СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

                 Раздел I. Пояснительная записка

                                                      1.1 Нормативная база

Рабочая программа по изобразительному искусству за курс основного общего образования составлена на основе:

  • ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом МО и науки РФ от 5 марта 2004 № 1089 (в ред. От 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39. от 31.01.2012 № 69).
  • Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».
  • Примерной программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство, 5- 7 класс». Москва «Просвещение», 2009 г.
  • Положения МБОУ «СОШ им. Х.Намсараева» О порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов».
  • Учебного плана МБОУ «СОШ им. Х.Намсараева».

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.  Актуальность курса заключается в освоении детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе и это будет залогом того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств. Данный курс представляет собой изучение многих видов и жанров изобразительного искусства, и в первую очередь, основу основ - рисунок, живопись, композицию; изучение истории искусства; изучение искусствоведческого материала, знакомство с жизнью и творчеством великих художников, укрепление межпредметных связей  ( литература, история, мировая художественная культура, музыка). Пробуждение фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов.

Цели:

  • развитие образного восприятия визуального мира, освоение способов творческого самовыражения личности.
  • гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;
  • развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;    

Задачи:

     формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального

образа реальности и произведений искусства;

• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

           Программа занятий рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю. Структура программы выстроена циклически: ежегодное повторение разделов и тем обусловлено усложнением изучаемого материала.

Занятия проводятся в индивидуально-групповой форме, с использованием проблемно-поискового, наглядно-демонстративного методов, рассказа, беседы, работы с книгой.

В этом возрасте активно развивается логическое и абстрактное мышление, любознательность. Ярко выражено стремление к самореализации, желание быть признанным и оцененным другими.

На занятиях дети получают теоретические знания, учатся анализировать, читать схемы, технологические карты и выполнять практические задания по ним. Полученные знания и умения воплощают в индивидуальной или групповой работе. При презентации изделий, дети учатся высказывать свое мнение, быть объективными, гуманными, доброжелательными, без обид выслушивать критику и быть самокритичными.

Занятия имеют большое воспитательное значение для развития художественного вкуса детей, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации учащихся.

Принципы построения программы:

  • культуросообразности
  • сотрудничества и сотворчества педагога и воспитанников
  • доступности
  • преемственности
  • дифференциации
  • свободы выбора
  • успешности

Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса -  первый год обучения основной школы, она  строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс»

Раздел I. Пояснительная записка

1.1 Нормативная база

Рабочая программа по изобразительному искусству за курс основного общего образования составлена на основе:

  • ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом МО и науки РФ от 5 марта 2004 № 1089 (в ред. От 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39. от 31.01.2012 № 69).

  • Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».

  • Примерной программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство, 5- 7 класс». Москва «Просвещение», 2009 г.

  • Положения МБОУ «СОШ им. Х.Намсараева» О порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов».

  • Учебного плана МБОУ «СОШ им. Х.Намсараева».

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Актуальность курса заключается в освоении детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе и это будет залогом того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств. Данный курс представляет собой изучение многих видов и жанров изобразительного искусства, и в первую очередь, основу основ - рисунок, живопись, композицию; изучение истории искусства; изучение искусствоведческого материала, знакомство с жизнью и творчеством великих художников, укрепление межпредметных связей ( литература, история, мировая художественная культура, музыка). Пробуждение фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов.

Цели:

  • развитие образного восприятия визуального мира, освоение способов творческого самовыражения личности.

  • гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;

  • развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

Задачи:

формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального

образа реальности и произведений искусства;

• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

 Программа занятий рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю. Структура программы выстроена циклически: ежегодное повторение разделов и тем обусловлено усложнением изучаемого материала.

Занятия проводятся в индивидуально-групповой форме, с использованием проблемно-поискового, наглядно-демонстративного методов, рассказа, беседы, работы с книгой.

В этом возрасте активно развивается логическое и абстрактное мышление, любознательность. Ярко выражено стремление к самореализации, желание быть признанным и оцененным другими.

На занятиях дети получают теоретические знания, учатся анализировать, читать схемы, технологические карты и выполнять практические задания по ним. Полученные знания и умения воплощают в индивидуальной или групповой работе. При презентации изделий, дети учатся высказывать свое мнение, быть объективными, гуманными, доброжелательными, без обид выслушивать критику и быть самокритичными.

Занятия имеют большое воспитательное значение для развития художественного вкуса детей, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации учащихся.

Принципы построения программы:

  • культуросообразности

  • сотрудничества и сотворчества педагога и воспитанников

  • доступности

  • преемственности

  • дифференциации

  • свободы выбора

  • успешности

Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.


Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Изобразительное искусство» для 6 класса ориентирован на работу по учебнику Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» (под редакцией Б. М. Неменского), издательство Просвещение, 2012 год.

Общая характеристика предмета:

-преемственность начального и основного образования;

- концентрические возвращения к основам изобразительного искусства, их постоянного углубления и расширения;

-межпредметные и внутрипредметные связи;

- продолжение формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов;

--реализация художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства.

Описание ценностных ориентиров должно найти отражение в содержании учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе.

Изучение изобразительного искусства направлено на:

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

- формирование морально-нравственных ценностей и представлений о реальной художественной картине мира;

-развитие и становление эмоционально-образного и художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других учебных предметах, обеспечивает становление целостного мышления учащихся;

- формирование личности учащегося, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования. В методической литературе встречаются различные названия занятий: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) при этом нередко добавляют «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему. Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач занятия, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей на занятии, сформулированной в задачах:

- Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.

- Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких вариативных знаний, умений.

- Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Все виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полученных из книг; общения со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра).

Рисование по памяти - это процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия.

Изображение (рисование) с натуры. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям.

Комплексные занятия, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая.

В каждом блоке поставлены разделы и подразделы по отдельным проблемам:

- Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, пространство, перспектива, пересечение плоскостей в пространстве, загораживание, изображения людей и животных, предметов).

- Основы композиции (цвет, пятно, контраст, колорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия, ассиметрия).

- Визуальное мышление (задания на развитие интуиции, ощущений, ассоциаций, рисование не той рукой, перевернутое рисование, штормовое рисование, фантазии, невозможные фигуры).

- Художественные материалы, средства, технологии (кисть, карандаш, фломастер, гуашь, акварель, тушь, бумага, картон, работа в техниках печати, отмыв- ки, техники граттажа, монотипии, художественной росписи по ткани, витраж, офорт, мятая бумага).

- Мировая художественная культура (рисунок, живопись, декоративное рисование, письменность, музыка).

В основе интеграции разных видов искусств на занятии имеет системообразующее начало. Здесь важным является нравственно-эстетическое чувство. Педагогическая практика убедила в большой ценности занятий, на которых происхо- дит первое знакомство и открытие многообразия художественных материалов, содействуют формированию образного мышления. «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящено изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественно- го изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется национально - региональный компонент, который представлен в следующих класса и разделах: В 6 классе- 4 часа, разделах «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство в изобразительном искусстве»;

Тема, содержание урока

Количество

урока


часов

7

Объемные изображения в скульптуре. НРК Скульптуры в Республике Коми

1




10

Художественное познание: реальность и фантазия НРК. Фантазируем вместе с художниками Бурятии

1




22

Портрет в скульптуре. НРК Известные памятники Бурятии

1

30

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

1


НРК Известные пейзажисты Бурятии



Национально-региональный компонент реализуется в виде дидактических единиц и отображается в рабочей программе жирным курсивом.

Раздел III. Место учебного предмета в учебном плане

Для реализации рабочей программы по изобразительному искусству в учебном плане МБОУ « СОШ им. Х.Намсараева» выделено всего за период обучения 6 класса 34 часа при 34 учебной неделе согласно федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ для обязательного изучения изобразительного искусства на ступени основного общего образования. В том числе:

Класс

Количество часов в неделю

Количество недель

Количествчасов в год

6

1

34

34

Изучение изобразительного искусства в 6 классе предполагает творческое развитие учеников, построение художественно – образного мышления, развитие у учащихся наблюдательности. Искусство неотделимо от духовного мира человека, изучая и постигая необыкновенный мир живописи, человек обогащается новыми знаниями и умениями.

Раздел IV. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

По окончании 6 класса основной школы обучающиеся должны:

Учащиеся должны знать:

- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. 

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.


Раздел V. Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

5.1 Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов. Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы.

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

  1. Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность

  2. Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы

  3. Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация

  4. Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ

  5. Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла

  6. Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств

  7. Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы

  8. Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)

Формы контроля уровня обученности:

Викторины; Кроссворды; Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ; Тестирование.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

5.2 Нормы оценивания при устном ответе учащихся.

Отметка «5»-ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты, таблицы и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания, стиль изложения научный.



оценка



критерии

«5»

«4»


«3»

«

Эмоциональное

Эмоционально

Эмоционально


Неэмоционально

Пассивное

звучание

воспринимает и

воспринимает и


воспринимает и

восприятие


передает в своем

передает в


передает в своем

окружающего


произведении

своем


произведении

мира и


окружающий

произведении


окружающий

жизненных


мир и жизненные

окружающий


мир и

явлений


явления

мир и жизненные


жизненные




явления


явления


Индивидуальное

Использует

Повторяет


Повторяет

Копирование,

(почерк)

собственные

предлагаемый


предлагаемый

использует


впечатления.

учителем


учителем

собственные


Индивидуальные

стереотип,


стереотип

впечатления


качества работы

используя






собственные






впечатления




Ценностная

Ориентируется

Ориентируется


Повторяет

Не опирается

ориентация

на вечные

на вечные


сюжеты

на

(содержание,

ценности и

ценности, но не


популярных

ценности, не

идея)

избегает

может избежать


произведений

избегает


повторения

повторения


массовой

повторения


сюжетов

сюжета


культуры



популярных

популярных





произведений

произведений





массовой

массовой





культуры

культуры




Образный строй

Чувствование,

Чувствование,


В понимании

Окружающий

произведения

видение,

видение


окружающего

мир и явления

(композиция)

понимание

окружающего


мира нет

не


окружающего

мира, явлений в


взаимосвязи.

взаимосвязаны.


мира, явлений в

нем и


Частичная

Нет


нем и

взаимосвязь


гармония

сопереживания


взаимосвязей.



пространства



Организация



места.



пространства






листа





Выразительност

Самостоятельно

Владеет языком


Слабое владение

Отсутствует

(цвет, пятно,

владеет языком

художественной


языком

гармония и

линия, техника)

художественной

выразительности:


художественной

красота, не


выразительности:

линией, пятном,


выразительности:

владеет


цветом, цветовой

цветом, силуэтом


линией, пятном,

художественно


гармонией



цветом, силуэтом

выразительнос


линий, силуэтов





Отметка «4»-ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3»- ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт, таблиц при ответе.

Отметка «2»- ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.

Отметка «1»- ответ отсутствует.

Оценивание тестов.

Результаты тестов оцениваются отметкой:

«5»- за 80-100% правильных ответов

«4»- за 65- 79%

«3» - за 50- 64%

«2» - за 49 % и мене

Критерии и нормы оценки учащихся за творческие работы


Раздел VI. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

Высокие темпы обновления научных знаний и технологий являются отличительной чертой современности. В связи с этим необходимо научить школьника самостоятельно обновлять свои знания и навыки, т.е. формировать умение учиться. Это означает умение учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми.

Любое учебное умение школьника характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий, которые являются предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; отражают способность школьника работать с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?),и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?) возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий. Итак, умение учиться -это умение использовать «набор» универсальных учебных действий. В ФГОС нового поколения определяет такие виды УУД, как познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• формирование основ художественной культуры обучающихся как

части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира: развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

 • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в

 художественном и нравственном пространстве культуры;

• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,

жанров и стилей как материального выражения        духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;

• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;

  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные универсальные учебные действия

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение

в пространстве и времени;

  • выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

  • преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

  • составлять небольшие устные монологические высказывания;

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.


Раздел VII. Содержание учебного предмета

Тема I четверти: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

Тема 1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Сведения о видах и группах пластических искусств, видах изобразительных искусств (беседа).

Тема 2. Рисунок – основа изобразительного творчества.

Творческие задачи рисунка. Виды рисунка: набросок, зарисовка, технический рисунок, учебный рисунок, творческий рисунок. Графические материалы и их выразительные возможности.

Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек.

Тема 3. Линия и её выразительные возможности.

Выразительные свойства линий. Виды и характер линий. Ритм линий. Роль ритма в создании образа. Композиция листа.

Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер.

Тема 4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Силуэт. Контраст. Ритм пятен. Доминирующее пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе.

Тема 5. Цвет. Основы цветоведения.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлота. Тон. Художественные материалы.

Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д).

Тема 6. Цвет в произведениях живописи.

Локальный цвет. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Колорит. Выражение в живописи эмоциональных состояний.

Задание: изображение осеннего букета с разным настроением – радостный, грустный, торжественный, тихий и т.д.

Тема 7-8. Объёмные изображения в скульптуре.

Выразительные возможности объёмного изображения. Виды скульптуры. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства.
Задание: объёмные изображения животных в разных материалах

Тема 9. Основы языка изображения.

Беседа. Обобщение материала темы: виды ИЗО, художественные материалы и их выразительные возможности.



Тема II четверти: «Мир наших вещей. Натюрморт»

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.

   Тема 1. Реальность и фантазия в творчестве художника.

Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Ценность произведений искусства.

Тема 2. Изображение предметного мира – натюрморт.

Многообразие форм изображения вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение. Повествовательные свойства плоских рисунков. Их декоративность в древности и в 20 веке.

Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию и ритм.

Тема 3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы.

Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Тема 4. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости объемных предметов. Правила перспективы.

Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

Тема 5. Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Тема 6. Натюрморт в графике.

Натюрморт как выражение художником своих представлений об окружающем мире. Гравюра и ее виды. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликации на картоне.

Тема 7. Цвет в натюрморте.

Локальный (собственный) цвет предмета и (обусловленный) цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т.д.

Тема 8. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве.
Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».

Тема III четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

Тема 1. Образ человека – главная тема искусства.

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Виды портретов. Портрет как образ определенного реального человека.

Тема 2. Конструкция головы человека и её пропорции.

Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, рта. Подвижные части лица, мимика.

Задание: классическое рисование головы; изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица.

Тема 3. Изображение головы человека в пространстве.

Повороты и ракурсы головы человека. Закономерности и соотношения конструкции головы.

Задание: объёмное конструктивное изображение головы.

Тема 4. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Рисунок головы человека в истории ИЗО. Индивидуальные особенности, характер в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.

Задание: набросок с натуры одноклассника.

Тема 5. Портрет в скульптуре.

Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Виды скульптурного портрета. Материал скульптуры и его выразительные возможности. Характер человека в скульптурном портрете.

Задание: выполнение скульптурного портрета литературного героя.

Тема 6. Сатирические образы человека.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.

Тема 7. Образные возможности освещения в портрете.

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Задание: наблюдения с натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.

Тема 8. Портрет в живописи. Образ человека в живописном портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя.
Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Тема 9. Роль цвета в портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).

Тема 10. Великие портретисты (обобщение темы).

Беседа. Обобщение темы. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Тема IV четверти: «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства.

       Тема 1. Жанры в изобразительном искусстве.

Беседа. Изображение пространства в разные эпохи. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Перспектива как изобразительная грамота.

Тема 2. Изображение пространства.

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Отсутствие изображения пространства в Древнем Египте. Отсутствие изображения глубины в Древней Греции. Пространство иконы и его смысл. Искусство Возрождения и перспектива. 20 век и нарушение правил перспективы.

Тема 3. Правила линейной и воздушной перспективы.

Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Точка схода. Горизонт и его высота.

Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Тема 4. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Пейзаж в русской живописи.
Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорого в большой мир».

Тема 5. Пейзаж – настроение. Природа и художник.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе: утро, вечер, полдень, сумрак.

Задание: создание пейзажа-настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

Тема 6. Городской пейзаж.

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве 20 века.

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».

Тема 7. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

 Беседа. Обобщение материала учебного года. Виды ИЗО. Средства выразительности. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. 


Раздел VIII. Учебно-тематический план.

4.1 Тематический план

6 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов



Наименование разделов, тем. (в т.ч. НРК)

Количество часов



1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

9


Изобразительное искусство в семье пластических искусств



Рисунок - основа изобразительного творчества



Линия и ее выразительные возможности.



Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен



Цвет, основы цветоведения.



Цвет в произведениях живописи



Объемные изображения в скульптуре. НРК Скульптуры в Республике Бурятии



Основы языка изображения


2

Мир наших вещей. Натюрморт

8


Реальность и фантазия в творчестве художника. НРК. Фантазируем вместе



с художниками своего края



Изображение предметного мира



Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.



Изображение объема на плоскости и линейная перспектива



Освещение. Свет и тень.



Натюрморт в графике.



Цвет в натюрморте



Выразительные возможности натюрморта.


3

Вглядываясь в человека. Портрет

10


Образ человека, главная тема искусства

1


Конструкция головы человека и ее пропорции.

1


Графический портретный рисунок и выразительность образа.

1


Портрет в графике.

1


Портрет в скульптуре. НРК Известные памятники Бурятии

2


Сатирические образы человека.

1


Образные возможности освещения в портрете

1


Портрет в живописи.

1


Роль цвета в портрете.

1


Великие портретисты.

1

4

Человек и пространство. Пейзаж

7


Жанры в изобразительном искусстве.

1






Правила воздушной и линейной перспективы.

1


Пейзаж - большой мир. Организация пространства. НРК Известные

1


пейзажисты Бурятии.



Пейзаж - настроение. Природа и художник.

1


Городской пейзаж

2


Выразительные возможности изобразительного искусства. Тест.

1


Промежуточная аттестация.

1


Всего:

34



НР 4 часа









Раздел V . Учебно-методическое обеспечение

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

Дополнительные пособия для учителя:

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

Просвещение,2006

7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

3-е изд. М., 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

учебник. 3-е изд. М., 1997.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).

16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.

17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997

Технические средства обучения

Компьютер, проектор

Методический фонд

Репродукции картин художников.

Муляжи для рисования

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)

Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!