В результате изучения русского языка в 10 классе на профильном уровне учащийся должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов.
В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у обучающихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Входное диагностическое тестирование (безоценочное).
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью .
Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности.
Правописание сложных слов.
Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи
Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка.
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (текстов.)
Употребление прописных и строчных букв.
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений.
Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.
Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.
Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.
Второстепенные члены предложения. Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении. Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.
Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованных слов русским языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.
Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов; классификация фразеологизмов по происхождению.
Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера. Публицистический стиль речи. Стиль художественной литературы. Разговорный стиль речи.
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Фонетическое членение речи. Ударение. Согласные звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков. Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основные правила транскрибирования.
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические нормы.
Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З - / С -. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов.
Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование.
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О - Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И - Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные синтаксические конструкции.
Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 блоками, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей примерно определены содержательные учебные единицы - уроки.
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Примечание |
1 | 06.09 | Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. | 1 | Знать смысл понятий «современный русский литературный язык», «языковая норма»; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, о функциях русского языка в школьном изучении. Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. Личностные: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1 (22 ч.) Модуль № 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОЯЗЫКЕ (5 ч.) Воспитательные задачи: Формирование нравственных качеств личности, чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе; культуры общения и коммуникативных навыков. Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом будущем. |
2 | 06.09 | Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. | 1 | Знать о взаимосвязи языка и истории народа. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества. | |
3 | 07.09 | Стартовая работа (диктант). | 1 | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества. | |
4 | 13.09 | Взаимосвязь языка и мышления. Язык как знаковая система. | 1 | Знать основные единицы русского языка. Повторить и обобщить знания о слове как центральной единице речи; уметь объяснять лексическое значение слов разными способами; углубить знания о многозначности слова | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества | |
5 | 13.09 | Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью. | 1 | Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе. | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля, самооценки. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексики. Л.: креативно и критически мыслить. | |
6 | 14.09 | Обучение написанию сочинения. Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора. Аргументация собственной позиции. Составление рабочих материалов и их анализ на последующих уроках. | 1 | Уметь извлекать необходимую информацию из источников, развернуто обосновывать собственные суждения, строить монологическое высказывание в виде рассуждения. | К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: активно и целенаправленно познавать мир. | |
Модуль № 2. РЕЧЬ КАК ПРОЦЕССКОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (7ч.) |
7 | 20.09 | Речь. Формы речи. | 1 | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь определять формы речи. | К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность | |
8 | 20.09 | Монологическая и диалогическая речь. | 1 | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь отличать монологическая и диалогическая речь. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования словарей. Л.: осознавать себя личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок | |
9 | 21.09 | Разновидности монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь. | 1 | Знать значение понятия монолог, элементы монолога (вступление, основная часть, заключение),разновидности монологических высказываний. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и употребления слов. Л.: осознавать ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством | |
10 | 27.09 | Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ. | 1 | Знать отличие монолога как формы речи; особенности пунктуационного оформления «чужой» речи при монологе, разновидности монологических высказываний. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать | |
11 | 27.09 | Диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. | 1 | Знать значение понятия диалог, полилог; разновидности диалога; характерные особенности диалога (информативность реплик, соблюдение участников причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний); особенности пунктуационного оформления «чужой» речи при диалоге. | К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры фразеологического оборота. Л.: осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни | |
12 | 28.09 | Организация групповой дискуссии на актуальную тему. | 1 | Уметь организовать групповую дискуссию на актуальную тему, следить за мыслью собеседника в диалоге, строить реплики как неразрывные пары; представлять информационный текст в виде краткого выступления, готовить текст монологического выступления в жанре убеждающей речи; составлять собственный диалог. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Л.: осознанно подходить к выбору профессии, понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества. | |
13 | 04.10 | Обучение написанию сочинения. Проблема текста; типы проблем; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов к сочинению. | 1 | Знать структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания задания 27. Уметь определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни. | |
Модуль № 3. ОРФОГРАФИЯ (2 ч.) |
14-15 | 04.10 05.10 | Правописание сложных слов. | 1+1 | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования структуры слова. Л.: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. | |
Модуль № 4. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (8 ч.) |
16-17 | 11.10 11.10 | Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. | 1+1 | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; его отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования грамматической системы языка. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества. | |
18 | 12.10 | Особенности управления некоторых грамматических форм. | 1 | Научиться применять алгоритм различения словосочетаний от предложений и других конструкций | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения. | |
19 | 18.10 | Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. | 1 | Знать общую характеристику типов предложений, порядок слов в предложении. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества. | |
20-21 | 18.10 19.10 | Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании. | 1+1 | Знают: основные единицы языка, их признаки. Умеют: осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснят стилистическое использование грамматических форм предложения. Л.: владеть основами научных методов познания окружающего мира; быть мотивированным на творчество и инновационную деятельность. | |
22 | 25.10 | Итоговый контроль по БЛОКУ №1, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством. | |
23 | 25.10 | Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. | 1 | Знать и понимать происхождение русского языка и этапы развития русского литературного языка. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования синтаксических средств связи. Л.: быть готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. | |
24 | 26.10 | Контрольный диктант. | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни. | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2 (13 ч.) Модуль № 5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (2 ч.) Воспитательные задачи: 1. Воспитание гражданина и патриота. 2. Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. 3. Осознание национального своеобразия русского языка. 4. Овладение культурой межнационального общения. |
25 | 08.11 | Обучение написанию сочинения. Проблема текста; типы проблем; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 1 | Знать структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания задания 27. Уметь определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни | |
Модуль № 6. ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 ч.). |
26 | 08.11 | Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность текста, тема текста, основная мысль, абзац, завершённость, связность); способы и средства связи предложений в тексте. Уметь использовать в речи нормированный язык. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: готовиться к осознанному выбору профессии, понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества | |
27 | 09.11 | Функционально-смысловые типы речи (текстов). Комплексный анализ текста. Конструирование текста. | 1 | Знать функционально-смысловые типы речи, Уметь извлекать из словарей необходимую информацию; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснят стилистическое использование грамматических форм предложения. Л.: осознавать себя личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок, осознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством | |
Модуль 7. Орфография (2 ч.) |
28 - 29 | 15.11 15.11 | Употребление прописных и строчных букв. | 1+1 | Знать правила употребления прописных и строчных букв. Уметь употреблять прописные и строчные буквы в именах собственных и производных от них, в прилагательных и наречиях, образованных от собственных имён, в названиях исторических событий, эпох, геологических периодов, а также праздников, народных движений, знаменательных дат; в сложносокращённых словах и аббревиатурах, в названиях документов, памятников старины, произведений искусства, в названиях организаций и учреждений, наименований должностей, званий, титулов. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни | |
Модуль 8. Синтаксис и пунктуация (7 ч.) |
30 | 16.11 | Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. | 1 | Знать главные члены двусоставного предложения. Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Уметь находить главные члены двусоставного предложения, различные типы сказуемых. | К: владеть синтаксическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления ,процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксиса. Л.: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции | |
31 | 22.11 | Согласование подлежащего и сказуемого. | 1 | Знать способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Уметь находить предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; определять способ выражения, подлежащего и сказуемого; определять разновидности сказуемого; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества | |
32 | 22.11 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества | |
33- 34 | 23.11 29.11 | Односоставные предложения. | 1+1 | Знать типы односоставных предложений. Уметь находить односоставные предложения и определять их вид; определять разновидности сказуемого; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования синтаксических средств связи. Л.: владеть основами научных методов познания окружающего мира | |
35- 36 | 29.11 30.11 | Итоговый контроль по блоку 2, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 1+1 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: быть мотивированным на творчество и инновационную деятельность. | |
Содержательный учебный блок 3. Модуль 9 (13 ч.) Краткая история русской письменности и реформы русского письма (2 ч.) Воспитательные задачи: 1. Формирование гражданской позиции учащегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности 2. Формирование нравственных качеств личности, чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе; культуры общения и коммуникативных навыков. 3. Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. 4. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом будущем |
37 | 06.12 | Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. | 1 | Знать историю развития и возникновения русской письменности, русской графики; роль письменности в развитии языков и культуры. Уметь проводить самостоятельно лингвистическое исследование и оформлять его результаты как научную статью; аргументированно отвечать на вопросы; опознавать языковые единицы. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. Л.: быть готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. | |
38 | 06.12 | Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. | 1 | Знать принципы русской орфографии; основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь аргументированно отвечать на вопросы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознавать себя личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок, осознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством. | |
Модуль 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста (3 ч.) |
39 | 07.12 | Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. | 1 | Знать виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное; вербальные и невербальные. Умеют: использовать продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение) видов речевой деятельности; | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. | |
40 | 13.12 | Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование. | 1 | Знать способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование Уметь конспектировать, создавать реферат, писать аннотацию. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования сложных предложений. Л.: осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни | |
41 | 13.12 | Обучение написанию сочинения. Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концептуальный (концепционный). Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 1 | Знать структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания задания 27. Уметь определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста. Составлять рабочие материалы к сочинению. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования грамматической системы языка. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни | |
Модуль 11. Орфография (2 ч.) |
42 – 45- 46 | 14.12 21.12 27.12 | Правописание н и нн в суффиксах слов разных частей речи. | 1+1+1 | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь применять правило «Правописание н и нн в суффиксах слов разных частей речи», работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознанно подходить к выбору профессии, понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества | |
43 - 44 | 20.12 20.12 | Административная контрольная работа в формате ЕГЭ )тестовая часть). | 1+1 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля, самооценки. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексики. Л.: креативно и критически мыслить. | |
Модуль 12. Синтаксис и пунктуация (6ч.) |
47 | 27.12 | Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. | 1 | Знать второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство; разновидности дополнений и определений по способу подчинительной связи; разновидности обстоятельств по характеру поясняемого слова; способы выражения второстепенных членов предложения. Уметь находить второстепенные члены предложения и определять их вид; определять способ выражения второстепенных членов предложения. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества. | |
48 | 28.12 | Дефис при одиночном приложении. | 1 | Знать правила употребление дефиса при одиночном приложении; Уметь употреблять дефис при одиночном приложении. | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры. Л.: креативно и критически мыслить. | |
49 | 10.01 | Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. | 1 | Знать в чём различие между полными и неполными предложениями; типы неполных предложений; правила постановки тире в неполном предложении; какие предложения называются нечленимыми и способы выражения нечленимых предложений. Уметь находить неполные предложения и определять их тип; находить нечленимые предложения, указывать разновидность нечленимых предложений и способ выражения; ставить тире в неполном предложении. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества | |
50 | 10.01 | Обучение написанию сочинения. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: активно и целенаправленно познавать мир. | |
Содержательный учебный блок 4 (24 ч.) Модуль 13. Лексика и фразеология (13 ч.) Воспитательные задачи: Формирование нравственных качеств личности, чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе; культуры общения и коммуникативных навыков. Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом будущем. |
51 | 12.01 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха. Типы лексических значений слова. | 1 | Знать смысл понятий однозначные и многозначные слова; метафора, метонимия, синекдоха Уметь определять прямое и переносное значения слов; свободное прямое и несвободное значение слов; многозначного слова. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни. | |
52 | 17.01 | Омонимы и паронимы. | 1 | Знать специфику смысловых отношений между словами. Уметь определять омонимы, паронимы, их значение в контексте; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования структуры слова. Л.: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. | |
53 | 17.01 | Лексические омонимы и смежные с ними явления: омофоны, омоформы, омографы. | 1 | Знать специфику смысловых отношений между словами. Умеют: определять омофоны, омоформы, омографы; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования грамматической системы языка. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества. | |
54 | 19.01 | Синонимия. Антонимия. | 1 | Знать специфику смысловых отношений между словами. Уметь определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения. | |
55 | 24.01 | Формирование и развитие русской лексики: исконно русская; заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков. | 1 | Знать сферы употребления русской лексики, понятие активный и пассивный запас, историзмы, архаизмы, неологизмы, в чём отличие архаизмов от современного слова-синонима Уметь находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы и авторские неологизмы; находить современный синоним к архаизмам и историзмам; определять характер архаизмов. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества. | |
56 | 24.01 | Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы. | 1 | Знать сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Уметь определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснят стилистическое использование грамматических форм предложения. Л.: владеть основами научных методов познания окружающего мира; быть мотивированным на творчество и инновационную деятельность. | |
57 | 26.01 | Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова – историзмы и архаизмы; неологизмы. | 1 | Знать сферы употребления русской лексики, понятие активный и пассивный запас, историзмы, архаизмы, неологизмы, в чём отличие архаизмов от современного слова-синонима Уметь находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы и авторские неологизмы; находить современный синоним к архаизмам и историзмам; определять характер архаизмов. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством. | |
58 | 31.01 | Диалекты как часть общенародного языка. | 1 | Знать сферы употребления русской лексики, понятие диалектизмы. Уметь определять диалектные слова в тексте, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: готовиться к осознанному выбору профессии, понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества | |
59 | 31.01 | Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. | 1 | Знать смысл понятий общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Уметь определять общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснят стилистическое использование грамматических форм предложения. Л.: осознавать себя личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок, осознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством | |
60 | 02.02 | Эмоционально-экспрессивная лексика. | 1 | Знать эмоционально-экспрессивную лексику. Уметь определять эмоционально-экспрессивную лексику, ее значение в контексте | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни | |
61 | 07.02 | Фразеология; отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. | 1 | Знают: специфику смысловых отношений между словами. Умеют: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков. | К: владеть синтаксическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления ,процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксиса. Л.: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции | |
62 | 07.02 | Типы фразеологизмов по степени слитности их компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности. | 1 | Знать понятие фразеологизмы; состав и значение фразеологизмов. Уметь определять фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов; отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; распределять фразеологизмы на группы (сращения, единства, сочетания); объяснять смысл фразеологизмов; различать исконно-русские и заимствованные фразеологизмы; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества | |
63 | 09.02 | Обучение написанию сочинения. Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 1 | Знать структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания задания 27. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдать нормы построения текста-рассуждения, определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством. | |
Модуль 14. Функциональные стили речи (5 ч.) |
64 | 14.02 | Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текста научного стиля. | 1 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили, язык художественной литературы; признаки научного стиля, его разновидности и жанры. Уметь выявлять стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определять стиль текста. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. | |
65 | 14.02 | Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. | 1 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; признаки официально-делового стиля, его разновидности и жанры. Уметь выявлять стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определять стиль текста; писать деловые документы различных жанров: заявления, доверенности, резюме, деловое письмо, объявление, инструкции. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования сложных предложений. Л.: осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни | |
66 | 16.02 | Публицистический стиль, его разновидности и особенности; анализ текста публицистического стиля. | 1 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; признаки публицистического стиля, его разновидности и жанры; композицию публичного выступления; виды аргументации. Уметь выявлять стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определять стиль текста; готовить публичное выступление; выбирать языковые средства оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования грамматической системы языка. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни | |
67 | 21.02 | Особенности языка художественной литературы; анализ текста художественного произведения. | 1 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; признаки художественного стиля, его разновидности и жанры. Уметь выявлять стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определять стиль текста. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознанно подходить к выбору профессии, понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества | |
68 | 21.02 | Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности. | 1 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; признаки разговорного стиля. Уметь анализировать разговорную речь, содержащую грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.; оценивать устные и письменные высказывания (тексты) с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры. Л.: креативно и критически мыслить. | |
Модуль 15. Орфография (1 ч.) |
69 | 26.02 | Правописание приставок при-/пре-. | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь объяснять значения приставок ПРЕ-\ПРИ-; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни | |
Модуль 16. Синтаксис и пунктуация (5 ч.) |
70 | 26.02 | Общая характеристика сложных предложений. | 1 | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества. | |
71 | 28.02 | Сложносочиненные предложения. | 1 | Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять характер отношений между частями ССП; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры. Л.: креативно и критически мыслить. | |
72 | 28.02 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. | 1 | Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь различать основные виды ССП, объяснять постановку знаков препинания в них; объяснять характер отношений между частями ССП; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни. | |
73 - 74 | 02.03 09.03 | Итоговый контроль по блоку 4, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 1+1 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования структуры слова. Л.: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. | |
Содержательный учебный блок 5 (15 ч.) Модуль 17. Фонетика (4 ч.) Воспитательные задачи: 1. Воспитание гражданина и патриота. 2. Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. 3. Осознание национального своеобразия русского языка. 4. Овладение культурой межнационального общения. |
75 | 14.03 | Фонетика. Единицы фонетики. Понятие фонемы. Устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. | 1 | Знать понятие фонетика, фонема, артикуляция; устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. Уметь различать звуки и буквы; выделять фонетические единицы: звуки и слоги, слоги и такты; ударение; такты и фразы; транскрибировать слова; пользоваться средствами выразительности фонетики; сравнивать звуки по месту и способу образования. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения. | |
76 | 14.03 | Артикуляционная классификация согласных звуков. | 1 | Знать понятие артикуляция; классификацию согласных звуков. Уметь различать звуки и буквы; выделять фонетические единицы: звуки и слоги, слоги и такты; ударение; такты и фразы; транскрибировать слова; пользоваться средствами выразительности фонетики. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества. | |
77 | 16.03 | Артикуляционная классификация гласных звуков. Законы русского слогоделения и правила переноса | 1 | Знать понятие гласные звуки; звуковые средства; классификацию гласных звуков; правила слогоделения; типы слогов; особенности русского ударения. Уметь выделять фонетические единицы: звуки и слоги, слоги и такты; ударение; такты и фразы; транскрибировать слова; пользоваться средствами выразительности фонетики; переносить слова; разбивать предложения на фразы и такты; характеризовать слоги; определять позиции гласных и согласных; определять изобразительные средства фонетики. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования грамматической системы языка. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества. | |
78 | 21.03 | Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках. | 1 | Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С. Умеют: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдать нормы построения текста-рассуждения, определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения. | |
Модуль 18. Нормы русского литературного языка (3 ч.) |
79 | 21.03 | Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы. | 1 | Знать определение понятия языковая норма; признаки «старшей» нормы и признаки «младшей» нормы; основные нормы русского литературного языка. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка. | К: владеть синтаксическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления ,процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксиса. Л.: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции | |
80 | 23.03 | Формирование орфоэпических норм. | 1 | Знать о формировании орфоэпических норм. Уметь соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; работать с тестами в формате ЕГЭ | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества | |
81 | 04.04 | Комплексный анализ текста. | 1 | Знать определение понятия языковая норма; признаки «старшей» нормы и признаки «младшей» нормы; основные нормы русского литературного языка. Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством. | |
Модуль 19. Орфография (3 ч.) | |
82 | 04.04 | Употребление ь после шипящих согласных. Правописание разделительных ъ и ь знаков. | 1 | Знать употребление ь после шипящих согласных. Правописание разделительных ъ и ь знаков. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознанно подходить к выбору профессии, понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества | |
83 | 06.04 | Правописание приставок на з-/с-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв и и ы в корне слова после приставок на согласную. | 1 | Знать правописание приставок на з-/с-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв и и ы в корне слова после приставок на согласную. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы; работать с тестами в формате ЕГЭ | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры. Л.: креативно и критически мыслить. | |
84 | 11.04 | Правописание в корнях слов гласных, проверяемых ударением. Правописание в корнях согласных, находящихся в слабой позиции по признаку звонкости—глухости. | 1 | Знать правописание в корнях слов гласных, проверяемых ударением. Правописание в корнях согласных, находящихся в слабой позиции по признаку звонкости—глухости. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разбор; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры. Л.: креативно и критически мыслить. | |
Модуль 20. Синтаксис и пунктуация (5 ч.) |
85 | 11.04 | Общая характеристика сложноподчиненных предложений, виды придаточных предложений. | 1 | Знать признаки сложных предложений; основные типы придаточных СПП по значению. Уметь различать основные виды сложных предложений, создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи; объяснять характер отношений между частями СПП. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества. | |
86 | 13.04 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | 1 | Знать основные типы придаточных СПП по значению; условия наличия и отсутствия запятой между частями СПП; правило постановки запятой на стыке двух союзов; правила пунктуации при оборотах, не являющихся придаточными предложениями. Уметь определять виды придаточных; объяснять пунктограммы на месте пропусков; подчёркивать союзные слова как члены предложения. | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры. Л.: креативно и критически мыслить. | |
87 | 18.04 | Типы соподчинения/подчинения в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями. | 1 | Знать типы соподчинения/подчинения в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями Уметь определять тип подчинения; подчёркивать союзные слова как члены предложения; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни. | |
88 - 89 | 18.04 20.04 | Итоговый контроль по блоку 5, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 1+1 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования грамматической системы языка. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни | |
Содержательный учебный блок 6 (17 ч.) Модуль 21. Морфемика и словообразование (5 ч.) Воспитательные задачи: 1. Формирование гражданской позиции учащегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности 2. Формирование нравственных качеств личности, чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе; культуры общения и коммуникативных навыков. 3. Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. 4. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом будущем. |
90 | 25.04 | Основные виды морфем. Словообразовательные и формообразующие морфемы. Нулевые морфемы. | 1 | Знать виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества. | |
91 | 25.04 | Основа слова. Изменения в морфемном составе слова. | 1 | Знать виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), изменения в морфемном составе слова. Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры. Л.: креативно и критически мыслить. | |
92 | 27.04 | Способы словообразования. | 1 | Знать способы словообразования. Уметь производить морфемный и словообразовательный анализ слов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: владеть синтаксическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления ,процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксиса. Л.: любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции | |
93 | 04.05 | Процессы, сопровождающие словообразование. | 1 | Знать процессы, сопровождающие словообразование. Уметь производить морфемный и словообразовательный анализ слов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни | |
94 | 11.05 | Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках. | 1 | Знать структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания задания 27. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдать нормы построения текста-рассуждения, определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению. | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля, самооценки. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексики. Л.: креативно и критически мыслить. | |
95 | 16.05 | Административный контрольный диктант. | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р:формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ход исследования грамматической системы языка. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни | |
Модуль 22. Русский речевой этикет (1 ч.) |
96 | 16.05 | Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета. | 1 | Знать правила и нормы речевого этикета в процессе общения и при завершении общения; речевом общении как форме взаимодействия людей. Уметь делать выбор той или иной формы приветствия, в зависимости от речевой ситуации; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность судьбе Отечества | |
Модуль 23. Орфография (4 ч.) | |
97 - 98 | 18.05 23.05 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 1+1 | Знать правописание чередующихся гласных в корнях слов. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества. | |
99 | 23.05 | Правописание о / е после шипящих и ц в разных морфемах. | 1 | Знать правописание о / е после шипящих и ц в разных морфемах. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры. Л.: креативно и критически мыслить. | |
100 | 25.05 | Правописание и / ы после ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова. | 1 | Знать правописание и / ы после ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова. Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни. | |
Модуль 24. Синтаксис и пунктуация (7 ч.) |
101 | 25.05 | Бессоюзные сложные предложения. | 1 | Знать признаки бессоюзных сложных предложений; правила пунктуации в БСП. Уметь определять характер отношений между частями предложений; определять характер связей между частями сложных синтаксических конструкций; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества. | |
102 | 27.05 | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. | 1 | Знать признаки бессоюзных сложных предложений; правила пунктуации в БСП. Уметь определять характер отношений между частями БСП; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры. Л.: креативно и критически мыслить. | |
103 | 27.05 | Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. | 1 | Знать признаки сложных синтаксических конструкций: сложные предложения с разными видами связи. Уметь определять характер отношений между частями СПсРВС; определять характер связей между частями сложных синтаксических конструкций;; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни. | |
104- 105 | 30.05 31.05 | Обобщение и систематизация изученного материала. | 1+1 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | К: формировать навыки самостоятельной работы. Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта(учебных ЗУН) П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Л.: быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни. | |