муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Рациональный счёт»
для 8 класса
Составитель-
учитель математики Барыбина Н.А.
Рабочая программа «Рациональный счёт» реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общеинтеллектуальное направление». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Программа адресована обучающимся 8А класса и рассчитана на 35 часов. Периодичность занятий – 1 час в неделю.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
личностные:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решении проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
II. Содержание программы
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества. Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития прочных вычислительных навыков и поддержания интереса к математике вводится курс «Рациональный счёт», способствующий развитию навыков устного счёта с использованием рациональных приёмов, математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математики. Психологами давно доказано, что умение устно и рационально считать способствует развитию интеллекта ребёнка. В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.
Особенность программы определена тем, что с введением стандартов второго поколения математическое образование в школе направлено на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Освоить планируемые результаты возможно за счёт внедрения в педагогическую практику системы устных упражнений, рационального счёта. Программа позволит обучающимся ознакомиться со многими интересными приёмами рационального счёта на данном этапе обучения математики входящими и выходящими за рамки школьной программы. Изучение рациональных приёмов устного счёта закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель программы – отработать технику вычислительных операций, выполнять правильно и быстро задания разного уровня сложности, развивать память, внимание, речь. Овладеть приёмами выполнения различных письменных преобразований и повысить достоверность получаемых результатов, которые помогут лучше анализировать условие, составлять более рациональный план решения математических задач, способствуют большей мобилизации умственных ресурсов. Приоритет отдается активным формам преподавания:
- практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- нестандартным: фокусы, конкурс, викторина, аукцион.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Общее количество часов |
1. | Устные вычисления | 10 |
2. | Рациональный счёт | 18 |
3. | Делимость | 3 |
4. | Возведение в квадрат. | 3 |
| ИТОГО: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дата план | дата факт | № п/п | Тема | Кол-во часов |
02.09 | | 1 | Обыкновенные дроби. | 1 |
09.09 | | 2 | Действия с обыкновенными дробями. | 1 |
16.09 | | 3 | Десятичные дроби. | 1 |
23.09 | | 4 | Действия с десятичными дробями. | 1 |
30.09 | | 5 | Рациональные числа. | 1 |
07.10 | | 6 | Действия с рациональными дробями. | 1 |
14.10 | | 7 | Проценты. Отношения и пропорции. | 1 |
21.10 | | 8 | Тренировочные задания. Отношения и пропорции. | 1 |
11.11 | | 9 | Дидактические игры на закрепление устного счёта. | 1 |
18.11 | | 10 | Дидактические игры на закрепление устного счёта. | 1 |
25.11 | | 11 | Обыкновенные дроби. | 1 |
02.12 | | 12 | Сложения большого числа однозначных чисел. | 1 |
09.12 | | 13 | Сложения большого числа двузначных чисел. | 1 |
16.12 | | 14 | Умножения и сложения многозначных чисел. | 1 |
23.12 | | 15 | Вычитание вместо умножения. | 1 |
13.01 | | 16 | Быстрое деление. Умножение и деление на 5. Умножение и деление на степень 5 | 1 |
20.01 | | 17 | Быстрое умножение на 2,5;1,25; 1,5; 0,75; 15 и 75. | 1 |
27.01 | | 18 | Способ удвоения. | 1 |
03.02 | | 19 | Деление на степень двойки. | 1 |
10.02 | | 20 | Умножение чисел второго десятка. | 1 |
17.02 | | 21 | Умножение чисел, близких к 1000. | 1 |
24.02 | | 22 | Устное умножение двузначных чисел. | 1 |
02.03 | | 23 | Вычисление квадрта числа, оканчивающегося на 5. | 1 |
09.03 | | 24 | Квадраты близких чисел. | 1 |
16.03 | | 25 | Вычисление куба следующего числа. | 1 |
06.04 | | 26 | Квадрат числа, близкого к «круглому». | 1 |
13.04 | | 27 | Квадраты чисел, больших 50 и близких к 50. | 1 |
20.04 | | 28 | Индийский способ деления. | 1 |
27.04 | | 29 | Дидактические игры на закрепление изученных приёмов | 1 |
04.05 | | 30 | Признаки делимость на 5, на 25 и т.п. Признак Паскаля | 1 |
11.05 | | 31 | Признаки делимости на 7, на 11, на 13. | 1 |
18.05 | | 32 | Признаки делимости на 19, на 31, на 17. | 1 |
18.05 | | 33 | Возведение в квадрат. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 1. | 1 |
25.05 | | 34 | Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 9. | 1 |
Список литературы
1. Забавная арифметика. Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров; М.: Наука, 1996.
2. В царстве смекалки. Е.И. Игнатьев; М.: Наука, 1998.
3. Быстрая математика: секреты устного счёта. Б.Хэндли; Минск: Попурри, 2015
4. Примени математику. И.Н. Сергеев, С.Н. Олехин, С.Б. Гашков; М.:Наука,1999
5. Математические кружки в школе. А.В. Фарков; М.:Айрис-пресс, 2006.
6. Математические чудеса и тайны. М. Гарнер; М.: Наука, 2003
7. Вечер занимательной арифметики. А.Я. Котов; М.: Просвещение,2005
8. Математика. Устные вычисления и быстрый счёт. Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова; Ростов-на-Дону: Легион-М,2010.