СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Примерной рабочей программы по литературе (базовый уровень) предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2021)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 9 класс»

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений, Литература 5-11 классы под редакцией В.Я Коровиной (базовый уровень), М. Просвещение, 2020 г., учебника «Литература. 9 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, под редакцией В.Я. Коровиной, – М.: Просвещение 2020г.


Цель изучения предмета:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Задачи:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В учебном плане МБОУ «Тат-Пишленская СОШ» на изучение литературы в 9 классе отведено 102 часа (3часа в неделю).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Литература 9 класс:

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к  членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и выражение своего отношения к  ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классных и домашних творческих работ; рефератов на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


  1. Содержание учебного предмета


Введение

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Литература как искусство слова (углубление представлений).


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.  Р.  Державина.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сентиментализм (начальные представления).


ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к  слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»  — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана  — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в  пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие 35 любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «К  Чаадаеву», «К  морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я  вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я  памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин»  — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна  — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика  — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика  — А. А. Григорьев; «почвенники»  — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени»  — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин  — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г.  Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г.  Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И  скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», 36 «Я  жить хочу! хочу печали…», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи  — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и  поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков  — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора  — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о  литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя»  — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в  русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX  века.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя. Из русской поэзии XX века (обзор) Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уже вечер...», «He жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А  вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Штрихи к портретам XX века Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Седьмая книга», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я  не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О  красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость  — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Гротеск как приём.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.  Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я  убит подо Ржевом». Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Притча (углубление понятия).

ПЕСНИ И  РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ (обзор) А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встре тил вас  — и всё былое...»); А. К.  Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я  тебе ничего не скажу...»; А. А.  Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Античная лирика Гораций. Слово о поэте. «Я  воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах  — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к 39 радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком).

Вильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й  акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет»  — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как «вечный образ» мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У  городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст»  — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах»  — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии  — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как «вечный образ» мировой литературы. Гёте и русская литература.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Трагедия, драматическая поэма (углубление понятия), «вечный образ». Особенности жанра трагедии: сочетание реальности и условности, элементов фантастичности. Фауст как «вечный образ».




3. Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе


Наименование разделов


Всего

часов

Из них на изучение теории

Уроки контроля

Уроки

развития речи

Уроки внеклассного чтения

1

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

1




2

Из древнерусской литературы.

3

3




3

Из литературы XVIII века.

9


7


1

1

4

Из литературы XIX века.


56

41

4

7

4

6

Из литературы XX века.


28

21

3

3

1

8

Из зарубежной литературы.

5

5






ИТОГО

102

79


7

11

6



Форма контроля: тестирование

.

3.1 Календарно-тематическое планирование уроков литературы 9класс (102ч. , 3ч. в неделю)


Наименование разделов и тем уроков

Кол-во час

Дата проведения

план

факт

Введение. 1ч.

Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Углубление представлений о литературе как искусстве слова

1

1.09



Древнерусская литература.


3часа



Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении. Переводы «Слова о полку Игореве». 

1

5


Центральные образы «Слова о полку Игореве...». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения.

1

6


Образ автора и поэтика «Слова о полку Игореве...». Образ автора. Авторская позиция в «Слове о полку Игореве». Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения

1

8



Русская литература 18 века.


9часов



Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Законы классицизма в изобразительном искусстве.

1

12


М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Жизнь и творчество М.  В. Ломоносова. М. В. Ломоносов  — учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление...».

1

13


М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Ода как жанр лирической поэзии. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В.  Ломоносова

1

15


Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Идеи просвещения и гуманизма в его лирике. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. Ода в актёрском исполнении. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

1

19


Г. Р. Державин. «Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. Мысль о бессмертии поэта. Оценка собственного поэтического новаторства. «Забавный русский слог» Державина и его особенности.

1

20


Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

1

22


Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы. Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к  внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

1

26


Вн.чт. 1 Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя. «Осень» как произведение сентиментализма.

1

27


РР-1 Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе XVIII века. Письменный ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература XVIII века?» (на примере 2—3 произведений).

1

29



Из русской литературы XIX века.


56часов



Вн.чт -2 Русская поэзия первой половины XIX века. Основные черты русской литературы XIX века. Общая характеристика русской поэзии XIX  века. Русская поэзия начала XIX  века: творчество К. Н. Батюшкова, В. К. Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева, А. А. Дельвига, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского.

1

3.10


В. А. Жуковский  — поэт-романтик. Слово о поэте. Основные этапы его творчества. «Море»: романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Понятие об элегии. Черты элегии в стихотворении.

1

4


Вн.чт –3 В. А. Жуковский. «Невыразимое» . Отношение поэта-романтика к слову. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта.

1

6


В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады. Развитие представлений о балладе. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. «Светлана» как пример преображения традиционной фантастической баллады.

1

10


В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана  — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

1

11



А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор). Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера Грибоедова. Его связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы.

1

13



А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Обзор содержания комедии. Фрагменты комедии в актёрском исполнении. Смысл названия комедии и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта в пьесе.

1

17


А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: фамусовская Москва. Образ фамусовской Москвы. Анализ ключевых монологов Фамусова. Фрагменты комедии в актёрском исполнении. Система образов комедии. Скалозуб и Молчалин. Образ Софьи. Гости Фамусова.

1

18


А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Фрагменты комедии в  актёрском исполнении. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная фун кция внесценических персонажей.

1

20


А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. Черты классицизма и реализма в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Образность и афористичность языка комедии. Необычность развязки, смысл финала комедии. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении.

1

24


А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. Критика о пьесе Грибоедова. И. А.  Гончаров. «Мильон терзаний».

1

25 октябрь


Р.Р -2 А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Контрольный письменный ответ на один из проблемных вопросов или анализ одного из эпизодов комедии «Горе от ума».

1

7.11


Контрольная работа - 1. Письменные ответы на вопросы и тестирование по произведениям, включённым в Кодификатор элементов содержания по литературе для составления КИМ ОГЭ для выпускников 9  класса и КИМ ЕГЭ для выпускников 11 класса: Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов.

1

8.11


А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика (стихотворения по выбору учителя). Многообразие тем, жанров, мотивов лирики (с повторением ранее изученного): тема человека и природы, тема любви и дружбы, тема свободы, историческая тема. Проблемы пушкинской прозы. Хронология жизни и творчества поэта. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Верность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта.

1

10


А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К  Чаадаеву», «К  морю», «Анчар». Пушкин и декабристы. «К  Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Стихотворение в  актёрском исполнении. «К  морю». «Анчар». Тема свободы и власти. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

1

14


А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские параллели в интерпретации темы творчества.

1

15


А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я  вас любил; любовь ещё, быть может...». Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые. А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я  вас любил; любовь ещё, быть может...». Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые.

1

17


А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам...» и другие стихотворения. Две болдинские осени в творчестве поэта. Душевное смятение и угнетённое внутреннее состояние лирического «я» стихотворения «Бесы». Его отражение в картинах природы. Стихотворение в актёрском исполнении. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

1

21


А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Самооценка творчества в стихотворении. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. «Вечность» темы памятника в русской и мировой поэзии

1

22


РР- 3 Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А. С. Пушкина. Создание текста на литературном материале с использованием своего жизненного и читательского опыта.

1

24


Вн.чт.4 А. С. Пушкин. «Цыганы» . «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

1

28


А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы. Два типа мировосприятия, олицетворённые в персонажах трагедии. Трагедия в актёрском исполнении. Отражение нравственных позиций героев в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства»

1

29


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. Творческая история романа. Начальные представления о жанре романа в стихах. Онегинская строфа. Фрагменты романа в стихах в актёрском исполнении. Обзор содержания романа. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

1

1.12


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути героев.

1

5


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина  — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

.6


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

.8


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж.

1

12


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Развитие понятия о реализме литературы. Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа.

1

.13



РР-4 А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, С. М. Бонди, Ю. М. Лотман; философская критика начала XX века; писательские оценки. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского.

1

15


РР -5 А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. Классное контрольное сочинение в формате ОГЭ.

1

19.12


М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Страницы биографии и творчества М. Ю. Лермонтова. Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи  — значенье…». Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И  скучно и грустно».

1

20


Контрольная работа за II  четверть - 2 Письменные ответы на вопросы и тестирование по произведениям, включённым в Кодификатор элементов содержания для составления КИМ ОГЭ и КИМ ЕГЭ для выпускников 9 и 11 классов: лирика Пушкина и Лермонтова; роман в стихах «Евгений Онегин».

1

22.12


46

Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним.

1

2полугодие


47

М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия Лермонтова в критике В. Г. Белинского.

1



48

РР -6 М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта. Обучение созданию текста на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

1



49

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я  жить хочу! хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

1



50

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. «Герой нашего времени»  — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания романа. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции.

1

.


51

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. Загадки образа Печорина: взгляд со стороны. Смысл смены рассказчиков. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

1



52

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Характер Печорина в его собственных оценках. Печорин как источник страданий других людей.

1




53

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение новеллы. Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина в новелле и в романе.

1



54


М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич).

1

.


55

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе женских образов романа (Печорин и Бэла, Печорин и «ундина», Печорин и Мери, Печорин и Вера).

1



56

РР-7 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки. Споры о романтизме и реализме романа. Роман в оценке критики.

1



57

Контрольная работа -3 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

1



58

Вн.чт-5 Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Универсально-философский характер поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте. Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический.

1



59

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Хронология жизни и творчества  Н.  В.  Гоголя. Проблематика и поэтика первых сборников: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Первоначальный замысел Гоголя и идея «Мёртвых душ». Смысл названия поэмы и причины её незавершённости. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием.

1



60

Образы помещиков. Фрагмент поэмы в актёрском исполнении. Обличительный пафос автора. Понятие о литературном типе.

1



61

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города. Образ города в поэме. Сатира на чиновничество.

1



62

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова. Чичиков  — «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой. Эволюция образов Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Понятие о герое и антигерое. Образ дороги в поэме.

1



63

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме. «Мёртвые души»  — поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме. Эволюция образа автора  — от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления.

1



64

РР – 8 Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра. Развитие понятия о видах комического: юморе, иронии, сатире, сарказме. Жанровое своеобразие поэмы. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В. Г. Белинского. Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского.

1



65

Контрольная работа 4. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Письменный ответ на один из проблемных вопросов

1



66

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Черты его внутреннего мира.

1

.


67

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки. Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора. Развитие понятия о повести и психологизме литературы.

1



68

А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX  века и чеховское отношение к нему. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Боль и негодование автора.

1



69

А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе. Роль образа города в рассказе. Рассказ в актёрском исполнении. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

1




Русская литература XX  века


28часов



70

Русская литература XX  века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Темные аллеи»: проблематика и образы. Обзор основных тенденций развития русской литературы в XX веке. Слово о писателе. Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Рассказ в актёрском исполнении.

1



71

РР-9 И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. Лиризм повествования. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Роль художественной детали в характеристике героев. Развитие представлений о психологизме литературы.

1



72

Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...». Поэзия Серебряного века. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Стихотворный цикл «Заклятие огнём и мраком». Своеобразие лирических интонаций Блока.

1



73

А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить...», стихотворения из цикла «Родина». Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образ родины в поэзии А. А. Блока. Образы и ритмы поэта.

1



74

С. А. Есенин. Тема России  — главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...». Слово о поэте. Чувство пронзительной любви к родине, её неброской красоте. Сквозные образы в лирике поэта.

1



75

С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая...» «Не жалею, не зову, не плачу...». Народно-песенная основа лирики поэта. «Отговорила роща золотая…». Стихотворения, песни и романсы на стихи поэта в актёрском исполнении. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений. «Не жалею, не зову, не плачу…».

1



76

С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине»: драматизм любовного чувства. Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа. «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»: исповедальность и искренность стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворении.

1



77

В. В. Маяковский. «А  вы могли бы?». Слово о поэте. Маяковский о труде поэта. Новаторство Маяковского поэта.

1



78

В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Одиночество человека в мире обыденности и равнодушия. Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Углубление представлений о силлабо-тонической и тонической системах стихосложения.

1



79-80

Контрольная работа за III четверть 5—6. Письменные ответы на вопросы и тестирование по произведениям, включённым в Кодификатор элементов содержания по литературе для составления КИМ ОГЭ для выпускников 9  класса: М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский.

2



81

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы. Слово о писателе. История создания и судьба повести. Социальнофилософская сатира на современное общество. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость  — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Смысл названия повести.

1



82

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести. Гуманистическая позиция автора. Поэтика Булгакова-сатирика. Развитие понятий о художественной условности, фантастике, сатире. Приём гротеска в повести.

1



83

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Бабушке», «Идёшь, на меня похожий...», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Откуда такая нежность?..». Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. Углубление представлений о видах рифм.

1



84

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». Образы родины и Москвы в лирике М. И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Углубление представлений о способах рифмовки.

1



85

А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «ANNO DOMINI». Слово о поэте. Стихотворения А. А. Ахматовой о Родине и о любви. Трагические интонации в любовной лирике.

1



86

А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы «Реквием». Стихи о поэте и поэзии. Трагические, благоговейно-трепетные, мужественные интонации и их причины. Стихотворения в актёрском исполнении. Особенности поэтики ахматовских стихотворений и поэм.

1



87

Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я  не ищу гармонии в природе...». Слово о поэте. Тема гармонии с природой, её красоты и бессмертия. «Я  не ищу гармонии в природе».

1



88

РР-10 М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы. Слово о писателе. Судьба человека и судьба Родины. Фрагмент рассказа в актёрском исполнении. Образ главного героя  — простого человека, воина и труженика. Тема воинского подвига, непобедимости человека.


1



89

М. А.  Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа. Широта типизации, особенности жанра. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. Углубление понятия о реалистической типизации.

1



90

Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу». Слово о поэте. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и  любви.

1



91

Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Во всём мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии.

1



92

А. Т. Твардовский. Стихи о Родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О  сущем» и другие стихотворения. Слово о поэте. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений.

1



93

А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...». Образ воина в стихотворении «Я  убит подо Ржевом…». Особенности восприятия мира лирическим героем. Проблемы и интонации стихов о войне.

1



94

А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика. Слово о писателе. Картины послевоенной деревни и их авторская оценка. Образ рассказчика.

1



95

РР -11 А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи). Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа рассказа-притчи. Углубление понятия о жанре притчи.

1



96

Вн.чт -6 Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Основные темы и мотивы русского романса.

1



97

Итоговая контрольная работа - 7. Тест.

1




Из зарубежной литературы


5часов



98

В. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен). Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагедия как драматический жанр.

1

.


99

В. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии, (обзор с чтением отдельных сцен). Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

1



100

И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен). Слово о поэте. Гёте и русская литература. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» как философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. «Пролог на небесах»  — ключ к основной идее трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Смысл сопоставления Фауста и  Вагнера, творчества и схоластической рутины.

1



101

И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). Трагизм любви Фауста и Гретхен. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. Итоговый смысл трагедии. Особенности жанра трагедии: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Углубление понятия о драматической поэме.

1



102

Итоги года и задания для летнего чтения Выявление уровня литературного развития выпускников основной школы. Итоги года и задания для летнего чтения.

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!