Рабочая программа по изобразительному искусству
УМК « Школа России» (2 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы « Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Москва» Просвещение» 2018 г. . Согласно учебному плану МКОУ Лицей №1 г.п. Терек и ООП НОО на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1. Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
2. Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
3. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
4. Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
5. Сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
-учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
-учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
-работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
-договариваться сообща;
-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России
• и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка: узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре),
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Учащиеся 2 класса должны знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
Учащиеся 2 класса должны уметь:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
Раздел 2.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Общая тема года: «Искусство и ты»
Как и чем работает художник? (8 ч)
Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме.
Три основных цвета – желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия(7 ч)
Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство?(11 ч)
Пропорции.
Изображение природы в различных состояниях. Настроение природы.
Изображение характера животных. Графика, живопись, скульптура.
Изображение характера человека: женский образ. Портретное изображение. Женские качества характера.
Изображение характера человека: мужской образ. Мужские качества характера.
Образ человека в скульптуре. Скульптура.
Человек и его украшения. Цвет, ритм, тон для передачи характера.
О чем говорят украшения. Декор. Декоративная композиция.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Коллаж.
Как говорит искусство?(8 ч)
Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.
Обобщающий урок.
Раздел 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Чем и как работают художники | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чём говорит искусство | 11 |
4 | Как говорит искусство | 8 |
| Итого | 34 |
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение курса
« Изобразительное искусство» в 2 классе отводится 1 ч в неделю, 34 ч в год.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
на 2021-2022 учебный год (2класс)
№ | Тема урока | Дата | Примечание |
| 1 Чем и как работают художники 8 | | |
| «Цветочная поляна» | 04.09 | |
| «Радуга на грозовом небе». | 11.09 | |
| «Осенний лес» | 18.09 | |
| «Осенний листопад» | 25.09 | |
| «Графика зимнего леса» | 02.10 | |
| «Звери в лесу» | 09.10 | |
| «Игровая площадка» | 16.10 | |
| «Наши друзья: птицы» | 23.10 | |
| 2 Реальность и фантазия 7 | | |
| «Сказочная птица» | 30.10 | |
| «Узоры паутины» | 13.11 | |
| «Узоры паутины» | 20.11 | |
| «Обитатели подводного мира» | 27.11 | |
| «Кружевные узоры» | 04.12 | |
| «Кружевные узоры» | 11.12 | |
| «Подводный мир» | 18.12 | |
| О чём говорит искусство 11 | | |
| Конструирование елочных игрушек. | 25.12 | |
| «Четвероногий герой» | | |
| Сказочный мужской образ. | | |
| Женский образ русских сказок | | |
| Образ сказочного героя. | | |
| «С чего начинается Родина?» | | |
| «Человек и его украшения» | | |
| «Сказочные персонажи, противоположные по характеру» | | |
| «Украшение двух, противоположных по намерению флотов» | | |
| Здание для сказочного героя | | |
| Урок-обобщение | | |
| Как говорит искусство 8 | | |
| «Огонь в ночи» | | |
| «Мозаика». («Весенняя земля») | | |
| Графические упражнения. | | |
| «Дерево» | | |
| «Птицы» | | |
| «Поле цветов» | | |
33-34 | Обобщающий урок года. | | |