СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рбочая программа по литературе 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 11 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»







РАССМОТРЕНО

протокол

от 26 августа 2022 г. №1

Председатель МС

__________/ Данилова М. Е.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

____________ / Калинина Л. В.

26 августа 2022 г.






Рабочая программа

среднего общего образования

по литературе

для 11 класса






Составитель:

Тюликова Галина Анатольевна ,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
















пгт Верхнеднепровский

2022


Аннотация на рабочую программу по литературе для 11 класса
  • Рабочая программа по литературе для 11класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 г.), разработана на основе авторской программы (А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Примерные рабочие программы предметной линии учебников под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева. 10-11 классы (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2019

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев, В.П.Журавлёв и другие. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2018

Б.И.Турьянская. Литература в11классе. Урок за уроком.–М.: Русское слово, 2014

Методологические основы изучения литературы в старших классах обусловлены уникальностью литературы как объекта школьного изучения. Эстетическая природа литературы как искусства слова определяет особенности учебного предмета. Изучение литературы в 11 классе предполагает:

  • Творческое взаимодействие («диалог») читателя с художественным произведением;

  • Обращение к литературоведческой науке;

  • Понимание суждений литературной критики.

В соответствии с ФГОС среднего общего образования изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание грамотного, думающего, эстетически и эмоционально развитого читателя, способного к всестороннему осмыслению как отдельных художественных произведений, так и историко-литературного курса в целом;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно- нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • приобщение старшеклассников к отечественному и мировому наследию классической литературы, к лучшим образцам современной литературы;

  • воспитание уважительного отношения к отечественной классической литературекак социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры, закладывающих основы гражданственности и патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и способность к межэтническому диалогу;

  • развитие потребности в чтении художественных произведений;

  • формирование системы знаний о литературе как искусстве словесного образа, включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализаи интерпретации художественного произведения, в том числе воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;

  • развитие читательских умений, интеллектуальных и творческих способностей, образного и логического мышления, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса;

  • совершенствование речи на примере высоких образцов произведений художественной литературы, развитие умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в

жанре сочинения).

Формы контроля: сочинение, устный ответ, тестирование, контрольная работа. Задания и формы работы по формированию УУД: личностных (подведение итогов урока, творческие задания, имеющие практическое применение, самооценка событий), познавательных («Найди отличия», «Поиск лишнего», «Лабиринт», «Цепочка», составление схем-опор, работа со словарями), регулятивных («Преднамеренные ошибки», поиск информации в указанных источниках, взаимоконтроль, диспут, задания на самопроверку, оценку результатов, коррекцию), коммуникативных (диалог, групповая, парная работа, «Составь задание партнёру», «Подготовь рассказ на тему…»)

Рабочая программа составлена на 130 часов (4 часа в неделю), соответствует учебному плану МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 на 2022-2023 уч. год.


Учитель русского языка и литературы Тюликова Г.А.

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе:
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 г.)

  • Приказа Минобрнауки России от 31.12. 2015г. №1578

  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования: одобрена 28 июня 2016. Протокол от №2/16// Реестр примерных основных общеобразовательных программ.-URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/07/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf

  • Авторской программы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Примерные рабочие программы предметной линии учебников под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева. 10-11 классы (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2019

  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019

  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ№ 3

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев, В.П.Журавлёв и другие. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2018

Учебник соответствует федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 20.05 2020 г. № 254


Авторская программа по литературе рассчитана на 105 часов, данная рабочая программа составлена на 130 часов (4 часа в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2022-2023 уч. год.

Корректировка авторской программы



Тема/раздел

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Бунин – Набоков

15

17/2

2.

Серебряный век

4

9

3

Солженицын

3

4


4.

Шолохов

7/2

10/2


5.

Литература 50-2000 годов

2

9/2








Изучение материала будет проведено за счётего расширения


    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, призвана обеспечить достижение личностных результатов Личностные результаты
  1. Осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории Отечества, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; воспитание ценностных отношенийксвоемуотечеству, своеймалой родине какместу, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальныхи экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  9. формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные
  1. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  2. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  6. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Метапредметные
  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-

следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивноеи по аналогии) и делать выводы;

  1. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  2. смысловое чтение;

  3. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  4. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

  6. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования

Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы иподтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основныетемы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

  • осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

  • о бисторико-культурном подходе в литературоведении;

  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.


    1. Содержание учебного предмета


ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Язык художественной литературы. Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка. Дифференциация лингвистического и стилистического анализов художественного произведения. Филологический анализ художественного произведения.

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX—XX ВЕКОВ

Содержание понятия «мировая литература». Характерные черты мировой литературы рубежа XIX—XX веков.

Т.-С.Элиот. Жизнь и творчество. Стихотворение «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока».

Идейная сущность и основной конфликт произведения.

Э.-М. Ремарк. Судьба и творчество. Роман «На Западном фронте без перемен». Образная система произведения. Сюжет и композиция. Человек и война в романе.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА

Литературные искания и направление философской мысли начала XX века. Золотой и Серебряный век русской литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человеки эпоха —основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

Жизнь и творчество Бунина. Философская направленность творчества. Мотивы и образы бунинской лирики. Традиции русской классики в творчестве Бунина. Лирическая проза писателя.

Повесть«Деревня». Изображение России в повести. Тема русской деревни.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Образ греха в рассказе. Философия жизни и смерти, вечное и «вещное»в произведении. Роль эпизодически хперсонажей. Кризис цивилизации в рассказе

«Господин из Сан-Франциско». Проблема бездуховности буржуазного общества. Смысл финала произведения. Идейно-художественное своеобразие рассказа. Образы-символы. Приём контраста. Антропоцентризм литературы XIX века.

Рассказы «Солнечный удар», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник». Тема любви в произведениях Бунина. Средства создания художественного образа. Поэтичность женских образов. Психологизм бунинской прозы особенности внешней изобразительности. Роль предыстории в художественном произведении. Художественная деталь.

Роман «Жизнь Арсеньева». Автобиографическая основа романа. Вечные темы в романе. Художественное время и пространство в произведении. Бунинская концепция жизнии с мерти.

Моти впамяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры Бунина. Новаторство романа Бунина.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН

А.И.Куприн: жизнь, творчество, личность писателя.

Повесть «Олеся». Противопоставление мира природы и цивилизации в повести. Поэтизация природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и её обитателей. Конфликт в произведении. Художественные особенности повести «Олеся». Композиция повести. Антитеза как приём композиции. Черты романтизма в произведении.

Повесть «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер произведения. Проблематика и антивоенный пафос повести. Основные сюжетные линии произведения. Смысл названия повести.

Рассказ «Гранатовый браслет». Проблематика произведения. Любовь как талант и тема социального неравенства в произведении. Смысл названия рассказа. Образы главных героев. Роль второстепенных персонажей. Символизм детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве Куприна.

Контроль: контрольное сочинение по ворчеству И. А.Бунина и А.И.Куприна.

ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ

Жизнь и судьба Л.Н.Андреева. Реализм, модернизм, экспрессионизм в творчестве писателя.

Особенности художественного восприятия мира.

Рассказ «Большой шлем». Сюжет и композиция произведения. Концепция обезличенного человека. Трагический смысл финала рассказа.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЁВ

Творчество И.С.Шмелёва. Этапы жизни и творчества писателя. Национально-историческая проблематика произведений. Тема России в творчестве И. С. Шмелёва.

Повесть «Солнце мёртвых». Специфика жанра и композиции произведения. Автобиографические черты в образе рассказчика. Конфликт и идейно-художественное своеобразие произведения.

БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ ЗАЙЦЕВ

Жизнь и творчество Б.К.Зайцева. Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя.

«Преподобный Сергий Радонежский», «Путешествие Глеба», «Уроки Зайцева». Беллетризованные биографии в творчестве Зайцева.

АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ АВЕРЧЕНКО

Жизнь и творчествоА .Т.Аверченко.А верченко и «Сатирикон». Сборник «Дюжина ножей в спину революции». Рассказы «Короли у себя дома», «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»,

«Трава, примятая сапогом», «Роковой выигрыш».Темы и образы сатирической новеллистики Аверченко. Понятие «карнавальный смех». Развитие представлений об иронии и пародии.

ТЭФФИ (Надежда Александровна Лохвицкая)

Жизнь, творчество, судьба писательницы.Тэффи и «Сатирикон». Рассказы «Неживой зверь»,

«Даровой конь». Предмет сатиры и проблематика произведений.

Различие юмора и сатиры А.Т. Аверченко и Тэффи.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ НАБОКОВ

Основные этапы жизни и творчества В.В.Набокова. Англоязычное творчество, лирика Набокова.

Литературное наследие.

Роман «Машенька». Два параллельных временных пространства в повествовании: прошлое и настоящее. Тема «эмигрантского небытия» в романе. Образная система романа. Россия глазами писателя-эмигранта. Феномен языка Набокова.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ НАЧАЛАX X ВЕКА

Серебряный век как историко-литературное и эстетическое явление. Модернизм в поэзии Серебряного века. Феномен Серебряного века. Литературное течение и литературное направление. Дифференциация понятий «Серебряный век», «декаданс», «модернизм». Модернизм как литературное направление и его основные течения. Литературный авангард.

РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предсимволизм.

В. Я.Брюсов—идеолог русского символизма. Символизм как миропонимание. Литературные манифесты символистов.

Символизм и русские поэты-символисты. «Старшие символисты»: М. Минский, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. А. Блок, Вяч. И. Иванов. Влияние символизма на последующее развитие русской литературы XX века.

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ

Основные этапы творческого пути особенности поэтики В.Я.Брюсова.Стихотворения«Юному поэту», «Антоний», «Сумерки», «Я». Основные мотивы лирики Брюсова. Сквозные темы поэзии Брюсова—урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ

Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К. Д. Бальмонта. Своеобразие художественного творчества Бальмонта. Бальмонт как представитель «старшего символизма».


Стихотворения «Сонеты солнца», «Придорожные травы», «Я не знаю мудрости», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Лунный луч», «Фантазия». Лирический герой и основные черты символической поэзии Бальмонта.

Образно-стилевое богатство лирики Бальмонта. Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Понятия «эвфония», «аллитерация», «ассонанс».

ИННОКЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ АННЕНСКИЙ, ФЁДОР СОЛОГУБ, АНДРЕЙ БЕЛЫЙ

Основные этапы жизни и творчества И.Ф.Анненского, Ф.Сологуба, А.Белого.

Стихотворения А.Белого «На горах» ,«Отчаянье», И.Ф.Анненского «Мучительный сонет»,

«Смычок и струны», Ф.Сологуба «В тихий вечер на распутьи двух дорог…», «Не трогай в темноте…». Основные темы и мотивы лирики поэтов.

РУССКИЙ АКМЕИЗМ

Русский акмеизм и его истоки. Литературные манифесты акмеистов. С. Гумилёв и А. А. Блок о поэтическом искусстве. Статья Н. С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Эстетика акмеизма, основные принципы, отличительные черты. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. С. Гумилёва, С. М.Городецкого, А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, М.А.Кузмина и др. Кризис акмеизма. Влияние акмеизма на последующее развитие русской литературы XX века.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ

Судьба и творчество Н.С.Гумилёва. Ранняя и зрелая лирика. Поэтические открытия сборника

«Огненный столп». Стихотворения Гумилёва «Капитаны», «Канцона вторая», «Дон Жуан», «Мои читатели», «Шестоечувство», «Жираф», «Заблудившийся трамвай». Проблематика и поэтика лирики Гумилёва. Романтический герой лирики Гумилёва. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию XX века. Понятия «лирический герой — маска», «неоромантизм».

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ

Футуризм как литературное течение модернизма. «Манифест о футуризме» Ф. Т. Маринетти. Характерные черты эстетики футуристов. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы(И. Северянин и др.), кубофутуристы (В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас.В. Каменский), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Лирика И.Северянина, В.Ф.Ходасевича (И.Северянин. «Я, гений Игорь Северянин…»,

«Ананасы в шампанском!..», В. Ф. Ходасевич. «Акробат», «Воспоминанье»). Основные темы и мотивы лирики поэтов.

Влияние футуризма на последующее развитие русской литератур ыXX века.

Контроль: контрольное сочинение по произведениям авторов Серебряного века (анализ лирического произведения).

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

М.Горький: жизнь,творчество, личность. Ранние романтические рассказы М.Горького.

«Макар Чудра». Романтический пафос и реализм рассказа Горького. Новый романтический герой.

Романтический пейзаж. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя.

Рассказ «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции произведения. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Тема ответственности за свой жизненный выбор. Идея произведения. Героический пафос.

Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов произведения. Композиция и конфликт пьесы. Спор о назначении человека в пьесе. Три правды в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Смысл названия драмы. Авторская позицияв произведении. Интерпретация драмы в критике. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Своеобразие публицистики и мемуарных очерков Горького. Литературные портреты. Пафос

«Несвоевременных мыслей» Горького.

Контроль: контрольное сочинение по творчеству М.Горького.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК


Жизнь,творчество,личностьА.А.Блока. Романтический мир раннего Блока. Поэт и символизм.

Основные темы лирики. Поэт и революция. Последние годы жизни поэта.

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Стихотворения «Предчувствую Тебя…», «Ты горишь над высокой горою…», «Вхожу я в тёмные храмы…». Эволюция образа Прекрасной Дамы.

Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Образы

«страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Лирический герой стихотворений. Деталь в лирическом произведении.

Цикл стихотворений Блока «На поле Куликовом». Тема Родины и исторического пути России. Стихотворения «На железной дороге», «Россия», «Русь». Эволюция темы Родины в творчестве Блока.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и её восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Жанр, стиль, сюжет, композиция и проблематика произведения. Символика произведения. Рефрен. Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Образ Христа в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние творчества Блока на русскую поэзию XX века.

Статья А. А. Блока «Интеллигенция и революция».

Контроль: контрольное сочинение по творчеству А. А.Блока.

НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КЛЮЕВ

Жизнь и творчество Н. А. Клюева. Истоки новокрестьянской поэзии. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Н. А. Клюев и А. А. Блок. Н. А. Клюев и С. А. Есенин.

Стихотворения «Изба—святилище земли», «Голос народа», «Рождество избы». Основная тематика и проблематика лирических произведений.

Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно- нравственные аспекты этой полемики.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

Жизнь и творческая биография поэта. С. А.Есенин как национальный русский поэт.

Стихотворения «Гой, ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери», «Мой край задумчивый и нежный…», «Край любимый, сердцу снятся…», «Русь», «Запели тёсаные дроги…», «Учусь постигнуть в каждом миге…», «О Русь, взмахни крылами…», «Ветры, ветры, о снежные ветры…»,

«Не жалею, не зову, не плачу…», «Несказанное, синее, нежное…», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Спит ковыль…», «Сорокоуст», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Мотивы ранней лирики. Тема Родины и природы в поэзии. Идеальное и реальное в изображении деревни. Есенин и имажинизм. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Образ голубой Руси. Библейские образы. Мотив странничества. Мифологическая и фольклорная основа поэзии.

Стихотворения «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мнегрустно на тебя смотреть…», «Вечер чёрные брови насопил…». Любовная тема в лирике Есенина.

Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…». Тема быстротечности человеческого бытия. Монолог лирического героя.

Противоречивость лирического героя. Автобиографизм лирики. Образ-иероглиф. Психологический параллелизм. Полифония лирики. Авторские средства языковой выразительности. Поэтика цикла

«Персидские мотивы».

Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме. Образы лирических героев. Тема империалистической войны и братоубийственной Гражданской войны. Тема любви и революции в поэме. Язык произведения. Смысл финала поэмы.


ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ

Жизнь и творчество Маяковского. Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа.

Маяковский и футуризм. Поэт и революция.

Стихотворения Маяковского «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!». Темы ранней лирики. Антибуржуазный бунт. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафо-ричность, необычность строфики, графики стиха). Рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Флейта-позвоночник». Тема любви в поэзии Маяковского. Трагедия лирического героя. Метафоричность лирики. Стихотворение-исповедь.

Поэма Маяковского «Облако в штанах». Композиция и идея поэмы. «Четыре крика» в поэме. Смысл названия и смысл финала. Евангельские и богоборческие мотивы. Тема любви. Автобиографичность лирического героя. Трагическое содержание произведения.

Стихотворения Маяковского «Ода революции», «Левый марш». Поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!». Пафос революционного переустройства мира. Образ революции и образ нового человека. Агитационная поэзия. Образ вождя революции. Эволюция революционной темы.

Пьесы «Клоп», «Баня». Предмет сатиры в пьесах Маяковского. Комический эффект и приёмы сатирического изображения. Прием социальной типизации. Фантастика и гротеск, гиперболизация. Основной конфликт пьес. Феерическая комедия. Тема грядущего. Современность сатиры Маяковского.

Контроль: контрольное сочинение по творчеству С.А.Есенина, В.В.Маяковского.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920-х ГОДОВ

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт»,

«Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Идейно-эстетические расхождения литературных объединений. «Пролетарская» литература. Теория

«социального заказа». Производственная тематика поэзии. «Литература факта», очерк и репортаж в литературе 1920-х годов.

Обзор творчества А. М.Ремизова, Д.А. Фурманова, А. С. Серафимовича.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ФАДЕЕВ

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Роман «Разгром». Проблематика и идейно-художественное своеобразие романа. Особенности жанра и композиции. Проблемы гуманизма и нравственного выбора в произведении. Народ и интеллигенция. Образы Морозки, Мечика, Левинсона. Путь становления героев. Толстовская традиция в создании сложного психологического образа персонажей. Смысл названия произведения.

ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ БАБЕЛЬ

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Сборник рассказов «Конармия». Тема революции и Гражданской войны. Особенности композиции цикла рассказов. Драматизм авторского восприятия действительности. Реалистическое изображение человека в потоке революционных событий. Сказовая форма и психологизм повествования.

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Роман «Мы». Специфика жанра и композиции романа-антиутопии. Смысл названия произведения. Образ автора. Образ Д-503. Женские образы в романе. Христианская символика и символика чисел. Роль художественной детали. Различные интерпретации произведения. Актуальность романа Замятина. «Мы» в ряду антиутопий ХХ века.

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Рассказы «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Монтёр», «Баня», «Беспокойный старичок», «Нервные люди», «Жертва революции». Автор и рассказчик в произведениях. Комический сказ. Зощенковский типаж. Индивидуальный стиль писателя. Юмор и сатира.

Контроль: зачётная работа за1-е полугодие.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 1930-х ГОДОВ

Общая характеристика литературы 1930-х годов. Исторические предпосылки возникновения литературы 1930-х годов. Жизнь и творчество Н. А. Островского (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 1930-е годы.

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Повесть «Сокровенный человек». Конфликт произведения. Образ Пухова. Поэтика Платонова.

Смысл финала и названия произведения.

Повесть «Котлован». Жанр и композиция произведения. Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован». Характеристика образа Вощёва и его места в сюжете и проблематике повести. Философские итоги повести «Котлован». Хронология повествования. Гротеск, комическое

и трагическое. Символика произведения. Смысл названия и финала произведения.

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ

Жизнь, творчество, личность писателя.

Роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных» (обзор). Жанр и композиция произведений. Герои и действующие лица произведений. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Библейские мотивы. Автобиографичность произведений. Художественная деталь. Реминисценции. Смысл названия и финала произведений.

Повести «Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор). Жанр и композиция произведений. Политическая позиция автора. Образы героев. Реальное и фантастическое, комическое итрагическое. Сатира, юмор, сарказм, гиперболизм, гротескность, контраст. Смысл названия и финала произведений.

Роман «Мастер и Маргарита». История создания, проблематика, жанр и композиция. Быт и нравы Москвы 1930-х годов в романе. «Ершалаимские» и «московские» главы романа. Три мира в романе. Многожанровость и многоплановость романа. Изображение добра и зла. Система образов романа.

Сюжетныелинии произведения.Темы любви, творчества и вечности в романе.Тема ответственности в романе. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Традиции европейской и отечественной литературы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гёте, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь). Философский смысл романа.

Контроль: контрольное сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».


МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

Жизнь и творчество поэтессы.

Стихотворения «Идёшь, на меня похожий…», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Пушкину», «Тоска по родине! Давно…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Стихи о Мо-скве». Мотивы детства, дома, бессонности души, Москвы, любви, судьбы, поэта и поэзии, творчества, природы, Родины в лирике Цветаевой. Лирическая героиня Цветаевой. Психологизм поэзии. Образ Поэта. Пророческое начало в лирике. Индивидуальный стиль поэтессы. Афористичность поэтической речи.

Поэмы «Царь-девица», «Поэма Горы», «Поэма Конца» (обзор). Автобиографичность поэм. Мифологические, античные, фольклорные мотивы. Тема поиска абсолюта в любви. Тема жизни и смерти. Цветаевский стих. Полифонизм. Сквозные образы. Новаторство поэм.


ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ

Жизнь, творчество, судьба поэта (обзор).

Стихотворения «Notre-Dame», «Умывался ночью на дворе…», «Куда как страшно нам с тобой…»,

«Как светотени мученик Рембрандт…», «Айя-София», «Мы живём, под собою не чуя страны...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…». Основные темы и мотивы лирики. Гражданская лирика.

Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях. Описательно-живописная манера и философичность поэзии. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Жизнь и художественное наследие писателя (обзор).

Повесть «Детство Никиты», роман «Хождение по мукам» (обзор). Автобиографическая повесть. Традиции и новаторство в литературе. Роман-эпопея. Семейно-бытовая хроника. Тема трагедии русской интеллигенции и народа в годы Гражданской войны и революции.

Роман «Пётр I» (обзор). Тема русской истории. Реальные и вымышленные герои. Сюжетная основа и композиция произведения. Образ Петра I. Образ народа. Реальное и художественное времяи пространство в произведении.


МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Повесть «Жень-шень». Дневниковая проза. Гармония человека и природы. Автобиографичность прозы. Смысл названия произведения. Своеобразие жанра произведения: повесть, поэма, философская сказка. Оригинальность образа пришвинского героя-рассказчика.

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Стихотворения «На ранних поездах», «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво». Основные темы и мотивы лирики. Тема творчества, значимости художника. Своеобразие творческого метода. Философичность лирики. Лирический герой. Образы попутчиков.

«Боготворение» простых людей. Лирический пейзаж.

Роман «Доктор Живаго» (обзор). Сюжет и композиция романа. Человек, история и природа в произведении. Автобиографичность образа главного героя. Христианские мотивы. Пейзаж. Образы- символы и сквозные мотивы в романе. Женские образы в романе.

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Смысл названия романа.

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА

Биография, основные вехи жизненного и творческого пути поэтессы (обзор).

Стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи». Основные темы лирики. Ранняя лирика Ахматовой. Женская поэзия. Доверительность, камерность, интимность поэзии. Лирическая героиня Ахматовой. Психологизм лирики. Вещи и лица в поэзии Ахматовой.

Стихотворения «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…», «Ты письмо моё, милый, не комкай…», «Сколько просьб у любимой всегда…», «Есть в близости людей заветная черта…», «Я научилась просто, мудро жить…». Тема любви в лирике Ахматовой. Автобиографичность лирики. Эволюция любовной темы. «Романность» в поэзии Ахматовой. Сюжетный принцип стиха. Афористичность поэзии.

Стихотворения «Молитва», «Мне голос был…», «Мужество», «Родная земля». Тема Родины в лирике. Гражданская и патриотическая поэзия. Тема революционной России. Мотив осиротевшей матери. Поэтический манифест русской интеллигенции. Тема бренности и вечности, жизни и смерти. Поэмы «Реквием», «Поэма без героя» (обзор). Автобиографическая основа поэм. Сюжет и композиция. Смысл эпиграфов и предисловий. Основные темы и мотивы. Смысл названия поэм.

Конфликт в произведениях. Символические образы. Принцип параллелизма. Библейский масштаб горя. Антигерой. Оптимизм финала «Поэмы без героя».

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ

Жизнь, творчество, личность поэта (обзор).

Стихотворения «Завещание», «Я не ищу гармонии в природе…», «Гроза идёт». Основная тематика лирических произведений. Философская лирика. Человек и природа в лирике Заболоцкого. Нравственно-эстетическая проблематика лирики. Социально-гуманистические мотивы. Традиции и новаторство. Эволюция поэтического стиля художника.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ

Жизнь и творчество писателя (обзор).

«Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «ТихийДон». Рассказы «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя». Правда Гражданской войны. Психологизм рассказов. Два уровня сознания героев. Народная стихия языка.

«Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания произведения, специфика жанра. Хронологические рамки романа. Вопрос об авторстве романа. Композиция произведения. Роль эпиграфов. Смысл названия романа. Система образов в произведении. Предыстория героев. Первая мировая война в изображении Шолохова. Антитеза, приём контраста в романе. Портретная характеристика героев. Понятие «антигерой». Авторские отступления в романе. Изображение Гражданской войны. Картины природы в романе. Женские судьбы в романе (образы Аксиньи, Натальи, Ильиничны). Идея дома и святости домашнего очага. Трагедия Григория Мелехова. Портретная характеристика, речевая характеристика, самохарактеристика героя. Смысл финала романа.

Контроль: контрольное сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «ТихийДон».


ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1930-х ГОДОВ ОЛДОС ХАКСЛИ

Жизнь и творческий путь писателя (обзор).

Роман-антиутопия «О дивный новый мир». Специфика жанра и композиции произведения. Смысл эпиграфа и названия романа. Социально-философские воззрения О. Хаксли. Проблема дегуманизации общества в ходе технического прогресса. Модель будущего в произведении. Роман- предупреждение. Идейное сходство и различие романа О. Хаксли «О дивный новый мир» и романаЕ. И. Замятина «Мы».

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ОБЗОР)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, Н. С. Тихонова, М. В. Исаковского,

А.А. Суркова, А. А. Прокофьева, К. М. Симонова, О. Ф. Берггольц и др.; песни А. И. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. И. Алигер, «Февральский дневник» О. Ф. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. М. Инбер, «Сын» П. Г. Антокольского. Органическое сочетание патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщённо-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нём. Жестокая реальность и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, А. П. Платонова, В. С. Гроссмана и др. Драматургия К. М. Симонова, Л. М. Леонова. Пьеса-сказка Е. Л. Шварца «Дракон».

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ

Жизнь и творческий путь поэта (обзор).

Поэма «Страна Муравия». Тема коллективизации и судьбы русского крестьянства. Смысл заглавия поэмы. Собирательный образ русского крестьянина. Иносказательный смысл поэмы. Фольклорная основа произведения. Смысл финала произведения.

Поэма «Василий Тёркин». Жанр, сюжет, композиция произведения. Смысл названия и подзаголовка поэмы. Собирательный образ русского солдата. Символика имени главного героя. Фольклорные черты в образе Тёркина. Автор и герой в поэме. Ритм, рифма, язык и стиль поэмы. Народный характер произведения.

Стихотворения «Под вражьим тяжким колесом», «Две строчки», «Земляку», «Я убит подо Ржевом». Основные темы и мотивы ранней и поздней лирики. Проблематика, идейная сущность стихотворений. Образы и герои лирических произведений. Трагизм лирического героя. Смысл на- звания стихотворений. Рифма, рифмовка, язык лирических произведений.

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН

Жизнь и судьба писателя (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Сюжет и композиция, жанровая специфика произведения. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Смысл названия произведения.

Рассказ «Матрёнин двор». Сюжет, композиция, пролог. Нравственная проблематика произведения. Тема праведничества в рассказе. Образ Матрёны. Образы-символы в произведении. Смысл названия рассказа.

«Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). Специфика жанра и композиции произведения. Подзаголовок, посвящение. Тема трагической судьбы личности в тоталитарном государстве. Проблема исторической памяти. Сюжетные линии, временные планы в романе. Образ автора-повествователя. Идейно-художественное своеобразие романа. Автобиографизм творчества А. И. Солженицына.

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Повесть «Старик и море». Тема трагедии человеческого существования. Человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное в повести. Мораль философской повести-притчи. Аллегорический характер произведения. «Старик и море» как художественное завещание писателя.

ПОЛВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ


«Поэтическая весна». Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны. Поэзия Л. Н. Мартынова, С. П. Гудзенко, А. П. Межирова, Ю. В. Друниной, Е. М. Винокурова (обзор). Стихотворения «Моё поколение» С. П. Гудзенко, «Ты вернёшься» Ю. В. Друниной, «Москвичи» Е. М. Винокурова. Сюжет и композиция лирических произведений. Темы, образы, мотивы стихотворений.

Русская советская поэзия 1960—1970-х годов: время «поэтического бума», период после

«поэтического бума» (обзор). Публицистичность и камерность лирики. Поэтическая стилизация и метафорические парадоксы. «Громкая», или «эстрадная», поэзия. «Тихая лирика». «Органичные поэты». «Книжная поэзия». Стихотворения «Ностальгия по настоящему» А. А. Вознесенского, «Мне вспоминать сподручней, чем иметь» Б. А. Ахмадулиной, «Видения на холме» Н. М. Рубцова. Поэтическая философия и поэтическая картина мира в лирике поэтов.

Общая характеристика русской поэзии 1980—1990-х годов. «Новая волна» поэзии. Авторская песня

«Возвращённая» поэзия. Постмодернизм. Новый тип языкового сознания. Диссидентская литература. Андеграунд.

ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ БРОДСКИЙ

Судьба и творчество поэта (обзор).

Стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Пилигримы», «Рождественский романс». Основные темы и мотивы лирики. Новаторство поэзии И. А. Бродского.

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Современность и «постсовременность» в мировой литературе. Экзистенциализм, постэкзистенциализм. Философия абсурда.

Обзор жизни и творчества Ф. Саган, Г.-Г. Маркеса, У. Эко. Роман У.Эко «Имя розы» как постмодернистский роман (обзор).

РУССКАЯ ПРОЗА 1950—2000-х ГОДОВ

Общая характеристика военной прозы 1960—1980-х годов. «Лейтенантская проза» как особое явление в военной прозе: определение понятия, основные представители, специфические черты. Автобиографичность «лейтенантской прозы» (обзор).

Обзор повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Своеобразие раскрытия военной темы в произведении. Образ Юрия Керженцева. Темы жизни и смерти в произведении. Мотив мужской дружбы. Принцип достоверности и «эффект присутствия». Роль пейзажа в повести.

«Деревенская проза» как новое литературное направление в прозе второй половины XX века (причины возникновения и основные тенденции «деревенской прозы», основные представители, специфические черты). Значение «деревенской прозы» для русской литературы XX века.

Обзор повестей Б. А. Можаева «Живой», В. И. Белова «Привычное дело». Герой-крестьянин, поэтизация избы и народного уклада, типы простых людей. Философия человека из народа.

ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Повесть «Прощание с Матёрой». Сюжетное начало, конфликт в повести В.Г.Распутина

«Прощание с Матёрой». Экологическая тема, тема памяти в произведении. Тема смысла жизнии назначения человека. Проблема русского национального характера. Образ праведницы Дарьи Пине-

гиной. Проблема отцов и детей в повести. Сакрализация уходящих патриархальных миров. Смысл названия и финала произведения. Космология В. Г. Распутина.

ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Рассказы «Чудик», «Алёша Бесконвойный», «Обида». Cюжет и композиция рассказов. Основная проблематика произведений. Русский национальный характер в рассказах. Типизация героев: «герои- чудики», «маргиналы». Речевая характеристика героев. Поэтика рассказов В. М. Шукшина.

АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ ВАМПИЛОВ

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Пьеса «Утиная охота». Нравственная проблематика и основной конфликт произведения. Тема духовной деградации личности. Психологические портретные зарисовки. Приём ретроспекции. Смысл финальной сцены и названия произведения. Понятие «зиловщина». Традиции и новаторство в драматургии А. В. Вампилова.

ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Повести «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Композиция, идея, проблематика произведений. Судьба русской женщины в повестях. Трагизм героини. Авторская позиция в произведениях. Смысл названия и финала повестей. Новаторство «деревенской прозы» Абрамова.

Обзор повестей К.Д.Воробьёва «Убиты под Москвой», В.Л.Кондратьева «Сашка» ,Е.И.Носова

«Усвятские шлемоносцы». Автобиографичность и документальность произведений. Основная проблематика и конфликт повестей. Своеобразие развития военной темы. Образы главных героев. Смысл названия и финала произведений.

«Городская проза» в русской литературе 1960—1980-х годов. Особенности отражения действительности в «городской прозе» Ю. В. Трифонова, А. Г. Битова, В. С. Маканина. Концепция личности в «городской прозе».

Обзор повести Ю. В. Трифонова «Обмен». Ретроспективная композиция. Нравственная проблематика произведения. Семейно-бытовой конфликт в повести. Смысл названия и финала повести.

Контроль: контрольная работа за курс 11 класса.


Формы контроля: сочинение, устныйответ, диктант, тестирование, контрольнаяработа.

Задания и формы работы по формированию УУД: личностных (подведение итогов урока, творческие задания, имеющие практическое применение, самооценка событий), познавательных («Найди отличия», «Поиск лишнего», «Лабиринт», «Цепочка», составление схем-опор, работа со словарями), регулятивных («Преднамеренные ошибки», поиск информации в указанных источниках, взаимоконтроль, диспут, задания на самопроверку, оценку результатов, коррекцию), коммуникативных (диалог, групповая, парная работа, «Составь задание партнёру», «Подготовь рассказ на тему…»)

С целью реализации образовательной программы среднего общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

    1. Тематическое планирование


Содержание

Кол-во

часов

Уроки

контроля

Развитие речи

Изучение языка художественной литературы

1



Мировая литература рубежа XIX– XX веков

1



Русская литература начала XX века

И.А.БунинА.И.Куприн

Творчество Л.Н.Андреева Творчество И.С.Шмелева Творчество Б.К.Зайцева Творчество А.Т.Аверченко,Тэффи

Творчество В.В.Набокова

17


2

Особенности поэзии начала XX века

В. Я.Брюсов К.Д.Бальмонт А.Белый И.Ф.Анненский Ф.Сологуб Н.С.Гумилев И.Северянин

В.Ф.Ходасевич

8


1

М.Горький

6


1

А.А.Блок

5


1

Новокрестьянская поэзия

Н. Клюев

1



С.Есенин

6


1

В.Маяковский

5


1

Литературный процесс 1920-х годов

А.А.Фадеев И.Э.Бабель Е.И.Замятин

М.М.Зощенко



5



Зачетная работа за1-е полугодие

1

1


Общая характеристика литературы 30-х годов

А.П.Платонов М.А.Булгаков М.И.Цветаева О.Э.Мандельштам А.Н.Толстой М.М.Пришвин Б.Л.Пастернак А.А.Ахматова

Н.А.Заболоцкий М.А.Шолохов





39


3

Из мировой литературы 1930-х годов

О.Хаксли

1



А.Т.Твардовский


2

1(промеж

уточная аттестация)


Литература периода Великой Отечественной

Войны

1



А.И.Солженицын

4



Из мировой литературы

2



Э.Хемингуэй




Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного периода)

Л.Н.Мартынов С.П.Гудзенко А.П.Межиров Ю.В.Друнина Е.М.Винокуров

И.А.Бродский




2



Русская проза 1950-2000-х годов

В.П.Некрасов Б.А.Можаев В.И.Белов В.Г.Распутин В.М.Шукшин А.В.Вампилов Ф.А.Абрамов К.Д.Воробьев В.Кондратьев Е.И.Носов Ю.В.Трифонов А.Г.Битов В.С.Маканин







9

2


Итого

116

4

10


    1. Календарно-тематическое планирование


№ темы

(раздела)


Название темы(раздела)

Кол- во часов

Дата

План

Факт

1.

Изучение языка художественной литературы.

Анализ художественного текста

1

1.09


2.

Мировая литература рубежа XIX-XX веков

1

5.09


3.

Русская литература начала XX века

1

6.09


И.А.Бунин

4.

Творчество И.А.Бунина. Изображение России в

Повести И.А.Бунина «Деревня»

1

7.09


5.

Образ греха в рассказе И.А.Бунина «Господин из

Сан-Франциско»

1

8.09


6.

Кризис цивилизации в рассказе И.А.Бунина

«Господин из Сан-Франциско»

1

12.09


7-8

Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Солнечный

удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»

2

13.09-14.09


9.

Новаторство романа И.А.Бунина «Жизнь

Арсеньева». Тестирование

1

15.09


А.И.Куприн

10.


А.И.Куприн. Мир духовный и мир цивилизованный

в повести А.И.Куприна «Олеся»

1

19.09


11.

А.И.Куприн. «Поединок»: автобиографический и

Гуманистический характер повести

1

20.09


12-13.

Талант любви и тема социального неравенства в

повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

2

21.09- 22.09


14-15

Р.р. Контрольное сочинение по творчеству

2

26.09-27.09




И.А.Бунина и А.И.Куприна




16

Творчество Л.Н.Андреева

1

28.09


17.

Творчество И.С.Шмелева

1

29.09


18.

Творчество Б.К.Зайцева

1

3.10


19.

Творчество А.Т.Аверченко,Тэффи

1

4.10


20.

Творчество В.В.Набокова. Тестирование

1

5.10


Особенности поэзии начала XX века

21.

Серебряный век как литературно-эстетическая

категория. Модернизм поэзии Серебряного века

1

6.10


22.

Символизм как литературное течение. В.Я.Брюсов

Как основоположник русского символизма

1

10.10


23.

Своеобразие художественного творчества

К.Д.Бальмонта

1

11.10


24.

Основные темы и мотивы лирики И.Ф.Анненского,

Ф.Сологуба, А.Белого. Тестирование

1

12.10


25.

Русский акмеизм и его истоки

1

13.10


26.

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева

1

17.10


27.

Футуризм как литературное течение модернизма.

Лирика И.Северянина, В.Ф.Ходасевича

1

18.10


28.

Р.р. Контрольное сочинение по произведениям

Поэтов Серебряного века

1

19.10


М.Горький

29.

М.Горький: жизнь,творчество, личность. Ранние

романтические рассказы М.Горького

1

2010


30.

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

Проблематика и особенности композиции произведения

1

24.10


31.

Пьеса М.Горького «На дне» как социально-

Философская драма. Система образов произведения

1

25.10


32-33.

Спор о назначении человека в пьесе М.Горького

«На дне»: «три правды» и их трагическое столкновение

2

26-27.10


34.

Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

М.Горького

1

7.11


35.

Р.р. Контрольное сочинение по творчеству

М.Горького

1

8.11


А.А. Блок

36.

Жизнь, творчество, личность А.А. Блока. Темы и

образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

1

9.11


37

Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока

1

10.11


38.

Тема Родины и исторического пути России в лирике

А.А. Блока

1

14.11


39-40.

Поэма А.А. Блока «Двенадцать»: жанр, стиль,

Композиция и проблематика произведения

2

15-16.11


41

Р.р. Контрольное сочинение по творчеству

А.А. Блока

1

17.11


42.

Новокрестьянская поэзия. Н.А. Клюев: истоки и художественный мир поэзии Н.А.Клюева.

Тестирование

1

21.11


С.А. Есенин

43

С.А. Есенина. Жизнь, творчество, ранняя лирика

Поэта

1

22.11


44

Тема Родины и природы в поэзии С.А. Есенина

1

23.11


45

Тема любви в лирике С.А. Есенина

1

24.11



46

Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина»: анализ лиро-

Эпического произведения

1

28.11


47-48.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике

С.А. Есенина. Тестирование

2

29-30.11


В.В. Маяковский

49.

Жизнь и творчество В.В. Маяковского. Ранняя

Лирика поэта. Маяковский и футуризм

1

1.12


50.

Тема любви и поэзии В.В. Маяковского

1

5.12


51.

Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах»

1

6.12


52.

Тема революции в творчестве В.В. Маяковского. Итоговое сочинение

1

7.12. 8.12


53.

Сатира В.В. Маяковского. Пьесы «Клоп», «Баня»

1

12.12


54-55.

Р.р. Контрольное сочинение по творчеству

С.А. Есенина, В.В. Маяковского

2

13-14.12


Литературный процесс 1920-х годов

56.

Характеристика литературного процесса 1920-х годов. Обзор творчества А.М. Ремизова,

Д.А. Фурманова, А.С.Серафимовича. Тестирование

1

15.12


57.

Творчество А.А. Фадеева. Проблематика и идейная сущность романа А.А. Фадеева «Разгром».

Тестирование

1

19.12


58.

Тема революции и Гражданской войны в прозе

И.Э. Бабеля

1

20.12


59.

Творчество Е.И. Замятина. Обзор романа-

антиутопии «Мы»

1

21.12


60.

Творчество М.М. Зощенко

1

22.12


61.

Контрольная работа. Зачетная работа за I-е

полугодие (тестирование)

1

26.12


62.

Общая характеристика литературы 1930-х годов.

Тестирование

1

27.12


А.П. Платонов

63.

Жизнь, творчество, личность А.П. Платонова. Обзор

повести «Сокровенный человек»

1

28.12


64-65.

Герои и проблематика повести А.П. Платонова

«Котлован». Тестирование

2

29.12-9.1


М.А. Булгаков

66.

Жизнь, творчество, личность М.А. Булгакова. Обзор

романа «Белая гвардия», пьесы «Дни Турбиных»

1

10.01


67-68.

Сатира М.А. Булгакова «Роковые яйца», «Собачье

сердце» (обзор произведений)

2

11-12.01


69.

История создания, проблематика, жанр и

композиция романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Москва и москвичи. Воланд и его свита

1

16.01


70-71.

Три мира в романе М.А. Булгакова «Мастер и

Маргарита». Система образов романа

2

17-18.01


72-73

Тема любви, творчества и вечности в романе

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2

19-23.01


74

Р.р. Контрольное сочинение по роману

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

24.01


М.И. Цветаева

75

М.И. Цветаева. Жизнь, творчество, личность.

Основные темы творчества

1

25.01


76-77

Поэмы М.И. Цветаевой (урок-обзор)

2

26-30.01


78-79

О.Э. Мандельштам. Жизнь, творчество, судьба поэта.

Основные темы творчества. Тестирование по

2

31.01-1.02




Творчеству М.И. Цветаевой и О.Э. Мандельштама




А.Н. Толстой

80

А.Н. Толстой. Жизнь и художественное наследие писателя. Обзор автобиографической повести

«Детство Никиты», романа-эпопеи «Хождение по

мукам»

1

2.02


81-82.

Тема русской истории в романе А.Н. Толстого «Петр

I». Тестирование

2

6.-7.02


83.

М.М. Пришвин. Жизнь, творчество, личность

М.М. Пришвина. Обзор художественного наследия писателя. Тестирование

1

8.02


Б.Л. Пастернак

84

Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака. Основные мотивы его поэзии

1

9.02


85-86

Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении. Анализ

Стихотворения

2

13-14.02


А.А. Ахматова

87

Биография А.А. Ахматовой, основные вехи жизненного и творческогопути. Основные темы

Лирики

1

15.02


88

Поэзия женской души. Тема любви влирике

А.А. Ахматовой

1

16.02


89

Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой

1

20.02


90.-91

Поэмы А.А. Ахматовой (анализ поэм «Реквием»,

«Поэма без героя»). Анализ стихотворения

2

21-22.02


92

Жизнь, творчество,личность Н.А. Заболоцкого.

Основная тематика лирических произведений. Анализ стихотворения

1

27.02


М.А. Шолохов

93-94

Жизнь, творчество, судьба М.А. Шолохова.

«Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон»

2

28.02-1.03


95

М.А. Шолохов. «Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох. История

создания произведения, специфика жанра

1

2.03


96-97

Первая мировая война в изображении

М.А. Шолохова

2

6-7.03


99

Изображение Гражданской войны на страницах

романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

1

9.03


100-101.

Женские судьбы в романе М.А. Шолохова «Тихий

Дон»

2

13-14.03


102-103.

Трагедия Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» (путь поиска правды

героем)

2

15-16.03


104-105

Р. р. Контрольное сочинение по роману-эпопее

М.А. Шолохова «Тихий Дон»

2

20-21.03


Из мировой литературы 1930-х годов

106.

О.Хаксли «О дивный новый мир».О.Хакслии

Е.Замятин. Тестирование

1

2.04


А.Т. Твардовский

107

Биографические истоки творчества

А.Т. Твардовского. Поэма «Страна Муравия»

1

3.04


108.

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Лирика

1

4.04




А.Т. Твардовского




109

Промежуточная аттестация (тестирование)

1

5.04


Литература периода Великой Отечественной войны

110.

Проза, поэзия, драматургия периода ВОВ

1

6.04


А.И. Солженицын

111.-112

А.И.Солженицын. Жизнь и судьба писателя. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести

«Один день Ивана Денисовича»

2

10-11.04


113

Малая проза А.И. Солженицына. Тема праведничества в рассказе «Матренин двор»

1

12.04


114

А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»- летопись

страданий. Ответы на вопросы

1

13.04


Из мировой литературы

115-116.

Символический смысл повести Э. Хемингуэя

«Старик и море». Тестирование

2

17-18.04


Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного периода)

117-118

«Поэтическая весна». Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны. Обзор. Русская советская поэзия1960-1970-х годов. Обзор. Общая характеристика русской поэзии 1980-1990-х годов. Лирика И.А.Бродского. Современность и

«постсовременность» в мировой литературе.

Анализ стихотворения по выбору обучающегося.

2

19-20.04


Русская проза 1950-2000 годов

119-120.

«Лейтенантская проза». В.П. Некрасов. «В окопах Сталинграда». Анализ повестей К.Д. Воробьева

«Убиты под Москвой», В.Кондратьева «Сашка»,

Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы».

2

24-25.04


121-122

В.Г.Распутин: жизнь, творчество, личность.

Проблематика повести «Прощание с Матёрой».

2

26.04-27.04


123-124

Творчество А.В. Вампилова. Анализ пьесы «Утиная

охота». Творчество Ф.А. Абрамова. Проблематика повестей «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

2

2-3.05


125-126.

«Деревенская проза». Обзор повестей Б.А. Можаева

«Живой», В.И.Белова «Привычное дело».

В.М. Шукшин: жизнь,творчество, личность. Обзор литературного творчества.

2

4-10.05


127-128

«Городская» проза Ю.В.Трифонова, А.Г. Битова, Вл.С. Маканина. Анализ повести Ю.В. Трифонова

«Обме\н». Тестирование . Авторская песня

2

11-15.05


129-130.

Контрольная работа за курс 11 класса

(тестирование) Пр. аттестация.

2

17-18.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!