Рассмотрено На заседании МО учителей __________________________________ Протокол № ___ от «__» ________ 20__ г. | Согласовано Руководитель СП _____________/С.И.Бородынкина «__» __________ 20__ г. | Утверждено Приказ № ____ от«__» ____________ 20__ г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Клетнянская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Н.В. Можаева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета(курса) изобразительное искусство
для 5-8 класса
основного общего образования
на 2021-2022 учебный год
разработана на основе
рабочей программы для общеобразовательных организаций «Изобразительное искусство 5-8 классы»
автор Неменский Б. М. и др. -5-е изд., перераб. – М.: Просвещение2016 г.
Составитель Козлова Наталия Евгеньевна, учитель изобразительного искусства, высшая квалификационная категория
Клетня
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов (базовый уровень) составлена в соответствии
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями),
-федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2021-2022 учебный год,
- учебным планом МБОУ Клетнянскаой СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева на 2021-2022 учебный год
(приказ №_______________ от ___________20____ года)
- в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, с учетом преемственности с программами начального общего образования.
Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы для общеобразовательных организаций «Изобразительное искусство. 5-8 классы» автор Неменский Б.М. Изобразительное искусство: 5-8классы: рабочие программы /Б.М. Неменский и др.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2016
Учебно-методическое обеспечение.
Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5класс. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015
Л.А. Неменская «Изобразительное искусство 6класс. Искусство в жизни человека»: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2016
А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7класс» /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2017
А.С. Питерских. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2018
Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5класс»
О.В, Свиридова. Изобразительное искусство 5-8классы. Проверочные и контрольные тесты. –Волгоград: Учитель 2008
Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки « Искусство в жизни человека». 6 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
Главной целью является:
развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология». Возникает также возможность выстраивания системы надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.
Ведущими подходами при изучении предмета являются системно-деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией художественно-творческой учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Основное содержание образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями: «Народное художественное творчество - неиссякаемый источник самобытной красоты», «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Понимание смысла деятельности художника», «Вечные темы и великие исторические события в искусстве», «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн», «Изобразительное искусство и архитектура России XI -XVII вв.», «Искусство полиграфии», «Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.», «Взаимосвязь истории искусства и истории человечества», «Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография». Содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом изобразительного искусства в начальной школе.
Народное художественное творчество - неиссякаемый источник самобытной красоты. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм - целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок - основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников - импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника. Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве. Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн. Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно - пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI -XVII вв. Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии. Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества. Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография - особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ Клетнянской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева на 2021-2022г. на изучение изобразительного искусства в 5 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год), в 6 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год), в 7 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год), в 8 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год),
Учитывая календарный учебный график на 2021-2022 учебный год, рабочая программа в 5 классе составлена на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели), в 6 классе составлена на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели), в 7 классе составлена на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели), в 8 классе составлена на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на-рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание тем учебного курса 5 класса
Древние корни народного искусства-8 часов
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса – неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Связь времен в народном искусстве- 8 часов
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Декор – человек, общество, время -10 часов
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различии людей по специальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы 17 века.
Декоративное искусство в современном мире – 8 часов
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Формой проведения занятий по программе является урок. Типы урока:
•Урок коллективной творческой работы;
•Урок изучения нового материала;
•Урок закрепления знаний, умений и навыков;
•Комбинированный;
•Обобщающий.
В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме тестовой работы.
Виды работы | 1-я ч. (кол-во часов.) | 2-я ч. (кол-во часов.) | І полуг. (кол-во часов.) | 3-я ч. (кол-во часов.) | 4-я ч. (кол-во часов.) | ІІ полуг. (кол-во часов.) | ИТОГО |
Тест | | 1 | 1 | | 1 | | 2 |
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование в 5 классе |
№ урока | Дата проведения | Тема урока, тип урока |
План | Факт |
Тема 1: Древние корни народного искусства. 8 часов |
1/1 | | | Древние образы в народном искусстве |
2/2 | | | Декор русской избы |
3/3 | | | Внутренний мир русской избы |
4/4 | | | Конструкция, и декор предметов народного быта и труда |
5/5 | | | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки |
6/6 | | | Народный праздничный костюм |
7/7 8/8 | | | Народные праздничные обряды |
Тема 2: Связь времен в народном искусстве. 8 часов |
9/1 10/2 | | | Древние образы в современных народных игрушках |
11/3 | | | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла |
12/4 13/5 | | | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла |
14/6 15/7 | | | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. |
16/8 | | | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Тестирование по теме «Народные промыслы» |
Тема3: Декор – человек, общество, время. 10 часов |
17/1 18/2 | | | Зачем людям украшения? |
19/3 | | | Декор и положение человека в обществе |
20/4 | | | Декор и положение человека в обществе |
21/5 22/6 | | | Одежда говорит о человеке |
23/7 24/8 | | | О чем рассказывают гербы и эмблемы |
25/9 | | | О чем рассказывают гербы и эмблемы Брянской области. |
26/10 | | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
Тема 4: Декоративное искусство в современном мире. 8 часов |
27/1 | | | Современное выставочное искусство |
28/2 29/3 | | | Итоговая тестовая работа |
30/4 31/5 | | | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) |
32/6 33/7 | | | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно) |
34/8 | | | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза). |
Содержание тем учебного курса 6 класс
1. | «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8ч) Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей. |
2. | «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч) Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века. |
3. | «Вглядываясь в человека. Портрет» (9 ч) Приобщение учащихся к культурному наследию человече¬ства через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой ин¬дивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Ху¬дожественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве. |
4. | «Человек и пространство. Пейзаж» (9 ч) Изображение природы в искусстве разных эпох. Различ¬ные способы изображения пространства и их мировоззренче¬ский смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духов¬ной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление нацио¬нального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины. |
5. | Итого: 34 часов |
Формой проведения занятий по программе является урок. Типы урока:
•Урок коллективной творческой работы;
•Урок изучения нового материала;
•Урок закрепления знаний, умений и навыков;
•Комбинированный;
•Обобщающий.
В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме тестовой работы.
Виды работы | 1-я ч. (кол-во часов.) | 2-я ч. (кол-во часов.) | І полуг. (кол-во часов.) | 3-я ч. (кол-во часов.) | 4-я ч. (кол-во часов.) | ІІ полуг. (кол-во часов.) | ИТОГО |
Тест | | | | | 1 | 1 | 1 |
Творческая работа | | 1 | 1 | 1 | | 1 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета (курса) изобразительное искусство
для 6 класса
основного общего образования
на 20___-20____ учебный год
Составитель Козлова Наталия Евгеньевна, учитель искусства,
высшая квалификационная категория
Календарно-тематическое планирование в 6 классе |
№ урока | Дата проведения | Тема урока, тип урока |
План | Факт |
Тема 1: «Виды изобразительного искусства и основы их языка» -8часов |
1/1 | | | Изобразительное искусство в семье пластических искусств |
2/2 | | | Рисунок- основа изобразительного творчества |
3/3 | | | Линия и ее выразительные возможности. |
4/4 | | | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен |
5/5 | | | Цвет, основы цветоведения |
6/6 | | | Цвет в произведениях живописи |
7/7 | | | Объемные изображения в скульптуре |
8/8 | | | Основы языка изображения |
Тема2: «Мир наших вещей. Натюрморт» -8 часов |
9/1 | | | Реальность и фантазия |
10/2 | | | Изображение предметного мира |
11/3 | | | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. |
12/4 | | | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива |
13/5 | | | Освещение. Свет и тень. |
14/6 | | | Натюрморт в графике |
15/7 | | | Цвет в натюрморте |
16/8 | | | Творческая работа «Выразительные возможности натюрморта». |
Тема 3: «Вглядываясь в человека Портрет» - 9часов |
17/1 | | | Образ человека, главная тема искусства |
18/2 | | | Конструкция головы человека и ее пропорции |
19/3 | | | Графический портретный рисунок и выразительность образа. |
20/4 | | | Творческая работа «Портрет в графике» |
21/5 | | | Портрет в скульптуре. |
22/6 | | | Сатирические образы человека. |
23/7 | | | Образные возможности освещения в портрете |
24/8 | | | Портрет в живописи. Роль цвета в портрете |
25/9 | | | Великие портретисты. |
Тема 4: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» -9часов |
26/10 | | | Жанры в изобразительном искусстве. |
27/1 | | | Изображение пространства |
28/2 | | | Правила воздушной и линейной перспективы. |
29/3 | | | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. |
30/4 | | | Пейзаж- настроение. Природа и художник. |
31/5 | | | Итоговая тестовая работа |
32/6 33/7 | | | Городской пейзаж |
34/8 | | | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. |
Содержание тем учебного курса 7 класс
1. | Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов). Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты. |
2. | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов). От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне |
3. | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов). Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете. |
4. | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7часов). Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир. |
5. | Итого: 34 часа |
Формой проведения занятий по программе является урок. Типы урока: урок индивидуального творчества; урок коллективной творческой работы;
урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков; комбинированный; обобщающий.
В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме творческой работы.
Перечень вида и количества работ за четверть, полугодие, год.
Виды работы | 1-я ч. (кол-во часов.) | 2-я ч. (кол-во часов.) | І полуг. (кол-во часов.) | 3-я ч. (кол-во часов.) | 4-я ч. (кол-во часов.) | ІІ полуг. (кол-во часов.) | ИТОГО |
Творческий проект | | | | 1 | | 1 | 1 |
Творческая работа | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета (курса) изобразительное искусство
для 7 класса
основного общего образования
на 20___-20____ учебный год
Составитель Козлова Наталия Евгеньевна, учитель искусства,
высшая квалификационная категория
Календарно-тематическое планирование в 7 классе |
№ урока | Дата проведения | Тема урока |
План | Факт |
Тема 1: Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры (8 часов) |
1/1 | | | Основы композиции в конструктивных искусствах. |
2/2 | | | Основы композиции в конструктивных искусствах. |
3/3 | | | Прямые линии и организация пространства. |
4/4 | | | Цвет — элемент композиционного творчества. |
5/5 | | | Свободные формы: линии и тоновые пятна. |
6/6 | | | Буква — строка — текст. Искусство шрифта. |
7/7 | | | Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. |
8/8 | | | Творческая работа «В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна». |
Тема2: Художественный язык конструктивных искусств (8 часов) |
9/1 | | | Объект и пространство. |
10/2 | | | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. |
11/3 | | | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. |
12/4 | | | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. |
13/5 | | | Важнейшие архитектурные элементы здания. |
14/6 | | | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. |
15/7 | | | Форма и материал. |
16/8 | | | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. |
Тема 3: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов) |
17/1 | | | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. |
18/2 | | | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. |
19/3 | | | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. |
20/4 | | | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. |
21/5 | | | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. |
22/6 | | | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. |
23/7 | | | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. |
24/8 | | | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. |
25/9 | | | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. |
26/10 | | | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта. Осуществление архитектурного проекта. |
27/11 | | | Ты — архитектор! Защита архитектурного проекта. |
| | | |
Тема 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование (7 часов) |
28/1 | | | Мой дом — мой образ жизни. |
29/2 | | | Интерьер, который мы создаем. |
30/3 | | | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. |
31/4 | | | Встречают по одёжке |
32/5 | | | Итоговая творческая работа. |
33/6 | | | Автопортрет на каждый день. |
34/7 | | | Обобщение темы «Моделируя себя — моделируешь мир». |
Содержание тем учебного курса 8 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
1. | 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. (8 ч) Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены Сценография - искусство и производство Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения. Художник в театре кукол..Привет от Карабаса-Барабаса! Спектакль: от замысла к воплощению. Третий звонок |
2. | Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (9ч.) Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. Фотография искусство « светописи». Вещь: свет и фактура. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. |
3. | Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (10 ч.) Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика рисовального фильма |
4. | Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство – зритель. (7 ч.) Мир на экране: здесь и сейчас..Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. Жизнь врасплох, или Киноглаз. Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. |
5. | Итого: 34 часа |
Формой проведения занятий по программе является урок. Типы урока: урок индивидуального творчества; урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков; комбинированный; обобщающий.
В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме творческой работы.
Виды работы | 1-я ч. (кол-во часов.) | 2-я ч. (кол-во часов.) | І полуг. (кол-во часов.) | 3-я ч. (кол-во часов.) | 4-я ч. (кол-во часов.) | ІІ полуг. (кол-во часов.) | ИТОГО |
Творческая работа | | | | 1 | 1 | 2 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета (курса) изобразительное искусство
для 8 класса
основного общего образования
на 201___-20____ учебный год
Составитель Козлова Наталия Евгеньевна, учитель искусства,
высшая квалификационная категория
Календарно-тематическое планирование для 8 класса |
№ урока | Дата проведения | Тема урока, тип урока |
План | Факт |
Тема 1: Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. (8 ч) |
1/1 | | | Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. |
2/2 | | | Театральное искусство и художник. |
3/3 | | | Сценография - особый вид художественного творчества. |
4/4 | | | Сценография - искусство и производство. |
5/5 | | | Тайны актерского перевоплощения. |
6/6 | | | Художник в театре кукол. |
7/7 | | | Привет от Карабаса – Барабаса. |
8/8 | | | Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок. |
Тема 2: Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (9 ч.) |
9/1 | | | Фотография - взгляд, сохранённый навсегда |
10/2 | | | Грамота фотокомпозиции и съемки. |
11/3 | | | Фотография - искусство светописи. |
12/4 | | | Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. |
13/5 | | | Человек на фотографии. |
14/6 | | | Искусство фоторепортажа. |
15/7 | | | Фотография и компьютер |
16/8 | | | Документ для фальсификации |
17/9 | | | Творческая работа по теме « Фотография» |
Тема3: Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (10 ч.) |
18/1 | | | Многоголосый язык экрана |
19/2 | | | Пространство и время в кино. |
20/3 | | | Художник и художественное творчество в кино |
21/4 | | | Художник - режиссёр – оператор |
22/5 | | | От большого экрана к твоему видео. |
23/6 | | | Азбука киноязыка. |
24/7 | | | Фильм — «рассказ в картинках» |
25/8 | | | Бесконечный мир кинематографа. |
26/9 | | | Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. |
27/10 | | | История и специфика рисовального фильма. |
Тема 4: Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство – зритель. (7 ч.) |
28/1 | | | Мир на экране: здесь и сейчас. |
29/2 | | | Телевидение и документальное кино. |
30/3 | | | Жизнь врасплох, или Киноглаз. |
31/4 | | | Видеоэтюд в пейзаже и портрете. |
32/5 | | | Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? |
33/6 | | | Итоговая творческая работа |
34/7 | | | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства |