Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и Примерной программы среднего (полного) образования по химии (базовый уровень) для 10 класса «Органическая химия» автора Н.Н.Гара; Сборника нормативных документов, - Химия - Сост.: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев,- М. Дрофа, 2007
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному плану, рабочая программа для 10 класса рассчитана на 35 часов 1 час в неделю, но изучение курса «Органическая химия» добавлен час из школьного компонента, поэтому рабочая программа рассчитана на 70 часов 2 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение:
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.
В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А. М. Бутлерова понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы и лабораторные опыты, предусмотренные Примерной программой. Для текущего контроля и оценки знаний в системе предусмотрены контрольные работы и тесты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания и умения, приобретенные при изучении химии, итоговая контрольная работа.
Резервное время 2 часа.
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман: Органическая химия,- учебник для 10 класса. Просвещение, 2010
Сборник нормативных документов,- сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М.: Дрофа, 2007
Н.Н.Гара: Программы общеобразовательных учреждений, - Химия 8-11 классы, - М.: Просвещение, 2008
И.Г.Хомченко: Сборник задач и упражнений для средней школы, - М.: Новая волна, 1999
Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко, - Задачи по химии для поступающих в вузы, - М.: Высшая школа, 1987
Н.Н.Гара, М.В.Зуева: Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 кл. М.: Дрофа, 2002
А.С.Егоров, К.П.Шацкая и др.: Химия. Пособие – репетитор. Феникс, 2003
А.С.Корощенко, М.С.Снастина, - ЕГЭ – 2008, Химия: реальные задания – Астрель, 2005
Л.Ю.Тарасова: Химия для поступающих в вузы (способы решения основных типов задач), - В.: Учитель, 2007Г.А.Савин: Химия 8-11классы. Тесты, - В.: Учитель 2005
В.Е.Морозов. Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с решениями, комментариями для подготовки к ЕГЭ, - В,: Учитель 2003
Авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.
№ урока | Тема урока | Кол- во час. | Тип урока | Вводимые понятия | Практическая часть | Домашнее задание | Дата |
| Теоретические основы органической химии (4ч) | | |
1 | Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Основные положения теории химического строения органических веществ. | 1 | Урок получения и первичного закрепления новых знаний | Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. | Демонстрация: примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях. | П.1-2 | |
2 | Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления её развития. | 1 | Комбинированный урок | Гомологический ряд, Гомологи. Изомеры. Структурная изомерия. | Доказательства основных положений теории органического строения | П. 2 | |
3 | Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Радикалы. | 1 | Комбинированный урок | Типы химических связей в молекулах органических соединений. Радикалы. | Выполнение упр. с 13. | П.3 | |
4 | Классификация и номенклатура органических соединений. Радикалы | 1 | Комбинированный урок | Виды номенклатуры органических соединений. Функциональные группы. | Работа над схемами 1-3 с.14-15 | П.4 | |
Углеводороды( 21ч ) Предельные углеводороды (алканы) (7ч) |
5 | Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура алканов. | 1 | Урок усвоения и первичного закрепления новых знаний | Углеродный скелет. Радикалы. Структурная изомерия. Нуклеофил, электрофил. | Вопросы 5-11 с.27 | П.5-6 | |
6 | Физические и химические свойства алканов | 1 | Комбинированный урок | Реакции замещения. окисления, изомеризации. Понятия цепные реакции | Вопросы 15-18 с.28 | П.7 | |
7 | Получение и применение алканов | 1 | Комбинированный урок | Получение в лаборатории. Реакция Вюрца | Выполнение упр. с.28 | П.7 упр.20 Упр.13-15 С.28 | |
8 | Решение задач: Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Введение новых формул для решения задач. | Задачи из дидактического справочника. | Задача 7 с.28 | |
9 | Циклоалканы.. | 1 | Комбинированный урок | Обшая формула. Получение. Химические свойства. Применение. | Генетическая связь циклоалканов с другими классами органических соединений. | П.8 | |
10 | Практическая работа №1 Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа. | Инструктаж по тех. без. Качественное определение углерода и водорода, хлора. | Выполнение заданий для самостоятельных выводов. | Оформить работу | |
11 | Контрольная работа № 1 по теме «Предельные углеводороды» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | | | |
| Непредельные углеводороды (алкены)(6ч) | | |
12 | Электронное и пространственное строение алкенов. Гомология и изомерия алкенов. | 1 | Урок получения и первичного закрепления новых знаний | Непредельные углеводороды. Общая формула. Изомерии и номенклатура. | Работа с рисунками учебника. Изготовление моделей молекул органических соединений. | П.9 | |
13 | Свойства, получение и применение алкенов. | 1 | Комбинированный урок | Химические свойства алкенов. Качественные реакции на алкены. Правило Марковникова. | Демонстрация: получение этилена, качественные реакции на этилен. | П.10 подготовка к прак. раб. | |
14 | Практическая работа № 2 Получение этилена и изучение его свойств. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа № 2 | Инструктаж по тех. без. Получение этилена и опыты с ним. | Выполнение заданий для самостоятельных выводов. | Оформить работу | |
15 | Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук. | 1 | Комбинированный урок | Общая формула. Сопряженная связь. Углеродный скелет. Получение. Свойства диеновых. | Выполнение упр. с.49 решение задачи 2 | П.11-12 | |
16 | Ацетилен и его гомологи. Получение ацетилена. | 1 | Комбинированный урок | Общая формула. Строение молекул. Номенклатура. Получение ацетилена. | Работа над таблицей 4 с.51 выполнение упр.4 с.54 | П.13 с.50-52 задача 1с.55 | |
17 | Физические и химические свойства ацетилена. Применение. | 1 | Комбинированный урок | Реакции присоединения, окисления, полимеризации. | Вопросы 5-7 с.54-55 | П.13 задача 4 с.56 | |
4. Ароматические углеводороды (арены) (4ч) |
18 | Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. | 1 | Урок получения новых знаний | Строение молекулы. Общая формула. Изомерия и номенклатура. | Вопросы 4-7 с.66-67 | П.14 | |
19 | Физические и химические свойства бензола и его гомологов. | 1 | Комбинированный урок | Реакции галогенирования, нитрования, окисления, присоединения. | Вопросы 8-10 с.67 | П.15 с.62-64 | |
20 | Гомологи бензола. Получение и применение бензола. | 1 | Комбинированный урок | Метод Н.Д.Зелинского при получении бензола. Применение бензола. | Выполнение упр.11-12 (а,б) с.67 | П.14 | |
21 | Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. | 1 | Комбинированный урок | Повторение химических свойств основных классов органических соединений. | Выполнение упр.12 (в) упр.13 по схеме 7 | Закончить упр.13 повт. п.14-15 | |
5. Природные источники углеводородов (4ч) |
22 | Природный и попутный нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Характеристика попутных нефтяных газов. Нефть и нефтепродукты. | Л.О. с.79 работа с рис. 24 | П.16-17 до статьи крекинг нефтепродуктов. | |
23 | Крекинг нефти. Коксохимическое производство. | 1 | Урок – семинар. | Понятия крекинга, пиролиза | Работа с таблицей 6 с.73; схемой 8 с.75 | П.17 – 18 | |
24 | Вычисления массовой доли или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 | Урок решения задач. | Формулы для решения задач для вычисления массовой доли или объёмной доли. | Решение задач из дидактического материала и учебника. | Задача 3 с.67 | |
25 | Контрольная работа № 2 по темам: Непредельные и ароматические углеводороды. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | | | | |
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ 6. Спирты и фенолы (6ч) |
26 | Строение молекул, изомерия и номенклатура одноатомных предельных спиртов. Функциональные группы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Одноатомные спирты: метанол, этанол. Гомологический ряд одноатомных спиртов. | Работа с таблицей 7 с.82-83 вопросы 5-7 с.88 | П.20 | |
27 | Свойства метанола(этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов. | 1 | Комбинированный урок | Физические и химические свойства спиртов. Получение и применение. | Вопросы 12-14 с.88 | П.21 | |
28 | Многоатомные спирты: этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. | 1 | Комбинированный урок | Физические и химические свойства многоатомных спиртов. | Работа со схемой11 с.92 выполнение упр.4 Л.О с.98-99 | П.22 | |
29 | Строение, свойства и применение фенола. Токсичность фенола и его соединений. | 1 | Комбинированный урок | Строение молекулы. Физические и химические свойства фенола применение. | Демонстрация: взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия | П.23-24 | |
30 | Генетическая связь между классами органических соединений | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Повторение свойств основных классов органических соединений | Выполнение упр. с.98 | Задание 7 с.98 | |
31 | Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. | 1 | Урок решения задач | Вычисления по химическим уравнениям, когда одно из веществ дано в избытке. | Задачи из учебника и сборника Хомченко | Задача 3 с.98 | |
| 7. Альдегиды и кетоны (2ч) | | |
32 | Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура. Ацетон представитель кетонов. | 1 | Изучение нового материала. | Карбонильные соединения-альдегиды и кетоны. Изомерия и номенклатура. Получение. | Вопросы 3-5 с.105 | П.25 задача 1 с.106 | |
33 | Свойства альдегидов. Получение и применение альдегидов. | 1 | Комбинированный урок | Свойства альдегидов. Реакции окисления, присоединения. Применение. Генетическая связь альдегидов с другими классами органических соединений. | Л.О.Качественные реакции на альдегиды. | П.26 упр.10 С.106 | |
8. Карбоновые кислоты (6ч) |
34 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. | 1 | Комбинированный урок | Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. | Вопросы 1-4, 16 с.117 | П.27 зад. 1-2 с.118 | |
35 | Свойства карбоновых кислот. Получение и применение. | 1 | Комбинированный урок | Физические и химические свойства карбоновых кислот. | Работа с таблицами 10-11 с.110-112 | П.28 зад 3 с.117 | |
36 | Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. | 1 | Комбинированный урок | Пропановая кислота, акриловая кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, акриловая кислота | Работа со схемой 14 с.116 | П.29 упр. 16 с.117 | |
37 | Практическая работа № 3 по теме: Получение и свойства карбоновых кислот. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа № 3 | Получение уксусной кислоты, взаимодействие уксусной кислоты с некоторыми металлами, с основаниями, со спиртами. | Окисление муравьиной кислоты оксидом серебра(1). Качественные реакции на кислоты. | Оформить работу | |
38 | Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №4 | Идентификация органических веществ. | Опытным путем определить выданные вещества. | Оформить работу. | |
39 | Контрольная работа № 3 по темам: Спирты и фенолы. Альдегиды и карбоновые кислоты. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | | |
| Сложные эфиры. Жиры (3ч) | | |
40 | Строение и свойства сложных эфиров, их применение. | 1 | Изучение нового материала | Общая формула. Номенклатура. Реакция этерификации. Химические свойства. Омыление. | Выполнить упр.6-7 с.128 | П. 30 упр.8 с.128 | |
41 | Жиры, их строение и свойства. Применение. | 1 | Комбинированный урок | Жиры: твердые и жидкие. Свойства жиров, применение. | Л.О. с.129 Вопросы 9-16 | П.31 | |
42 | Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. | 1 | Комбинированный урок | Работа с таблицей 12 с.127. свойства мыла и синтетических моющих средств. | Л.О стр.130 | Конспект. Закончить описание опытов. | |
Углеводы (7ч) |
43 | Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Углеводы. Глюкоза и фруктоза. | Вопросы 1-12 с.146 | П.32 | |
44 | Химические свойства глюкозы. Применение. | 1 | Комбинированный урок | Свойства обусловленные наличием в молекуле гидроксильных групп; альдегидной группы. Специфические свойства глюкозы | Л.О.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди; с аммиачным раствором оксида серебра. | Стр.134-136 | |
45 | Сахароза. Нахождение в природе. Свойства и применение. | 1 | Комбинированный урок | Строение молекулы. Получение. Физические и химические свойства. | Л.О. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. | П.33 задачи 1-2 с.147 | |
46 | Крахмал, строение молекулы. Химические свойства, применение. | 1 | Комбинированный урок | Строение молекулы. Физические и химические свойства. Применение. | Л.О. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. | П.34 задача 3 с.147 | |
47 | Целлюлоза, её строение и химические свойства. | 1 | Комбинированный урок | Строение молекул. Нахождение в природе. Химические свойства. | Выполнение упр.18-24 с.146 | П.35 | |
48 | Применение целлюлозы. Ацетатное волокно. | 1 | Комбинированный урок | Способ получения и применение ацетатного волокна. | Л.О. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон. | Стр.143-146 Подготовка к прак. раб. | |
49 | Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа № 5 | Инструктаж по тех. без. Распознавание веществ с помощью проведенных реакций. | Выполнение заданий по вариантам. | Оформить работу. | |
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ .Амины и аминокислоты (3ч) |
50 | Амины, строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин, как представитель ароматических аминов. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Определение аминов. Строение молекулы и химические свойства. Анилин. Получение, физические и химические свойства. | Работа с таблицей 14.вопросы и упр. 1-9 с.157 | П.36 задача 1 с.158 | |
51 | Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства. | 1 | Комбинированный урок | Определение аминокислот. Получение. Физические и химические свойства. | Выполнение упр.10-14 | П.37 зад. 3 | |
52 | Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач. | 1 | Комбинированный урок | | Работа с учебником с.157 | Задание из сборника Хомченко | |
Белки (3ч) | | |
53 | Белки – природные полимеры. Состав и строение белков. | 1 | Комбинированный урок | Состав и строение. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белковой молекулы. | | П.38 Стр.158-160 | |
54 | Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. | 1 | Комбинированный урок | Денатурация белка. Цветные реакции белков. Гидролиз белков. | Л.О. Цветные реакции на белки. | Стр.160-162 | |
55 | Понятие о азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты. | 1 | Комбинированный урок | Понятие гетероциклические соединения. Пиридин, пиррол. Состав нуклеиновых кислот. | Вопросы 1-8 с.169 | П.39-40 | |
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 13.Синтетические полимеры (6ч) |
56 | Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. | Вопросы 1-2 с.176 | П.42 с. 170-172 | |
57 | Классификация пластмасс. Термопластические полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. | 1 | Комбинированный урок | Характеристика фенопластов. Работа с таблицей с. 175 | Л.О.Изучение свойств термопластичных полимеров. | П.42 | |
58 | Синтетические каучуки. Строение и свойства, получение и применение. | 1 | Комбинированный урок | Бутадиеновый, дивиниловый, изопреновый, хлоропреновый, бутадиен-стирольный каучуки. | Выполнить упр.1-6 с.182 | П.43 | |
59 | Синтетические волокна. Лавсан. Капрон. | 1 | Комбинированный урок | Лавсан, капрон их происхождение и свойства. | Л.О. Изучение свойств синтетических волокон | П.44 | |
60 | Практическая работа № 6 Распознавание пластмасс и волокон. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа № 6 | Инструктаж по тех. без. Распознавание пластмасс и волокон. | Проведение опытов. Работа с таблицей 17 с.186-187. Работа с таблицей 18 с. 188-189 | Оформить работу | |
61 | Контрольная работа №4 по темам: Сложные эфиры и жиры. Углеводы. Амины и аминокислоты. Белки. Высокомолекулярные соединения. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | |
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (7ч) |
62 | Химия и здоровье человека. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. | Л.О. Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки. | П.41 | |
63 | Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. | 1 | Комбинированный урок | Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая грамотность. | Л.О. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению. | Конспект. | |
64 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с экологическими проблемами, приводящими к загрязнению окружающей среды. | | Конспект. | |
65-66 | Повторение | 2 | Уроки обобщения и повторения знаний. | Обобщение знаний по курсу органической химии. | Подготовка к итоговой конт. раб. | |
67-68 | Итоговая контрольная работа | 2 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Контрольная работа из заданий разного вида | | |
69-70 | Резервные уроки | 2 | | | | | |
| | | | | | | |