СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (7 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (7 класс)»

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ЛИТЕРАТУРА» В 7 КЛАССЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ФГОС ООО


I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


Личностные результаты: 

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

  1. в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведе­ний русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2. в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3. в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

* написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористи­ческие жанры фольклора

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления). Житие (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Русская летопись (развитие представ­лений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений). Повесть (развитие представ­лений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.

Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про­тивостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)

Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления). Ирония (развитие представлений)

Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)

Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

На дорогах войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.

«Тихая моя Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру­жеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, ге­рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ


1. А. С. Пушкин. отрывок из поэмы «Медный всадник» (от слов «Люблю тебя, Петра творенье...» до «Тревожить вечный сон Петра!»)  «Песнь о вещем Олеге» (учитель определяет границы отрывка или предлагает выучить текст полностью). отрывок из трагедии «Борис Годунов» (монолог Пимена от слов «Ещё одно, последнее сказанье...» до «А прочее погибло невозвратно»)

2. М. Ю. Лермонтов. отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (от слов «Над Москвой великой, златоглавою...» до «Для охотницкого бою, одиночного»), Молитва, «Когда волнуется желтеющая нива…», Ангел (по выбору учащихся).

3.  Н. В. Гоголь. отрывок из повести «Тарас Бульба» (глава IX, монолог Тараса Бульбы от слов «Хочется мне вам сказать, панове...» до «...чем дал Бог, что ни есть в тебе, а...», затем пропустить слова автора и завершить чтение фразой «Нет, так любить никто не может»

4. И. С. Тургенев. Русский язык.

5. Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору).

6. В. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

7. В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

8. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, догори Смоленщины…», Е. М. Винокуров. Москвичи).

9. С. А. Есенин. «Топи да болота…», Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…», Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина» (на выбор).

10. А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…».





III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Всего

Контрольные работы

1

Введение


Международный день распространения грамотности

1


2

Устное народное творчество

Уроки мужества.

6

Р.р. - 1

3

Из древнерусской литературы

Урок толерантности «Наш дом – Россия»

2

Р.р. -1

4

Из русской литературы XIX века

День народного единства

200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского

200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова

29

Р.р. – 4

К.р. - 3


5

Из русской литературы XX века

День неизвестного солдата.

День российской науки.

День космонавтики.

22

Р.р. – 1

К.р. - 1

8

Из зарубежной литературы

Международный день семьи


5


9

Комплексное повторение

День славянской письменности и культуры

2


Всего


70





IV. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

текущий, промежуточный (наблюдение активности учащихся на занятиях; анализ творческих и исследовательских работ; проверка рабочих тетрадей; cамоконтроль, контрольные работы) и итоговый (годовой) контроль по предмету.


Виды контроля:

- выразительное чтение наизусть стихотворения и отрывка из прозаического произведения;

- инсценирование текста;

- чтение по ролям;

- интерпретация текста,

- письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме;

- сочинения на литературные и публицистические темы;

- тестовые задания






















Приложение ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Введение (1 ч.)

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1


Устное народное творчество (6 ч)

1

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – ведьмы», «Петр и плотник».


3

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

1

4

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былинного стиха.

1

5

Вн/чт. Французский и карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев.

1

6

Пословицы и поговорки русского народа и народов мира.

1

7

Р.к. Пословицы народов Дальнего Востока.

Р/р. Домашнее сочинение по пословице.

1


Из древнерусской литературы (2 ч)


8

Древнерусская литература. "О пользе книг", «Поучение» Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

1

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Р/р. Домашнее сочинение «В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?».

1


Из русской литературы 18 века (2 ч)


10

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» (отрывок).

1

11

Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1


Из русской литературы 19 века (29 ч)



А.С.Пушкин (6 ч)


12

А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Полтава» (отрывок). Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл ХII.

1

13

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок).

1

14

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1

15

А.С. Пушкин.   «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Монолог Пимена.

Р/р. Домашнее сочинение «История России в произведениях А.С. Пушкина».

1

16

А. С. Пушкин.  «Повести Белкина»: «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

1

17

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1


М.Ю. Лермонтов (4 ч)


18

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

19

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в поэме.

1

20

Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Мастерство поэта в создании художественных образов в стихотворениях «Ангел» и «Молитва».

1

21

Контрольная работа № 1 по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1


Н.В. Гоголь (3 ч)


22

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.

1

23

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

1

24

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

Р/р. Домашнее сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1


И.С. Тургенев (2 ч)


25

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». Проблематика рассказа "Бирюк".

1

26

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра.

1


Н.А. Некрасов (3 ч)


27

Н.А. Некрасов Слово о поэте. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

1

28

Вн/чт. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом» и другие стихи Н.А. Некрасова о судьбе народа.

1

29

Контрольная работа № 2 по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова

1

30

Вн/чт. А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел.

1


М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч)


31

М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста».

1

32

Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Р/р. Домашнее сочинение «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина».

1


Л.Н. Толстой (3 ч)


33

Л.Н.Толстой. слово о поэте. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

34

Чувства, поступки и духовный мир главного героя повести Л.Н.Толстого «Детство».

1

35

Контрольная работа № 3 по творчеству А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого.

1


А.П. Чехов (4 ч)


36

А.П. Чехов. Слово о поэте. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Смысл названия рассказа.

1

37

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

1

38

Вн/чт. Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

39

Вн/чт. Смех и слёзы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

1

40

Р/р. Стихи русских поэтов XIX века В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина о родной природе. Обучение анализу лирического текста.

1


Из русской литературы ХХ века (22 ч)



И.А. Бунин (2 ч)


41

И. А. Бунин. Слово о писателе. Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в рассказе «Цифры».

1

42

Вн/чт. Нравственный и философский смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти». Мастерство Бунина-прозаика.

1


М. Горький (3 ч)


43

М. Горький. Слово о писателе. «Детство»

1

44

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Обучение анализу эпизода из повети Горького «Детство».

1

45

Вн/чт. Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

1


В.В. Маяковский (2 ч)


46

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маковским летом на даче».

1

47

Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маковского «Хорошее отношение к лошадям»

1

48

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности в рассказе «Кусака».

1


А.П. Платонов (3 ч)


49

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению.

1

50

Вн/чт. Труд как основа вечных нравственных ценностей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

1

51

Контрольное сочинение. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

1

52

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Способы создания поэтических образов в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…».

1


На дорогах войны (2 ч)


53

Вн/чт. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова и поэтов ЕАО.

1

54

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Ритмы и образы военной лирики.

1

55

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чём плачут лошади».

1


Е.И. Носов (2 ч)


56

Е.И. Носов. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Кукла».

1

57

Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

1

58

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе «Тихое утро»

1

59

Вн/чт. М.М.Зощенко. Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда»

1

60

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий). Единство человека и природы.

Р.к. Стихотворения поэтов ЕАО о природе.

1

61

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы лирики поэта.

1

62

Расул Гамзатов. Слово о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Р.к. Поэт-песенник ЕАО Роальд Васильев.

1

63

Контрольная работа № 4 по творчеству писателей XX века.

1


Из зарубежной литературы (5 ч)


64

Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность».

1

65

Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…»

1

66

Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

1

67

О. Генри. Слово о писателе. Сила любви и преданности в рассказе «Дары волхвов».

1

68

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение «Каникулы».

1

69

Обобщающий урок «По страницам прочитанных книг»

1

70

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

1







Приложение. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;

  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;

  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Отметка «5»

  • ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»

  • ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

  • работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»

  • работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!