СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 9 класса к учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова изд. Просвещение.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованием ФГОС к учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова изд. Просвещение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 9 класса к учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова изд. Просвещение.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Пересвета»





"Утверждаю»

Директор школы:

_________________/И.В. Березина/

«01»сентября 2021 г.






Рабочая программа по химии

(базовый уровень)

для 9 «А» класса







Составитель:

Журавлева Ирина Евгеньевна,

учитель химии,

высшей квалификационной категории












2021 г.

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» для 9-х классов составлена в соответствии:

  1. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.);

  2. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пересвета», утвержденной приказом директора от 30.08.2019 № 102/2-О (с изм. от 31.08.2020 приказ №61/14-О);

  3. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пересвета» на 2021-2022 учебный год, утвержденного приказом директора школы от № 62-О от 01.09.2021 г.;

  4. Рабочей программы к линии УМК «Химия 8-9 класс» автор О.С. Габриелян, С.А.

Сладков М. «Просвещение», 2019


Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), контрольных работ–5, практических работ-7.


Планируемые результаты освоения предмета «Химия»


Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 9 классе являются следующие умения:

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в кабинете химии

  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Ученик научится:

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Ученик научится:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Ученик получит возможность научиться:

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Ученик научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Ученик научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

Ученик получит возможность научиться:

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Ученик научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Ученик научится:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Ученик получит возможность научиться:

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Ученик научится:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

Ученик получит возможность научиться:

создавать вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;


  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение.

Ученик научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

Ученик получит возможность научиться:

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Ученик научится:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Ученик научится:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Ученик получит возможность научиться:

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Ученик научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Ученик получит возможность научиться:

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Ученик научится:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

Ученик получит возможность научиться:

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Ученик научится:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

Ученик получит возможность научиться:

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;


  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты


Ученик научится:

  • характеризовать химические элементы 1—3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов));

  • характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;

  • использовать при характеристике превращений веществ понятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»;

  • давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора;

  • объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций;

  • наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ).

  • использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при характеристике металлов; давать характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементовД. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида);

  • называть соединения металлов и составлять их формулы по названию;

  • характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов;

  • объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

  • описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

  • составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления;

  • уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами;

  • описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

  • выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов;

  • экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»;

  • описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.

  • использовать при характеристике неметаллов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»;

  • давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения);

  • называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию;

  • характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов;

  • объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

  • описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

  • составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления;

  • уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами;

  • описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

  • описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.

  • выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-, иодид-ионов;

  • экспериментально исследовать свойства неметаллов и их соединений, и явлениями, происходящими с ними, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»;

  • описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

  • обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

  • делать выводы по результатам проведенного эксперимента.


Ученик получит возможность научиться:

  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия;

  • осознавать необходимость соблюдения правил ТБ и ОТ для сохранения здоровья окружающих.




Содержание программы по предмету «Химия» 9 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)


Тема 1. Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса

Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные, кислоты. Средние, кислые, основные соли.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.

Демонстрации

  • Ознакомление с коллекциями металлов и неметаллов.

  • Ознакомление с коллекциями оксидов, кислот и солей.

  • Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.

  • Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

  • Зависимость скорости химической реакции от площади

соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).

  • Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.

Лабораторные опыты

  1. Взаимодействие аммиака и хлороводорода.

  2. Реакция нейтрализации.

  3. Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации.

  4. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II).

  5. Разложение пероксида водорода с помощью каталазы картофеля

  6. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов тиосульфата натрия и хлорида бария, тиосульфата натрия и соляной кислоты.

  7. Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их взаимодействии с соляной кислотой.

  8. Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при взаимодействии их с железом.

  9. Зависимость скорости химической реакции от температуры.

  10. Зависимость скорости химической реакции от концентрации.

  11. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

  12. Зависимость скорости химической реакции от катализатора.


Тема 2. Химические реакции в растворах электролитов

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.

Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций.

Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.

Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.

Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.

Гидролиз, как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Шкала pH.

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций.

Демонстрации.

  • Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

  • Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.

  • Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

  • Определение характера среды в растворах солей.

Лабораторные опыты.

  1. Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты.

  2. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

  3. Реакция нейтрализации раствора щёлочи различными кислотами.

  4. Получение гидроксида меди (II).и его взаимодействие с различными кислотами.

  5. Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди (II).

18-20. Взаимодействие кислот с металлами.

  1. Качественная реакция на карбонат-ион.

  2. Получение студня кремниевой кислоты.

  3. Качественная реакция на хлорид - или сульфат-ионы

  4. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

  5. Взаимодействие щелочей с углекислым газом.

  6. Качественная реакция на катион аммония.

  7. Получение гидроксида меди (II).

  8. Разложение гидроксида меди (II).

  9. Взаимодействие карбонатов с кислотами.

  10. Получение гидроксида железа(III).

  11. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II)

Практические работы

  1. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно -восстановительных реакций


Тема 3. Неметаллы и их соединения

Строение атомов неметаллов и их положение в Периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ. Аллотропия и её причины. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.

Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в Периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Значение и применение галогенов.

Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов и их биологическая роль.

Общая характеристика элементов VIA-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.

Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.

Оксид серы (IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.

Оксид серы (VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты. Качественная реакция на сульфат-ион.

Серная кислота - сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты, как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.

Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.

Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно -акцепторный механизм образования катиона аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.

Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.

Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота. Фосфаты. Фосфорные удобрения. Инсектициды.

Общая характеристика элементов IV A-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в Периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод и его сорта: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.

Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и его свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение и его свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.

Неорганические и органические вещества. Углеводороды. Химическое строение органических веществ, как порядок соединения атомов в молекуле по валентности.

Метан, этан, как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен, как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Горение углеводородов. Качественные реакции на непредельные соединения.

Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Уксусная - представитель класса карбоновых кислот.

Кремний, строение его атома и свойства. Кремний в природе. Силициды и силан. Оксид кремния(1У). Кремниевая кислота и её соли.

Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс.

Оптическое волокно.

Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота, аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, йода. Электролиз растворов.

Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.


Демонстрации

  • Коллекция неметаллов.

  • Модели кристаллических решёток неметаллов: атомные и молекулярные.

  • Озонатор и принципы его работы.

  • Горение неметаллов - простых веществ: серы, фосфора, древесного угля.

  • Образцы галогенов - простых веществ.

  • Взаимодействие галогенов с металлами.

  • Вытеснение хлора бромом или йода из растворов их солей

  • Коллекция природных соединений хлора.

  • Взаимодействие серы с металлами.

  • Горение серы в кислороде

  • Коллекция сульфидных руд.

  • Качественная реакция на сульфид-ион

  • Обесцвечивание окрашенных тканей и цветов сернистым газом.

  • Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.

  • Обугливание органических веществ концентрированной серной кислотой.

  • Диаграмма «Состав воздуха».

  • Видеофрагменты и слайды «Птичьи базары».

  • Получение, собирание и распознавание аммиака.

  • Разложение бихромата аммония.

  • Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

  • Горение черного пороха

  • Разложение нитрата калия и горение древесного уголька в нём

  • Образцы природных соединений фосфора.

  • Горение фосфора на воздухе и в кислороде.

  • Получение белого фосфора и испытание его свойств

  • Коллекция «Образцы природных соединений углерода»

  • Портрет Н. Д. Зелинского. Поглощение активированным углём растворённых веществ или газов.

  • Устройство противогаза.

  • Модели молекул метана, этана, этилена и ацетилена.

  • Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

  • Общие химические свойства кислот на примере уксусной кислоты.

  • Качественная реакция на многоатомные спирты.

  • Коллекция «Образцы природных соединений кремния».

  • Коллекция стекла, керамики, цемента и изделий из них.

  • Коллекция продукции силикатной промышленности.

  • Видеофрагменты и слайды «Производство стекла и цемента».

  • Коллекция «Природные соединения неметаллов».

  • Видеофрагменты и слайды «Фракционная перегонка жидкого воздуха»

  • Видеофрагменты и слайды «Получение водорода, кислорода и галогенов электролитическим способом».

  • Модели аппаратов для производства серной кислоты.

  • Модель кипящего слоя.

  • Модель колонны синтеза аммиака.

  • Видеофрагменты и слайды «Производство серной кислоты».

  • Видеофрагменты и слайды «Производство аммиака».

  • Коллекция «Сырьё для получения серной кислоты».

Лабораторные опыты

  1. Распознавание галогенид-ионов.

  2. Качественные реакции на сульфат-ионы.

  3. Качественная реакция на катион аммония.

  4. Химические свойства азотной кислоты, как электролита.

  5. Качественные реакции на фосфат-ион.

  6. Получение и свойства угольной кислоты.

  7. Пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия

Практические работы

  1. Изучение свойств соляной кислоты.

  2. Изучение свойств серной кислоты.

  3. Получение аммиака и изучение его свойств.

  4. Получение углекислого газа и изучение его свойств.


Тема 4. Металлы и их соединения

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов и кристаллов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Сплавы чёрные и цветные.

Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.

Строение атомов и простых веществ щелочных металлов. Зависимость физических и химических свойств щелочных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в живой и неживой природе и в жизни человека.

Строение атомов и простых веществ щелочноземельных металлов. Зависимость физических и химических свойств щелочноземельных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щёлочно - земельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.

Жёсткость воды: временная и постоянная. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости. Иониты. Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).

Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Оксиды и гидроксиды железа(II) и железа(III). Соли железа(II) и железа(III). Обнаружение ионов катионов железа в растворе. Значение соединений железа.

Коррозия химическая и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе: в свободном виде и в виде соединений. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.


Демонстрации

  • Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.

  • Горение натрия, магния и железа в кислороде.

  • Вспышка термитной смеси.

  • Взаимодействие смеси порошков серы и железа, цинка и серы.

  • Взаимодействие алюминия с кислотами, щелочами и водой.

  • Взаимодействие железа и меди с хлором.

  • Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой и азотной кислотой (разбавленной и концентрированной).

  • Окраска пламени соединениями щелочных металлов.

  • Окраска пламени соединениями щёлочноземельных металлов .

  • Гашение извести водой.

  • Получение жёсткой воды взаимодействием углекислого газа с известковой водой.

  • Устранение временной жёсткости кипячением и добавкой соды.

  • Устранение постоянной жёсткости добавкой соды.

  • Иониты и принцип их действия (видеофрагмент).

  • Коллекция природных соединений алюминия.

  • Видеофрагменты и слайды «Оксид алюминия и его модификации».

  • Получение амфотерного гидроксида алюминия и исследование его свойств.

  • Коллекция «Химические источники тока».

  • Результаты длительного эксперимента по изучению коррозии стальных изделий в зависимости от условий процессов.

  • Восстановление меди из оксида меди(II) водородом.

  • Видеофрагменты и слайды «Производство чугуна и стали».

  • Видеофрагменты и слайды «Изделия из чугуна и стали».

  • Видеофрагменты и слайды «Производство алюминия».

Лабораторные опыты

  1. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).

  2. Получение известковой воды и опыты с ней.

  3. Получение гидроксидов железа(II) и (III).

  4. Качественные реакции на катионы железа

Практические работы

  1. Получение жесткой воды и способы её устранения.

  2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».


Тема 5. Химия и окружающая среда

Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, их химический состав. Литосфера и её химический состав. Минералы. Руды. Осадочные породы. Полезные ископаемые. Химический состав гидросферы. Химический состав атмосферы.

Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».

Демонстрации

  • Видеофрагменты и слайды «Строение Земли и её химический состав».

  • Коллекция минералов и горных пород.

  • Коллекция «Руды металлов».

  • Видеофрагменты и слайды «Глобальные экологические проблемы человечества».


Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену

Строение атома в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллические решётки. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в Периодической системе. Типология неорганических веществ, деление их на классы и группы. Представители.

Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным основаниям. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислот и амфотерных гидроксидов), солей.


Тематическое планирование


Наименование разделов (тем)

Воспитательный компонент

Количество часов по программе

В том числе на проведение

Практических работ

Контрольных

работ

1

Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции


  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.


6


1

2

Химические реакции в растворах


  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.


10

1

1

3

Неметаллы и их соединения


  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в кабинете химии

  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к осуществлению природоохранной деятельности).


25

4

1

4

Металлы и их соединения


  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в кабинете химии

  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к осуществлению природоохранной деятельности).


17

2

1

5

Химия и окружающая среда



  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в кабинете химии

  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к осуществлению природоохранной деятельности).


2



6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ)

  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в кабинете химии

  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к осуществлению природоохранной деятельности).


7


1

Резерв


1



Итого


68

7

5





















Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол ШМО №1 от ____.08.2021 г

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________________Устинова С.Л.

____.08.2021 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!