Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоивановская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на Педагогическом совете Директор: ____________Е. А. Хабибулина
Протокол №1 Приказ № 5/1 от «31» «августа» 2021 года
«24» «августа» 2021 года
Рабочая программа
«Литература»
7 класс
Составитель: Козлова С.Н.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с. Новоивановка
2022 год
Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Литература»
составлена на основе:
1. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
2. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»
3. Примерных программ основного общего образования, одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
С учетом:
1Авторской программы по литературе к предметной линии учебников Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018).
Основной образовательной программы основного общего образования «МБОУ
Новоивановская ООШ», утвержденной 31.08.2021 г
3. Положения о рабочей программе учебных предметов «МБОУ Новоивановская ООШ».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Литературы»
Личностные результаты
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Пересказывать (устно) тексты статей, репортажей, фрагментов портретного очерка, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
Предметные результаты.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты
Ученик научится:
-понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
-осознавать эстетическую ценность русской литературы;
-оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
-умению контроля;
-принятию решений в проблемных ситуациях;
-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно).
Ученик получит возможность научиться:
-основам саморегуляции;
-осуществлению познавательной рефлексии.
Познавательные УУД
Ученик научится:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
-строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек,поисковых систем, медиаресурсов;
-записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
-находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
-строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
-организовывать деловое сотрудничество;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;
-оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
-вступать в диалог;
-в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Предметные результаты
Устное народное творчество
Ученик научится:
-осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
-выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского и других народов, формирования представлений о русском национальном характере;
-видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
Ученик получит возможность научиться:
-сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
-выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
-устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
-определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
-выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
-определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
Ученик получит возможность научиться:
-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
-дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
-сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
7 класс (68 часов)
Роды и жанры литературы
Богатство и разнообразие жанров
Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.
Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.
Т е о р и я. Роды и жанры литературы.
М е т о д и к а. Использование материалов, изученных в начальной школе и в 5—6 классах.
Античная литература
Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты).
Героический эпос древности». «Илиада» — поэма о Троянской войне. Ахилл — герой поэмы. «Одиссея» — рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея — одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа.
Т е о р и я. Героический эпос.
М е т о д и к а. Использование материалов, изученных на уроках истории.
Фольклор
Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.
Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.
Т е о р и я. Жанры современного фольклора.
«Б а р и н». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы».
М е т о д и к а. Ученики в роли «фофанцев». Их непосредственное участие в импровизации сцен пьесы.
Литература эпохи Возрождения
Великие имена эпохи и герои их произведений.
У. Шекспир. «Р о м е о и Д ж у л ь е т т а». С о н е т ы.
«Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.
Сонеты (Сонет 130 — «Ее глаза на небо не похожи...» и др.).
Т е о р и я. Трагедия. Сонет.
Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин. «С о н е т» («Суровый Дант не презирал сонета...»). И. Ф. Анненский. «П е р е б о й р и т м а»; К. Д. Бальмонт. «Х в а л а с о н е т у»; В. Я. Брюсов. «С о н е т к ф о р м е»; Н. С. Гумилев. «С о н е т»; Игорь Северянин. «Б у н и н» и др. (по выбору учителя).
М е т о д и к а. Обращаясь к истории сонета, учитель может использовать одно-два произведения. Остальные сонеты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе на лучшее исполнение сонета.
Литература XIX века
Популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.
Т е о р и я. Жанры эпоса, лирики, драмы.
Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.
Т е о р и я. Басня и притча.
М е т о д и к а. Возможен конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни.
Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.
В. А. Жуковский. «П е р ч а т к а», «С в е т л а н а». Баллады Жуковского. Трагические сюжеты. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. Взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.
Т е о р и я. Баллада
М е т о д и к а. Сюжеты баллад обычно интересуют читателя. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.
А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Ж у к о в с к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а...», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е б ы т ь м о ж е т...», «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19 о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.
Жанры прозы А. С. Пушкина.
«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести — Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?
«Д у б р о в с к и й». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.
Т е о р и я. Жанры лирики и эпоса.
Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.
М е т о д и к а. Сопоставление повести и романа.
М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»), «э п и г р а м м ы и м а д р и г а л ы», «э п и т а ф и я». Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.
«М ц ы р и». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме.
Т е о р и я. Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова.
М е т о д и к а. Целесообразно познакомить учеников со словарем рифм Лермонтова, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.
Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р». История создания комедии. Отражение России XIX в. в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).
Т е о р и я. Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.
М е т о д и к а. Традиционно в ходе изучения «Ревизора» — исполнение пьесы или ее отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядных материалов (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Все это помогает освоению специфики драматического произведения.
И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.
Т е о р и я. Стихотворение в прозе.
Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция Автора. Стиль, отвечающий теме.
Т е о р и я. Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Премудрый пискарь», «Карась — идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).
Т е о р и я. Гротеск. Сатира — форма комического в лирике и прозе.
Н. С. Лесков. «Л е в ш а». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.
Т е о р и я. Сказ как жанр эпоса.
А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы.
Т е о р и я. Юмореска.
Описания на страницах художественных произведений
Портрет героя в произведениях различных жанров
Искусство портрета в творчестве писателей XIX в. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.
Т е о р и я. Портрет.
Пейзаж в художественных произведениях различных жанров
Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и Автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и других произведениях.
Т е о р и я. Пейзаж.
М е т о д и к а. Обращая особое внимание на героя и сюжет, учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Специфика жанра помогает уловить особенности описаний художественных текстов.
Литература XX века
Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.
М е т о д и к а. Анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.
Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а ч е л о в е к у», «Т р у д»; И. А. Бунин. «И з г н а н и е», «У п т и ц ы е с т ь г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е л е й...», «И ю л ь — м а к у ш к а л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Г р о з а и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е л ю б л ю...»; М. Карим. «Е в р о п а — А з и я» и др.
Т е о р и я. Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.
М е т о д и к а. Возможна организация изучения поэтических произведений с учетом их тематики.
М. Горький. «П е с н я о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д». Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня — призыв. Смысл жизни героя. Прием контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» — утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки.
Т е о р и я. Разнообразие жанров в творчестве писателя.
В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у». «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского — мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.
Т е о р и я. Тонический стих Маяковского.
М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м» (новая постановка). Гоголь — любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.
Т е о р и я. Драматическая сценка.
М е т о д и к а. При знакомстве с произведением М. А. Булгакова ученики убеждаются, что каждый сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.
К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а».
Лирическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»). «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.
Т е о р и я. Замысел и его реализация в произведении искусства. Произведения эпоса: роман — повесть — рассказ.
Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.
Т е о р и я. Сюжет и аллегорические герои.
А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в». Решение проблемы выбора призвания в водевиле. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля.
Т е о р и я. Водевиль.
Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».
Т е о р и я. Эссе.
Великая Отечественная война в художественной литературе
Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема Великой Отечественной войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).
А. Н. Толстой. «Р у с с к и й х а р а к т е р». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.
М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.
Т е о р и я. Живой отклик искусства на события войны.
В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о». Трудные военные годы в жизни страны. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.
Т е о р и я. Живой отклик искусства на исторические события.
Фантастика и ее жанры
Фантастика и ее жанры в современной литературе.
Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой — Лерой Кливи и обитатели планеты З — М — 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.
Т е о р и я. Жанры научной фантастики.
Детективная литература и ее жанры
Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.
А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX вв. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия главного героя новелл Дойла.
Т е о р и я. Новелла.
Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.
Т е о р и я. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура.
Итоги
Мир литературы и богатство его жанров. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
М е т о д и к а. Обзор изученных в 5—7 классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатство форм ее отражения в искусстве.
Учебно-тематическое планирование по литературе 7класс
68 ч. (2 часа в неделю)
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Количество часов | Контрольные работы | Развитие речи |
1 | Введение. | 1 | 1 | |
2 | Фольклор. | 2 | | |
3 | Античная литература | 1 | | |
4 | Литература эпохи Возрождения | 3 | | |
5 | Литература XIX века. | 36 | 1 | 3 |
6 | Литература XX века. | 24 | 1 | 1 |
7 | Итоговые уроки | 1 | | |
| Итого: | 68 | 3 | 4 |
Календарно – тематическое планирование 7класс
№ урока | Тема урока | Кол-во час | Дата | Корректировка |
Введение (1 ч.) |
1 | Инструктаж по ТБ. Основные роды литературы: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров Входной тест за курс 6 класса | 1 | | |
Фольклор (2 ч.) | |
2 | Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической драмы «Барин» | 1 | | |
3 | Детский фольклор | 1 | | |
Античная литература (1 ч.) |
4 | Гомер «Илиада» | 1 | | |
Литература эпохи Возрождения (3 ч.) |
5-6 | В. Шекспир «Ромео и Джульетта» | 2 | | |
7 | Сонеты В.Шекспира. | 1 | | |
Литература 19 века ( 36 ч. ) | |
|
8 | Обзор жанров классической литературы XIX века. История басни | 1 | | |
9 | И. А. Крылов -великий баснописец | 1 | | |
10 | Из истории баллады. Баллада В. А. Жуковского «Перчатка» | 1 | | |
11 | Баллада В. А. Жуковского «Светлана» | 1 | | |
12 | А. С. Пушкин. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве. Лирика. «Элегия», «К портрету Жуковского» | 1 | | |
13 | А.С.Пушкин Стихотворение «19 октября» | 1 | | |
14 | А.С.Пушкин. «Туча» , «Я помню чудное мгновенье…» . | 1 | | |
15-16 | Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: особенности жанра и композиции | 2 | | |
17 | Роман А. С. Пушкина «Дубровский». История создания романа, завязка. Дубровский –старший и Троекуров. | 1 | | |
18 | Изображение русского барства. Отец и сын. | 1 | | |
19 | Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Композиция. | 1 | | |
20 | История любви Владимира и Маши. | 1 | | |
21 | Судьба героев. Троекуров и Верейский. Маша и Владимир Дубровский. | 1 | | |
22 | Р.Р .Сочинение по роману «Дубровский» | 1 | | |
23 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики. | 1 | | |
24 | М. Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон...», новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия | 1 | | |
25 | Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания. Сюжет, герои. | 1 | | |
26 | Основное идейное содержание поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тестирование по изученному материалу за I полугодие | 1 | | |
27 | Сочинение по поэме «Мцыри» | 1 | | |
28 | Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии. Переполох в уездном городе. Анализ 1 действия. | 1 | | |
29 | Причины ошибки чиновников. Анализ 2 действия. | 1 | | |
30 | Особенности характера Хлестакова. Анализ 3 действия | 1 | | |
31 | Кульминация и развязка сценического действия Анализ 4 и 5 действий. | 1 | | |
32 | Уездный город ,его правители и обитатели. | 1 | | |
33 | Р.р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | | |
34 | И.С.Тургенев « Стихотворения в прозе». | 1 | | |
35 | И. С. Тургенев «Стихотворение в прозе». Анализ произведений | 1 | | |
36 | Н. А. Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда» | 1 | | |
37-38 | Творчество Н. С. Лескова. Сказ «Левша». Особенности жанра сказа | 1 | | |
39 | Характеристика героев сказа «Левша» | 1 | | |
40-41 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 2 | | |
42 | М. Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» | 1 | | |
43 | А. П. Чехов. Ранние рассказы. «Жалобная книга», «Хирургия» | 1 | | |
Литература XX века (23 ч.) |
44 | Из истории пародии. А.А.Фет, Д.Д.Минаев | 1 | | |
45 | Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В. Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку» | 1 | | |
46 | Лирика К.Д.Бальмонта | 1 | | |
47 | Лирика И.Северянина | 1 | | |
48 | Два перевода стихотворения Р. Киплинга «Если», «Заповедь» | 1 | | |
49 | Из истории сонета | 1 | | |
50 | М. Горький «Старый год» | 1 | | |
51 | М. Горький «Старуха Изергиль» | 1 | | |
52 | Сюжет и герои легенды о Данко в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького | 1 | | |
53 | В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | | |
54 | Сатирические стихи В. В. Маяковского «Гимн обеду» | 1 | | |
55 | М А.. Булгаков «Ревизор с вышиванием» | 1 | | |
56 | К. Г. Паустовский «Рождение рассказа» | 1 | | |
57-58 | События и герои Великой Отечественной войны. М. А. Шолохов «Они сражались за Родину» | 2 | | |
59 | Лирика А.Т.Твардовского | 1 | | |
60-61 | В. Г. Распутин «Уроки французского» | 2 | | |
62 | Р.Р Сочинение по рассказу «Уроки французского» | 1 | | |
63 | Из истории эссе | 1 | | |
64 | Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади» | 1 | | |
65 | А. В. Вампилов «Несравненный Наконечников». Особенности жанра «водевиль» | 1 | | |
66 | Научно-фантастическая литература. Р. Шекли «Запах мысли» | 1 | | |
67 | Детективная литература. А. Конан Дойл «Пляшущие человечки» | 1 | | |
68 | Подведём итоги. Итоговая контрольная работа за курс 7класса | 1 | | |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library
https://uchitelya.com/literatura/
https://kopilkaurokov.ru/
https://intolimp.org/publication/
https://infourok.ru/
http://literatura.narod.ru/kurdumova_7.html (Путеводитель по сайту)
http://www.drevne.ru (Образовательный портал «Древнерусская литература»)
http://www.gramma.ru , http://www.encyclopedia.ru (Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям)
http://pedsovet.su/load/31 Презентации для проведения уроков литературы с ИД.
http://interaktiveboard.ru/load/6 Материалы для проведения уроков с ИД. Русский язык и литература .
http://festival.1september.ru/subjects/9/ Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» . Разработки уроков, внеклассных мероприятий по литературе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская основная общеобразовательная школа»
Фонд оценочных средств
по учебному предмету «Литература»
Класс: 7
Учитель: Козлова С.Н.
с.Новоивановка
Паспорт
фонда оценочных средств
по учебному предмету «Литература»
Класс: 7
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины* | Наименование оценочного средства | Источники формирования контрольно-оценочных средств |
| Введение. Роды и жанры литературы. | Входной тест за курс 6 класса | https://fs.znanio.ru/methodology/materials/c1/57/ |
| Литература XIX века. | Сочинение по произведению «Дубровский» | https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/09/19/urok-razvitiya-rechi-podgotovka-k-sochineniyu-po-romanu-a-s |
Сочинение по поэме «Мцыри» | https://heaclub.ru/sochinenie-po-poeme-mcyri-m-yu-lermontova-vstuplenie-argumenty-rassuzhdenie-pro-mechtu-geroya-harakteristika-obraza-vyvod |
Сочинение по комедии «Ревизор» | https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-razvitiyu-rechi-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniya-po-revizoru-4051170.html |
| Литература XX века | Сочинение по рассказу «Уроки французского» | https://infourok.ru/plan-sochineniya-po-povesti-v-rasputina-uroki-francuzskogo-3028123.html |
| Итоговый урок | Итоговая контрольная работа за курс 7класса | https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/02/29/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-literature-dlya-7-klassa-umk |