СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе с региональным компонентом для Московской области

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с использование регионального компонентна для МО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе с региональным компонентом для Московской области»

Приложение

к ООП ООО

МБОУ СОШ №1

на 2014-2019гг.









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №1

Коломенского г.о. Московской области



ПРИНЯТО

школьным методическим советом

протокол №1 от 30.08.2018г.

зам. директора по УВР

______________ С.Н. Шальнева


УТВЕРЖДЕНО

Приказ от 30.08.2018г

№100-ОД

директор МБОУ СОШ №1

______________Л.А.Зайченко





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе


на 2018-2019 учебный год


Уровень образования, класс: основное общее образование, 8 а класс.


Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа.


Учитель: Пашина Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая категория.




Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе (Москва: «Просвещение», 2014. Стандарты второго поколения); программы общеобразовательных учреждений «Литература» для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В. Я. Коровиной. – Москва: «Просвещение», 2011).

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, предусмотренных учебным планом МБОУ СОШ №1. Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной общей образовательной программы МБОУ СОШ № 1 с учетом программ, включенных в ее структуру. Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам предмета и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом предметных, метапредметных и личностных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Рабочая программа по литературе в 8 А классе реализуется на предпрофильном уровне, имеющем краеведческое направление.

На основании пункта 17 приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» организация образовательной деятельности по основным образовательным программам основного общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы основного общего образования.

Профилизация (или углубление) может быть реализовано на любом уровне образования за счет компонента учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и дифференциации образовательных программ и подкрепляться направлениями внеурочной деятельности.

Функционирование русского языка имеет свои территориальные особенности в разных регионах России. Специфика Московской области как лингвистического объекта состоит в том, что она представляет собой один из наиболее полиэтнических регионов.

Исторически сложилось так, что в МО тесно соседствуют носители разных языков, обрядов, обычаев, представители разных религий. Языковые и культурные традиции наиболее прочно сохраняются в местах компактного проживания национальных групп. Возрождение русских традиций, а также миграционные процессы последнего времени усилили мозаичность населения области, что, несомненно, находит отражение и в функционировании языка.

Изучение литературы на региональной основе предполагает последовательное и систематическое включение в общеобразовательную программу местного литературного материала. Объектом литературоведческого краеведения могут быть местные говоры, книги писателей-земляков, которые раскрывают красоту окружающей природы. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы - слово. Обращение к краеведению на уроках литературы обусловлено несколькими причинами:

-формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе);

-роль областничества в литературе (обращение писателей-областников к темам, ограниченным территориально, специфичность территорий: особые условия жизни, огромные пространства, своеобразные традиции).

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности.

Введение краеведческого компонента ставит целью:

-обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Московской области и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям русской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей МО, развитие читательской культуры.

Выполнению целей будет способствовать реализация следующих задач:

- познакомить учащихся с биографиями авторов используемых произведений;

- ввести учащихся в мир художественных образов, картин, меткого языка литературы МО;

- развивать образное мышление, устную и письменную речь;

- научить выделять специфику фольклора;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Изучение литературы Московской области интересно и плодотворно. Подмосковье –это родина многих известных писателей и поэтов. Здесь были и оставили свой след А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, А. С. Грибоедов , И. А. Крылов , А. Н. Островский, А. И. Герцен , А. И. Толстой, А. П. Чехов, А. М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, М Пришвин, А.Гайдар, К. Чуковский, И.И. Лажечников, Б. Пильняк и др. Наша земля богата своими литературными традициями. Способом реализации поставленной цели и задач являются использование на уроках литературы материалов, связанных с жизнью и творчеством классиков, отрывков из книг и произведений писателей и поэтов Москвы и МО.
Содержание направления обусловлено нацеленностью на достижение метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической языковедческой, культуроведческой компетентности.

Настоящая рабочая программа раскрывает содержание обучения по литературе в 8 а классе. Она рассчитана на 70 учебных часов (недельная нагрузка составляет 2 учебных часа). Данная рабочая программа составлена для изучения литературы по учебнику:


Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.

Журавлев, В.И. Коровин - М.: Просвещение, 2017.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.



ЛИЧНОСТНЫЕ


у учащихся будут сформированы:


    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;


  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;


  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;


    • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.


Могут быть сформированы:


  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:


  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);


  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;


  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;


  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;


  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; - выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;


Учащиеся могут научиться:


  • сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);


  • рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;


Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература


Учащиеся научатся:


  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;


    • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;


  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;


    • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;


  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;


  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;


  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.


Учащиеся могут научиться:


    • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;


    • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;


    • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;


  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;


    • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;


  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;


  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Регулятивные:


Учащиеся научатся:


  • Удерживать цель деятельности до получения еѐ результата.


    • Анализу достижения цели.


Учащиеся могут научиться:


  • Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.


Познавательные:


Учащиеся научатся:


    • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;


  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;


    • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;


  • осуществлять синтез как составление целого из его частей;


  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;


  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).


Учащиеся могут научиться:


- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - первоначальному умению смыслового восприятия текста;


  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Коммуникативные:


Учащиеся научатся:


  • Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для еѐ решения.


  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.


Учащиеся могут научиться:


  • Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.


    • Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы


Содержание учебного предмета


ВВЕДЕНИЕ


Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


  • мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тѐмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тѐмная...», «Вдоль по улице метелица метѐт...», «Пугачѐв в темнице», «Пугачѐв казнѐн».


Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.


Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.


Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачѐве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.


Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.


«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.






5

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как древнерусской литературы (начальные представления)


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА


Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Сотая и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.


Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА


Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.


«Обоз». Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянность, безответственности, зазнайства.


Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).


Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.


«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.


Теория литературы . Дума (начальное представление).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. .


«Туча». Разноплановость содержания стихотворения зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.


К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.


«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.


«История Пугачѐва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачѐва») и поправка Николая I («История пугачѐвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачѐвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачѐв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачѐв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.


Роман «Капитанская дочка». Пѐтр Гринѐв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина.






6

Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачѐва».


Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.


Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.


Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.


«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всѐ дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.


Теория литературы. Комедия (развитие представлений), и юмор (развитие представлений).


Ремарки как форма гния авторской поэзии (начальные представления).


«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-поэтическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.


Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).


Николай Семѐнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.


«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.


Теория литературы. Рассказ (развитие представления). Художественная деталь (развитие представлений).


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.






7

«После бала». Идея разделѐнности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.


Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.


Поэзия родной природы в русской литературе XIX века А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А. Фет. «Первый ландыш»', А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.


«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.


Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.


«Кавказ». Повествование о любви в различных еѐ состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.


Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.


«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.


Самоотверженность и находчивость главной героини.


Теория литературы. Сюжет и фабула.


Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.


«Россия». Историческая тема в стихотворении, еѐ современное звучание и смысл.


Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.


«Пугачѐв»(отрывки). Поэма на историческую тему. Характер Пугачѐва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.


Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).


Иван Сергеевич Шмелѐв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).


«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).


Писатели улыбаются


Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. г и способы создания сатирического повествования, иронического повествования о прошлом.


М.Зощенко. «История болезни», Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.


Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.


«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.




8

«Василий Тѐркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Тѐркина — сочетание крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной- страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь юра и литературы. Композиция поэмы. Восприятие читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.


Теория литературы . Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1945 -1945 годов (обзор) Традиции в изображении боевых подвигов народа и во- будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину:


М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», JI. Ошанин. «Дороги» Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер, отражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.


«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.


Теория литературы. Герой-повествователь (развитие явлений).


Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский.


«Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.


Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».


Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без


России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин.


«У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях, поэтов Русского зарубежья о


Родине.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.


Теория литературы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения.


Сонеты «Еѐ глаза на звѐзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).


Теория литературы . Сонет как форма лирической поэзии.


Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением, отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.


Теория литературы . Классицизм. Комедия (развитие понятий).


Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.





9

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображѐнная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.


Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).



Тематическое планирование



Наименование раздела, тем

Количество

Контрольные работы

Развитие


часов


речи





Введение.

2

1


Устное народное творчество.

2



Из древнерусской литературы.

2



Из русской литературы XVIII

1



века.




Из русской литературы XIX века.

34

2

5

Из русской литературы XX века.

18


3

Из зарубежной литературы.

11

1


Итого:

70

4

8

















































10

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 а классе на 2018-2019 учебный год


Тема урока

Количес

Дата

Дата

п.


тво

план

факт

п


часов



1

Русская литература и история.

1



2

Устное народное творчество. Устное народное творчество Подмосковья.

1



3

Русские народные песни

1




(хороводные и лирические, исторические песни). Частушки. . .




4

Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Входная диагностика.

1




Тест




5

Из древнерусской литературы. Повесть о житии и о храбрости

1




благородного и великого князя Александра Невского». Защита





русских земель от нашествий и набегов врагов. Древнерусская литература МО.




6

«Шемякин суд». Изображение действительных и

1




вымышленных событий. Сатира на судебные порядки.




7

Из русской литературы 18 века. Д.И.Фонвизин. Слово о

1




писателе. «Недоросль». Проблема воспитания истинного





гражданина. Писатели 18 века Подмосковья.




8

Из русской литературы 19 века. И.А.Крылов. Поэт и мудрец.

1




«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в





стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812





года.




9

К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака». Историческая тема думы.

1



10

А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта» (отрывки).

1



11

А. С. Пушкин – историк. Повесть «Капитанская дочка».

1




Истоки формирования личности Гринева (анализ 1 - 2 глав).Улица Пушкина в старой Коломне.




12

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в

1




повести.




13

Пугачев и народ в повести. Анализ 6, 7 глав.

1



14

Средства характеристики героев на примере 8 – 12 гл. ТУЗ

1



15

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1




Повторение и обобщение изученного по повести А.С.Пушкина





«Капитанская дочка»,




16

Итоговая контрольная работа за 1 триместр.

1



17

Анализ итоговой контрольной работы. А.С.Пушкин. «19

1




октября», «Туча», «К***». Основные мотивы в лирике. Музей-заповедник Пушкина в Подмосковье.




18

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Комментированное чтение 1, 2

1




глав.




19

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его

1




создания. Тест




20

Р Р Обучение выразительному чтению. Усадьба Середниково М.Ю. Лермонтова в Подмосковье.




21

Н. В. Гоголь. История создания комедии «Ревизор».

1




Разоблачение пороков чиновничества в комедии. Приемы





сатирического изображения. Анализ 1 действия. Гоголевские места в Подмосковье.




22

Разоблачение пороков чиновничества в комедии. Приемы

1




сатирического изображения. Анализ 2 действия.




23

Разоблачение пороков чиновничества в комедии. Приемы

1




сатирического изображения. Анализ 2 действия.








11

24

Разоблачение пороков чиновничества в комедии. Приемы

1




сатирического изображения. Анализ 2 действия.




25

Хлестаков и хлестаковщина. Анализ 5 действия. Усадьба Муранова.

1



26

Особенности композиционной структуры комедии «Ревизор».

1




ТУЗ





27

Р Р Подготовка к сочинению по комедии Н. В. Гоголя

1




«Ревизор».





28

Р Р Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

1



29

Р Р Анализ сочинений, работа над ошибками. «Шинель».

1




Образ «маленького» человека в литературе. Гоголь в Абрамциве.




30

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывки).

1




Художественно-политическая сатира на современные





писателю порядки.




31

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». Ирония

1




писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии





народа строй. Усадьба Спас-Угол в Подмосковье.




32

Н.С.Лесков.

«Старый гений». Сатира на чиновничество в рассказе. Герой «Левши» Платов на полях Бородинского сражения.

1









33

Н.С.Лесков.

«Старый гений». Нравственные проблемы





рассказа.





34

Л. Н. Толстой. «После бала». Знакомство с содержанием.

1



35

«После бала». Контраст как основной художественный прием

1




рассказа. Тест по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина,





И.С.Лескова, Л.Н.Толстого. Толстой и Дмитровский район. Семья Олсуфьевых.




36

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века. С.

1




Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов.





«Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер». Усадьба Мураново и поэт Тютчев и Баратынский.




37

А. А. Фет. «Первый ландыш», А. Н Майков. «Поле зыблется

1




цветами...».





38

Р Р Обучение выразительному чтению.

1



39

А.П.Чехов. «О любви». История о любви и упущенном

1




счастье. ТУЗ

Усадьба Мелихово в Подмосковье.




40

Повторение и обобщение изученного, подготовка к

1




контрольной работе.




41

Итоговая контрольная работа за 2 триместр.

1



42

Анализ контрольной работы. Из русской литературы 20 века.

1




И.А.Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее





состояниях и в различных жизненных ситуациях.




43

А.И.Куприн. «Куст сирени». Утверждение согласия и

1




взаимопонимания, любви и счастья в семье. Куприн в Коломне.




44

А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема

1




в стихотворениях, ее современное звучание и смысл. Музей-заповедник А Блока в Шахмотово.









45

С.А.Есенин. «Пугачев» (отрывки). Поэма на историческую

1




тему.





46

И.С.Шмелев. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к

1




творчеству.





47

М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики

1




в рассказе.





48

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи,

1




О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная





«Сатириконом». Писатели-юмористы Подмосковья.







12

49

Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

1








50

Вн.чт. Михаил Зощенко. «История болезни».

1








51

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Жизнь народа

1




на крутых переломах и поворотах истории .









52

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт

1




крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной





страны.




53

«Василий Теркин». Язык поэмы. Связь фольклора и

1




литературы. ТУЗ




54

Р Р Подготовка к сочинению по поэме А.Т.Твардовского

1




«Василий Теркин». Писатели-фронтовики Подмосковья.




55

Р Р Сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

1








56

Р Р Анализ сочинений, работа над ошибками. Стихи и песни

1




о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.





М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б.





Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; JI.





Ошанин. «Дороги»; А. Фатьянов. «Соловьи». Поэты-песенники Подмосковья.









57

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».

1




Автобиографический характер рассказа.









58

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. И.

1




Анненский. «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо





звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне,





скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча»,





«Привет, Россия...».




59

Поэты русского зарубежья о Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без

1




России»; З. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминаго





«Бабье лето»; И.Бунин «У птицы есть гнездо…». Тест.




60

Из зарубежной литературы. У. Шекспир. «Ромео Джульетта».

1




Семейная вражда и любовь героев.




61

У.Шекспир. Сонеты. «Увы, мой стих не блещет новизной…»,

1




«Еѐ глаза на звѐзды не похожи...». Воспевание поэтом любви и





дружбы.




62

Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на

1




дворянство и невежественных буржуа




63

Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве».

1




Общечеловеческий смысл комедии.




64

Вальтер Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Зарубежные писатели о России и Москве.

1



65

Повторение и обобщение изученного за курс 8 класса.

1



66

Итоговая контрольная работа.

1



67

Анализ итоговой контрольной работы.

1



68

Список книг для летнего чтения.

1



69

Обобщающее повторение.

1



70

Обобщающее повторение.

1












Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата

Причина

Корректирующие

Дата



проведен

корректировки

мероприятия

прове-



ия по



дения по



плану



факту


































































































































14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!