Справочник учителя истории 5-11 классов / М. П. Чернова. - М. : Экзамен, 2012.
Технические средства:
1.Проектор
2.Компьютер
3.Экран.
Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты
http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
Критерии оценки знаний учащихся по истории (Приложение №1)
Материально-техническое оснащение кабинета истории (Приложение №2)
Тематический план. История 9класс. 68 ч.
№ | Глава | Кол-во часов |
| История России. 40 часов. | |
1 | «Россия в первой четверти XIX века» | 11 |
2 | «Россия во второй четверти XIX века» | 7 |
3 | «Россия в эпоху Великих реформ» | 7 |
4 | «Россия в 1880-1890 –е гг» | 6 |
5 | «Россия в начале XX века» | 9 |
Всеобщая история. 28 часов.
6 | Мир в первой половине XX в. | 14 |
7 | Мир во второй половине XX – начале XXI в. | 14 |
Календарно-тематический план 68 часов.
№ урока | По плану | По факту | По плану | По факту | Название разделов и тем |
9 кл «А» | 9 кл «А» | 9 кл «Б» | 9 кл «Б» |
1. | 03.09 | | 04.09 | | Вводный урок. Т.Б на уроках истории. |
2. | 04.09 | | 06.09 | | Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. |
3. | 10.09 | | 11.09 | | Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского. |
4. | 11.09 | | 13.09 | | Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. |
5. | 17.09 | | 18.09 | | Отечественная война 1812 г. |
6. | 18.09 | | 20.09 | | Заграничные поды русской армии. Внешняя политика Александра I в. 1815-1825 гг. |
7. | 24.09 | | 25.09 | | .Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг. |
8. | 25.09 | | 27.09 | | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. |
9. | 01.10 | | 02.10 | | Общественное движение при Александре I. Первые тайные общества. |
10. | 02.10 | | 04.10 | | Общественное движение при Александре I. Первые тайные общества. |
11. | 15.10 | | 16.10 | | Урок развивающего контроля. |
12. | 16.10 | | 18.10 | | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I |
13. | 22.10 | | 23.10 | | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. |
14. | 23.10 | | 25.10 | | Общественное движение при Николае I. |
15. | 29.10 | | 30.10 | | Внешняя политика Николая I. Кавказская война. |
16. | 30.10 | | 01.11 | | Крымская война 1853-1856 гг. |
17. | 05.11 | | 06.11 | | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. |
18. | 06.11 | | 08.11 | | Урок обобщающего повторения. |
19. | 12.11 | | 13.11 | | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. |
20. | 13.11 | | 15.11 | | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. |
21. | 26.11 | | 27.11 | | Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. |
22. | 27.11 | | 29.11 | | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. |
23. | 03.12 | | 04.12 | | Общественное движение при Александре II. |
24. | 04.12 | | 06.12 | | Политика правительства. |
25. | 10.12 | | 11.12 | | Внешняя политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. |
26. | 11.12 | | 13.12 | | Александр III: особенности внутренней политики. |
27. | 17.12 | | 18.12 | | Перемены в экономике и социальном строе. |
28. | 18.12 | | 20.12 | | Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг. |
29. | 24.12 | | 25.12 | | Национальная и религиозная политика Александра III. |
30. | 25.12 | | 27.12 | | Внешняя политика Александра III. |
31. | 14.01 | | 10.01 | | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. |
32. | 15.01 | | 15.01 | | Россия и мир на рубеже XIX-XX вв. |
33. | 21.01 | | 17.01 | | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX в. |
34. | 22.01 | | 22.01 | | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны. |
35. | 28.01 | | 24.01 | | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг. |
36. | 29.01 | | 29.01 | | Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг. |
37. | 04.02 | | 31.01 | | Социально-экономические реформы П.А. Столыпина. |
38. | 05.02 | | 05.02 | | Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. |
39. | 18.02 | | 07.02 | | Серебряный век русской культуры. |
40. | 19.02 | | 19.02 | | Итоговое повторение. |
41. | 25.02 | | 21.02 | | Индустриальное общество в начале ХХв. |
42. | 26.02 | | 26.02 | | Политическое развитие в начале ХХв. |
43. | 03.03 | | 28.02 | | Первая мировая война. Версальско-Вашингтонская система. |
44. | 04.03 | | 04.03 | | Последствия войны: революции и распад империй. |
45. | 10.03 | | 06.03 | | Капиталистический мир в 1920г. США и страны Европы |
46. | 11.03 | | 11.03 | | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода |
47. | 17.03 | | 13.03 | | США: «новый курс Рузвельта». |
48. | 18.03 | | 18.03 | | Демократические страны Европы в 1930-е гг. |
49. | 24.03 | | 20.03 | | Тоталитарные режимы в 1930г. Италия, Германия, Испания. |
50. | 25.03 | | 25.03 | | Восток и Латинская Америка в первой половине XX в. |
51. | 31.03 | | 27.03 | | Культура и искусство первой половины XX в. |
52. | 01.04 | | 31.03 | | Международные отношения в 1930-гг. |
53. | 14.04 | | 03.04 | | Вторая мировая война 1939-1945 гг. |
54. | 15.04 | | 15.04 | | Итоговое повторение темы «Мир в начале XX века». |
55. | 21.04 | | 17.04 | | Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». |
56. | 22.04 | | 22.04 | | Завершение эпохи индустриального общества. Кризисы 1970-1980-х гг. |
57. | 28.04 | | 24.04 | | Политическое развитие. |
58. | 29.04 | | 29.01. | | Гражданское общество. |
59. | 05.05 | | 05.05 | | Соединенные Штаты Америки. |
60. | 06.05 | | 08.05 | | Великобритания. |
61. | 12.05 | | 13.05 | | Франция. |
62. | 13.05 | | 15.05 | | Италия. |
63. | 19.05 | | 20.05 | | Германия: раскол и объединение. |
64. | 20.05 | | 22.05 | | Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы 1945-2007 гг. |
65. | 2 6.05 | | 26.05 | | Латинская Америка. Страны Азии и Африки во второй половине XX –начале XXI в. |
66. | 26.05 | | 26.05 | | Международные отношения. |
67. | 27.05 | | 27.05 | | Культура второй половины XX в. Глобализация. |
68. | 28.05 | | 29.05 | | Итоговое повторение темы «Новейшая история. Вторая половина XX- начало XXI в». |