Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
ориентация в системе моральных норм и ценностей, понимание конвенционального характера морали;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, родному краю.
Метапредметными результатами изучения курса русский родной язык является формирование УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Предметные результаты
понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа,
овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка,
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка,
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка,
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка,
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)
«Язык и культура»:
понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
понимать особенности освоения иноязычной лексики;
комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, об особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;
редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Текст»
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Язык и культура (6 часов)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Фразеологизмы, крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Пополнение словарного состава современного русского языка. Изменение значений и стилистическая переоценка слов современного русского языка..
Раздел 2. Культура речи (5 часа)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ св составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета. Этикет в электронной среде общения. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Текст (7 часов)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дискантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента по защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Примечание |
9а | 9в | 9д |
Раздел 1. Язык и культура (6 часов) Воспитательные задачи: Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формировать уважительное отношение к труду Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
1. | 12.01 | 09.01 | 13.01 | Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. | 1 | Знать важнейшие функции русского языка, иметь понятие о русской языковой картине мира. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Личностные: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. | |
2. | 19.01 | 16.01 | 20.01 | Ключевые слова русской культуры. | 1 | Знать примеры ключевых слов русской культуры, их национально-историческую значимость, основные тематические разряды. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать | |
3. | 26.01 | 23.01 | 27.01 | Фразеологизмы, крылатые слова и выражения в русском языке. | 1 | Знать фразеологизмы, крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Л.: осознавать ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством | |
4. | 02.02 | 30.01 | 28.01 | Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. | 1 | Знать общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения; Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Л.: осознавать ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством | |
5. | 09.02 | 06.02 | 03.02 | Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. | 1 | Знать о пополнениях словарного состава современного русского языка. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать | |
6. | 16.02 | 13.02 | 10.02 | Изменение значений и стилистическая переоценка слов современного русского языка. | 1 | Знать об изменениях значений и стилистической переоценки слов современного русского языка. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Личностные: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. | |
Раздел 2. Культура речи (5 часа) 1.Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности 2.Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формировать уважительное отношение к труду 3. Освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества |
7. | 02.03 | 20.02 | 17.02 | Основные орфоэпические нормы современного русского языка. | 1 | Знать основные орфоэпические нормы современного русского языка. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Личностные: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. | |
8. | 09.03 | 27.02 | 03.03 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Знать основные лексические нормы современного русского литературного языка, отраженные в толковых словарях.. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать | |
9. | 16.03 | 06.03 | 10.03 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Знать основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Л.: осознавать ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством | |
10. | 23.03 | 13.03 | 17.03 | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 | Знать этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения; Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Л.: осознавать ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством | |
11. | 06.04 | 20.03 | 24.03 | Этикет в электронной среде общения. | 1 | Знать этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать | |
Раздел 3. Речь. Текст (6 часов) 1.Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности 2.Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формировать уважительное отношение к труду 3.Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
12. | 13.04 | 03.04 | 07.04 | Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. | | Знать этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Личностные: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. | |
13. | 20.04 | 10.04 | 14.04 | Виды преобразования текстов. Аннотация, конспект. | 1 | Знать виды преобразования текстов. Аннотация, конспект. Знать виды преобразования текстов, умение использования графиков, диаграмм, схем для представления информации. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать | |
14. | 27.04 | 17.04 | 21.04 | Разговорная речь. Анекдот, шутка. | 1 | Знать функциональные разновидности языка. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Л.: осознавать ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством | |
15. | 04.05 | 24.04 | 28.04 | Официально-бытовой стиль. Деловое письмо. | 1 | Знать структурные элементы и языковые особенности делового письма. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения; Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Л.: осознавать ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством | |
16. | 11.05 | 06.05 | 05.05 | Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение, защита проекта. | 1 | Знать научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение, защита проекта. | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать | |
17. | 18.05 | 15.05 | 12.05 | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 | Знать публицистический стиль. Проблемный очерк. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Личностные: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. | |
18 | 25.05 | 22.05 | 19.05 | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | 1 | Знать язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Прецедентные тексты | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать | |