СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Право"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Право". Рассчитана на изучение в 10 и 11 классе по 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Право"»

Пояснительная записка

Программа курса «Право» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, Примерной основной образовательной программой среднего общего образования и рассчитана на обучение праву школьников 10–11 классов общеобразовательных организаций Российской Федерации на углублённом уровне. Программа составлена на основе авторской программы «Право. Основы правовой культуры» 10-11 классы Е.А. Певцовой.


Программа предусматривает использование в образовательном процессе учебно-методического комплекса (УМК) «Право. Основы правовой культуры». Входящие в состав комплекса учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации» и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.


УМК по праву для 10–11 классов включает в себя следующие учебники:

Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.3.3.7.3.1). Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.3.3.7.3.2).


Цели и характеристика курса «Право»

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования имеется обязательная предметная область «Общественные науки», включающая предмет «Право», изучение которого может проходить как на базовом, так и на углублённом уровне.

Целеполагание курса определило его название — «Право. Основы правовой культуры», формирование правовой культуры и правового сознания обучающихся, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и профессии. Правовая культура вооружает людей знаниями и умениями освоения правовой действительности. Современному

школьнику необходим правовой опыт поведения в различных ситуациях, целенаправленно приобретаемый под влиянием системной правовоспитательной работы. Данная программа ориентирована на реализацию современной системы правового

обучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

— формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

— воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

— освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале,

эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

— овладение умениями, необходимыми для применения

приобретённых знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

— формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий

с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Ведущей задачей курса является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки обучающихся, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения учащихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей.

Общеизвестно, что правовое обучение и воспитание относятся к одним из древнейших видов культурной деятельности человека.

Именно с их помощью люди передавали своим потомкам выработанные правила разрешения конфликтов и противоречий, которые позволяли обеспечивать стабильность и организованность в обществе.

Курс «Право» оптимально сочетает юридическое содержание и педагогические технологии при работе с обучающимися. Важное внимание уделено формированию умений и навыков правомерного поведения, являющегося основой правосообразного образа жизни, основанного на самостоятельности, правовой активности личности. Содержание курса ориентирует на уважение права, осознание его ценности во взаимоотношениях людей, выработку навыков правомерной защиты своих прав и интересов.

Особенностями курса являются:

— практико-ориентированный подход в изложении содержания;

— преемственность и последовательность в изучении правовых вопросов, обеспечивающие целенаправленность и непрерывность правового информирования (при этом теоретико-правовые вопросы рассматриваются в качестве важной основы для познания отраслевого законодательства и выработки умений находить правовую информацию);

— опора на социальный опыт обучающихся, участвующих в различных правоотношениях;

— формирование активной гражданской позиции личности, в том числе посредством участия в проектной деятельности;

— формирование уважения к правам человека и нормам международного права;

— обеспечение необходимого уровня правовой компетенции школьника для защиты своих прав;

— решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения несовершеннолетних в дальнейшем.

Курс направлен на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правовой воспитанности, чувства ответственности и социальной активности.

В рамках курса не предполагается осуществлять профессиональную подготовку юристов, хотя материал ориентирован на знакомство с ведущими юридическими профессиями с целью профессиональной ориентации подростков, успешного выбора дальнейшей образовательной траектории. Изучив материал, представленный в содержании, отработав и закрепив соответствующие умения и навыки, старшеклассник на достойном уровне сможет решить жизненный правовой конфликт или предотвратить его, защитить свои права и законные интересы близких, конструктивно и успешно действовать в правовом пространстве в условиях рыночных отношений.

Курс носит системный характер и предполагает постепенное усложнение и расширение правовой подготовки на каждом этапе взросления подростка. В 10 классе обучающиеся изучают вопросы теории права и государства, конституционного права. В 11 классе они приобретают правовую компетентность в различных отраслях права (гражданском, уголовном, административном, семейном, трудовом и др.). Освоение вариантов правомерного поведения осуществляется с использованием активных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность школьника, который выступает в роли самостоятельного субъекта образовательного процесса. В рамках курса предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы. Проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр, работа с источниками, участие в творческих проектах, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьёзную мотивацию на дальнейшее обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес школьника к праву. Особую значимость имеет системная работа с правовой информацией.


Изучение курса предполагает использование ресурсов Интернета, публикаций в средствах массовой информации, обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, портфолио ученика, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, а также возможности рефлексии, которые используются во всех перечисленных технологиях.

Организационные модули курса представлены адаптивными вариантами организации учебно-воспитательного процесса, механизмами оптимального осуществления функций планирования, мотивации учащихся, организации процесса их правовой подготовки и контроля знаний и умений. Особое внимание уделено средствам организации внеклассной и внеурочной работы, в том числе проведению олимпиад и конкурсов, написанию эссе. Методика работы направлена на развитие навыков критического анализа различных текстов, ведения дискуссий по важным общественным проблемам.

Курс «Право» ориентирован на формирование у школьников собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, необходимых для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации своей гражданской позиции.

Курс может обеспечить углублённое изучение права, создав условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. В рамках углублённого правового обучения формируется интерес к будущей профессиональной деятельности. Реализация указанной идеи осуществляется посредством включения в содержание курса тем о различных юридических профессиях и ведущих вопросах образовательного права. Школьники получают информацию о некоторых особенностях высшего профессионального образования, что даёт основание для верного выбора ими образовательной деятельности после окончания школы.


Результаты обучения и освоения содержания курса «Право»


Личностные результаты

• Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);

• формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

• готовность к служению Отечеству, его защите;

• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;

• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

• сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.



Метапредметные результаты

• Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

• владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

• умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;

• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметные результаты

На базовом уровне

• Сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

• владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

• владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

• сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

• сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

• сформированность основ правового мышления;

• сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;

• понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

• сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

• сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

На углублённом уровне

Требования к предметным результатам освоения углублённого курса права включают требования к результатам освоения базового курса, а также дополнительно отражают:

  • сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;

  • владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;

  • сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;

  • владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития;

  • сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

  • сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;

  • сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;

  • понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

  • сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.


Место курса «Право» в учебном плане

Программа правового обучения школьников в соответствии с нормативными документами рассчитана на углублённом уровне на 140 учебных часов: по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.




СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «ПРАВО» ДЛЯ 10–11 КЛАССОВ


Углублённый уровень (140 ч)



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 КЛАСС



Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

И ОБЩЕСТВА

Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Признаки права. Нормы права. Методы правового регулирования. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.

Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация индивидуально-правового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические фикции. Социальные нормы. Моральные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции. Правовое регулирование.


Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ

Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права.

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.

Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Понятие реализации права и её формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.

Понятия. Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Частное право. Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Нормативный правовой акт. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учёт. Применение права. Акт применения права. Реализация права. Использование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толкования права.


Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений.

Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Правопорядок с позиции современной науки. Функции

юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Общественная опасность коррупции для граждан, общества и государства. Антикоррупционные меры.

Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России.

Понятия. Правоотношение. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Деликтоспособность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Состав правонарушения. Субъект правонарушения. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъектиная сторона правонарушения. Вина. Преступление. Правопорядок. Убытки. Неустойка. Возмещение неустойки (штрафа). Срок давности. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Правовое сознание. Правовые знания. Правовые эмоции. Правовая установка. Правовые ценности. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовой идеализм. Правовое воспитание. Коррупция. Коррупционные правонарушения. Правовая семья. Рецепция права. Право справедливости.

Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и её элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства.

Конституционное право Российской Федерации и его источники. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия

«гражданство». Принципы гражданства. Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Классификация выборов. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.

Понятия. Государство. Род. Деспотия. Естественное состояние человека. Производственные отношения. Общественно-экономическая формация. Суверенитет (государственный, народа, национальный). Сущность государства. Политическая система общества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентарная республика. Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм государства. Орган государства. Правовой иммунитет. Правительство. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Права и свободы человека. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право.


Тема 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые судьи. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Основные правила гражданского процессуального права. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражные суды и арбитражное судопроизводство. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и её деятельность. Следственный комитет. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов Российской Федерации: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба войск национальной гвардии, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Полиция. Заявление о преступлении. Контрразведывательная деятельность.






11 КЛАСС


Тема 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Понятие, метод и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и её виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и её виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные; неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.

Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.

Предпринимательство и предпринимательское право. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.

Понятия. Гражданское право. Вещь. Информация. Коммерческая тайна. Физическое лицо. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная дееспособность. Юридическое лицо. Двусторонняя реституция. Сделка. Представительство. Доверенность. Обязательственное право. Договорное право. Договор. Имущественные права. Право собственности. Вещное право. Общая долевая собственность. Общая совместная собственность. Виндикационный иск. Добросовестный приобретатель. Негаторный иск. Иск о признании права собственности. Личные неимущественные права. Деловая репутация. Честь. Достоинство. Клевета. Оскорбление. Исковая давность. Моральный вред. Гражданско-правовая ответственность. Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт. Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность. Коммерческая организация. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Претензия. Потребитель. Гарантийный срок хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Сертификат качества. Наследование. Наследник. Наследодатель. Завещание. Право на обязательную долю. Время открытия наследства. Место открытия наследства.

Тема 2. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Предмет, методы, источники и принципы семейного права. Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Понятия. Семья. Семейные правоотношения. Брачный договор. Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.


Тема 3. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё.

Понятия. Жилищный фонд. Жилищные правоотношения. Регистрация. Приватизация.


Тема 4. ТРУДОВОЕ ПРАВО

Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приёме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование заработной платы. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. Охрана труда.

Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель. Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Безработный. Правила внутреннего трудового распорядка. Индивидуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Забастовка. Трудовой арбитраж. Локаут. Дисциплинарное взыскание. Рабочее время. Совместительство. Сверхурочная работа. Время отдыха. Праздничные дни. Иждивенцы. Заработная плата.


Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Административное право и административные правоотношения. Источники административного права. Особенности административного права. Административные правоотношения. Органы исполнительной власти. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.

Понятия. Метод убеждения. Метод предписаний. Государственное принуждение. Административное принуждение. Административные правоотношения. Государственная должность. Государственная служба. Государственный служащий. Административное правонарушение. Административная ответственность. Ходатайство. Отвод. Доставление. Административное задержание. Доказательства.

Тема 6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.

Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние. Состав преступления. Объект преступления. Субъект преступления. Объективная сторона преступления. Субъективная сторона преступления. Мотив преступления. Цель преступления. Казус. Убийство. Аффект. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Преступное сообщество. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с повинной. Понятой. Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель. Привод.


Тема 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ

СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Пенсионная система и страхование. Финансовое право. Правовое регулирование денежного обращения. Налоговое право. Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность.

Правовое регулирование отношений в области образования. Принципы государственной политики в области образования. Уровни образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Профессиональное юридическое образование. Практические советы о том, как заключить договор на обучение.

Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.

Понятия. Пенсия. Социальное страхование. Государственные пособия. Финансовое право. Экологическое право. Экологические правонарушения. Налог. Налоговое правонарушение. Недоимка. Пеня. Федеральный государственный образовательный стандарт. Юридическая этика.


Тема 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Организация Объединённых Наций и защита прав человека. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Принцип мирного разрешения споров. Виды международных преступлений. Международное гуманитарное право и права человека. Источники и принципы международного гуманитарного права. Правовое регулирование поведения участников международных вооружённых конфликтов.

Понятия. Международное публичное право. Международное право. Ратификация. Международное частное право. Принципы международного права. Международная организация. Межправительственная организация. Неправительственная

организация. Декларация. Пакт. Международно-правовая ответственность. Репрессалии. Реторсии. Капитуляция. Международное гуманитарное право. Комбатанты. Некомбатанты.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ (140 ч)


10 КЛАСС (70 ч)


п/п


Название

темы


Кол-

во

часов


Характеристика основных видов деятельности обучающегося

1

Роль права в жизни

человека

и общества


8

Знать определение права и его характерные признаки; аргументировать с опорой на собственные взгляды важную роль права в разрешении любых правовых конфликтов; характеризовать основные подходы к пониманию права в истории юриспруденции; понимать сущность взаимодействия права и нравственности; понимать роль права в решении правовых проблем общественной жизни; отличать правовые нормы от иных социальных регуляторов; обладать знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе. Владеть навыками использовать право в решении правовых задач, требующих базовых знаний.

Уметь применять социальные нормы в жизненных ситуациях.

Уметь пользоваться современными информационными поисковыми правовыми системами для нахождения необходимого правового акта, регулирующего ту или иную ситуацию.

Уважительно относиться к нормам права, регулирующим ситуации, в которых участвуют конкретные субъекты

2

Теоретические основы права как системы

14

Знать основные правовые понятия, позволяющие читать и понимать ведущие федеральные конституционные и федеральные законы, а также международные правовые документы; уметь определять структуру нормы права, сущность её составляющих единиц (гипотез, диспозиций, санкций). Разбираться в видовом разнообразии нормативных правовых актов, действующих на территории России; уметь реализовать действующие нормы права в необходимых ситуациях в реальной жизни. Владеть навыками разрешения элементарных правовых споров в области публичного и частного права; уметь толковать законы различными способами; знать основы правоприменения норм действующего законодательства.

Соблюдать необходимые предписания права в любых жизненных ситуациях, оказывать правовую консультацию по элементарным вопросам действующего законодательства, быть непримиримым к правонарушениям любого характера.

Уметь участвовать в правотворческой деятельности, выдвигать инициативу по подготовке и принятию необходимых норм права для преодоления пробелов


3

Правоотношения и правовая культура

16

Знать структуру правоотношения, уметь характеризовать его элементы, в том числе — субъекты — физических и юридических лиц, содержание правоспособности и дееспособности. Уметь решать правовые задачи по определению объёма прав и обязанностей участников правоотношений.

Уважительно относиться к правам и обязанностям участников правоотношений. Владеть навыками правомерного поведения в обществе, иметь высокий уровень правовой информированности, уважительного отношения к праву и быть мотивированным на правомерное поведение в любых жизненных ситуациях. Распознавать функции юридической тветственности, использовать принципы юридической ответственности в решении правовых вопросов. Знать обстоятельства, исключающие преступность деяния. Уметь характеризовать правовое сознание, правовую культуру, правовую психологию и правовую идеологию, владеть навыками антикоррупционного поведения.

Уметь различать особенности романо- германской правовой семьи; англосаксонской правовой семьи, религиозно- правовой семьи, социалистической правовой семьи; обладать умениями реализовать право в условиях правовой системы в России

Промежуточный контроль (1ч)


4

Государство и право

21

Знать сущность государства как политической организации общества; характеризовать любое государство с точки зрения его формы правления, территориального устройства, политического режима. Характеризовать государственный механизм; знать компетенцию органов законодательной, судебной, исполнительной ветвей власти. Понимать взаимодействие права и государства; уважительно относиться к соблюдению законов и обеспечению законности и правопорядка в обществе.

Характеризовать источники конституционного права Российской Федерации, основы конституционного строя России. Уметь защищать личные, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права. Уметь исполнять обязанности граждан государства. Характеризовать избирательные системы и их виды. Уметь участвовать в референдуме, выборах Президента РФ; уважительно относиться к символам и атрибутам государственной власти, быть патриотом своего государства

5

Правосудие и правоохранительные органы

9

Знать и характеризовать судебную систему Российской Федерации; принципы, участников и стадии гражданского процесса; уметь обращаться в судебные инстанции за защитой нарушенных прав и восстановлением справедливости. Уважительно относиться к правоохранительным органам государства, понимать компетенцию и особенности их деятельности. Знать порядок применения права и уметь использовать свои знания для осуществления правовых консультаций и помощи другим лицам.

Решать правовые задачи по разрешению споров с использованием действующих норм гражданского процессуального права. Уметь следить за изменением законодательства, делать заключения об эффективности использования права в конкретной жизненной ситуации

Промежуточный контроль (1 ч)




11 класс (70 ч)

п/п


Название

темы


Кол-

во

часов


Характеристика основных видов деятельности обучающегося

1

Гражданское право

16

Знать основные источники гражданского права, уметь их характеризовать, находить необходимую норму для решения возникающих гражданско- правовых споров. Характеризовать физическое лицо как субъекта гражданских правоотношений. Определять меру возможного поведения субъекта гражданско- правовых отношений; отличать виды юридических лиц, их правоспособность и дееспособность. Знать основные формы сделок, характеризовать виды договоров, порядок их

заключения, изменения и расторжения. Владеть правовой компетентностью по вопросам правомочий права собственности, интеллектуальным правам, авторскому праву и смежным правам. Характеризовать государство как субъект экономических отношений. Знать основные организационно- правовые формы предпринимательской деятельности. Уметь отличать хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие. Обладать элементарными знаниями об организации своего собственного бизнеса с ориентацией на успех. Владеть способами защиты своих имущественных и личных неимущественных прав. Уметь осуществлять защиту прав потребителей. Уметь применять правила наследования на основании завещания и по закону в реальной жизни

2

Семейное право

5

Знать методы, принципы, основные источники семейного права, находить необходимую правовую норму, регулирующую семейные отношения. Уметь предотвращать и решать правовые конфликты в семье. Владеть правовой компетентностью по вопросам заключения брака, его расторжения, выплаты алиментов. Решать необходимые вопросы по аспектам правовых отношений между родителями и детьми.

Уметь выявлять нарушения прав детей и родителей; быть непримиримым к преступлениям и проступкам в вопросах отношений взрослых и детей. Характеризовать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

3

Жилищное право

2

Знать основополагающие нормы жилищного права, уметь защищать право на жилище

4

Трудовое право

9

Знать принципы, источники трудового права; правовые нормы в области заключения и расторжения трудовых отношений; уметь устроиться на работу, защитить свои трудовые права.

Владеть правовой компетентностью по вопросам трудовых споров и дисциплинарной ответственности, правового регулирования заработной платы, рабочего времени и времени отдыха.

Уважительно относиться к нормам трудового права, соблюдать дисциплину труда, быть социально активным в трудовой деятельности.

Уметь использовать льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних

Промежуточный контроль (1ч)


5

Административное право и административный процесс

6

Знать источники административного права, ведущие нормы административного законодательства; уметь защитить свои права и законные права иных лиц в административном процессе; уважительно относиться к нормам административного права; уметь обращаться в органы госу-дарственной и муниципальной власти для разрешения вопросов; владеть навыками составления необходимых документов, используемых в административных правоотношениях.

Понимать сущность административной ответственности и меры административного наказания

6

Уголовное право и уголовный процесс

10

Знать принципы и ведущие нормы уголовного права, уголовного процесса; характеризовать сущность преступных деяний человека; приводить примеры преступных деяний из жизни, осознавать опасность их совершения в современном обществе; быть непримиримым противником преступности в любых формах её проявления. Уметь вести дискуссии и отстаивать свои позиции с опорой на закон.

Знать основы уголовного судопроизводства, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних

7

Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни

14

Уметь исполнять, использовать и соблюдать необходимые нормы права для решения жизненно важных правовых ситуаций в сфере образования, финансовой деятельности, налогового права, социального страхования, пенсионного обеспечения, экологии и т. п. Уметь защитить свои права в сфере образования, выстраивать верную траекторию образовательной и профессиональной деятельности в будущем. Знать особенности профессиональной юридической деятельности, основных юридических профессий (судья, адвокат, прокурор, нотариус, следователь)

8

Международное право

5

Знать основные принципы, источники и нормы международного публичного и международного частного права, международного гуманитарного права. Обладать умениями использовать нормы международного гуманитарного права при решении военных и иных конфликтов между странами. Уважительно относиться к международному праву, знать основы мирного решения конфликтов на международной арене. Знать, как обратиться в Международный суд по правам человека. Уметь излагать письменно свои позиции по вопросу защиты прав человека

Промежуточный контроль (1 ч)


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от

30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. От 25.12.2018) // СЗ РФ.29.07.2002. № 30. Ст. 3012.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.

Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 23.07.2008. № 23. Ст. 2381.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 03.12.2001. № 49. Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. 25.12.2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 06.12.2011. № 1 (Ч. 1). Ст. 14.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 29.10.2001. № 44. Ст. 4147.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 11.12.2006. № 50. Ст. 5278.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // СЗ РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 3.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. От 26.07.2019) // СЗ РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 24.12.2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4921.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.07.2004. № 27. Ст. 2710.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) «О Верховном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.02.2014. № 6. Ст. 550.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»» //

СЗ РФ. 10.02.2014. № 6. Ст. 551.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. От 11.10.2018) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 04.07.2016. № 27.Ч. 1. Ст. 4159.

Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. От 29.05.2019) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ.

24.02.2014. № 8. Ст. 740.

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. От 11.12.2018) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 13.01.2003. № 2. Ст. 171.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. От 26.07.2019) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.06.2002. № 22. Ст. 2031.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. От 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 23.12.1996. № 52. Ст. 5880.

Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. От 18.04.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации» //СЗ РФ. 21.12.1998. № 51. Ст. 6270.

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. От 18.07.2019) «О полиции» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. От 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 20.06.1994. № 8. Ст. 801.

Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. От 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.12.2012. № 50. Ч. 4. Ст. 6952.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 39. 18.02.1992.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.06.2002. № 23. Ст. 2102.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. От 27.06.2018) «Об альтернативной гражданской службе» // СЗРФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3030.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31

(Ч. 1). Ст. 3448.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. От 26.07.2019) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. От 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // СЗ РФ. 05.01.2009. № 1. Ст. 1.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.01.2009. № 1. Ст. 2.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.02.2014. № 6. Ст. 548.

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 (ред. от 23.11.2016) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ.

19.05.2008. № 20. Ст. 2290.

Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2011

№ 38 (ред. от 02.09.2019) «Вопросы деятельности Следственного комитета» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») // СЗ РФ. 24.01.2011. № 4.Ст. 572.

Указ Президента Российской Федерации от 09.02.2011 № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 939.


Рекомендуемая литература

10 класс

Авакьян С. А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь. М., 2015.

Белик В. Н. Конституционные права личности и их защита: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.,2017.

Владимирский- Буданов М. Ф. Обзор истории русского права / http://civil.consultant.ru/reprint/books/352/15.html

Вилкова Т. Ю., Насонов С. А., Хохряков М. А. Судоустройство и правоохранительные органы: учебник и практикум для вузов. М., 2019.

Гражданский процесс. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / под ред. М. Ю. Лебедева. М., 2019.

Ерёменко В. И. Суд по интеллектуальным правам — первый специализированный суд в российской судебной системе // Государство и право. 2012. № 9.

Давид Р., Жоффре- Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2019.

Источники российского права: вопросы теории и истории: учебное пособие / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2011.

Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2011.

Кобликов А. С. Избранное: юридическая этика. Военные суды России. М., 2011.

Ковлер А. И. Европейская интеграция: федералистский проект (историко- правовой очерк). М., 2016.

Конституционно- правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно- методический комплекс (учебное пособие) / отв. ред. д. ю.н., проф. С. А. Авакьян. М.,2016.

Конституция Российской Федерации: доктрина и практика / под ред. В. Г. Зорькина. М., 2009.

Краснов Ю. К., Надвикова В. В., Шкатулла В. И. Юридическая техника: учебник. М.,2014.

Крашенинников П. В. Зарождение права. М., 2016.

Крусс В. И. Злоупотребление правом: учебное пособие. М., 2010.

Мальцев Г. В. Месть и возмездие в древнем праве. М., 2012.

Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2013.

Маршалок Н. В., Ульянова И. Л. Латинские термины в современном международном праве: латинско- русский, русско-латинский словарь. М., 2015.

Михайлов А. М. Сравнительное правоведение: догма романо- германского права: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.

Михайлов А. М. Философия права: классический юснатурализм и историческая школа юристов: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.

Нечкин А. В. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие для бакалавриата и специалитета. М., 2019.

Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С. А. Авакьян, А. М. Арбузкин, И. П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред.С. А. Авакьян. М., 2014.

Османов Т. С. Практические вопросы применения судами Российской Федерации международных соглашений: справочно- методическое пособие. М., 2011.

Певцова Е. А. Правовое регулирование «цифровизации» образовательных отношений // Народное образование. 2018. № 10 (1471). С. 15–20.

Певцова Е. А. Пределы правового регулирования образовательных отношений в национальной правовой системе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 2. С. 74–82.

Певцова Е. А., Соколов Н. Я. Правовое просвещение в России: состояние, проблемы и перспективы развития. М., 2019.

Певцова Е. А., Соколов Н. Я. Профессиональное поведение юристов в электронном государстве в случаях несовершенства законодательства // Журнал российского права. 2018. № 6 (258). С. 40–49.

Попаденко Е. В., Красильникова Е. В. Суд присяжных: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М., 2019.

Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2011.

Поляков С. Б. Принцип взаимной ответственности государства и личности: понятие и пути реализации. М., 2011.

Поляков С. Б. Юридическая ответственность государства. М., 2013.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2013.

Суровень Д. А. История государства и права зарубежных стран. Древний мир: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.

Хвостов В. М. Система римского права. М., 2019.

Чиркин В. Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М., 2013.

Чиркин В. Е. Сравнительное государствоведение. М., 2013.

Яковлев В. Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М., 2012.


11 класс

Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. М., 2013.

Алексеев С. С. Тайна и сила права. М., 2013.

Алексеев С. С. Право собственности. Проблемы теории. М.,2012.

Алиев В. М., Гладких В. И., Степанов- Егиянц В. Г. Преступления против личности: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М., 2019.

Альбов А. П., Николюкин С. В. Наследственное право: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2017.

Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С.А, Селиванова К. А. Земельное право России: учебник для академического бакалавриата / под ред. А. П. Анисимова. М., 2019.

Афанасьев И. В. Сервитут в гражданском праве: монография. М., 2019.

Белов В. А. Что изменилось в Гражданском кодексе?: практическое пособие. М., 2019.

Боголюбов С. А., Позднякова Е. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2019.

Буянова М. О. Теория спортивного права: монография. М.,2019.

Гражданское право: в 4 т. / отв. ред. Е. А. Суханов. М.,2010.

Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2013.

Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Публично- правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: монография. М., 2018.

Дуюнов В. К., Хлебушкин А. Г. Квалификация преступлений: законодательство, теория, судебная практика. М., 2013.

Егоров С. Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М., 2013.

Завадская Л. Н. Гражданский процесс в схемах с комментариями. М., 2018.

Защита прав потребителей финансовых услуг: монография / отв. ред. Ю. Б. Фогельсон. М., 2011.

Информационное право: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / под ред. М. А. Федотова. М., 2019.

Иванова Е. В. Предпринимательское право: учебник для академического бакалавриата. М., 2019.

Иоффе О. С. Основные проблемы гражданского права. М., 2013.

Карташкин В. А. Права человека: международная защита в условиях глобализации: монография. М., 2013.

Кашкин С. Ю., Четвериков А. О. Европейский союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М., 2007.

Конкурентное право в таблицах и схемах: учебное пособие / В. А. Вайпан, М. А. Егорова, А. В. Игошин и др.; отв. ред. М. А. Егорова. М., 2018.

Копылов А. В. Дарение на случай смерти: гражданско-правовое. М.: Статут, 2019.

Коршунова Т. Ю. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. М., 2012.

Крашенинников П. В. Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса РФ. М., 2012.

Крашенинников П. В. Возмездное оказание услуг. Поручение. Действия без поручения. Комиссия. Агентирование. Постатейный комментарий глав 39,49–52 Гражданского кодекс РФ. М., 2012.

Кузнецова О. В. Возмещение морального вреда: практическое пособие. М., 2009. Курс уголовного процесса / под ред. д. ю.н., проф. Л. В. Головко. М., 2017.

Кусков А. С., Иванов И. С. Потребительское право. Практикум: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.

Либанова С. Э. Гражданско- правовая ответственность: взыскание убытков: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.

Макарова О. А., Попондопуло В. Ф. Корпоративное право: учебник и практикум для вузов. М., 2019.

Максимов В. А. Римское право: учебное пособие. М., 2019.

Мамут Л. С. Правовое общение: очерк теории. М., 2013.

Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов. М., 2019.

Меркурьев В. В. Уголовное право: гражданская самозащита: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М., 2019.

Миронова С. Н. Использование возможностей сети Интернет при разрешении гражданско- правовых споров. М., 2010. Несостоятельность (банкротство): учебный курс: в 2 т.

Т. 1. / под ред. д. ю.н., проф. С. А. Карелиной. М., 2019.

Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А. И. Рожкова. М., 2019.

Певцова Е. А. Возмещение вреда, причинённого ребёнку // Народное образование. 2008. № 2.

Певцова Е. А. Из истории развития законодательства о правах молодёжи в России // История государства и права. 2007.№ 20.

Певцова Е. А. Права детей и молодёжи: актуальные проблемы правового регулирования отношений с участием молодых лиц. Ярославль; М., 2013.

Певцова Е. А. Правовая защита молодёжи при трудоустройстве. М., 2013.

Певцова Е. А. Правовая защита от негативной информации // Народное образование. 2008. № 6 (1379).

Певцова Е. А. Правовая культура в трудовой деятельности. М., 2017.

Певцова Е. А. Правовое регулирование образовательного процесса // Народное образование. 2007. № 5.

Певцова Е. А. Правовые и педагогические основы работы тьютора: монография. Ярославль; М., 2012.

Певцова Е. А. Применение норм образовательного права в России и за рубежом // Право и образование. 2017. № 9. С. 4–17.

Певцова Е. А. Профессиональное самоопределение. М., 2011.

Пиликин Г. Г. Становление финансового права России (теория и практика особой формы публичного права): монография / под общ. ред. проф. С. В. Запольского. М., 2017.

Познышев С. В. Криминальная психология. Преступные типы. М., 2019.

Право Европейского союза: в 2 ч. Ч. 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. Х. Абашидзе, А. О. Иншаковой. М., 2019.

Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: учебник / под общ. ред. д. ю.н., проф. Л. А. Новосёловой. М., 2017.

Правосудие в современном мире / под ред. Т. Я. Хабриевой, В. М. Лебедева. М., 2013.

Предпринимательское право: практический курс / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., 2011.

Рабец А. М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.

Савельев Д В. Соучастие в преступлении. Преступная группа: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М., 2019.

Свит Ю. П. Жилищное право: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2019.

Семейное право: учебник / Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинников, Л. Ю. Михеева и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2016.

Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 2019.

Смирнов С. А. Наследственная трансмиссия в гражданском праве: генезис и развитие: монография. М., 2019.

Собольников В. В. Юридическая психология: учебник для бакалавриата и специалитета. М., 2019.

Спасович В. Д. Судебные речи. М., 2019.

Сундуров Ф. Р., Талан М. В. Наказание в уголовном праве: учебное пособие. М., 2015.

Талынев В. Е. Профессиональная этика и служебный этикет в полиции России: учебное пособие для вузов. М., 2019.

Тарланов З. К. Юридическая лингвистика: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М., 2019.

Тихомиров М. Ю. Трудовые договоры, служебные контракты: комментарии и образцы документов. М., 2018.

Уголовное право России. Особенная часть: в 2 т. Т. 2: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / под ред. О. С. Капинус. М., 2019.

Фомичёва Р. В. Меры по обеспечению исполнения решений в арбитражном процессе: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М., 2019.

Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. М., 2019.

Шульга И. В. Правовые позиции Верховного Суда РФ: монография. М., 2019.

Шульга А. А. Социально- правовая защита детей: учебное пособие для академического бакалавриата. М., 2019.

Эксархопуло А. А. Макаренко И. А., Зайнуллин Р. И. Криминалистика: история и перспективы развития: монография. М., 2019.

Юридическое сопровождение предпринимательской деятельности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Г. Ф. Ручкиной. М., 2019.

Ялбулганов А. А. Предмет и система финансового права: монография. М., 2015.


Ресурсы Интернета по праву

http:// www.pravo.gov.ru— Официальный интернет-портал правовой информации.

http://www.consultant.ru — Правовая система Консультант Плюс.

http://www.constitution.ru — Конституция Российской Федерации.

http:// www.law.edu.ru — Юридическая Россия. Федеральный правовой портал.

http://детям.президент.рф— Президент России гражданам школьного возраста.

http://www.council.gov.ru — Совет Федерации Федерального Собрания.

http://www.duma.gov.ru — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

http://www.ksrf.ru — Конституционный Суд Российской Федерации.

http://www.vsrf.ru — Верховный Суд Российской Федерации.

http:// www.genproc.gov.ru — Генеральная прокуратура Российской Федерации.

http://www.sledcom.ru — Следственный комитет Российской Федерации.

http://www.pfrf.ru — Пенсионный фонд Российской Федерации.

http://www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.

http://www.notariat.ru — Федеральная нотариальная палата.

http://www.deti.gov.ru — Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.

http://www.ombudsmanrf.org — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

http://www.mnr.gov.ru — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

http:// www.rostrud.ru — Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.

http://www.rosregistr.ru — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

http://www.potrebitel.net — Союз потребителей ЕАЭС.

http://www.rospotrebnadzor.ru — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

http:// www.рспп.рф — Российский союз промышленников и предпринимателей.

http://www.un.org/ru — Организация Объединённых Наций.

http://www.//ru.unesco.org— Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО).

http://www.coe.int/ru/ — Информационный офис Совета Европы в Российской Федерации.

http://civil.consultant.ru/ — Классика Российского права.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!