СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кружку вокального ансамбля «Вдохновение»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по кружку вокального ансамбля «Вдохновение»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку вокального ансамбля «Вдохновение»»

Рабочая программа по кружку
вокального ансамбля «Вдохновение»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Сосновый Бор, Ленинградской области.

Руководитель:
учитель музыки первой квалификационной категории

Гошко Жанна Александровна
2018-2021 учебный год

Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа «Детский хор» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Возраст обучающихся – 6-11 лет.

В настоящее время учителя - практики испытывают постоянную потребность обновить песенный репертуар, приблизить его к мироощущению современного ребен­ка, сделать его интересным для детей. И поэтому, произ­ведения, вошедшие в разделы программы, опираются на интонации современного музыкального языка, включают мелодии, которые знакомят учеников с музыкальными жанрами и формами, особенностями творческого почерка композиторов.

Предлагаемые в программе песни вызвали эмоциональ­ный отклик и интерес у школьников. Песни естественно, без надуманности рождают образы, понятные и привлека­тельные для детей младшего школьного возраста.

При отборе сочинений учитывались: прежде всего, худо­жественно-образная основа песни, раскрывающаяся в ин­тонационном единстве слова и музыки, разноплановые исполнительские интерпретации песен (сольное, ансамб­левое, хоровое пение и их сочетание) и возможности их исполнения, как на уроках музыки, так и во внеурочное время.
Программа адресована учителям музыки общеобразова­тельных школ и руководителям детских хоровых коллек­тивов системы дополнительного образования.




Методические рекомендации

Настоящая программа предназначена учителям музыки общеобразовательных школ, а также руководителям детских хоровых коллективов системы дополнительного образования - домов детского творчества, хоровых студий, кружков общеэстетического развития младших школьников.

«Детский хор» – одно из направлений Федеральной программы «Дети. Культура. Образование». Цель программы: расширить список произведений, разучиваемых в младших классах школы, и тем самым способствовать развитию музыкальной культуры детей. Разнообразный песенный репертуар поможет педагогам-хормейстерам решать важные задачи, возникающие на первом этапе обучения:

  • прививать интерес к музыке, к хоровому
    исполнительству;

  • добиваться эмоционально-осознанного
    отношения детей к вокальным сочинениям,
    которые они исполняют;

  • учеников с музыкальными жанрами и
    формами, особенностями творческого почерка
    композиторов, их интонационно-образного
    языка;

  • развивать слух и голос детей, формировать
    определённый объём вокально- хоровых навыков;

  • совершенствовать общие учебные способности
    детей, необходимые для их успешных занятий в
    начальной школе: слух, речь, память, внимание,
    воображение, эмоциональную отзывчивость, аналитические умения, навыки коллективной деятельности, а также такие знакомить качества личности, как трудолюбие, целеустремлённость, творческая активность.


Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:

  • Показ;

  • Объяснение;

  • Инструктаж;

  • Разъяснение;

 Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

  • Самостоятельная работа;

  • Иллюстрация;

 Методы стимулирования познания и деятельности:

  • Поощрение;

  • Контроль;

  • Самоконтроль;

  • Оценка;

  • Самооценка;

  • Вручение подарка;

  • Одобрение словом; 

 Методы поощрения:

  • Благодарность;

  • Благодарственное письмо родителям;

  • Устное одобрение. 

 Коррекционные методы:

  •  Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;

  •  Работа над дикцией, ударением.

Хоровое пение - один из самых массовых и доступных видов детского исполнительства – формирует позитивное отношение ребенка к окружающему миру, запечатленному в музыкальных образах, к людям, к самому себе. Уже в младшем школьном возрасте, знакомясь с лучшими образцами хоровой музыки, дети учатся индивидуально-личностной оценке разнообразных явлений музыкального искусства.

«Каждый класс-хор!»,- к этому должен стремиться учитель музыки, считал Д. Б. Кабалевский, композитор и педагог, создатель отечественной концепции массового музыкального образования и воспитания. Достичь такого положения можно лишь в том случае, если педагог отчетливо представляет себе многообразие задач хорового пения в учебно-воспитательном процессе, согласуя их с возрастными особенностями младших школьников, уровнем общего и музыкального развития конкретного класса и хорового коллектива.
Как правило, начинающий хоровой коллектив (или класс) не имеет «общего музыкального знаменателя». У детей часто отсутствует координация между слухом и голосом, что влияет на чистоту интонирования; диапазон голоса ограничен (смещен вверх или вниз от так называемой примарной зоны звучания), звук форсированный, либо открытый («белый»), иногда сиплый; дыхание поверхностное, небольшое по объему; артикуляционный аппарат зажат; произношение текста при пении неосмысленное, маловыразительное, исполнение ритмически пассивно. Вот далеко не полный перечень негативных явлений, встречающихся на начальном этапе обучения младших школьников. Для их преодоления педагог должен научить ребят пению в унисон, работать над расширением диапазона детского голоса, над дыханием (умением распределять его по фразам), дикцией, артикуляцией, правильным звукообразованием, ансамблем и строем, а также развивать навыки пения а капелла, двухголосного пения.

Произведения, включенные в данную программу, не одинаковы по своей сложности. Репертуарный список составлен исходя из содержания учебной программы, а также певческих возможностей класса или хорового коллектива. Именно поэтому я намеренно отказалась от конкретных советов по разучиванию двухголосных произведений.


Перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов

Программа кружка рассчитана на 4 года обучения (из расчета 34 часов в год). Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 45 мин. Количество обучающихся в группе 15-20 человек). Первый год: становление коллектива, пение в ансамбле (хоре), начальный этап. 2-й и 3-й годы обучения: совершенствование певческих навыков, деление на 2 голоса. 4-й год обучения: совершенствование певческих навыков, деление на 3 голоса, пение a cappella.

Формы проведения занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.

Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.

В программе три раздела.

Первый раздел (10 часов) содержит сочинения русских и западноевропейских композиторов - классиков, преимущественно лирического характера. Вот некоторые рекомендации для работы над ними.

При разучивании «Вечерней песни» М.Мусоргского следует обратить внимание на мелодию, которая как бы «вращается» вокруг неизменного интервала кварты ля-ре. Этот изобразительный прием, дополненный «колышущимся» аккомпанементом, придает музыке черты неподвижности и успокоения. При исполнении необходимо найти такие звуковые краски, которые исключили бы монотонность, однообразность пения.
В «Старинной французской песенке» П.И.Чайковского необходимо добиваться контрастного звучания крайних частей (легато) и середины (нон легато). Точности исполнения требует и пунктирный ритм в каденциях. На этом произведении можно совершенствовать навыки цепного дыхания.


«Песенка» Ж. Б. Люлли исполняется как вокализ. Педагог выбирает гласный звук или слог в зависимости от того, над каким характером звукообразования нужно работать в классе.
«Вокализ» Ф. Абта можно разучивать с названиями нот (сольфеджировать), а также на гласные звуки и слоги. Следует добиваться ровного звучания гласных, изменяя их в каждой фразе, подбирая наиболее яркие сочетания для кульминации. Это позволит превратить вокальное упражнение в концертный номер.

В «Зиме» И.С.Баха мелодия должна быть плавной, не прерываться. Следует тщательно пропевать гласные в распевах. Произведение можно разучивать без сопровождения, чтобы дети научились прислушиваться к звучанию мелодии в унисон. Пение с сопровождением должно развивать полифонический слух детей.

«Дигнаре» Г.Ф.Генделя - молитвенное песнопение, обращенное к Богу. Для его исполнения необходимы эмоциональная строгость, сдержанность, интонационная и ритмическая точность, широкое дыхание, контрастность динамики. Латинский текст предполагает единообразное «округлённо-прикрытое» произношение гласных.
При исполнении «Волшебного цветка» Л.В.Бетховена необходимо настроить ребят на точное воспроизведение первого звука (из-за отсутствия вступления к песне), а также лёгкое светлое звучание первых тактов.

В «Заходе солнца» Э. Грига определённую трудность представляет интонирование широких ходов мелодии (вторая половина песни). В «Вечерней песне» А.Тома можно последовательно разучить всем классом (хором) мелодии каждого голоса, после чего попытаться петь на два голоса. Выразительность исполнения обоих произведений зависит от того, насколько точно учащиеся смогут передать их внутренний эмоциональный строй, неповторимый звуковой колорит.

«Времена года» Ц. Кюи, «Окликание дождя» А. Лядова, «Купался бобёр» П.Чайковского, «Счастье» Телемана, «Детские игры» В. Моцарта написаны в подвижном темпе. Разучивая их, следует добиваться точного интонирования мелодии, активной артикуляции, ритмической определённости, короткого дыхания перед началом фраз.
Во второй раздел (10 часов) программы вошли образцы русского музыкального фольклора и песни разных народов мира. На примере этих сочинений школьники знакомятся с жанровым и интонационным разнообразием народной музыки, традициями фольклорного музицирования.
Несложные в мелодическом и ритмическом отношении песенки, заклички, потешки, игры служат основой для формирования певческих навыков на начальном этапе хоровой работы с детьми. Многие из них можно использовать в качестве распеваний на уроках и хоровых занятиях. («Выйди, выйди, солнышко», «Колыбельная».) Рекомендуется разучивать песни «с голоса», как это обычно происходит в народном быту, разыгрывать, изображая их сюжетную основу и действия персонажей, дополнять песни танцевальными движениями, инструментальным сопровождением, активно включать пение с солистом, отдельных групп хора.

Традиции народного пения дают основание уже в начальной школе активно развивать навыки двухголосия. Работу следует начинать с песен, имеющих выдержанный подголосок («Пойду ль я, выйду ль, я», «Перед весной»), затем перейти к песням с самостоятельной контрастной линией второго голоса («Как у наших у ворот», «На горе-то калина»), и с терцовым двухголосием («У зари то у зореньки», «Родные просторы»). Доступной формой овладения навыками вокального ансамбля являются несложные каноны сначала на два, а затем на три голоса («Кума моя, кумочка», «Музыканты»).
Работу над двухголосными произведениями рекомендуется осуществлять с применением разнообразных частных методик, используя донотную графику, ручные знаки, нотную запись, игровые приемы. Это определенным образом поможет развивать слуховую активность учащихся.

Шуточные песни («Со вьюном я хожу» , «Дударики-дудари», «Весенний праздник», «Черный козёл» , «Ученая коза» и др.) помогают детям научиться петь в оживленном темпе или даже скороговоркой.

Третий раздел (16 часов) программы - самый большой по объему. Представленные в нем песни современных композиторов, как «Песня о Москве» Г.Свиридова, «Возвращайся песенка» В. Кикты, «Песенка считалочка» В.Жарова, «Песенка-небылица» И. Казенина. Содержание многих песен может быть передано в игровой форме - при помощи музыкально-ритмических движений, изображающих действия их персонажей, а также простейших музыкальных инструментов - бубнов, барабанов, треугольников. Это отвечает потребностям малышей в разнообразных видах музыкальной деятельности на занятиях.
В следующую группу входят песни, уже требующие определенной певческой подготовки - владение дыханием на большом отрезке мелодии, правильного звукообразования, умения исполнять сложные ритмические рисунки, петь в быстром темпе. К этой группе можно отнести такие сочинения, как «С нами друг» Г.Струве, «Рыжий, конопатый» Е. Ботярова. Учитель может также попытаться осуществить свой, оригинальный исполнительский план каждой из песен.

Тщательной отработки ритмических навыков потребуют песни, написанные в джазовой манере - «Когда я стану миллионером» В. Семенова, «Дело было в Каролине» Р. Бойко, где точность ритмического рисунка должна сочетаться с исполнительской свободой и упругим, насыщенным, но не крикливым звуком.

Разучивая японскую песню «Птицы над взморьем», нужно стремиться к светлому звучанию голосов, подвижному темпу в ритме быстрого вальса, передачи гибкой динамики. Сопровождение в данном случае не дублирует свободно и выразительно льющуюся мелодию, что в определенной степени затрудняет точность интонирования.
Особого внимания требуют двухголосные песни: «Огромный дом» Я. Дубравина, «Что мы Родиной зовем» Г.Струве и др. Их можно исполнять на занятиях и одноголосно, без ущерба для художественного замысла произведения. При разучивании песен на два голоса следует использовать подготовительные упражнения, ручные знаки.

Представленные в программе произведения органично сочетаются с музыкальным материалом программ по предмету «Музыка».



Учебно-тематический план

Учебный план рассчитан на 4 года обучения, занятия 1 раз в неделю,.  
 Всего (В) количество часов в год 34, в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П).


                             

Тема занятий

1 год

2 год

3 год

4 год

Т

П

В

Т

П

В

Т

П

В

Т

П

В

1.

Вводное занятие

1


1

1


1

1


1

1


1


Музыкально — теоретическая подготовка













1.

Основы музыкальной грамоты

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

2.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

3.

Развитие чувства ритма

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3


Вокально – хоровая работа













1.

Прослушивание голосов


1

1


1

1


1

1


1

1

2.

Певческая установка. Дыхание

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

3.

Распевание

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

4.

Дикция

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

5.

Работа с солистами


3

3


3

3


3

3


3

3

6.

Сводная репетиция


4

4


4

4


4

4


4

4


Концертно – исполнительская деятельность













1.

Открытые занятия


1

1


1

1


1

1


1

1

2.

Праздники, фестивали


3

3


3

3


3

3


3

3


ИТОГО ЧАСОВ



34



34



34



34

 


ПРОГРАММНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

1 класс
I четверть:

«Как у наших у ворот». Рус. народ, песня обр.А. Луканина. «Потанцуй со мной дружок». Нем.песня обр. В. Фёдорова. «С нами друг!». Сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве. «Осенняя сказка». Сл. Т. Башмаковой, муз. В. Иванникова.


II четверть:

«Хозяйка», (в молдавском стиле). Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова. «Пойду ль я, выйду ль я». Рус. народ. песня обр. В. Попова. «Ты, соловушка, умолкни». М. Глинки. «Что мы Родиной зовем».

Г. Струве.


III четверть:

«Мы дружим с музыкой». И. Гайдна.

«Со вьюном я хожу». Обр. А. Луканина.

«Кума моя, кумочка».(белорусская).Рус. текст В. Викторова.

«Спи, засыпай», (английская). Рус. текст Ю. Хазанова.

«А у меня есть флейта». Э. Фримерта.


IV четверть:

"Песенка солнечных зайчиков". И. Казенина.

"Жил на свете комарочек". Рус. народ. песня.

"Вечерняя песня". М. Мусоргского.

"Весенний праздник", (эстонская). Рус. текст Н. Найденовой



2 класс

I четверть:

«Старинная французская песенка». П. Чайковского. «На горе-то калина». Рус. народ. песня обр. А. Луканина. «Музыканты», (немецкая). Рус. текст К. Алемасовой. «Два веселых маляра». Шаповаленко.



II четверть:

1 .«Мистер Жук». Гладкова-Югина.

2.«Зимний вечер». М. Яковлева.

3.«Ой в лесу есть калина», (украинская). Обр. А. Луканина.

4.«Сапожки», (в польском стиле). Р. Бойко.


III четверть:

1 .«Времена года». Ц. Кюи.

2.«Перед весной». Обр. В. Попова.

3.«Веселый мельник», (американская). Перевод Е. Филиц.

4.«Возвращайся, песенка». В. Кикты.



IV четверть:

1.«Вокализ». Ф. Абта.

2.«У зори-то, у зореньки». Обр. А. Юрлова.

3.«Колыбельная», (уругвайская).

4.«Рыжий, рыжий, конопатый». Е. Ботярова.



3 класс
I четверть:
1 .«Окликание дождя». А. Лядова.
2.«У меня ль во садочке». Д. Янчкова.
3.«Веснянка», (украинская). Обр. А Луканина.
4.«Песенка-считалка». А. Жарова.
5.«Вечерняя песня». А. Тома.

II четверть:
1.«3има». И. С. Баха.
2.«Соловей, соловеюшка». Д. Зарина.
3.«Ученая коза», (французская). Обр. И. Ильина.
4.«Песенка про Деда Мороза». О. Юдахиной.
5.«Птицы над взморьем». X. Рётаро.

III четверть:
1.«Тихий вечер, синий вечер». Р.Шумана.
2.«Сеяли девушки яровой хмель». Рус. народ. песня.
3.«Выйди, выйди солнышко», (украинская).
4.«Розовая песенка». И. Якушенко.
5.«Братец Яков», (французская).

IV четверть:
1.«Детские игры». В. Моцарта.
2.«Скворцы прилетели». Рус. народ. песня.
3.«Дударики». (белорусская).
4.«Гусята», (немецкая).
5.«В сказочном лесу». Д. Кабалевского.

4 класс
I четверть:
1 .«Волшебный цветок». Л. Бетховена.
2.«Былина о Добрыне Никитиче». Обр. Н. Римского-Корсакова.
3.«Пой, моя кукушка», (молдавская).
4.«Огромный дом». Дубравина.
5.«Колыбельная песня». И. Брамса.

II четверть:
1.«Счастье». Г. Телемана.
2.«Добрый мельник», (литовская).
3.«Колыбельная», (грузинская).
4.«Песенка слоненка и мышей». Чайковского.
5.«Если другом стала песня». Ю. Тугаринова.

III четверть:
1.«Заход солнца». Э. Грига.
2.«Любопытный дрозд» (польская). Обр. Ю. Блинова.
3.«Потанцуем», (японская). Обр. А. Бирчанского.
4.«Песня о Москве». Г. Свиридова.
5.«Поросята строят дом». И. Ефремова.

IV четверть:
1 .«Песенка». Ж. Люлли.
2.«Дигнаре». Г. Генделя.
3.«Утренняя серенада». Мексикан. народ. песня.
4.«Родные просторы». Рус. текст Ю. Хазанова.
5.«Песенка про оркестр». С. Бажова.


Прогнозируемые результаты освоения программы


Знания, умения и навыки, полученные при реализации данной программы:


Общие: внимание, эмоциональная отзывчивость, быстрота реакции, чувство коллективизма, организованности и сознательной профессиональной дисциплины, воспитание чувства патриотизма, развитие художественного вкуса, развитие навыков самоуправления.


Профессиональные: повышение остроты мелодического и гармонического слуха, развитие внутреннего слуха, улучшение интонации, Развитие чувства ритма и музыкальной памяти, навыки концертно-исполнительской деятельности, координация между слухом и голосом, чувство ансамбля, ладовое чувство, владение певческим дыханием, активной артикуляцией, чёткой дикцией.


Выявление результатов работы по данной программе: открытые уроки для педагогов и родителей; концертная деятельность; постановка музыкальных композиций, детских опер, спектаклей; участие в хоровых конкурсах и фестивалях.


Предметные результаты программы (первый год обучения):

К концу первого класса у детей должна выработаться правильная певческая установка (прямая осанка; свободная, подвижная нижняя челюсть), отработаны необходимые навыки певческого дыхания (дыхание «в живот»; вдох по руке дирижёра), округлое исполнение гласных «а», «у», «ю», «е», «ё»; чёткое произношение звонких согласных и правильное произношение шипящих звуков), начальные навыки пения legato u non legato, а также пения a’capella; Дети должны уметь начинать и заканчивать исполнение по руке дирижёра, понимать и отражать голосом нюансы crescendo u diminuendo. Концертные выступления должны представлять из себя исполнение посильных произведений спокойного темпа, legato, и проводиться не менее двух раз в год.

Предметные результаты программы (второй год обучения):

К концу обучения во втором классе школьники должны уметь не только правильно дышать в процессе исполнения более длинных фраз и предложений, но и овладеть навыком «цепного» дыхания; к полученным в первом классе навыкам округления гласных добавляются звуки «е», «э», «и», «ы»; продолжается работа над шипящими и свистящими согласными; дети должны уметь самостоятельно находить и выделять голосом смысловые центры в тексте; к пению legato u non legato прибавляется staccato; продолжается и углубляется работа над ритмическим, динамическим, дикционным и интонационным ансамблем; ведётся работа над расширением диапазона, над закреплением навыков пения a’ capella и несложного двухголосия. Дети должны научиться мимикой и голосом передавать разные характеры исполнения (задумчивый, грустный, радостный, уверенный и т.д.), и в течение года выступить на концертах не менее четырёх раз, подготовив за это время 8 – 10 произведений.


Предметные результаты программы (третий год обучения):

Дети должны научиться объединять два навыка дыхания (« дыхание в пояс» и «зевок»), овладеть глубоким дыханием с памятью вдоха, продолжить работу над «цепным» дыханием; активизируется работа не только над округлением гласных и техникой произношения согласных звуков, но и над чёткой артикуляцией в более подвижных темпах; продолжается планомерная работа над расширением диапазона учащихся, развитием внутреннего слуха, интонированием, фразировкой; пение legato, non legato u staccato усложняется работой с более мелкими длительностями в подвижном темпе; активизируется работа над гармоническим и интонационным ансамблем в одноголосии и двухголосии. Дети должны научиться мимикой и голосом передавать разные характеры исполнения (задумчивый, грустный, радостный, уверенный и т.д.), и в течение года выступить на концертах не менее четырёх раз, подготовив за это время 8 – 10 произведений.


Предметные результаты программы (четвёртый год обучения):

Идёт закрепление навыков передачи голосом различных динамических оттенков, особенностей звуковедения, осмысленного и выразительного исполнения музыкальных произведений. Активизируется работа над гармоническим и интонационным ансамблем в одноголосии, двухголосии и трёхголосии, а также в пении a cappella. За год ученики под руководством дирижёра хора должны выучить и исполнить на концертах песни как классиков, так и композиторов – современников, а также две народные песни (в т. ч. a cappella) и тематическое произведение.






Метапредметные результаты


Личностные результаты:

• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;

• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);

• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;

• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Учащиеся получат возможность:

• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.


Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

Учащиеся научатся:

• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);

• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;

• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

Учащиеся получат возможность:

• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;

• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;

• мобилизовывать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;

• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;

• использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);

• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


СПИСОК СБОРНИКОВ ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ


  1. Произведения для детского хора. Хрестоматия для 1 – 3 классов ДМШ, сост. И. Москалькова.

  2. « В Авиньоне на мосту». Сборник хоров для детей младшего возраста.

  3. Школа хорового пения. Вып. 1, под ред. Л. Абелян.

  4. «100 канонов для детского хора». Сост. Л. Абелян, В. Попов.

  5. «Каноны для детского хора», сост. Г. Струве.

  6. «Радость». Репертуар сводного и объединённого концертного хоров московских школьников.

  7. Р. Паулс. «Птичка на ветке». Песни для детей.

  8. Хрестоматия народной песни для 1 – 7 классов, сост. Л. Меналина.

  9. Журбин. «На свете жил один чудак».Песни для детей.

  10. Г. Гладков. « Бременские музыканты и другие».

  11. Е. Крылатов. Песни из телефильмов.

  12. А. Флярковский. «Какой чудесный день!». Песни для детей.




СПИСОК CD – ДИСКОВ


  1. Хоровые произведения Рахманинова.

  2. Хоровые произведения русских композиторов.

  3. Произведения русских и зарубежных классиков в исполнении хоров.

  4. Фонохрестоматия по музыкальной литературе.

  5. Маленькие шедевры великих композиторов.

  6. Поёт ансамбль «Русская песня» под упр. Н. Бабкиной.



Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI  век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

  5. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.

  6. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

  7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.

  8. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.

  9. Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).

  10. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

  11. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.

  12. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

  13. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

  14. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

  15. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

  16. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

  17. Суязова Г. А.Мир вокального искусства.1 – 4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. Изд. «Учитель» Волгоград

  18. Кагарлицкая А.С., Тугова Н.А., Шелгунова Н.И… Музыкально – ритмические занятия в школе для слабослышащих детей М. «Просвещение»,1992г.
      19. Яхнина Е.З. Методика музыкально – ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха. М. Владос,2003г.
     20. Драп М.Н., Филатова Н.П. Программа и поурочное планирование занятий ритмикой для младших школьников с трудностями в обучении., Омск 2003г.
     21. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно – развивающее обучение начальные классы. Дрофа М. 2000


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!