СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, характеристику планируемых результатов, тематическое планирование с элементами содержания, календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Ивантеевка





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №2»

___________ Шершнёва С.В.

___________________

М.П.





Рабочая программа
по литературе

для 7 класса



базовый уровень




Составитель:

Дегтярева Любовь Юрьевна












на 2018 / 2019 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе образовательной программы МБОУ «СОШ №2». Данная рабочая программа ориентирована на содержание программы по литературе под редакцией В.Я.. Коровиной, В.П. Журавлевой, В. И. Коровина и учебника В. Я. Коровиной и др. «Литература. 7 класс» - М; Просвещение, 2012 год.

Индивидуальные особенности обучающихся учитываются педагогом при выборе технологий и методов обучения при подготовке к уроку.


2. Планируемые результаты


Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).


Метапредметные результаты:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.



Предметные результаты:


  • понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.






































4. Календарно – тематическое планирование



урока


Наименование разделов и тем


Коли-

чество

часов


Плановые сроки прохожде-ния

Скоррек-

тированные сроки прохождения

7-Г

7-Д

1 ПОЛУГОДИЕ

Введение (1 ч.)

1.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

1 неделя



Устное народное творчество (4 ч.)

2.

Устное народное творчество. Предания

1

1 неделя



3.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

1

2 неделя



4

Урок внеклассного чтения. Русские былины Новгородского и Киевского циклов. «Садко»

1

2 неделя



5.

Пословицы и поговорки. Собиратели и сборники пословиц. Проект

1

3 неделя



Из древнерусской литературы (3 ч.)

6.

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха»

1

3 неделя



7.

«Повести о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы Древней Руси

1

4 неделя



8.

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по древнерусской литературе.


4 неделя



Из русской литературы 18 века (2 ч.)

9.

М.В. Ломоносов. Стихотворения. Размышления о Родине, русской науке, призыв к миру

1

5 неделя



10.

Г.Р. Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в стихотворениях поэта

1

5 неделя



Из русской литературы 19 века (28 ч.)

Творчество А.С. Пушкина (6 ч.)

11.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Поэма «Полтава» (отрывок). Обучение приёмам сопоставительного анализа

1

6 неделя



12.

А.С. Пушкин «Медный всадник» (вступление). Образ автора

1

6 неделя



13.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Связь с летописным источником. Особенности композиции и языка баллады

1

7 неделя



14.

Урок развития речи. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена

1

7 неделя



15.

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»

1

8 неделя



16.

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

1

8 неделя



Творчество М.Ю. Лермонтова (4 ч.)

17.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проблематика и поэтика

1

9 неделя



18.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образы гусляров и автора. Фольклорные начала

1

9 неделя



19.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы

1

10 неделя



20.

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству Пушкина и Лермонтова. Тестирование

1

10 неделя



Творчество Н.В. Гоголя (4 ч.)

21.

Слово о Н.В. Гоголе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

1

11 неделя



22.

Образ Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Патриотический пафос повести

1

11 неделя



23.

Остап и Андрий: смысл противопоставления. Развитие понятия о литературном герое

1

12 неделя



24.

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

12 неделя



Творчество И.С. Тургенева (2 ч.)

25.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Гуманистический пафос цикла рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»

1

13 неделя



26.

Урок развития речи. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» и др. Обучение домашнему сочинению по стихотворению в прозе

1

13 неделя



Творчество Н.А. Некрасова (2 ч.)

27.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Гимн русской женщине в 1 части поэмы «Княгиня Трубецкая»

1

14 неделя



28.

Урок внеклассного чтения. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи Н.А. Некрасова о судьбе народа. Образ Родины

1

14 неделя



Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (3 ч.)

29.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Герои и проблематика

1

15 неделя



30.

Урок развития речи. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению

1

15 неделя



31

Урок контроля. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина»

1

16 неделя



Творчество А.К. Толстого (1 ч.)

32.

Урок внеклассного чтения. А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1

16 неделя



2 ПОЛУГОДИЕ

Творчество Л.Н. Толстого (2 ч.)

33.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство»


17 неделя



34

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство» и его духовный мир


17 неделя



Творчество А.П. Чехова (3 ч.)

35.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Проблематика рассказа

1

18 неделя



36.

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире

1

18 неделя



37.

Урок внеклассного чтения. Два лица России в рассказе «Злоумышленник». Смех и слёзы в рассказах «Тоска», «Размазня»

1

19 неделя



Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе (1 ч.)

38.

Урок развития речи. Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению

1

19 неделя



Из русской литературы 20 века (24 ч.)

Творчество И.А. Бунина (2 ч.)

39.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми

1

20 неделя



40.

Урок внеклассного чтения. Рассказ «Лапти». Стихотворения И.А. Бунина. Мастерство прозаика и поэта

1

20 неделя



Творчество М. Горького (4 ч.)

41.

М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин

1

21 неделя



42.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Алёша, Цыганок, Хорошее Дело

1

21 неделя



43.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, М. Горького

1

22 неделя



44.

Урок внеклассного чтения. М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды

1

22 неделя



Творчество Л.Н. Андреева (1 ч.)

45.

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. Рассказ «Кусака», его гуманистический пафос. Проект

1

23 неделя



Творчество В.В. Маяковского (2 ч.)

46.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Своеобразие художественной формы. Роль поэзии в жизни человека и общества

1

23 неделя



47.

Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Гуманизм. Понятие о лирическом герое

1

24 неделя



Творчество А.П. Платонова (3 ч.)

48.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку

1

24 неделя



49.

Урок внеклассного чтения. Рассказ А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа вечных нравственных ценностей

1

25 неделя



50.

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям писателей 20 века «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

25 неделя



Творчество Б.Л. Пастернака (2 ч.)

51.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике. Способы создания поэтических образов

1

26 неделя



52.

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству писателей первой половины 20 века

1

26 неделя



Творчество А.Т. Твардовского (1 ч.)

53.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихотворение «Братья» и др. Философская проблематика. Обучение анализу лирического произведения

1

27 неделя



Час мужества (1ч.)

54.

Урок внеклассного чтения. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова и др. Проект (интервью с участником ВОВ)

1

27 неделя



Творчество Ф.А. Абрамова (1 ч.)

55.

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. Рассказ «О чем плачут лошади». Этические и нравственно-экологические проблемы. Литературные традиции

1

28 неделя




Творчество Е.И. Носова (2 ч.)

56.

Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы в рассказе

1

28 неделя



57.

Е.И. Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. Протест против равнодушия

1

29 неделя



Творчество Ю.П. Казакова (2 ч.)

58.

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека

1

29 неделя



59.

Урок внеклассного чтения. Ю.П. Казаков. Рассказ «По дороге». Составление устного или письменного отзыва

1

30 неделя



Творчество Д.С. Лихачёва (1 ч.)

60.

Д.С. Лихачев. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

1

30 неделя



«Тихая моя Родина…» (1 ч.)

61.

Урок внеклассного чтения. Стихотворения поэтов 20 века В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого и др. о Родине, родной природе. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

1

31 неделя



Творчество М.М. Зощенко (1 ч.)

62.

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе

1

31 неделя



Из литературы народов России (1 ч.)

63.

Расул Гамзатов. Слово о дагестанском поэте. Размышления об истоках и основах жизни в стихотворениях поэта

1

32 неделя



Из зарубежной литературы (3 ч.)

64.

Слово об английском поэте Дж. Г. Байроне. Прославление подвига во имя свободы Родины в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!…»

1

32 неделя



65.

Слово об американском писателе О. Генри. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов»

1

33 неделя



66.

Урок внеклассного чтения. Фантастические рассказы Р. Бредбери. Рассказ «Каникулы»


33 неделя



Итоговые уроки (2 ч.)

67.

Контрольно-обобщающий урок «По страницам прочитанных книг»

1

34 неделя



68.

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето

1

34 неделя









Согласовано:

на ШМО учителей

русского языка и

литературы

пр. № ___ от _________2018 г.

__________/Миронова М.Е./


Согласовано:

Зам. директора по УВР

___________/Козырицкая С.В./

_______________2018 г.



3. Тематическое планирование с содержанием учебного предмета– 68 (2 ч. в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые предметные результаты

Практические и

лабораторные

работы,

творческие и

проектные

работы,

экскурсии и др.

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1.

Введение

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

выражению личного читательского отношения к прочитанному, участию в коллективном диалоге;

принимать чтение как один из способов повышения духовной культуры



Анкетирование

2.

Устное народное творчество

4

Предание как жанр фольклора. Исторические события в преданиях.

Отличие былины от сказки, особенности жанра былин.

Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин.

Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему.

Развитие представлений (эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола).

Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

осознанно воспринимать фольклорный текст;

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа для формирования представлений о
русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
выразительно читать былины,
выявлять особенности композиции, основной конфликт, оценивать систему персонажей;

находить основные изобразительно-выразительные средства, представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения,

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия), создавать связный текст, использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях


Внеклассное

чтение – 1 ч.

Проект


3.

Из древнерусской литературы

3

Понятие о древнерусской литературе, ее специфике, жанрах, традициях.

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Совершенствование навыков анализа текста, характеристики героев. Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Назидательность и патриотичность древнерусской литературы

выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о
русском национальном характере;

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ

определять черты
национального характера;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

понимать общехристианский смысл текстов, интерпретировать прочитанное




Развитие речи – 1 ч.

(домашнее

сочинение)

4.

Из русской литературы 18 века

3

Понятие о жанре оды.

Знакомство с биографией М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, их роли в развитии русской литературы

Обзор жизненного и творческого пути поэтов,

новаторство.

Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

выделять признаки оды, выразительно читать и анализировать, объяснять новаторство авторов,

создавать таблицы и схемы,

строить рассуждение, понимать философский и иносказательный смысл произведения

выбирать основания для сопоставления, устанавливать причинно-следственные связи;

работать индивидуально и в группе,

сопоставлять каноны классицизма и национальной самобытности русской литературы


5.

Из русской литературы 19 века

28






Творчество А.С. Пушкина

6

Углубить знания о жизни и творчестве А.С. Пушкина, Обучение приёмам выразительного чтения.

Знакомство с поэмой «Медный всадник», ее историко-литературное и жанровое своеобразие, совершенствование навыков анализа текста

Летописные источники произведения Пушкина.

Значение труда летописца в истории культуры.

Драма как жанр.

Роль автора и рассказчика. Значение библейского контекста.

Представление об образе «маленького человека»

понимать фактическое и идейное содержание текста,

анализировать драматический текст, видеть роль автора и рассказчика в тексте, давать сравнительную характеристику героям, сопоставлять исторические и художественные тексты,

создавать высказывания аналитического и интерпретирующего характера,

выразительно читать,

сопоставлять сюжет с библейским первоисточником

участвовать в обсуждении прочитанного, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, планировать досуговое чтение, организовывать учебное сотрудничество, создавать устные и письменные высказывания разных жанров, применять таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач, работать со словарем литературоведческих терминов


Развитие речи – 1 ч.

(письменный анализ

сцены)


Творчество

М.Ю. Лермонтова

4

Расширение знаний о биографии М.Ю. Лермонтова.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому..

Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Совершенствование навыков выразительного чтения, поэтического анализа текста, сопоставительного анализа героев

находить исторические детали в произведении и отмечать их роль, пересказывать эпизод,

анализировать лирическое произведение и авторскую позицию, выполнять тестовую работу с выбором вариантов ответа,

поиску цитатных примеров

сопоставлять литературные произведения с другими видами искусства,

осознавать ценности семейной жизни, устанавливать основания для классификации и причинно-следственные связи,

интерпретировать прочитанное


Комплексная

контрольная

работа – 1 ч.


Творчество

Н.В. Гоголя

4

Углубление знания учеников о творчестве Н.В. Гоголя. Историческая основа повести «Тарас Бульба».

Различие между исторической истиной и художественными задачами писателя.

Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

оценивать поступки героев, отбирать материал для их индивидуальной характеристики, составлять пересказ по плану,

подбирать цитатный материал,

усвоить правила построения сочинения на литературную тему

сопоставлять текст и его
интерпретацию средствами других искусств;

осознавать компетентность в решении моральных проблем,

создавать устные и письменные

высказывания разных жанров,

владеть начальными навыками литературоведческого анализа


Развитие речи – 1 ч.

(домашнее

сочинение)


Творчество

И.С. Тургенева

2

Расширение знаний учеников о личной и творческой биографии Тургенева.

Нравственная проблематика и художественные достоинства цикла «Записки охотника».

Гуманистический пафос.

Особенности жанра стихотворения в прозе, их философский смысл. Авторские критерии нравственности.

Обучение домашнему сочинению.

определять тему, идею, конфликт рассказа, видеть авторскую позицию, объяснять роль пейзажа как важнейшего средства характеристики героев, определять тональность, преобладающее настроение стихотворения,

владеть приемами выразительного чтения

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий,

составлять устную рецензию,

использовать начальные навыки литературоведческого анализа


Развитие речи – 1 ч.

(домашнее

сочинение)


Творчество

Н.А. Некрасова

2

Личная и творческая биографии писателя (обзор). Исторической основой поэмы «Русские женщины».

Идея произведения, образ Родины.

Пафос стихотворений, особенности лирического героя.

выразительно читать диалоги, воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображаемому,

грамотно обсуждать иллюстрации к произведению

аргументировать и отстаивать свое мнение,

определять способы действий в рамках предложенных условий, составлять устную рецензию,

критически показывать и понимать патриотический пафос, обращаться к различным источникам информации


Внеклассное

чтение – 1 ч.


Творчество

М.Е. Салтыкова-Щедрина

3

Знакомство с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина.

Особенности жанра сказки в творчестве писателя. Сатирический пафос сказок, нравственные пороки общества.

Развитие представлений об иронии.

Уважительное отношение к труду, осуждение паразитизма.

Актуальность произведений.

делать выводы, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения, определять приемы иносказания, реальное и фантастическое,

давать объяснение понятия «гротеск», показывать знания о прочитанном в игровой форме,

создавать устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,

демонстрировать самостоятельность и ответственность, рецензировать выразительное чтение одноклассников и актеров,

давать нравственную оценку,

находить аналогии и причинно-следственные связи,

участвовать в диалоге



Развитие речи – 1 ч.

(домашнее

сочинение)


Обобщающий

контроль – 1 ч.

(литературный ринг)


Творчество

А.К. Толстого

1

Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

определять своеобразие исторических баллад,

выбирать эпизоды для характеристики героев,

выразительно читать наизусть,

анализировать исторический колорит эпохи

составлять лексический и историко-культурный комментарий,

использовать цитирование при составлении устного и письменного высказывания


Внеклассное

чтение - 1 ч.


Творчество

Л.Н. Толстого

2

Краткий рассказ о писателе.

Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Чувства, поступки и духовный мир героя.

Рефлексирующий герой. Анализ собственных поступков.

Развитие понятия о герое-повествователе.

владеть понятием «автобиографическое произведение», определять нравственную проблематику,

использовать цитирование при пересказе текста,

анализировать различные формы выражения авторской позиции,

обсуждать произведения книжной графики

работать с различными источниками информации,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

осознавать художественную картину жизни на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления


Письменный опрос


Творчество

А.П. Чехова

3

Рассказ о творческой биографии Чехова.

Средства создания комического. Говорящие фамилии как средство характеристики. Многогранность комического в рассказах Чехова.

Жанровое разнообразие тематики рассказов Чехова.

Развитие понятий о юморе и сатире.

Новаторство писателя.

оценивать действия героя,

определять авторское отношение, позицию героя-рассказчика,

объяснять значение диалога и художественной детали,

выделять приёмы комического,

сравнивать и делать выводы,

видеть смешное и грустное в рассказах

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,

рецензировать выразительное чтение одноклассников и актеров,

давать нравственную оценку,

находить аналогии и причинно-следственные связи,

участвовать в диалоге


Внеклассное

чтение – 1 ч.


Стихотворение русских поэтов 19 века о родной природе

1

Расширение представлений о русской пейзажной поэзии, Пейзаж как средство передачи чувства, настроения.

Выражение авторского настроения, миросозерцания.

Родина и природа в стихах.

Подготовка к сочинению

находить изобразительные средства и определять их роль в стихотворении,

анализировать лирическое произведение,

создавать высказывания аналитического и интерпретирующего характера,

определять понятие «параллелизм»

выразительно читать наизусть,

участвовать в коллективном диалоге,

определять общее и индивидуальное в литературном образе России в творчестве русских поэтов


Развитие речи – 1 ч.

(письменный

анализ лирического

текста)

6.

Из русской литературы 20 века

24






Творчество

И.А. Бунина

2

Литературная судьба писателя.

Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Обучение составлению плана рассказа,

Знакомство с поэтическим наследием Бунина.

Родина и природа в стихах.

Нравственный облик героев

создавать высказывания аналитического и интерпретирующего характера устно и письменно,

планировать досуговое чтение,

определять позицию героя-повествователя,

пересказывать текст,

подбирать цитаты

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,

формулировать,

работать в группе,

строить рассуждение на морально-этическую тему,

использовать навыки литературоведческого анализа


Внеклассное

чтение – 1 ч.


Творчество

М. Горького

4

Краткий рассказ о писателе.

Автобиографический характер повести.

Обобщение впечатления от произведений, посвященных теме детства.

Жанровое своеобразие легенды. Иносказательный характер.

Роль пейзажа.

Мастерство портретных характеристик.

Знакомство с понятиями «романтизм», «романтический герой»,

объяснять понятие «автобиографическая повесть», «романтическое произведение»,

пересказывать эпизоды, выделяя ключевые события,

объяснять авторское отношение,

анализировать текст, работать с иллюстрациями,

характеризовать героев эпизода,

определять роль пейзажа

определять черты романтической литературы,

давать нравственную оценку,

находить аналогии и причинно-следственные связи,

участвовать в коллективном диалоге,

письменно,

отрабатывать навыки литературоведческого анализа


Внеклассное

чтение – 1 ч.


Развитие речи -1 ч.

(домашнее

сочинение)


Творчество

Л.Н. Андреева

1

Своеобразие личности Л.Н. Андреева, значимость поставленных им проблем. Развитие традиций русской классической литературы.

Гуманистический пафос произведения.

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

комментировать нравственную проблематику произведения,

выражать собственное отношение к прочитанному в пересказе,

определять понятие «гуманизм»,

использовать приёмы словесного иллюстрирования

давать нравственную оценку героям произведения,

строить логическое рассуждение, делать выводы,

выбирать основания для сопоставления,

осознавать художественную картину жизни на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления


Проект


Творчество

В.В. Маяковского

2

Знакомство с личностью Маяковского.

Своеобразие художественной формы. Предварительное понятие о футуризме.

Роль поэзии в жизни человека и общества.

Гуманизм. Два взгляда на мир.

Понятие о лирическом герое.

Обогащение представлений о ритме и рифме.

Тоническое стихосложение.

развивать навыки анализа поэтического произведения,

определять идею, композицию, своеобразие стихотворного ритма, словотворчество автора,

определять особенности изображения героев,

обсуждать иллюстрации к тексту,

составлять тематические таблицы,

совершенствовать навыки выразительного чтения

подбирать и обсуждать литературоведческие тексты по теме, участвовать в учебно-исследовательской и творческой деятельности,

овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста,

участвовать в коллективном диалоге, работать в группе,

участвовать в концерте-миниатюре



Творчество

А.П. Платонова

3

Своеобразие личности писателя, особенности языка.

Душевная щедрость героя.

Внешняя и внутренняя красота.

Призыв к состраданию, уважению к людям.

Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Труд как основа вечных нравственных ценностей.

определять сюжет и идейно-тематическое содержание рассказа,

анализировать текст,

оценивать действия героев,

составлять план ответа на проблемный вопрос, подбирать нужный цитатный материал,

использовать различные виды пересказа

строить сочинение в соответствии с заданной темой, идеей, типом высказывания,

овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста,

давать нравственную оценку героям произведения


Внеклассное чтение – 1 ч.

Развитие речи -1 ч.

(домашнее

сочинение)


Творчество

Б.Л. Пастернака

2

Своеобразие картин природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.

Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Развитие представлений об изобразительных средствах языка

определять своеобразие изобразительных средств языка, лирического героя,

демонстрировать необходимый уровень полученных знаний,

устно рецензировать выразительное чтение одноклассников и актеров,

работать со словарем литературоведческих терминов

выразительно читать лирическое произведение,

участвовать в коллективном диалоге,

определять общее и индивидуальное в творчестве русских поэтов,

участвовать в концерте-миниатюре


Контрольная

работа– 1 ч.

(тестирование

и письменный

анализ)


Творчество

А.Т. Твардовского

1

Знакомство с биографией и творчеством Твардовского.

Философская проблематика.

Размышления о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Развитие понятия о лирическом герое.

объяснять понятие «философская лирика»,

анализировать лирическое произведение,

видеть образную структуру,

определять настроение лирического героя,

составлять тезисы статьи учебника,

устно рецензировать

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,

демонстрировать самостоятельность и ответственность,

находить аналогии и причинно-следственные связи,

участвовать в диалоге




«Час мужества»

Стихотворения о Великой Отечественной войне

1

Расширить представления о поэзии, посвященной ВОв, и ее значении.

Героизм, патриотизм как основной пафос поэзии военных лет.

Ритмы и образы военной лирики.

Подготовка и обсуждение результатов проекта – интервью с участником войны.

Интервью как жанр публицистики.

объяснять особенности лирических произведений о Великой Отечественной войне,

характеризовать жанр интервью и его особенности,

составлять вопросы для интервью,

рецензировать выразительное чтение одноклассников и актеров,

работать над созданием проекта в группе

аргументировать свое мнение,

применять речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,

создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,

участвовать в конкурсе на лучшее исполнение стихотворения


Внеклассное

чтение – 1 ч.

Проект


Творчество

Ф.А. Абрамова

1

Краткий рассказ о писателе.

Эстетические, нравственно- экологические проблемы, поставленные автором, актуальность проблематики.

Понятие о литературной традиции.

определять понятие «литературная традиция»,

анализировать небольшое эпическое произведение, определять особенности его жанра, композиции, темы,

восприятию и выразительному чтению рассказа,

использовать цитирование

составлять тезисы статьи,

работать со словарем литературоведческих терминов,

использовать навыки смыслового чтения и экологического мышления, процедуры эстетического анализа текста



Творчество

Е.И. Носова

2

Краткий рассказ о писателе.

Нравственные проблемы и идейное содержание рассказа.

Сила внутренней, духовной красоты человека.

Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к людям, природе.

Осознание роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.

Взаимосвязь человека и природы.


цитировать текст,

создавать развернутые устные и письменные высказывания разных жанров,

анализировать и интерпретировать прочитанное,

составлять письменную характеристику героя,

выполнять творческие задания индивидуально и в группе,

определять актуальность поставленных проблем

анализировать эпическое произведение,

быть компетентным в решении моральных проблем,

экологическому и эстетическому мышлению через осознание художественной картины мира,

участвовать в полемическом диалоге,

аргументировать свое мнение



Творчество

Ю.П. Казакова

2

Краткий рассказ о творчестве. Казакова.

Взаимоотношения детей. Взаимовыручка как мерило нравственности в рассказе.

Подвиг героя и радость от собственного доброго поступка.

Особенности характеров героев.

Понимание окружающей природы.


анализировать идейно-нравственное содержание рассказа,

составлять сравнительные характеристики героев,

определять художественные особенности текста,

составлять план рассказа,

выразительно читать по ролям,

обсуждать иллюстрации к тексту,

интерпретировать прочитанное

анализировать сложные жизненные ситуации,

давать нравственную оценку героям произведения,

осознавать социальные нормы, роли и формы социальной жизни,

оценивать критически собственные поступки,

создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы

Внеклассное чтение – 1 ч.



Творчество

Д.С. Лихачёва

1

Краткий рассказ о писателе, ученом, гражданине.

Духовное напутствие молодежи.

Развитие представлений о публицистическом жанре, значение публицистики.

Мемуары как публицистический жанр.


давать определение понятиям «публицистика», «мемуары»,

строить ответ на поставленный вопрос,

определять жанровые признаки произведений, авторскую позицию,

определять отличия художественного текста от публицистического

воспринимать и выразительно читать публицистическую прозу,

участвовать в коллективном диалоге,

осознавать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, значимость чтения для своего развития



«Тихая моя Родина…»

Стихотворения о родной природе

1

Краткие сообщения о поэтах.

Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

Человек и природа.

Общее и индивидуальное в восприятии природы поэтами 20 века

понимать особенности изображения родной природы поэтами 20 века,

анализировать и сопоставлять лирические произведения,

чувствовать настроение автора,

выразительно читать стихотворения наизусть

устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнение актеров,

экологическому и эстетическому мышлению через осознание художественной картины мира

Внеклассное чтение – 1 ч.


Творчество

М.М. Зощенко

1

Краткий рассказ о писателе.

Смешное и грустное в рассказах.

объяснять смешное и грустное в рассказах,

комментировать речевые особенности,

выразительно читать, в т.ч. по ролям,

выявлять элементы сюжета и композиции,

определять авторскую позицию

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,

демонстрировать ответственность,

участвовать в диалоге,

критически относиться к общественным порокам и проявлениям бескультурья


7.

Из литературы народов России

1






Творчество

Р. Гамзатова

1

Краткий рассказ о поэте.

Возвращение к истокам, основам жизни.

Осмысление зрелости собственного возраста и зрелости общества.

Дружеское расположение к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

выразительно читать (в том числе - наизусть),

анализировать лирическое произведение,

определять роль изобразительных средств,

определять настроение лирического героя,

использовать цитирование в устном ответе,

выявлять нравственную проблематику текста

участвовать в коллективном диалоге,

определять общее и индивидуальное в творчестве поэтов,

участвовать в концерте-миниатюре,

устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнение актеров



8.

Из зарубежной литературы

3






Творчество

Дж. Г. Байрона

1

Знакомство с личностью Байрона.

Байрон и русская литература.

Гимн герою-патриоту.

Своеобразие романтической поэзии.

Введение русской поэзии в контекст мировой (Пушкин, Лермонтов)

объяснять художественное содержание лирического произведения,

определять тему и идею,

выделять особенности поэтических интонаций,

иллюстрировать понятие «романтическое настроение»

работать со словарем литературоведческих терминов,

обращаться к различным источникам информации,

осознавать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа



Творчество О. Генри

1

Слово о писателе.

Сила любви и преданности.

Жертвенность во имя любви.

Смешное и возвышенное в рассказе.

Развитие представлений о рождественском рассказе.

определять нравственную проблематику рассказа, роль художественной детали, способы создания юмора,

инсценировать фрагменты рассказа,

подбирать примеры, иллюстрирующие понятие «рождественский рассказ»

совершенствовать навыки вдумчивого чтения, культурного контекста к произведению,

понимать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции



Творчество

Р. Бредбери

1

Слово о писателе.

Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

Мечта о чудесной победе добра.

Развитие представлений о жанре фантастики.

объяснять понятие «фантастический рассказ»,

объяснять смысл названия рассказа, душевное состояние героев,

определять роль авторских ремарок,

характеризовать приемы фантастики

составлять тезисы статьи,

осознавать мировую литературу как способа познания жизни разных народов,

планировать свое досуговое чтение,

аргументировать свое мнение

Внеклассное чтение – 1 ч.


9.

Итоговые уроки

2

Обобщение «По страницам прочитанных книг».

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоги года и задание на лето

демонстрировать и анализировать уровень литературного развития,

обобщать изученный материал,

интерпретировать прочитанные произведения

строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями,

определять способы действий в рамках предложенных условий

Урок контроля – 1 ч.


Итого:


68




Внеклассное чтение – 12 ч.

Уроки развития речи -7 ч.

Уроки контроля – 5 ч.

Проект - 2






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!