Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 11»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___» __________ 2023 г. Протокол № ___________ | Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 11» _________ О.А.Пиманова. Приказ № ___ от _________ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристко-краеведческого направленности
« Музейное дело»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Кондукова Татьяна Алексеевна, учитель истории и обществознания.
Смоленск
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Музейное дело» является программой историко-краеведческой направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБОУ «СШ № 11».
Актуальность программы:
Современная действительность выдвигает перед образованием задачу возрождения традиций духовного, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Справиться с решением этой проблемы помогает краеведение и школьные музеи, которым издавна придавали большое значение в учебно-воспитательной работе, в приобщении к ним людей разных поколений. Краеведение и школьные музеи получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Российский академик Д.С. Лихачев, верно, отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям.
Педагогическая целесообразность:
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.
Новизна программы:
заключается в совмещении истории, археологии, пешеходного туризма
(экскурсии) и краеведения. К тому же, программа рассматривает вопросы истории развития родного края – Смоленской области.
Обучающиеся получат знания по истории своего края на занятиях не
только в ходе изложения педагогом учебного материала теоретического характера или работы с учебными пособиями, а также путем научно-исследовательской деятельности.
Адресат программы: подростки в возрасте 12-15 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы 68 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 2 академических часа продолжительностью 40 минут с 10 минутным перерывом после каждого часа на проветривание.
Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видео презентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны, участниками СВО.
Цель программы:
создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
Задачи
-формирование специальных знаний в области краеведения, фотографирования, музейного дела,
компьютерных технологий;
-расширение и углубление знаний о истории и культуре родного края и России в целом;
-развитие организаторских навыков;
-расширение сферы интересов подростков по направлениям, которые в будущем могут стать их
профессией;
-развитие мотивационной сферы личности
-воспитание ценностного отношения к своей малой родине, к человеку и природе;
• -воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской взаимопомощи;
- формирование коммуникативных навыков работы в коллективе для решения задач совместной
работы;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности;
- формирование и закрепление навыков бережливого отношения к общественной собственности;
Планируемые результаты
личностные
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного города, России как основополагающим ценностям;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- учащийся умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умеет адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей;
- учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
Условия реализации программы:
- музей, ноутбук;
Виды и формы контроля
Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы, игры, педагогического наблюдения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа выполнения творческих работ.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: тест, практическое задание, деловая /ролевая игра.
Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, тестирования, выполнения практического задания, выставки.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Научно-исследовательская (поисковая) работа | 30 | 20 | 10 | тест |
| Экспозиционно-выставочная деятельность. | 30 | 15 | 15 | Письменный опрос |
| Экскурсионная деятельность | 8 | 2 | 6 | зачет |
Итого: | 68 | 37 | 31 | |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. Научно-исследовательская (поисковая) работа (30 часов)
Знакомство с помещением музея, экспонатами. Инструктаж по ТБ и гигиеническими правилами при работе с экспонатами.
Основные понятия и термины музееведения.
Основные понятия: вернисаж, фонды, экскурсия, экспозиция)
Изучение экспозиций школьного музея.
Изучение экспозиций школьного музея.
Экспозиции музея школы № 11(временные, постоянные)
Изучение документации школьного музея.
Основная документация музея: паспорт, инвентарная книга, книги поступлений №1,2, тематико-экспозиционные планы и т.д
Изучение истории средней школы № 11
Обзорная экскурсия по музею.
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
Законодательные акты, регулирующие музейное дело в РФ .Положение, устав, права и обязанности юных музееведов.
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Социальные функции школьного музея
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.)
Коллие в античную эпоху. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Музеи и картинные галереи Западной Европы
История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)
Первые музеи в России: Кунсткамера, Эрмитаж, Иркутский музеем. Знать первые музеи в России, уметь рассказывать о них.
Тема 2. Экспозиционно-выставочная деятельность (30 часов)
История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)
Первые музеи в России: Кунсткамера, Эрмитаж, Иркутский музеем. Знать первые музеи в России, уметь рассказывать о них.
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.
Принципы классификации музеев в России. Взаимодействие госмузеев с частными и общественными. Профили школьных музеев. План работы, отчет школьного музея.
Фонды музея. Работа с фондами.
Научная организация фондов музея. Понятия: «музейный предмет», «экспонат», «артефакт», «фонды музея».Учет фондов, использование фондов для организации выставочной работы.
Знать состав фондов школьного музея, уметь составлять учетную карточку.
22-23. Музейная экспозиция и её виды.
Понятия: экспозиция, экспонат, экспозиционный материал (музейные предметы, копии, тексты, указатели).Обновление экспозиций, тематические экспозиции по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.
Направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музеев, комплектование фондов, изучение предметов и коллекций, реставрация, хранение и охрана фондов
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Организация стационарных, переносных и выездных выставок.
Тема 3. Экскурсионная деятельность (8 часов)
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Организация стационарных, переносных и выездных выставок.
Культурно - образовательная деятельность музея.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея.
Знать основные требования к экскурсии: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея.
Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы(краеведческие походы, Экспедиции, работа в библиотеке, архиве, встреча с участником событий и запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов.
Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция». Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые, коллективные.
Уметь соблюдать научную культуру и этику исследовательской деятельности. Знать и соблюдать личную гигиену и ТБ в экспедиции.
Уметь составлять программу выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление дневника индивидуального исследования в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
Подведение итогов.
Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело
Подготовка докладов, оформление выставок, презентаций, создание видеофильмов. Участие в конференциях
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
| Сентябрь | Вводное занятие. Инструктаж. Инвентаризация. | Сообщение новых знаний | 1 | Текущий контроль |
| Сентябрь | Вводное занятие. Инструктаж. Инвентаризация. | комбинированное | 1 | Текущий контроль |
| Сентябрь | Основные понятия и термины музееведения | комбинированное | 1 | Текущий контроль |
| Сентябрь | Основные понятия и термины музееведения | комбинированное | 1 | тест |
| Сентябрь | Основные понятия и термины музееведения | Самостоятельная работа | 1 | Текущий контроль |
| Сентябрь | Основные понятия и термины музееведения | обобщение | 1 | устный опрос |
| Сентябрь | Изучение экспозиций школьного музея. | Сообщение новых знаний | 1 | |
| Сентябрь | Изучение экспозиций школьного музея. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Октябрь | Изучение экспозиций школьного музея. | Совместная деятельность | 1 | викторина |
| Октябрь | Изучение экспозиций школьного музея. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Октябрь | Изучение экспозиций школьного музея. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Октябрь | Изучение экспозиций школьного музея. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Октябрь | Изучение экспозиций школьного музея. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Октябрь | Изучение экспозиций школьного музея. | обобщение | 1 | Зачетная практическая работа |
| Октябрь | Изучение документации школьного музея. | Изучение нового | 1 | Текущий контроль |
| Октябрь | Изучение документации школьного музея. | Творчество | 1 | Творческая работа |
| Ноябрь | Изучение документации школьного музея. | Комбинированный | 1 | |
| Ноябрь | Изучение документации школьного музея. | Проблемный | 1 | Текущий контроль |
| Ноябрь | Изучение документации школьного музея. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Ноябрь | Изучение истории средней школы № 11 | Изучение нового | 1 | Текущий контроль |
| Ноябрь | Изучение истории средней школы № 11 | Совместная деятельность | 1 | Составление альбома |
| Ноябрь | Изучение истории средней школы № 11 | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Ноябрь | Изучение истории средней школы № 11 | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Ноябрь | Изучение истории средней школы № 11 | Совместная деятельность | 1 | тест |
| Декабрь | Изучение истории средней школы № 11 | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Декабрь | Изучение истории средней школы № 11 | Исследование | 1 | Текущий контроль |
| Декабрь | Изучение истории средней школы № 11 | Исследование | 1 | Творческая работа |
| Декабрь | Изучение истории средней школы № 11 | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Декабрь | Изучение истории средней школы № 11 | Обобщение | 1 | Текущий контроль |
| Декабрь | Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Декабрь | Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Декабрь | Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Январь | Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. | Совместная деятельность | 1 | Оформление выставки |
| Январь | Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. | Беседа | 1 | Текущий контроль |
| Январь | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев | Изучение нового | 1 | Текущий контроль |
| Январь | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев | Комбинированный | 1 | зачет |
| Январь | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев | Комбинированный | 1 | Текущий контроль |
| Январь | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев | Проект | 1 | Текущий контроль |
| Январь | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев | Беседа | 1 | Текущий контроль |
| Январь | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.) | Изучение нового | 1 | Составление кроссворда « Музеи мира» |
| Январь | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.) | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Февраль | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.) | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Февраль | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.) | Совместная деятельность | 1 | беседа |
| Февраль | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.) | Исследование | 1 | Текущий контроль |
| Февраль | История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век) | Творчество | 1 | зачет |
| Февраль | История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век) | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Февраль | История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век) | Изучение нового | 1 | Текущий контроль |
| Февраль | История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век) | Совместная деятельность | 1 | Фронтальный опрос |
| Февраль | История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век) | Совместная деятельность | 1 | |
| Март | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. | Комбинированный | 1 | тест |
| Март | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. | Комбинированный | 1 | Текущий контроль |
| Март | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. | Совместная деятельность | 1 | презентация |
| Март | Фонды музея. Работа с фондами. | Изучение нового | 1 | Текущий контроль |
| Март | Фонды музея. Работа с фондами. | Комбинированный | 1 | Текущий контроль |
| Март | Фонды музея. Работа с фондами. | Комбинированный | 1 | Текущий контроль |
| Апрель | Музейная экспозиция и ее виды. | Совместная деятельность | 1 | зачет |
| Апрель | Музейная экспозиция и ее виды. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Апрель | Музейная экспозиция и ее виды. | Беседа | 1 | Текущий контроль |
| Апрель | Музейная экспозиция и ее виды. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Апрель | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | Изучение нового | 1 | Текущий контроль |
| Апрель | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | Совместная деятельность | 1 | проект |
| Апрель | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Апрель | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
| Апрель | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | Комбинированный | 1 | проект |
| Май | Культурно- образовательная деятельность музея. | Комбинированный | 1 | Текущий контроль |
| Май | Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. | Изучение нового | 1 | Текущий контроль |
| Май | Организация краеведческой работы в экспедициях | Совместная деятельность | 1 | зачет |
| Май | Подведение итогов | Совместная деятельность | 1 | Текущий контроль |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации
Оборудование
Электронные диски с видео записями и презентациями
Сайты Интернет
Дидактический материал
Архивный материал
Тесты
Фрагменты источников
Статистические данные
Анкеты и опросники
Описание общей методики работы
Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя.
Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.
Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; г) проблем, не входящих в учебную программу. Так, на занятии краеведческого кружка в нашей школе основное внимание было уделено изучению истории города Смоленска.
Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края.
Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией ,прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма, диапозитива и т. д.
Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно.
Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.
После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений . Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты.
Методы обучения
1. репродуктивный;
2.словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
3. методы практической работы;
4.метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
5.исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
6.методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
7. проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
8.метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
9. наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
10. использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
здоровьесберегающие;
игровые,
ИКТ-технологии,
личностно-ориентированного обучения,
проблемного обучения,
проектного обучения,
дифференцированного обучения
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
VI. ЛИТЕРАТУРА
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2011.
2. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
4. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.
VII . ПРИЛОЖЕНИЕ