СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. Автор учебника Л.А.Ефросинина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 13

имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова»



РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО

ШМО

Протокол № 1

от « » августа 2018г

ПРИНЯТО

Педагогическим советом центра

Протокол №1

от « » августа 2018г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ ЦО №13____Курбатова И.В.

Приказ №

от « »августа 2018г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

для 3 класса

2018-2019 учебный год





Количество часов: 136

Учебник: литературное чтение

Автор учебника: Л.А.Ефросинина







ТАМБОВ -2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по чтению разработана для 3 класса МАОУ ЦО №13 на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закона РФ «Об образовании» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г №373 с изм., внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010. №1241, от 22.09.2011г №2357, от 18.12.2012г №1060,от 29.12.2014г №1643, от 18.05.2015г №507, от 31.12.2015г №1576;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред.от 24.11.2015г) «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования у условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;


Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для  3 класса Л. А. Ефросининой.

Программа рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю, 34 рабочие недели)

Программа обеспечена следующим методическим комплектом "Начальная школа XXI века":

  • Ефросинина Л. А. Литературное чтение: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2018.

  • Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2018.

  • Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2018.

  • Учебного плана МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» на 2017-2018 учебный год;

Цели курса:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  2. Система работы над навыками чтения.

  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства»,  соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

 

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение»,   в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.


Общая характеристика учебного предмета


Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  1. Изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры.

  2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности.

  3. Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальна возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетённость» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.


Виды речевой и читательской деятельности:

  • Аудирование (слушание) – восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрет героя). Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению героя.

  • Чтение – вслух и молча (про себя) небольших произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

  • Работа с текстом – осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

  • Работа со структурой текста – начало, развитие, концовка, деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

 

Основные линии программы


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок), выявление их сходства и различий. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя.

Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Круг чтения

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказки от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Чтение: работа с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.


Описание места учебного предмета в учебном плане


В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

.


Количество часов в год

Количество часов в неделю

Количество часов в I четверти

Количество часов во II четверти

Количество часов в III четверти

Количество часов в IV четверти

136

4

32

31

41

32



Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты:

  • самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника, принятие и освоение им новой социальной роли, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению в целом и изучаемому предмету в частности. Становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, верить в успех;

  • смыслообразование -  понимание границ того «что я знаю» и «незнания», стремление к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация – освоение основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Метапредметные:

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы в формировании универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных.

Основным объектом оценки метапредметных результатов в 3-ем классе служит сформированность у обучающихся указанных выше регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий, к ним относятся:

  • способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и  задачи; учиться преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • учиться оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;

  • учиться осуществлять информационный поиск, сбор  и выделение существенной информации;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

  • развивать способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач;

  • воспринимать прочитанное или прослушанное произведение;

  • овладение навыками чтения, умение воспринимать и понимать прослушанное и прочитанное произведение;

  • понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;

  • воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примере поступков героев литературных произведений);

  • уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию;

  • сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;

  • отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, пробуждающие дать оценку  событиям, поступкам героев, требующие поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений;

  • слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемым темам; дополнять и утонять ответы, подтверждать информацией из текста произведения;

  • выполнять практико-ориентированные задания: находить нужную информацию в тексте произведения, интерпретировать текст, давать оценку;

составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели обложек; усваивать при помощи моделирования литературовед

Предметные:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации



Содержание учебного предмета

Литературное чтение 3 класс (136 часов)

Круг чтения:

  • произведения устного творчества русского и других народов;

  • стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

  • художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы: 

Устное народное творчество

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский.«Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков.«Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого

«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова

«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова

Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

«Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна

«Синяя звезда», «Барбос и  Жулька».

Произведения С.А. Есенина

«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака

«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева

«Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара

«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок);С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина

«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей

III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).

Примерная тематика:

  • произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины;

  • о труде людей и их отношениях друг к другу,

  • о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным;

  • о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие:

  • более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);

  • стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.

Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.

Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.

Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.

Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.

Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.

Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:

  • литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;

  • присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;

  • герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;

  • стихотворение, рифма, строка, строфа;

  • средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Работа с текстом:

  • вычленение главной мысли текста;

  • осознание последовательности и смысла событий;

  • знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;

  • деление текста на части и их озаглавливание;

  • составление плана под руководством учителя;

  • пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;

  • самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Работа с книгой:

  • самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

  • отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;

  • знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).

Навык чтения. Обучение осознанному чтению целыми слонами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударение). Темп чтения вслух не менее 60 слов в минуту и молча — не менее 80 слов в минуту.

Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.

Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.

Важной задачей курса является поэтапно формирование литературоведческих понятий.



К концу обучения в 3 классе ученик достигает следующих результатов:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научиться:

  • осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;

  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

  • читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующим возможностям третьеклассников;

  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;

  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

  • читать наизусть заранее подготовленные произведения;

  • пользоваться первичным, изучающим и поисковыми видами чтения по собственному желанию и зависимости от цели чтения;

  • практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различие;

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

  • правильно называть произведение и книгу, объяснять  заглавие произведения и его соответствие содержанию;

  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различать краткий и подробный пересказы;

  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

  • различать типы книг: книга – произведение и книга – сборник; книги – сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступков героев, высказывать своё мнение о произведении;

  • понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;

  • работать с книгами разного типа (книга – произведение, книга – сборник), находить губный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автор, словарь);

  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме жанру или  авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научиться:

  • различать стихотворные и  прозаические тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;

  • определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2 – 3 существенных признака;

  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и сознавать контекстное и прямое значение слов;

  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, половицы;

  • находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог, произведение, сравнение, эпитет).

Ученик получит возможность научиться:

  • подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов;

  • употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;

  • находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность учащихся»

Ученик научиться:

  • понимать особенности образов героев произведений, выбирать роль  читать реплик героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;

  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или  отдельные эпизоды

  • моделировать живые картинки» к изученным произведениям;

  • создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

  • выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах;

  • творчески пересказывать произведение от лица героев

  • создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научиться:

  • определять и формулировать главную мысль текста

  • находить в тексте произведения информацию о героях, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;

  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

  • делить текст на составные части, составлять план текста;

  • понимать информацию, представленную разными способами: в таблице, схеме, модели; дополнять, исправлять и уточнять её;

  • сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;

  • целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схе


Структура учебного плана



Наименование разделов

Количество часов

1

Устное народное творчество

16часов

2

Басни

5 часов

3

Произведения А.С. Пушкина

10 часов

4

Стихи русских поэтов

5 часов

5

Произведения Л.Н. Толстого

11 часов

6

Произведения Н.А.Некрасова

7 часов

7

Произведения А.П.Чехова

6 часов

8

Сказки зарубежных писателей

4 часов

9

Стихи русских поэтов

7 часов

10

Произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка

6 часов

11

Произведения А.И. Куприна

8 часа

12

Стихи С.А. Есенина

7 часов

13.

Произведения К.Г. Паустовского

12 часов

14.

Произведения С.Я. Маршака, Л.Пантелеева

9 часов

15.

Произведения А.П. Гайдара

6 часов

16.

Произведения М.М. Пришвина

6 часов

17.

«Произведения зарубежных писателей

11часов


Итого

136час




Тематическое планирование


урока

Наименование тем

Коли-чество часов по теме

Дата

Корректировка

(причина)

Формы организации учебной деятельности, типы уроков


Устное народное творчество -16часов





1.

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль. «Старик-годовик».

1

03.09


Открытие новых знаний

2.

Пословицы. Какие бывают пословицы.

1

05.09


Комбинирован-ный

3.

Русская народная сказка «Самое дорогое». 


1



Комбинирован-ный

4

Русская народная сказка  «Про Ленивую и Радивую».

1



Комбинирован-ный

5

Дополнительное чтение. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич».

1



Урок слушания

6

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь – семилетка», «Умная внучка» в пересказе А.П. Платонова.

1



Комбинирован-ный

7-8

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках


2



Комбинирован-ный

9

Дополнительное чтение. Сказки народов России. Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц».

1



Урок слушания

10

Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки.

1



Комбинирован-ный

11

Урок обобщения по разделу. Рублика «Проверь себя».

1



Обобщение и систематизация знаний и способов действий

12

Былины. «Добрыня и Змей». «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1



Открытие новых знаний

13

Былины. Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

1



Комбинирован-ный

14

Былины. «Вольга и Микула»

1



Комбинирован-ный

15

Работа с детскими книгами. Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович».

1



Библиотечный урок

16

Урок обобщения по теме «Былины». Рубрика «Проверь себя».

1



Контроль знаний


Басни – 5часов





17

Басни Эзопа и Крылова. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лисица и Виноград».

1



Открытие новых знаний

18

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица».

1



Усвоение новых знаний

19

И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок».Дополнительное чтение «Крестьянин и Работник», «Волк и ягнёнок»

1



Комбинирован-ный

20

Дополнительное чтение.Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Е. Измайлов «Филин и Чиж».

1



Урок слушания

21

Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя»

1



Коррекция знаний


Произведения А.С.Пушкина – 10часов





22

Отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный…»

1



Открытие новых знаний и способов действий

23

Дополнительное чтение.Отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». «Бой Руслана с головой».

1



Комбинирован-ный

24-26

Сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

3



Комбинирован-ный

27

Дополнительное чтение. К. Паустовский «Сказки Пушкина». А.С. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде».

1



Комбинирован-ный

28

Дополнительное чтение.А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Э. Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны».

1



Комбинирован-ный

29

Стихи о природе. А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер».


1



Развитие знаний

30

Стихи о няне. А.С. Пушки «Няне».

1



Комбинирован-ный

31

Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя».


1



Урок- конкурс


Стихи русских поэтов – 5часов





32

Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной..», «Чародейкою зимою…».  

1



Открытие новых знаний

33

Стихи об осенней природе.А.Н. Майков «Осень».

1



Урок-исследование

34

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря».

1



Комбинирован-ный

35

Дополнительное чтение И.А. Бунин «Листопад».


1



Комбинирован-ный

36

Урок обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя», контрольный урок.


1



Оценивание знаний


Произведения Л.Н.Толстого- 11часов





37

Жанры произведений Л.Н.Толстого. Л.Н. Толстой «Два брата», «Белка и волк».

1



Открытие новых знаний

38

Дополнительное чтение. Л.Н. Толстой «Ореховая ветка».

1



Комбинирован-ный

39-40

Сказки Л.Н. Толстого «Работник Емельян и пустой барабан»и другие

2



Урок слушания

41

Художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы».

1



Библиотечный урок

42

Дополнительное чтение.Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1



Комбинирован-ный

43-44

Л.Н. Толстой «Прыжок».

2



Комбинирован-ный

45

Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь».

1



Урок слушания

46

А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах».


1



Урок слушания

47

Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя».

1



Обобщение и систематизация знаний


Произведения Н.А.Некрасова – 7 часов





48-49

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок).

К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок».

2



Комбинирован-ный

50

Н.А. Некрасов «Славная осень…».

1



Комбинирован-ный

51

Н.А. Некрасов «Зелёный шум», К.И. Чуковский «Зелёный шум».


1



Комбинирован-ный

52

Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1



комбинированный

53

Дополнительное чтение.К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов «Саша».

1



Комбинирован-ный

54

Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя».  

1



Контроль знаний


Произведения А.П.Чехова -6 часов





55

Повести и рассказы. Повесть А.П. Чехова «Степь» (отрывок).

1



Комбинирован-ный

56

Дополнительное чтение.А.П.Чехов»Белолобый»

1



Комбинирован-ный

57-58

Произведения о детях. А.П.Чехов»Ванька»

2



Комбинирован-ный

59

Дополнительное чтениеКниги о животных. Л. Андреев «Кусака».


1



Комбинирован-ный

60

Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

1



Оценка и коррекция знаний


Сказки зарубежных писателей -4часа





61

Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи».

1



Открытие новых знаний

62

Дополнительное чтение. Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка».

1



Комбинирован-ный

63

Дополнительное чтение. Х.К. Андерсен «Снеговик», братья Гримм «Умная дочь крестьянина».


1



Урок слушания

64

В мире сказок

1



Комбинирован-ный


Стихи русских поэтов – 7часов





65

Стихи о Родине. И.С. Никитин «Русь».

1



Открытие новых знаний

66

Стихи о природе. И.С. Никитин «Утро».


1



Комбинирован-ный

67

Стихи о детях и для детей

1



Комбинирован-ный

68

Дополнительное чтение. И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…».


1



Библиотечный урок

69

Стихи о Родине. С. Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день».

1



Комбинирован-ный

70

Дополнительное чтение. Стихи о Родине и родной природе. Ф.Н. Глинка «Москва».

1



Комбинирован-ный

71

Урок обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя».


1



Контроль знаний


Произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка – 6часов





72-73

Рассказы о животных. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

2



Комбинирован-ный

74

Дополнительное чтение. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1



Комбинирован-ный

75

Сказки о животных. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех».

1



Комбинирован-ный

76-77

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Постойко».

2



Урок слушания


Произведения А.И.Куприна -8часов





78-81

Произведения о людях. А.И. Куприн «Синяя звезда».


4



Открытие новых знаний

82-83

Рассказы о животных. И.А. Куприн «Барбос и Жулька».

2



Комбинирован-ный

84

Дополнительное чтение. И.А. Куприн «Собачье счастье».

1



Урок слушания

85

Урок обобщения по разделу «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.И. Куприна».

1



Контроль знаний


Стихи С.А.Есенина -7часов





86

Стихи о Родине. С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…» (отрывок

1



Комбинирован-ный

87

Стихи о природе. С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».

1



Комбинирован-ный

88

Дополнительное чтение. С.А. Есенин «Берёза», «Стихи о берёзе» (отрывок).

1



Комбинирован-ный

89

Стихотворения для детей. С.А. Есенин «Бабушкины сказки».


1



Комбинирован-ный

90

Дополнительное чтение. Сборник стихов о Родине. С.А. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…». И.С. Тургенев «Деревня».

1



Урок слушания

91

Урок обобщение по разделу. Работа с рубрикой «Проверь себя

1



Коррекция знаний

92

Стихи русских поэтов

1



Библиотечный урок


Произведения К.Г.Паустовского – 12часов





93-95

Произведения для детей. К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

3



Открытие новых знаний

96

Дополнительное чтение. К.Г.Паустовский»Тёплый хлеб»

1



Комбинирован-ный

97-99

Рассказы о животных. К.Г. Паустовский «Кот – ворюга».

3



Комбинирован-ный

100

К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».

1



Усвоение знаний

101

Дополнительное чтение. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы

1



Урок слушания

102

Дополнительное чтение. И.С. Тургенев «Воробей».


1



Применение новых знаний

103

Комплексная разноуровневая контрольная работа

1



Контроль знаний

104

Моя любимая книга

1



Урок-утренник


Произведения С.Я. Маршака – 4часа





105

Стихи о Родине и родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка»

1



Открытие новых знаний

106

Стихи о Родине и родной природе. С.Я. Маршак «Ландыш»

1



Комбинирован-ный

107

Дополнительное чтение. С.Я. Маршак «Кошкин дом» (пьеса-сказка).

1



Урок слушания

108

Урок обобщения по разделу. Произведения и книги С.Я. Маршака. В.Е. Субботин «С Маршаком».

1



Обобщение и систематизация знаний


Произведения Л. Пантелеева -5часов





109

Художественные рассказы Л. Пантелеев «Честное слово»..

1



Л. Пантелеев «Камилл и учитель».

110

Дополнительное чтение. В.А. Осеева «Бабка».

1



Комбинирован-ный

111-112

Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель».

2



Л. Пантелеев «Камилл и учитель».

113

Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая».

1



Урок слушания


Произведения А.п.Гайдара -6часов





114

Произведения для детей. А.П. Гайдар «Горячий камень».

1



Комбинирован-ный

115-116

Повесть о детях. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

2



Комбинирован-ный

117

Писатели о писателях. С.В. Михалков «Аркадий Гайдар», К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». С.В. Михалков «Ошибка».


1



Урок слушания

118

Дополнительное чтение. Книги о детях. В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре».

1



Комбинирован-ный

119

Урок обобщения по разделу. Рубрика «Проверь себя».

1



Контроль знаний


Произведения М.М. Пришвина – 6часов





120

Очерк М.М. Пришвина «Моя Родина».

1



Комбинирован-ный

121

Разножанровые произведения М.М.Пришвина. М.М.Пришвин «Двойной след».

1



Комбинирован-ный

122

Рассказы о животных. М.М. Пришвин «Выскочка».

1



Комбинирован-ный

123

Рассказы о природе. М.М. Пришвин «Жаркий час».

1



Комбинирован-ный

124

В.А. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».


1



Комбинирован-ный

125

Работа с детскими книгами о природе. Рубрика «Книжная полка

1



Обобщение и систематизация знаний


Произведения зарубежных писателей -11часов





126-128

Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк».

3



Комбинирован-ный

129-131

Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

3



Комбинирован-ный

132

Дополнительное чтение. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

1



Урок слушания

133

Урок обобщения и коррекции знаний по разделу»Произведения зарубежных писателей»

1



Обобщение и систематизация знаний

134

Комплексная разноуровневая контрольная работа.

1



Контроль знаний

135

Библиотечный урок «Летнее чтение»

1



Библиотечный

136

Резерв

1






















































Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение учебного предмета «литературное чтение»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 8- е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2018.



Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 3класс : учебная хрестоматия для учащихся 3 класса общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2018.


Ефросинина Л.А. Литературное чтение : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.А.Ефросинина. – 5-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2018.


Литературное чтение: 3класс: методическое пособие Л.А.Ефросинина.- 4-е издание., дораб.- М. : Вентана- Граф,2015


Репродукции произведений живописи.


Портреты писателей


Иллюстрации к литературным произведениям


Демонстрационная доска для работы маркерами


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц


Экспозиционный экран


Персональный компьютер,  мультимедийный проектор,


Сканер, принтер


DVD-плеер


http://school-collection.edu.ru/catalog/


http://eorhelp.ru/node/60789


http://www.vgf.ru


http://nsportal.ru


http://www.proshkolu.ru/ http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.vestnik.edu.ru









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!