Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 13
имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова»
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО ШМО Протокол № 1 от « » августа 2018г | ПРИНЯТО Педагогическим советом центра Протокол №1 от « » августа 2018г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ ЦО №13____Курбатова И.В. Приказ № от « »августа 2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 3 класса
2018-2019 учебный год
Количество часов: 136
Учебник: литературное чтение
Автор учебника: Л.А.Ефросинина
ТАМБОВ -2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по чтению разработана для 3 класса МАОУ ЦО №13 на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закона РФ «Об образовании» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г №373 с изм., внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010. №1241, от 22.09.2011г №2357, от 18.12.2012г №1060,от 29.12.2014г №1643, от 18.05.2015г №507, от 31.12.2015г №1576;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред.от 24.11.2015г) «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования у условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 3 класса Л. А. Ефросининой.
Программа рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю, 34 рабочие недели)
Программа обеспечена следующим методическим комплектом "Начальная школа XXI века":
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2018.
Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2018.
Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2018.
Учебного плана МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» на 2017-2018 учебный год;
Цели курса:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение», в особой мере влияет на решение следующих задач:
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
Изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры.
В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности.
Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальна возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетённость» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.
В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание) – восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрет героя). Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению героя.
Чтение – вслух и молча (про себя) небольших произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом – осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста – начало, развитие, концовка, деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Основные линии программы
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок), выявление их сходства и различий. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя.
Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказки от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
.
Количество часов в год | Количество часов в неделю | Количество часов в I четверти | Количество часов во II четверти | Количество часов в III четверти | Количество часов в IV четверти |
136 | 4 | 32 | 31 | 41 | 32 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника, принятие и освоение им новой социальной роли, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению в целом и изучаемому предмету в частности. Становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, верить в успех;
смыслообразование - понимание границ того «что я знаю» и «незнания», стремление к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация – освоение основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Метапредметные:
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы в формировании универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных.
Основным объектом оценки метапредметных результатов в 3-ем классе служит сформированность у обучающихся указанных выше регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий, к ним относятся:
способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи; учиться преобразовывать практическую задачу в познавательную;
учиться оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
учиться осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
развивать способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач;
воспринимать прочитанное или прослушанное произведение;
овладение навыками чтения, умение воспринимать и понимать прослушанное и прочитанное произведение;
понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примере поступков героев литературных произведений);
уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию;
сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, пробуждающие дать оценку событиям, поступкам героев, требующие поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений;
слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемым темам; дополнять и утонять ответы, подтверждать информацией из текста произведения;
выполнять практико-ориентированные задания: находить нужную информацию в тексте произведения, интерпретировать текст, давать оценку;
составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели обложек; усваивать при помощи моделирования литературовед
Предметные:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
Содержание учебного предмета
Литературное чтение 3 класс (136 часов)
Круг чтения:
произведения устного творчества русского и других народов;
стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы:
Устное народное творчество
Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский.«Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков.«Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина
«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака
«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева
«Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара
«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок);С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина
«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей
III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).
Примерная тематика:
произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины;
о труде людей и их отношениях друг к другу,
о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным;
о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие:
более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);
стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.
Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.
Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.
Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.
Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.
Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Работа с текстом:
вычленение главной мысли текста;
осознание последовательности и смысла событий;
знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
деление текста на части и их озаглавливание;
составление плана под руководством учителя;
пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Работа с книгой:
самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;
знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).
Навык чтения. Обучение осознанному чтению целыми слонами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударение). Темп чтения вслух не менее 60 слов в минуту и молча — не менее 80 слов в минуту.
Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.
Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Важной задачей курса является поэтапно формирование литературоведческих понятий.
К концу обучения в 3 классе ученик достигает следующих результатов:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научиться:
осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующим возможностям третьеклассников;
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
читать наизусть заранее подготовленные произведения;
пользоваться первичным, изучающим и поисковыми видами чтения по собственному желанию и зависимости от цели чтения;
практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различие;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различать краткий и подробный пересказы;
классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
различать типы книг: книга – произведение и книга – сборник; книги – сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступков героев, высказывать своё мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
работать с книгами разного типа (книга – произведение, книга – сборник), находить губный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автор, словарь);
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научиться:
различать стихотворные и прозаические тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2 – 3 существенных признака;
подбирать синонимы к словам из текста произведения и сознавать контекстное и прямое значение слов;
находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, половицы;
находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог, произведение, сравнение, эпитет).
Ученик получит возможность научиться:
подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов;
употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность учащихся»
Ученик научиться:
понимать особенности образов героев произведений, выбирать роль читать реплик героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды
моделировать живые картинки» к изученным произведениям;
создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах;
творчески пересказывать произведение от лица героев
создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научиться:
определять и формулировать главную мысль текста
находить в тексте произведения информацию о героях, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
делить текст на составные части, составлять план текста;
понимать информацию, представленную разными способами: в таблице, схеме, модели; дополнять, исправлять и уточнять её;
сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схе
Структура учебного плана
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 16часов |
2 | Басни | 5 часов |
3 | Произведения А.С. Пушкина | 10 часов |
4 | Стихи русских поэтов | 5 часов |
5 | Произведения Л.Н. Толстого | 11 часов |
6 | Произведения Н.А.Некрасова | 7 часов |
7 | Произведения А.П.Чехова | 6 часов |
8 | Сказки зарубежных писателей | 4 часов |
9 | Стихи русских поэтов | 7 часов |
10 | Произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка | 6 часов |
11 | Произведения А.И. Куприна | 8 часа |
12 | Стихи С.А. Есенина | 7 часов |
13. | Произведения К.Г. Паустовского | 12 часов |
14. | Произведения С.Я. Маршака, Л.Пантелеева | 9 часов |
15. | Произведения А.П. Гайдара | 6 часов |
16. | Произведения М.М. Пришвина | 6 часов |
17. | «Произведения зарубежных писателей | 11часов |
| Итого | 136час |
Тематическое планирование
№ урока | Наименование тем | Коли-чество часов по теме | Дата | Корректировка (причина) | Формы организации учебной деятельности, типы уроков |
| Устное народное творчество -16часов | | | | |
1. | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль. «Старик-годовик». | 1 | 03.09 | | Открытие новых знаний |
2. | Пословицы. Какие бывают пословицы. | 1 | 05.09 | | Комбинирован-ный |
3. | Русская народная сказка «Самое дорогое». | 1 | | | Комбинирован-ный |
4 | Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую». | 1 | | | Комбинирован-ный |
5 | Дополнительное чтение. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич». | 1 | | | Урок слушания |
6 | Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь – семилетка», «Умная внучка» в пересказе А.П. Платонова. | 1 | | | Комбинирован-ный |
7-8 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках | 2 | | | Комбинирован-ный |
9 | Дополнительное чтение. Сказки народов России. Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц». | 1 | | | Урок слушания |
10 | Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки. | 1 | | | Комбинирован-ный |
11 | Урок обобщения по разделу. Рублика «Проверь себя». | 1 | | | Обобщение и систематизация знаний и способов действий |
12 | Былины. «Добрыня и Змей». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | | | Открытие новых знаний |
13 | Былины. Алёша Попович и Тугарин Змеевич» | 1 | | | Комбинирован-ный |
14 | Былины. «Вольга и Микула» | 1 | | | Комбинирован-ный |
15 | Работа с детскими книгами. Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович». | 1 | | | Библиотечный урок |
16 | Урок обобщения по теме «Былины». Рубрика «Проверь себя». | 1 | | | Контроль знаний |
| Басни – 5часов | | | | |
17 | Басни Эзопа и Крылова. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лисица и Виноград». | 1 | | | Открытие новых знаний |
18 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». | 1 | | | Усвоение новых знаний |
19 | И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок».Дополнительное чтение «Крестьянин и Работник», «Волк и ягнёнок» | 1 | | | Комбинирован-ный |
20 | Дополнительное чтение.Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Е. Измайлов «Филин и Чиж». | 1 | | | Урок слушания |
21 | Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя» | 1 | | | Коррекция знаний |
| Произведения А.С.Пушкина – 10часов | | | | |
22 | Отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | | | Открытие новых знаний и способов действий |
23 | Дополнительное чтение.Отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». «Бой Руслана с головой». | 1 | | | Комбинирован-ный |
24-26 | Сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». | 3 | | | Комбинирован-ный |
27 | Дополнительное чтение. К. Паустовский «Сказки Пушкина». А.С. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде». | 1 | | | Комбинирован-ный |
28 | Дополнительное чтение.А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Э. Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны». | 1 | | | Комбинирован-ный |
29 | Стихи о природе. А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер». | 1 | | | Развитие знаний |
30 | Стихи о няне. А.С. Пушки «Няне». | 1 | | | Комбинирован-ный |
31 | Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». | 1 | | | Урок- конкурс |
| Стихи русских поэтов – 5часов | | | | |
32 | Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной..», «Чародейкою зимою…». | 1 | | | Открытие новых знаний |
33 | Стихи об осенней природе.А.Н. Майков «Осень». | 1 | | | Урок-исследование |
34 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря». | 1 | | | Комбинирован-ный |
35 | Дополнительное чтение И.А. Бунин «Листопад». | 1 | | | Комбинирован-ный |
36 | Урок обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя», контрольный урок. | 1 | | | Оценивание знаний |
| Произведения Л.Н.Толстого- 11часов | | | | |
37 | Жанры произведений Л.Н.Толстого. Л.Н. Толстой «Два брата», «Белка и волк». | 1 | | | Открытие новых знаний |
38 | Дополнительное чтение. Л.Н. Толстой «Ореховая ветка». | 1 | | | Комбинирован-ный |
39-40 | Сказки Л.Н. Толстого «Работник Емельян и пустой барабан»и другие | 2 | | | Урок слушания |
41 | Художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы». | 1 | | | Библиотечный урок |
42 | Дополнительное чтение.Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1 | | | Комбинирован-ный |
43-44 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 2 | | | Комбинирован-ный |
45 | Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь». | 1 | | | Урок слушания |
46 | А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах». | 1 | | | Урок слушания |
47 | Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя». | 1 | | | Обобщение и систематизация знаний |
| Произведения Н.А.Некрасова – 7 часов | | | | |
48-49 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок). К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок». | 2 | | | Комбинирован-ный |
50 | Н.А. Некрасов «Славная осень…». | 1 | | | Комбинирован-ный |
51 | Н.А. Некрасов «Зелёный шум», К.И. Чуковский «Зелёный шум». | 1 | | | Комбинирован-ный |
52 | Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | 1 | | | комбинированный |
53 | Дополнительное чтение.К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов «Саша». | 1 | | | Комбинирован-ный |
54 | Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». | 1 | | | Контроль знаний |
| Произведения А.П.Чехова -6 часов | | | | |
55 | Повести и рассказы. Повесть А.П. Чехова «Степь» (отрывок). | 1 | | | Комбинирован-ный |
56 | Дополнительное чтение.А.П.Чехов»Белолобый» | 1 | | | Комбинирован-ный |
57-58 | Произведения о детях. А.П.Чехов»Ванька» | 2 | | | Комбинирован-ный |
59 | Дополнительное чтениеКниги о животных. Л. Андреев «Кусака». | 1 | | | Комбинирован-ный |
60 | Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова». | 1 | | | Оценка и коррекция знаний |
| Сказки зарубежных писателей -4часа | | | | |
61 | Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи». | 1 | | | Открытие новых знаний |
62 | Дополнительное чтение. Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка». | 1 | | | Комбинирован-ный |
63 | Дополнительное чтение. Х.К. Андерсен «Снеговик», братья Гримм «Умная дочь крестьянина». | 1 | | | Урок слушания |
64 | В мире сказок | 1 | | | Комбинирован-ный |
| Стихи русских поэтов – 7часов | | | | |
65 | Стихи о Родине. И.С. Никитин «Русь». | 1 | | | Открытие новых знаний |
66 | Стихи о природе. И.С. Никитин «Утро». | 1 | | | Комбинирован-ный |
67 | Стихи о детях и для детей | 1 | | | Комбинирован-ный |
68 | Дополнительное чтение. И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…». | 1 | | | Библиотечный урок |
69 | Стихи о Родине. С. Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день». | 1 | | | Комбинирован-ный |
70 | Дополнительное чтение. Стихи о Родине и родной природе. Ф.Н. Глинка «Москва». | 1 | | | Комбинирован-ный |
71 | Урок обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя». | 1 | | | Контроль знаний |
| Произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка – 6часов | | | | |
72-73 | Рассказы о животных. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш» | 2 | | | Комбинирован-ный |
74 | Дополнительное чтение. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | | | Комбинирован-ный |
75 | Сказки о животных. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех». | 1 | | | Комбинирован-ный |
76-77 | Д.Н. Мамин – Сибиряк «Постойко». | 2 | | | Урок слушания |
| Произведения А.И.Куприна -8часов | | | | |
78-81 | Произведения о людях. А.И. Куприн «Синяя звезда». | 4 | | | Открытие новых знаний |
82-83 | Рассказы о животных. И.А. Куприн «Барбос и Жулька». | 2 | | | Комбинирован-ный |
84 | Дополнительное чтение. И.А. Куприн «Собачье счастье». | 1 | | | Урок слушания |
85 | Урок обобщения по разделу «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.И. Куприна». | 1 | | | Контроль знаний |
| Стихи С.А.Есенина -7часов | | | | |
86 | Стихи о Родине. С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…» (отрывок | 1 | | | Комбинирован-ный |
87 | Стихи о природе. С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». | 1 | | | Комбинирован-ный |
88 | Дополнительное чтение. С.А. Есенин «Берёза», «Стихи о берёзе» (отрывок). | 1 | | | Комбинирован-ный |
89 | Стихотворения для детей. С.А. Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | | | Комбинирован-ный |
90 | Дополнительное чтение. Сборник стихов о Родине. С.А. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…». И.С. Тургенев «Деревня». | 1 | | | Урок слушания |
91 | Урок обобщение по разделу. Работа с рубрикой «Проверь себя | 1 | | | Коррекция знаний |
92 | Стихи русских поэтов | 1 | | | Библиотечный урок |
| Произведения К.Г.Паустовского – 12часов | | | | |
93-95 | Произведения для детей. К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | 3 | | | Открытие новых знаний |
96 | Дополнительное чтение. К.Г.Паустовский»Тёплый хлеб» | 1 | | | Комбинирован-ный |
97-99 | Рассказы о животных. К.Г. Паустовский «Кот – ворюга». | 3 | | | Комбинирован-ный |
100 | К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». | 1 | | | Усвоение знаний |
101 | Дополнительное чтение. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы | 1 | | | Урок слушания |
102 | Дополнительное чтение. И.С. Тургенев «Воробей». | 1 | | | Применение новых знаний |
103 | Комплексная разноуровневая контрольная работа | 1 | | | Контроль знаний |
104 | Моя любимая книга | 1 | | | Урок-утренник |
| Произведения С.Я. Маршака – 4часа | | | | |
105 | Стихи о Родине и родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка» | 1 | | | Открытие новых знаний |
106 | Стихи о Родине и родной природе. С.Я. Маршак «Ландыш» | 1 | | | Комбинирован-ный |
107 | Дополнительное чтение. С.Я. Маршак «Кошкин дом» (пьеса-сказка). | 1 | | | Урок слушания |
108 | Урок обобщения по разделу. Произведения и книги С.Я. Маршака. В.Е. Субботин «С Маршаком». | 1 | | | Обобщение и систематизация знаний |
| Произведения Л. Пантелеева -5часов | | | | |
109 | Художественные рассказы Л. Пантелеев «Честное слово».. | 1 | | | Л. Пантелеев «Камилл и учитель». |
110 | Дополнительное чтение. В.А. Осеева «Бабка». | 1 | | | Комбинирован-ный |
111-112 | Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель». | 2 | | | Л. Пантелеев «Камилл и учитель». |
113 | Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая». | 1 | | | Урок слушания |
| Произведения А.п.Гайдара -6часов | | | | |
114 | Произведения для детей. А.П. Гайдар «Горячий камень». | 1 | | | Комбинирован-ный |
115-116 | Повесть о детях. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». | 2 | | | Комбинирован-ный |
117 | Писатели о писателях. С.В. Михалков «Аркадий Гайдар», К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». С.В. Михалков «Ошибка». | 1 | | | Урок слушания |
118 | Дополнительное чтение. Книги о детях. В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре». | 1 | | | Комбинирован-ный |
119 | Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя». | 1 | | | Контроль знаний |
| Произведения М.М. Пришвина – 6часов | | | | |
120 | Очерк М.М. Пришвина «Моя Родина». | 1 | | | Комбинирован-ный |
121 | Разножанровые произведения М.М.Пришвина. М.М.Пришвин «Двойной след». | 1 | | | Комбинирован-ный |
122 | Рассказы о животных. М.М. Пришвин «Выскочка». | 1 | | | Комбинирован-ный |
123 | Рассказы о природе. М.М. Пришвин «Жаркий час». | 1 | | | Комбинирован-ный |
124 | В.А. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине». | 1 | | | Комбинирован-ный |
125 | Работа с детскими книгами о природе. Рубрика «Книжная полка | 1 | | | Обобщение и систематизация знаний |
| Произведения зарубежных писателей -11часов | | | | |
126-128 | Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк». | 3 | | | Комбинирован-ный |
129-131 | Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк». | 3 | | | Комбинирован-ный |
132 | Дополнительное чтение. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн». | 1 | | | Урок слушания |
133 | Урок обобщения и коррекции знаний по разделу»Произведения зарубежных писателей» | 1 | | | Обобщение и систематизация знаний |
134 | Комплексная разноуровневая контрольная работа. | 1 | | | Контроль знаний |
135 | Библиотечный урок «Летнее чтение» | 1 | | | Библиотечный |
136 | Резерв | 1 | | | |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение учебного предмета «литературное чтение»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 8- е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2018. | |
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 3класс : учебная хрестоматия для учащихся 3 класса общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2018. | |
Ефросинина Л.А. Литературное чтение : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.А.Ефросинина. – 5-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2018. | |
Литературное чтение: 3класс: методическое пособие Л.А.Ефросинина.- 4-е издание., дораб.- М. : Вентана- Граф,2015 | |
Репродукции произведений живописи. | |
Портреты писателей | |
Иллюстрации к литературным произведениям | |
Демонстрационная доска для работы маркерами | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц | |
Экспозиционный экран | |
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, | |
Сканер, принтер | |
DVD-плеер | |
http://school-collection.edu.ru/catalog/ | |
http://eorhelp.ru/node/60789 | |
http://www.vgf.ru | |
http://nsportal.ru | |
http://www.proshkolu.ru/ http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.vestnik.edu.ru | |
| |