СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 2 класс 21 век

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 2 класс 21 век»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373 к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса «Изобразительное искусство» и авторской про­граммы Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова Л.Г. (На­чальная школа XXI века 2010 г.) и обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №18» на 2013-2014 учебный год.

Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.

Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и мето­дологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, акти­визация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потреб­ность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмо­циональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и на­родного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности про­явления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпоч­тений;

развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира при­роды и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком гра­фической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные инте­ресы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцирован­ного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.

Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства явля­ется органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Во втором классе идет расширение познавательного горизонта учащегося: от пред­метов и явлений близких, знакомых, происходящих рядом, к вопросам освоения человеком пространства Земли, к возможным вариантам освоения и создания своего пространства, со­чинения своего мира с использованием сказочных сюжетов. Освоение ближнего и дальнего окружения (пространства). Население окружающего мира людьми и их перемещение в про­странстве Земли.

Немаловажным является развитие и обогащение чувственной сферы (богатства чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения сказочного мира превраще­ний, волшебных изменений и преображений, существующих в сказках (изменение образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения). Создание фантастических образов, вариативность решения художественной задачи.

Одна из основных задач второго класса — расширение цветовой палитры ребенка и обогащение палитры художественных материалов.

Включение в обучение заданий по ИКТ позволяет расширять спектр собственно изо­бразительных задач, помогает знакомить школьников с творчеством художников разных стран, работающих в разных материалах, разных видах деятельности, в том числе с архи­текторами, дизайнерами; способствует быстрому нахождению визуального ряда по изучае­мой теме, расширению диапазона исторических и культурологических данных; развивает интерес к техническим формам работы по изобразительному искусству.

В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

Составляющим компонентом программы является интегрированный курс «Разговор о правильном питании». Автором, которого является Безруких М.М. В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета. Также узнают о традициях и кулинарных обычаях своей страны и

других стран.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.



Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. - 2 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011.

  2. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М.: Вентана-Граф, 2010.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

17

1.1

Что значит быть художником

1

1.2

Предметный мир

4

1.3

Многообразие открытого пространства

8

1.4

Волшебство искусства

4

2

Развитие фантазии и воображения

11

2.1

О чем и как рассказывает искусство? Художественно- выразительные средства

11

3

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

6

ИТОГО


34


Содержание программы (34 часа)

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художест­венную форму (17 часов)

  1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

  2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, делаемый вследствие наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, в интерь­ере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произве­дении через цвет и форму.

  3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.

  4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изобра­жаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, ма­териал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

  5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.

  6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

  7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

  8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и вто­рой планы.

  9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы сущест­вуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

  10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

  11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое про­странство).

  12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

  13. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.

  14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Автор­ская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.

  15. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная ком­позиция.

  16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

  17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.

II. Развитие фантазии и воображения (11 часов)

Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и раз­личное в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии; линия, пятно ритм в живописи).

  1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию ли­тературных произведений. Сочинение — условие развития фантазии и воображения.

  2. Выполнение композиций на передачу настроения, впечатлений, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.

  3. Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Соз­дание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.

  4. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью эле­ментов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном про­странстве класса.

  5. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.

  6. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм пред­метов.

  7. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно- сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы. .

  8. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскост­ная или глубинно-пространственная композиция.

  9. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведени­ях и произведениях народного искусства.

  10. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, в художе­ственном слове и народной речи.

  11. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движе­нием.

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (6 часов)

  1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиев- ский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные му­зеи как места для хранения произведений искусства.

  2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Вы­сказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.

  3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отобра­жение мира природы в искусстве.

  4. Писатель - художник - книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.

  5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

  6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, те­атром, литературой, танцем.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству.

У второклассника продолжится:

    1. формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

    2. формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

    3. развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;

    4. развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувствен­ного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обо­гащение чувств, сенсорных способностей;

    5. воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие жела­ния привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.

У второклассника продолжится:

      1. процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие про­дуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности ориги­нально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

      2. развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходя­щее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

      3. развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

      4. активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представ­ления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

      5. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить ин­формацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;

      6. развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

      7. развитие интереса к искусству разных стран и народов;


      1. становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, клима­том, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении чело­веком пространства Земли;

      2. освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

      3. формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

      4. воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, сво­ему народу, к многонациональной культуре;

      5. формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.

У второклассника продолжится:

        1. формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других ви­дов искусства;

        2. развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;

        3. развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях поли­художественного воспитания;

        4. воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и вооб­ражения;

        5. формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

        6. формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; ов­ладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

        7. умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к ху­дожественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкаль­ных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импро­визации по мотивам разных видов искусства.

        8. формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культу­рологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых ре­зультатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу, за точку от­счёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать ин­дивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонст­рированные учеником, с оценками типа:

- «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об ос­воении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапа­зона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

- «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кру­гозоре, широте (или избирательности) интересов.

Объектом оценки результатов служит в полном соответствии с требованиями нового стандарта способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи.

Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оце­нивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ог­раничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняю­щие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцени­ваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изу­чаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, уме­нию работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации про­граммы являются тематические выставки.

Отметим важность того, чтобы комплект работ второклассника демонстрировал нарас­тающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней форми­руемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудио­записи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, пре­зентации, интерактивные материалы и др.


Материально-техническое обеспечение программы



Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Необходимое количество

2

3

1. Библиотечный фонд


1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - 2 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации. -М.: Просвещение, 2010. -31 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е. С. Савинов. - М. : Просвещение, 2010. - 191 с.


К


Д


Д

Д


2. Печатные пособия

-женские образы в произведениях искусства;

- игрушки из подручного материала;

- иллюстрации разных авторов к одной сказке;

- народная игрушка;

- образцы детских работ прошлых лет;

- образцы посуды;

- печатные и самодельные открытки;

- посуда из разных материалов;

- разнообразные игрушки с ярко-выраженным образом;

- старинные открытки;

- фотографии интерьеров;

- художественные эскизы;

- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

- портреты русских и зарубежных художников;

- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

-схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

-таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

-открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображени­ем пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; жи­вотных и птиц; насекомых;


Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д
Д

Д

Д

Д

Д

Д


Д


Д

Д

Д

Д


Д

Д

Д

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средстдва

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету:

-«Гжель»

-«Стили архитектуры»;

-Городецкие росписи, жёстовские подносы и фрагменты росписи;

-живописные портреты Рокотова, Серова, Репина, Тропинина и других; портреты эпохи возрождения;

- знаменитые пейзажи И.Левитана, А. Саврасова, Р.Рылова, А.Куинджи, Н.Рериха, К.Коро, В.Ван Гога.

-изображение садов и парков в искусстве;

изображения цветов;

- натюрморты Ж.-Б. Шардена, Петрова-Водкина, Кончаловского, Сарьяна, Стожарова;

-слайды «Старинные ограды»;

-слайды и фото зданий и интерьеров крупных музеев и музеев местного значения;

-слайды садов и парковых зон разных эпох;

-фото известных культурных памятников; парковой скульптуры.

-фото транспорта и слайды старинных машин;

Музыкальный ряд:

-напевные песенные тексты;

-народная музыка в инструментальном исполнении;

-народные плясовые;

-русская народная песня;

- записи классической и народной музыки

Литературный ряд:

-пословицы, поговорки, русские народные сказки.

Сайты музеев.

-электронные библиотеки по искусству,

-DVD-фильмы по изобразительному искусст­ву, о природе, архитектуре;




Д

Д

Д


Д


Д


Д


Д

Д


Д

Д

Д

Д


Д

Д

Д

Д

Д


4. Технические средства обученияД

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепленияД карт и таблиц

Д

Телевизор SДamsyng № 1040083467

Д

Видеомагнитофон PHILIPS № 1040080040

Д

Магнитофон.Vitek № 104089594

Д

Мультимедийный проектор Acer №1040089627

Д

Компьютер LG №1040089489

Д

Колонки Gevins №1042000131


Документ камера AVerVision 300p


SMART Tabie


Интерактивная доска Classic Solution


5. Натуральные объекты

Коллекции плодов и семян растений

Д

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Д

6. Игры и игрушки

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К

7. Оборудование класса

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

К

Стол учительский компьютерный с тумбой

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Д




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!