Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые личностные результаты:
-воспитание гражданина и патриота, формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, овладение культурой межнационального общения;
-совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-углубление и расширение знаний о нормативном использовании языка, о стилистике русского языка; о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете.
Планируемые метапредметные результаты:
-совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-развитие проектного и исследовательского мышления.
Планируемые предметные результаты:
1) совершенствование всех видов речевой деятельности;
2) осознание ведущей роли языка в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы;
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
Раздел 1. Язык и культура (3 часа)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (8 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (7 часов)
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Формы речи: монолог и диалог.
Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Примечание |
10 а | 10 б |
| Воспитательные задачи: Формирование нравственных качеств личности, чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе; культуры общения и коммуникативных навыков. Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом будущем. |
1 | 11.01 | 10.01 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | 1 | Знать смысл понятий «современный русский литературный язык»; иметь представление о русском языке как зеркале национальной культуры и истории народа. Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. Личностные: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. | |
2 | 21.01 | 17.01 | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | 1 | Знать крылатые слова и выражения их происхождение, сферу употребления. Уметь находить крылатые слова и выражения в произведениях художественной литературы, кинофильмах, песнях, рекламных текстах. | К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять крылатые слова и выражения, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры выражений. Л.: готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность | |
3 | 28.01 | 24.01 | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум». | 1 | Знать о стремительном росте словарного состава языка, «неологическом буме». Уметь отличать неологизмы от общеупотребительной лексики. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум». Л.: осознавать себя личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок | |
4 | 4.02 | 31.01 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | 1 | Знать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Уметь находить нарушения орфоэпической нормы. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Л.: осознавать ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством | |
5 | 11.02 | 7.02 | Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. | 1 | Знать типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Уметь находить типичные орфоэпические ошибки в современной речи. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта (учебных ЗУН) П: объяснять типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать | |
6 | 18.02 | 14.02 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Знать основные лексические нормы современного русского литературного языка. Уметь объяснять основные лексические нормы современного русского литературного языка. | К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта (учебных ЗУН) П: объяснять основные лексические нормы современного русского литературного языка. Л.: осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни | |
7 | 25.02 | 21.02 | Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | 1 | Знать лексическую сочетаемость слова и точность выражений. Уметь определять свободную и несвободную лексическую сочетаемость слов. Находить типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта (учебных ЗУН) П: объяснять свободную и несвободную лексическую сочетаемость слов. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни. | |
8 | 4.03 | 26.02 | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | 1 | Знать понятия: тавтология, плеоназм. Уметь находить типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью работать с заданием №8 в формате ЕГЭ. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять речевую избыточность и точность. Тавтологию. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества. | |
9 | 11.03 | 28.02 | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | 1 | Знать: современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы Уметь: пользоваться современными толковыми словарями. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: знать современные толковые словари. Л.: владеть основами научных методов познания окружающего мира; быть мотивированным на творчество и инновационную деятельность. | |
10 | 18.03 | 14.03 | Основные грамматические морфологические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. | 1 | Знать основные грамматические морфологические нормы современного русского литературного языка. Уметь объяснять типичные грамматические ошибки. | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять основные грамматические морфологические нормы современного русского литературного языка. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества. | |
11 | 25.03 | 21.03 | Основные грамматические синтаксические нормы современного русского литературного языка. Нормы построения словосочетаний по типу согласования и управления. | 1 | Знать основные грамматические синтаксические нормы современного русского литературного языка Уметь объяснять строения словосочетаний по типу согласования и управления. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять основные грамматические синтаксические нормы современного русского литературного языка. Нормы построения словосочетаний по типу согласования и управления. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества | |
12 | 08.04 | 04.04 | Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Формы речи: монолог и диалог. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Знать точность и логичность речи. Уметь составлять монолог и диалог. | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля, самооценки. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Формы речи: монолог и диалог. Подготовка к домашнему сочинению. Л.: креативно и критически мыслить. | |
13 | 15.04 | 11.04 | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | 1 | Знать основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Уметь перерабатывать информацию. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Л.: быть готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. | |
14 | 22.04 | 18.04 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. | 1 | Знать основные правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Уметь соблюдать безопасность при общении в социальных сетях. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни | |
15 | 29.04 | 25.04 | Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Знать текст и его основные признаки. Уметь объяснять основные композиционные формы описания, повествования, рассуждения. | К: владеть синтаксическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Подготовка к домашнему сочинению. Л.: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции | |
16 | 06.05 | 16.05 | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. | 1 | Знать структуру аргументации: тезис, аргумент. Уметь применять способы аргументации при написании сочинения. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества | |
17-18 | 13.05-20.05 | 23.05-25.05-30.05 | Сочинение по предложенному тексту. | 1+1 | Знать требования к написанию сочинения. Уметь, опираясь на критерии, прокомментировать работу. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять сочинения по предложенному тексту. Л.: креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества | |