СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Родной (русский) язык" 10 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Родной (русский) язык" 10 кл.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Родной (русский) язык" 10 кл.»


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Планируемые личностные результаты:

-воспитание гражданина и патриота, формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, овладение культурой межнационального общения;

-совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

-углубление и расширение знаний о нормативном использовании языка, о стилистике русского языка; о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете.


Планируемые метапредметные результаты:

-совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-развитие проектного и исследовательского мышления.


Планируемые предметные результаты:

1) совершенствование всех видов речевой деятельности;

2) осознание ведущей роли языка в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Выпускник научится:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

  • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы;

  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;

  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.


Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»



Раздел 1. Язык и культура (3 часа)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (8 часов)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (7 часов)

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Формы речи: монолог и диалог.

Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.







Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Примечание

10 а

10 б


Воспитательные задачи:


  1.  Формирование нравственных качеств личности, чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе; культуры общения и коммуникативных навыков.

  2. Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

  3. Формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире.

  4. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом будущем.


1

11.01

10.01

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

1

Знать смысл понятий «современный русский литературный язык»; иметь представление о русском языке как зеркале национальной культуры и истории народа.

Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Личностные: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции.


2

21.01

17.01

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

1

Знать крылатые слова и выражения их происхождение, сферу употребления.

Уметь находить крылатые слова и выражения в произведениях художественной литературы, кинофильмах, песнях, рекламных текстах.

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН)

П: объяснять крылатые слова и выражения, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры выражений.

Л.: готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность


3

28.01

24.01

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум».

1

Знать о стремительном росте словарного состава языка, «неологическом буме».

Уметь отличать неологизмы от общеупотребительной лексики.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт.

П: объяснять стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум».

Л.: осознавать себя личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок


4

4.02

31.01

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

1

Знать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Уметь находить нарушения орфоэпической нормы.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Л.: осознавать ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством


5

11.02

7.02

Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

1

Знать типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Уметь находить типичные орфоэпические ошибки в современной речи.

К: формировать навыки самостоятельной работы.

Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта (учебных ЗУН)

П: объяснять типичные орфоэпические ошибки в современной речи.

Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать


6

18.02

14.02

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

Знать основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Уметь объяснять основные лексические нормы современного русского литературного языка.

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта (учебных ЗУН)

П: объяснять основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Л.: осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни


7

25.02

21.02

Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1

Знать лексическую сочетаемость слова и точность выражений. Уметь определять свободную и несвободную лексическую сочетаемость слов. Находить типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

К: формировать навыки самостоятельной работы.

Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта (учебных ЗУН)

П: объяснять свободную и несвободную лексическую сочетаемость слов.

Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни.


8

4.03

26.02

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1

Знать понятия: тавтология, плеоназм.

Уметь находить типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью работать с заданием №8 в формате ЕГЭ.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт.

П: объяснять речевую избыточность и точность. Тавтологию. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества.


9

11.03

28.02

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

1

Знать: современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы Уметь: пользоваться современными толковыми словарями.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт.

П: знать современные толковые словари.

Л.: владеть основами научных методов познания окружающего мира; быть мотивированным на творчество и инновационную деятельность.


10

18.03

14.03

Основные грамматические морфологические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

1

Знать основные грамматические морфологические нормы современного русского литературного языка.

Уметь объяснять типичные грамматические ошибки.

К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П:объяснять основные грамматические морфологические нормы современного русского литературного языка.

Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества.


11

25.03

21.03

Основные грамматические синтаксические нормы современного русского литературного языка. Нормы построения словосочетаний по типу согласования и управления.

1

Знать основные грамматические синтаксические нормы современного русского литературного языка Уметь объяснять строения словосочетаний по типу согласования и управления.

К: формировать навыки самостоятельной работы.

Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН)

П: объяснять основные грамматические синтаксические нормы современного русского литературного языка. Нормы построения словосочетаний по типу согласования и управления.

Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества


12

08.04

04.04

Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Формы речи: монолог и диалог. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Знать точность и логичность речи.

Уметь составлять монолог и диалог.

К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля, самооценки.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Формы речи: монолог и диалог. Подготовка к домашнему сочинению.

Л.: креативно и критически мыслить.


13

15.04

11.04

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

1

Знать основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Уметь перерабатывать информацию.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт.

П: объяснять основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Л.: быть готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.


14

22.04

18.04

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

1

Знать основные правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Уметь соблюдать безопасность при общении в социальных сетях.

К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Л.: быть мотивированным на образование и

самообразование в течение всей своей жизни


15

29.04

25.04

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Знать текст и его основные признаки. Уметь объяснять основные композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

К: владеть синтаксическими нормами родного языка.

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Подготовка к домашнему сочинению.

Л.: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции


16

06.05

16.05

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

1

Знать структуру аргументации: тезис, аргумент.

Уметь применять способы аргументации при написании сочинения.

К: формировать навыки самостоятельной работы.

Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта.

П: объяснять структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества


17-18

13.05-20.05

23.05-25.05-30.05

Сочинение по предложенному тексту.

1+1

Знать требования к написанию сочинения.

Уметь, опираясь на критерии, прокомментировать работу.

К: формировать навыки самостоятельной работы.

Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта.

П: объяснять сочинения по предложенному тексту.

Л.: креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!