Руководитель МО зам. директора по УВР Директор МКОУ «Тарумовская сош»
________________ ____Мещерякова Л.И._________________ Гайтемирова М.Н. _______________________________
протокол №__ от «__»2018__ приказ № __от «__» 2018__ приказ №____ от «___» 2018_________
Рабочая программа по литературе для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов Муниципального казенного образовательного учреждения «Тарумовская средняя общеобразовательная школа ». Программа создана на основе закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта основного общего образования; примерной Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2014г.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно- тематический план, содержание тем учебного курса; тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; критерии оценки; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведений зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Дата | № | Тема урока | Теория литературы | Развитие речи | Связь с другими искусствами | Домашнее задание |
| 1 | Введение Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. | литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса | | | Прочитать ст. уч. "Исторические песни". Сост. таблицу "Отличительные признаки песни " |
Из устного народного творчества |
| 2 | Исторические песни. Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне»: Связь с представлениями и исторической памятью. Исторические песни XVII века "Плач Ксении", «Возвращение Филарета»: отражение представлений народа в песне-плаче, средства выразительности в исторической песне. Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск»: нравственная проблематика в исторической песне. | песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач | различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен | прослушивание музыкальных записей песен | Прочитать статью "Исторические песни 17 в. Песня -плач", заполнить 2-ю часть таблицы. Прочитать ст. "Песни о Степане Разине", закон чить табл. Подготовить анализ песни по плану по вари антам. Подготовить выразит. чтение "Слово о погибели ...". Инд. зад. Сост. вопросы к статье о древнерусской литературе. |
Из древнерусской литературы |
| 3 | «Слово о погибели Русской земли».Тема добра и зла в произведениях русской литературы. «Житие Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе». Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость. «Житие Сергия Радонежского». Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы. | житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод. | различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. | работа с иллюстрациями | Прочитать "Житие Александра Невского". Сост. словарь слов, в которых содержится хар-ка враждебных сил. Прочитать "Житие Сергия", сост. цитатный план. Сост. вопросы к ст. "Из литературы 18 в". |
Из литературы XVIII века |
| 4 | Г.Р. ДЕРЖАВИН - поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Ода «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии. | традиции классицизма в лирическ ом тексте | выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний | Сопоставить "Памятник" Горация - Ломоносова | Чтение наизусть 1 Г.Р. Державин. «Памят ник». Инд. сообщ. Гораций - Ломоносов - Державин Сост. тезисный план ст. о биографии Карамзина |
| 5-6 | Н.М. КАРАМЗИН. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. | сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести. | различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. | Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин». | Прочитать "Б.Л.". Заполнить вторую часть таблицы цитатами. 1 вар. "Мотив денег в эпизодах, связанных с Эрастом" 2 вар. "Мотив белизны, чистоты, связанных с Лизой" Составить вопросы к статье "Поэты пушкинского круга" |
Из литературы XIX века |
| 7 | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм | Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 в., явлений общественной жизни, особенностей романтизма | романтизм | Живопись портрет Жуковского работы Ф.Т.Гильдебрандта | Составить вопросы к ст. о "В.А.Жуковском" Инд.зад. сообщ. о портрете Жуковского |
| 8 9 | В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ». К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия». Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). | баллада (развитие представлений) элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм. | составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. | работа с музыкальными произведениями. | Составить план статьи учебника, посвященной Рылееву. Подготовиться к литературному монтажу. Чтение наизусть 2 В.А. Жуковский «Сельское кладбище» (отр. ) Прочитать статью о Пушкине, составить вопросы. Инд.зад. худ. пересказ встречи Пушкина с Пущиным, пересказ ст. "После декабрьского восстания", Выразит. чт. стихотворений |
2 ЧЕТВЕРТЬ |
| 10 | А.С. ПУШКИН. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». | послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация | выразительное чтение, чтение наизусть | работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино. | Читать "Маленькие трагедии", подготовиться к самостоятельной работе. Чтение наизусть 3 А.С. Пушкин «И.И. Пущину» |
| 11 | «Маленькие трагедии» (обзор, содержание од ного произведения по выбору). Самостоятель ная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. | Трагедия, особенности маленьких трагедий | самостоятельный анализ произведе ния | | Прочитать роман "Капитанская дочка" Подготовить рассказ о творческой истории произведения |
| 12-14 | Роман «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история. Тема семейной чести в романе. Порядки Белгородской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой" . Темы человека и истории. народа и власти, внутренней свободы. | исторический роман. | составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение | | Домашнее сочинение на одну из тем Подготовить выставку рисунков к поэме лермонтова "Мцыри" |
| 15 16 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Кавказ в жизни и твор- честве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готов ность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы. Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). | сюжет и фабула в поэме; лироэпиче ская поэма; роль вступления, лирического монолога; ром. движение; по этический синтаксис; ром.традиции | различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение. | работа с иллюстрациями контрольное тестирование 1 | Чтение наизусть 4 Главы из поэмы "Мцыри". Инд. зад. сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии. Инд. сообщение о Гоголе по учебнику. |
| 17-18 | Н.В. ГОГОЛЬ. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, знакомство с афишей комедии. "Сборный город всей темной стороны" русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Хлестаков и городничий. Хлестаков - вельможа. Хлестаков-ревизор. Художественная идея. Речи как создания образов. Подготовка к домашнему сочинению. | драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ. | различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения. | работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы. | Прочитать 1 действие комедии, заполнить наиболее показательными цитатами вторую часть таблицы. Прочитать 2 действие. Составить цитатный план рассказа о Хлестакове и рассказ о герое. Прочитать 3-5 действия Прочитать статью" В мире гоголевской комедии", сост. расссказ о героях с опорой на нее. Инд. сообщ. о Тургеневе. |
3 ЧЕТВЕРТЬ |
| 19-20 | И.С. ТУРГЕНЕВ. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини. | лирич. повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести | различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. | подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. | Прочит. повесть "Ася", выраз. чт. 3 гл. и фрагментов 2 и 4 гл. о Гагине. Сост. цит. план. Озаглавить части повести, заполнив таблицу. Подг. хар-ку образа Аси. Соч. "Мотив России в повести" или анализ эпизодов "Образ героини", "Образ природы", "Мотив рока в повести" |
| 21 | Н.А. НЕКРАСОВ. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. | фольклор. приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выраз.сред-ва худ. речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глаг. форм | выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. | использование музыкальных записей | Инд. сообщ. о Некрасове. Сост. тезисный план по ст. уч. Чтение наизусть 5 стиховторения Некрасова "Внимая ужасам войны" |
| 22 | А.А. ФЕТ. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. | | выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос. | Чтение наизусть 6 А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...» | Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века». |
| 23 | А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. | драма | чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. | прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков | Прочитать сказку, ответить на вопросы с.333 № 1, 2 Составить план по вопросам с.333 № 3 Письм. ответ на вопрос с. 334 № 1 |
| 24 | Л. Н. ТОЛСТОЙ. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа. | различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение. | работа с иллюстрациями; рисунки учащихся. | Ответ. на вопросы с. 336 Чит. «Отрочество» главы. Вопросы и задания с. 350 Чит. «После бала». Вопросы для анализа 1 части с. 362 № 1-8. Анализ 2 части, вопросы. с. 363 № 9-13 |
| 25 | Из литературы XX века. М. ГОРЬКИЙ. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе». Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. | традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ. | различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения. | работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького. | Сост. план статьи о Горьком. Пересказ легенды о Лойко и Радде. Повторить особенности романтизма. Выписать цитаты - размышления Макара о труде, смысле жизни, вере. Заполнить таблицу. Подготовить сообщение о музеях Маяковского в Багдади и в Москве |
| 26 | В. В. МАЯКОВСКИЙ. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». | неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. | выразительное чтение, чтение наизусть. | Чтение наизусть 7 В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору. | Выучить наизусть стих. «Хорошее отношение к лошадям». Подготовить рассказ о Тэффи по статье учебника. |
| 27 | О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. | литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях). | различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа. | | Прочитать рассказ «Свои и чужие». Повторить определения видов комического. Составить план статьи о Зощенко. Выписать афоризмы на тему «Смех». Прочитать «Обезьяний язык». Зад. № 2 с. 56-57 Подготовить сообщение о Заболоцком. |
| 28 | Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов. | | выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос «Что есть красота?». | Чтение наизусть 8 | Повторить тему «Поэзия 19-20 век о родной природе». Выучить наизусть стихотворение «Я не ищу гармонии». Сообщение об Астафьеве по статье учебника. |
| 29 | В.П. АСТАФЬЕВ. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. | | различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа. | | Читать «Фотография…». Вопросы с. 101 № 1, 2 Вопросы с. 101 № 3-10 Подготовить сообщение о Твардовском. Выразительное чтение «Мост» |
| 30 | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. | дорога и путешествие в эпосе Твардовского. | различные виды чтения, цитатный план. | Чтение наизусть 9 | Составить характеристику главы поэмы «Две кузницы». Вопросы с. 127, № 1-6 Подготовить сообщение о В. Распутине, ответить на вопросы № 1-3 с. 133 |
| 31 | В.Г. РАСПУТИН. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. | развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. | составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту. | повесть В. Распутина и кинофильм. | Прочитать повесть «Уроки французского», Подобрать цитаты для заглавий частей рассказа. Выполнить задание №4 |
| 32 | Сочинение на тему «Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского» | | | | Индивидуальное задание – сообщение об эпохе Возрождения. Читать статью о Шекспире |
Из зарубежной литературы |
| 33 | У. ШЕКСПИР. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. | трагедия (основные признаки жанра). | история театра. | | Прочитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Инд. сообщ. о прототипах Ромео и Джульетты. Подготовить письменное сообщение на одну из тем с. 298 |
| 34 | М. СЕРВАНТЕС. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | роман, романный герой. | дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся. | | Составить план статьи о Сервантесе. Читать «Дон Кихот» |