г. Котовска Тамбовской области
директор школы Н.В. Аверин
приказ №441 от 6.06.2016 г.
протокол № 6 от «24» мая 2016г.
1. Роль и место дисциплины | Обучение изобразительному искусству, будучи целенаправленным процессом формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», неразрывно связано с эстетическим воспитанием и как бы «пронизывает» его, во многом предопределяя его эффективность. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся первых классов с ЗПР общеобразовательных школ (VII вид) |
3. Соответствие государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования программы формирования универсальных учебных действий примерной авторской программы Сокольниковой Н.М., вошедшей в Федеральный реестр программ по стандартам. |
4. Цели и задачи | Изучение изобразительного искусства направлено на достижение основной цели: приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе: изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения); ознакомление с выразительными возможностями графических материалов; освоение простейших приемов лепки объемных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.); формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами; ознакомление с традиционными народными художественными промыслами. |
5. Специфика программы | Специфика программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Эффективность обучения детей с ЗПР достигается решением коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач. Содержание программы по изобразительному искусству позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся с ЗПР. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно – прикладного, архитектуры и дизайна. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, - овладение способами художественной деятельности, - развитие творческой одаренности ребенка. Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (Россия – наша Родина, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Основы художественного языка излагаются системно, в доступной и интересной для учащихся форме. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач. При организации процесса обучения детей с ЗПР в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся. |
6. Основные содержательные линии курса | «Королевство волшебных красок» «В мире сказок» «В гостях у народных мастеров» «В сказочной стране «Дизайн» |
7. Структура программы | Королевство волшебных красок Радужный мост. Красное королевство. Оранжевое королевство. Желтое королевство. Зеленое королевство. Сине – голубое королевство. Фиолетовое королевство. В мире сказок Волк и семеро козлят. Сорока – белобока. Колобок. Петушок – золотой гребешок. Красная шапочка. Буратино. Снегурочка. В гостях у народных мастеров Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрешки. Городец. Хохлома. Гжель. В сказочной стране «Дизайн» Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство. |
8. Требования к результатам | Личностные результаты: положительное отношение и интерес к изучению предмета; готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования основ художественного языка; способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; познавательный интерес к изобразительному искусству. Метапредметные результаты: удерживать цель учебной и внеучебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем; адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок; способность анализировать учебную ситуацию; способность конструировать по замыслу; умение моделировать в виде простейших графических схем (рисунков, эскизов, чертежей). Предметные результаты: Учащиеся научатся: работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ, а также при выполнении заданий по лепке и дизайну; выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши); элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа); передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами; смешивать основные цвета и получать составные; подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрёшки и др.). Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах. |
9. Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение традиционных уроков, урок-экскурсия, урок-игра, урок-путешествие, защиты проектов. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно. |
10. Итоговый контроль | Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме выставки работ учащихся, защиты проектов. Итоговый контроль проводится в форме защиты проектов. |
11. Объем и сроки изучения | На изучение изобразительно искусства отводится 1 час в неделю, всего - 33 часа: I четверть - 9ч. IIчетверть - 7ч. IIIчетверть- 10ч. IVчетверть -7ч. |
1)Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство 1 класс, Москва 2013г.
к учебнику Н.В.Сокольниковой «Изобразительное искусство» 1 класс, Москва 2013г.
1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
2. урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;
3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
4. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
6. комбинированный урок - КУ
№ | Тема урока | К-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | УУД | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 четверть – 9 ч. |
Королевство волшебных красок – 9 ч. |
1. 2. | Радужный мост. (р.т. 4-5; 6) (уч. 22-27) | 2 | УИПЗЗ | Материалы, инструменты. Спектр, цветовой круг, основные и составные цвета | Знать: - названия семи цветов спектра Уметь: -правильно сидеть за партой; -правильно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку; -различать основные и составные, теплые и холодные цвета. | Текущий | Знакомиться с основными материалами и инструментами. Наблюдать за основными и составными цветами. | | |
3. | Красное королевство. Урок творчества. (р.т. 8-9, 10-11) (уч. 28-31) | 1 | УИПЗЗ | Последовательность рисования ягод, цветов. Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов. | Уметь: -использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага). | Текущий | Исследовать последовательность рисования ягод, цветов. Наблюдать за приемом вливания цвета в цвет. | | |
4. | Оранжевое королевство. Урок – мастерская. (р.т. 12-13) (уч. 32-35) | 1 | УКИЗ | Последовательность рисования ноготков, апельсина, ветки рябины (по выбору). Приемы: примакивание, раздельный мазок, смешение цветов. | Знать: - элементарные правила смешивания основных цветов. | Текущий | Исследовать последовательность рисования ноготков, апельсина, ветки рябины. Наблюдать и осваивать приемы: примакивание, смешение цветов. | | |
5. | Желтое королевство. Урок – фантазия. (р.т. 14-15) (уч. 36-39) | 1 | УКИЗ | Последовательность рисования лимона, цыпленка, одуванчика. Прием набрызга краски. | Уметь: - передавать в рисунке простейшую форму; -основной цвет предмета. | Текущий | Исследовать последовательность рисования лимона, цыпленка, одуванчика. за приемом набрызга краски. | | |
6. | Зеленое королевство. Урок – игра. (р.т. 16-17) (уч. 40-43) | 1 | УИПЗЗ | Последовательность рисования груши, яблока. Знакомство с жанром натюрморт и картинами художников этого жанра. | Уметь: -правильно работать акварельными красками; -ровно закрывать ими нужную поверхность. | Текущий | Наблюдать за последовательностью изображения зеленых фруктов. Освоить приемы смешения цветов карандашами. | | |
7. | Сине – голубое королевство. (р.т. 18-21) (уч. 44-47) | 1 | УИПЗЗ | Последовательность рисования простых по форме цветов (незабудки, васильки) Знакомство с творчеством художников –пейзажистов. | Знать: -приемы свободной кистевой росписи. Уметь: -выполнить композиционное решение рисунка. | Текущий | Наблюдать за получением синего и голубого цвета с помощью красок. | | |
8. | Фиолетовое королевство. (р.т. 22-25) (уч. 48-51) | 1 | УИПЗЗ | Рисование с натуры. Последовательность рисования баклажана, сливы. Натюрморт. | Знать: -основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь: -сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | Текущий | Наблюдать за получением различных оттенков фиолетового цвета с помощью красок. Работать в малых группах. | | |
9. | Проектная деятельность по теме «Любимое королевство цвета» | 1 | УПОКЗ | Участие в проектной деятельности, формирование умений отчитываться о проделанной работе | Уметь выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; определять необходимые материалы и инструменты. | Текущий | Оценивать свои работы и работы одноклассников. | | |
2 четверть – 7 ч. |
В мире сказок – 7 ч. |
10. | Волк и семеро козлят. (уч. 60-65) | 1 | УИПЗЗ | Ознакомление с творчеством художников – аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы. Последовательность лепки волка, козленка. Приемы лепки. | Знать: - об особенностях изображения животных в лепке. Уметь: -создавать объемные изображения из пластилина. | Текущий | Рассказывать о наиболее выразительных сюжетах сказки. Исследовать последовательность лепки героев сказки. | | |
11. | Сорока – белобока (уч. 66-69) | 1 | УИПЗЗ | Основы ИЗО: рисунок, цвет, композиция. Последовательность рисования сороки, сказочного домика. | Уметь: -применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению); -передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. | Текущий | Узнавать сказочных героев. Наблюдать за последовательностью лепки сказочных птиц. | | |
12. | Колобок. (уч. 70-73) | 1 | УИПЗЗ | Сказки в произведениях В.Васнецова, Н.Кочергина, Е.Рачева, А.Савченко. Представление о роли фантазии в искусстве. Отработка графических навыков, навыков композиционного решения рисунка. | Знать: -особенности и выразительные средства изображения сказочных мотивов в иллюстрациях. | Текущий | Обсуждать сказки в произведениях разных художников. Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков. | | |
13. | Петушок – Золотой гребешок. (уч. 74-77) | 1 | УИПЗЗ | Представление об образных особенностях работы над изображением в объеме. Закрепление понятия «цвет». Последовательность работы цветом. Оформление работы в цвете по собственному замыслу и представлению. | Уметь: -применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению); -передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. | Текущий. | Наблюдать за последовательностью накладывания краски. Использовать прием «вливания цвета в цвет», «от пятна». | | |
14. | Красная шапочка. (уч. 78-79) | 1 | УИПЗЗ | Представление об образных особенностях работы над изображением в объеме. Последовательность лепки корзины и угощения. | Знать: -приемы работы с пластилином; -особенности объемных изображений. Уметь: -организовать рабочее место при лепке изделий из глины и пластилина; | Текущий | Рассказывать наиболее выразительные сюжеты. Наблюдать за последовательность лепки корзины и угощения. | | |
15. | Буратино. (уч. 80-83) | 1 | КУ | Закрепление понятия «цвет». Последовательность работы цветом. Оформление работы в цвете по собственному замыслу и представлению. | -создавать эскиз в карандаше. | Текущий | Обсуждать настроение героев. Изображать настроение героев с помощью красок или карандашей. Использовать прием последовательного рисования героев. | | |
16. | Снегурочка. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы» (уч. 84-85) | 1 | УОСЗ | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: Саврасов, Серов, Репин. | Уметь: -сравнивать различные виды и жанры ИЗО. Знать: -о деятельности художника, скульптора. | Текущий | Сравнивать снегурочек, изображенных разными художниками. Находить сходства и отличия. | | |
3 четверть – 10 ч. |
В гостях у народных мастеров – 10 ч. |
17. | Проектная деятельность по теме «Сказочные герои» | 1 | УПОКЗ | Участие в проектной деятельности, формирование умений отчитываться о проделанной работе | Уметь выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; определять необходимые материалы и инструменты. | Текущий | Оценивать свои работы и работы одноклассников. | | |
18. | Дымковские игрушки. (р.т.32-33) (уч. 94-97) | 1 | УИПЗЗ | Понятие «декоративно – прикладное искусство». Выполнение орнаментов. Последовательность выполнения печаток – тычков. Вырезание из бумаги силуэтов дымковских игрушек и украшение их орнаментами. | Знать: -известные центры народных художественных ремесел России; -отличительные признаки изделий народных промыслов. Уметь: -построить композицию рисунка; -выполнить карандашный набросок; -подбирать цвета на палитре; -делать заливку контура цветом; -работать с цветом; -прорисовывать детали рисунка. | Текущий | Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Сравнивать дымковские узоры. Использовать прием последовательности выполнения печаток-тычков. | | |
19-20. | Филимоновские игрушки. (р.т.34-35) (уч. 98-101) | 2 | УИПЗЗ | Характерный узор филимоновской игрушки. Последовательность выполнения филимоновских орнаментов. | Знать: -известные центры народных художественных ремесел России; -отличительные признаки изделий народных промыслов. Уметь: -построить композицию рисунка; -выполнить карандашный набросок. | Текущий | Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за росписью филимоновских узоров.
| | |
21-22. | Матрешки. (р.т.36-37) (уч. 102-105) | 2 | УИПЗЗ | Полхов – Майданская и Семеновская матрешка (сравнение). Последовательность выполнения росписи. Роспись деревянных заготовок по замыслу. | Знать: -известные центры народных художественных ремесел России; -отличительные признаки изделий народных промыслов. Уметь: -построить композицию рисунка; -выполнить карандашный набросок; -подбирать цвета на палитре; -делать заливку контура цветом; -работать с цветом. | Текущий | Сравнивать матрешек изготовленных в разных местах России. Наблюдать за последовательностью выполнения росписи матрешек. | | |
23. | Городец. (р.т.39) (уч. 106-109) | 1 | УИПЗЗ | Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Последовательность выполнения городецкой росписи. | Знать: -известные центры народных художественных ремесел России; -отличительные признаки изделий народных промыслов. Уметь: -построить композицию рисунка; -выполнить карандашный набросок; -подбирать цвета на палитре; -делать заливку контура цветом; -работать с цветом. | Текущий | Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за последовательностью выполнения городецкой росписи. | | |
24. | Хохлома. (р.т.40-41) (уч. 110-113) | 1 | УИПЗЗ | Особенности изделий Хохломы. Цветовая гамма. Последовательность выполнения хохломской росписи: ягодка, травка, сказочная птица. | Знать: -известные центры народных художественных ремесел России; -отличительные признаки изделий народных промыслов. Уметь: -построить композицию рисунка; -выполнить карандашный набросок; -подбирать цвета на палитре; -делать заливку контура цветом; -работать с цветом. | Текущий | Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за последовательностью выполнения хохломской росписи: ягодка, травка, сказочная птица . | | |
25. | Гжель. (р.т.38) (уч. 114-117) | 1 | УИПЗЗ | Особенности гжельских орнаментов. Цветовая гамма. Виды изделий. Последовательность выполнения гжельских орнаментов. Роспись силуэта сахарницы. | Знать: -известные центры народных художественных ремесел России; -отличительные признаки изделий народных промыслов. Уметь: -построить композицию рисунка; -выполнить карандашный набросок; -подбирать цвета на палитре; -делать заливку контура цветом; -работать с цветом. | Текущий, | Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за последовательностью выполнения гжельских орнаментов. | | |
26. | Проектная деятельность по теме «Народное искусство» | 1 | УПОКЗ | Участие в проектной деятельности, формирование умений отчитываться о проделанной работе | Уметь выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; определять необходимые материалы и инструменты. | Защита проекта | Оценивать свои работы и работы одноклассников. | | |
4 четверть 7 часов |
27 28. | Круглое королевство. Беседа об искусстве аппликации и ее красоте. (р.т.44; 7) (уч. 126-127) | 2 | УИПЗЗ | Значение слова «дизайн». Объекты дизайна круглой формы. Аппликация «Луноход» из кругов разного размера. | Знать: - о форме предметов; Уметь: -выполнять простейшие композиции – аппликации. | Текущий | Различать круглые предметы. Наблюдать за последовательностью выполнения аппликации. | | |
29 | Шаровое королевство. (р.т.45) (уч. 128-129) | 1 | УИПЗЗ | Выделение предметов в форме шара на картинах, в ближнем окружении. Лепка шариков из пластилина. Создание изделия «бусы», сказочное животное «Лошарик» | Уметь: - рассказать, устно описать изображение на картине или иллюстрации: предметы, явления, действия; выразить свое отношение к изображенному | Текущий | Исследовать предметы окружающего мира. Наблюдать за последовательностью изображения шара. | | |
30 | Треугольное королевство. (уч. 130-131) | 1 | КУ | Треугольные предметы. Картины Кандинского. | Знать: -музеи изобразительного искусства России, мира; -выдающихся художников. Уметь: -узнавать отдельные произведения выдающихся художников. | Текущий | Знакомиться с музеями изобразительного искусства России. Уметь различать треугольники в объектах дизайна. | | |
31 | Квадратное королевство. (уч. 132-135) | 1 | УИПЗЗ | Декор из квадратов. Украшение квадратной подушки. Рисование кистью элементов геометрического узора. Ведущие художественные музеи России – Третьяковская галерея. | Уметь: - различать квадраты, клетки, сетки, решетки в объектах дизайна. | Текущий | Исследовать предметы окружающего мира. Наблюдать за последовательностью выполнения квадратных предметов. | | |
32 | Кубическое королевство (уч. 136-137) | 1 | УИПЗЗ | Кубы и кубики. Сколько у куба квадратных сторон? Объекты дизайна или их части, которые имеют форму куба. Склеивание картонных кубиков. Роспись разноцветными узорами. | Знать: -приемы свободной кистевой росписи. Уметь: -выполнить композиционное решение рисунка. | Текущий | Исследовать предметы окружающего мира. Наблюдать за «превращением» бумажных кубиков в объекты дизайна. | | |
33 | Проектная деятельность по теме «Дизайн в нашей жизни» | 1 | УПОКЗ | Участие в проектной деятельности, формирование умений отчитываться о проделанной работе | Уметь выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; определять необходимые материалы и инструменты. | Защита проекта | Оценивать свои работы и работы одноклассников. | | |