СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программма составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоивановская основная общеобразовательная школа



РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на Педагогическом совете Директор: ____________Е. А. Хабибулина

Протокол №1 Приказ № 5/1 от «31» «августа» 2021 года

«24» «августа» 2021 года









Рабочая программа

«Литература»

7 класс





Составитель: Козлова С.Н.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории













с. Новоивановка

2022 год




Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Литература»

составлена на основе:



1. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

2. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»

3. Примерных программ основного общего образования, одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

С учетом:

  1. 1Авторской программы по литературе к предметной линии учебников Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018).

  2. Основной образовательной программы основного общего образования «МБОУ

Новоивановская ООШ», утвержденной 31.08.2021 г

3. Положения о рабочей программе учебных предметов «МБОУ Новоивановская ООШ».


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Литературы»



Личностные результаты

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Пересказывать (устно) тексты статей, репортажей, фрагментов портретного очерка, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

Предметные результаты.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 -понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

       - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»


Личностные результаты

Ученик научится:

-понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Ученик получит возможность научиться:

-осознавать эстетическую ценность русской литературы;

-оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

-умению контроля;

-принятию решений в проблемных ситуациях;

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно).

Ученик получит возможность научиться:

-основам саморегуляции;

-осуществлению познавательной рефлексии.


Познавательные УУД

Ученик научится:

-осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

-строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

Ученик получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек,поисковых систем, медиаресурсов;

-записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

-находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

-строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).


Коммуникативные УУД

Ученик научится:

-организовывать деловое сотрудничество;

-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;

-оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

-вступать в диалог;

-в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.


Предметные результаты

Устное народное творчество

Ученик научится:

-осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

-выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского и других народов, формирования представлений о русском национальном характере;

-видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.

Ученик получит возможность научиться:

-сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

-выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

-устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

-выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

-определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

Ученик получит возможность научиться:

-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

-дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

-сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Содержание учебного предмета

7 класс (68 часов)


Роды и жанры литературы

Богатство и разнообразие жанров

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.

Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.

Т е о р и я. Роды и жанры литературы.

М е т о д и к а. Использование материалов, изученных в начальной школе и в 5—6 классах.

Античная литература

Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты).

Героический эпос древности». «Илиада» — поэма о Троянской войне. Ахилл — герой поэмы. «Одиссея» — рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея — одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа.

Т е о р и я. Героический эпос.

М е т о д и к а. Использование материалов, изученных на уроках истории.

Фольклор

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.

Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

Т е о р и я. Жанры современного фольклора.

«Б а р и н». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

М е т о д и к а. Ученики в роли «фофанцев». Их непосредственное участие в импровизации сцен пьесы.

Литература эпохи Возрождения

Великие имена эпохи и герои их произведений.

У. Шекспир. «Р о м е о и Д ж у л ь е т т а». С о н е т ы.

«Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Сонеты (Сонет 130 — «Ее глаза на небо не похожи...» и др.).

Т е о р и я. Трагедия. Сонет.

Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин. «С о н е т» («Суровый Дант не презирал сонета...»). И. Ф. Анненский. «П е р е б о й р и т м а»; К. Д. Бальмонт. «Х в а л а с о н е т у»; В. Я. Брюсов. «С о н е т к ф о р м е»; Н. С. Гумилев. «С о н е т»; Игорь Северянин. «Б у н и н» и др. (по выбору учителя).

М е т о д и к а. Обращаясь к истории сонета, учитель может использовать одно-два произведения. Остальные сонеты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе на лучшее исполнение сонета.

Литература XIX века

Популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

Т е о р и я. Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.

Т е о р и я. Басня и притча.

М е т о д и к а. Возможен конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский. «П е р ч а т к а», «С в е т л а н а». Баллады Жуковского. Трагические сюжеты. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. Взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.

Т е о р и я. Баллада

М е т о д и к а. Сюжеты баллад обычно интересуют читателя. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.

А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Ж у к о в с к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а...», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е б ы т ь м о ж е т...», «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19  о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести — Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?

«Д у б р о в с к и й». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

Т е о р и я. Жанры лирики и эпоса.

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М е т о д и к а. Сопоставление повести и романа.

М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»), «э п и г р а м м ы и м а д р и г а л ы», «э п и т а ф и я». Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

«М ц ы р и». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме.

Т е о р и я. Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова.

М е т о д и к а. Целесообразно познакомить учеников со словарем рифм Лермонтова, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.

Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р». История создания комедии. Отражение России XIX в. в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Т е о р и я. Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

М е т о д и к а. Традиционно в ходе изучения «Ревизора» — исполнение пьесы или ее отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядных материалов (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Все это помогает освоению специфики драматического произведения.

И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Т е о р и я. Стихотворение в прозе.

Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция Автора. Стиль, отвечающий теме.

Т е о р и я. Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Премудрый пискарь», «Карась — идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).

Т е о р и я. Гротеск. Сатира — форма комического в лирике и прозе.

Н. С. Лесков. «Л е в ш а». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

Т е о р и я. Сказ как жанр эпоса.

А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы.

Т е о р и я. Юмореска.

Описания на страницах художественных произведений

Портрет героя в произведениях различных жанров

Искусство портрета в творчестве писателей XIX в. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

Т е о р и я. Портрет.

Пейзаж в художественных произведениях различных жанров

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и Автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и других произведениях.

Т е о р и я. Пейзаж.

М е т о д и к а. Обращая особое внимание на героя и сюжет, учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Специфика жанра помогает уловить особенности описаний художественных текстов.

Литература XX века

Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

М е т о д и к а. Анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а ч е л о в е к у», «Т р у д»; И. А. Бунин. «И з г н а н и е», «У п т и ц ы е с т ь г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е л е й...», «И ю л ь — м а к у ш к а л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Г р о з а и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е л ю б л ю...»; М. Карим. «Е в р о п а — А з и я» и др.

Т е о р и я. Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.

М е т о д и к а. Возможна организация изучения поэтических произведений с учетом их тематики.

М. Горький. «П е с н я о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д». Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня — призыв. Смысл жизни героя. Прием контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» — утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки.

Т е о р и я. Разнообразие жанров в творчестве писателя.

В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у». «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского — мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

Т е о р и я. Тонический стих Маяковского.

М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м» (новая постановка). Гоголь — любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.

Т е о р и я. Драматическая сценка.

М е т о д и к а. При знакомстве с произведением М. А. Булгакова ученики убеждаются, что каждый сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.

К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а».

Лирическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»). «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

Т е о р и я. Замысел и его реализация в произведении искусства. Произведения эпоса: роман — повесть — рассказ.

Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

Т е о р и я. Сюжет и аллегорические герои.

А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в». Решение проблемы выбора призвания в водевиле. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля.

Т е о р и я. Водевиль.

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».

Т е о р и я. Эссе.

Великая Отечественная война в художественной литературе

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема Великой Отечественной войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).

А. Н. Толстой. «Р у с с к и й х а р а к т е р». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.

М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.

Т е о р и я. Живой отклик искусства на события войны.

В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о». Трудные военные годы в жизни страны. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Т е о р и я. Живой отклик искусства на исторические события.

Фантастика и ее жанры

Фантастика и ее жанры в современной литературе.

Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой — Лерой Кливи и обитатели планеты З — М — 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Т е о р и я. Жанры научной фантастики.

Детективная литература и ее жанры

Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX вв. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия главного героя новелл Дойла.

Т е о р и я. Новелла.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Т е о р и я. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура.

Итоги

Мир литературы и богатство его жанров. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

М е т о д и к а. Обзор изученных в 5—7 классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатство форм ее отражения в искусстве.





Учебно-тематическое планирование по литературе 7класс

68 ч. (2 часа в неделю)



п/п

Наименование темы (раздела)

Количество часов

Контрольные работы

Развитие речи

1

Введение.

1

1


2

Фольклор.

2



3

Античная литература

1



4

Литература эпохи Возрождения

3



5

Литература XIX века.

36

1

3

6

Литература XX века.

24

1

1

7

Итоговые уроки

1




Итого:

68

3

4









































Календарно – тематическое планирование 7класс


урока


Тема урока

Кол-во час

Дата

Корректировка

Введение (1 ч.)

1

Инструктаж по ТБ. Основные ро­ды литерату­ры: эпос, ли­рика, драма. Богатство и разнообра­зие их жанров

Входной тест за курс 6 класса

1



Фольклор (2 ч.)


2

Жанры фольк­лора. Художе­ственные осо­бенности сатирической дра­мы «Барин»

1



3

Детский фольклор

1



Античная литература (1 ч.)

4

Гомер «Илиада»

1



Литература эпохи Возрождения (3 ч.)

5-6

В. Шекспир

«Ромео и Джульетта»

2



7

Сонеты В.Шекспира.

1



Литература 19 века ( 36 ч. )



8

Обзор жанров классической литературы XIX века. Ис­тория басни

1



9

И. А. Крылов -великий бас­нописец

1



10

Из истории баллады. Бал­лада В. А. Жу­ковского «Перчатка»

1



11

Баллада В. А. Жуков­ского «Свет­лана»

1



12

А. С. Пушкин. Богатство те­матики и раз­нообразие жанров в твор­честве. Лири­ка. «Элегия», «К портрету Жуковского»

1



13

А.С.Пушкин Стихотворение «19 октября»

1



14

А.С.Пушкин. «Туча» , «Я помню чудное мгновенье…» .

1



15-16

Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: особенности жанра и ком­позиции

2



17

Роман А. С. Пушкина «Дубровский». История созда­ния романа, завязка. Дубровский –старший и Троекуров.

1



18

Изображение русского барства. Отец и сын.

1



19

Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Композиция.

1



20

История любви Владимира и Маши.

1



21

Судьба героев. Троекуров и Верейский. Маша и Владимир Дубровский.

1



22

Р.Р .Сочинение по роману «Дубровский»

1



23

М. Ю. Лермон­тов. Стихотво­рение «Смерть поэта» и его история. Жан­ры лирики.

1



24

М. Ю. Лермон­тов «Нет, я не Байрон...», новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия

1



25

Поэма М. Ю. Лермон­това «Мцыри». История создания. Сюжет, герои.

1



26

Основное идейное содержание поэмы М. Ю. Лер­монтова «Мцыри»

Тестирование по изученному материалу за I полугодие

1



27

Сочинение по поэме «Мцыри»

1



28

Н. В. Гоголь «Ревизор». Ис­тория создания комедии. Переполох в уездном городе. Анализ 1 действия.

1



29

Причины ошибки чиновников. Анализ 2 действия.

1



30

Особенности характера Хлестакова. Анализ 3 действия

1



31

Кульминация и развязка сценического действия Анализ 4 и 5 действий.

1



32

Уездный город ,его правители и обитатели.

1



33

Р.р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1



34

И.С.Тургенев

« Стихотворения в прозе».

1



35

И. С. Тургенев «Стихотворе­ние в прозе». Анализ произ­ведений

1



36

Н. А. Некра­сов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихо­творения «Размышления у парадного подъезда»

1



37-38

Творчество Н. С. Лескова. Сказ «Левша». Особенности жанра сказа

1



39

Характеристи­ка героев сказа «Левша»

1



40-41

М. Е. Салты­ков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов про­кормил»

2



42

М. Твен «Как я редактировал сельскохозяй­ственную газету»

1



43

А. П. Чехов. Ранние расска­зы. «Жалобная книга», «Хи­рургия»

1



Литература XX ве­ка (23 ч.)

44

Из истории пародии. А.А.Фет, Д.Д.Минаев

1



45

Жанры эпоса, лирики и дра­мы в произве­дениях XX ве­ка. Творчество В. Я. Брюсова «Труд», «Хва­ла Человеку»

1



46

Лирика К.Д.Бальмонта

1



47

Лирика И.Северянина

1



48

Два перевода стихотворения Р. Киплинга «Если», «Запо­ведь»

1



49

Из истории сонета

1



50

М. Горький

«Старый год»

1



51

М. Горький

«Старуха Изергиль»

1



52

Сюжет и ге­рои легенды о Данко в рас­сказе «Старуха Изергиль» М. Горького

1



53

В. В. Маяков­ский «Необы­чайное при­ключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1



54

Сатиричес­кие стихи В. В. Маяков­ского «Гимн обеду»

1



55

М А.. Булга­ков «Ревизор с вышиванием»

1



56

К. Г. Паустов­ский «Рожде­ние рассказа»

1



57-58

События и ге­рои Великой Отечественной войны. М. А. Шоло­хов «Они сра­жались за Роди­ну»

2



59

Лирика А.Т.Твардовского

1



60-61

В. Г. Распутин «Уроки французского»

2



62

Р.Р Сочинение по рассказу «Уроки французского»

1



63

Из истории эссе

1



64

Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади»

1



65

А. В. Вампилов «Несрав­ненный Нако­нечников». Особенности жанра «воде­виль»

1



66

Научно-фанта­стическая литература. Р. Шекли «За­пах мысли»

1



67

Детективная литература. А. Конан Дойл «Пляшущие человечки»

1



68

Подведём итоги.

Итоговая контрольная работа за курс 7класса

1










































Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library

  2. https://uchitelya.com/literatura/

  3. https://kopilkaurokov.ru/

  4. https://intolimp.org/publication/

  5. https://infourok.ru/

  6. http://literatura.narod.ru/kurdumova_7.html (Путеводитель по сайту)

  7. http://www.drevne.ru (Образовательный портал «Древнерусская литература»)

  8. http://www.gramma.ru , http://www.encyclopedia.ru (Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям)

  9. http://pedsovet.su/load/31 Презентации для проведения уроков литературы с ИД.

  10. http://interaktiveboard.ru/load/6 Материалы для проведения уроков с ИД. Русский язык и литература .

  11. http://festival.1september.ru/subjects/9/ Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» . Разработки уроков, внеклассных мероприятий по литературе.














































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоивановская основная общеобразовательная школа»







Фонд оценочных средств

по учебному предмету «Литература»

Класс: 7













Учитель: Козлова С.Н.
















с.Новоивановка

Паспорт

фонда оценочных средств



по учебному предмету «Литература»

Класс: 7


п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины*

Наименование

оценочного средства

Источники формирования

контрольно-оценочных средств

Введение. Роды и жанры литературы.

Входной тест за курс 6 класса

https://fs.znanio.ru/methodology/materials/c1/57/

Литература XIX века.


Сочинение по произведению «Дубровский»


https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/09/19/urok-razvitiya-rechi-podgotovka-k-sochineniyu-po-romanu-a-s

Сочинение по поэме «Мцыри»

https://heaclub.ru/sochinenie-po-poeme-mcyri-m-yu-lermontova-vstuplenie-argumenty-rassuzhdenie-pro-mechtu-geroya-harakteristika-obraza-vyvod

Сочинение по комедии «Ревизор»

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-razvitiyu-rechi-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniya-po-revizoru-4051170.html

Литература XX века

Сочинение по рассказу «Уроки французского»

https://infourok.ru/plan-sochineniya-po-povesti-v-rasputina-uroki-francuzskogo-3028123.html

Итоговый урок

Итоговая контрольная работа за курс 7класса

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/02/29/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-literature-dlya-7-klassa-umk

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!