СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная литература имеет важное значение в формировании духовной личности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 8 классе»








МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»Г.ПОВОРИНО



Рассмотрено на заседании

ШМО учителей

гуманитарного цикла

Рук. ШМО: Руфанова Л.В.


_______________________


Пр. №1 от 26.08. 2021 г.






«Согласовано»

Зам. дир. по УВР:

Ракитина Е.А.



_________________________





«Утверждаю»

Директор МКОУ «СОШ №3»

г. Поворино: Асоскова Е.В.



________________________

Пр. от 27.08. 2021 г.



Рабочая программа по литературе

8 класс

(по программе под редакцией В.Я. Коровиной)

на 2021 – 2022 учебный год

Руфановой Любови Викторовны (ВКК)

Количество часов в неделю –3 ч. (в году – 105 ч.)








Учебник:

Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Авт.-сост.

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв и др.; под редакцией В.Я. Коровиной – Просвещение, 2019 г.








Раздел 1. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2020. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем, требования к уровню подготовки, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.


Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Раздел 2. Результаты и умения


В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- историко-культурный контекст изучаемых произведений;

- основные теоретико-литературные понятия;


уметь:

- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- сопоставлять литературные произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


Результаты изучения предмета:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Умения и навыки выпускников:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Результаты по предмету:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных вних вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Раздел 3. Содержание тем учебного материала



Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА


Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА


Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).


Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.


Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.


Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).


Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются


Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.


М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.


Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов


Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о Родине, родной природе


И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.


Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).


Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.


Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.

роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).














































Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Примечание

Дата

1

Русская литература и история.


Чтение, ответы, составление тезисов.

Отражение жизни народа в русской и зарубежной литературе

Тезисы, план,

Пересказ.

Знать понятие, понимать черты литературы.

Отзыв о летнем чтении


2

Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён»

Мечта о добре в русской и зарубежной литературе.

Статья, сообщения, комментарий, нахождение художественных средств.

Составление письменных отзывов в читательских дневниках.

Поэтические формулы в песнях. Особенности жанра, худ. средства


3

Лирические песни

Выр. чтение, инсценирование. Народная песня, определение её тематики

Роль песни в худ. тексте. Тематика и роль песен


4

Предание как исторический жанр русской прозы

Устное рисование, сопоставление. Выразительное чтение

Предания и сказки, эпоха Ивана Грозного

(выборочный пересказ)

Работа со слабоусп.

Инд. работа о жанровых особ. с одарёнными учащимися


5

Тест «Песни и предания»

Сам. выполнение теста



6

Из древнерусской литературы (2 часа).

«Житие А. Невского»

Осмысление сюжета, чтение по ролям. Комментарий прочитанного, рисование

иллюстрации. Своеобразие образа главного героя

Словарик, житейские мотивы


7

Вн. чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

Статья, сообщения,

комментарий. Описание и анализ

иллюстрации.


Выразительное чтение, вопросы.

Работа с одарёнными детьми


8

Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии

Сообщение о писателе,

Инсценирование интересных фактов из жизни.

История создания пьесы

Выразительное чтение, вопросы.

Работа с одарёнными детьми


9

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума

Ответ на проблемный вопрос. Характеристика главных

героев.

Составление таблицы или кластера

Вопросы.

Выр. средства для сильных (синонимы)


10

Простакова: «госпожа бесчеловечная» или заботливая мать?

Анализ текста. Исторический комментарий.

«Шесть шляп»

Вопрос (Что является объектом сатиры?)

Работа с одарёнными детьми


11-12

Р.Р. Сочинение-рассуждение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Сообщения уч-ся. Структурирование материала.

Использование цитат.

Составление плана.

Редактирование черновых работ.

Контроль: написание сочинений.


13

Любовная лирика А.С.Пушкина

Выр. чтение, связь с музыкой.

Встречи с Керн, словарь эпохи.

Чтение наизусть.

Монологические выступления.

Доказать, что стихотворение сюжетно (од. учащиеся), тема в понятии слабоуспевающих


14

Тема « дружества святого» в стихотворении «19 октября»

Сообщение о друзьях, анализ стихов. Лицейские годы. Мотивы каждой строфы

Что такое «лицейское братство»?


15

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина

Ответ на проблемный вопрос.

Историко-библиографический комментарий.

Изобразительные средства.

Интерпретац. стих. для одарённых школьников


16

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел создания романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сжатый пересказ. Сопоставительная работа. История романа, его тематика.

Коммент. истории 18 века.

Какие проблемы истории интересовали поэта?

Работа с одарёнными детьми


17

Формирование характера Петра Гринёва

Комментировать прочитанное, приготовить рассказ-рассуждение. Роль эпиграфа, анализировать главные сцены.

Составление кластера о главном герое.

Что вынес Петруша из детства?


18

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сравнительная характеристика.

Диспут «Честь и человеческая порядочность».

Пересказы.

Спасение нравственной чистоты.

Работа с одарёнными детьми


19

Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина.

Отношения Маши и Гринёва.

Устное рисование.

Встреча Маши с императрицей

Таблица о нравственности.

Инд. беседа о духовности


20

Тема русского бунта и образ Пугачёва

Буран в степи, главы о Гринёве и Пугачёве.

Выразительное чтение, анализ, вопросы

Обречённость Пугачёва, его противоречивость


21

Капитанская дочка- поэтическое завещание Пушкина.

Характеристика образа по плану.

Жанровый принцип.

Таблица сравнений-описаний


Работа с одарёнными детьми о завещании А.С. Пушкина


22-23

Р. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Систематизация материала. Выступления учащихся по темам. Развёрнутое высказывание с соблюдением литературных норм.

Контроль.

Создание соч. «Береги честь смолоду»


24-25

Анализ работ. Резервные уроки




26

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы

Герман как худ. открытие. Театр. интерпр. повести

Что означает «смиренная проза»?


27

Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова

Беседа по презентации



28

. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»

Чтение ст., сообщения о сюжете.

Составление плана.

Характеристика главного героя.

Кластер

План к поэме.

Работа с одарёнными детьми


29

Судьба свободолюбивой личности в поэме

Жизнь в монастыре. Характеристика литер. героя.

Выразительное чтение.

Конкурс анализа эпизода

План к хар. героя


30

Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы

Ром. Историзм.

Черты романтизма в поэме.

Илл. Л.О. Пастернака.

Рисунки учащихся.


Лекция учителя


31

Р.р Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Анализ текста.

Роль средств в эпизоде

Работа с одарёнными детьми


32

РР Выразительное чтение наизусть

Интонация при чтении. Выразительность речи

Конкурс


33

Рр Письменный ответ на вопрос




34

Н.В. Гоголь- писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор»

Экскурсия в театр. Идейный замысел комедии в России 19 века.

Составление таблицы.

Кластер о писателе.

Почему чиновничий мир отрицательно воспринял комедию? Сообщ. о театре (инд. работа)


35

«Ревизор» как социальная комедия

Общественный строй России1 четверти 19 века.

Словарная работа.

Чтение по ролям и анализ прочитанных действий

Чтение по ролям.

Работа с одарёнными детьми


36-37

Хлестаков и хлестаковщина

Пересказ понравившихся эпизодов, рисование образа, анализ 5 действия.

Диспут о хлестаковщине.

Смысл фамилии


38

Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность в комедии

Чтение по ролям, сообщение о Петербурге.

Составление вопросов.

Беседа «Сатира».


Вопросы


39-40

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии

Говорящие фамилии. Обобщённые выводы о героях комедии.

Сравнительная работа ( Фонвизин и Гоголь)

Всякий ли может побывать Хлестаковым?


41-42

Урок контроля по произведениям Ас. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.

Тест

Ответы на проблемные вопросы.

Содержание любимых произведений, пересказы понравившихся эпизодов,

характ. героев.

Зачёт по станциям. Работа с одарёнными детьми







43

«Шинель»-одна из петербургских повестей

Интонация рассказчика, чтение по ролям. Петербург в 30-годы. Беседа.

Канцелярский анекдот




44

Гуманистический смысл повести «Шинель».


Сопоставление с «Пиковой дамой». Общие мотивы и темы.

Спор о позиции автора. Сочинение-миниатюра.

Авторская позиция. «Что за душой каждого из героев?»





45

Н.С.Лесков .Нравственные проблемы рассказа « Старый гений»

Чтение статьи и рассказа.

Репродукция картины, рисование собственных иллюстраций

Крылатые выражения и поговорки. Нравственные проблемы.

Работа с одарёнными детьми


46-47

Резервный урок




48

Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни.

Подробный пересказ.

Социально-нравственные проблемы.

Значение элементов сюжета и композиции

Антитеза, честь и гуманность


49

Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик

Подробный пересказ. Изобразительные и лексические средства.

Антитеза. Диспут « Честь и гуманность».

Какие детали помогают понять произведение?

Работа в парах.


50-51

Вн. чтение. Нравственные. проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

Подробный пересказ. Возрастные особенности, истоки гуманизма.

Составление таблицы.

Социальное неравенство как зло на земле


52-54

Р.Р. Пейзажная лирика поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев и А.А.Фет

РР Выразительное чтение наизусть

Анализ статьи и чтение стихов.

Эмоциональный пафос при чтении.

Пейзажные зарисовки.

Сравнительный анализ.

Конкурс.

Стихи других поэтов.

Работа с одарёнными детьми


55-56

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

Подробный или краткий пересказ об авторе.

Конфликт в человеческом мире.

Диспут о нравственности.

Что значит «жить по правде?»


57-58

Из русской лит. 20 века(18 часов) И. А.Бунин. Рассказ «Кавказ»

Комментарий текста, особенности прозы. Чехов и Бунин.

Характеристика героев.

Кто виноват в трагедии?


59-60

А.И.Куприн «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст

Чтение статьи, пересказ фрагмента.

Цитаты к сравнит. Характеристике. Художеств. идея. Монологическая речь

« Нравственность»


Работа с одарёнными детьми


61

РР Проблемы нравственности

Составление плана сочинения, сбор информации по теме



62-63

Вн. чтение. Певец света М. Горький . Явление босяка в рассказе «Челкаш»

Знакомство с автором. Чтение по ролям. Конкурс «Тема и идея».

Образ босяка.

Как понимают свободу герои?


64

Поэма С.Есенина «Пугачёв» на историческую тему

Анализ фрагмента. Поэт и вождь восстания Анализ текста.


Работа с одарёнными детьми


65

Рассказ И.С.Шмелёва «Как я стал писателем?»

Сравнительный анализ. Сравн. характ. героев

Почему герой почувствовал, что он другой?


66

Вн. чтение. М.А.Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

Чтение статьи, пересказ, позиция автора, замысел в рассказе.

Художеств. средства.


Выборочный пересказ


67

Урок внеклассного чтения. Писатели улыбаются

Чтение статьи, пересказ отрывков из раздела «Древняя история». Юмористическое освещение исторических событий

Инд. работа с одарёнными (юмор, сатира, гротеск)


68-69

Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М Зощенко «История болезни»

Сообщение о писателе,

Инсценирован. или пересказы.

Факты жизни, история создания,

афористичность

Моно ли назвать рассказы сентиментальными повестями?

Гоголевский «смех сквозь слёзы».





70

А.Т.Твардовский- поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

План рассказа о писателе.

Понимать сюжет и тему исторической памяти.

Цитатный план статьи.

Инд. работа «Доклад»


71

Поэма «Василий Тёркин»- книга про бойца и для бойцов

Анализ глав, презентации о солдатах. Воплощение черт русских богатырей

Памятка о презентации.

Противопост. мира войны и мира природы


72

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Героика и юмор в поэме.

Анализ и чтение по ролям Воплощение черт русских богатырей.

Беседа о языке.

Позиция автора.

Почему в книге нет сюжета?

Работа с одарёнными




73

РР Выразительное чтение наизусть

Умение выразительно читать. Нахождение выразительных средств

Работа в тестах


74-75

Рр Проблема героизма и патриотизма на войне

Аргументация и позиция автора



76-77

Резервные уроки




78-79

Урок внеклассного чтения. А. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Чтение и устное рисование.

Факты жизни, сюжет, анализ.

Рисунок и текст.

Диспут по вопросам текста.

Контроль.

Ответ на вопрос «Что ты понимаешь в жизни?»


80-81

Стихи и песни о ВОВ

М.Исаковский, Б. Окуджава и др., анализ стихов. Тематика, музыкальность.

Чтение стихов, прослушивание песен



82-83

В.П.Астафьев . Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Комментиров. художеств.

Произведения.

Факты жизни, сюжет, анализ жизни героев.

Почему дорога фотография?

Работа с одарёнными детьми


84

Урок внеклассного чтения. Б.Л.Васильев «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе

Чтение статьи, пересказ. Роль деталей для раскрытия внутреннего мира героев .

Цитатный план.

Синонимы

Работа с одарёнными детьми


85-86

Р.Р.Отзыв на произведение о войне

Отзыв. Самостоятельно прочит. книга

Отзыв.

Инд. работа со слабоуспевающими


87-88

Урок внеклассного чтения Испытание на истинную человечность. Рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Чтение статьи, пересказ, составление психологического портрета. Отношение автора к героям рассказа.

Диспут.

Почему именно так называется рассказ? Работа с одарёнными детьми



89

Рр Проблема бездушия. Урок -диспут

Умение отстаивать свою позицию, доказательства, своё мнение



90

Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова

Чтение и анализ стихов.

Беседа на тему « Видеть творческий почерк поэта».

Чтение стихов, прослушивание песен.

Работа с одарёнными детьми


91

Работа с тестом « Уроки из книг»

Работа в группах



92

Из зарубежной литературы (7 часов) У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды

Чтение сцен и худ. пересказ, инсценирован.

Факты биографии, особенности жанра, утверждение вечности любви. Трагический герой, особенности эпохи Возрождения.

Ролевая игра.

Почему перед нами оптимистическая трагедия?

Работа с одарёнными детьми


93

У.Шекспир. Сонеты- «богатейшая сокровищница лирической поэзии»

Чтение и анализ сонетов.

Роль метафор и сравнений.

Почему Шекспир выбрал форму сонета?

Работа с одарёнными детьми


94

Ж.Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

Чтение и анализ первых сцен.

Факты биографии.

Основной конфликт. Лексико-бытовой комментарий

Что такое мещанство?

Инд. работа со слабыми


95-96

Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и их особенности.

Чтение сюжетной линии в лицах.

Родство сатиры Фонвизина и Мольера.

Анализ героев.

Какова роль Клеонта в пьесе?


97-98

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера»

Пересказы 3 частей книги.

Своеобразие исторического романа.

Особенности героев.

Полртрет.

Это мрачная или весёлая книга?

Работа с одарёнными детьми


99-100

Роман В.Скотта «Айвенго» как исторический роман

Сравнительный анализ.

Поступки героев.

Вопрос « Что общего у Пушкина и Скотта?»

Вопросы.

Работа с одарёнными детьми



101

.Тест на тему “Уроки нравственности»

Оформление работ и защита проектов.

Роль групповой работы.

Тест. Работа в группах.

Мультимедийная презентация.

Работа с одарёнными детьми


102

Уроки-рекомендации

Список литературы на лето



103-105

.

Резервные уроки

.

.

.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!