Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые личностные результаты:
-воспитание гражданина и патриота, формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, овладение культурой межнационального общения;
-совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-углубление и расширение знаний о нормативном использовании языка, о стилистике русского языка; о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете.
Планируемые метапредметные результаты:
-совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-развитие проектного и исследовательского мышления.
Планируемые предметные результаты:
1) совершенствование всех видов речевой деятельности;
2) осознание ведущей роли языка в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы;
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
Синтаксис и пунктуация. (1 ч.)
Принципы и функции русской пунктуации. Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Основные сведения из истории формирования русской пунктуации.
Стилистика как раздел науки о языке. (3 ч.)
Стилистическое богатство русского языка.
Источники формирования стилистических вариантов в лексике, морфологии, синтаксисе. Лексическая стилистика. Фоника. Стилистика словообразования. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика.
Функциональные стили русского литературного языка. (3 ч.)
Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Научный, официально-деловой, публицистический стили и их подстили. Разговорная речь и разговорный стиль. Художественный стиль и язык художественной литературы. Общие сведения из истории формирования функциональных стилей и их жанров. Практикум по анализу и написанию текстов различных жанров.
Русский речевой этикет. (2 ч.)
Правила русского речевого этикета: нормы и традиции.
Устойчивые формулы речевого этикета в бытовом общении. Функциональные стили и этикет. Особенности русских этикетных традиций в устных и письменных жанрах научного и официально-делового стилей.
Речевой этикет в электронной среде общения. Речевое поведение в Интернете.
Культура русской речи и эффективность общения. (2 ч.)
Общее представление о принципах и стратегиях эффективного общения. Культура русской речи и эффективность общения. Выбор речевых средств для достижения коммуникативных целей.
Публичное выступление. Основы ораторского искусства. (4 ч.)
Подготовка к публичному выступлению. Публичное выступление и речевой этикет. Публичное выступление в разных ситуациях официального общения, в разных жанрах в рамках научного, публицистического и официально-делового стилей. История русской риторики. Мастера русского слова и знаменитые ораторы.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Примечание |
11 а | 11 б |
| Воспитательные задачи: Формирование нравственных качеств личности, чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе; культуры общения и коммуникативных навыков. Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом будущем. |
1 | 05.09 | 05.09 | Синтаксис и пунктуация. Принципы и функции русской пунктуации. | 1 | Знать смысл понятий «современный русский литературный язык»; иметь представление о русском языке как зеркале национальной культуры и истории народа. Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. Личностные: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. | |
2 | 12.09 | 12.09 | Стилистическое богатство русского языка. | 1 | Знать крылатые слова и выражения их происхождение, сферу употребления. Уметь находить крылатые слова и выражения в произведениях художественной литературы, кинофильмах, песнях, рекламных текстах. | К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять крылатые слова и выражения, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры выражений. Л.: готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность | |
3 | 19.09 | 19.09 | Лексическая стилистика. Фоника. Стилистика словообразования. | 1 | Знать о стремительном росте словарного состава языка, «неологическом буме». Уметь отличать неологизмы от общеупотребительной лексики. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум». Л.: осознавать себя личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок | |
4 | 26.09 | 26.09 | Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика. | 1 | Знать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Уметь находить нарушения орфоэпической нормы. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Л.: осознавать ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством | |
5 | 03.10 | 03.10 | Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Научный, официально-деловой, публицистический стили и их подстили. | 1 | Знать типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Уметь находить типичные орфоэпические ошибки в современной речи. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта (учебных ЗУН) П: объяснять типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать | |
6 | 10.10 | 10.10 | Разговорная речь и разговорный стиль. Художественный стиль и язык художественной литературы. | 1 | Знать основные лексические нормы современного русского литературного языка. Уметь объяснять основные лексические нормы современного русского литературного языка. | К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта (учебных ЗУН) П: объяснять основные лексические нормы современного русского литературного языка. Л.: осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни | |
7-8 | 17.10 24.10 | 17.10 24.10 | Практикум по анализу и написанию текстов различных жанров. | 1+1 | Знать лексическую сочетаемость слова и точность выражений. Уметь определять свободную и несвободную лексическую сочетаемость слов. Находить типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта (учебных ЗУН) П: объяснять свободную и несвободную лексическую сочетаемость слов. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни. | |
9 | 07.11 | 07.11 | Правила русского речевого этикета: нормы и традиции. | 1 | Знать понятия: тавтология, плеоназм. Уметь находить типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью работать с заданием №8 в формате ЕГЭ. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять речевую избыточность и точность. Тавтологию. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества. | |
10 | 14.11 | 14.11 | Речевой этикет в электронной среде общения. Речевое поведение в Интернете. | 1 | Знать: современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы Уметь: пользоваться современными толковыми словарями. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: знать современные толковые словари. Л.: владеть основами научных методов познания окружающего мира; быть мотивированным на творчество и инновационную деятельность. | |
11 | 21.11 | 21.11 | Культура русской речи и эффективность общения. | 1 | Знать основные грамматические морфологические нормы современного русского литературного языка. Уметь объяснять типичные грамматические ошибки. | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять основные грамматические морфологические нормы современного русского литературного языка. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества. | |
12 | 28.11 | 28.11 | Выбор речевых средств для достижения коммуникативных целей. | 1 | Знать основные грамматические синтаксические нормы современного русского литературного языка Уметь объяснять строения словосочетаний по типу согласования и управления. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять основные грамматические синтаксические нормы современного русского литературного языка. Нормы построения словосочетаний по типу согласования и управления. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества | |
13 | 05.12 | 05.12 | Подготовка к публичному выступлению. | 1 | Знать точность и логичность речи. Уметь составлять монолог и диалог. | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля, самооценки. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Формы речи: монолог и диалог. Подготовка к домашнему сочинению. Л.: креативно и критически мыслить. | |
14 | 12.12 | 12.12 | Публичное выступление и речевой этикет. | 1 | Знать основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Уметь перерабатывать информацию. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Л.: быть готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. | |
15 | 19.12 | 19.12 | Публичное выступление в разных ситуациях официального общения, в разных жанрах в рамках научного, публицистического и официально-делового стилей. | 1 | Знать основные правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Уметь соблюдать безопасность при общении в социальных сетях. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни | |
16 | 26.12 | 26.12 | История русской риторики. | 1 | Знать текст и его основные признаки. Уметь объяснять основные композиционные формы описания, повествования, рассуждения. | К: владеть синтаксическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Подготовка к домашнему сочинению. Л.: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции | |