Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сагутьевская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по изобразительному искусству 2 класс
Королёва И.В.
учитель ИЗО
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Сагутьевская СОШ и на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сагутьевская СОШ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса):
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета (курса) «Изобразительное искусство 2 класс» используются:
Учебник«Изобразительное искусство: Искусство и ты» Е. И. Коротеевой, Москва «Просвещение» 2012;
Поурочные разработки по изобразительному искусству 2 класс Л. Ю. Бушкова, Москва, ВАКО, 2014;
Уроки изобразительного искусства 1-4 классы под редакцией Б. М. Неменского, Москва «Просвещение», 2013;
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская», автор Л. А. Неменская, Москва «Просвещение», 2018.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России и авторской программе «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.
На изучение предмета (курса) отводится 1 час в неделю, 34 часов в год (34 учебных недели).
Содержание учебного предмета (курса)
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Как и чем работают художники - 8 часов
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Три основные краски – желтый, красный, синий.
Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 часов
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -11 час.
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 8 час.
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
В конце учебного года в рамках промежуточной аттестации проводится зачет
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | К-во часов | Дата | Примечание |
По плану | По факту | |
Как и чем работают художники | 8ч. | | | |
1. | Три основных цвета, строящие многоцветие мира | 1ч. | 07.09. | | |
2. | Пять красок – все богатство цвета и тона. Волшебные белая и черная | 1ч. | 14.09. | | |
3. | Пастель и цветные мелки, акварель: их выразительные возможности | 1ч. | 21.09. | | |
4. | Выразительные возможности аппликации | 1ч. | 28.09. | | |
5. | Выразительные возможности графических материалов | 1ч. | 05.10. | | |
6. | Выразительность материалов для работы в объёме | 1ч. | 12.10. | | |
7. | Выразительные возможности бумаги | 1ч. | 19.10. | | |
8. | Неожиданные материалы. Обобщение по теме: «Чем и как работают художники» | 1ч. | 09.11. | | |
Реальность и фантазия | 7ч. | | | |
9. | Изображение и реальность | 1ч. | 16.11. | | |
10. | Изображение и фантазия | 1ч. | 23.11. | | |
11. | Украшения и реальность | 1ч. | 30.11. | | |
12. | Украшения и фантазия | 1ч. | 07.12. | | |
13. | Постройка и реальность | 1ч. | 14.12. | | |
14. | Постройка и фантазия | 1ч. | 21.12. | | |
15. | Конструируем природные формы. Конструируем сказочный город. Обобщение по теме: «Реальность и фантазия» | 1ч. | 28.12. | | |
О чём говорит искусство | 11ч. | | | |
16. | Изображение природы в различных состояниях | 1ч. | 11.01. 2021. | | |
17. | Изображение контрастных состояний природы | 1ч. | 18.01. | | |
18. | Художник изображает настроение | | 25.01. | | |
19. | Изображение характера животных | 1ч. | 01.02. | | |
20. | Изображение характера человека. Мужской образ | 1ч. | 08.02. | | |
21. | Изображение характера человека. Женский образ | 1ч. | 15.02. | | |
22. | Образ человека в скульптуре | | 22.02. | | |
23. | Человек и его украшения | 1ч. | 01.03. | | |
24. | О чем говорят украшения? | 1ч. | 08.03. | | |
25. | Образ здания | 1ч. | 15.03. | | |
26. | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру. Обобщение по теме: «О чем говорит искусство» | 1ч. | 05.04. | | |
| Как говорит искусство | 8ч. | | | |
27. | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 1ч. | 12.04. | | |
28. | Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета | 1ч. | 19.04. | | |
29. | Что такое ритм пятен? | 1ч. | 26.04. | | |
30. | Ритм и движение пятен | | |
31. | Что такое ритм линий? Характер линий | 1ч. | 03.05. | | |
32. | Ритм линий и пятен, цвет – средства выразительности любой композиции | 1ч. | 10.05. | | |
33. | Зачет в рамках промежуточной годовой аттестации | 1ч. | 17.05. | | |
34. | Обобщающий урок по теме года «Ты и искусство» | 1ч. | 24.05. | | |
| Итого: 34 часа | | | | |