Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ____ от ________ | Согласовано заместителем директора «____» _________ 20___ г. | Утверждено приказом директора МБОУ г. Иркутска СОШ № 18 от ____________ № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
(предмет)
Классы 5а,5б,5в,5г,5д,5е
(с указанием литеры)
Составитель: Данчинова Елена Ильинична
Учителя: Данчинова Елена Ильинична
Срок действия программы:
2022 – 2023 учебный год
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета
Планируемые предметные результаты по русскому языку
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Планируемые личностные результаты
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Планируемые метапредметные результаты изучения русского языка:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Содержание учебного предмета
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения) Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Календарно-тематическое планирование
по предмету литературе
классы 5а, 5б, 5в, 5г, 5д, 5е
№ | Тема урока | Кол-во часов | Учебное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | ЭОР и ЦОР (перечень и ссылки) | Сроки (№ учебной недели) |
1 | Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека | 1 | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним. | Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека | https://youtu.be/CeYJ-X3mAhM | 1 неделя |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕТСВО (7ч) |
2 | Фольклор – коллективное устное народное творчество | 1 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. | Различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи. | https://youtu.be/JUu5kSbLsLw | 1 неделя |
3 | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок | 1 | Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. | Различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при высказывании характерные речевые обороты | https://youtu.be/JH5KNgLmQFg | 1 неделя |
4 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев | 1 | Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. | Выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | https://youtu.be/j3fL9wcq5O4 | 2 неделя |
5 | Волшебная сказка «Царевна лягушка». Художественный мир сказки | 1 | Определять мораль сказки, композиционные части сказки, использовать при высказывании характерные речевые обороты | https://youtu.be/j3fL9wcq5O4 | 2 неделя |
6 | Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван Царевич и чудо-юдо». Жанр сказки | 1 | Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок | https://youtu.be/6H8SGuleEN0 | 2 неделя |
7 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле | 2 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. | Владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок | https://youtu.be/otbY7LzudU8 | 3 неделя |
8 | 3 неделя |
Из древнерусской литературы (2 ч) |
9 | Общее представление о древнерусской литературе | 1 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. | Понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи | https://youtu.be/MLX0QHrgHZ8 | 3 неделя |
10 | Русское летописание. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. | Понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы | https://youtu.be/UxmdV--fQlE | 4 неделя |
Из русской литературы XVIII века (1 ч) |
11 | М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...» | 1 | Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. | Понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) | https://youtu.be/rO9XXKPV96s | 4 неделя |
Из русской литературы XIX века (41 ч) |
12 | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). И.А. Крылов. Ознакомление с творчеством | 1 | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). | Понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) | https://youtu.be/OsjXYHUG_aQ | 4 неделя |
13 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Басня «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора | 2 | Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. | Понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) | https://youtu.be/CIoEpkjDCUc | 5 неделя |
14 | 5 неделя |
15 | В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Баллада «Кубок» | 2 | Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальные представления). | определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки | https://youtu.be/Ax3Oc0_HdGA | 5 неделя |
16 | 6 неделя |
17 | К.Р. Контрольный тест по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского | 1 | Тест по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | https://onlinetestpad.com/ru/testview/607136-onlajn-kontrolnaya-rabota-dlya-5-klassa-tvorchestvo%09ia%09krylova-va-zhukovsko | 6 неделя |
18 | P.P. А.С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне» | 2 | Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. | Находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта | https://youtu.be/N5JzC4v483k | 6 неделя |
19 | 7 неделя |
20 | «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | 1 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | Находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства, выразительно читать пролог; познакомиться с миром пушкинской сказки, с героями и сюжетом поэмы «Руслан и Людмила» | https://youtu.be/LAh-N4zYubA | 7 неделя |
21 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – ее истоки. «Бродячие сюжеты». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом | 2 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. | Выделять основные части сказки, отвечать на поставленные вопросы по ее содержанию, оценивать поступки и поведение сказочных героев, составлять план рассказа о герое, сопоставлять содержание сказки и музыкальных произведений – иллюстраций к сказке | https://youtu.be/RZFlxny8Rxw | 7 неделя |
22 | 8 неделя |
23 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной | 2 | Помощники царевны. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. | Находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и народную сказку, слушать художественное чтение (фонохрестоматия: диалог нищенки и царевны) | https://youtu.be/RZFlxny8Rxw | 8 неделя |
24 | 8 неделя |
25 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Подготовка к проекту | 1 | Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. | Составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А.Погорельского» | https://www.youtube.com/watch?v=MYwmef4XGOU | 9 неделя |
26 | А. Погорельский Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя. Проект | 1 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | Читать сказку по ролям, подбирать цитаты из текста к иллюстрациям к сказке, выполнять проектную деятельность по алгоритму | | 9 неделя |
27 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837) | 2 | Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). | Определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника | https://youtu.be/WZOgwS_Qiyw | 9 неделя |
28 | 10 неделя |
29 | Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен | 1 | Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. | Понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста | https://youtu.be/MHg37NuUIR0 | 10 неделя |
30 | Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» – повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести | https://youtu.be/I0UkMnJqsbI | 10 неделя |
31 | Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя | 1 | Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). | Обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них | https://youtu.be/-gU9i3ZPYOc | 11 неделя |
32 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях...» – поэтический образ русской женщины | 2 | Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | Находить автобиографичные элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки | https://youtu.be/VbfvmFWXywc | 11 неделя |
33 | 11 неделя |
34 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства | 1 | Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. | Понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | https://youtu.be/sYmgk0fvBDQ | 12 неделя |
35 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Муму». Реальная основа рассказа | 2 | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). | Выявлять основную нравственную проблематику произведения | https://youtu.be/dbQuKgY1LbU | 12 неделя |
36 | 12 неделя |
37 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие в рассказе «Муму» | 1 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления). | Воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов | https://youtu.be/dbQuKgY1LbU | 13 неделя |
38 | Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных | 1 | Словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать свое отношение к героям произведения | https://youtu.be/dbQuKgY1LbU | 13 неделя |
39 | К.P., P.P. Сочинение «Чему посвящен рассказ "Муму"?» | 2 | Сочинение с элементами рассуждения | Правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы плана сочинения | https://youtu.be/21Y50ZTwNT4 | 13 неделя |
40 | 14 неделя |
41 | А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы | 1 | Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | Выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства | https://youtu.be/vEzHoB-gSvU | 14 неделя |
42 | Л.H. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды | 2 | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи | https://youtu.be/-1_hODjR8ao | 14 неделя |
43 | 15 неделя |
44 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина | 1 | Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. | выявлять основную идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев | https://youtu.be/wkeC-CQtL80 | 15 неделя |
45 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.H. Толстого | 1 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). | выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними | https://youtu.be/wkeC-CQtL80 | 15 неделя |
46 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа | 2 | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ, работать по алгоритму выполнения презентации «Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова» | https://youtu.be/Y6sc5pKjdBw | 16 неделя |
47 | 16 неделя |
48 | Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте | 2 | Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений). | Выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению, использовать навыки проектной деятельности | https://youtu.be/F4ah0OyreD8 | 16 неделя |
49 | 17 неделя |
50 | Поэты XIX в. о Родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», А.Н. Майков «Ласточки»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь...», И.З. Суриков «Зима», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне». Выразительное чтение стихотворений | 2 | Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | Выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать актерское чтение | https://youtu.be/pkXL7xUUzm4 | 17 неделя |
51 | 17 неделя |
52 | Р. Р. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» | 1 | Сочинение с элементами описания | Анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания | https://youtu.be/u53OLqJ_GAk | 18 неделя |
53 | В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Автобиографичность повести. Гуманистический смысл произведения | 1 | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. | Анализировать текст, давать характеристики героям повести | https://youtu.be/0jGVhQJhD1Y | 18 неделя |
54 | Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести В. Г. Короленко | 1 | Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье. | давать характеристики героям повести, выделять существенное и главное по теме в тексте, составлять электронный альбом «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | https://youtu.be/0jGVhQJhD1Y | 18 неделя |
55 | P.P. Обучение навыкам характеристики героев | 1 | Характеристика героев повести Короленко | давать характеристики героям повести, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | https://youtu.be/0jGVhQJhD1Y | 19 неделя |
56 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» – поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины | 2 | Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. | выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, использовать навыки проектной деятельности (иллюстрации к стихотворениям С.А. Есенина) | https://youtu.be/whBm640oFBU | 19 неделя |
57 | 19 неделя |
58 | П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика | 2 | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. | Различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, использовать навыки проектной деятельности | https://youtu.be/0Gm8VXDRaFY | 20 неделя |
59 | 20 неделя |
60 | Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству | 1 | Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. | выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа, давать характеристики героям сказа, выяснять значения диалектных слов, составлять электронную презентацию «Сказы П.П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха» | https://youtu.be/0Gm8VXDRaFY | 20 неделя |
61 | К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Тема и проблема произведения. Герои в литературной сказке | 2 | Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки | https://youtu.be/rhkGkaF9Kks | 21 неделя |
62 | 21 неделя |
63 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» | 2 | понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, определять отличительные черты романтизма, выявлять романтическую настроенность произведений писателя | https://youtu.be/rhkGkaF9Kks | 21 неделя |
64 | 22 неделя |
65 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения | 2 | определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки, слушать и оценивать актерское чтение (фонохрестоматия), анализировать текст, определять композиционно-языковые особенности повествования | https://youtu.be/NVWliWw1N3s | 22 неделя |
66 | 22 неделя |
67 | С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенность драмы как рода литературы | 2 | Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. | объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значения незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям | https://youtu.be/2kAilNQxM7s | 23 неделя |
68 | 23 неделя |
69 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом – традиция русских народных сказок | 1 | Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка. | пересказывать и анализировать фрагменты сказки, выразительно читать пьесу по ролям, слушать и оценивать актерское чтение, видеть традиции народной сказки в пьесе С.Я. Маршака | https://youtu.be/2kAilNQxM7s | 23 неделя |
70 | К.Р. Итоговый тест по творчеству К. Паустовского, С. Маршака | 1 | Тест по творчеству К. Паустовского, С. Маршака | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | https://banktestov.ru/test/25155 | 24 неделя |
71 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой | 2 | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». | давать характеристику главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе | https://youtu.be/ZvO_usHr7T8 | 24 неделя |
72 | 24 неделя |
73 | Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита» | 1 | Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | видеть особенный мир детства главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе | https://youtu.be/ZvO_usHr7T8 | 25 неделя |
74 | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» | 2 | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». | определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализировать композицию произведения | https://youtu.be/OQg_d7245g4 | 25 неделя |
75 | 25 неделя |
76 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления). | давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы, самостоятельной работе с текстом | https://youtu.be/mCKdBZFaELE | 26 неделя |
77 | Поэты о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...», А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети | 2 | Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим; развивать патриотические чувства | https://youtu.be/CZDvrOmt9n8 | 26 неделя |
78 | 26 неделя |
79 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...», А.А. Прокофьев «Аленушка», Д.Б. Кедрин «Аленушка» | 2 | Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. | выразительно читать стихотворения наизусть, владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи | https://youtu.be/EDBQjKxf-Rs | 27 неделя |
80 | 27 неделя |
81 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы» | 2 | выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, сопоставлять поэтические тексты один с другим | https://youtu.be/TI40Vy-y7zk | 27 неделя |
82 | 28 неделя |
83 | Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор | 2 | Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). | сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувство юмора | https://youtu.be/NBfQtxZLsp0 | 28 неделя |
84 | 28 неделя |
85 | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме | 1 | Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувство юмора | https://youtu.be/tAZB5Q1I6Jc | 29 неделя |
86 | К.Р. Итоговый урок по теме «Русская литература XIXвв.» (тестирование) | 2 | Тест по теме «Русская литература XIXвв.» (тестирование) | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | https://onlinetestpad.com/ru/tests/literature/6class? | 29 неделя |
87 | 29 неделя |
Из зарубежной литературы (14 ч) |
88 | P. Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков | 2 | Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). | выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки | https://youtu.be/vH3nYvy9Ii8 | 30 неделя |
89 | 30 неделя |
90 | Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 3 | Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | выразительно пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героя, понимать значение романа в истории литературы | https://youtu.be/2y-IlbzbVsM | 30 неделя |
91 | 31 неделя |
92 | 31 неделя |
93 | Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Соотношение реального | 2 | Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. | отличать литературную сказку от народной, выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки | https://youtu.be/Mi_QbGxDKMM | 31 неделя |
94 | 32 неделя |
95 | Характеристика героев сказки «Снежная королева». Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева | 2 | Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). | видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев | https://youtu.be/Mi_QbGxDKMM | 32 неделя |
96 | 32 неделя |
97 | Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева». Викторина | 2 | Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. | понимать ценность дружбы и силу любви близких Каю людей | https://youtu.be/Mi_QbGxDKMM | 33 неделя |
98 | 33 неделя |
99 | M. Твен. Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев М. Твена | 2 | Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. | выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков | https://youtu.be/JoKc5jrQyOk | 33 неделя |
100 | 34 неделя |
101 | В.Ч. Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество | 1 | Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков, находить в тексте изобразительно-выразительные средства | https://youtu.be/uY8nuf6ysKg | 34 неделя |
102 | Итоговый тест за год | 1 | Тест по изученным произведениям за год | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | | 34 неделя |